Научная статья на тему 'Разграничение государственной власти и местного самоуправления'

Разграничение государственной власти и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разграничение и соотношение государственной власти и местного самоуправления / цели / проблема / система. / delimitation and correlation of state power and local self-government / goals / problem / system

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковач Д., Макаров В.О.

В статье исследуется современная модель правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в России. Цель работы – анализ проблем, связанных с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ и предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Методы и объекты исследования: анализ проблем и изменений конституционного законодательства, связанных с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ. Результаты: приводятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство и новые термины, связанные с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ. Выводы. Рассмотрение вышеуказанного вопроса позволяет подвести итог о том, что в современном муниципальном законодательстве данная тема не урегулирована должным образом, что приводит к смешению государственных и муниципальных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separation of state power and local self-government

The article examines the modern model of legal regulation of interaction between public authorities and local self-government in Russia. The purpose of the work is to analyze the problems associated with the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation and proposals for amending the current legislation. Method and objects of research: analysis of problems and changes in constitutional legislation related to the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation. Results: proposals are made to amend the current legislation and new terms related to the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation. Conclusions. Consideration of the above issue allows us to conclude that this topic is not properly regulated in modern municipal legislation, which leads to a confusion of state and municipal issues.

Текст научной работы на тему «Разграничение государственной власти и местного самоуправления»

Разграничение государственной власти и местного

самоуправления

Ковач Д.,

daniel. covach@gma.il com

Макаров В.О.,

makarov_vo@volsu.ru

ФГАОУВО «Волгоградский государственный университет» (г. Волгоград, Россия)

УДК 342.55

Аннотация. В статье исследуется современная модель правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в России. Цель работы - анализ проблем, связанных с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ и предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Методы и объекты исследования: анализ проблем и изменений конституционного законодательства, связанных с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ. Результаты: приводятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство и новые термины, связанные с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ. Выводы. Рассмотрение вышеуказанного вопроса позволяет подвести итог о том, что в современном муниципальном законодательстве данная тема не урегулирована должным образом, что приводит к смешению государственных и муниципальных вопросов.

Ключевые слова: разграничение и соотношение государственной власти и местного самоуправления, цели, проблема, система.

Separation of state power and local self-government

Kovach D.,

daniel. covach@gmail. com

Makarov V.O.,

makarov_vo@volsu.ru

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

UDC 342.55

Abstract. The article examines the modern model of legal regulation of interaction between public authorities and local self-government in Russia. The purpose of the work is to analyze the problems associated with the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation and proposals for amending the current legislation. Method and objects of research: analysis of problems and changes in constitutional legislation related to the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation. Results: proposals are made to amend the current legislation and new terms related to the delimitation of state power and local self-government in the Russian Federation. Conclusions. Consideration of the above issue allows us to conclude that this topic is not properly regulated in modern municipal legislation, which leads to a confusion of state and municipal issues.

Keywords: delimitation and correlation of state power and local self-government, goals, problem, system.

Введение

Разграничение и соотношение власти между государством и муниципалитетами является предметом теоретических изысканий многих отечественных ученых. Основной вопрос состоит, прежде всего, в том каким образом должно происходить разграничение между двумя системами власти. [7-16]

Исходя из названной цели, были определены основные задачи:

1) дать понятие соотношению государственной и муниципальной власти как элементов системы публичной власти в РФ;

2) раскрыть нормативно-правовое регулирование разграничения государственной власти и местного самоуправления в РФ;

3) проанализировать зарубежный опыт разграничения государственной власти и местного самоуправления;

4) раскрыть организационные и территориальные аспекты разграничения государственной власти и местного самоуправления в РФ;

5) проанализировать проблемы разграничения государственной власти и местного самоуправления в РФ;

6) привести предложения по внесению изменений в действующее законодательство, связанные с разграничением государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Муниципальная власть в Российской Федерации представлена в виде местного самоуправления. Что официально закреплено в Конституции РФ. [3]

Представляется, что термины муниципальная власть, органы местного значения, органы местного самоуправления по существу являются синонимами.

Особая роль, которая отводится органам местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения, определяет потребность установления конституционных гарантий их деятельности [15, С. 23].

В силу норм Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако последние могут воздействовать на власть опосредованно:

1) через федеральные законы

2) путем установления принципов работы местных органов и т.п.

Сама же муниципальная власть является реализацией прав и свобод человека и гражданина, которые временно или постоянно проживают на территории, которой управляют органы муниципальной власти.

Основная часть

Соотношение, взаимодействие и разграничение власти между государственными органами и органами местного значения осуществляются в рамках публичной власти. Публичная власть направлена на реализацию прав и свобод человека и гражданина через выборные органы и иными способами. Тем самым публичная власть - это совокупное проявление власти со стороны государства на ее разных уровнях (государственные органы, органы субъектов, органы местного самоуправления).

Соотношение и взаимодействие государственной и муниципальной власти - это порядок взаимодействия между государственной и муниципальной власти в рамках их публичности.

В настоящее время четкое и однозначное разграничение власти между указанными органами законодательно не закреплено. Однако попытки разграничений можно увидеть в Конституции РФ и законе о местном самоуправлении.

Законодательство о муниципальной власти базируется на международном законодательстве. Международное законодательство при этом представлено в ратифицированных РФ

международных договорах. Указанные виды договоров могут быть модельными (между странами СНГ), либо носить бланкетный характер.

Международные ратифицированные договоры

Модельные договоры между странами СНГ

Конституция РФ

Конституционное законодательство

Конституционные законы

Указы Президента РФ

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Иные федеральные законы

Нормативно-правовые акты исполнительной власти на государственном уровне

Постановления Правительства РФ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Муниципальное законодательство

Рисунок 1. Влияние нормативно-правовых актов государственной власти на муниципальную

власть.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 57 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.9 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В основе принципов организации местной власти лежат помимо международных норм права внутреннее законодательство РФ. Внутреннее законодательство РФ основывается на Конституции РФ и конституционных законах, которые помимо прочего устанавливают взаимоотношения органов власти в рамках публичности. [1,2,4-6,17]

Основным законом, разграничившим муниципальные органы власти и государственные, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [18]

Организационные моменты разграничения власти между государством и местным самоуправлением строятся на принципах и нормативно правовой базе. Основные два принципа, регулирующие указанное разграничение - разграничение компетенций и децентрализация призваны разделить полномочия между двумя указанными видами власти. Первый принцип направлен на то, чтобы разделить вопросы бюджетирования между государством и муниципалитетами. Второй принцип призван распределить вопросы местного и федерального значения [16, С. 176].

Территориальные аспекты разграничения власти в свою очередь направлены на то, чтобы закрепить правило о том, что местные органы власти могут образовываться на всей территории РФ. Подобное образование возможно в нескольких формах (муниципальное образование, городской округ, городское поселение и т.п.).

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с разграничением власти между государственными органами и местным самоуправлением.

Указанные проблемы нашли свое выражение в нижеследующем:

1) законное и незаконное вмешательство государственных органов в дела местного значения;

2) обязанность местных органов финансировать расположение участковых оперуполномоченных полиции, а вместе с тем и какое-либо

отсутствие разграничения компетенции в сфере правопорядка между местными и государственными органами;

3) потеря актуальности института муниципальной полиции;

4) проблема оперативного вмешательства государства при выявлении явного противоречия нормативно-правовой базы местных органов по отношению к федеральному законодательству;

5) отсутствие у местной власти прямых полномочий устанавливать на своей территории требования по следованию судебной власти судебным прецедентам.

Перечисленные изменения в действующее законодательство в настоящей работе предлагают:

1) принять закон, который бы разграничивал полномочия между органами государственной власти и органами муниципальной власти. Данный закон призван дать определения муниципальной власти и соотношение ее с органами местного самоуправления. Также закон позволит дать понятийный аппарат взаимодействия указанных органов в рамках публичной власти;

Таблица 1 - Проект Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов

ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и _органами муниципальной власти_

Статья Текст статьи

Статья 1. Пределы действия закона Настоящий Федеральный закон призван разграничить властные полномочия и вопросы совместного ведения между государственными органами РФ и органами местного самоуправления РФ

Продолжение табл. 1.

Статья 2. Основные понятия, используемые в законе В данном случае необходимо дать понятие таким значениям как: - муниципальная власть; - органы муниципальной власти; - местное самоуправление; - государственная власть; - органы государственной власти; - компетенция органа государственной власти; - компетенция органов местного самоуправления; - определения иных понятий, используемых в законе

Статья 3 Совместное ведение между государственными органами РФ и органами местного самоуправления РФ

Статья 4 Компетенция органа государственной власти

Статья 5 Полномочия органа государственной власти

Статья 6 Компетенция органов местного самоуправления

Статья 7 Полномочия органов местного самоуправления

Статья 8 Соотношение муниципальной власти с местным самоуправлением

Статья 9 Порядок взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти в рамках публичной власти (в данной статье допускается отсылка к отдельному закону, который будет регулировать отношения между гражданами и публичной властью)

Статья 10 Перечень уполномоченных лиц государственных органов

Статья 11 Перечень уполномоченных лиц органов муниципальной власти

Статья 12 Участие органов местного самоуправления в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проектов федеральных законов по предметам совместного ведения

Статья 13 Пределы разграничения предметов ведения и полномочий

Статья 14 Разрешение споров судами между государственными органами и органами муниципальной власти

Статья 15 Оговорка о том, что выборные органы местного самоуправления имеют право на законодательном уровне установить прецедентное право, как источник права в пределах территории муниципалитета

Статья 16 Заключительные положения

2) предоставить право органам местного самоуправления устанавливать законодательные акты, направленные на установление прецедентного права в своем муниципалитете;

3) исключить из Закона о полиции бремя содержания со стороны местного самоуправления помещений, предназначенных для участковых оперуполномоченных полиции;

4) исключить из закона о местном самоуправлении предложение, о праве муниципалитетов создавать муниципальную полицию;

5) предоставить право прокурору оспаривать незаконные нормативно -правовые акты местного значения через заявления на выдачу судебного приказа.

Заключение

Очевидно, требуется дальнейшее развитие регулирования вопросов разграничения компетенции между региональным и муниципальным уровнями осуществления власти, как в

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодёжной науки 59 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.9 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

части перераспределения государственных полномочий, так и в части перераспределения муниципальных полномочий. Представляется, в условиях гармонизации федерального и регионального законодательства с конституционным принципом единства публичной власти практику перераспределения полномочий достаточно легко сформировать в строгом соответствии с конституционными ценностями и нормами Будущее - именно за теоретическим осмыслением и практическим воплощением подходов, соответствующих парадигме единства публичной власти

Библиографический список

1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ - 1998 - №36 - Ст.4466

2. Модельный закон "Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-11)

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 01.07.2020) // Российская газета - 1993 - №237

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Российская газета - 2020 - №55

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) // Российская газета - 1994 - №238-239

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. от 08.12.2022) // Российская газета - 2002 - №220

7. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 2. М.: Норма, 2019. - 864 с.

8. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова; под общ. ред. ВВ. Комаровой, Л.Т. Чихладзе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 319с.

9. Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4.

10. Бабичев И.В. Актуальные вопросы территориального и институционального устройства местного самоуправления // Местное право. 2014. № 1.

11. Бабичев И.В. Городские округа с внутригородскими делением и внутригородские районы: новые юридические конструкции как возможный инструмент развития местного самоуправления на соответствующих территориях // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3.

12. Бабичев И.В. Основы взаимоотношений государства и местного самоуправления в российской правовой системе местного самоуправления // Государство и право. 2009. № 3. С. 3345

13. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. М: КноРус, 2019. 567 с.

14. Бабун Р.В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления // Городское управление. 2009. № 5.

15. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 1(63). С. 23-28.

16. Боков Ю.А., Бокова О.Н., Бокова Н.А. Нормы Конституции РФ: некоторые проблемы дихотомии права и правоприменительной практики// Инновационное развитие: Ключевые проблемы и решения: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 08 декабря 2015 г. Казань: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2015. С. 174-177.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 60 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.9 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

17. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. от 21.12.2021) // Российская газета - 1999 - №206

18. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 30.12.2021) // Российская газета -2003 - №202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.