Научная статья на тему 'Различие электоральных предпочтений по районам Астраханской области'

Различие электоральных предпочтений по районам Астраханской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришин Николай Владимирович

В современной политической науке все большее распространение получают исследования по электоральной географии. Выявлено, что отдельные регионы России обладают устойчивой спецификой электоральных предпочтений населения. При исследовании результатов голосования на выборах органов власти с 1995 г. подтверждается, что спецификой электоральных предпочтений обладают и отдельные районы Астраханской области. Наиболее явная граница территориальных различий проходит между городскими (Астрахань, Знаменск) и сельскими районами. Шестнадцать районов области разделены на восемь зон электорального поведения. Определены специфичные черты электоральных предпочтений каждой из этих зон. Выявлены устойчивые, повторяющиеся особенности электоральных предпочтений по каждому из районов области. Обосновывается гипотеза о том, что электоральная география Астраханской области существует объективно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCE OF ELECTORAL PREFERENCES IN THE AREAS OF THE ASTRAKHAN REGION

The researches of electoral geography are widely spread in modern political science. Separate regions of Russia were founded for constant specificity of population electoral preferences. The investigations of the results of voting in the elections of government bodies since 1995 prove, that separate areas of the Astrakhan region demonstrated the specificity of electoral preferences. The most evident border of sixteen territorial differences is between urban (Astrakhan, Znamensk) and rural regions. Sixteen regions are divided into eight zones of electoral behavior. Specific features of electoral preferences in each of these zones were determined. Stable, recurrent features of electoral preferences of each region were revealed. So the following hypothesis is confirmed: electoral geography of the Astrakhan region exists objectively.

Текст научной работы на тему «Различие электоральных предпочтений по районам Астраханской области»

ББК 66.2(2)

Н. В. Гришин

Астраханский государственный университет Кафедра политологии

РАЗЛИЧИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО РАЙОНАМ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В современной российской политологии все большее распространение получает электоральная география. Изучение политической жизни общества в данном случае осуществляется через сравнительное рассмотрение политических (электоральных) предпочтений населения в различных районах.

Каждый из субъектов Российской Федерации обладает собственной спецификой электоральных предпочтений, которая отличает его от других субъектов. Предложим свою версию определения особенностей политической поддержки в Астраханской области:

- Астраханская область - один из наиболее благоприятных регионов на Юге России для державно-патриотических сил (ЛДПР и т. д.);

- благоприятный регион для левых - КПРФ, левые радикалы и реформаторские левые силы имеют в Астраханской области более высокий уровень поддержки, чем в среднем по стране;

- уровень поддержки либералов значительно ниже, чем в среднем по России, и невелик даже для Юга России;

- уровень поддержки партии власти на федеральных выборах ниже, чем в среднем по стране.

Таким образом, Астраханская область вполне может быть охарактеризована как регион с оппозиционным поведением избирателей. Рассмотрим результаты выступления основных политических сил на территории Астраханской области.

Очевидна расположенность астраханских избирателей к левым политикам. Так, на парламентских выборах 1995 г. КПРФ получила здесь 24 % голосов (в среднем по России - 22,3 %), а леворадикальный блок Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз - 6 % (по России -

4,5 %). В 1999 г. левые вновь выступили в Астраханской области успешнее, чем в среднем по России: КПРФ получила 26,5 % голосов, два более радикальных левых объединения в совокупности - еще 4,1 % голосов.

В кампании по выборам депутатов Государственной Думы России в 2003 г. выступили пять левых объединений - КПРФ, Аграрная партия, блок «Родина», Российская партия пенсионеров - Партия социальной справедливости (РПП - ПСС) и Партия возрождения России - Российская партия жизни (ПВР - РПЖ). По России в среднем эти партии в совокупности получили 30,3 % голосов, в Астраханской области - 35,5 %. Таким образом, рейтинг левых в Астраханской области вновь был выше, чем в среднем по России (около 30 %).

Распределение левого электората по территории области за прошедшее десятилетие претерпело значительные изменения. В середине 90-х гг. коммунистические силы имели очень высокую поддержку на селе, особенно в Красноярском, Володарском и Ахтубинском районах (до 40 %). Гораздо меньше популярность коммунистов была в областном центре -в интервале 15-24 % голосов, а в г. Знаменске - максимально низкой. Таким образом, рейтинг левых по отдельным районам отличался в 2-3 раза.

С конца 90-х гг. общая поддержка коммунистов по области сокращается. Эти процессы наиболее сильно выражены на селе, а городские избиратели коммунистов проявили большую устойчивость. В результате острое различие в поддержке коммунистических сил между отдельными территориями сглаживается. Самыми удобными районами для коммунистов остались Ахтубинский, Володарский и Красноярский, самыми неудобными (в порядке повышения рейтинга КПРФ) - г. Знаменск, Кировский, Советский, Ленинский, Трусовский районы. Районы областного центра на протяжении многих лет демонстрируют удивительную статистическую устойчивость в последовательности своего отношения к коммунистам. Так, в Советском районе КПРФ всегда получает немного меньше голосов, чем в Ленинском, но больше, чем в Кировском. Эта пропорция сохраняется, несмотря на стремительные изменения популярности партии.

По результатам парламентской кампании 2003 г. обнаружился рост численности совокупного электората левых партий. Численность левого электората увеличилась в Астрахани как в относительном, так и в абсолютном исчислении. В левобережной Астрахани количество избирателей левых партий за четыре года увеличилось более чем на четверть, а доля левых избирателей - на еще большую величину (на 40 %).

В остальных районах области увеличения абсолютного числа левых избирателей не произошло. В некоторых районах возросла только доля левого электората. Так, в Знаменске, Ахтубинском, Харабалинском и Черно-ярском районах зафиксировано увеличение доли левого электората при его сокращении в абсолютном измерении. В остальных районах доля левого электората уменьшилась не только в абсолютном, но и в долевом измерении. Особенно масштабно сокращение левого электората в Володарском районе (на треть), Наримановском, Камызякском, Енотаевском районах.

Таким образом, в Астраханской области впервые за всю постсоветскую историю произошло равномерное территориальное распределение левого электората. Городское население приближается к сельскому по уровню поддержки левых партий.

Партии центристские, или партии власти, получают в Астраханской области меньше голосов, чем в среднем по России. Эту традицию нарушила только парламентская кампания 1999 г., когда движение «Единство» получило 32,3 % голосов. Однако этот большой успех «Медведя» объясняется, вероятно, использованием этой организацией державно-патриотических символов. Державно-патриотические идеи популярны в Астраханской области.

В парламентской кампании 2003 г. президентская партия «Единая Россия» получила в Астраханской области далеко не ту поддержку, на которую

можно было рассчитывать. Она заняла первое место, однако сравнительно с данными в других регионах и с результатом движения «Единство» в Астраханской области в 1999 г. итоги для партии оказались неудачными.

В Астраханской области «Единая Россия» получила 31,7 % голосов. Это было значительно меньше, чем в среднем по России (37 %). Среди всех регионов Южного федерального округа меньшую поддержку партия В. В. Путина получила только в Волгоградской области.

Астраханская область стала единственным регионом Юга России, где рейтинг партии власти по сравнению с предыдущей кампанией снизился.

В 90-е гг. оплот поддержки партии власти находился в городских районах, на селе результаты голосования были значительно ниже. С приходом во власть В. В. Путина ситуация принципиально меняется. Общий уровень поддержки власти значительно увеличился, но в сельских районах эта пропорция была выше. На современном этапе сельские районы опережают город по степени лояльности к власти. В Астрахани с конца 90-х гг. просматривается устойчивый рост популярности оппозиционных сил всех направлений, кроме либерального.

Произошло очевидное перераспределение электората партии власти, смещение ее электоральной базы в Астраханской области. В городских районах ее электорат значительно сократился.

Так, самую высокую поддержку партия власти в 2003 г. получила в Володарском (42,6 %), Енотаевском (40 %), Красноярском (37,5 %) районах. А на выборах 1999 г. в Володарском и Красноярском районах движение «Единство» имело самый низкий уровень поддержки по сравнению с другими районами (24-28 %). Как и в целом по России, нерусское население теперь стало главным сторонником партии «Единая Россия» и действующего президента. Особенно впечатляет рост количества избирателей правительственной партии в Володарском районе - в абсолютном исчислении - более чем на 60 %! Для сравнения: в целом по области количество избирателей партии власти сократилось на 14 %.

Существенно сократилась численность электората партии власти в областном центре.

Либеральный сектор политического пространства в Астраханской области очень мал и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. На парламентских выборах 1995 г. демократические партии («Демократический выбор России» Гайдара, «Яблоко», Партия самоуправления трудящихся, блок Памфилова - Гуров - Лысенко, объединение «Общее дело») в совокупности получили в Астраханской области 12,1 % голосов. В Астраханской области каждая из этих партий имела худший результат, чем в целом по стране.

На выборах в федеральный парламент в 1999 г. две демократические партии (Союз правых сил и «Яблоко») в совокупности получили в Астраханской области 10 % голосов.

В 2003 г. в совокупности две либеральные партии в Астраханской области получили 5 % голосов (по России - 7,3 %).

Таким образом, результаты голосования по партийным спискам не дают основания рассматривать электорат либеральных партий как зна-

чительную величину. В Астраханской области избиратели демократических сил составляют малую часть электората даже в районах областного центра. В районах Астрахани за партийные списки либералов в 1995 г. проголосовало от 12 до 18 % избирателей, а в 1999 г. - от 10 до 16 %. В сельских районах эти цифры значительно ниже.

Распределение численности либерального электората по территории области очень неравномерно. В Астрахани на выборах 1995 г. оказалось около 70 % всей численности избирателей либеральных партий. На парламентских выборах 1999 г. эта цифра составила 66 %. Таким образом, распределение сторонников демократических сил по территории области не изменилось (в отличие от распределения сторонников коммунистов - оно более выровнялось). Рейтинги либералов в Астрахани и сельских районах разнятся в 2-3 раза.

Наибольший успех сопутствует демократическим претендентам в следующих районах (в порядке убывания): Кировском, Советском, Ленинском, г. Знаменске, Трусовском и Ахтубинском районах. Закономерно, что разная степень успеха демократов в первых пяти районах обратно пропорционально успеху в этих районах КПРФ.

Среди сельских районов демократы имеют наибольший успех в Ах-тубинском (практически на всех выборах).

Во многих сельских районах области численность либерального электората совершенно мизерна. Наиболее скептически настроенными к либералам оказались избиратели Енотаевского, Лиманского и Красноярского районов. Именно эти районы, с учетом результатов других выборов, должны быть названы как самые неудобные для демократов.

Партии и политики державно-патриотической направленности популярны в Астраханской области. В середине 90-х гг. к политическим силам державно-патриотической направленности можно было отнести ЛДПР, сторонников А. И. Лебедя, А. В. Руцкого. На парламентских выборах 1995 г. избирательные объединения, где участвовали эти лица, в совокупности получили по области 21,8 % голосов (по России - 18 %). На президентских выборах 1996 г. В. В. Жириновский и А. И. Лебедь в совокупности получили 23 % голосов (опять больше, чем в среднем по России).

По итогам кампаний 1996-2000 гг. Астраханская область приобрела устойчивую репутацию региона Юга России, наиболее благосклонного к В. В. Жириновскому. В 2003 г. ЛДПР получила в Астраханской области

13,5 % голосов. Это лучший результат, чем в среднем по России (11,6 %).

Поддержка патриотов по области очень неравномерна. Наибольшей поддержкой они пользуются в г. Знаменске, Лиманском и Черноярском сельских районах. Самые плохие результаты они получают в районах с большой долей тюркского населения - прежде всего это Володарский и Красноярский районы. Доля электората ЛДПР в Знаменске обычно в 3 раза больше, чем в Володарском районе. Следует отметить, что в последнее время рейтинг ЛДПР в областном центре увеличился, и сегодня он почти сравнялся со средним уровнем по области.

На территории Астраханской области в федеральных избирательных кампаниях работали 16 территориальных избирательных комиссий. Дея-

тельность каждой из них протекала в определенном районе. Это четыре района областного центра -Астрахани (Кировский, Ленинский, Советский, Трусовский), закрытое административно-территориальное образование г. Знаменск и 11 сельских районов (Ахтубинский, Володарский, Енотаев-ский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский, Приволжский, Харабалинский, Черноярский).

Каждый из этих 16 районов имеет собственную устойчивую специфику электоральных предпочтений. Мы рассмотрели динамику электоральных предпочтений в каждом из районов в период избирательных кампаний 1995-2004 гг. и пришли к выводу об устойчивости, повторяемости сравнительных особенностей политических предпочтений населения каждого района.

Общие закономерности электоральных предпочтений Астраханской области, отличающие ее от прочих регионов, не проецируются адекватно ни на один район области. Это усредненная картина. Реально же каждый район голосует совершенно специфично, отношение к конкретным политическим силам может кардинально меняться в зависимости от территории.

Наиболее явная граница территориальных различий проходит между городскими районами (Астрахань, Знаменск) и сельскими. Это наиболее простая модель районирования политических предпочтений области. Если мы разделим все районы области на эти две группы, различия между ними будут самыми яркими. Например, рейтинг коммунистов в 1,5-2 раза выше в сельских районах, чем в городских. Рейтинг либеральных сил в 2-3 раза выше в городских районах, чем в сельских.

Районирование политических предпочтений населения области может быть проведено и на более низком уровне. Можно выделить небольшие группы районов, обладающие сходными чертами политических предпочтений населения.

Прежде всего это касается группы из четырех следующих сельских районов - Володарского, Красноярского, Наримановского и Приволжского. Районы объединены этническим фактором - здесь особенно велика доля тюркского населения. На электоральной карте Астраханской области эти районы выделяются так же, как и национальные республики Северного Кавказа на электоральной карте Юга России. Здесь самую низкую в области поддержку получают державно-патриотические силы, ЛДПР в частности. В 90-е гг. эти районы были исключительно благоприятны для коммунистов и неудобны для власти. Теперь они демонстрируют чрезвычайную лояльность современной партии власти.

Предлагаем следующую классификацию районов Астраханской области по различию в электоральных предпочтениях. Мы разделили 16 районов области на несколько зон электорального поведения.

Городские районы делятся на следующие зоны электорального поведения:

Левобережная Астрахань (Кировский, Советский, Ленинский районы). Первая благоприятная зона для либералов. Вторая неблагоприятная зона для коммунистов (после г. Знаменска).

Знаменск. Первая благоприятная зона для державно-патриотических сил. Вторая благоприятная зона для либералов (после левобережной Астрахани). Первая неблагоприятная зона для коммунистов.

Трусовский район. Третья благоприятная зона для либералов (после левобережной Астрахани и г. Знаменска). Третья неблагоприятная зона для коммунистов (после левобережной Астрахани и г. Знаменска).

Сельские районы делятся на следующие зоны электорального поведения:

Ахтубинский район. Первая благоприятная зона для коммунистов. Четвертая благоприятная зона для либералов (после г. Знаменска и двух зон г. Астрахани). Первая неблагоприятная зона для В. В. Путина и партии власти.

Икрянинский район. Первая неблагоприятная зона для левых среди всех сельских районов. Первая благоприятная зона для партии власти среди всех сельских районов.

Первая группа районов с большой долей нерусского населения (Володарский, Красноярский, Наримановский, Приволжский районы). Первая неблагоприятная зона для державно-патриотических сил. Очень благоприятная зона для коммунистов, неблагоприятная для либералов.

Вторая группа районов с большой долей нерусского населения (Ено-таевский, Камызякский, Харабалинский районы). Среднестатистические показатели электоральных предпочтений для сельских районов.

Лиманский и Черноярский районы. Вторая благоприятная зона для державно-патриотических сил (после г. Знаменска). Специфичное поведение левого электората (готовность поддержать левые силы, не относящиеся к КПРФ).

Таким образом, предложенная классификация включает в себя восемь основных зон электорального поведения в Астраханской области. Такая зона электорального поведения, как Трусовский район занимает промежуточное положение между другими городскими районами и сельскими районами, поэтому изучение электорального поведения в этой зоне представляет особый интерес.

Левобережная Астрахань обладает столь устойчивыми характеристиками электоральных предпочтений населения, что ее можно районировать и на более низком уровне. В частности, каждый из трех районов этой части города на всех выборах сохраняет особое отношение к либералам, коммунистам, патриотам.

Определим специфичные черты электорального поведения в некоторых районах области на протяжении избирательных кампаний с 1995 г.

Кировский район: 1) ни в каком другом районе области либералы не пользуются столь высокой поддержкой; 2) коммунисты пользуются здесь наименьшей поддержкой среди всех районов области (кроме г. Зна-менска); 3) район исключительно лояльный к партии власти; 4) значительная доля избирателей голосует против всех (большая доля голосов против всех - только в г. Знаменске).

Ленинский район: 1) коммунисты получают здесь самую высокую поддержку по сравнению с левобережными районами г. Астрахани;

2) меньшую поддержку, чем здесь, коммунисты получают только в Зна-менске, Кировском и Советском районах, в остальных 12 районах области

- большую; 3) либералы получают здесь самую низкую поддержку среди

трех левобережных районов г. Астрахани, но в остальных 13 районах области получают меньше, чем здесь. Ленинский район остался единственным районом областного центра, в котором ЛДПР получает меньшую поддержку, чем в среднем по области.

Советский район: 1) только в Кировском районе либералы пользуются большей поддержкой, чем здесь; 2) коммунисты получают меньшую поддержку только в г. Знаменске и Кировском районе г. Астрахани;

3) один из наиболее лояльных по отношению к власти районов. По основным показателям электоральных предпочтений занимает приблизительно срединное положение между Кировским и Ленинским районами.

Трусовский район: 1) либеральные политики получают здесь меньшую поддержку, чем в Кировском, Советском, Ленинском районах и г. Знаменске, но большую, чем во всех сельских районах; 2) коммунисты получают самую значительную поддержку по сравнению с другими районами Астрахани; 3) державно-патриотические силы получают самую высокую поддержку среди районов областного центра. Трусовский район по всем показателям электорального поведения чрезвычайно отличается от трех левобережных районов города. Здесь гораздо более высокая поддержка оппозиции - левой и патриотической. Один из немногих районов, где высокая расположенность к левым не исключает расположенности к патриотам.

Ахтубинский район (оппозиционный центр Астраханской области):

1) единственный район области, где на губернаторских выборах 199б г. действующий глава региона А. П. Гужвин уступил представителю КПРФ В. П. Зволинскому; 2) единственный район области, где на муниципальных выборах 199б г. действующий глава района проиграл, пост занял представитель КПРФ А. А. Фурик; 3) на президентских выборах 2000 г. и. о. президента В. В. Путин получил рекордно низкую для области долю голосов избирателей - 4б % от принявших участие в голосовании (в других районах - от 53 до б9 %), а Г. А. Зюганов получил самую большую поддержку в области; 4) единственный район области, в котором в кампании 2003 г. «Единая Россия» уступила первенство коммунистам. Ахтубин-ский район вполне может быть охарактеризован как район, обладающий самым сильным оппозиционным электоратом в области. Оппозиционное поведение избирателей проявляется на выборах всех уровней.

Володарский район: 1) левые партии, в частности КПРФ, добивались самого высокого уровня поддержки именно в Володарском районе на выборах в парламент в 1995 и 1999 гг.; 2) КПРФ на парламентских выборах в 1995 г. получила здесь 43 % - ни одна другая партия не получала столь высокой поддержки за все состоявшиеся кампании ни в одном из 1б районов области; 3) Г. А. Зюганов на президентских выборах 199б г. добился самой высокой поддержки именно в Володарском районе, причем в обоих турах; 4) либеральные партии получали в этом районе самую слабую поддержку, причем на всех выборах; 5) политики державно-патриотической направленности (ЛДПР, А. В. Лебедь) получали в этом районе самую слабую поддержку, причем на всех выборах; б) среди всех районов области здесь самая малая доля избирателей, голосующих «против всех». Электорат Володарского района нестабилен. Постоянно только отрицательное отно-

шение к державно-патриотическим политикам и либералам. Новая российская власть смогла найти ключ к сердцу местного населения.

Енотаевский район: 1) отрицательное отношение енотаевских избирателей к российскому руководству периода правления Б. Ельцина сменилось высокой поддержкой администрации В. Путина; 2) самый неудобный район для либералов. Либеральные партии выступили здесь хуже, чем во всех других районах области на выборах 1999 и 2003 гг.; 3) отношение к региональной власти всегда было лояльным. Оппозиционные предпочтения электората Енотаевского района оказались очень неустойчивыми.

Знаменск: 1) коммунисты получают здесь самую низкую поддержку среди всех районов области; 2) державно-патриотические силы (ЛДПР и т. п.) получают самую высокую поддержку по сравнению с другими районами области; 3) либеральные партии и политики получают здесь меньше голосов, чем в районах левобережной Астрахани (Кировском, Советском и Ленинском), но больше, чем в любом другом районе области; 4) самая большая доля избирателей, голосующих «против всех», причем на выборах всех уровней; 5) Знаменск характеризуется высокой степенью поддержки партии власти. В целом Знаменск - город с чрезвычайно специфическими и устойчивыми особенностями электорального поведения населения.

Икрянинский район: 1) левые партии, в частности КПРФ, получили здесь худшую поддержку среди сельских районов области на парламентских выборах 1995 и 1999 гг.; 2) лидер КПРФ Г. А. Зюганов здесь получил самую низкую поддержку среди сельских районов на президентских выборах в 1996 г. (в обоих турах) и 2000 г.; 3) единственный сельский район, где лидер КПРФ Г. А. Зюганов на президентских выборах получил меньшую поддержку, чем в Трусовском районе областного центра (2000 г.);

4) один из самых удобных районов для державно-патриотических сил, в частности ЛДПР; 5) в 90-е гг. самый расположенный к партии власти из всех сельских районов. В целом Икрянинский район в период электоральных циклов 1995-2004 гг. играл уникальную политическую роль. По показателям отношения избирателей к коммунистам и центристам он был ближе всего к показателям г. Астрахани среди всех сельских районов. Однако отношение к либералам здесь было на том же низком уровне, как и везде в сельской местности.

Камъзякский район: 1) электоральные предпочтения населения обладают теми же свойствами, что и в большинстве других сельских районов; 2) популярность коммунистов уменьшается с середины 90-х гг.; 3) появление В. В. Путина привело к существенному росту поддержки федеральной власти.

Красноярский район: 1) демократические партии на выборах 1995 г. получили здесь самую низкую поддержку среди всех районов области; 2) входит в число районов, где коммунисты добиваются наилучшего результата; 3) с конца 90-х гг. поддержка коммунистов ослабевает; 4) входит в число районов, где державно-патриотические силы (ЛДПР) получают самую низкую поддержку; 5) новая партия власти в 2003-2004 гг. добивается сравнительно очень высоких результатов. Красноярский район обладает ярко выраженной и устойчивой спецификой электорального поведе-

ния граждан, которое наиболее близко (по сравнению с электоральным поведением в других сельских районах) к электоральному поведению населения Володарского района. Но в Володарском районе симпатии к коммунистам и антипатии к «патриотам» выражены еще сильнее.

Лиманский район: 1) на всех федеральных выборах 1995-2003 гг. входил в двойку сельских районов, где коммунисты пользовались наименьшей поддержкой; 2) на всех федеральных выборах 1995-1999 гг. входил в группу сельских районов, где либералы пользовались наименьшей поддержкой; 3) державно-патриотические политики добиваются здесь очень высоких результатов. Таким образом, электоральные предпочтения населения Лиманского района ставят его в совершенно особое положение в Астраханской области: слабая поддержка левых и правых сочетается с исключительной поддержкой патриотов и центристов.

Наримановский район: 1) входит в число двух сельских районов, где демократы добиваются наибольшего успеха; 2) державно-патриотические силы имеют результат ниже среднего по области. Из всех районов данные электоральные особенности более всего сближают его с Приволжским районом.

Приволжский район: 1) в середине 90-х гг. был одним из наиболее «удобных» районов для КПРФ, в дальнейшем превратился в один из районов сельской местности, где КПРФ получала наихудший результат;

2) один из самых неблагоприятных районов для державно-патриотических сил; 3) третий благоприятный район для либералов среди сельских районов (после Ахтубинского и Наримановского).

Харабалинский район: 1) район, благоприятный для державнопатриотических сил; 2) позиции либералов очень слабы, особенно в последние годы; 3) левые силы получают поддержку, среднюю для сельских районов Астраханской области. По основным характеристикам электорального поведения населения Харабалинский район более всего общего имеет с Лиманским и Черноярским районами.

Черноярский район: 1) относится к числу районов, где коммунисты добиваются особой поддержки; 2) относится к числу районов, где патриоты добиваются особой поддержки, в частности ЛДПР; 3) в середине 90-х гг. -один из самых оппозиционных районов, с приходом во власть В. В. Путина стал более лояльным. Черноярский район обладает яркой тенденцией к оппозиционному электоральному поведению. Это проявляется в особой расположенности к левым и патриотам. Достаточно редкая комбинация.

Электоральная география Астраханской области существует объективно, что подтверждается изучением результатов выборов за последнее десятилетие.

Получено 29.07.05

DIFFERENCE OF ELECTORAL PREFERENCES IN THE AREAS OF THE ASTRAKHAN REGION

N. V. Grishin

The researches of electoral geography are widely spread in modern political science. Separate regions of Russia were founded for constant specificity of population electoral preferences. The investigations of the results of voting in the elections of government bodies since 1995 prove, that separate areas of the Astrakhan region demonstrated the specificity of electoral preferences. The most evident border of sixteen territorial differences is between urban (Astrakhan, Znamensk) and rural regions. Sixteen regions are divided into eight zones of electoral behavior. Specific features of electoral preferences in each of these zones were determined. Stable, recurrent features of electoral preferences of each region were revealed. So the following hypothesis is confirmed: electoral geography of the Astrakhan region exists objectively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.