Научная статья на тему 'Различия в результатах спортивных достижений между западными и восточными странами - участницами олимпийских игр'

Различия в результатах спортивных достижений между западными и восточными странами - участницами олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
114
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / SPORT ACHIEVEMENTS / СУММЫ МЕДАЛЕЙ / SUM OF THE MEDALS / ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ / EAST AND WEST COUNTRIES / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ / ACHIEVEMENT'S MOTIVATION / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / EXTRAVERSION-INTROVERSION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фефилов Антон Валерьевич

В статье представлены результаты статистического исследования достижений спортсменов из стран, различающихся по географическим (Запад-Восток), национально-психологическим особенностям и имеющих больше всего медалей в разных видах спорта на последних 10-ти олимпийских играх. Проанализированы основные теории и факторы психологических различий (в мотивации, выборе целей, социально-экономической структуре студентов университетов, стиле научной работы, способностях, экстраверсии-интроверсии и других свойствах), которые могут влиять и на различия в спортивных достижениях разных стран. В том числе теории и исследования Макклеланда, Квинн, Айзенка, Дженсена, Юнга, Зайонца, Сухаревых. Для статистического анализа спортивных результатов 16 стран были поделены на условные группы: «Западные» и «Восточные». В группу «Восточные страны» вошли Китай, Япония, Южная Корея, а также Россия, располагающаяся географически в основном в Азии. В группу «Западные страны» вошли остальные 12 из 16 государств, имеющих больше всего олимпийских медалей за последние годы, включая и Австралию, которая по истории, культуре, языковым и психологическим особенностям близка странам Запада. В другом варианте «Восточные страны» сравниваются с «Западными» без включения в группы России. Были подсчитаны суммы медалей на всех олимпийских играх вместе и на летних и зимних олимпиадах отдельно. Максимальные различия в достижениях между спортсменами наблюдаются по критерию количества наград на всех последних 10-ти олимпийских играх и между «Западными» и «Восточными» группами стран. «Восточная» группа стран, особенно без включения в нее России, заметно отстает от «Западной» и по количеству стран, имеющих много спортивных достижений на последних 10-ти олимпиадах, и по количеству самих медалей. Существенной разницы между северными и южными государствами в достижениях на летних и зимних олимпийских играх не наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Фефилов Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN RESULTS OF SPORT ACHIEVEMENTS BETWEEN WEST AND EAST COUNTRIES - PARTICIPANTS OF THE OLYMPIC GAMES

The article presents the statistical research results of achievements of the sportsmen from the countries, which are different in the geographical (west east) and national-psychological peculiarities and are having most medals in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games. The main psychological differences’ theories and factors (motivation, target’s choice, science work style, extraversion-introversion, university students’ social-economic structure and other peculiarities), which can influence the differences in sport achievements results between west and east countries, were analyzed. There are McClelland, Quinn, Eysenck, Jensen, Jung, Zajonz, Sukharevs and other theories and researches. For sport results’ statistical analysis all these 16 countries were divided into such groups as west and east. China, Japan, South Korea and Russia (which are localizing basically in Asia) were defined as East countries group. Another 12 from 16 states, which are having most medals in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games, including Australia (which is similar to west countries in historical, cultural, language and psychological peculiarities) were defined as West countries group. In another variant it compares East and West countries not including Russia. Quotients of sum of different Olympic games’ medals were computed, in cases of all Olympic Games and summer and winter games separately. The most distances in sport achievements were found in the results of sum of medals on the last 10 Olympic Games and especially between East and West countries groups. East countries group, especially without including Russia, is significantly down from West in number (amount) of the countries, which are having most achievements in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games and in number (count) of these medals. Significant differences between north and south states in sports achievements on the winter and summer Olympic Games were not found.

Текст научной работы на тему «Различия в результатах спортивных достижений между западными и восточными странами - участницами олимпийских игр»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_43

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2018. Т. 2, вып. 1

УДК 316.4; 159.92 А.В. Фефилов

РАЗЛИЧИЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЕЖДУ ЗАПАДНЫМИ И ВОСТОЧНЫМИ СТРАНАМИ - УЧАСТНИЦАМИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

В статье представлены результаты статистического исследования достижений спортсменов из стран, различающихся по географическим (Запад-Восток), национально-психологическим особенностям и имеющих больше всего медалей в разных видах спорта на последних 10-ти олимпийских играх.

Проанализированы основные теории и факторы психологических различий (в мотивации, выборе целей, социально-экономической структуре студентов университетов, стиле научной работы, способностях, экстраверсии-интроверсии и других свойствах), которые могут влиять и на различия в спортивных достижениях разных стран. В том числе теории и исследования Макклеланда, Квинн, Айзенка, Дженсена, Юнга, Зайонца, Сухаревых. Для статистического анализа спортивных результатов 16 стран были поделены на условные группы: «Западные» и «Восточные». В группу «Восточные страны» вошли Китай, Япония, Южная Корея, а также Россия, располагающаяся географически в основном в Азии. В группу «Западные страны» вошли остальные 12 из 16 государств, имеющих больше всего олимпийских медалей за последние годы, включая и Австралию, которая по истории, культуре, языковым и психологическим особенностям близка странам Запада. В другом варианте «Восточные страны» сравниваются с «Западными» без включения в группы России.

Были подсчитаны суммы медалей на всех олимпийских играх вместе и на летних и зимних олимпиадах отдельно. Максимальные различия в достижениях между спортсменами наблюдаются по критерию количества наград на всех последних 10-ти олимпийских играх и между «Западными» и «Восточными» группами стран. «Восточная» группа стран, особенно без включения в нее России, заметно отстает от «Западной» и по количеству стран, имеющих много спортивных достижений на последних 10-ти олимпиадах, и по количеству самих медалей. Существенной разницы между северными и южными государствами в достижениях на летних и зимних олимпийских играх не наблюдается.

Ключевые слова: Олимпийские игры, спортивные достижения, суммы медалей, западные и восточные страны, мотивация достижений, экстраверсия / интроверсия.

Введение

11 октября 2016 г. в г. Коврове Владимирской области состоялось заседание Совета при Президенте России по развитию физкультуры и спорта. На нем президент РФ В.В. Путин заявил, что «прошедшая олимпиада показала и проблемные точки. К сожалению, в отдельных видах спорта, а их порядка 11-ти, отставание приобрело хронический характер. Более того, в 7-ми видах спорта, а это очень много, наши спортсмены в этом году на олимпиаду вообще не отобрались». По словам Президента, Минспорту и Олимпийскому комитету России предстоит «с этим разобраться и принять конкретные меры», а руководству спортивных федераций - «сделать соответствующие выводы» [1].

На Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро сборная РФ заняла в медальном зачете 4-е место, с 56 медалями, в том числе 19 золотыми и 18 серебряными [2-5]. Некоторые случаи снижения результатов можно объяснить недопуском ряда наших спортсменов на Олимпиаду из-за антидопинговых «санкций». Тем не менее такое не самое высокое место по количеству золотых и серебряных медалей на летних Олимпиадах у сборной России наблюдается впервые за последние как минимум 24 года, с самого начала выступления самостоятельной сборной РФ в 1994 году (после распада СССР).

С зимними видами спорта у олимпийцев РФ также обнаруживаются проблемы, причем не меньшие, чем с летними видами, а иногда даже большие. Только зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 г. прошла для наших спортсменов весьма успешно, позволив занять первое место в общекомандном зачете, которое в настоящее время может быть утеряно из-за многочисленных и беспрецедентных по масштабам антидопинговых санкций.

Ранее подобный успех у сборной наблюдался в последний раз еще в 1994 г. в Лиллехаммере. Но, помимо этих достижений, были и такие явно неудачные выступления, как на Олимпиаде в Ванкувере (в 2010 г. сборная России с 3 золотыми и 5 серебряными медалями не вошла даже в 8-9 лучших сборных мира) и в Солт-Лейк-Сити (в 2002 г. сборная завоевала 5 золотых и 4 серебряных медалей) [2-5]. Что касается достижений наших футболистов, как в составе сборной страны, так и в отдельных клубах, то даже в рамках относительно успешного сезона 2008-2009 гг. вспоминать практически не о чем.

Уровень выступлений наших спортсменов руководители клубов, сборных и федераций пытаются поднять разными способами. Это и большие финансовые вложения в строительство стадионов, спортивных комплексов, манежей и залов, и повышение зарплат, премий и бонусов, особенно за победы в значимых соревнованиях, и приглашение иностранных специалистов, прежде всего тренеров, их помощников и врачей. Кроме ставших уже привычными, появляются и новые стратегии, например натурализация зарубежных игроков (особенно в футболе) и спортсменов неигровых видов.

Возможно, что всё это помогало бы росту достижений намного больше, если бы учитывались индивидуально-психологические, образовательные, национально-языковые и другие особенности как тренеров и спортсменов, так и других специалистов. Этот учет необходим прежде всего для оптимизации взаимодействия и взаимопонимания как между самими спортсменами внутри команды, клуба или сборной, так и между ними и тренерами и другими специалистами. И даже такой простой фактор, как основной язык общения в команде или наличие двух-трех совершенно разных языков и переводчиков, может сильно повлиять на эффективность той или иной тактики и стратегии игры или других видов соревнований. Особенно в футболе, где количество игроков на поле и на скамейке запасных достаточно большое и все они находятся в совершенно разных психологическом и физиологическом состояниях и готовности к самоотдаче. Кроме того, очевидно, что некоторые виды спорта более длительное время и более успешно развиваются в определенных странах, и поэтому было бы логичным учитывать именно опыт таких государств, приглашая оттуда тренеров и других специалистов.

Часть названных проблем могли бы с успехом решить квалифицированные психологи, если бы они активно работали со сборными и клубами. Но в настоящее время даже далеко не все сборные России имеют в штате психологов, особенно достаточно опытных и имеющих профессиональное психологическое образование. Например, нет психологов в штате нашей сборной по футболу, как и в целом ряде футбольных клубов России.

Большую помощь могли бы оказать и различные психологические и психофизиологические методы исследования, прогноза и коррекции состояний, повышения стрессоустойчивости, психофизиологические методы оптимизации самого обучения. То есть все то, что давно осуществляется и развивается на разных кафедрах в Институте педагогики, психологии и социальных технологий (ИППСТ) Удмуртского государственного университета, в том числе и на базе лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ. Она была создана в сентябре 1999 г. и оснащена к настоящему времени весьма современными психофизиологическими методиками и научно-исследовательской аппаратурой [6. С. 51-57].

Имея достаточно большой научно-методический арсенал и 20-летний опыт исследований, диагностической и коррекционной работы, мы стараемся не только не отставать от современных мировых тенденций исследований в области спортивной, инженерной, военной психологии и психологии труда, но и в чем-то опережать их (методически и методологически) [7. С. 35-82]. Для этого необходимо в максимальной степени учитывать опыт спортсменов, тренеров и психологов из разных стран мира, а также те факторы, которые приводят к большим различиям как между отдельными спортсменами, так и целыми государствами в профессиональных достижениях.

Теоретические основания

Возможную разницу между спортсменами и странами в количестве достижений на разных Олимпиадах, и зимних в частности, можно объяснить целым комплексом причин, начиная от социокультурных и психологических (например, различия в ценностях и структурах мотивов между различными культурами и народами, в том числе и в значимости мотивов достижений результатов, побед и избегания неудач) и затрагивая также исторические и социально-экономические (например, различия в уровне развития науки и технологий, особенно в области биологии, медицины, физиологии, психологии, психофизиологии, биотехнологии, биоинформатики и в других сферах).

Количество спортивных передач, радио- и телеканалов, документальных и художественных фильмов на спортивные темы также существенно различается в странах Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы и тем более Азии и Африки. Они связаны не только с финансированием и возможностями организации спортивных мероприятий и трансляции новостей, но и в еще большей степени с различиями в потребностях, мотивах и ценностях населения, преобладающего в той или иной стране, а также с понятием «национальный характер» или даже «национальный темперамент».

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

«Национальный характер» связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого, под национальным характером В.А. Сухарев и М.В. Сухарев понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать «национальный характер» от «национального стиля», под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны» (цит. по: [8. С. 84-85]). Например, имеющие большее количество олимпийских медалей «американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они обожают соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым» (Там же).

Эти оценки подтверждает и экстраполирует на все западное общество психолог В.Н. Квинн [9. С. 224-226]: «.В западном обществе большое значение придается личным достижениям. В результате у большинства из тех, кто живет на Западе, выработалась потребность в достижениях. Для победы на некоторых конкурсах необходимы знания и умения, но бывают и конкурсы, где всё зависит только от удачи. Часто люди считают достижением победу, которая далась им скорее за счет везения и не является никакой личной заслугой. Людям, пристрастившимся к игре в лото-бинго или на скачках, например, нравится возможность легкого выигрыша крупных сумм. Исследования показали, что такие люди очень редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят ощущать личную ответственность за свои достижения».

Азартные игры не требуют совершения серьезных физических и интеллектуальных усилий. По данным Макклеланда (1961), люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер (цит. по: [9. С. 224-226]).

Таким образом, ведущие мотивы личности, в том числе и в области спортивных достижений, некоторые авторы связывают с различиями в мотивационных механизмах и даже с факторами семейного воспитания и влияния традиций и ценностей общества. «Почему же у некоторых возникает такая сильная потребность в достижениях? Макклеланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижениях влияют установки его родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей самостоятельности. Их дети в относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость. Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них обычно формируется слабая потребность в достижениях» [9. С. 224-226].

Какие же страны и культуры больше влияют на рост именно индивидуальных мотивов, мотивов достижений (в том числе в спорте)? Логично предположить, что мотивация достижений сильнее всего выражена у представителей тех культур, в которых больше ценятся индивидуальные достижения. «Несмотря на то что психологи продолжают изучать влияние культурной среды на мотивацию достижений, национальным меньшинствам Америки уделяется явно недостаточно внимания. Недавно проведенное исследование (Стейнберг и др., 1992) показало, что молодые представители всех национальных меньшинств Америки согласны, что найти хорошую работу проще тем, кто хорошо учится. Но ученые обнаружили значительные национальные различия во взглядах на то, каковы шансы получить работу у человека с плохим образованием. Американские студенты азиатского происхождения, у которых самая высокая успеваемость среди всех национальных меньшинств, сильнее всего опасались, что слабые успехи в учебе могут помешать им найти работу. Кроме того, они говорили, что плохие отметки расстраивают родителей. В результате они тратили на выполнение домашних заданий вдвое больше времени, чем студенты других национальностей. Афроамериканцы и студенты латиноамериканского происхождения, успеваемость которых была ниже, более оптимистично оценивали свои шансы найти приличную работу даже при отсутствии блестящего образования. Они трати-

ли на занятия меньше времени, не склонны были думать, что для успешной учебы надо непременно усердно трудиться, и считали своих родителей не особо заинтересованными в каких-либо достижениях» [9. С. 224-226]. Таким образом, любое воспитание, обучение, влияние общества, нацеленное на повышение значимости собственных достижений, усилий, знаний, умений, образования приводят в конечном счете к тому, что даже при отсутствии особых способностей и умений изначально индивид будет больше стараться развить все необходимые свойства в процессе учебной и тренировочной деятельности и достигнет в среднем большего.

Помимо чисто средовых или биологических наследственных факторов, которые не всегда можно выделить как отдельно действующие, во многих ситуациях могут играть большую роль и смешанные влияния, например комбинированные факторы традиций семейного воспитания, влияния общества и конкретных учебных заведений, в свою очередь зависимые от национально-культурных и географических особенностей.

Можно предположить, что некоторые социально-экономические и национально-культурные различия у студентов разных стран также могут повлиять на ведущие мотивы и ценностную ориентацию, которые затем не только будут играть важную роль в выборе образовательных целей и самой эффективности получения ими высшего образования, но также будут влиять на выбор профессиональной деятельности и даже на важность наличия спортивных достижений, например если предположить, что студенты, вышедшие из рабочих семей, будут интересоваться и заниматься работой, требующей более высокого уровня физического развития и выносливости, устойчивости к стрессам, а также спортом чаще других.

Именно такие различия в социально-экономической сфере, а точнее в структуре семей поступающих в вузы студентов у представителей разных национальных культур, приводит всемирно известный психолог и специалист в области интеллектуальных способностей Г.Ю. Айзенк: даже «процент поступающих в вузы учащихся из семей рабочих значительно выше в Англии, чем в России. В России из семей служащих и специалистов происходят 53 % студентов вузов, в Англии количество таких студентов составляет только 44 %. На эти цифры стоит посмотреть с точки зрения того процента, который эти классы составляют в популяции в целом. В России служащие и специалисты составляют 5 % от всей популяции, тогда как в Англии специалисты и управленцы составляют 14 %... Таким образом, в России лишь 5 % популяции являются средним классом и дают 53 % студентов вузов, тогда как в Англии 14 % популяции являются средним классом, но дают только 44 % студентов. В Германии, Франции, Скандинавских странах ситуация сходная с тем, что наблюдается в Англии, в Америке представительство рабочего класса даже выше» [10. С. 504].

Помимо влияния различий в образовании и структуре семей студентов вузов Г.Ю. Айзенк также отмечает еще несколько факторов, влияющих на различия в достижениях разных культур, одновременно сравнивая их биологические и социально-экономические причины, их относительное влияние и ссылаясь на работы А. Дженсена и Р. Линна: «. Как показывает график, социально-экономический статус афроамериканских детей выше, чем у мексиканских детей, тем не менее их показатели интеллекта (Щ) - и по вербальным, и по невербальным тестам - ниже. Практически тот же самый аргумент можно высказать применительно и к китайцам, проживающим в США: их социально-экономический статус ниже, чем у «белых американцев», тем не менее они лучше, чем белые, выполняют невербальные тесты. Это дает большие основания предполагать, что социально-экономический статус, вероятно, представляет собой гораздо менее значимый детерминант чем считают многие. Те же самые результаты были получены и в Гонконге: китайцы лучше справляются с тестами Щ, нежели белые, несмотря на более низкий социально-экономический статус» [10. С. 494-497]. Возможно, что национально-психологические и географические особенности существуют настолько стабильно и независимо от временных факторов, что влияют на множество параметров, включая индивидуальные и коллективные достижения в сфере образования и наук, медицины и технологий, экономики и финансов, также и на стили научной работы, а не только на достижения в том или ином виде спорта.

Еще один западный исследователь Р. Зайонц выделил также несколько «национальных» типов или стилей научной работы, свойственных образованию и науке в определенной стране и связанных с преобладающими в государстве индивидуально-психологическими и культурно-языковыми особенностями. Условно они названы саксонским (англо-американским), галльским (романским), тевтонским (германским) и японско-корейским (или дальневосточным) научными стилями (цит. по: [11. С. 312-314]).

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Первый тип или стиль (саксонский) акцентирует внимание на доказательности научно-исследовательских и практических выводов преимущественно с помощью математико-статистических критериев и уровней значимости безотносительно к природе сравниваемых переменных. Здесь чисто логическая доказательность и причинно-следственная связь отступают по отношению к статистике на второй план. Второй (галльский) постулирует более рациональное и разумное осмысление гипотетических связей и строгую обеспеченность выводов из корреляций или различий опорой на аксиомы (и другие логически сформулированные теоретические предпосылки). Третий (тевтонский), помимо логической доказательности и статистической проверки теоретических постулатов и выводов, требует делать существенный упор на научных традициях и авторитетах. Еще в большей степени ученые авторитеты и мнения традиционного большинства принимаются во внимание в дальневосточных научных школах.

Еще на одно различие между западными и восточными культурами и их достижениями в разных областях указал известный швейцарский психолог К.Г. Юнг, который ввел в науку идеи о том, что существуют как минимум два «измерения личностей». Помимо известных «экстраверсии и ин-троверсии - всего лишь двух из многих особенностей человеческого поведения», есть еще и два типа «мышления - логическое и интуитивное». Именно в их выраженности он нашел большие базовые психологические различия между культурами и народами, особенно между странами Запада и Востока. «Для логического мышления характерна направленность на внешний мир, это обеспечивает приспособление к реальности. Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, оно всегда словесно, требует усилий воли и утомляет. Эта направленность на внешний мир требует образования, воспитания: логическое мышление есть порождение и инструмент культуры. С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия, являющиеся орудиями контроля над реальностью. Логическое мышление также связано с опытом архетипов, но эта связь опосредованная» [12. С. 16-17].

В традиционных обществах логическое мышление развито значительно слабее. Даже в Индии, стране с долгой традицией философского мышления, оно не является, по мнению Юнга, вполне логическим. Индийский мыслитель, скорее, «воспринимает мысль, в этом отношении он похож на дикаря. Я не говорю, что он - дикарь, но что процесс его мышления напоминает способ «мыслепорож-дения», присущий дикарю. Рассуждение дикаря представляет собой в основном бессознательную функцию, он лишь воспринимает результат ее работы. Следует ожидать того же от любой цивилизации, которая имела традицию, почти не прерывавшуюся с первобытных времен» [12. С. 16-17].

Европа шла по пути развития экстравертивного логического мышления, все силы были обращены на покорение внешнего мира. Индия же является классической цивилизацией интровертивного мышления, обращенного внутрь, ориентированного на приспособление к коллективному бессознательному. Такое мышление протекает не в суждениях, оно представляет поток образов и не утомляет. Подобное мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, поскольку оно уходит от реальности в царство фантазии, мечты, сновидчества. Зато оно необходимо для художественного творчества, мифологии и религии [12. С. 16-17]. Таким образом, именно в национально-психологических и связанных с ними географических различиях можно найти один из основных факторов, влияющих на мотивацию, частоту и величину спортивных достижений.

В связи с этим цель работы следует обозначить как исследование величины и причин различий в спортивных достижениях между спортсменами из групп государств, выделенных по критерию «западные - восточные страны», и имеющих больше всего достижений на последних 10-ти Олимпийских играх. Соответственно, определена и гипотеза: спортивные достижения на Олимпийских играх (особенно за последние 20 лет) в западных странах в среднем значительно выше, чем восточных.

Метод

По данным статистики достижений стран мира на Олимпиадах, по состоянию на 4-й квартал 2016 г., было подсчитано количество наград у спортсменов из 16-ти разных стран, имеющих больше всего спортивных достижений на летних и зимних Олимпийских играх за последние 20-22 года (в 1996-2016 гг.). Суммы медалей подсчитаны на основе данных, взятых на специальных спортивных сайтах [2-5]. Расчеты произведены отдельно по летним и зимним играм и по различным видам медалей. Группы стран были выделены следующим образом. В группу «Восточные страны» вошли Китай, Япония, Южная Корея, а также Россия, располагающаяся географически в основном в Азии. В группу «Западные страны» вошли остальные 12 из 16 государств, имеющих больше всего олимпийских медалей за последние годы, включая и Австралию, которая по истории, культуре, языковым и психоло-

гическим особенностям очень близка странам Запада. В другом варианте восточные страны сравниваются с западными так же, но без включения России.

Результаты

Из табл. 1 и 2 (расчеты сделаны на основе данных, взятых на специальных спортивных сайтах [25]), видно, что больше золотых и серебряных медалей на 5-ти последних летних Олимпиадах имеют спортсмены из США (367), КНР (277), России (241), Великобритании (167) и Германии (142), а больше всего медалей на последних 5-ти зимних Олимпийских играх имеют спортсмены из ФРГ, США, Норвегии, Канады и России. По абсолютному количеству всех олимпийских медалей на последних играх лидируют США, Россия, КНР, Германия, а также Великобритания, Франция и Австралия.

Таблица 1

Суммарное количество медалей на последних олимпиадах, летних и зимних, отдельно

Страна Золотые Серебряные Бронзовые Золотые Серебряные Бронзовые

на летних на летних на летних на зимних на зимних на зимних

Олимпиадах Олимпиадах Олимпиадах Олимпиадах Олимпиадах Олимпиадах

США 201 166 161 43 47 47

Китай (КНР) 175 102 103 12 18 17

Россия 124 117 146 38 32 31

ФРГ 70 72 90 53 56 34

Великобритания 95 72 70 3 2 4

Франция 52 43 44 20 15 8

Австралия 63 82 73 5 3 3

Южная Корея 52 68 69 15 15 24

Нидерланды 37 36 29 23 19 18

Италия 47 49 53 12 13 22

Канада 14 26 45 44 35 28

Норвегия 14 9 10 45 36 37

Япония 49 45 64 7 9 10

Швейцария 9 12 11 22 11 14

Австрия 4 6 4 23 30 37

Швеция 11 21 11 14 15 21

Таблица 2

Суммарное количество медалей на последних олимпиадах

Страна Все олимпийские медали Золотые на всех Олимпиадах Серебряные на всех Олимпиадах Бронзовые на всех Олимпиадах

США 665 244 213 208

КНР 427 187 120 120

Россия 488 162 149 177

ФРГ 375 123 128 124

Великобритания 246 98 74 74

Франция 182 72 58 52

Австралия 229 68 85 76

Южная Корея 243 67 83 93

Нидерланды 162 60 55 47

Италия 196 59 62 75

Канада 192 58 61 73

Норвегия 151 59 45 47

Япония 184 56 54 74

Швейцария 79 31 23 25

Австрия 104 27 36 41

Швеция 93 25 36 32

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Таким образом, положение российских олимпийцев лучше всего выглядит в абсолютных цифрах и на летних Олимпиадах, где по сумме разных медалей они занимают 2-3-е места, конкурируя за 2-е место по количеству серебряных и бронзовых наград с КНР. На зимних же Олимпиадах 1998-2014 гг. по всем видам наград россияне были лишь 5-е (с 70 золотыми и серебряными медалями). Впереди были спортсмены из ФРГ (109 золотых и серебряных наград), США (90), Норвегии (81), Канады (79). Достаточно много наград на зимних играх имеется и у совсем небольшой и далеко не северной Австрии (53 также без бронзовых и 90 с бронзовыми медалями), даже с учетом того, что за победы в хоккейном олимпийском турнире дается лишь по одному комплекту медалей. Если бы количество наград совпадало с количеством хоккеистов, входящих в состав сборных, медальных достижений у сборной Канады, выигравшей все последние зимние Олимпиады, а также Швеции, Финляндии, Чехии, США было бы значительно больше.

Обсуждение

Тем не менее «Восточная» группа стран больше всего отстает от «Западной» по количеству спортивных достижений на последних 10-ти олимпиадах, при условии исключения из нее достижений России, с нашими же достижениями различия между группами оказываются несколько меньшими. Возможно, что на эти различия прямо или косвенно влияют все названные выше мотивационные, личностные, интеллектуальные и другие индивидуально-психологические и национально-культурные факторы (согласно гипотезам и результатам исследований Макклеланда, Квинн, Айзенка, Дженсена, Юнга, Зайонца, Сухаревых, других известных ученых). Уровень развития различных наук и технологий в стране также коррелирует с фактором «западные - восточные государства» и таким образом влияет на количественные показатели спортивных результатов. Связь между материальными факторами (например, уровнем технологического развития) и спортивными победами может быть менее, а иногда даже и более значимой, чем корреляция между особенностями ценностной и мотивационной сферы и уровнем индивидуальных достижений.

Отчасти подобную картину различий можно объяснить и тем, что в более крупных странах отношение количества медалей к их населению в среднем значительно ниже, чем в средних и малых. При этом самые крупные из стран, имеющих больше всего спортивных достижений на Олимпиадах -Китай, Россия, Япония, образуют основу восточной группы государств. В другую - «западную» -группу входят лишь две крупные страны - США и ФРГ, существенно меньшие Китая. Более точно определить основные причины разных уровней спортивных достижений в той или иной стране с помощью только статистики представляется затруднительным.

Великобритания, Норвегия, Швеция, а также основная часть России расположены значительно ближе к Северному полюсу, чем другие страны, имеющие практически так же много или даже еще больше достижений на зимних Олимпиадах (Германия, США, Канада, Австрия, Швейцария). Это свидетельствует о том, что вероятность достижений на различных олимпиадах совсем не обязательно связана с географией стран (север-юг), как принято считать в спортивных кругах.

На спортивные результаты также существенно влияет как наличие в командах и клубах спортивных психологов и физиологов, так и уровень их компетентности, опыта и наличие специального профессионального образования и, конечно, величина их материального и иного стимулирования. Все это косвенно или прямо также определяется социально-экономическими, национально-психологическими, культурно-историческими и иными особенностями стран, имеющих давние спортивные традиции.

Выводы

В статье проанализированы основные теории и факторы психологических различий (в мотивации, выборе целей, социально-экономической структуре студентов, стиле научной работы, способностях, экстраверсии-интроверсии и других свойств), которые могут влиять на различия в спортивных достижениях между разными странами. Максимальные различия в достижениях между спортсменами разных государств наблюдаются по критерию количества наград на всех последних 10-ти Олимпийских играх и между «Западными» и «Восточными» группами стран. «Восточная» группа стран, особенно без включения в нее России, заметно отстает от «Западной» и по количеству стран, имеющих много спортивных достижений на последних 10-ти олимпиадах, и по количеству самих медалей. Отчасти такого рода картина различий может объясняться тем, что почти все страны в составе «Восточной» группы крупные и очень крупные, а в таких странах отношение количества медалей к чис-

ленности населения в среднем значительно ниже, чем в средних и малых. Также существенной разницы между северными и южными государствами в достижениях на летних и зимних Олимпийских играх не обнаружено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РИА Новости. Россия сегодня. Спорт. URL: http://ria.ru/sport/20161011/1478983375.html.

2. Медальный зачёт Олимпийских игр. Olympteka.ru. URL: http://olympteka.ru/olymp/game/medals.

3. Краткая история олимпийского движения. URL: http://www.olympichistory.info/all_medals.htm.

4. Олимпийские медали. URL: http://olympic.sport.ua/results/medal.

5. Общий медальный зачет Олмпийских игр. URL: http://www.olymps.ru/medals.

6. Фефилов А.В. 15 лет научных исследований и учебной работы в лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ: основные виды, направления и перспективы // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2014. Т. 24, вып. 2. С. 51-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фефилов А.В. Психофизиология и дифференциальная психология: основные методы и методики исследования. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 104 с.

8. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2006. 363 с.

9. Квинн В.Н. Прикладная психология. 4-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000. 559 с.

10. Айзенк Г.Ю. Психология паранормального. Природа интеллекта: Битва за разум. М.: Эксмо, 2005. 640 с.

11. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 532 с.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ / сост., вступ. статья А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. 288 с.

Поступила в редакцию 21.12.17

A.V. Fefilov

DIFFERENCES IN RESULTS OF SPORT ACHIEVEMENTS BETWEEN WEST AND EAST COUNTRIES -PARTICIPANTS OF THE OLYMPIC GAMES

The article presents the statistical research results of achievements of the sportsmen from the countries, which are different in the geographical (west - east) and national-psychological peculiarities and are having most medals in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games.

The main psychological differences' theories and factors (motivation, target's choice, science work style, extraversionintroversion, university students' social-economic structure and other peculiarities), which can influence the differences in sport achievements results between west and east countries, were analyzed. There are McClelland, Quinn, Eysenck, Jensen, Jung, Zajonz, Sukharevs and other theories and researches.

For sport results' statistical analysis all these 16 countries were divided into such groups as west and east. China, Japan, South Korea and Russia (which are localizing basically in Asia) were defined as East countries group. Another 12 from 16 states, which are having most medals in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games, including Australia (which is similar to west countries in historical, cultural, language and psychological peculiarities) were defined as West countries group. In another variant it compares East and West countries not including Russia.

Quotients of sum of different Olympic games' medals were computed, in cases of all Olympic Games and summer and winter games separately. The most distances in sport achievements were found in the results of sum of medals on the last 10 Olympic Games and especially between East and West countries groups. East countries group, especially without including Russia, is significantly down from West in number (amount) of the countries, which are having most achievements in different kinds of sport on the last 10 Olympic Games and in number (count) of these medals. Significant differences between north and south states in sports achievements on the winter and summer Olympic Games were not found.

Keywords: Olympic Games, sport achievements, sum of the medals, East and West countries, achievement's motivation, extraversion-introversion.

Фефилов Антон Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: antfefilov@yandex.ru

Fefilov A.V.,

Candidate of Psychology, Associate Professor at General psychology department, Head of laboratory of psychophysiology and experimental psychology

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: antfefilov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.