Научная статья на тему 'Различия культур Востока и Запада как источник их взаимообогащения в сфере спорта'

Различия культур Востока и Запада как источник их взаимообогащения в сфере спорта Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
2774
213
Поделиться
Ключевые слова
"ВОСТОК-ЗАПАД" / КЛАССИФИКАЦИИ РАЗЛИЧИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО "Я" / "EAST-WEST" / PROBLEM OF INDIVIDUAL "I"

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич

Статья посвящена анализу религиозно-философских, социально-политических, психолого-педагогических различий культур Востока и Запада. Подведены некоторые итоги исследований по повышению качества подготовки спортсменов-единоборцев на основе методологии С.В.Калмыкова о взаимодействии и взаимообогащении восточных и западных школ спорта

Cultural differences between East and West as a source of mutual enrichment in sports

The article is devoted to the analysis of religious and philosophical, social and political, psychological and pedagogical differences between cultures of the East and West. It presents some results of the research on improving the quality of athletes's training on the base of S.V. Kalmykov's methodology on collaboration and mutual enrichment of eastern and western sport schools.

Текст научной работы на тему «Различия культур Востока и Запада как источник их взаимообогащения в сфере спорта»

17. www.infosport.ru/press/tpfk

18. www.infosport.ru/press/fkvot

19. www.shkola-press.ru

20. www.informika.ru

21. www.infosport.ru

22. www.mail.ru

23. www.nbrb.ru

24. www.nic.ru

25. www.sportkniga.com

26. www.sovsportizdat.ru

27. www.polar-russia.ru

Яковлева Наталья Викторовна - мастер спорта по конькобежному спорту, старший преподаватель Бурятского госуниверситета.

Петренко Г еннадий Петрович - доцент, декан ФФКСТ Бурятского госуниверситета.

Аксенов Максим Олегович - ст. преподаватель ФФКСТ Бурятского госуниверситета.

671310 Заиграево, ул. Ленина 16-5,

Yakovleva Natalya Viktorovna - senior teacher of Buryat State University, master of sport in skating.

Petrenko Gennadiy Petrovich - assosiate professor, dean of faculty of physical culture, sport and tourism of Buryat State University.

Aksenov Maksim Olegovich - candidate of pedagogical sciences, senior teacher of department of theory of physical culture of Buryat State University.

ph. 21-69-89, e-mail: 6730@mail.ru.

УДК 796.0

АС Сагалеев Различия культур Востока и Запада как источник их взаимообогащения в сфере спорта

Статья посвящена анализу религиозно-философских, социально-политических, психолого-педагоги-ческих различий культур Востока и Запада. Подведены некоторые итоги исследований по повышению качества подготовки спортсменов-единоборцев на основе методологии С.В.Калмыкова о взаимодействии и взаимообогащении восточных и западных школ спорта.

Ключевые слова: «Восток-Запад», классификации различий Востока и Запада, физическая культура, спорт, проблема индивидуального «Я».

A.S. Saga/eyev

Cultural differences between East and West as a source of mutual enrichment in sports

The article is devoted to the analysis of religious and philosophical, social and political, psychological and pedagogical differences between cultures of the East and West. It presents some results of the research on improving the quality of athletes’s training on the base of S.V. Kalmykov’s methodology on collaboration and mutual enrichment of eastern and western sport schools.

Key words: “East-West”, classification of differences between East and West, physical culture, sports, problem of individual “I”.

В единстве и борьбе противоположностей, многообразии мира отражается бытие человечества, взаимодействие, взаимообогащение народов, их культур.

Вопросы взаимодействия культур Востока и Запада мыслителями и философами стали рассматриваться с начала XVII в., рассуждения по этому поводу носили общий характер, однако при этом признавалась закономерность преемственности как одно из условий взаимодействия и заимствования культур. И только в XVIII в. была заложена философская основа исследования проблемы взаимодействия культур регионов.

Проблема «Запад-Восток» рассматривается с позиций диалектики общего, особенного и единичного; это позволяет прийти к выводу, что взаимодействие культур Запада и Востока складывается на основе сочетания преемственности и заимствования, сохранения традиций и обычаев общающихся народов и освоения каждым элементов других культур. Это способствует не

только взаимному пониманию, но и самопознанию, а тем самым - активному взаимодействию культур разных народов без утраты самобытности и специфичности каждой из них. Такое их взаимодействие и взаимное дополнение интерпретируются как общение культур, их равноправный диалог [4].

Анализ проблемы «Восток—Запад» позволяет констатировать наличие различных явлений, течений, подходов, идей, процессов, таких как европоцентризм, западноцентризм, антиевропоцентризм, азиоцентризм, евразийство, всеединство и др. [4, 5, 17].

Культура тех рас, которые имели больше связей с другими расами, более высоко развита. У рас, не имевших таких связей, культура не получала стимула к развитию и поэтому осталась относительно отсталой [18].

К концу XIX в. объем накопленных знаний потребовал упорядочивания, что происходило во многом в рамках дихотомных сопоставлений.

В соответствии с этим подходом Запад и Восток выделялись как два в общем плане принципиально различных типа общественного устроения — и это различие прослеживалось именно на общетипологическом уровне, на котором уравнивались различия конкретных обществ этнического или национального уровня.

Так, китайский политик и исследователь Чэнь Ду Сю, живший на рубеже XIX-XX вв., различия между западной и восточной цивилизациями свел к трем пунктам: 1) если на Западе

основой жизни наций является война, то на Востоке - мир (покой); 2) основой западных наций является индивидуализм, основой восточных -семья; 3) движущей силой на Западе является право и материальная выгода, на Востоке - чувство и показное бескорыстие. Другой известный китайский политик и исследователь Ли да Чжао в статье «Особенности основ цивилизаций Востока и Запада» описал черты, определяющие специфику культур Востока и Запада (табл. 1)

[19].

Таблица 1

Специфические черты культур Востока и Запада, описанные Ли да Чжао

Восток Запад

естественность искусственность

покой движение

мир война

пассивность активность

склонность к зависимости самостоятельность

медлительность стремительность

стагнация прогресс

интуиция разум

искусство наука

дух материя

душа плоть

обращенность к небу обращенность к земле

гармония с природой противоборство с природой

покорность природе покорение природы

жестокость гибкость

пессимизм оптимизм

земледелие промышленность и торговля

кисть перо

Сводя воедино характеристики Запада и Востока, которые выделялись в разные периоды и разными авторами, Б.С.Ерасов [3] выводит следующую схему.

1. Социально-экономические характеристики. Запад - развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток - отсталый, сельский, аграрный. На Западе - производство как базис (капитал); на Востоке - распределение как базис («реципрокное» общество).

2. Тип и структура социальности. Исследователь отмечает, что классификация различий типов и характеристик социальности Запада и Востока детально разработана немецким философом Г. Кейзерлингом в его «Дневнике путешествий философа» в 1920 г. Запад - это рыночные и правовые отношения, выделение личности, пользующейся правами и свободами;

Восток - межличностные (коммунальные, ком-мунитарные, общинные, аскриптивные) отношения, нормативный контроль через религиозные принципы и государство. Для классического Запада характерна классовая дифференциация, для Востока - родоплеменная, сословная, клановая, этническая.

3. Политические характеристики. Запад -гражданский, демократический. Восток - патриархальный, авторитарный, деспотический.

4. Культурные характеристики (в развернутом виде представлены в табл. 2).

Сопоставление Запада и Востока как двух основных типов цивилизаций по перечисленным критериям действительно может многое раскрыть в ценностных, нормативных или познавательных установках, доминирующих в этих культурах.

Таблица 2

Классификация различий типов и характеристик социальности

Запада и Востока, разработанная Г.Кейзерлингом [3]______________________

Запад Восток

материализм духовность

секуляризованный религиозный

реализм/прагматизм идеализм

объективизм субъективизм

плюрализм монизм

рациональность интуитивность

разум (логос) путь(дао)

динамизм / развитие /движение инертность/стабильность

Прогресс застой/косность

Искусственность естественность

покорение природы адаптация к природе

Право мораль

Научность сакральное знание

Свобода порядок

Равенство подчинение

Воля фатализм

Индивидуализм подавление личности

Антропоцентризм теоцентризм

5. Исторические характеристики

Запад Восток

Историзм застойность/неисторизм

линейное время циклическое время

Среди более поздних работ, выявлявших подобные дихотомичные схемы Запада и Востока, известны труды С.Л. Гьюлика [2] и Х. Накамуры [13].

В качестве итога сравнительного анализа восточного и западного типов мышления эпохи Ренессанса М.А. Мамонова [10] представила детальные характеристики, составленные с учетом социокультурного контекста их формирования и последующей эволюции.

Различия Востока и Запада касаются следующих аспектов: 1) демографических тенденций развития западных и восточных цивилизаций; 2) технологического и экономического развития; 3) геополитических отношений [9]. При этом автор отмечает, что для восточного типа мышления характерны приоритет общих интересов перед частными, массы перед личностью, духовных ценностей перед материальными; преобладание идеационального (сверхчувственного) социокультурного строя, восточных религий (вплоть до фундаментализма), бережное отношение к природе, частью которой ощущает себя человек. Отсюда - всесилие государства, преобладание консерватизма, крайне осторожное отношение к инновациям, переменам, несущим беспокойство, нарушающим традиционный образ жизни, недооценка роли науки, особенно прикладной, практической. Западному типу мышления свойственен индивидуализм, приоритет личности над обществом, преобладание ра-

ционалистического социокультурного строя, активность в покорении природы, научном знании и освоении инноваций, склонность к экспансии и переменам, недоверчивое отношение к государству и стремление ограничить его вмешательство в частную жизнь. Однако эти социокультурные различия весьма относительны и изменчивы. Как показал современный опыт Японии, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, восточные страны способны, не потеряв культурного своеобразия, быстро осваивать преимущества западного мышления и осуществлять стратегический прорыв, опираясь на кластер базисных инноваций.

В XXI в. взаимодействие цивилизаций ведет к образованию многополярного мира. Это может привести к столкновению культур, если тенденции углубления технологического и экономического разрыва между Западом и Востоком не будут преодолены. Решением этой проблемы видится продолжение межкультурного диалога, партнерство и сближение культур.

На примере Европы и Китая рассмотрим критерии различия Востока и Запада.

1. Соотношение логического и интуитивного в мышлении. Традиционное китайское мышление в значительной мере относится к интуитивному типу, а западное - к рационалистическому.

2. Соотношение индивидуального и коллективного. Китайская семья сама обеспечивала

себя всем необходимым, поэтому сформировалась очень закрытая культура. В Европе же получил развитие индивидуализм человека. Европеец считает, что именно он является главной силой в природе, что он способен достигать своих целей по собственной субъективной воле, независимо от законов природы.

3. Представления о гармонии и дисгармонии. В китайской культуре под влиянием конфуцианства считается, что лучше спокойно жить в плохом положении, чем идти на риск, связанный с попытками что-то изменить. Человек, семья и общество стремятся к спокойному, мирному образу жизни, уюту естественности, гармонии с окружающей средой. Государственное устройство и семейный уклад оставались стабильными в течение многих лет. Китайцы положительно воспринимали все знакомое и отвергали незнакомое. В западной же культуре представления о гармонии направлены на осмысление не мировой гармонии, а ее концепции внутри себя. Европеец должен развивать в себе природные задатки, как физические, так и интеллектуальные.

4. Нравственные представления. Европейцы в своих нравственных представлениях легко впадают в крайности, т.к. в их представлении центром гармонии является человек. Китайцам же в этом вопросе больше свойственно стремление достичь соразмерности.

5. Степень автономности индивида. В Европе целью социализации является подготовка личности к самостоятельной жизни, не зависимой от родителей. У европейца преобладает установка, что его будущее - в его руках, он проводит четкую границу между внешним и внутренним мирами. В Китае связь между родителя-

ми и детьми не разрывается, акцентируется важность кровных связей. Большое внимание уделяется воспитанию коллективизма. Цель воспитания заключается в том, что для личности ее индивидуальность имеет значение только в контексте коллектива.

6. Концепции добра и зла. Для китайской культуры характерно представление о естественном происхождении добра, которое вызывается не внешним принуждением, а присуще человеку от природы. Так, в конфуцианстве сострадание рассматривается как естественное для человека чувство.

Для Западной культуры характерно рассматривать добро как то, что превыше природы. Согласно христианству каждый новый человек, пришедший в этот мир, осквернен первородным грехом, который следует искупать. Добро есть то, что человек не может познать сам по себе, но только через церковное откровение [18].

Описанные различия являются существенным препятствием к взаимопроникновению культур, усложняют усвоение чужого опыта и принятие чужих ценностей. Но при этом и европейцам, и китайцам присущи черты ментальности противоположной культуры. Это создает предпосылки для эффективного взаимодействия культур в различных сферах - экономике, науке, образовании.

Е.Г. Хилтухина [17], определив культурологические различия (табл. 3), отмечает, что для Востока характерна близость человека с природой, люди считают себя частью природы, чувственное и духовное начала преобладают. Для Запада свойственно рациональное восприятие мира и его активное преобразование.

Таблица 3

Культурологические различия Востока и Запада [17]

Восток Запад

чувство разум

природа общество

дух материя

общее частное

пассивность активность

закрытость открытость

созерцательность деятельность

внутренняя сторона внешняя сторона

культура цивилизация

традиция новация

асимметрия симметрия

субъективное понимание объективное понимание

пространственно-образный тип логико-вербальный тип

«минимальное сообщение» «максимальное сообщение»

D.T. Suzuki, E. Fromm, R. de Martino [15] специфические черты западного и восточного сознания и типа рассмотрения вещей и подчеркивают, что для Запада и Востока характерно различное видение мира (табл. 4).

Таблица 4

Специфические черты западного и восточного сознания, типа рассмотрения вещей [15]

Видение мира на Востоке Видение мира на Западе

синтетическое аналитическое

целостное дифференцирующее

интегративное индуктивное

несистематизирующее сциентистское

интуитивное концептуальное

внедискурсивное генерализующее

субъективное волеизъявляющее

группоцентристское эгоцентрическое

Можно считать, что культура ВосточноАзиатского региона представляет собой совокупность современных «азиатских ценностей». Это сочетание традиционных культурных представлений, корни которых уходят к основным религиозным течениям Востока, с современными, в том числе либеральными, западными. Результатом их взаимодействия стал экономический подъем этого региона.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что в многочисленных сопоставлениях культур, проводимых разными исследователями, даются антиномичные характеристики Востока и Запада [2-5, 9, 10, 12, 13, 15-19], которые необходимо учитывать во всех сферах деятельности, в том числе и в спорте.

Поскольку физическая культура является частью общечеловеческой культуры, то при ее исследовании следует принимать во внимание принципы изучения взаимоотношений художе-

ственных культур Востока и Запада, изложенные М.С. Каган, Е.Г. Хилтухиной [4]: 1) строение художественной культуры и системный подход к изучению взаимоотношений художественных культур Запада и Востока; 2) исторический подход к изучению взаимоотношений художественных культур Востока и Запада; 3) взаимодополнительность и синтез художественного развития на Западе и Востоке.

Применительно к спортивной деятельности С.В. Калмыковым предложена схема сравнительной классификации различий культур Востока и Запада (табл. 5), которая является основой анализа индивидуальных характеристик подготовленности спортсменов, в том числе единоборцев.

Данная схема разработана в рамках методологии автора о взаимообогащении культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта [5].

Таблица 5

Сравнительная классификация различий Востока и Запада [5]

Восток Запад

преодоление привязанности к индивидуальному «Я», слия- сфокусированность психической жизни, практической

ние с коллективным бессознательным или космическим деятельности вокруг индивидуального «Я»

разумом

выход за рамки вербальных структур, отсутствие сознатель- вербально-словесная мотивация действия («я совер-

ной мотивации действий («оно совершает действие») шаю действие»)

интуитивизм рационализм

континуальность дискретность

единство микро- и макрокосмического противопоставление человека и природы («человек над природой»)

«покой в движении», «недеяние (деяние-через-недеяние)» активность, агрессивность

«уступчивость», выжидательность целеустремленность, воля

бесстрастность, отрешенность эмоциональность

образно-чувственное восприятие дискурсивно-логическое мышление

традиционализм (консерватизм) радикализм (прогрессивность)

круг, спираль, волнистая линия прямая линия (конус, пирамида)

Теоретико-методологической основой изучения спортивной деятельности человека в контексте «Восток-Запад» являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений. Так, в западных школах спорта основной упор делается на развитие дискурсивнологического мышления, вербальную мотивацию действий, четкое осознание субъектом деятельности границ своего индивидуального «Я», в восточных же школах - на развитие интуиции и образно-чувственного восприятия, спонтанность и естественность реакции, отсутствие вербальной мотивации действий. Таким образом, наиболее важной отличительной чертой восточной методологии индивидуализации подготовки единоборцев является отношение к проблеме индивидуального «Я», центральной проблеме бытия во всех религиозно-философских учениях, заложивших методологические основы восточных единоборств (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др).

На основе данной методологии, в частности, классификации различий Востока и Запада, нами проведен ряд исследований. Так, проанализировано содержание технико-тактической и физической подготовки тайбоксеров, показаны тенденции предсоревновательной подготовки -интенсификация, чередование различных по направленности и содержанию нагрузок. Дана характеристика соревновательной деятельности тайбоксеров, их технико-тактического арсенала, предложена и экспериментально обоснована технология подготовки к ответственным соревнованиям [7].

Изучены практические вопросы тренировки борцов в связи с требованиями соревновательной деятельности. Значительный объем материала посвящен современной системе технико-тактической и физической подготовки, раскрыта технология непосредственной подготовки к соревнованиям, показана ее высокая эффективность [8, 11].

На основе теории деятельности как методологической основы раскрыты вопросы анализа соревновательного противоборства спортсменов, выделены основные признаки соревновательной деятельности как таковой, проанализированы подходы к определению структуры, контролю и анализу соревновательной деятельности, изучены проблемы управления как многоуровневой системы, исследованы вопросы формирования индивидуального стиля ведения борьбы и моделирования соревновательной дея-

тельности [14].

Кроме того описан механизм влияния этнопсихологических особенностей на соревновательную деятельность через этнические установки, стереотипы поведения и деятельности, выявлены этнопсихологические особенности спортсменов и специфика соревновательной деятельности представителей европейских и азиатских школ борьбы.

На примере одной из сильнейших национальных школ борьбы России - бурятской - определены некоторые резервы повышения результативности выступлений на ответственных соревнованиях. На этой основе предложена методика повышения эффективности соревновательной деятельности борцов [6, 14]. Также разработан ряд вопросов, посвященных одному из видов восточных единоборств - бурятской борьбе, ее обрядовой, ритуальной стороне и правилам соревнований [1].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: выявление и учет религиозно-

философских, социально-политических, психо-лого-педагогических и других различий культур Востока и Запада является источником и теоретико-методологической основой повышения качества подготовки как российских, так и зарубежных спортсменов.

Литература

1. Бурятская борьба «Барилдаан» (организационные и научно-практические аспекты разработки единых правил) / Б.Б. Жамсуев [и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - 30 с.

2. Гьюлик С. Л. Восток и Запад: изучение физических и культурных характеристик. - Токио, 1962.

3. Ерасов Б.С. Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2001. -С.246-255.

4. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. - М.: Наука, 1994. - 160 с.

5. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. - М., 1994. - 60 с.

6. Калмыков С.В., Сагалеев А.С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2000. - 151 с.

7. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Хамаганов Б.П. Подготовка спортсменов в тайском боксе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - 130 с.

8. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 204 с.

9. Кургузов В.Л. Восток-Россия-Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации: очерки лекционного курса. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. - 351 с.

Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Диагностика функционального состояния организма на основе электропунктурного метода Фолля

10. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 120 с.

11. Моделирование соревновательной деятельности в спортивной борьбе / С.В.Калмыков [и др.]. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. - 89 с.

12. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. - Новосибирск, 1994. - 206 с.

13. Накамура Х. Пути мышления восточных людей: Индия-Китай-Тибет-Япония. - Гонолулу, 1965.

14. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - 248 с.

15. Сузуки Д.Т., Фромм Е., Мартино Р., де. Дзен буддизм и психоанализ. - Нью-Йорк, 1963.

16. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1986. - 238 с.

17. Хилтухина Е.Г. Курс лекций по культурологи: учеб. пособие; отв. ред. Л.Л. Абаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.

гос. ун-та, 2003. - 234 с.

18. Чжэн Чжилянь. Становление образования в контексте взаимодействия культуры Востока и Запада (на материале системы высшего образования в Китае): дис. ... канд. филос. наук. - Владивосток, 2006. - 159 с.

19. Щеглова Л.В., Щипулина Н.Б., Суродина Н.Р. Культура и этнос. - Волгоград: Перемена, 2002. - 152 с.

Сагалеев Андрей Сергеевич - кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета.

Sagaleyev Andrey Sergeevich - candidate of pedagogical science, associate professor, head of department of sports disciplines of Buryat State University.

УДК 796.072.2:796.81

СВ. Калмыков, А. С. Сагалеев, А. С. Цыбиков Диагностика функционального состояния организма на основе электропунктурного метода Фолля

В работе представлены результаты диагностики функционального состояния ЦНС и внутренних органов студентов-спортсменов с использованием метода Фолля. Определена активность ЦНС и внутренних органов в течение дня, выявлены наиболее значимые их взаимосвязи. На основе многомерных методов анализа произведена систематизация внутренних органов по признаку тесноты взаимосвязи.

Ключевые слова: активность и взаимосвязь внутренних органов и ЦНС, электропунктурная диагностика, методика Фолля.

S V Ka/mykov, A.S. Saga/eyev, A.S. Tsybikov

Diagnostics of the functional state of organism on the base of the electropunctural Foll’s method

The article presents the results of diagnostics of the functional state of Central nervous system and internal organs of students-athletes with help of the Foll’s method. It defines the activity of central nervous system and internal organs during the day, their most significant correlations are revealed. The systematization of internal organs featured by tightness of interconnection is based on the multidimensional methods of analysis.

Key words: activity and correlation of internal organs and nervous system, electropunctural diagnostics, Foll’s method.

Задачи исследования:

1) определение активности ЦНС и внутренних органов студентов-спортсменов в течение дня методом электропунктурной диагностики Фолля;

2) выявление структуры взаимосвязей внутренних органов и ЦНС указанного контингента обследуемых.

Методы исследования. Для получения данных о состоянии организма студентов-

спортсменов использовался метод Фолля [2]. Время одного обследования составляло до 5 минут.

В работе использовался аппарат электро-пунктурной диагностики ДиаДЭНС-ПК в режиме Биофолль (свидетельство на полезную мо-

дель №18353; приоритет от 19.02.2001; лицензия №42/2001-0927-0595 от 20.12.2001).

Применялись методы математической статистики - дисперсионный, корреляционный, факторный и кластерный анализ

Организация исследования. Эксперимент был проведен в течение рабочего дня (с 08.00 ч до 18.00 ч 8 июня 2010 г.). Диагностика осуществлялась 6 раз (до приема пищи) в следующих интервалах времени: 8:00-9:00, 11:00-12:00, 12:0013:00, 14:00-15:00, 15:30-16:30, 17:00-18:00 ч. В эксперименте приняло участие 12 студентов БГУ в возрасте 20-25 лет. Таким образом, всего было сделано 72 обследования.