Научная статья на тему 'РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ'

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ ЧАС / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ПОКОЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимова Р.А.

В статье рассмотрены основные темы классных часов, как направление внеурочной работы при реализации программы курса «Разговоры о важном».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салимова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка. Особое место занимают музыкальные речевые игры («Пальчик о пальчик», «На носок», «У меня, у тебя»...).

Игра на детских музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Музыкально-дидактические игры играют важную роль в музыкальном развитии детей с ОВЗ, благодаря которым у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. («Музыкальный домик», «Колобок», «Песня, танец марш».)

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Особое место уделяем музыкотерапии - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Например, «Упражнение с листком бумаги»- музыкотерапия с элементами психогимнастики. Развивает чувство ритма, владение темпом, динамикой, а также развивается чувство ансамбля. Развивают мелкую моторику через тактильные ощущения и упражнения с листом бумаги.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.

Вывод: все виды музыкальной деятельности, используемые на занятии, способствуют развитию и коррекции эмоционально-волевой (чувства, эмоции), познавательной (речь, внимание, воображение, память, мышление), поведенческой (умение общаться, вести себя адекватно данной ситуации) сфер.

Все это помогает детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, развивать музыкальные способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

© Полюдова Е. Л., 2022

УДК 37:372:372.4:372.48

Салимова Р.А.

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ Лицей №46 город Уфа, Республика Башкортостан

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ Аннотация

В статье рассмотрены основные темы классных часов, как направление внеурочной работы при реализации программы курса «Разговоры о важном».

Ключевые слова:

классный час, нравственные ценности, патриотизм, поколение, воспитание, развитие.

В соответствии с требованиями ФГОС начального образования, чтобы обеспечить единство образовательного процесса не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, в школах России с 5 сентября 2022 года неделя начинается с классного часа в рамках проекта "Разговоры о важном". Задачи при проведении бесед направлены не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка, определение ценностных ©МП РФ, 2022 приоритетов личностных результатов при реализации данной программы деятельности ребят вне урока, в интерактивных формах занятий обучающихся, которые обеспечат их заинтересованность в совместную с учителем и сверстниками деятельность. Внеурочные занятия входят в систему воспитательной работы нашего лицея, формирование социальных отношений и нравственных ценностей, с учётом национальных, этнокультурных особенностей Республики Башкортостан.

На классных часах мы будем обсуждать историю лицея, города, региона и страны, знакомство с историческими личностями, познание моральных качеств человека. Тематика внеурочных занятий определена, как, в соответствии с датами календаря, так с обсуждением главных тем в воспитании школьника, определение его ценностных приоритетов в жизни. Обсуждение этих тематических классных часов подразделяются на несколько разделов.

1. Темы в разделе «Историческая память», соединяют прошлое и настоящее, позволяют сохранить и продолжить традиции, опыт, достижения, мудрость предыдущих поколений. Например, в теме «День народного единства» рассматриваем на известных исторических фактах — единение людей, связь между прошлым и настоящим.

2. Беседы из раздела «Преемственность поколений» раскрывают связи предыдущего поколения с последующим культурой общества, историей, средой обитания, языком общения. С ребятами будем обсуждать такие качества людей, которые были характерны для предыдущих поколений: любовь к малой родине, Отечеству. Например, в теме: «Мы разные, мы вместе» с детьми обсудим закономерности, © МП РФ, 2022 что каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции; что семья построена на сохранении преемственности поколений.

3. При обсуждении тем в разделе «Патриотизм» — любовь к Родине начинается с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотическое чувство - это нравственная ценность, являющаяся приоритетной в обсуждениях на классных часах, чтобы раскрывать ребятам многогранность патриотизма и его проявления в различных аспектах человеческой жизни.

4. Самый добрый раздел - это тема «Доброта, добрые дела» - как помочь людям без ожидания благодарности, рассмотрим в теме «Забота о каждом», что такое волонтёрство и благотворительность.

5. В разговорах о важном, одним из самых значимых разделов «Семья и семейные ценности», так как с семьи начинается всё: человек рождается и начинает жить. С ребятами обсудим на классных часах «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности», что семья - это значимые ценности в жизни каждого человека — взаимопонимание, любовь, взаимная поддержка, все эти чувства представлены в традиционных религиях России.

6. Тема «Культура России» - это культура человеческого общества, достижения, созданные на протяжении истории развития человечества. Российская культура настолько многогранна и разнообразна, она может быть представлена как в духовной сфере (классическая литература, народное творчество, театр, музыка, изобразительное искусство), этика и культура взаимоотношений между людьми, так и созиданием в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта) и многое другое.

7. Раздел «Наука на службе Родины», которая в прогрессе общества и улучшение жизни человека занимает приоритетное место. Россия - страна научных открытий, различных исследований в меняющемся современном мире.

Планирование и проведение классных часов «Разговоров о важном» основано на беседах, чтении поэзии, прозы, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки, презентациями людей, которые вносят важный вклад в развитие общества.

Список использованной литературы:

1. МП РФ, 2022 Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого ребёнка; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

2.Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (НОО, ООО, СОО) Министерство просвещения Российской Федерации, Москва, 2022

3. http://lubostanshkola.obrazovanie46.ru/s..

© Салимова Р.А., 2022

УДК 381

Терехова Н.Н., Бородулина О.И.,

МБОУ «Лицей №5 города Ельца» Г. Елец, Липецкая обл, РФ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Раздел «Ядерная физика» изучается в школьном курсе в 9 и 11 классе. Очень часто ребята задаются вопросом, где применяются знания по этому разделу физики. Тем более, многим непонятно положительное значение применения радиоактивных излучений. В повседневной жизни эти сведения обычно не требуются. И вот тогда для расширения кругозора, развития познавательного интереса необходимо познакомить с применением знаний раздела «Ядерная физика»

Программой по физике для средней школы предусмотрено ознакомление учащихся с применением метода меченых атомов и радиоактивных излучений в промышленности, сельском хозяйстве и в медицине. При отборе по данной теме материала из области сельского хозяйства следует иметь в виду наиболее важное в научном и практическом отношении применение меченых атомов. К ним относятся определение способов повышения урожайности и исследование питания растений. С помощью метода меченых атомов удалось установить, в каком виде поступают питательные вещества из почвы в растения, получить ответ на вопрос : «Можно ли осуществить воздушную подкормку растений, то есть питание через стебли и листья?» Например, в жизни растений важную роль играет фосфор, извлекаемый ими из почвы в виде солей фосфорной кислоты. Как узнать, каким частям растения он более нужен, где он накапливается в различные периоды жизни растений? Получить ответ на эти вопросы можно с помощью метода меченых атомов. Для этого подготавливают фосфат, содержащий небольшое количество радиоактивного фосфора-32. Растворив фосфат в воде, поливают раствором землю вокруг растения. Спустя некоторое время растение вырывают, очищают от земли и кладут на фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Радиоактивный фосфор, распадаясь, испускает быстрые электроны. Они проходят через бумагу и действуют на фотопластинку. Места фотобумаги, которые подвергались действию электронов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.