Научная статья на тему 'РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кроссворд / вспоминание / нейронные связи / феномен пресквю / блокировка / слово-подсказка / сrossword puzllе / remembering / neural connections / ТОТ phenomenon / blocking / hint word

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Товстенко В.Г.

Статья содержит некоторые результаты анализа информации, полученной в процессе разгадывания автором многочисленных кроссвордов. Показано, что необратимые нейронные связи, образовавшиеся в памяти при запоминании слова, обеспечивают его легкое вспоминание, при отсутствии мешающих факторов, независимо от срока давности запоминания и количества обращений к этому слову ранее. Основным мешающим фактором является феномен пресквю. Однако, в рассматриваемом случае его действие ограничивается только начальным этапом вспоминания слова. В дальнейшем он блокируется появлением слов-подсказок, что обусловлено структурой кроссворда. Высказана гипотеза об отсутствии влияния феномена пресквю на появление зрительного образа, связанного с вспоминаемым словом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Товстенко В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING CROSSWORD PUZZLES. SOME RESULTS

The article contains some results of the analysis of information obtained as a resultof the author's solving numerous crossword puzzles. It is shown that irreversible neural connections formed in memory when memorizing a word, ensure its easy recall, in the absence of disturbing factors, regardless of the period of memorization and the number of references to this word earlier. The main obstacle is the ТОТ (tip-of-the-tonque) phenomenon. However, in the present case, its action is limited only to the initial stage of remembering the word. Further on, it is blocked by the appearance of hint words, which is due to the structure of the crossword puzzle. Hypothese about the absence of the influence of the TOT phenomenon on the appearance of the visual image associated with the recalled word are made in this article.

Текст научной работы на тему «РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Использованные источники:

1. Анализ деятельности естественных монополий в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.justeconomic.ru/jusecs-245-1.html - Загл. с экрана.

2. Аронов А. Нефтетранспортная территория - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nefttrans.ru/experts/oshibka-fas.html

3. Федеральная антимонопольная служба. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) ФАС и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году. - 2018. - 103 с.

Товстенко В.Г. пенсионер Россия, г. Москва РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация: Статья содержит некоторые результаты анализа информации, полученной в процессе разгадывания автором многочисленных кроссвордов. Показано, что необратимые нейронные связи, образовавшиеся в памяти при запоминании слова, обеспечивают его легкое вспоминание, при отсутствии мешающих факторов, независимо от срока давности запоминания и количества обращений к этому слову ранее. Основным мешающим фактором является феномен пресквю. Однако, в рассматриваемом случае его действие ограничивается только начальным этапом вспоминания слова. В дальнейшем он блокируется появлением слов-подсказок, что обусловлено структурой кроссворда. Высказана гипотеза об отсутствии влияния феномена пресквю на появление зрительного образа, связанного с вспоминаемым словом.

Ключевые слова: кроссворд, вспоминание, нейронные связи, феномен пресквю, блокировка, слово-подсказка

Tovstenko V.G.

Pensioner

Russia, Moskva SOLVING CROSSWORD PUZZLES. SOME RESULTS

Annotation: The article contains some results of the analysis of information obtained as a resultof the author's solving numerous crossword puzzles. It is shown that irreversible neural connections formed in memory when memorizing a word, ensure its easy recall, in the absence of disturbing factors, regardless of the period of memorization and the number of references to this word earlier. The main obstacle is the ТОТ (tip-of-the-tonque) phenomenon. However, in the present case, its action is limited only to the initial stage of remembering the word. Further on, it is blocked by the appearance of hint words, which is due to the structure of the crossword puzzle. Hypothese about the absence of the influence of the TOT phenomenon on the appearance of the visual image associated with the recalled word are made in this article.

Keywords: crossword puzlle, remembering, neural connections, ТОТ phenomenon, blocking, hint word.

Разгадывание кроссворда заключается в вспоминании, т.е. извлечении из долговременной памяти (далее просто "память") находящихся в ней слов -ответов на поставленные в кроссворде вопросы.

Классический кроссворд представляет собой совокупность взаимно пересекающихся под прямым углом удлиненных узких прямоугольников (их длина определяется длиной вписываемых в них слов), разделенных на клетки. В них вписываются буквы извлеченного из памяти слова. Некоторые из этих букв, благодаря указанной структуре кроссворда, будут также принадлежать словам, пересекающимися с отгаданным словом. Эти буквы играют роль подсказок для вспоминания соответствующих слов. Поэтому разгадывание кроссворда, как правило, начинают с легко вспоминаемых слов с тем, чтобы сразу получить подсказки.

В процессе разгадывания кроссвордов были отмечены следующие два характерных случая:

- слово - ответ появляется сразу же после запроса, без какой - либо задержки и

- слово - ответ появляется с некоторой задержкой.

Рассмотрим вначале первый случай, сделав предварительно одно замечание. При разгадывании различных кроссвордов неоднократно приходилось вспоминать одни и те же слова. Каждый раз они извлекались из памяти без каких-либо искажений. Это говорит о том, что образовавшиеся при запоминании этих слов нейронные связи в памяти приняли необратимый характер. Из сказанного следует вывод о том, что слово будет запомнено надолго только тогда, когда соответствующие ему нейронные связи примут необратимый характер. Вполне вероятно, что этим можно объяснить необходимость повторять несколько раз трудно запоминаемое слово до его полного запоминания.

В процессе разгадывания кроссвордов было замечено, что время вспоминания слов - ответов не зависит от частоты их использования ранее, при условии, что отсутствуют внутренние мешающие факторы (они будут рассмотрены далее). Приведу пример. В одном из кроссвордов был вопрос "Храм язычников". Ответ на него появился сразу же - капище. Я не помню, когда последний раз употреблял это слово после его запоминания. Были и другие случаи быстрого вспоминания ранее редко используемых слов (джигитовка, толика, кайло, пак и др.). Следует отметить, что указанное правило справедливо также и по отношению к отдельным выражениям. Так, например, еще в школе (примерно 70 лет назад) я запомнил, причем очень легко, выражение из математики:" Кто и шутя и скоро пожелает пи узнать число - уж знает ". В нем зашифровано количественное значение числа пи. Впоследствии я его употреблял очень редко, но тем не менее оно и сейчас легко вспоминается.

Представляется целесообразным изложить здесь в упрощенном виде, хотя это прямо не совсем относится к теме статьи, свое представление о легкости и трудности запоминания. Хорошо известно, что все слова, направляемые мозгом в память, предварительно преобразуются во внутренних структурах уха в последовательность электрических импульсов [1], т.к. мозг воспринимает информацию только в таком виде [2]. Эта последовательность характеризуется своими частотными характеристиками. Можно предположить, что если они совпадают с аналогичными параметрами участка памяти, куда мозг направляет информацию, то возникает своеобразный резонанс. Благодаря этому достигается максимальный уровень взаимодействия между импульсами и нейронами памяти, что приводит сразу же к образованию прочных необратимых нейронных связей, а следовательно, к запоминанию слова.

В случае, когда параметры импульсной последовательности и соответствующего участка памяти не совсем совпадают, слово приходится повторять несколько раз (случай трудно запоминаемого слова). В результате этого происходит как бы "подстройка" до получения резонанса (возможно с участием ассоциативных связей), приводящего к созданию прочных необратимых нейронных связей. При этом параметры поступающей в память импульсной последовательности остаются неизменными, т.к. запоминаемое слово не меняется.

В связи с изложенным выше хотелось бы сделать одну ремарку. Всем хорошо известно, что стихи А.С.Пушкина очень легко запоминаются и также легко вспоминаются. Однако, этим свойством обладают также некоторые выражения из отдельных отраслей науки. Ранее приводился пример из математики в отношении числа пи. Можно привести пример легко запоминаемого и легко вспоминаемого выражения из физики:" Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ". Оно указывает на расположение цветов в радуге. Было бы интересно получить экспериментально, а затем сравнить между собой характеристики импульсных последовательностей, соответствующих строке из любого легко запоминающегося пушкинского стихотворения и приведенных выше выражений из математики и физики. Полученные результаты сравнения возможно способствовали бы лучшему пониманию механизма легкого запоминания (и вспоминания).

Второй характерный случай в разгадывании кроссвордов связан с задержкой вспоминания слов - ответов, хотя этого, исходя из вышеизложенного, не должно быть. Здесь можно выделить, в первую очередь, причину, которая связана с проявлением феномена пресквю. Его суть состоит в том, что человек не может вспомнить слово в течение длительного промежутка времени, хотя он точно знает, что оно ему известно [3]. Без подсказки это может продолжаться достаточно долго. У меня был случай, когда этот феномен длился более суток. Заметим, что в художественной литературе это явление прекрасно описал А.П.Чехов в рассказе "Лошадиная фамилия ".

Можно отметить, что слово, испытавшее феномен пресквю, впоследствии вспоминалось практически без каких- либо проблем, с первой попытки. Это, кстати, говорит о том, что указанный феномен - явление случайное и поэтому его нельзя смоделировать.

При разгадывании кроссворда ситуация принципиально отличается от описанной выше. Дело в том, что здесь феномен пресквю проявляется только в самом начале, когда человек не может сразу вспомнить слово -ответ на поставленный в кроссворде вопрос. Дальнейшее "существование" феномена блокируется появлением букв - подсказок, вследствие чего мозг ведет целенаправленный поиск слова, содержащего появившиеся буквы. Таким образом, полномасштабное явление пресквю при разгадывании кроссворда практически исключено. Если оно произошло, то здесь виноваты чисто субъективные факторы. К ним, в первую очередь, можно отнести неправильное понимание вопроса или его неточная формулировка.

Минимальное число букв - подсказок, при котором будет получен ответ на вопрос кроссворда, зависит от способности мозга вспомнить при данном количестве букв слово сразу целиком. Именно так оно запоминается

- не по отдельным буквам или слогам, а целиком, как картинка [4]. Значение указанного минимума варьируется в достаточно широких пределах, зависящих от целого ряда факторов. К ним можно отнести следующие:

- буква является специфичной для данного слова, т.е. редко встречается в других словах;

- место расположения буквы в слове;

- уникальное сочетание букв и

- длина вспоминаемого слова.

Приведу несколько примеров. В одном из кроссвордов был такой вопрос:" Буква" китайской письменности?" Сразу я не мог вспомнить слово

- ответ, хотя точно знал, что оно мне известно (проявился эффект пресквю). В ходе дальнейшего разгадывания кроссворда при появлении в конце этого слова буквы "ф" оно сразу же вспомнилось - иероглиф. В данном случае потребовалась всего одна подсказка. Это можно объяснить тем, что буква" ф" сравнительно редко встречается в конце других относительно коротких слов и в рассмотренном случае играет роль своеобразного маркера этого слова. Рассмотрим еще примеры, где проявился феномен пресквю. Был вопрос:" Прибор, создающий прохладу в квартире в жаркую погоду " (11 букв). Потребовалось шесть подсказок, чтобы вспомнить слово: кондиционер. Кстати, это максимальное количество используемы х мной подсказок за все время разгадывания кроссвордов. В рассмотренном случае следует отметить один любопытный факт. Феномен пресквю, заблокировал вспоминание слова, но совершенно не повлиял на извлечении из памяти изображения кондиционера. Можно привести еще один аналогичный случай. В одном из кроссвордов был вопрос: "Актер, сыгравший кинороль Л.И.Брежнева?" Фамилия актера была сразу же заблокирована, а лицо актера

- нет. Из рассмотренных случаев можно сделать вывод о том, что, образно

говоря, феномен пресквю блокирует "ауди " канал и не оказывает влияния на "видео " канал. Сейчас трудно сказать, насколько закономерно это явление. Необходима дополнительная информация.

Выше отмечалось, что человек, столкнувшийся с феноменом пресквю, точно знает, что слово, которое он не может вспомнить, ему хорошо известно. Поэтому можно предположить, что возможно одновременно с запоминанием слова в памяти, информация об этом событии, являясь вспомогательной или служебной, фиксируется мозгом тоже. Где и в каком виде она хранится и как извлекается, в доступной автору литературе сведений не обнаружено.

Еще одна причина задержки появления слова - ответа состоит в том, что на вопрос кроссворда существует несколько правильных ответов, отличающихся как по составу букв, так и по смыслу. Приведу уникальный в своем роде пример. В одном из кроссвордов содержался вопрос "Дичь ". Ответ на него состоял из девяти букв. Понятно, что если бы использовался метод перебора названий разной дичи, то неизвестно, когда бы появился правильный ответ. Почти полная аналогия с феноменом пресквю. Эта аналогия сказалась и в том, что пришлось ждать появления букв - подсказок. Их потребовалось четыре, после чего появилось слово - ответ - куропатка. Естественно, что на всю эту процедуру было затрачено определенное время и поэтому ответ появился с задержкой. Однако, можно привести пример, когда для отгадывания длинного слова потребовалась всего одна подсказка. Был следующий вопрос:" Кривая на карте погоды? ". Уже сам вопрос существенно сократил число возможных правильных ответов. И поэтому, когда появилась первая подсказка в виде буквы "б" в середине слова, то сразу возник ответ - изобара. Рассмотренный случай подсказывает возможный путь ускорения поиска нужной информации в цифровых приборах (наряду с упомянутыми выше маркерами). Он связан с такой формулировкой сигнала - запроса, которая бы существенно уменьшала область поиска.

Выводы

Из вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы:

1.Структура кроссворда обеспечивает при вспоминании какого - либо слова появление букв-подсказок в пересекающихся с ним словах. Эти подсказки играют существенную роль в быстром разгадывании кроссворда.

2.При разгадывании различных кроссвордов приходилось вспоминать одно и тоже слово. Оно всегда появлялось без каких-либо искажений. Это говорит о том, что нейронные связи, образовавшиеся в памяти при его запоминании, стали необратимыми. Такие связи обеспечивают легкое (при отсутствии внутренних мешающих факторов) вспоминание слова через десятилетия после запоминания и независимо от частоты его использования ранее.

3. В статье, на основании анализа различных данных, предложена возможная гипотеза легкого запоминания (и вспоминания) слов, а также

выражений. Дело в том, что слова перед поступлением в мозг преобразуются во внутренних структурах уха в соответствующую последовательность электрических импульсов. Если характеристики этой последовательности совпадают с аналогичными характеристиками участка памяти куда мозг ее направляет, то возникает своеобразный резонанс, который обеспечивает быстрое образование прочных нейронных связей. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу может только соответствующий эксперимент.

4. В ряде случаев вспоминание слова-ответа на вопрос кроссворда происходит с некоторой задержкой. Основными причинами этого являются влияние хорошо известного феномена пресквю и особенность задаваемого вопроса.

5. Феномен пресквю (человек не может вспомнить слово, хотя он уверен, что оно ему известно) проявляется при разгадывании кроссвордов только в самом начале процесса вспоминания слова. В дальнейшем его продолжение блокируется появлением букв-подсказок. С этого момента мозг будет вспоминать слово не по отдельным буквам, а целиком, как картинку. Именно так он его запоминает. Минимальное количество подсказок зависит от того, сколько мозгу потребуется букв, чтобы вспомнить слово целиком.

6. В двух случаях было установлено, что феномен пресквю, блокируя в самом начале вспоминание слова-ответа, не оказывает влияния на извлечение из памяти связанного с этим словом зрительного образа. Насколько это явление закономерно -сейчас сказать трудно. Необходима дополнительная информация и ее анализ.

7. Требует изучения вопрос о том, откуда человек, подвергшийся влиянию феномена пресквю, знает, что слово, которое он не может вспомнить, ему хорошо известно. Здесь можно предположить, что мозг, запоминая слово, одновременно как -то фиксирует этот факт. Пока неясно, что представляет собой эта информация (назовем ее вспомогательной), где она хранится и как извлекается.

8. Еще одной причиной задержки появления слова-ответа является сам вопрос кроссворда. Дело в том, что на некоторые вопросы существуют несколько правильных ответов, отличающихся как по количеству букв, так и по смыслу. Очевидно, что поиск нужного ответа требует определенных затрат времени. Для иллюстрации сказанного в статье в качестве примера приведены два "крайних " случая. Первый был связан с вопросом "Дичь". Нужный ответ, состоял из девяти букв. Потребовалось четыре подсказки (и определенные затраты времени), чтобы мозг вспомнил слово - куропатка. В другом случае вопрос был такой:" Линия на карте погоды?". Несомненно, что он существенно снизил число правильных ответов и, связанных с этим, количества подсказок. Действительно, потребовалась одна буква " б" в середине слова, чтобы оно появилось целиком - изобара (затраты времени были не сопоставимы с первым случаем). Кстати, вопросы такого типа полезно использовать в цифровых приборах для ускорения поиска нужной информации в случае ее большого массива.

Необходимо специально отметить, что разгадывание кроссвордов способствует повышению, как минимум, общей грамотности и увеличению словарного запаса.

В заключение можно отметить, что в данной статье представлены некоторые результаты анализа информации, полученной автором в ходе разгадывания множества кроссвордов. Обозначены также вопросы, для решения которых необходимо дальнейшее накопление соответствующей информации. Планируется ее статистическая обработка с целью получения не только качественных, но и количественных оценок, характеризующих анализируемые вопросы.

Использованные источники:

1. Ученые определили молекулы в ухе, которые превращают звуки в мозговые сигналы. Science Daily, 6.12.2012. http://www.happymozg.ru/news/40

2. А.Г.Маклаков. Общая психология. Питер. 2000

3. Bennett LSchwartz Tip-of-the-Tongue States Phenomenology, Mechanism, and Lexical Retrieval.Florida International University .2002

4. Ученые: мозг воспринимает слова не по буквам, а в виде единого целого. https://ria.ru/science/20150325/1054303683.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.