INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 22, no. 3. 2018 ШШШШ^^^ ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (online) http://edumag.mrsu.ru
психология образования / psichology of education
УДК 159.923:37
DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507
раздражительность к людям: типология и механизмы
В. Г. Маралов1*, В. А. Ситаров2
1 ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Россия, * [email protected] 2 АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва, Россия
введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления психологических механизмов и закономерностей возникновения раздражительности как фактора, препятствующего развитию способности к принятию другого человека, построению отношений с людьми на ненасильственной основе. Цель статьи - выявление психологических механизмов возникновения раздражительности и типов людей, вызывающих раздражение, у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.
Материалы и методы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические -анализ, конкретизация, обобщение, типологизация; эмпирические - использовался авторский опросник выявления уровня раздражительности к людям; методы математической статистики - применялся корреляционный анализ с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона. результаты исследования. Выявлены ведущие факторы построения типологии людей, вызывающих раздражение. Раздражительность возникает в результате взаимодействия оценочно-нейтральных и оценочно-эмоциональных групп факторов. Интеграция этих факторов осуществляется на основе установления соответствия внешнего вида, черт характера, манеры поведения того или иного человека ожиданиям индивида, что в конечном итоге приводит к возникновению раздражительности или отсутствию таковой.
обсуждение и заключения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов, связанных с их умением преодолевать собственную раздражительность, принимать других людей, позитивно выстраивать отношения с ними. Дальнейшая перспектива исследования состоит в изучении влияния раздражительности на характер взаимодействия с людьми, принятие определенной позиции, в разработке психолого-педагогических технологий преодоления раздражительности, что является условием формирования позиции ненасилия у будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: раздражение, раздражительность к людям, механизмы возникновения раздражительности, оценка соответствия ожиданиям, студент
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.
Для цитирования: Маралов В. Г., Ситаров В. А. Раздражительность к людям: типология и механизмы // Интеграция образования. 2018. Т. 22, №° 3. С. 493-507. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507
© Маралов В. Г., Ситаров В. А., 2018
® 1 This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons
Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0), which permits unrestricted reuse, distribution, and reproduction in any medium provided the original work is properly cited.
Irritability to People: Typology and Mechanisms
V. G. Maralov"*, V. A. Sitarovb
^erepovets State University, Cherepovets, Russia, * [email protected] Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia
Introduction. The relevance of the problem is caused by the importance of identification of psychological mechanisms and regularities of irritability as a factor interfering with development of ability to accept other person, creation of relations with people on a nonviolent basis. Purpose: identification of psychological mechanisms of emergence of irritability and types of the people causing irritation among students - future experts in psychology and pedagogical maintenance.
Materials and Methods. In the course of research the following methods were applied: theoretical ones -analysis, specification, generalisation, typologisation; empirical - the author's questionnaire of identification of irritability level of people; methods of mathematical statistics - correlation analysis with the use of dichotomizing coefficient of Pearson correlation. 112 students of Moscow Humanitarian University and Cherepovets State University, average age - 20 years old, have participated in a research. Results. The key factors essential for creation of people's typology causing irritation are revealed. It is found that irritability results from interaction of two groups of factors: evaluating-neutral, characterising extreme forms of manifestation of activity of the individual, and evaluating-emotional, characterising a deviation from the social norms accepted by personality. Integration of these factors is carried out by confronting appearance, traits of character, manner of behavior of this or that person with expectations of an individual that finally leads to emergence of irritability or its absence.
Discussion and conclusions. The received results can be used in the course of formation of students' professional competences fostering their ability to overcome their own irritability, to accept other people, to interact with them on a nonviolent basis. The further prospect of a research consists in studying of influence of irritability on the nature of interaction with people, acceptances of a certain position, in development of psychology and pedagogical technologies of overcoming irritability that is a condition of formation of a position of a non-violence at future experts of the sphere of psychology and pedagogical maintenance
Keywords: irritation, irritability to people, mechanisms of emergence of irritability, estimation of compliance to expectations, student
Acknowledgements: The research is carried out with financial support of the Russian Federal Property Fund within the scientific project No. 18-013-00151.
For citation: Maralov V.G., Sitarov V.A. Irritability to People: Typology and Mechanisms. Integratsiya obra-zovaniya = Integration of Education. 2018; 22(3):493-507. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507
введение
Состояние раздражительности известно всем людям. Оно возникает, когда что-либо или кто-либо не соответствует нормам, правилам, представлениям, планам индивида. Раздражительность часто употребляется наряду с такими терминами, как нервозность, вспыльчивость, досада. Если обратиться к специальным словарям, то можно обнаружить следующие понятия раздражительности. В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике раздражительность определяется как состояние субъекта, характеризующееся повышенной воз-
будимостью, неустойчивостью, легко переходящее в озлобленность, гнев, досаду1. В Большом медицинском словаре раздражительность трактуется как склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим2. В Большом толковом словаре терминов психиатрии раздражительность определяется как чрезмерная чувствительность в отношении повседневных впечатлений как приятных, так и неприятных3. В ряде исследований подчеркивается, что раздражительность - это всегда реакция на
1 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: http:// psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 21.08.2017).
2 Большой медицинский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://alcala.ru/medicinskij-slovar/ slovar-R/index.shtml (дата обращения: 21.08.2017).
3ЖмуровВ. А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста : Изд-во Джангар, 2010. 864 с. URL: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/tolk-slovar-terminov-psikhiatrii/rabd-rapt.
преграду. Раздражать начинает все, что не соответствует ожиданиям индивида.
Если попытаться проанализировать суть данного психологического явления, то необходимо констатировать следующее. Во-первых, раздражение - это негативное эмоциональное состояние. Во-вторых, оно возникает чаще всего тогда, когда обнаруживается несоответствие какого-либо события, ситуации, другого человека ожиданиям индивида. В-третьих, раздражение может либо сдерживаться индивидом, либо быстро перерастать в другие, более ярко выраженные аффективные реакции: гнев, негодование, обиду, а также в агрессивные действия. Отсюда раздражение можно определить как отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на обнаружение несоответствия внешних стимулов, событий, ситуаций, поведения людей ожиданиям личности, проявляющееся либо в сдержанности, либо в аффективной реакции и агрессивных действиях. Многое зависит от характера человека, усвоенных норм и правил поведения, способности к саморегуляции.
Среди факторов, способных вызвать раздражение, особое место занимают другие люди. Всем хорошо известно, что раздражать могут и внешний облик человека, и манеры его поведения, и поступки, которые не соответствуют ожиданиям индивида. раздражение по отношению к людям - нормальное явление, когда оно ситуативно и не приводит к более сильным эмоциональным реакциям (аффекту, гневу), принуждению и агрессивным действиям. В то же время у ряда людей раздражительность становится свойством личности, чертой характера. В этом случае оно начинает играть отрицательную роль, затрудняет взаимодействие, способствует возникновению напряженного общения, приводит к конфликтам, дестабилизирует осуществление любой деятельности. Особую значимость способность не раздражаться, проявлять выдержку, принимать другого человека, проявлять терпимость приобретает в профессиях, связанных с работой с людьми. Трудно себе представить педагога, психолога,
врача, которого постоянно раздражают дети, коллеги, родители, пациенты и др. Как показали наши исследования, раздражительность является одним из признаков позиции принуждения, а способность не раздражаться либо позитивно использовать потенциал раздражительности - одним из признаков позиции ненасилия [1].
Таким образом, актуальность исследования определяется важностью изучения феномена раздражительности как фактора, детерминирующего характер взаимодействия человека с другими людьми, особенно в сферах профессиональной деятельности, связанных с работой с людьми: педагогов, психологов, социальных работников, медиков. Одним из первых вопросов, которые возникают в ходе анализа заявленной проблемы, является вопрос, какие люди чаще всего вызывают раздражение и каковы причины возникновения раздражительности? Необходимость ответа на него побудило нас к организации и проведению специального исследования. Цель его состояла в выделении типических особенностей проявлений раздражительности, а также конкретных механизмов ее возникновения у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения. В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что раздражение будут вызывать такие люди, которые своим внешним видом и манерой поведения не соответствуют ожиданиям личности. Определяющую роль будет играть сочетание двух групп факторов: оценочно-нейтральных, характеризующих крайние формы проявления активности или пассивности индивида, и оценочно-эмоциональных, выходящих за рамки социальных норм, принимаемых личностью. На основе сочетания этих факторов возможно существование различных типов людей, способных вызывать раздражение.
обзор литературы
Проблеме раздражительности человека в современной науке посвящено большое число исследований. Чаще всего раздражительность рассматривается как эмоциональное состояние, как
вид агрессии, как черта характера, как показатель физического, психического или психологического здоровья или нездоровья личности.
Прежде всего необходимо констатировать, что раздражение - это эмоциональное состояние. Как известно, эмоции -это переживание индивидом своего субъективного отношения к чему-либо. Они выполняют ряд важных функций: отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную4. Раздражение как эмоциональное состояние относят к отрицательным эмоциям. Смысл его состоит в том, что оно сигнализирует индивиду о том, что что-то идет не так, не соответствует его ожиданиям. В зависимости от воспитания, усвоенных норм и ценностей, развитости механизмов саморегуляции, люди в ситуациях раздражения ведут себя по-разному. Одни способны к проявлениям сдержанности, другие - к более ярким аффективным реакциям и агрессивным действиям. Раздражение относится к неравновесным психическим состояниям5. Оно исчезает, как только прекращает действие раздражающий фактор. Тем не менее известно, что у некоторых людей раздражение по отношение к чему или кому-либо может накапливаться и перерастать в свойство личности. В классификациях акцентуаций характера раздражительность является одним из важных показателей возбудимого6 и астено-невротического типов7.
Во многих исследованиях раздражительность рассматривается как вид агрессии. Впервые на этот факт указал А. Басс, выделяя раздражительность, наряду с другими видами агрессии: физической и вербальной агрессией, негативизмом, обидой, подозрительностью и чувством вины8. Под раздражением он понимал готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
В последующих исследованиях были раскрыты некоторые особенности взаимосвязи раздражительности и гнева [2]. Й. Ивэнс, С. Хериот, Э. Фридмен дана характеристика поведенческой модели раздражительности, враждебности и подавленной эмпатии у маленьких детей [3]. Также ведутся исследования по разработке специальных технологий, позволяющих человеку без особых затрат научиться автоматически регулировать свои эмоции [4].
Раздражительность или ее отсутствие является показателем физического, психического и психологического здоровья личности. Так, Ф. Фава, И. Хуанг, Н. Сэмпсон, Э. Уолтерс, Р. Кесслер, О. Раш в своей работе отмечают, что повышенная раздражительность - это симптом депрессивного расстройства [5]. Доказано, что повышенная раздражительность усугубляет депрессию [6]. Она проявляется и при различных соматических заболеваниях. Многое здесь зависит от внутренней картины болезни человека. В частности, выявлено, что раздражительность, наряду с другими проявлениями (эмоциональной неустойчивостью, возбудимостью), чаще выражается у пациентов с ипохондрической картиной болезни, чем у пациентов с гармоничной картиной болезни [7].
Раздражительность может проявляться и как следствие перенесенного заболевания. Например, Анджелелли, Паолуччи, Бивона, Пиккарди в своей работе доказали, что для людей, перенесших инсульт, характерны такие нервно-психические нарушения, как депрессия, раздражительность, апатия, тревожность [8]. А. А. Курицына и Н. Л. Бундало считают, что повышенная раздражительность свойственна и для лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами [9]. Она может являться одним из признаков хронической усталости [10].
4 Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. : Наука, 1981. 216 с.
5 Психология состояний / А. О. Прохоров [ и др.]. М. : Изд-во «Когито-Цешр», 2011. 624 с.
6 Лернгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2000. 544 с.
7 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград : Изд-во Медицина, 1983. 256 с.
8Buss A. The psychology of aggression. N.Y. London : Wiley and Sons, 1961. 307 pp.
А. Г. Левицкий, Д. А. Матвеев, А. А. По-ципун, А. В. Шабаев отмечают, что раздражительность и уравновешенность являются показателями субъективной оценки психосоматического здоровья [11]. Склонность к раздражительности -это состояние, на фоне которого могут возникать суицидальные мысли у молодых практически здоровых людей [12]. Установлено, что раздражительность может быть тесно связана с тяжелыми расстройствами настроения [13]. раздражительность может служить индикатором использования личностью тех или иных психологических защит. В частности, И. Г. Ларионовой выявлена взаимосвязь раздражительности с таким защитным механизмом, как отрицание9.
Склонность человека к большей или меньшей раздражительности зависит от сезонных явлений. исследование эмоциональных проявлений и уровня агрессивности у студентов, проживающих в приполярном регионе, показало, что в зимний период (недостаток света) у учащихся чаще выражаются физическая агрессивность, негативизм и подозрительность, а в летний период (избыток света) - вербальная агрессивность, раздражительность и подозрительность [14].
раздражительность выступает одной из характеристик отношения человека к труду. Д. Джексоном установлена положительная связь трудоголизма с симптомами стресса и эмоциональной раздражительностью [15]. Выявлена взаимосвязь устремленности к достижениям на работе и уровнем раздражительности [16]. Показано также, что люди, которые работают вне офиса, часто испытывают состояние одиночества, раздражительность, беспокойство и чувство вины [17].
что касается отношения к человеку, то, как мы уже отметили, один человек
для другого может выступать мощным раздражающим фактором. Способность не раздражаться - важный показатель принятия других людей. Этот механизм был описан К. Роджерсом10. Он включает позитивное, безоценочное отношение к человеку, эмпатическое понимание, конгруэнтность. Принятие другого человека не может быть полным, если тот другой вызывает раздражение.
Существует также большое число исследований, выполненных в рамках изучения отношения врачей к пациентам, педагогов к учащимся, родителей к детям, в которых раздражительность или способность не раздражаться выступает в роли показателя оптимальности отношений. С. Придмор, Р. Скерритт, Дж. Ахмади выявили особенности раздражительности врачей, которая возникает в результате их неспособности принять тот факт, что соматоформные расстройства находятся вне контроля пациентов [18]. Дж. Макколи и М. Тэпли указывают на необходимость учета раздражительности пациентов в процессе организации медицинской помощи [19]. Т. Поллок изучал конфликтные ситуации в организации, когда люди, в силу неверных действий управленцев, оказывают сопротивление изменениям, вызывая тем самым раздражение у руководства [20]. В своем исследовании Э. Дж. Врэдли отмечал, что матери, испытывающее высокий уровень раздражительности по отношению к своим детям, даже в случаях успешного выполнения ими заданий, используемых в экспериментальной ситуации, не склонны были к похвале и одобрению, по сравнению с матерями, которые были удовлетворены своими детьми и не испытывали к ним негативных эмоций11. Особый интерес представляет работа Г. К. Натвига, Г. Альбрек-тсен, У. Кварнстрём, посвященная изучению психосоматических расстройств
9 Ларионова И. Г. Особенности психических состояний при доминирующих механизмах психологической защиты «отрицание» и «проекция» // Психология психических состояний. VIII Междунар. зимняя школа : сборник материалов / под ред. А. О. Прохорова, Л. В. Артищевой. 2014. Вып. 4. С. 68-72.
10 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 233 с.
11 Bradley E. J. A comparison of parental attribution and punitiveness in samples of abusive and nonabusive mothers. 1987. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7499459 (дата обращения: 06.01.2018).
у подростков, ставших жертвами травли в школе. Было установлено, что у таких подростов проявляются различные психосоматические расстройства, в первую очередь, депрессия [21]. Также выявлено, что мальчики в большей степени страдают раздражительностью, головными болями и болями в спине, а девочки - нервозностью и бессонницей.
Применительно к образовательной деятельности особый интерес представляют исследования, в которых выделяются и характеризуются различные типы отношения педагогов к детям. С. В. Пазухина выделяет четыре таких типа: формальное, эмоционально-положительное, познавательное и ценностное [22]. Отмечается, что формальное отношение может сопровождаться негативными эмоциональными реакциями, связанными с неприятием ребенка, нетерпимым отношением к нему, импульсивностью и раздражительностью. В работе Р. А. Самофала описывается восемь типов отношения педагогов к детям12. Автор показал, что педагоги с различными вариантами отрицательного типа отношения к детям чаще испытывают состояние раздражительности, чем педагоги с вариантами положительного отношения. В нашем предыдущем исследовании в зависимости от соотношения уровня раздражительности к детям и стремления оценивать их в соответствии с желательным образом было выделено три типа педагогов. Первые два типа характеризуются повышенной раздражительностью. Третий - оптимальный. Педагоги этого типа, если и испытывают раздражение по отношению к учащимся, то это носит эпизодический характер. Им не свойственно стремление оценивать учащихся в соответствии со сложившимся идеальным образом ученика, что свидетельствует о высоком уровне принятия учеников такими, какие они есть [23]. Нами было так-
же установлено, что раздражительность, наряду с приверженностью социально-педагогическим стереотипам, определенным образом связана с позициями взаимодействия у студентов: принуждением, манипулированием, ненасилием и невмешательством [24]. Выявлены различия в проявлениях раздражительности к людям у студентов-медиков и у студентов - будущих педагогов и психологов [25].
Подводя итог краткому обзору литературы, необходимо констатировать, что часто раздражительность рассматривается не как самостоятельный предмет исследования, а как одна из характеристик более общего явления (характера, агрессивности, заболевания или здоровья, отношения и др.). На наш взгляд, проблема, связанная с выявлением конкретных механизмов раздражительности, ее типологии, факторов, обусловливающих возникновение у людей состояния раздражительности, не получила пока в достаточной мере разрешения. Высказанные соображения послужили дополнительным стимулом для организации и проведения специального исследования, результаты которого приводятся в настоящей статье.
Материалы и методы
В процессе исследования были применены теоретические (анализ, конкретизация, обобщение, типологиза-ция), эмпирические (авторская методика выявления уровня раздражительности к людям) методы, методы математической обработки данных - был осуществлен корреляционный анализ с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона.
С целью выявления уровня раздражительности студентов к людям нами был использован специальный опросник. Суть его состояла в следующем. Студентам предлагалось оценить по
12 Самофал Р. А. Индивидуально-типические особенности дифференциации отношений педагогов начальных классов к учащимся // Традиции и инновации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как ресурс развития инклюзивного пространства (на примере Вологодской области). Череповец : Череповецкий государственный университет, 2016. С. 39-51. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=29796467 (дата обращения: 06.01.2018).
пятибалльной шкале уровень своей раздражительности к людям. Была предложена следующая инструкция: «Оцените по пятибалльной шкале, насколько часто раздражают вас люди: 5 - очень часто, 4 -часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда». Далее приводился список: неаккуратные, неряшливые, сверхаккуратные, излишне веселые, склонные смеяться по каждому поводу, обидчивые, сверхобщительные, назойливые, необщительные, замкнутые и др. (всего 22 позиции). Для удобства анализа и возможности корректного осуществления корреляционного анализа все данные были переведены в дихотомическую шкалу: 4-5 баллов - высокий уровень выраженности признака, 1-3 -низкий уровень выраженности признака.
В исследовании приняли участие 112 студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения (педагоги, психологи, социальные педагоги) Московского гуманитарного университета (60 чел.) и Череповецкого государственного университета (52 чел.), средний возраст 20 лет.
исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы, были выделены и описаны основные характеристики феномена раздражительности к людям, разработан опросник по выявлению уровня раздражительности студентов к людям. На втором этапе проведено эмпирическое исследование уровня раздражительности студентов к людям. Третий этап был посвящен обработке полученных данных, обсуждению результатов, подведению итогов.
результаты исследования
Обратимся непосредственно к основным результатам исследования. Прежде всего, нас интересовала количественная представленность характеристик людей, которые могут раздражать студентов (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, чаще всего студентов (отметили более 50 % испытуемых) раздражают агрессивные, враждебно настроенные люди, очень умные, высокомерные, неаккуратные,
черствые, эгоисты, сверхобщительные, назойливые. Вторую позицию занимают (25-50 %) стремящиеся понравиться, обидчивые, люди недалекого ума, инициативные, сверх аккуратные, безответственные, ленивые, пассивные, медлительные. Реже вызывают раздражение (менее 25 %) миролюбивые, неконтактные, излишне веселые, необщительные, импульсивные, сверхответственные, чувствительные, чрезмерно трудолюбивые.
Полученные результаты вполне закономерны и согласуются с представлениями, какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать симпатию или раздражение. Как видим, раздражение могут вызывать практически все категории людей.
Для того чтобы было возможно сделать более определенные выводы, определить и описать типы людей, вызывающих у других раздражение, нами был проведен корреляционный анализ факторов (характеристик) раздражительности с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона. Результаты отражены в таблице 2. В таблице жирным шрифтом выделены значения коэффициентов корреляции на уровне p < 0, 01. Графически они представлены на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, выделяется достаточно четкая структура взаимосвязанных факторов, которые дают возможность описать типы людей, вызывающих раздражение у студентов. В качестве ведущих факторов построения типологии выступают следующие.
Медлительность (18). На его основе выделяются два типа. Первый тип объединяет три фактора: медлительность (18), безответственность (14), недалекий ум (12). Назовем этот тип: «Медлительный, безответственный тугодум». Часто встречается в педагогической практике. Сюда относятся дети, учащиеся школ, студенты, которые не проявляют рвения в учебе, делают все медленно, с трудом решая поставленные перед ними задачи. В молодежной среде люди этого типа чаще вызывают раздражение у таких
Т а б л и ц а 1. Характеристики людей, вызывающих раздражение Т a b l e 1. characteristics of the people causing irritation
№ Характеристики / characteristics Процент/ Percent
1 Агрессивные, враждебно настроенные / Aggressive, hostie 70
2 Очень умные, высокомерные / Very clever, haughty 59
3 Неаккуратные, неряхи / Inaccurate, slovens 58
4 Черствые, себялюбивые, эгоисты / Stale, selfish, egoists 53
5 Сверхобщительные, назойливые / Over sociable, importunate 51
6 Стремящиеся понравиться, влезть в доверие / Seeking to be pleasant, to get into trust 46
7 Обидчивые / Sensitive 45
8 Люди недалекого ума, медленно соображающие / The people of near mind, who are thinking slowly 43
9 Стремящиеся везде проявлять инициативу / Seeking to show everywhere an initiative 42
10 Сверхаккуратные / over accurate 41
11 Безответственные, склонные откладывать дела «на потом» / Irresponsible, inclined to put affairs "away for later" 36
12 Лентяи / Idlers 33
13 Пассивные, безучастные к делам / Passive, indifferent to the cases 31
14 «Заторможенные», медлительные / "Slowed down", sluggish 31
15 Излишне миролюбивые, иногда трусливые / Excessively peaceful, sometimes coward 23
16 Не желающие с вами контактировать, отчужденные / Not persons interested to contact to you, aloof 20
17 излишне веселые, склонные смеяться по каждому поводу / Excessively cheerful, inclined to laugh in each occasion 17
18 Необщительные, замкнутые / Unsociable, closed 15
19 импульсивные, не сидящие ни минуты на месте / Impulsive, not sitting minutes in place 14
20 Сверхответственные, пунктуальные / over responsible, punctual 10
21 Эмоционально чувствительные и впечатлительные / Emotionally sensitive and impressionable 10
22 чрезмерно трудолюбивые / Excessively hardworking 8
студентов, которые сами ответственно подходят к решению любой проблемы, быстро и качественно выполняют все дела. У них не хватает терпения и выдержки общаться с таким человеком, они не принимают его нежелания вникать в суть того или иного вопроса, ответственно подходить к его решению. Второй тип объединяет медлительность (18), инициативность (9) и обидчивость (4). Назовем его: «Медлительный, инициативный нытик». Он также хорошо известен. Есть категория медлительных людей, которые постоянно стараются высказать свое мнение, что-то предлагают, но обижаются, если к их мнению не прислушиваются или не поддерживают их инициативы. От них часто можно
слышать: «Я же говорил, как надо делать, а меня никто не хочет слушать». В данном случае раздражение вызывает не факт выдвижения инициатив и предложений, а «нытье» по поводу того, что эти инициативы не принимаются.
Стремление понравиться, завоевать доверие (15). Здесь также выделяются два типа. Первый тип: желание понравиться (15), инициативность (9), ум и высокомерие (11). Назовем его: «Инициативный умник, желающий произвести впечатление». Человек этого типа на все имеет свою точку зрения, все знает, инициативы из него бьют ключом, он постоянно демонстрирует свое превосходство над другими, желая произвести впечатление. Такое демонстративное
о^чэ
Р и с. 1. Взаимосвязь факторов (характеристик) людей, вызывающих раздражение F i g. 1. Interrelation of factors (characteristics) of people which cause irritation
стремление к лидерству, не подкрепленное реальным авторитетом, вызывает у других естественное раздражение. Второй тип: желание нравиться (15), общительность, назойливость (5), миролюбие иногда трусливость (8). Назовем его: «Трусливый, назойливый болтун, набивающийся в друзья». Представители этого типа навязчивы в общении, всячески демонстрируют свою доброжелательность, но в случае опасности, угрозы для себя, они сразу же могут «откреститься» от дружбы, даже пойти на предательство. Поэтому они и вызывают раздражение, и их часто не принимают всерьез.
Импульсивность (17). Здесь выделяется один тип. Он включает сочетание импульсивности (17), сверхобщительности, переходящей в назойливость (5) и сверхаккуратности (2). Назовем его: «Порывистый чистюля». В данном случае к такому человеку раздражение возникает в результате того, что он своей активностью, порывистостью в сочетании с демонстрацией своей сверхаккуратности подавляет других.
Неконтактность, отчужденность (16). Как видно из рисунка 1, здесь можно выделить три типа. Первый тип: неконтактный (16), необщительный, замкнутый (6) и одновременно сверхответственный и пунктуальный (13). Назовем его: «Необщительный педант». Второй тип: неконтактный (16), эмоционально чувствительный (19). Назовем его: «Угрюмый пессимист». Третий тип:
неконтактный (16), чрезмерно трудолюбивый (21). Назовем его: «Самозабвенный трудоголик». Первый и третий типы вызывают раздражение потому, что они не ориентированы на общение и других людей, а полностью отдаются делу или работе, не обращая на других особого внимания. Второй тип раздражает своей угрюмостью, пессимизмом.
Агрессивность (7). Он вызывает раздражение, если сочетается с черствостью, эгоизмом (20). Этот тип можно назвать: «Агрессивный эгоист». В любом обществе агрессивные эгоисты всегда вызывают неприязнь, недоверие, а нередко страх и опасение.
Лень (22). Здесь раздражение вызывает два типа ленивых людей. Первый тип: лень (22) сочетается с пассивностью с безучастностью к делам (10). Назовем этот тип: «Пассивный, безучастный лентяй». Второй тип: лень (22) в сочетании с неаккуратностью (2). Его можно назвать: «Неряшливый лентяй». Понятно, что человек не может вызывать симпатию окружающих, если его ничего не интересует, и он не желает ничего делать, да еще и в сочетании с неумением следить за собой.
обсуждение и заключения
Разумеется, описанные типы не являются исчерпывающими в характеристике людей, которые могут вызывать раздражение. В то же время их выделение приближает нас к пониманию некоторых
Таблица 2. Матрица интеркорреляций факторов (характеристик) людей, которые вызывают раздражение Table 2. Matrix of intercorrelyation of factors (characteristics) of people which cause irritation
Фак- 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
торы
я
о я
X g
о
"I
я ta о
и
со О
ш
>
я я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13
14
15
16
17
18
19
20 21
0,14
0,15 0,14
0,21 0,02 0,05
0,19 0,3 0,16 0,17
0,23 0,26
0,05 0,22 0,23
0,23 0,22 0,11 0,27
0,13 0,14
0,11 0,21 0,09 0,11 0,39 0,2 -0
0,24 0,25
0,13 0,26
0,19 0,19 0,19 0,19
0,11 0,22 0,12 0,16 0,17 0,36 0,3 0,17 0,02
0,16 0,25 0,14 0,06 0,21 0,16 0,24 0,05 0,27 0,01
0,22 0,1 0,07 0,11 0,17 0,18 0,11 0,03 0,17 0,05 0,16
0,01 0,2 0,21 0,04 0,2 0,34 0,08 -0,02 0,06 0,06 0,21 0,12
0,2 -0,14 -0,11 0,19 0,09 0,12 0,12 -0,05 0,06 0,28 0,01 0,31 -0,05
0,06 0,13 0,15 0,1 0,36 0,09 0,2 0,29 0,41 0,06 0,25 0,14 0,03 -0
-0,06 0,17 0,06 -0,03 -0,04 0,39 0,1 -0,02 0,06 0,17 0,25 0,1 0,34
о
-0,09
0,08 0,29
0,06 0,01 0,27
0,09 0,12 0,00 0,16 0,19 0,20 0,02 0,06 0,08 0,06 -0,12
0,33
0,08 0,06 0,3 0,17 0,29 0,05 0,11 0,3 0,13 0,15 0,60 0,14 0,33 0,19 0,12 0,06
0,08 0,07 0,03 -0,03 0,06 0,05 0,15 0,06 0,2 -0,01 0,14 0,19 0,11 0,03 0,17 0,34 -0,13 0,29
0,18 0,14 -0,14 0,17 0,12 0,09 0,47 -0,03 0,24 0,14 0,12 0,05 -0,16 0,1 0,11 0,05 0,25 0,09 0,18
-0,1 0,21 0,07 -0,1 -0,1 0,2 0,03 0,01 0,05 -0 0,1 0,04 0,02 -0,2 -0,1 0,32
-о -о
0,14 0,13
0,33
0,04 0,04 0,03 0,16 0,08 0,22 0,09 -0,01 0,38 0,04 0,1 0,05 0,24 0,1 0,04 0,17 0,24 0,19 0,22 -0,05
Примечание /Note. В таблице 2 и на рисунке 1 приняты следующие условные обозначения / In table 2 and in the figure 1 the following symbols are accepted: 1 - неаккуратные, неряшливые / inaccurate, slovens; 2 - сверхаккуратные / over accurate; 3 - излишне веселые, склонные смеяться по каждому поводу / excessively cheerful, inclined to laugh in each occasion; 4 - обидчивые / sensitive; 5 - сверхобщительные, назойливые / over sociable, importunate; 6 - необщительные, замкнутые / unsociable, closed; 7 - агрессивные, враждебно настроенные / aggressive, hostile; 8 - излишне миролюбивые, иногда трусливые / excessively peaceful, sometimes coward; 9 - стремящиеся везде проявлять инициативу / seeking to show everywhere an initiative; 10 - пассивные, безучастные к делам / passive, indifferent to affairs; 11 - очень умные, высокомерные / very clever, haughty; 12 - люди недалекого ума, медленно соображающие / the people of near mind who are slowly thinking; 13 - сверхответственные, пунктуальные / over responsible, punctual; 14 - безответственные, склонные откладывать дела «на потом» / irresponsible, inclined to put affairs "away for later"; 15 - стремящиеся вам понравиться, влезть в доверие / seeking to be pleasant to you, to get into trust; 16 - не желающие с вами контактировать, отчужденные / not persons interested to contact to you, aloof; 17 - импульсивные, не сидящие ни минуты на месте / impulsive, not sitting minutes in place; 18 - «заторможенные», медлительные / "slowed down", sluggish; 19 - эмоционально чувствительные и впечатлительные / emotionally sensitive and impressionable; 20 - черствые, себялюбивые, эгоисты / stale, selfish, egoists; 21 - чрезмерно трудолюбивые / excessively hardworking; 22 - лентяи / -idlers.
общих закономерностей и механизмов, на основе которых базируется феномен раздражительности к людям. исследование со всей очевидностью показало, для того чтобы возникло раздражение одного человека к другому, должно иметь место взаимодействие, по крайней мере, двух групп факторов. Первая группа факторов оценочно-нейтральная и характеризует крайние формы проявления активности индивида (сверхинициативный - пассивный, сверхобщительный - необщительный, импульсивный - медлительный и др.). Вторая группа несет качественную оценочно-эмоциональную нагрузку, описывая крайние формы проявлений социальных или индивидуальных норм, принимаемых личностью (трудолюбие -лень, ответственность - безответственность, агрессивность - миролюбие, аккуратность - неаккуратность. и даже в тех случаях, когда имеет место взаимосвязь только оценочно-эмоциональных признаков (на рисунке 1 - это агрессивность и эгоизм, лень и безответственность, лень и неаккуратность) при дальнейшем исследовании менее тесных связей мы обязательно находим второй признак. Как видно из таблицы 2, например, эгоизм связан с импульсивностью, лень -с медлительностью.
При восприятии других людей в сознании конкретного индивида эти две группы факторов интегрируются в целостное представление о том или ином человеке, который оценивается на предмет соответствия ожиданиям индивида. Обнаружение несоответствия ожиданиям на эмоциональном уровне переживается как раздражительность или отсутствие таковой. Каким же образом осуществляется эта оценка? По нашему мнению, она осуществляется на основе сопоставления внешнего облика, черт характера, поведенческих реакций того или иного человека со своими собственными личностными особенностями, усвоенными нормами, а также оценкой его поведения с позиций безопасности.
Прежде всего идет сравнение с собственными чертами характера. Чаще раздражение вызывают те люди, которые не похожи на нас или делают что-то не так,
как мы привыкли. Человека подвижного, умного, ответственного, конечно, будет раздражать «медлительный тугодум». иногда возможна частичная идентификация себя с личностью, вызвавшей раздражение, но в себе при этом находятся выгодно отличающие достоинства. Например: «Я медлительный, но не такой же глупый и безответственный, как он!»
Во-вторых, у каждого человека складывается свое представление о должном, хорошем и плохом, правильном и неправильном поведении. Оно является в большей или меньшей мере трансформированным усвоением и принятием социальных норм. Если индивид убежден, что трудолюбие и аккуратность в одежде, в делах - это хорошо, то «неряшливые лентяи» или «пассивные, безучастные к делам лентяи» у него будут вызывать раздражение.
В-третьих, раздражение вызывают люди, когда они своим поведением и манерами «навязывают» себя или отвлекают от текущих планов и дел. Поэтому раздражение будут вызывать «трусливый болтун» или «порывистый чистюля». Первый вызывает раздражение ненужными разговорами и желанием заслужить одобрение, второй - своей подчеркнутой аккуратностью, порывистостью и многословием.
В-четвертых, немаловажную роль играет оценка другого человека с позиций собственной безопасности. Нередко раздражать могут такие люди, которые вызывают у нас опасение, подозрительность, недоверие, обиду и др. Например, «агрессивный эгоист» будет раздражать по причине своей напористости и непредсказуемости поведения, иными словами, будет вызывать опасение. «Инициативный умник», раздражает потому, что актуализируется установка: «Что-то ему от меня надо, он хочет мною манипулировать». «Необщительный педант» будет вызывать раздражение в силу отсутствия внимания: «Зазнался, не хочет со мной разговаривать» (обида).
Описанные оценочные механизмы могут работать как совместно, так и изолированно. Индивидуальные варианты их использования могут быть
различными. Кроме того, они, по всей вероятности, не исчерпывают всего многообразия критериев, которыми личность руководствуется в оценке соответствия человека своим ожиданиям. В то же время на основе сказанного можно сделать вывод о том, что люди, которые «похожи на меня», соответствуют «моим представлениям» о норме поведения, не нарушают планов и не вызывают опасения, не будут вызывать раздражение. И, наоборот, люди, которые «не похожи на меня», внешний вид, манера поведения, деятельности и общения которых не соответствует «моим представлениям» о нормативности поведения, нарушают мои планы, а также люди, представляющие для меня опасность, будут вызвать максимальное раздражение.
На основании всего сказанного можно заключить следующее. Раздражительность человека к людям выполняет важную психологическую функцию, определяющую дальнейший характер построения с ними системы отношений. Она возникает в результате обнаружения несоответствия поведения другого ожиданиям личности. Исследование, проведенное на контингенте студенческой молодежи, позволило дать описание типов людей, вызывающих раздражение, которые выделяются на основе взаимодействия двух групп факторов: оценочно-нейтральных, характеризующих крайние формы проявления активности индивида, и оценочно-эмоциональных, выходящих за
рамки социальных норм, принимаемых личностью. В качестве ведущих факторов для выделения того или иного типа выступают медлительность; стремление понравиться, завоевать доверие, импульсивность, неконтактность, агрессивность, лень. Выявлен механизм оценки соответствия внешнего облика, манеры поведения и общения человека ожиданиям личности. Эта оценка осуществляется на основе ряда критериев, где эталоном выступает сама личность субъекта взаимодействия. Обнаружение несоответствия другого человека ожиданиям по одному или ряду критериев приводит к возникновению раздражения.
Полученные результаты могут быть использованы в деятельности психологических служб в процессе формирования у людей способности к принятию другого человека, выстраиванию отношений на ненасильственной основе. Особую значимость они имеют для профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов и психологов. Дальнейшую перспективу исследования мы видим в выявлении взаимосвязи уровня раздражительности с позициями взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства, в разработке технологий, связанных со способностью личности преодолевать свою раздражительность, что выступает в качестве важнейшего условия формирования у будущих специалистов способности к ненасильственному взаимодействию с людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиция взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 131-146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9
2. Van Coillie H. Behaviors associated with anger. 2005. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9359369 (дата обращения: 08.01.2018).
3. Evans I. M., Heriot S. A., Friedman A. G. A behavioural pattern of irritability, hostility and inhibited empathy in children // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2002. Vol. 7, issue 2. Pp. 211-224. DOI: 10.1177/1359104502007002008
4. Mauss I. B., Bunge S. A., Gross J. J. Automatic emotion regulation // Social and Personality Psychology Compass. 2007. Vol. 1/1. Pp. 146-167. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2007.00005.x2004
5. The importance of irritability as a of major depressive disorder: results from the national co morbidity survey replication / M. Fava [et al.] // Molecular Psychiatry. 2010. Vol. 15, issue 8. Pp. 856-867. DOI: 10.1038/МП.2009.20
6. Current irritability associated with hastened depressive recurrence and delayed depressive recovery in bipolar disorder / L. D. Yuen [et al.] // International Journal of Bipolar Disorders. 2016. Vol. 4, no 1. P. 15. DOI: 10.1186/s40345-016-0056-2
7. Белов В. Г., Колесников С. Д., Парфенова А. А. Детерминанты внутренней картины болезни у больных с хроническим пульпитом // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2009. № 3 (27). С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12931704 (дата обращения: 21.08.2017).
8. Development of neuropsychiatric symptoms in post stroke patients: a cross-sectional study / P. An-gelelli [et al.] // Acta Psychiatrica Scandinavica. 2004. Vol. 110, issue 1. Pp. 55-63. DOI: 10.1111/j.1600-0447.2004.00297.x
9. Курицына А. А., Бундало Н. Л. Гендерные особенности проявлений агрессивности и враждебности при посттравматическом стрессовом расстройстве // Сибирское медицинское обозрение. 2007. № 1 (42). С. 47-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11674542 (дата обращения: 21.08.2017).
10. Пизова Н. В. Утомляемость, астения и хроническая усталость. Что это такое? // Consilium Medicum. 2012. Т. 14. № 2. С. 61-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21025330 (дата обращения: 06.01.2018).
11. Поиск взаимосвязей между раздражительностью и уровнем здоровья / А. Г. Левицкий [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 228-232. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p228-232
12. Дубровская О. В., Власенко В. И., Залевский Г. В. Некоторые психологические особенности молодых практически здоровых людей с суицидальными мыслями // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 103-106. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1415/files/14-15-103.pdf (дата обращения: 06.01.2018).
13. A prospective study of severe irritability in youths: 2- and 4-year follow-up / C. M. Deveney [et al.] // Depression and Anxiety. 2015. Vol. 32, no. 5. Pp. 364-372. DOI: 10.1002/da.22336
14. Сезонная динамика психоэмоционального состояния у студентов в циркумполярном регионе / В. Н. Пушкина [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 7 (125). С. 212-220. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p212-220
15. Jackson D. L. Correlates of physical and emotional health among male and female workaholics. 1993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5782405 (дата обращения: 21.08.2017).
16. JexS. M., Adams G. A., Elacqua T. C. Type a as moderator of stressors and job complexity: Acomparison of achievement strivings and impatience-irritability // Journal of Applied Social Psychology. 2002. Vol. 32, no. 5. Pp. 977-996. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8170579 (дата обращения: 24.07.2018).
17. Mann S., Holdsworth L. The psychological impact of teleworking: stress, emotions and health // New Technology, Work and Employment. 2003. Vol. 18, issue 3. Pp. 196-211. DOI: 10.1111/1468-005X.00121
18. Pridmore S., SkerrittP., Ahmadi J. Why do doctors dislike treating people with somatoform disorder? // Australasian Psychiatry. 2004. Vol. 12, issue 2. Pp. 134-138. DOI: 10.1111/j.1039-8562.2004.02085.x
19. McCauley J., Tarpley M. J. Irritability (yours and theirs) // JAMA. 2004. Vol. 291, no. 8. P. 921. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7895949 (дата обращения: 24.07.2018).
20. Pollock T. A personal file of stimulating ideas problem solvers // Supervision. 1991. Vol. 52, issue 5. Pp. 24-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1629913 (дата обращения: 06.01.2018).
21. Natvig G. K., Albrektsen G., Qvarnstrom U. Psychosomatic symptoms among victims of school bullying // Journal of Health Psychology. 2001. Vol. 6, issue 4. С. 365-377. DOI: 10.1177/135910530100600401
22. Пазухина С. В. Формирование ценностного отношения к учащимся у будущих учителей начальных классов // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 37-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931757 (дата обращения: 06.01.2018).
23. Маралов В. Г. Психологические механизмы дифференциации отношений педагогов к учащимся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 30-36. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15215833 (дата обращения: 21.08.2017).
24. Maralov V. G., Sitarov V. A. Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students // International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. 2018. Vol. 7, no. 2. С. 74-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756002 (дата обращения: 24.07.2018).
25. Корягина И. И., Маралов В. Г., Ситаров В. А. Сравнительная характеристика позиций взаимодействия у студентов-медиков и студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 79-104. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=35022000 (дата обращения: 24.07.2018).
Поступила 14.01.2018; принята к печати 16.04.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.
Об авторах:
Маралов владимир Георгиевич, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (162600, Россия, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5), доктор психологических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9627-2304, Scopus ID: 57128513900,
Ситаров Вячеслав Алексеевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8426-7487, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Маралов Владимир Георгиевич - теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обозначение методологической основы исследования; сбор и систематизация данных; обработка и описание результатов; количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.
Ситаров Вячеслав Алексеевич - теоретический анализ зарубежной литературы; сбор и систематизация данных; критический анализ и доработка текста статьи; формулировка выводов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Maralov V.G., Sitarov V.A. [Characteristic of positions of interaction as forms of expression of values of coercion or non-violence]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye = Knowledge. Understanding. Ability. 2017; 1:131-146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9
2. Van Coillie H. Behaviors associated with anger. 2005. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=9359369 (accessed 08.01.2018).
3. Evans I.M., Heriot S.A., Friedman A.G. A behavioral pattern of irritability and inhibitor empathy in children. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2002; 7(2):211-224. DOI: 10.1177/1359104502007002008
4. Mauss I.B., Bunge S.A., Gross J.J. Automatic emotion regulation. Social and Personality Psychology Compass. 2007; 1/1:146-167. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2007.00005.x2004
5. Fava M., Hwang I., Sampson N., Walters E.E., Kessler R.C., Rush A.J. The importance of irritability as an of major depressive disorder: results from the national co morbidity survey replication. Molecular Psychiatry. 2010; 15(8):856-867. DOI: 10.1038/MP.2009.20
6. Yuen L.D., Shah S., Do D., Miller Sh., Wang Po.W., Hooshmand F., Ketter T.A. Current irritability associated with hastened depressive recurrence and delayed depressive recovery in bipolar disorder. International Journal of Bipolar Disorders. 2016; 4(1):15. DOI: 10.1186/s40345-016-0056-2
7. Belov V.G., Kolesnikov S.D., Parfyonova A.A. Determinants of an internal picture of a disease at patients with a chronic pulpitis. Vestnik Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii = Bulletin of the Russian Army Medical College. 2009; 3(27):15-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=12931704 (accessed 21.08.2017).
8. Angelelli P., Paolucci S., Bivona U., Piccardi L., Ciurli P., Cantagallo A., Antonucci G., Fasotti L., Di Santantonio A., Grasso M.G., Pizzamiglio L. Development of neuropsychiatric symptoms in post stroke patients: cross-sectional study. Acta Psychiatrica Scandinavica. 2004; 110(1):55-63. DOI: 10.1111/j.1600-0447.2004.00297.x
9. Kuritsyna A.A., Bundalo N.L. Gender features of manifestations of aggression and hostility at posttraumatic stressful frustration. Sibirskoye meditsinskoye obozreniye = Siberian Medical Review. 2007; 1(42):47-51. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=11674542 (accessed 21.08.2017).
10. Pizova N.V. Fatigue, adynamy and chronic fatigue. What is it? ConsiliumMedicum. 2012; 14(2):61-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=21025330 (accessed 06.01.2018).
11. Levitsky A.G., Matveev D.A., Potsipun A.A., Shabayev A.V. Search of interrelations between irritability and level of health. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the university of P. F. Lesgaft. 2015; 3(121):228-232. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p228-232
12. Dubrovskaya O.V., Vlasenko V.I., Zalevsky G.V. Some psychological features of young almost healthy people with suicide thoughts. Sibirskij psikhologicheskiy zhurnal = Siberian Psychological Journal. 2001; 14-15:103-106. Available at: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1415/files/14-15-103.pdf (accessed 06.01.2018).
13. Deveney C.M., Hommer R.E., Reeves E., Towbin K., Brotman M.A., Leibenluft E., Stringaris A., Hinton K.E., Haring C.T., Vidal-Ribas P. A prospective study of severe irritability in youths: 2- and 4-year follow-up. Depression and Anxiety. 2015; 32(5):364-372. DOI: 10.1002/da.22336
14. Pushkina V.N., Mahov A.S., Makeeva V. S., Matveev A. P., Chaika Zh. Yu. Seasonal dynamics of a psychoemotional state at students in the circumpolar region. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the university of P. F. Lesgaft. 2015; 7(125):212-220. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p212-220
15. Jackson D.L. Correlates of physical and emotional health among male and female workaholics. 1993. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=5782405 (accessed 21.08.2017).
16. Jex S.M., Adams G.A., Elacqua T.C. Type a as moderator of stressors and job complexity: a comparison of achievement strivings and impatience-irritability. Journal of Applied Social Psychology. 2002; 32(5):977-996. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=8170579 (accessed 24.07.2018).
17. Mann S., Holdsworth L. The psychological impact of teleworking: stress, emotions and health. New Technology, Work and Employment. 2003; 18(3):196-211. DOI: 10.1111/1468-005X.00121
18. Pridmore S., Skerritt P., Ahmadi J. Why do doctors dislike treating people with somatoform disorder? Australasian Psychiatry. 2004; 12(2):134-138. DOI: 10.1111/j.1039-8562.2004.02085.x
19. McCauley J., Tarpley M. J. Irritability (yours and theirs). JAMA. 2004; 291(8):921. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=7895949 (accessed 24.07.2018).
20. Pollock T. A personal file of stimulating ideas problem solvers. Supervision. 1991; 52(5):24-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=1629913 (accessed 06.01.2018).
21. Natvig G.K., Albrektsen G., Qvarnstrem U. Psychosomatic symptoms among victims of school bullying. Journal of Health Psychology. 2001; 6(4):365-377. DOI: 10.1177/135910530100600401
22. Pazukhina S.V. Formation of the valuable attitude towards pupils at future elementary school teachers. Voprosy psihologii = Questions of Psychology. 2010; 3:37-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=18931757 (accessed 06.01.2018).
23. Maralov V.G. Psychological mechanisms of differentiation of the attitudes of teachers towards pupils. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Cherepovets state university. 2010; 2:30-36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?Id=15215833 (accessed 21.08.2017).
24. Maralov V.G., Sitarov V.A. Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students. International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. 2018; 7(2):74-85. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756002 (accessed 24.07.2018).
25. Koryagina I.I., Maralov V.G., Sitarov V.A. Comparative characteristic of the position of interaction of students-future medical workers and specialists of psychological and pedagogical support. The Education and Science Journal. 2018; 20(5):79-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35022000 (accessed 24.07.2018).
Submitted 14.01.2018; revised 16.04.2018; published online 28.09.2018.
About authors:
Vladimir G. Maralov, Professor of Chair of Psychology, Cherepovets State University (5 Lunacharsky St., Cherepovets 162600, Russia), Dr.Sci. (Psychology), Professor, oRcID: http://orcid.org/0000-0002-9627-2304, Scopus id: 57128513900, [email protected]
Vyacheslav A. Sitarov, Head of the Chair of Pedagogics and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities (5 Yunost St., Moscow 111395, Russia), Dr.Sci. (Pedagogics), Professor, orcid: http://orcid.org/0000-0002-8426-7487, [email protected]
Contribution of the authors:
Vladimir G. Maralov - the theoretical analysis of literature on the problem under study; designation of a methodological basis of research; collection and systematisation of data; processing and description of results; qualitative analysis of results and their interpretation.
Vyacheslav A. Sitarov - the theoretical analysis of foreign literature; collection and systematisation of data; critical analysis and completion of the text of article; formulation of conclusions.
All authors have read and approved a final version of the manuscript.