Разграничительная линия между КНДР и Республикой Корея в Жёлтом море как фактор напряжённости на Корейском полуострове
Александр Юрьевич Иванов,
кандидат исторических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск. E-mail: [email protected]
Корейская война 1950—1953 гг. на долгие годы разделила Север и Юг Кореи, сохранив на полуострове политическую и военную напряжённость, грозящую серьёзным военным конфликтом Пхеньяна и Сеула. Одним из факторов сложных отношений двух государств является проблема приграничных споров. Несмотря на принятие ряда межкорейских соглашений и актов, вопрос о морской границе между КНДР и РК до сих пор остаётся неурегулированным, что создаёт условия для периодического обострения напряжённости. Северная и Южная Кореи вынуждены держать в Жёлтом море значительные группировки кораблей, а залив Канхва (Кёнги) стал местом, способным превратиться в источник широкомасштабного конфликта. Так называемая северная разграничительная линия (NLL) юридически не является морской границей между двумя корейскими государствами и проходит через зону активного рыболовства, крайне важного для КНДР, испытывающей тяжелейшие международные экономические санкции. Кроме того, NLL проходит недалеко от Инчхона — второго по грузообороту порта Южной Кореи. Исходя из этого, конфликтный потенциал разграничительной линии в Жёлтом море определяется такими факторами, как экономическая значимость акватории, спорный статус разграничительной линии и многочисленные прецеденты военных столкновений. Для предотвращения дальнейшего нагнетания военной напряжённости в Жёлтом море между Сеулом и Пхеньяном необходим переговорный процесс, в котором учитывались бы взаимные интересы двух сторон и определился бы правой статус NLL. Ключевые слова: КНДР, Республика Корея, Жёлтое море, демаркационная линия, «северная разграничительная линия», военно-морские учения, пограничные столкновения, военная напряжённость.
The demarcation line between North and South Korea in the Yellow Sea as a factor of tension on the Korean Peninsula. Aleksandr Ivanov, Pacific State University, Khabarovsk, Russia. E-mail: [email protected].
The Korean War of 1950—1953 for many years pushed the question of unification of the two Koreas, retaining military and political tensions on the peninsula, which put and still puts both Koreas to the brink of another military conflict.
Despite of the adoption of a number of regulations, the question of the border between North and South Korea in the region remains unresolved, which creates conditions for periodic escalation of tensions. In this regard, North and South Korea have to contain the waters of the Gulf of Ganghwa large groups of ship. Thus, part of the Yellow Sea became a potential flashpoint that could become a source of widespread conflict.
The so-called "Northern Limit Line" (NLL), is legally not a maritime boundary between the two Koreas, crosses the area of fisheries, which is of great vital to experiencing difficult times in the economy of North Korea, and passes close to the lively and busy South Korean port. On this basis, the potential for conflict demarcation line in the Yellow Sea is determined by factors such as the disputed status of the economic importance of water areas and numerous precedents of military clashes. To prevent further discharge of military tensions in the Yellow Sea between Korea and the DPRK needs the negotiation process in order to determine the legal status of the demarcation line in the Yellow Sea, taking into account the mutual interests of both sides.
Keywords: Democratic People Republic of Korea, Republic of Korea, Yellow Sea, demarcation line, NLL, US-ROK naval exercises, border clashes, military tension.
Раскол Корейского полуострова в результате принятых в Ялте и Потсдаме решений привёл к созданию двух государств с противоположными социально-политическими и экономическими системами. Корейская война 1950—1953 гг. лишь усилила конфронтацию КНДР и РК. В результате Пхеньян и Сеул начали устанавливать вдоль 38-й параллели оборонительные инженерно-технические сооружения. В демилитаризованной зоне шириной 4 км и длиной 241 км время от времени возникала военная напряжённость.
Помимо демилитаризованной зоны, ещё одним источником напряжённости между Севером и Югом Кореи является акватория зал. Канхва (Кён-ги) в Жёлтом море, где двум сторонам до сих пор не удалось официально согласовать морскую границу.
30 августа 1953 г. командующий войсками ООН Марк Кларк в одностороннем порядке, без консультаций с Пхеньяном, провёл крайне невыгодную для КНДР «северную разграничительную линию» (North Limit Line — NLL), обозначив её в пределах трёх морских миль (5556 м) от побережья Северной Кореи. Кроме того, 5 островов (Пэнънёндо, Тэчхондо, Сочхондо, Ёнпхёндо и Удо) к югу от NLL были переданы РК — на тот момент под контроль ООН. Подобная «демаркация» серьёзно ограничивала северокорейцев в их действиях в акватории зал. Канхва (Кёнги) и защищала южный порт Инчхон от возможного вторжения КНДР.
Пхеньян эту линию не признал, считая, что потерял часть акватории залива, которая должна была принадлежать ему по Соглашению о перемирии. В конце 1950-х гг. северокорейское руководство предложило провести военную демаркационную линию (North Korean Military Demarcation Line), на 12 морских миль (18 584 м) отходящую от юго-западного побережья КНДР и пролегающую строго по диагонали между пров. Хванхэ
(Северная Корея) и Кёнги (Южная Корея) в Жёлтом море. КНДР получала бы возможность свободного доступа морским путём из центральной части страны к порту Хэчжу, а также к районам, богатым морепродуктами. Однако Сеул посчитал, что такая линия может поставить порт Инчхон под угрозу прямого военного вторжения, и отказался изменить NLL.
В декабре 1973 г. Северная Корея официально потребовала пересмотра границ акватории зал. Канхва (Кёнги) и выступила с притязаниями на ряд островов, находящихся вблизи побережья КНДР. Таким образом, Пхеньян, выдвигая территориальные претензии к Сеулу, претендовал также на районы, богатые морскими ресурсами. В 1977—1978 гг. РК и КНДР, основываясь на нормах международного морского права, приняли односторонние законодательные акты, устанавливающие 12-мильные территориальные воды и исключительные экономические зоны в Жёлтом море, в т.ч. в зал. Канхва (Кёнги). В результате в заливе образовалась часть морского пространства, которую считали своей и Пхеньян, и Сеул.
Односторонние решения двух корейских государств ещё больше осложнили обстановку в Жёлтом море. В сентябре 1999 г. КНДР ввела в одностороннем порядке т.н. межкорейскую морскую разграничительную линию [9], которая проходит значительно южнее NLL — по точкам, равноудалённым от побережья Северной и Южной Кореи. Помимо этого, Пхеньян определил район военной охраны, совпадающий с границей исключительной экономической зоны в Жёлтом море. Таким образом, акваторию
А — «Северная разграничительная линия», установленная командованием союзных войск ООН в 1953 г.
В — «Межкорейская морская разграничительная линия», предложенная КНДР в 1999 г.
к северу от «морской разграничительной линии», включая прибрежные зоны 5 островов (Пэнънёндо, Тэчхондо, Сочхондо, Ёнпхёндо и Удо), принадлежащих РК по Соглашению о перемирии, КНДР объявила находящимися под своим военным контролем.
23 марта 2000 г. командование ВМФ Северной Кореи выступило с заявлением о введении ограничений на передвижение военных и гражданских судов США и Южной Кореи в спорных территориальных водах. Эти ограничения вводились исходя из того, что «пять островов находятся под контролем американских сил, но в территориальных водах КНДР» [10, р. 558—559].
Несмотря на подписание ряда соглашений и актов, вопрос о границе между КНДР и РК в Жёлтом море до сих пор остаётся неурегулированным, что создаёт условия для периодических провокаций как с одной, так и с другой стороны. Поэтому Пхеньян и Сеул вынуждены держать в акватории зал. Канхва (Кёнги) значительные корабельные группировки. Таким образом, часть акватории Жёлтого моря, непосредственно прилегающая к Корейскому полуострову, стала местом, способным превратиться в источник широкомасштабного конфликта. NLL, юридически не являющаяся международной морской границей (т.к. и КНДР, и РК воспринимают приграничные разногласия в Жёлтом море как исключительно внутриполитическую проблему), проходит через зону активного рыболовства, имеющего важное значение для Северной Кореи, испытывающей под давлением международных санкций серьёзные экономические трудности. NLL также находится недалеко от одного из самых крупных портов Южной Кореи — Инчхона — морских ворот Сеула. Исходя из этого, конфликтный потенциал разграничительной линии в Жёлтом море определяется следующими факторами: экономической важностью акватории, спорным статусом морской границы, многочисленными случаями провокаций и военных столкновений.
Первый конфликт в акватории Жёлтого моря произошёл в мае — июне 1996 г., когда военные корабли КНДР неоднократно нарушили разграничительную линию, провоцируя ВМС Южной Кореи. В декабре 1998 г. ВМС РК потопили подводную лодку КНДР в районе NLL. В июне следующего года 20 северокорейских рыболовных сейнеров в сопровождении 7 катеров ВМФ Корейской Народной Армии (КНА) пересекли разграничительную линию близ о. Ёнпхёндо. В результате боя, начавшегося с таранной атаки южнокорейских кораблей, попытавшихся вытеснить противника за линию морской границы, один торпедный катер КНДР был потоплен. В 2001 г., по словам южнокорейских военных, северокорейские суда нарушали NLL 20 раз [12, р. 14].
Ещё один значительный вооружённый межкорейский конфликт в Жёлтом море произошёл в июне 2002 г. [3, с. 67]. По версии Сеула, 29 июня 2002 г. два сторожевых корабля КНДР пересекли NLL. В результате 25-минутного боя, развернувшегося между сторожевиками двух стран, одно судно РК было потоплено, 6 чел. погибло, 18 южнокорейских моряков получили ранения. Северокорейская сторона потеряла 13 военнослужащих [11].
16 и 20 ноября 2002 г. корабли ВМС РК предупредительным огнём оттеснили военные катера КНДР, пытавшиеся пересечь NLL. После этих
инцидентов обе стороны, решив не усугублять напряжённую обстановку в Жёлтом море, договорились вступить в переговорный процесс.
3—4 июня 2004 г. в горах Сораксан (Южная Корея) прошли межкорейские переговоры на уровне генералитета, где основными стали обмен мнениями и принятие мер, которые бы позволили избежать военных конфликтов в Жёлтом море [19].
Но, несмотря на договорённости, сторонам так и не удалось сделать реальные шаги (использование общих радиочастот, улучшение системы оповещения о намерениях морских судов и системы экстренной связи) для создания атмосферы доверия, которые снизили бы вероятность конфликтов в Жёлтом море. Безрезультатно закончились и переговоры о совместной эксплуатации в акватории морских ресурсов. Следствием стало возникновение вооружённых инцидентов в июне и ноябре 2004 г., связанных с пересечением северокорейскими патрульными катерами NLL [8].
С приходом к власти южнокорейского президента Но Му Хёна в 2002 г. отношения РК и КНДР потеплели. 4 октября 2007 г. в Пхеньяне, куда Но Му Хён прибыл на автомобиле, перейдя 38-ю параллель пешком, была подписана «Декларация во имя развития отношений между Севером и Югом, мира и процветания». Согласно документу, для предотвращения случайного возникновения вооружённых конфликтов в Жёлтом море создавалась зона совместного рыболовства [3, с. 46].
Во время второго межкорейского саммита, проходившего 14—16 ноября 2007 г., был подписан ряд конкретных соглашений, например, о начале грузовых железнодорожных перевозок на участке между южнокорейским Мунсаном и северокорейским Кэсоном.
Однако со вступлением в 2008 г. на пост президента РК Ли Мён Бака ситуация резко ухудшилась из-за намерения новой администрации вести более жёсткую политику в отношении КНДР, что привело к очередным вооружённым столкновениям в Жёлтом море.
10 ноября 2009 г. вблизи от южнокорейского о. Тэчхондо произошло боевое столкновение сторожевого катера ВМФ КНА, пересёкшего NLL, и группы кораблей ВМС Южной Кореи: одного корвета и четырёх патрульных катеров. В результате морского боя погибли несколько северокорейских моряков.
Крайней степени обострения отношения двух стран достигли после гибели 26 марта 2010 г. в Жёлтом море южнокорейского корвета «Чхонан», затонувшего в районе контролируемого Сеулом о. Пэнънёндо. В результате сильного взрыва погибло 46 моряков. Руководство Южной Кореи обвинило КНДР в уничтожении корабля торпедой, однако точная причина взрыва не была установлена.
Реагируя на гибель корвета, РК начала вблизи NLL военные учения, направленные на отработку способов борьбы с подводными лодками. В них приняли участие 29 военных кораблей, 50 самолётов и 4,5 тыс. военнослужащих.
23 ноября 2010 г. в районе о. Ёнпхёндо произошёл крупнейший за последние полвека вооружённый инцидент. Согласно официальной версии Сеула и западных экспертов, остров был подвергнут артобстрелу со стороны
Северной Кореи в ответ на проходящие в этом районе ежегодные военные учения «Хогук» (кор. S^) [2]. В результате погибли 4 чел. (в т.ч. двое южнокорейских солдат), 16 чел. получили осколочные ранения [5].
На фоне обострения ситуации в регионе после артиллерийской перестрелки между КНДР и РК в декабре 2010 г. военно-морские силы США и Южной Кореи начали совместные четырёхдневные учения в Жёлтом море, к западу от Корейского полуострова [16]. В манёврах принимал участие и авианосец ВМС Соединённых Штатов «Джордж Вашингтон» [4, с. 50].
Для урегулирования отношений Севера и Юга, оказавшихся в сложной ситуации, лидер КНДР Ким Чен Ир выступил с инициативой начать диалог для обсуждения условий разрядки напряжённости на Корейском полуострове на уровне как правительств, так и партии. В начале 2011 г. Пхеньян представил Сеулу ряд предложений по переговорам, включая встречи парламентариев двух государств. В январе 2011 г. министр Вооружённых сил КНДР Ким Ён Чхун направил письмо министру обороны РК с предложением провести консультации между высокопоставленными военными обеих стран [15].
Однако правительство Южной Кореи приняло от КНДР только предложение по военным переговорам. Вместе с тем Сеул дал понять, что разрешение приграничного конфликта тесно связано с отказом Пхеньяна от разработки и испытания ядерного оружия.
В феврале 2011 г. в Пханмунчжоме состоялась встреча военных представителей РК и КНДР по подготовке переговоров на уровне генералитета, но стороны так и не смогли согласовать место и время проведения диалога. Кроме того, Сеул настаивал, чтобы все вопросы, поднимаемые на переговорах Пхеньяном, обсуждались только в том случае, если северокорейское руководство возьмёт на себя ответственность за инцидент, связанный с потоплением корвета «Чхонан» (кор. и обстрел о. Ёнпхёндо. Од-
нако КНДР рассматривала данные требования как провокацию, устроенную Южной Кореей под влиянием США [2].
В связи с участившимися военными конфликтами в Жёлтом море в РК растёт недовольство пассивностью правительства, опасающегося эскалации напряжённости, а представители оппозиционных сил Сеула требуют ужесточения действий военных против КНДР в случае новых столкновений.
Регулярные совместные военные учения с участием ВМФ и сухопутных войск Южной Кореи и США, имеющих чёткое военно-политическое позиционирование в спорной зоне, ещё больше подогревают конфликт противоборствующих сторон. Так, крайне серьёзным поводом обострения отношений Пхеньяна и Сеула служат ежегодные крупномасштабные военные учения Южной Кореи и Соединённых Штатов «Key resolve» («Ключевое решение») и «Токсури» («Орёл») вблизи демаркационной линии с КНДР.
В мае 2013 г. в Жёлтом море были проведены очередные американо-южнокорейские военные учения по противодействию подводным лодкам. США отправили на них атомную подводную лодку класса «Лос-Анжелес», эсминцы Aegis, самолёты морского наблюдения Р-3С, а Южная Корея — эсминцы, подводные лодки и самолёты [7].
В марте 2015 г. в Жёлтом и Японском морях начались совместные военные учения США и РК, в ходе которых ВМС двух стран провели стрельбы, а также манёвры. Участие приняли 10 южнокорейских кораблей, были задействованы боевые вертолёты Lynx, самолёты и катера береговой охраны. Кроме того, США направили эсминец Michael Murphy и вертолёт MH-60 Seahawk [1].
С 22 по 25 марта 2016 г. Сеул и Вашингтон провели крупномасштабные военные учения в Жёлтом море с применением 7 южнокорейских и 2 американских боевых кораблей, а также авиации. Эти учения были приурочены ко Дню защиты Западного (Жёлтого) моря, впервые отмечавшемуся 25 марта 2016 г. [17]. Во время учений объединённый флот РК и США отрабатывал морские стрельбы, метание глубинных бомб и проводил тактические манёвры с участием морской пехоты.
Спустя 2 месяца, в ответ на запуск КНДР баллистических ракет с подводной лодки, Соединённые Штаты и Южная Корея вновь провели совместные военно-морские учения в Жёлтом море вблизи разграничительной линии [18].
Пхеньян традиционно рассматривает подобные учения как подготовку к нападению на Северную Корею. Свои опасения он обычно сопровождает угрозами нанести «удар возмездия» в случае атаки на территорию КНДР. Так, в ответ на регулярно проводимые совместные военные учения РК и США Северная Корея в марте 2013 г. прекратила действие Соглашения о перемирии, заявив об одностороннем отказе от всех межкорейских соглашений о ненападении. Помимо этого, между Пхеньяном и Сеулом перестала работать экстренная телефонная линия.
26 марта 2013 г. КНДР заявила о приведении в полную боевую готовность вооружённых сил КНА для возможного нанесения превентивных ударов по военным базам США на о-вах Гуам и Гавайи, а также по американским объектам на континенте. В этот период обстановка в регионе накалилась до такой степени, что 27 марта Пхеньян направил в Совет Безопасности ООН письмо с заявлением МИД КНДР о том, что ситуация на Корейском полуострове оказалась на грани ядерной войны [2].
27 мая 2016 г. Генеральный штаб Вооружённых сил Северной Кореи предупредил Сеул, что в случае «пересечения морской границы военно-морские силы Северной Кореи будут открывать огонь без предупреждения». Это заявление военные КНДР сделали после того, как, по мнению Пхеньяна, боевые корабли РК зашли в территориальные воды Северной Кореи и обстреляли «безоружное паромное судно, буксировавшее рыболовный траулер» [14].
Растущая напряжённость между Севером и Югом в зоне конфликта создаёт благоприятные условия для реализации далеко идущих военно-политических планов США в регионе, находящемся вблизи Китая. Ссылаясь на агрессивное поведение Северной Кореи по отношению к Южной, Вашингтон использует сложившуюся ситуацию для наращивания в регионе военной активности Соединённых Штатов и РК. Именно военное присутствие США в Жёлтом море и проведение крупномасштабных
американо-южнокорейских учений вызывает наибольшую обеспокоенность не только у Пхеньяна, но и у китайских дипломатов, считающих, что межкорейские столкновения в районе разграничительной линии — следствие несогласованности морской границы.
Таким образом, спорный характер морской разграничительной линии между КНДР и Республикой Корея на фоне взаимного непризнания одного государства другим — фактор, предопределяющий опасность перерастания мелкой провокации в крупное столкновение.
Несмотря на то, что основное внимание международного сообщества сосредоточено прежде всего на северокорейской ядерной программе и запуске баллистических ракет, очевидна необходимость принятия важных мер для предотвращения перерастания отдельных столкновений военных судов в Жёлтом море в полноценный межкорейский конфликт. В свою очередь, полномасштабные боестолкновения КНДР и РК могут вовлечь в конфликт такие государства, имеющие стратегические интересы в этом регионе, как США, Китай, Япония.
Попытки Южной Кореи при помощи США создать надёжную систему «сдерживания» возможных агрессивных действий КНДР, очевидно, не смогут в полной мере урегулировать проблему предотвращения дальнейших конфликтов. Становится очевидным: совместные южнокорейско-амери-канские учения в Жёлтом море вблизи демаркационной линии не являются необходимыми для обороны РК и повышения эффективности системы сдерживания КНДР.
В связи с этим возникает потребность в проведении конструктивного переговорного процесса, в котором первостепенное значение уделялось бы проблеме NLL как потенциальной горячей точке, имеющей важное значение для обеспечения безопасности в Жёлтом море.
Наиболее действенным способом решения проблемы морской границы между РК и КНДР является самостоятельное ведение переговорного процесса на основе двусторонних межкорейских отношений без вмешательства третьих лиц, прежде всего США. Однако Пхеньяну будет весьма непросто убедить Сеул перенести NLL на юг, несмотря на то, что КНДР готова не претендовать на 5 южнокорейских островов, которые, в случае переноса морской границы на 12 миль, оказались бы под её юрисдикцией. Неготовность РК сесть за стол двусторонних переговоров заключается в том, что современный Сеул свою внешнюю политику, касающуюся межкорейских отношений, ведёт с большой оглядкой на администрацию США.
В свою очередь, Вашингтону, имеющему в акватории Жёлтого моря далеко идущие геополитические и военно-стратегические планы, крайне выгодно, чтобы напряжённость между КНДР и РК сохранялась как можно дольше. Это связано с тем, что решение ряда военно-политических проблем (в т.ч. и пограничных) на основе двусторонних межкорейских переговоров без вмешательства США лишало бы Соединённые Штаты ведущих позиций на Корейском полуострове. В связи с этим американская администрация оказывает всяческое давление на Сеул, чтобы он не шёл ни на какие уступки Пхеньяну. Лишь приход к власти в Южной Корее правительства,
способного принимать независимые от США политические решения, касающиеся межкорейских проблем, способен сдвинуть вопрос редемаркации морской границы в Жёлтом море с мёртвой точки. Однако, несмотря на свою весьма консервативную позицию, руководство РК уже сейчас способно отказаться от морских учений с боевыми стрельбами в спорной акватории Жёлтого моря в 6 милях от северокорейского побережья, естественно провоцирующих КНДР на ответные действия.
Учитывая, что демаркация взаимоприемлемой морской границы на основе двусторонних межкорейских переговоров на данный момент весьма затруднительна, Пхеньян, как наиболее заинтересованная сторона, может обратиться в Международный суд в Гааге. Ведь именно после подачи Филиппинами жалобы на Китай в Постоянную палату третейского суда Гаагский международный трибунал в июле 2016 г. принял решение в пользу филиппинской стороны, посчитав, что у КНР нет юридических прав на спорные территории в Южно-Китайском море.
Однако, учитывая серьёзное американское влияние на различные международные организации, в т.ч. и судебные, КНДР, по всей видимости, не стоит рассчитывать на решение данной проблемы в свою пользу. Поэтому наиболее действенным способом является самостоятельное ведение Пхеньяном и Сеулом переговорного процесса на основе двусторонних межкорейских отношений без вмешательства кого-либо третьего, прежде всего США. Ратификация Северной Кореей Конвенции по морскому праву ООН от 1982 г., соблюдение норм международного морского права Южной Кореей, а также обоюдное смягчение позиций КНДР и РК способны урегулировать пограничный конфликт в Жёлтом море, длящийся уже более 60 лет.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Вашингтон и Сеул приступили к совместным военным учениям на юге Корейского полуострова // NOVOSTIMIRA.NET: информационный портал «Новости мира». URL: http://novostimira.net/index.php?newsid= 172820 (дата обращения: 05.03.2017).
2. Корейский полуостров: противостояние продолжается // INFOROS.RU: интернет-портал «Мир глазами России». URL: http://inforos.ru/ru/?module=news&action=vi ew&id=27268 (дата обращения: 15.04.2016).
3. Корейское урегулирование и интересы России. М.: Русская панорама, 2008. 343 с.
4. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы. СПб.: СПбГУ, 2012. 260 с.
5. Пхеньян перешёл Рубикон // RG.RU: сайт Российской газеты. URL: http:// rg.ru/2010/11/23/korea-site.html (дата обращения: 15.04.2016).
6. США и Южная Корея начали совместные учения в Жёлтом море // НАТО.РФ: информационно-аналитический портал «НАТО.РФ». URL: http://нато.рф/ru/ news/20130506/07080.html (дата обращения: 15.04.2016).
7. Учения США и Республики Корея в Жёлтом море // RIA.RU: портал РИА-Новости. URL: http://ria.ru/trend/ USA_South_Korea_maneuvres_28112010 (дата обращения: 15.04.2016).
8. Northern Limit Line (NLL) West Sea Naval Engagements // GLOBALSECURITY.ORG: информационный портал Global Security. URL: http://www.globalsecurity.org/ military/world/war/nll.htm (дата обращения: 15.04.2016).
9. "ft = Телеграфное агентство Ёнхап. 02.09.1999.
10. = Ли Ён Чжун. ^«Щ^^Ш^ tflft ^ft
Щ = Сравнительный анализ в соответствии с Международным правом требований Севера и Юга Кореи относительно Северной разграничительной линии в Западном (Жёлтом) море // = Попхак нонго. 2010. Вып. 32. С. 537—572.
11. = Мунхва ильбо. 29.06.2002.
12. = Пак Чхан Квон. ^ft = Северная разграничительная линия в Западном (Жёлтом) море и межкорейские отношения // Strategy 21. 2004. No. 12. P. 5—47.
13. ^■■■ft] «г, Sftí^. = Суровая кара на случай провокации со стороны Северной Кореи. Южнокорейско-американские ВМС проводят совместные учения по защите Западного моря // YONHAPNEWS.CO.KR: информационный портал Yonhapnews. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2016/ 03/25/0200000000AKR20160325049051014.HTML (дата обращения: 11.07.2016).
14. Щ, ^^ = Северная Корея предупреждает, что будет вести прицельный огонь в случае пересечения границы в Западном море // NKTODAY.KR: информационный портал. URL: http://nktoday. kr/?p=13033 (дата обращения: 11.07.2016).
15. ^Щ ^Wi 1344 = Министр вооружённых сил Северной Кореи предложил министерству обороны Республики Корея провести военные переговоры на высшем уровне // FATEWIND14. BLOG.ME: информационный портал. URL: http://fatewind14.blog.me/20121046108 (дата обращения: 10.07.2016).
16. 28^ = Проведение 28-го числа совместных юж-нокорейско-американских военных учений в Жёлтом море // BLOG.JOINS.COM: информационный портал. URL: http://blog.joins.com/media/folderlistslide. asp?uid=gimbyngh&folder=1&list_id=1193065 (дата обращения: 15.04.2016).
17. ft] 22^^ í^í^ = С 22-го числа южнокорейско-американ-ские ВМС проводят четырёхдневные морские учения // RFA.ORG: информационный портал Radio Free Asia. URL: http://www.rfa.org/korean/in_focus/nk_nuclear_ talks/navydrill-03222016095343.html (дата обращения: 11.07.2016).
18. ft] «i, ^ tpl Sftí^. = Южнокорейско-американ-ские ВМС проводят совместные учения в ответ на провокации Северной Кореи // YTN.CO.KR: информационный портал. URL: http://www.ytn.co.kr/_ln/ 0101_201605200014235803 (дата обращения: 11.07.2016).
19. 1124 4в3 = Проведены 2-е военные переговоры между Севером и Югом Кореи на уровне генералитета // S^ftÇ- = Нодон синмун. 05.06.2004.
REFERENCES
1. Vashington i Seul pristupili k sovmestnym voennym ucheniyam na yuge Koreisk-ogo poluostrova [Washington and Seoul embarked on joint military exercises in the south of the Korean peninsula]. Available at: http://novostimira.net/index. php?newsid=172820 (accessed 05.03.2017). (In Russ.)
2. Koreiskii poluostrov: protivostoyanie prodolzhaetsya [Korean Peninsula: the confrontation continues]. Available at: http://inforos.ru/ru/?module=news&action=vie w&id=27268 (accessed 15.04.2016). (In Russ.)
3. Koreiskoe uregulirovanieiinteresy Rossii [Korean settlement and Russian interests]. Moscow, Russkaya panorama Publ., 2008, 343 p. (In Russ.)
4. Politika SShA v Aziatsko-Tikhookeanskom regione vperiod administratsii B. Obamy [US policy in the Asia-Pacific region during the Obama Administration]. Moscow, SP-bGU Publ., 2012, 260 p. (In Russ.)
5. Pkhen'yan pereshel Rubikon [Pyongyang has crossed the Rubicon]. Available at: http://rg.ru/2010/11/23/korea-site.html (accessed 15.04.2016). (In Russ.)
6. SShA i Yuzhnaya Koreya nachali sovmestnye ucheniya vZheltom more [US and South Korea began joint maneuvers in the Yellow Sea]. Available at: http://Hamp$/ru/ news/20130506/07080.html (accessed 15.04.2016). (In Russ.)
7. Ucheniya SShA i Respubliki Koreya vZheltom more [Maneuvers of the United States and the Republic of Korea in the Yellow Sea]. Available at: http://ria.ru/trend/USA_ South_Korea_maneuvres_28112010 (accessed 15.04.2016). (In Russ.)
8. Northern Limit Line (NLL) West Sea Naval Engagements. Available at: http://www. globalsecurity.org/military/world/war/nll.htm (accessed 15.04.2016). (In Eng.)
9. Yonhap [Yonhap news agency]. 1999. Sept. 2. (In Kor.)
10. Lee Yong Jun. Seohae bukbang hangyeseon daehan nambukhan jujangui gugje beob-jeok bigyo bunseok [Comparative analysis in accordance with the International Law of the requirements of the North and South of Korea regarding the Northern Delimitation Line in the Western Sea]. Beobhaknongo, 2010, vol. 32, pp. 537—572. (In Kor.)
11. Muhwa ilbo. 2002. June 29. (In Kor.)
12. Bak Chang Gwon. Seohae bukbang hangyeseon gwa nambukhan gwangye [Northern boundary line in the Western (Yellow) Sea and North South Korean relations]. Strategy 21, 2004, no. 12, pp. 5—47. (In Kor.)
13. Buk dobalsi kangnyok uingjing Han-Mi Soehae suho hullyeong [Severe punishment in case of provocations from North Korea. South Korean-US Navy carried out joint exercises for the protection of the Western Sea]. Available at: http://www.yonhap-news.co.kr/bulletin/2016/03/25/0200000000AKR20160325049051014.HTML (accessed 11.07.2016). (In Kor.)
14. Buk Soehae jache kyonggyesoen noemumyon kotparo jojunthagyok kyonggo [North Korea has warned that it will conduct aimed fire in case of crossing the border in the West Sea]. Available at: http://nktoday.kr/?p=13033 (accessed 11.07.2016). (In Kor.)
15. Bukhan inmin muryokbuga Nam-Buk kowigup gunsa hwedamul uri gukpangbue cheuihanda [Minister of the armed forces of North Korea proposed to the Ministry of Defence of the Republic of Korea to hold military talks at the highest level]. Available at: http://fatewind14.blog.me/20121046108 (accessed 15.04. 2016). (In Kor.)
16. Han-Mi haptong gunsa hullyong isippharil Hwanghae-eso [Conducting at the 28th joint South Korean-US military exercises in the Yellow Sea]. Available at: http://blog. joins.com/media/folderlistslide.asp?uid=gimbyngh&folder=1& list_id=1193065 (accessed 10.07.2016). (In Kor.)
17. Han-Mi haegun isibil buthoe naheulgan haesang hullyeong [From 22th of the South Korean-US Navy conducted a three-day naval exercises]. Available at: http://www.rfa. org /korean/in_focus/nk_nuclear_talks/navydrill-03222016095343.html (accessed 11.07.2016). (In Kor.)
18. Han-mi haegun oneul buthoe Buk dobal daebi yonhap hullyeon [South Korean-US Navy carried out joint military exercises in response to North Korea's provocations]. Available at: http://www.ytn.co.kr/_ln/0101_201605200014235803 (accessed 11.07. 2016). (In Kor.)
19. Je i cha buknam jangryeong gunsa hwedam jinhaeng [The second military talks between the North and South of Korea were held at the level of the generals]. Rodong sinmun, 2004, 5 June. (In Kor.)