Научная статья на тему 'Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации'

Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8468
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / РАЗГОВОР / МЕССЕНДЖЕР / SPEECH GENRE / CONVERSATION / MESSENGER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голошубина О. К.

Представлены определение и характеристика разговора в мессенджере как одном из жанров интернет-коммуникации. Специфические черты речевого жанра «разговор в мессенджере» выявляются на основе его сравнения с такими жанрами интернет-общения, как SMS, электронное письмо (e-mail), чат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The speech genre «conversation in the messenger» as a specific genre of Internet communication

The definition and the feature of the conversation in the messenger as one of the genres of Internet communication are presented in the article. Specific features of the speech genre «conversation in the messenger» areidentifiedon the basis of a comparison with such genres of Internet communication as SMS, e-mail, chat.

Текст научной работы на тему «Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 208-212.

УДК 81.271

О.К. Голошубина

РАЗГОВОР В МЕССЕНДЖЕРЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ЖАНР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Представлены определение и характеристика разговора в мессенджере как одном из жанров интернет-коммуникации. Специфические черты речевого жанра «разговор в мессенджере» выявляются на основе его сравнения с такими жанрами интернетобщения, как SMS, электронное письмо (e-mail), чат.

Ключевые слова: речевой жанр, разговор, мессенджер.

Характерное для современного общества широкое распространение информационных технологий, стремление к освоению новых форм общения привели к появлению особого вида коммуникативного взаимодействия между людьми, получившего название компьютерно-опосредованной коммуникации (от англ. computer-mediated communication), или интернет-коммуникации.

Интернет-коммуникация - это специфическая форма общения, представляющая собой диалоговое взаимодействие людей в сети Интернет, осуществляемое путём обмена в режиме реального времени знаковыми (текст, графические символы) и мультимедийными (видеоролики, фотографии, картинки, анимация, музыка) сообщениями.

В настоящее время лингвистами плодотворно изучаются языковые особенности интернет-коммуникации, в частности специфика письменной разговорной речи как феномена, порожденного новой формой общения [1; 2], исследуются механизмы языковой игры в виртуальном пространстве [3; 4]. Интерес отечественных и зарубежных учёных к общению посредством Интернета способствует становлению новой научной отрасли - интернет-жанроведения [5-7]. Особую актуальность приобретает вопрос о речежанровом многообразии интернет-коммуникации и, как следствие, проблема типологии сетевых жанров.

Одним из жанров интернет-общения, заслуживающих комплексного лингвистического изучения в силу возрастающей популярности соответствующего вида коммуникативной связи, является разговор в мессенджере. Цель статьи - охарактеризовать данный речевой жанр, определить его место среди других жанров интернет-коммуникации.

Мессенджер - это один из новых каналов связи, предлагаемых Интернетом как особой жанропорождающей и социокультурной средой.

Мессенджер (от англ. messenger - «курьер») - это специальная клиентская программа, необходимая для осуществления коммуникации в системе мгновенного обмена сообщениями (англ. instant messaging), которая также включает службу мгновенных сообщений (Instant Messaging Service). Мессенджер, или программа-клиент (Instant Messenger), как составная часть данной системы используется для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет. Работа мессенджера заключается в передаче информации в наиболее ёмкой - текстовой - форме. Обмен сообщениями происходит быстро и практически без задержек, время уходит в основном на набор текста. Также передаваться могут звуковые сигналы, изображения, видео. С помощью мессенджера можно играть, совместно рисовать и выполнять много других интерактивных операций, которые являются для программы факультативными. Общение через мессенджер приобрело массовый характер, поскольку не только удобно для

© О.К. Голошубина, 2015

Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации

209

межличностного взаимодействия, но и обеспечивает мобильность сотрудников в работе, даёт возможность получить экстренную помощь. Оно отчасти заменило «разговор по душам» с друзьями и родными.

Все речевые произведения, переданные при помощи рассматриваемой системы, являются реализациями жанра «разговор в мессенджере», который представляет собой индивидуальный разговор в форме диалога с небольшими по объёму репликами, осуществляемый в режиме реального времени через службу мгновенного обмена сообщениями и служащий для поддержания отношений между коммуникантами.

Речевой жанр «разговор в мессенджере» отличается от смежных жанров интернеткоммуникации, таких как SMS, электронное письмо (e-mail), чат.

Как отмечает Т.В. Шмелёва, у любого человека есть «интуитивная жанровая рефлексия», некий «образ жанра», благодаря чему в процессе коммуникации распознаётся типическая форма высказывания и общение протекает в определённой тональности [8, с. 88-89]. Основываясь на таком интуитивном представлении, определим границы речевого жанра «разговор в мессенджере».

Разговор в мессенджере - это короткие, связанные друг с другом фразы, передаваемые коммуникантами с информативными или фатическими целями (узнать или рассказать о чём-либо, поболтать, выяснить отношения, дать указания и т. д.). Однако под такое описание подходят и SMS-сообщения, и общение в социальных сетях, и чаты, и электронные письма. Для отграничения разговора в мессенджере от других речевых жанров необходимо выделить его конститутивные признаки.

В современном русском языке слово «разговор» имеет следующие значения: «1. Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа. 2. (разг.) Толки, пересуды. 3. (разг.) Обсуждение чего-н.» [9, с. 644]. «Разговор - 1. Словесный обмен сведениями, мнениями; беседа. 2. Обсуждение кого-л., чего-л.; сплетня. 3. (разг.) Тема, предмет беседы. 4. (разг.) Манера разговаривать, вести беседу. 5. (перен.) (разг.-сниж.) Произношение, выговор» [10]. Можно предварительно сделать вывод о том, что в понятийную область составной номинации «разговор в мессенджере» включаются признаки разговора, касающиеся содержания: «обмен сведениями, мнениями, обсуждение чего-нибудь», но воплощённые в другую форму: не устную словесную, а письменную, опосредованную компьютером.

SMS - это текстовое сообщение, отправляемое и получаемое через мобильный телефон с помощью услуги оператора связи. Электронное письмо (e-mail) - текст, посы-

лаемый кому-либо для сообщения чего-либо, для общения на расстоянии. Чат, чаттер (англ. chat - «болтать») - средство группового обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Сравнив определения, выделим ряд общих признаков: письменная форма существования; направленность на адресата (передача мыслей, информации, чувств кому-либо); коммуникативная функция; некоторый промежуток времени между созданием текста и его прочтением.

При наличии общих черт мессенджер, SMS, электронное письмо и чат имеют различия, обусловливающие своеобразие языкового воплощения.

SMS-общение осуществляется с помощью посредника - мобильного оператора -за определённую плату, поэтому SMS-сообщение предполагает краткость изложения мысли, его размер ограничивается размером денежных средств. Кроме того, набор текста SMS и его отправка требуют произведения нескольких физических операций, в отличие от мессенджера, где передача информации осуществляется намного удобнее. Диалоговое начало в данном речевом жанре ослаблено, поскольку SMS не предполагает мгновенной ответной реакции, автор сообщения не знает, когда его послание будет прочитано. Более того, часто SMS требует не словесного ответа, а совершения какого-либо физического действия со стороны адресата, например: - Купи хлеб; - Приходи вечером. Жду; - Встречаемся у Атриума в 16 ч. Как правило, SMS используется для получения/передачи краткой информации: - Перезвоню после обеда; - Мы доехали; - Вас ожидает ВАЗ 2105 синяя р872вс Стоимость проезда 180 р.; поздравлений: - Привет! С днем рождения!!! Счастья, здоровья, удачи!; рассылки рекламной информации: -Ждем в гости! Бани На Дмитриева. Предъявителю СМС 10% скидка; реже с императивными целями: - Принеси завтра мою тетрадь с лекциями.

Электронное письмо (e-mail), как правило, представляет собой больший по объёму текст, состоящий из нескольких связанных друг с другом развёрнутых предложений (от 2-3 предложений до одной страницы текста). К данному речевому жанру обращаются для передачи файлов, текстовых документов, сопровождаемых пояснениями. Электронное письмо может использоваться для личного взаимодействия хорошо знакомых коммуникантов, но обычно сфера его применения - это официально-деловое общение. Следует отметить, что e-mail, в отличие от мессенджера, обычно сохраняет ряд композиционных особенностей традиционного письма: наличие обращения по имени,

210

О. К. Голошубина

главной части, содержащей информацию личного или делового характера в зависимости от отношений между адресантом и адресатом, в случае прикрепления к письму файла даётся его краткая характеристика, наличие завершающей вежливой фразы. Определяющая черта, отделяющая мессенджер от e-mail, сугубо формальна. В любом мессенджере сообщение не только приходит пользователю моментально, оно сразу же демонстрируется ему в окне диалога, в то время как электронную почту, так же как и обыкновенную, необходимо проверять, т. е. совершать направленные осмысленные действия: войти в почту (обновить страницу), открыть письмо. В e-mail адресат «не виден», остаётся только догадываться, как и в ситуации SMS-общения, о том, когда автор получит ответ на своё сообщение. Другое отличие, более важное, - наличие этого самого окна диалога, когда переданные и принятые сообщения выводятся одно под другим согласно хронологии их отправки и получения.

Таким образом, в мессенджере сообщения в самый момент получения выводятся в конец постоянно дополняющегося списка сообщений, точно как в чате. Ключевой особенностью мессенджера, на наш взгляд, отличающей его от названных средств связи, является режим коммуникации - онлайн (от англ. on-line - «на линии»). Общение, таким образом, протекает в режиме реального времени, автор текста точно знает, что его послание мгновенно дойдёт до адресата и будет тут же увидено и воспринято (для этого в большинстве программ-клиентов установлены специальные маркеры, оповещающие о том, что сообщение прочитано). Можно сказать, что мессенджер является синтезом идей чата и электронной почты.

Отличие чата от речевого жанра «разговор в мессенджере» лежит на поверхности и заключается в том, что это групповое общение и коммуниканты, как правило, не знакомы друг с другом. Чат можно сравнить с полилогом, в то время как разговор в мессенджере - это диалог. Если мессенджер и позволяет создавать конференции и подключать к одному разговору нескольких пользователей, то только в порядке расширения функционала, точно так же, как в любом чате есть приват. Получается, приват - дополнительная функция мессенджера в чате, а конференция - дополнительная функция чата в мессенджере.

В целом электронная почта и SMS-общение ближе по своей природе к переписке, а разговор в мессенджере и чат - к разговору.

Если за основу описания речевого жанра «разговор в мессенджере» взять концепцию Т.В. Шмелёвой [8, с. 97], то можно го-

ворить о следующих особенностях рассматриваемого речевого жанра.

С одной стороны, данный речевой жанр может характеризоваться чисто информативной целью: - Как наши сыграли? - 4:1, проиграли. Задача автора - получить информацию. С другой стороны, большинство разговоров в мессенджере ведётся с фати-ческой целью, они рождаются из желания поддержать хорошие отношения с собеседником: - шАЛом) - Хай // Как дела? - Да ничотак, жЫв-здоров) - Как в универе? - та ни че... норм пока (здесь и далее орфография и пунктуация источника сохранены; символ «//» обозначает новую строку). Информация в этом случае не является целью, а служит только поводом для общения: - Чего не спишь? - Я дёнм выспался. // Сплю сегодня целый день: сначала до обеда, потом вечером. // Вообще день бесцельно прожит. - Набирался сил для рабочей недели. Таким образом, разговор в мессенджере - это информационно-фатический жанр (с доминированием фатики).

Социальный и межличностный аспекты разговора в мессенджере как информаци-онно-фатического общения настолько значимы, что участники коммуникации подчас забывают о времени, проведённом в сети. «Адресат вводится в другой мир, приобщается к аксиологическому миру адресанта, происходит вовлечение в иную эмоциональную сферу, навязывание переживаний и эмоционального состояния адресанта», который является непосредственным участником общения [11, с. 35].

Речевая интенция автора - с одной стороны, передать и получить информацию, а с другой - поддержать дружеские отношения: посмеяться вместе над обсуждаемыми ситуациями, поболтать о планах, обсудить какие-то вопросы и пр.

Автором текста в мессенджере может быть любой человек независимо от пола, возраста и социального положения, умеющий пользоваться компьютером и имеющий программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями. Количество коммуникантов, как правило, ограничено двумя, хотя технически возможен полилог в режиме конференции. Автор электронного текста определяет его тему, форму, содержание в зависимости от коммуникативной ситуации (формальное/неформальное общение) и социальной роли адресата (чем дальше отношения между коммуникантами, тем ближе автор к соблюдению правил и норм употребления языковых единиц, и наоборот).

По своему положению автор и адресат, как правило, находятся в равной коммуникативной позиции, отношения между ними могут быть разного качества: родственные, дружеские, деловые или «свободные» (собеседники не знакомы). Активнее ведутся раз-

Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации

211

говоры между коммуникантами, связанными неофициальными (чаще дружескими) отношениями. В ходе коммуникации может появиться «потенциальный читатель» - человек, который не является адресатом и прочитал сообщение случайно. В целом для разговора в мессенджере характерна паритетность общения.

Интернет-собеседники, как правило, не называют друг друга по имени в мессенджере, исключения составляет лишь официально-деловая переписка. Это связано как с экономией времени и динамикой разговора, так и с наличием определённого знания о своём собеседнике, некоего сложившегося образа. Но главную роль в данном случае играет, по-видимому, графическое оформление сообщений, заложенное компьютерной программой: перед каждой репликой пишется имя отправителя, поэтому обращение по имени признаётся избыточным.

Интимно-личностный характер разговора в мессенджере заключается в настрое автора и адресата на откровенность и доверительность, индивидуальный характер общения обусловливает преобладание разговоров на темы, связанные с межличностными отношениями (дружба, любовь, сплетни и т. п.).

Разговор в мессенджере всегда приурочен к моменту речи, поэтому в отношении данного речевого жанра следует говорить об образах ближайшего прошлого и ближайшего будущего: коммуниканты не вспоминают о делах давно минувших дней и не составляют прогнозы на дальнейшую жизнь. В этом отличие данного жанра от устного жанра «разговор по душам». Передаваемая информация носит сиюминутный характер, что в целом характерно для фатических жанров. Разговор в мессенджере - жанр, речевые произведения которого, как и записки, сохраняют свою актуальность в определённый момент, возврат к теме происходит в краткий срок, не превышающий одного дня. «Поговорили и забыли» - таков лозунг данного речевого жанра.

Речевой жанр «разговор в мессенджере» родился в результате трансформации и взаимопроникновения речевых жанров «разговор» и «письмо». Он представляет обычное, повседневное общение, только в письменной форме. Так, для речевого жанра «разговор в мессенджере» характерно стремление коммуникантов максимально приблизить письменное общение к живому разговору посредством письма и графики. В данном случае можно говорить о наличии «графических соответствий фонетическим явлениям спонтанной непосредственной речи» [12, с. 129]. Например, для данного речевого жанра характерны следующие фонетикографические признаки:

1) редукция звуков отражается на письме пропуском букв, обычно гласных,

или целых слогов (- Я гврю тебе; - Как дела?

- так се; - буду писат мелким почерком.))));

2) отражение на письме комбинаторных

фонетических процессов: ассимиляции,

диссимиляции, эпентезы, диэрезы, фузии (- каГдила?; - приведмедвед; - хорошо в пятницу принесу, щас посмотрю, где-то чё-то по педагогике было; - Приятно питита) и оглушения на конце слова (- Мош брындю-лей ему дать... вдрук поможет...);

3) нечёткое проговаривание звуков (- Щас в разумьях бриться или не бриться;

- а вы че тож собираетесь на пересдачу?; -))))))))))))всё я наконцто вышел)))))))))))фух-чёунихтам))))); - еси че, там у нее и выучим);

4) пародирование дефектов речи или акцента: - да тебе не в Пед, а в Жележнодо-рожный надо было идти; - збазбобаршня-Чего? - ну голосом хачика спасибо барышня.

Данные признаки, отражающие желание коммуникантов общаться в режиме «ре-ального/живого разговора», позволяют отметить тенденцию к «фонетической ориентации написания» [12, с. 130]. Такое написание является сознательным выбором собеседников, стремящихся, с одной стороны, к вариативности графического отображения, а с другой - к имитации непринуждённой речи.

Эффект живого разговора достигается и за счёт графических средств, передающих просодику: паузы обозначаются запятыми и многоточиями (- Я пойду спать, не могу,

плохо что-то ничё не вижу.; - Я щас

спать пойду...лучшее решение........что-то

найти ничего не могу.; - Просто, когда другому больно, это как-то...обескураживает)), крик или повышенный тон передаётся прописными буквами (- ЛЮБЛЮЛЮБЛЮ-БЮЛБЮЛБЮЛЮБЮЛЮ ТЕБЯ!!!!!!!!!!!!!!; -

ДОБРОЕ УТРО!!!; - Нифигасебе!!!!!!!!!Какая

ты прелесть!:).... ОНА КО ВСЕМУ ЕЩЕ И

СПОРТСМЕНКА!!!!!!!!), протяжность произнесения, сильные эмоции передаются повторением букв или знаков препинания (- ООоооооооооооо!!!Ништяк!!!!!!!!!; - Эээээээ, мммммм, нууууууу, вооооооот; - Мммммм, ну я надеюсь ;)). Для передачи эмоций, интонаций, поз, жестов, сопровождающих устную речь, активно используются эмотиконы (смайлы). Кроме того, общающиеся прибегают к метатексту - автокомментарию в «звёздочках» (* текст*) (как правило, для обозначения действия, пояснения реакции на ту или иную ситуацию, для демонстрации чувств): - Сколько у меня на это времени? - пять минут // *засекаю часы*; -Ладно, не надо, наверное, уже. Спасибо) -*надменно* Спасибо в постель не положишь; - Вау, я даже не задумалась! *дико ржу*. Названные средства создают эмоциональный фон общения, приближают письменный диалог к устному.

212

О. К. Голошубина

Речевой жанр «разговор в мессенджере» характеризуется использованием разговорных слов, жаргонизмов, профессионализмов, обсценной лексики, что обусловлено неформальным характером коммуникации и социально-возрастными особенностями коммуникантов: - Как дела в универе? - та ни че... (от университет); - А ты где работаешь? В нефтах? - нет, взади торгушки (от городок нефтяников; торговый центр «Омский»); - Принеси, пожалуйста, в понедельник тетрадь по СРЯ, сверим наши мнения о одуш/ неодуш сущ! (от современный русский язык); - блин дороги ппц как замело, хз как я завтра утром в город поеду. Для синтаксиса данного вида электронного диалога характерно использование неполных предложений, парцелляции, анаколуфов и обрывов, расчленённых и сегментированных конструкций.

Эти и другие особенности языкового воплощения речевого жанра «разговор в мессенджере» имеют экстралингвистическую обусловленность.

Таким образом, разговор в мессенджере - это специфический жанр интернеткоммуникации, отличающийся индивидуальностью, моноадресностью (один получатель сообщения), нехудожественностью (разговорная речь, часто стилистически сниженная, используются жаргонизмы и другие разновидности нелитературного языка), не-клишированностью и производностью (это так называемый гипержанр, включающий другие речевые жанры, например, просьбу, приглашение, ответ, спор и прочее). Речевой жанр «разговор в мессенджере» вобрал в себя особенности и устной (намеренное или случайное отступление от кодифицированных норм, передача эмоций при помощи смайлов и метатекста, спонтанность и др.), и письменной речи (опосредованность, возможность вернуться к написанному и др.).

Разговор в мессенджере - это уникальный жанр, стремящийся приблизить общение с помощью письма и графики к живому разговору. Его основными жанрообразующими признаками являются: 1) диалог, состоящий из небольших по объёму реплик; 2) актуальность, обусловленная потребностью поговорить; 3) зависимость от ситуации общения; 4) главная цель - фатическая.

Речевой жанр «разговор в мессенджере» может быть определён как информационно-фатический жанр речи, вписанный в ситуацию общения, целью которого является

реализация и укрепление межличностных связей посредством приватной диалогической интернет-коммуникации в режиме настоящего времени.

Отмеченные в статье экстралингвистические характеристики речевого жанра «разговор в мессенджере» обусловливают его языковое воплощение, являющееся предметом дальнейшего специального изучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лебедева, Н. Б., Зырянова Е. Г., Плаксина Н. Ю., Тюкаева Н. И. Жанры естественной письменной речи: студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка. М. : КРАСАНД, 2011. 256 с.

[2] Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации : монография. Архангельск : Поморский ун-т, 2009. 238 с.

[3] Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm.

[4] Рогачёва Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 5 : Жанр и культура. Саратов, 2007. С. 389-403.

[5] Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105-124. URL: http:// www.textology.ru/article.aspx?aId=223.

[6] Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quovadis? // Жанры речи. Вып. 4: Жанр и концепт. Саратов, 2005. С. 336-351.

[7] Полякова Т. Л. Виртуальное жанроведение как одно из направлений интернет-лингвистики // Коммуникация в Интернете: благо или зло : матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 25-26 октября 2012 г.) / отв. ред. и сост. Л. Ю. Щипицина. Архангельск : КИРА, 2012. С. 18-20.

[8] Шмелёва, Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 88-99.

[9] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 1997. 944 с.

[10] Толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. URL: http://www.slovoblog.ru/ efremova/.

[11] Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Языки славянской культуры, 2002. 552 с. (Язык. Семиотика. Культура).

[12] Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: лингвистический аспект анализа. М. : КРАСАНД, 2010. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.