Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ КОНСТИТУЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗЛИЧИЯ КОНСТИТУЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ КОНСТИТУЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Серобян Л.А. студент Тупицина Е.М.

студент Николаева Л.А. студент Кулагин А.Е.

научный руководитель, преподаватель

ЮЯИЖТ

филиал ДВГУПС в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри РАЗЛИЧИЯ КОНСТИТУЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соединенные Штаты Америки как самостоятельное государство были провозглашены в 1776 году. Американскому народу потребовалось еще семь лет тяжелой войны с Англией для защиты своей независимости. Только в 1783 году по Версальскому миру Англия признала суверенитет заокеанской республики [3].

19 апреля 1775 года между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся второй континентальный конгресс, который с перерывами прозаседал до 1779 г. В силу чрезвычайных обстоятельств он превратился из консультативного органа в полномочное собрание представителей всех колоний. Он стал выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа [3].

Самым важным в работе второго континентального конгресса является принятие 4 июля 1776 года Декларации независимости США. Этот день считается национальным праздником [3].

Декларация в доступной форме выразила коренные чаяния американского народа о свободе и демократии, ее читали под пушечные салюты и звон колоколов. Она лучше, чем любая проповедь, воодушевляла солдат.

В Декларации следующим образом обоснованы причины полного разрыва политической и государственной связи с Англией: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены Творцом неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых...» [1].

Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость, являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта

1781 года [3]. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый из которых сохранял свой суверенитет. Для заведования общими делами союза намечалось ежегодно созывать однопалатный конгресс. В нем каждый штат имел один голос, но количество делегатов колебалось от 2 до 7 человек.

Завершающим этапом демократического развития США стало принятие Конституции 1787 года. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект Конституции, и после ее ратификации тремя четвертями штатов она вступила в силу [3].

В основу формирования правительственной власти США положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам.

Конституция Соединенных Штатов Америки предусматривает, что вся национальная законодательная власть предоставляется Конгрессу, состоящему из двух палат - Сената и Палаты представителей [3]. Власть Конгресса в законодательстве является достаточно всеобъемлющей, и охватывает практически все аспекты жизни американского народа

По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент — коллегией выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент — на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась «отцам-основателям». Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех ветвей власти.

Собственно, в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из «присущих» Президенту полномочий, либо делегируется самим конгрессом.

По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецедентов — судебных решений, в

которых дано толкование конституционных и законодательных норм и которым суды должны следовать при разрешении сходных дел.

Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие административные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц.

Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием общества. В руках конгресса наиболее эффективным средством воздействия была "власть кошелька". Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции США, а средством практической реализации — право отказа в применении тех законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Конституции США, так, как она представлялась суду.

Конституция является главным законом страны, и Конгресс, и Президент принимают клятву защищать ее, и законодательство, не совпадающее с ней, не будет внедрено в жизнь.

Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции. Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых двенадцати поправок к конституции («Билль о правах»), которые вступили в силу в 1789 году.

По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации. Многие из этих положений, например заключенные в первой поправке относятся к вопросам свободы слова, а положения Четвертой поправки, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещают вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей. Эти положения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь - являются существенными элементами свободного общества. Эти меры защиты

частной жизни обычно объединяются под термином «гражданские свободы».

Также защищены Конституцией США, федеральными законами и законами штатов, индивидуальные права на одинаковое отношение ко всем гражданам, независимо от их индивидуальных особенностей. Эти меры защиты, обычно обобщенные под названием «гражданские права», выражают приверженность тому, что определенные критические решения, влияющие на индивидуальные возможности и материальное благополучие, принимаются не на основании индивидуальных особенностей, которые являются безотносительными и не являются справедливой основой в обращении с отдельными индивидуумами. Эти меры защиты гражданских прав от подобных дискриминаций существуют как в Конституции США, так и в Конституциях отдельных штатов, а также во множестве федеральных и штатных законодательных актов, которые были приняты на протяжении многих лет в ответ на отдельные виды дискриминации.

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем, эти права и как нам это гарантировано?

П. 2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам». Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации [4].

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина -обязанность государства» [4].

Основные права гражданина - это, прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - не отчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение его основных прав и свобод.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Следует отметить всеобщее равенство не только по расовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая гласит, что[4]:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1. Личные права.

2. Политические права.

3. Социально-экономические права.

4. Права по защите других прав.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» [4].

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.

Прежде всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч.1, ст. 3 ч. 2 [4].

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1. принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2. голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3. допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Основные различия конституций США и РФ, не связанные с содержанием отдельных статей, представлены в таблице.

Таблица

Сравнительный анализ конституций США и РФ

№ Конституция

США РФ

1 Год принятия первой Конституции

1787 г. 1918г.

2 Конституция

2.1 предусматривает выборную должность вице-президента. эта должность упразднена.

декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов. предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др.

2.2 ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

2.3 претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

2.4 изменения производятся путем введения поправок; не содержит такого механизма. основные статьи (гл. 1, 2, 9) изменению не подлежат; в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой

Законодательная власть

3.1 Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума — 450 депутатов сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации - два представителя от каждого субъекта. Председатели палат - выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер -выборная должность. Сенат - два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса._

Законодательный процесс

4.1 Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Компетенция парламента

5.1 -государственные займы;

-регулирование внешней торговли; -эмиссия денег; -стандартизация;

-формирование судебных органов, кроме Верховного суда; -борьба с нарушениями закона; -объявление войны и заключение мира; -формирование и содержание армии и флота;

-разработка законопроектов -разрешение конфликтов между штатами; -принятие новых штатов в состав США.

Совет федерации: -изменения границ; -чрезвычайное и военное положение; -использование вооруженных сил за пределами России;

-назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума: -назначение председателя

Центробанка; -объявление амнистии.

Исполнительная власть

6.1 Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса._

Президент избирается сроком на 4 года прямым всеобщим тайным голосованием не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства._

3

4

5

6

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы._

Полномочия Президента и его обязанности

7.1

Глава государства -Главнокомандующий вооруженными силами. Заключение договоров с иностранными государствами.

Назначение послов, министров, членов Верховного суда.

Глава государства - Верховный главнокомандующий. Охрана суверенитета России. Определение основных направлений политики.

Представление интересов страны в международных отношениях. Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов. Отставка правительства. Формирование Совета Безопасности Роспуск Думы._

Судебная власть

.1

Верховный суд, суды штатов. Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных._

Конституционный Суд - 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами. Верховный Суд - гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд — экономические споры_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Права субъектов федерации

9.1

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права:

- заключения договоров и союзов;

- эмиссии денег;

- выпуска займов;

- отмены законов;

- присвоения титулов;

- не имеют права без согласия Конгресса: -облагать налогами импорт и экспорт; -содержать армию и флот.

Субъекты имеют свое

законодательство в рамках

представительные органы местного

Конституции и органы, а также самоуправления. Не имеют права:

- ограничивать действие Конституции и власти Президента;

- устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы эмиссии денег;

- в совместном ведении с Российской Федерацией:

- разграничение собственности;

- соответствие законодательных актов;

- природопользование;

- принципы налогообложения;

- координация международных внешнеэкономических связей.

и

10

Права граждан

10.1

(I поправка) Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний._

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная,

7

8

9

(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.

(V поправка) Защита частной собственности.

(XIII поправка) Запрет рабства и

принудительного труда.

(XIV поправка) Равенство граждан перед

законом.

(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности. (XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола. (XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет.

Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав.

муниципальная собственность. Свобода мысли, слова, массовой информации.

Свобода вероисповедания. Свобода собраний.

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом и судом. Личная неприкосновенность,

неприкосновенность частной жизни и жилища.

Свобода передвижения

Равенство прав гражданина

независимо от пола, расы,

национальности, языка,

происхождения, имущественного и

должностного положения, места

жительства, отношения к религии,

убеждений.

Избирательные права.

Право на жилище.

Право на медицинское обслуживание. Право на образование. Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности.

В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Использованные источники:

1. Декларация независимости США

2. Верховенство права. - М.,1993г.

3. Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 2007 г.

4. Конституция РФ с изменениями и дополнениями на 21.03.2014 г.

5. Рисдал Р. Проблемы защиты прав и свобод человека в объединенной Европе // Защита прав и свобод человека в современном мире. - М., 2001 г.

6. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрист, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.