Научная статья на тему 'Различия между представлениями о лидере и реальными качествами лидеров в группах подростков'

Различия между представлениями о лидере и реальными качествами лидеров в группах подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИДЕРСТВЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куминская Е.А.

Исследованы различия между представлениями о лидере в группах младших и старших подростков с теми качествами, которыми обладают реальные лидеры их групп. Показано, что эти различия существуют и что выбор лидера в группах подростков не связан с их представлениями об идеальном лидере. Кроме того, продемонстрированы возрастные различия лидеров групп младших и старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различия между представлениями о лидере и реальными качествами лидеров в группах подростков»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ЛИДЕРЕ И РЕАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИДЕРОВ В ГРУППАХ ПОДРОСТКОВ

Е.А. КУМИНСКАЯ* ФГБНУ «Психологический институт» РАО, Москва

Исследованы различия между представлениями о лидере в группах младших и старших подростков с теми качествами, которыми обладают реальные лидеры их групп. Показано, что эти различия существуют и что выбор лидера в группах подростков не связан с их представлениями об идеальном лидере. Кроме того, продемонстрированы возрастные различия лидеров групп младших и старших подростков.

Ключевые слова: лидер, лидерство, представление о лидерстве, подростковый возраст.

Введение

К настоящему моменту имеются многочисленные работы, посвященные феномену подросткового лидерства. Это связано, в первую очередь, с тем, что данный возраст является сенситивным для развития данных качеств [1]. Исследования лидерства за рубежом имеют самоцелью развитие лидерских качеств детей [8]. Но, к сожалению, многие авторы расходятся в своих представлениях о том, какие качества стоит развивать; поэтому однозначного ответа на вопрос, какими качествами должен обладать лидер, нет до сих пор.

Современные ученые сходятся во мнении, что не только определенные качества влияют на то, что человек становится лидером в коллективе, но и сам факт того, что ребенок занимает такую позицию, приводит к перестроению отношений с членами группы, в результате чего формируются и интериоризуются новые качества [3].

Это указывает на то, что подросток, выдвигаемый на позицию лидера, не обяза-

© Куминская Е.А., 2015.

* Для корреспонденции:

Куминская Евгения Андреевна, научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: j-aquarius@bk.ru

тельно изначально обладает всем набором качеств, которые коллектив хочет видеть в лидере: некоторые качества он будет приобретать уже будучи лидером [5]. Таким образом, способности (в частности, лидерские) развиваются через индивидуальную деятельность. Черты человека, ставшего лидером, преобразуются в процессе осуществления им этой деятельности. Данный принцип используется при обучении одаренных детей: учителя следят за тем, чтобы каждый ребенок из группы побывал в позиции назначенного лидера [7].

Одним из вопросов, который остался неисследованным в проблеме подросткового лидерства, является связь между представлениями о лидере среди подростков и теми качествами, которыми обладают выбранные ими лидеры. Другими словами, в какой мере представления о лидере соотносятся с реальными характеристиками лидеров-подростков. Ответ на этот вопрос имеет прямое отношение как к пониманию феномена подросткового лидерства, так и выявлению тех лидерских качеств, которые необходимы подросткам, желающим развить лидерские способности.

На основании всего вышеизложенного мы сформулировали задачи нашего исследования:

1. Выявить представления о лидере в группах младших и старших подростков.

2. Определить личностные качества реальных подростков, занимающих лидерские позиции в группах старшего и младшего подросткового возраста.

3. Сравнить представления о лидерстве с качествами реальных подростков-лидеров в группах старшего и младшего подросткового возраста.

Методика

Выборка исследования

На первом этапе исследования приняли участие учащиеся московских школ в количестве 100 человек. В зависимости от возраста испытуемые были разделены на 2 группы:

1. Учащиеся младшего подросткового возраста - дети 11-12 лет. Когда проводилось исследование, они учились в 6-7 классах, то есть совместно в качестве группы они существуют уже 2-3 года.

2. Учащиеся старшего подросткового возраста - ученики 9-х классов, 14-15 лет. На момент проведения исследования в качестве группы они существовали 5 лет.

Методы исследования

На первом этапе исследования, выполненного с целью выявить представления о лидере в группах младших и старших подростков, всем испытуемым было предложено написать по 10 качеств, без которых лидер не может обойтись. Мы не предлагали целенаправленно им никакого списка, из которого они могли бы выбрать эти качества, поскольку не хотели вводить никаких ограничений или давать свое представление о лидере. На этом этапе было выделено 82 качества, из которых 5 - наиболее часто упоминаемых (более 50% испытуемых). На основании этих качеств были подобраны методики для последующего исследования.

На втором этапе исследования с целью выявления личностных качеств был выбран Личностный опросник Кеттелла, вариант для подростков ЫБРР.

Для исследования эмоционального интеллекта использовался Опросник на определение уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина [2].

Для выявления реальной социометрической позиции детей была проведена диагностика функционального лидерства в малых группах [6].

Результаты

После анализа 82 качеств, которые учащиеся выделяют как значимые для человека, занимающего лидерские позиции, у нас определилось только 5, которые упомянула более чем половина испытуемых: коммуникабельность, ум, смелость, ответственность, доброта. При этом только одно качество - ум - упоминается в обеих группах испытуемых: старших и младших подростков. 26 качеств упомянули от 20 до 50% респондентов: например, понимание, решимость, лояльность, харизматичность, оптимизм, воля и т.д., и 51 качество упомянуло менее 14% респондентов (например, популярность, честолюбие, расчетливость и т.д.). На рисунке 1 наглядно представлены те 5 качеств, которые были выделены как значимые для лидера более чем половиной испытуемых хотя бы в одной из групп.

Рис. 1. Сравнение качеств, упомянутых более чем 50% испытуемых в группах младших и старших подростков

Как видно из рисунка 1, только показатель «ум» был выделен как значимый в обеих группах, но несмотря на это значимость

его для младших подростков выше, чем для старших. Кроме того, доброта и смелость, которые также важны для лидера в представлении младших подростков, имеют гораздо меньшее значение для старших, которые гораздо выше ценят коммуникабельность и ответственность.

Таким образом, полученные данные связаны с тем, что существуют возрастные различия в представлениях о лидере у младших и старших подростков. Младшие подростки хотят видеть своего лидера добрым, смелым и умным, а старшие - ответственным, коммуникабельным и умным.

Личностные характеристики лидеров в группе младших подростков

В исследовании участвовало 92 школьника в возрасте 12-13 лет, из которых 23 занимают в классах лидерские позиции.

Обнаружено, что лидеры группы младшего школьного возраста показывают повышенные результаты по фактору А (сердечность - обособленность) теста Кеттелла (рис. 2).

товностью участвуют в общественных мероприятиях. Стоит отметить, что показатель «сердечность» не только статистически выше у лидеров, но и также выше возрастной нормы (пределы нормы у Кеттелла 3-6). Это соотносимо с результатами опроса учащихся: более 50% этой возрастной группы упомянули доброту как значимую черту лидерства.

Анализируя данные, полученные по методике Эмоционального интеллекта, было найдено, что еще одно качество, отличающее лидеров указанной возрастной группы от остальных учащихся, - это уровень межличностного понимания (рис. 3). У лидеров данный показатель выше. Это говорит о хорошей способности понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса), чуткость к внутренним состояниям других людей. Выявленный факт кажется нам интересным, поскольку «понимание» в опросе учащихся упомянули меньше 20% респондентов.

Рис. 2. Средние значения личностных качеств у лидеров (высокостатусных) и среднестатусных учащихся младшего подросткового возраста по тесту Кеттелла. Примечание: статистически значимые различия выявлены по показателю «сердечность»

Это говорит о том, что лидеров этой группы отличают эмоциональная теплота, доброта, общительность, веселый нрав. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, готовность к сотрудничеству. Они активны в установлении контактов, с го-

Рис. 3. Средние значения личностных качеств у лидеров (высокостатусных) и среднестатусных учащихся младшего подросткового возраста по тесту ЭмИн.

Примечание: статистически значимые различия выявлены по показателю «межличностное понимание»

Таким образом, лидеров в группах младших подростков отличает сердечность и понимание чужих эмоций. Можно отметить наличие пересечения в идеальных и реальных качествах лидеров.

Личностные характеристики лидеров в группе старших подростков

В опросе участвовало 55 подростков старшего подросткового возраста, из них 13 занимали лидерские позиции. Мы обнаружили, что для лидеров группы старшего школьного возраста характерны более высокие показатели по факторам С (эмоциональная устойчивость) и I (мягкосердечность) (рис. 4).

Рис. 4. Средние значения личностных качеств у лидеров (высокостатусных) и среднестатусных учащихся старшего подросткового возраста по тесту Кеттелла. Примечание: статистически значимые различия выявлены по показателям «эмоциональная устойчивость» и «мягкосердечность»

Полученные результаты говорят о том, что для лидеров этой группы характерны уверенность в себе, спокойствие, стабильность, лучшая подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Они не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными. Кроме того, лидеры обладают эмоциональной сенситивностью, богатым воображением, эстетическими наклонностями, мягкостью и зависимостью. Эти показатели не только отличают лидеров от остальных учащихся, но и достигают значений, превышающих возрастную норму (по Кеттеллу норма 3-6). Результаты напрямую не совпадают с представлениями респондентов о лидерстве. Но такие качества, как уверенность в себе, эмоциональная сенситивность, можно отнести к паракоммуникативным навыкам, посколь-

ку они участвуют в создании успешного общения, влияют на желание других людей говорить с тобой.

Анализ теста на Эмоциональный интеллект показал, что внутриличностное понимание у них ниже, чем у остальных учащихся (рис. 5). Это свидетельствует о том, что способность к осознанию своих эмоций (их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию) у лидеров этой группы плохая.

Рис. 5. Средние значения личностных качеств у лидеров (высокостатусных) и среднестатусных учащихся старшего подросткового возраста по тесту ЭмИн. Примечание: статистически значимые различия выявлены по показателю «внутриличностное понимание»

Таким образом, можно утверждать, что лидеров в группах старших подростков отличает эмоциональная устойчивость, эмоциональная сенситивность, мягкость, зависимость, стремление к прекрасному, а также плохое понимание своих эмоций.

Сравнение личностных характеристик лидеров в группах старших и младших подростков

Результаты лидеров внутри групп подростков разного возраста представлены на рисунке 6. Сравнение младших и старших подростков с помощью теста Кеттелла установило статистически значимые различия в факторах в (совестливость) и (фрустрированность) (см. рис. 6).

Для лидеров старшего школьного возраста характерны высокие показатели по фактору в, превосходящие возрастную

норму (по Кеттеллу норма 3-6). Это говорит об их высоком чувстве ответственности, целеустремленности, добросовестности, аккуратности.

Рис. 7. Средние значения личностных качеств у лидеров старшего и младшего подросткового возраста по тесту ЭмИн

Обсуждение

Рис. 6. Средние значения личностных качеств у лидеров старшего и младшего подросткового возраста по тесту Кеттелла. Примечание: статистически значимые различия выявлены по показателю «совестливость» и «фрустрированность»

Младшие же школьники, по сравнению со старшими, отличаются повышенной фрустрированностью (фактор 04). Это указывает на избыток побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности.

В их поведении преобладает нервное напряжение. Эти дети беспокойны, возбуждены, неусидчивы, чувствуют себя разбитыми, усталыми. Для них также характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность и нетерпеливость.

Данные статистического анализа, полученные с помощью 11-критерия Стьюден-та, представлены на рисунке 7. Достоверных различий в уровне эмоционального интеллекта не выявлено.

Таким образом, имеются возрастные различия в качествах, присущих лидерам обеих групп. Видно, что лидеры младшего школьного возраста фрустрированы, беспокойны, эмоционально неустойчивы, в то время как в старшем подростковом возрасте лидеры отличаются целеустремленностью, ответственностью.

В исследовании было обнаружено, что существуют различия в представлениях о лидерах и реальных качествах лидера в группе подростков. При этом у старших подростков имеются более выраженные различия реальных и идеальных качеств лидеров. Были названы коммуникабельность, ум и ответственность, а лидерам этой группы свойственны эмоциональная устойчивость, мягкосердечность и слабое внутриличностное понимание. У младших подростков отмечается частичное совпадение между названными и реальными значимыми лидерскими качествами. Ум, смелость и доброта лидируют в представлениях, сердечность и межличностное понимание - отличительные черты лидеров этих групп.

На наш взгляд, представляется интересным, что значимость понимания для лидеров продемонстрировали результаты исследования во всех возрастных группах, но в опросе о лидерских качествах оно упоминалось крайне редко. Возможное объяснение различий между представлениями о лидерах и их реальными воплощениями следующее: 1) В исследованных группах могло не быть детей, удовлетворяющих идеальным представлениям о лидерах. Поэтому лидеры были выбраны по принципу «лучшее из имеющегося». 2) На выбор лидера влияют не только качества личности, при-

сущие тому или иному человеку, но и их значимость и польза в конкретной ситуации. А в «идеальном образе лидера» отсутствует поправка на ситуацию, поскольку это - лидер, который эффективен в принципе, а не «только в нашем классе». Соответственно выбранные лидеры являются наиболее подходящими для осуществления целей группы, но при этом могут не подпадать под образ «идеального лидера». 3) Рефлексия в подростковом возрасте находится на стадии формирования, и поэтому учащиеся могут не отдавать себе полный отчет о том, почему тот или иной учащийся становится лидером группы. 4) Поскольку развитие лидерских качеств может происходить непосредственно в деятельности, есть еще вероятность, что у тех подростков, которые будут занимать лидерские позиции в течение длительного времени, разрыв между идеальными и реальными качествами будет сокращаться.

К сожалению, все вышеописанные объяснения невозможно подтвердить или опровергнуть в рамках настоящего исследования, поскольку оно носит констатирующий характер. Проверка этих предположений может стать основой для специальных исследований. Лидерская позиция дает возможность к большей самореализации ребенка, претворению в жизнь заложенных в нем задатков и способностей. И часто дети, которые хотят занимать лидерские позиции, берут за образец те качества, которые называют ученики. Наше исследование показывает, что в основе лидерства лежат более сложные механизмы, чем простой выбор того, кто больше всего соответствует образу «идеального лидера». Но какие это механизмы, предстоит еще изучить.

Заключение

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Представления о лидерах в группах младших подростков включают в себя доброту, ум и смелость; в группах старших подростков - ум, ответственность и коммуникабельность.

2. Для лидеров младшего подросткового возраста характерны эмоциональная теплота, доброта, общительность, готовность к сотрудничеству. Они с готовностью участвуют в общественных мероприятиях, легко устанавливают контакты. Кроме того, они хорошо понимают эмоциональное состояние человека, чутки к внутренним состояниям других людей. Для лидеров старшего подросткового возраста характерны уверенность в себе, спокойствие, стабильность. Они чувствуют себя хорошо приспособленными. Их также отличает эмоциональная чувствительность, богатое воображение и др. Эмоциональную устойчивость, эмоциональную чувствительность можно отнести к параком-муникативным свойствам, что перекликается с «коммуникативностью», которая является одной из значимых в представлениях об идеальном лидере.

3. Представления о лидерстве и качества реальных лидеров в группе младших подростков совпадают частично (показатель «доброта» можно соотнести с показателем «сердечность»). У группы старших подростков представления о лидере и их реальные качества совпадают косвенно, поскольку ряд выделенных у лидеров черт относятся к паракоммуникативным навыкам.

Полученные результаты значимы с практической точки зрения, поскольку ясно демонстрируют, что при построении программы обучения лидерским навыкам следует учитывать возрастные различия. Кроме того, представление учащихся о лидерстве не может быть поставлено во главу обучения лидерским навыкам, поскольку дети выбирают лидеров не на основе своих представлений. Гораздо большую роль для развития лидерских качеств играет сама деятельность, которую осуществляет подросток, поставленный в лидерскую позицию. Как раз в ней лидерские качества развиваются лучше всего.

По нашему мнению, перспективным для исследования могут стать именно те причины и психологические основания, из-за которых в группах выбирается лидер.

Литература

1. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: На примере учебных групп подростков и юношей: Дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2005. - 159 с.

2. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. -2006. - № 4. - С. 3-22.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

4. Рыбаков О.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности: Учебное пособие. - СПб.: Издательство Каро, 2008. - 120 с.

5. Севалкин И.Ю. Пути формирования лидерства в детско-молодежных объединениях // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 40-44.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая лиагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. - 490 с.

7. Шумакова Н.Б. (ред.). Одаренный ребенок: особенности обучения. - М.: Просвещение. - 2006. - 240 с.

8. Karnes F.A. & Bean S.M. Methods and materials for teaching the gifted (3rd Edition). - Waco, TX: Prufrock Press Inc., 2008. - P. 717-762.

References

1. Bespalov D.V. Vliyaniye organizovannos-ti gruppy na liderstvo i yego effektivnost' v napryazhennykh situatsiyakh sovmestnoy deyatel'nosti: Na primere uchebnykh grupp podrostkov i yunoshey: Dis ... kand psikhol nauk. Kursk 2005: 159 (in Russian).

2. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereni-ya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn. Psikhologicheskaya diagnostika 2006; 4:3-22 (in Russian).

3. Rean A.A., Kolominskiy YA.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. St.-Peters-burg: Piter 1999: 416 (Seriya «Mastera psik-hologii») (in Russian).

4. Rybakov O.Ye. Atlas dlya eksperimen-tal'no-psikhologicheskogo issledovaniya lichnosti: Uchebnoye posobiye. St.-Petersburg: Izdatel'stvo Karo 2008: 120 (in Russian).

5. Sevalkin I.YU. Puti formirovaniya liderstva v detsko-molodezhnykh ob»yedineniyakh. Sredneye professional'noye obrazovaniye 2012; 2:40-44 (in Russian).

6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya liagnostika raz-vitiya lichnosti i malykh grupp: Uchebnoye posobiye. Moscow: Izdatel'stvo Instituta psik-hoterapii 2002: 490 (in Russian).

7. Shumakova N.B. (red.). Odarennyy rebenok: osobennosti obucheniya. Moscow: Prosvesh-cheniye 2006: 240 (in Russian).

8. Karnes F.A. & Bean S.M. Methods and materials for teaching the gifted (3rd Edition). Waco, TX: Prufrock Press Inc 2008: 717-762.

DIFFERENCES BETWEEN THE CONCEPT OF A LEADER AND ACTUAL LEADER TRAITS IN TEENAGE GROUPS

E.A. KUMINSKAYA Psychological Institute RAE, Moscow

We studied the differences between the concepts of a leader with the qualities of the real leaders in groups of younger and older adolescents. It was shown that these differences exist, and that the choice of a leader in a group of teenagers is not associated with their idea of a perfect leader. In addition, age differences in leaders of groups of younger and older teens were demonstrated.

Keywords: leader, leadership, ideas of leadership, adolescence.

Address:

Kuminskaya Evgenia, Researcher Psychological Institute RAE,

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

E-mail: j-aquarius@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.