Научная статья на тему 'Разговор о прекрасном в режиссуре театрализованных представлений'

Разговор о прекрасном в режиссуре театрализованных представлений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
533
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕКРАСНОМ / ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ / КРАСОТА И ЭПОХА / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / КОНКУРС КРАСОТЫ / КОНКУРС-ЗРЕЛИЩЕ / ДРАМАТУРГИЯ МАССОВЫХ ФОРМ / ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ / МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ / ТHE IDEA OF BEAUTY / THE IMAGE OF FEMALE BEAUTY / THE BEAUTY AND THE AGE / THEATRICAL PERFORMANCE / BEAUTY CONTEST / PAGEANT-SPECTACLE / DRAMA MASS FORMS / COMPOSITION LAW / ATTACHED

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Даянова Д.П.

Все люди любят прекрасное, и восхищаются им. Прекрасное существует в самой действительности, но воспринимать, его способен только человек. Безусловно, индивидуальные взгляды, вкусы человека, степень его культуры, уровень его развития все это сказывается на восприятии им прекрасного. Более трех тысяч лет назад человечество достигло зрелого понимания красоты. Художники, скульпторы и поэты древности, средних веков и в более позднее время создавали шедевры искусства картины, скульптуры и стихи, воспевающие женскую красоту.All people love beautiful and admire it. The beautiful exists in the reality, but to perceive it, it can only people. Of course, individual attitudes, tastes of the person, degree of culture, level of development all affect the perception of the beautiful. More than three thousand years ago, mankind has reached a Mature understanding of beauty. Painters, sculptors and poets of antiquity, the middle ages and in later time have created art masterpieces paintings, sculptures and poems glorifying female beauty. The art of mass celebration, presentation, spectacle is an art of high ideals, focus, requiring at the same time, vivid imagery, associative, original, bold and creative design. Created by theatrical performance is distinguished by the author's penetration into the reality, understanding the essence of social relations and vivid emotional expressiveness of imaginative solutions to life's contradictions. Each festival covers all aspects of human life, and theatrical performances, and festivals the most capacious and versatile form, which includes poetry, music, theatre, decorative art, choreography, film and pyrotechnics, as well as some forms of sports rhythmic gymnastics, mass gymnastic performances, dancing on ice etc. Practice of development of theatrical performances in our country generates certain concrete types. Some of these species are in the process of formation, registration, approval in life. Other, clearly defined by specific parameters, differenziata on the genre and other varieties. In this regard, "there is a need to provide theatrical performances in a separate genus of art, with a specificity in terms of functions and tasks, and in the art of imagery". Any program of this kind of art requires that its core were socially important, and close to the audience the theme choosing the theme of the event, directed by theatrical performances and festivals need to be guided by the opportunity to reveal it through the image of a man through the world of his thoughts and actions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разговор о прекрасном в режиссуре театрализованных представлений»

УДК 7.091

Д.П.Даянова

РАЗГОВОР О ПРЕКРАСНОМ В РЕЖИССУРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Все люди любят прекрасное, и восхищаются им. Прекрасное существует в самой действительности, но воспринимать, его способен только человек. Безусловно, индивидуальные взгляды, вкусы человека, степень его культуры, уровень его развития - все это сказывается на восприятии им прекрасного. Более трех тысяч лет назад человечество достигло зрелого понимания красоты. Художники, скульпторы и поэты древности, средних веков и в более позднее время создавали шедевры искусства - картины, скульптуры и стихи, воспевающие женскую красоту.

Ключевые слова: представление о прекрасном, образ женской красоты, красота и эпоха, театрализованное представление, конкурс красоты, конкурс-зрелище, драматургия массовых форм, закон композиции, мизансцени-рование.

Dayanova D.P. TALKING ABOUT PERFECT AT DIRECTING THEATRICAL PERFORMANCES

The idea of beauty, the image of female beauty, the beauty and the age, theatrical performance, beauty contest, pageant-spectacle, drama mass forms, composition law, attached.

The art of mass celebration, presentation, spectacle is an art of high ideals, focus, requiring at the same time, vivid imagery, associative, original, bold and creative design. Created by theatrical performance is distinguished by the author's penetration into the reality, understanding the essence of social relations and vivid emotional expressiveness of imaginative solutions to life's contradictions. Each festival covers all aspects of human life, and theatrical performances, and festivals -the most capacious and versatile form, which includes poetry, music, theatre, decorative art, choreography, film and pyrotechnics, as well as some forms of sports - rhythmic gymnastics, mass gymnastic performances, dancing on ice etc.

Practice of development of theatrical performances in our country generates certain concrete types. Some of these species are in the process of formation, registration, approval in life. Other, clearly defined by specific parameters, differen-ziata on the genre and other varieties. In this regard, "there is a need to provide theatrical performances in a separate genus of art, with a specificity in terms of functions and tasks, and in the art of imagery". Any program of this kind of art requires that its core were socially important, and close to the audience the theme choosing the theme of the event, directed by theatrical performances and festivals need to be guided by the opportunity to reveal it through the image of a man through the world of his thoughts and actions

Keywords: All people love beautiful and admire it. The beautiful exists in the reality, but to perceive it, it can only people. Of course, individual attitudes, tastes of the person, degree of culture, level of development all affect the perception of the beautiful. More than three thousand years ago, mankind has reached a Mature understanding of beauty. Painters, sculptors and poets of antiquity, the middle ages and in later time have created art masterpieces - paintings, sculptures and poems glorifying female beauty.

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. Создаваемое театрализованное действо отличает авторское проникновение в реальную действительность, понимание им сущности общественных отношений и яркая эмоциональная выразительность образного решения жизненных противоречий. Каждый праздник охватывает все стороны жизни человека, а театрализованные представления и праздники - самая емкая и многогранная форма, которая включает себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а также некоторые формы спорта - художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и т.д.

Практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни. Другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности. В связи с этим «назрела необходимость выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности». Любая программа этого рода искусства требует, чтобы в ее основе лежала социально важная и близкая аудитории тема, выбирая тему мероприятия, режиссеру театрализованных представлений и праздников нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков.

Казалось бы, прекрасное во все времена должно быть одинаковым, поскольку всем людям нравятся красивые люди, особенно красивые женщины. Однако представления о прекрасном, в частности о женской красоте, в каждую историческую эпоху оказывались различными. Взгляды на идеал красоты лучше всего воплощены в искусстве. Рассмотрим более подробно искусство каждой эпохи стремящиеся создать образ женской красоты, который вобрал в себя лучшие черты своего времени.

Античное искусство выражало восхищение совершенством человеческого тела, гармоническим развитием всех его форм, тренированных спортом, и воплотило эту гармонию во внешнем облике человека. Красивой в Древней Греции считалась женщина, занимающаяся спортом, тренированная, мускулистая, гармонично сложенная.

В эпоху Средневековья утвердился совершенно иной идеал женской красоты. Его можно назвать аскетическим. Красивой считалась женщина, лишенная всяких естественных признаков живого человеческого организма. Худое тело, ввалившиеся от недоедания щеки, расширившиеся глаза, удлиненный овал лица.

Эпоха Возрождения вновь показала людям, как прекрасна жизнь, однако, еще долгое время красивыми считались чрезмерно худые и тонкие женщины. Исторические возможности данной эпохи наполнили жизнь и сознание людей земными идеалами, которые отразились в картинах Рафаэля «Сикстинская мадонна». Это идеал одухотворенной, возвышенной женской красоты, овеянной трагизмом.

Со сменой эпохи менялись и идеалы женской красоты, в XVII веке красивыми считаются женщины, пышущие здоровьем, довольные жизнью, очень земные. Представления о женской красоте различных сословий в XVIII веке, значительно расходятся. Аристократу будет казаться красивой изящная женщина с маленькими руками и ногами. Крестьянин считает красивой женщину здоровую, как говорится, «кровь с молоком» [40, с.58].

Россия издавна славилась женской красотой. Важное место в волшебных сказочных образах занимают близкие к главному персонажу женские образы - это, прежде всего, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Настасья-золотая коса, Ненаглядная Красота, Марья Моревна.

К женским образам волшебных сказок с полным основанием применимы слова А.М.Горького о «духовных данных» Василисы Премудрой: «...величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты...» [9, с.72].

Идеал красоты в произведениях И.С.Тургенева - это, безукоризненная осанка, стройный стан, спокойный и умный взгляд. АП.Чехов, изумленный совершенством русских женщин, посвятил им рассказ «Красавицы». Ослепительный образ жены А.С.Пушкина - Натальи Гончаровой не оставлял равнодушным никого. Русские писатели, поэты, художники посвящали свои произведения красивым женщинам, служившим для них источником вдохновения. Ф.МДостоевский выразил свое отношение фразой, актуальной по сей день: «Красота спасет мир». Из вышеизложенного следует, что именно искусство помогает увидеть, подлинную красоту, в основе которого лежит жизненная правда. И сегодня, как и многие века, назад мы любуемся образами женской красоты. Как видим, представление о женской красоте менялось в течение веков, но ее поклонники в любое время были едины в том, что красота - это именно то, что доставляет наслаждение, радует глаз и душу [17, с.17]. Несмотря на наступление эры глобализации, красота не исчезла из нового мирового порядка. Крупнейшие конкурсы красоты перешли в новый век, способствуя мировому согласию.

Рассмотрим, каким образом формировались конкурсы красоты в зависимости от исторической ситуации. Первым «конкурсом красоты» называют мифическое состязание трёх богинь - Геры, Афины и Афродиты. Судьёй они выбрали Париса (человека), который и отдал главный приз, «яблоко» и звание Прекраснейшей - Афродите. Сохранились косвенные подтверждения того, что в Древней Трое выбирали самую красивую девушку Илиона. В жюри входили певцы, скульпторы, ораторы и воины.

Наиболее давние документально подтвержденные конкурсы красоты прошли в Коринфе в V веке до н.э., где правил Кипелис, он учредил праздник в честь богини земли. Самая достойная претендентка была названа носительницей «золота». Грекам такое начинание понравилось, подобные конкурсы проходили в городе Афины, а после постоянно и повсеместно. Особенно популярны были состязания на острове Лесбос в Эгейском море. В Древнем Вавилоне после конкурса красоты победительнице присваивалось не только звание красивой, ей назначалась цена: имя девушки выкрикивали, а мужчины выкрикивали цену. Именно за эти деньги, назначенные в результате конкурса, и можно было впоследствии купить эту девушку у семьи для того, чтобы на ней жениться. В древнем Китае, а также и у инков и у малайцев были созданы специальные правила выбора красавицы. Выбрав победительницу, её в торжественной обстановке приносили в жертву кровавому божеству или духу.

Несмотря на суровые исламские нравы, в гаремах Османской империи развлекались, выбирая самую красивую одалиску.

Племена Австралии и островов Тихого океана до XX века также проводили конкурсы: незамужние внешне привлекательные девушки соревновались обнаженными. На победительнице женился «первый парень на деревне». В Уганде проводились конкурсы красоты, причем на лицо особенно никто не смотрел. Выбирали обладательницу самой красивой попы. Некоторые победительницы действительно обладали настолько весомыми достоинствами, что не могли вставать без посторонней помощи. В России долгое время царю жену избирали в результате конкурса, на который обязаны были привести со всего государства девушек всех семейств. При этом положение и достаток значения не имели - только красота и здоровье.

Однако первый официальный (финальный) всемирный конкурс красоты состоялся 19 сентября

1888 года в бельгийском курортном городке Спа. В частном пансионе были размещены 21 «барышня» из числа 350 кандидаток, приславших свои фото на этот конкурс. Исключительно мужское жюри «осматривало» всех претенденток на самый громкий титул современности за закрытыми дверями. Победительницей была провозглашена 18-летная Берта Сукаре из Гваделупы, которая и получила главный приз в 5000 франков, корону королевы красоты была изобретена чуть позже.

Ежегодные состязания самых красивых девушек из различных стран мира были организованы в 1926 году в США. Именно там сложился ныне знакомый всем формат: предварительное интервью участниц - дефиле мод на подиуме перед публикой; фотосессия для прессы; финальный смотр в купальных костюмах и коронация. Экономический кризис в Америке заставил организаторов перенести конкурс в Бельгию, где его провели дважды (в 1932 и 1935 г.г.) Победительницу довоенного соревнования красавиц также именовали «Мисс Вселенная».

В силу исторически сложившихся обстоятельств конкурсы женской красоты в нашей стране по-настоящему популярными стали лишь в конце XX века. Долгое время они запрещались, так как идеологам бывшего СССР виделось в них проявление разлагающей буржуазной культуры, чуждой социалистическому образу жизни. Однако, со временем и в Советском Союзе стали проводить конкурсы красоты. Первые конкурсы красоты, прошли в 1988 году в Вильнюсе, Риге, Ленинграде, Одессе. 1988 год вошел в историю как год проведения первых местных конкурсов красоты. Стремительное шествие местных конкурсов вызвано еще и тем, что победительницы должны были в следующем году съехаться на первый всесоюзный конкурс красоты и повести борьбу за право называться «Мисс СССР». 1988 г. организацией занимался комсомол, спонсор концерн «Бурда моден», победительницей которого стала 16-летняя Маша Калинина.

Из вышеизложенного следует, что конкурс - это некое соревнование, состязание, а зрелищность конкурса красоты строится по законам драматургии массовых форм. В постановке конкурса-зрелища режиссер определяет главную цель (сверхзадачу), ради которой он ставит свое произведение. Его идейная активность выражается в законах красоты окружающих человека повседневно, его отношение к быту, природе, предметам и действиям, своей собственной жизни, поступкам и т.д [31, с.173].

Следовательно, действуя по законам красоты, постигая эти своеобразные законы, которые состоят в том, чтобы учитывать свою связь с другими людьми, свою связь в зависимости от природы, свою связь с социальными интересами, человек делает не только то, что нужно для окружающего, для природы, для социума, для других людей, но и для самого себя [40, с.55].

Тема конкурса красоты очерчивает круг жизненных явлений, отображенных в конкурсе-зрелище. Проводимое нами исследования позволяет утверждать следующее, в зависимости от уровня проводимого конкурса-зрелища они подразделяются:

1. Территориальные (районные, городские, региональные, континентальные, мировые - первой и высшей категории).

2. Возрастные (детские, подростковые, молодежные, конкурсы замужних женщин).

3. Спортивные.

Во всем мире финалистки подобных конкурсов берут на себя определенные обязательства социально-благотворительного характера. Так, например, «Красота с Целью» - так называется движение, организованное более 36 лет назад Джулией Морли. Организации, проводящие конкурсы красоты, собирают сотни миллионов долларов для организаций детской благотворительности в разных странах. Сегодня участницы престижных международных и национальных конкурсов красоты активно пропагандируют идеи мира и ненасилия, борются с распространением в мире ВИЧ-инфекций, помогают беженцам, занимаются благотворительностью.

Важное место в создании целостности конкурса-зрелища принадлежит композиции. Композиция (от лат composition - «расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление или сложение, соединение частей в единое целое в определённом порядке составляют определённую форму. В Большой советской энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие. «Композиция - важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, (соподчиняющий) его элементы друг другу и целому [2, с.87]. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде. Причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. Композиция организует как внутреннее построение конкурса, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

Таким образом, основными законами композиции являются: закон цельности; закон типизации;

закон контрастов; закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

1. Закон цельности позволяет нам воспринимать конкур красоты как единое неделимое целое. Главная черта закона цельности - это неделимость композиции. Неделимость закладывается в композиции через нахождение режиссером так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего конкурса-зрелища. «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопрост-ранственное и разновременное», - писал известный художник ВАФаворский [4, с.102].

2. Закон типизации требует не только типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие, формируются характеры участниц конкурса красоты, но и эстетического отображения жизненных процессов, некой новизны в открытии режиссером окружающей действительности и её образном решении.

3. Закон контрастов имеет отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета. Он является воздействующей силой композиции, вызывает интерес к конкурсу, так как определяет его выразительность.

4. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Он обязывает режиссера создавать цельное по восприятию, выразительное, высокохудожественное произведение. Следуя этому закону, автор выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемым жизненным противоречиям, его понимание - дает нравственную и эстетическую оценку [4, с.242]. Таким образом, все, что изображает автор сценария, режиссер-постановщик, в особенности создаваемое воображением, становится художественным явлением тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через выстраивание композиции. При выстраивании композиции режиссер учитывает фигуры участниц в трехмерном пространстве - глубина, ширина, высота, а также рассматривает ее как в статике, так и в динамике. То есть режиссеру важно «развести» мизансцены в пространстве, во времени, в последовательной композиции кадров конкурса. У композиции есть главная ось, делящая сцену на левую и правую половину, следовательно, производными точками будут центры каждой половины сцены. Обе половины сцены были бы равноценны, если бы взгляд зрителя оглядывал сцену от центра композиции в обе стороны или, наоборот, от краев - к центру. Но глаза наши, как правило, в силу условного рефлекса, оглядывают сцену слева направо. Таким образом, на языке простейшей мизансцены композиция в левой части сценической площадки означает предварительность, взгляд как бы «гонит» ее в пустое пространство правой части сцены. Композиция справа тяготеет к окончательности. Пространство левой стороны как бы давит на расположенную справа композицию и тем делает ее значимее, монументальнее [20, с.4].

Изучая, сценическую композицию мы выяснили, что мизансцена имеет свою геометрию, например, движение по прямой дает мизансцене сухость и строгость, полный круг в мизансцене хорошо подчеркивает идею законченности, полукруг или часть круга привносит в рисунок конкурса музыкальность. Из элементов сценической графики режиссера часто выручает не круг и не ломаная, а что-то между этим - искаженный круг и его деталь - «скобка». Короткий переход от одной точки к другой по прямой маловыразителен, однако в практике режиссуры массовых форм часто оправдан переход по вогнутой или выгнутой линии, отчего пространство кажется более емким, переход - более выразительным. Мизансценическая рифма определяет схожесть мизансцен, во времени или пространстве. Она достигается через повторяемость поз, синхронность в движениях, симметрию в расстановке фигур, зеркальную и теневую графику [20, с.128]. Следовательно, конкурс - это некое соревнование, состязание, а зрелищность конкурса красоты строится по законам драматургии массовых форм. Источником и стимулятором любого драматического действия является конфликт, который представлен как острое противоречие, находящее свой выход и разрешение в действии, в борьбе. Он определяет все основные компоненты произведения: развитие фабулы, движение сюжета, развитие и раскрытие характеров действующих лиц конкурса-зрелища. Конфликт, как правило, заложен в характере диалогов и поступков участниц конкурса красоты, в соотношении их характеров, в представленном художественном времени и пространстве. Таким образом, действие в конкурсе-зрелище - это процесс борьбы за достижение поставленной цели. Все аналитики сходятся на том, что сегодня такие конкурсы приобретают больший смысл, чем когда-либо. Никогда раньше красота так не изучалась и не популяризировалась. Новый век заклеймил все попытки отвержения физической красоты. В своем лучшем обличье красота имеет еще одну составляющую - духовную. Из года в год все королевы красоты твердят: красота - внутри, это красота души.

Конкурсы красоты во все времена пользовались популярностью у представительниц прекрасного пола. Конкурс-зрелище, это великолепная возможность для участниц продемонстрировать женственность, грацию, изящество, пластику, умение красиво двигаться, общаться со зрительской аудиторией, проявить свою индивидуальность.

Литература

1. Бакланова, Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном про-странстве/Т.И. Бакланова// Культорология: новые подходы. Альманах-ежегодник. 1998 г. №№ 3-4 с.95-112.

2. Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / С.И.Гавдис//. - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.

3. Горький, М. Собр. Соч. в 30-ти т./ М.Горький// т. 24, с. 72

4. Лукьянов, Б. В мире эстетики. /Б. Лукьянов//. Москва.1988. с.17.

5. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства / Ю.Мочалов// Улан-Удэ.2005 г. с.4

6. Тихомиров, А.А. «Мастерство актера ирежиссера. Теория и практика». учебно-методическое пособие по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / А.А.Тихомиров// издат. КазГУКИ 2009 - 173с

7. Эренгросс, Б.А. Удивительная наука эстетика. / БАЭренгросс// М. 1977. с.56

8. Электронный ресурс http://www.istmira.com/fotogalereya-razlichnye-temy/1399-samyj-pervyi-konkurs-kra soty.html (дата обращения 15.04.2016)

УДК 783.6

О.Е.Шелудякова

СВЕТИЛЕН (ЭКСАПОСТИЛАРИЙ): К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ АТРИБУЦИИ

Статья посвящена одному из важнейших жанров профессиональной певческой культуры Древней Руси. Направленность статьи позволяет остановиться на наиболее существенных проблемах древнерусской культуры -особенностях бытования, литургических функциях жанра светилен (ексапостиларий), уточнить философское, этическое и эстетическое наполнение жанра, наметить историческую перспективу в его трактовке.

Ключевые слова: светилен, эксапостиларий, богослужебный жанр, литургическая традиция.

Sheludyakova Oksana Evgen'evna THE SVETILEN (EXAPOSTILARY): TO THE PROBLEM OF GENRE ATTRIBUTION

The article of O. E. Sheludyakova dedicated to one of the most important genres of professional singing culture of Ancient Russia. The focus of the article allows you to concentrate on the most significant issues of ancient culture - specificity of human existence, the liturgical functions of the svetilen genre (exapostilary), to clarify the philosophical, ethical and aesthetic content of the genre, to outline the historical perspective in his interpretation.

Keywords: svetilen, exapostilaria, the liturgical genre, liturgical tradition.

Название жанра «светилен» очень точно отражает содержание - повествование о просвещении души светом веры, надежды и любви1. В воскресные дни (а также в некоторые праздники) светилен носит название эксапостилария (с греческого e^anoaxEiAdpiov - посылаю). Это связано, во-первых, с традицией исполнения песнопения одним опытным певцом-канонархом, который, чтобы подчеркнуть величественный и торжественный характер молитвы, высылается для молитвенного пения в центр храма. Во-вторых, в содержательном плане данные песнопения напоминают о ниспослании апостолов на проповедь. Составление воскресных эксапостилариев приписывают благочестивому императору Константину Порфирородному (912-959), в них содержится молитвенное переинтонирование воскресного Евангельского чтения Утрени, поэтому число песнопений соответствует количеству Евангельских чтений - одиннадцати.

Традиционно в жанровой системе древней Руси выделяются несколько ключевых аспектов2: особенности содержания, продолжительность и объем, наличие или отсутствие повторений, взаимосвязь с тем или иным типом богослужения, использование в конкретной певческой книге, местоположение и функцию в богослужебном чинопоследовании, связь с осмогласием.

В применении к светильну (ексапостиларию) данные параметры раскрываются следующим образом:

Выделяется стабилизированное содержание - воспевание Нетварного Света Божия и описание ниспослания апостолов на проповедь. Закреплено и определенное местоположение в службе - после канона как некое смысловое обобщение, завершение важного этапа богослужения3. Вариабельность использования песнопения по Уставу недопустима.

1 Например, в светильне пятого гласа звучит прошение: «Светодавче Господи, низпосли свет Твой».

2 Они выявлены в работах Б.А.Шиндина, Г.В.Пожидаевой.

3 В ряде служб возможно совмещение различных последований (например, воскресного и чтимому святому), что закономерно приводит к увеличению и количества светильнов. Однако вне зависимости от их количества, общее число произнесений молитв данного жанра составляет в честь святой Троицы, т.е. либо один светилен повторяется трижды, либо это количество разделяется между двумя светильнами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.