Научная статья на тему 'Разбуриваемый пакер для проведения ремонтно-изоляционных работ в нефтяных и газовых скважинах'

Разбуриваемый пакер для проведения ремонтно-изоляционных работ в нефтяных и газовых скважинах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1164
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CКВАЖИНА / WELL / ПАКЕР / PACKER / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бекетов Сергей Борисович, Карапетов Рустам Валерьевич, Акопов Арсен Сергеевич

Описана конструкция и принципа действия разбуриваемого пакера, применяемого при ремонте нефтяных и газовых скважин, обработках пласта с цель увеличения их производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бекетов Сергей Борисович, Карапетов Рустам Валерьевич, Акопов Арсен Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drillable packer for repair and insulation works in the oil and gas wells

The paper describes the design and function of drillable packer, used in the repair of oil and gas wells, treatments of the reservoir with the objective of increasing the productivity of wells

Текст научной работы на тему «Разбуриваемый пакер для проведения ремонтно-изоляционных работ в нефтяных и газовых скважинах»

© С.Б. Бекетов, P.B. Карапетов, A.C. Акопов, 2013

УДК (622.245+622.279.7)

С.Б. Бекетов, Р.В. Карапетов, А.С. Акопов

РАЗБУРИВАЕМЫЙ ПАКЕР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНО-ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ В НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИНАХ

Описана конструкция и принципа действия разбуриваемого пакера, применяемого при ремонте нефтяных и газовых скважин, обработках пласта с цель увеличения их производительности. Ключевые слова: скважина, пакер, нефть, газ.

Пакер (англ. packer — уплотнитель, от pack — упаковывать, уплотнять), приспособление, спускаемое в скважину (нефтяную, газовую, водяную и др.) для перекрытия и герметизации отдельных зон скважины. Известны пакера различных конструкций и принципов действия [1, 2, 3].

Условно пакерные устройства делятся на 3 основных типа;

забойные (устанавливаются на забое скважины для изоляции её фильтровой части, служат для предотвращения сообщения пласта с вышележащей частью ствола и поверхностью на время проведения ремонтных работ в скважине, фонтанной арматуре и пр.);

разобщающие (используются для разобщения частей ствола скважины и применяются при проведении ГРП, адресного воздействия на выбранный пласт при интенсификации притока флюидов, раздельной эксплуатации различных пластов в одной скважине и пр.);

изолирующие (применяются для изоляции затрубного пространства от внутритрубного с целью предотвращения воздействия на эксплуатационную колонну пластовых флюидов

вследствие их высокой температуры, давления, активной абразивной, коррозионной активности).

Описываемое в работе пакерное устройство относится к разобщающему и забойному типам и предназначено для перекрытия межтрубного пространства скважины при проведении ремонтных работ, ГРП, а также различных геолого-технических мероприятий, может использоваться в процессе эксплуатации скважин. Технический результат, получаемый при реализации описываемой конструкции сводится к следующему;

- возможность спуска разбуриваемого пакера в компоновке с гидравлическим посадочным устройством, со свободным заполнением лифтовой колонны труб пластовой жидкостью;

- возможность гидравлической посадки разбуриваемого пакера, при перекрытии гидравлической связи полости скважины с осевым каналом лифтовой колонны труб;

- возможность отсоединения гидравлического посадочного устройства от разбуриваемого пакера путем разрыва ствола пакера или путем передачи крутящего момента на полый плунжер, что исключает возникнове-

ние гидравлического удара при посадке;

- возможность подачи изолирующего состава в подпакерную зону при сохранении кинематической связи толкателя со стволом пакера;

- возможность образования гидравлической связи осевого канала лифтовой колонны труб с межтрубным пространством скважины над па-кером и удаления излишнего объема изолирующего состава на устье скважины;

- прекращение гидравлической связи подпакерного пространства с надпакерным после сброса давления в осевом канале лифтовой колонны труб;

Технический результат достигается тем, что разбуриваемый пакер содержит ствол с насечкой на наружной поверхности, верхние и нижние разрывные плашки, с верхним и нижним конусами, уплотнительный элемент, фиксатор с разрезными пружинными кольцами в расточке корпуса подвижной опоры, гидравлическое посадочное устройство, соединенное со стволом пакера левым переводником, ниппель. Неподвижная опора снабжена подпружиненным обратным клапаном в виде корпуса с радиальными отверстиями и уплотнительной манжетой, установленной на седле. Ниппель снабжен толкателем, с кольцевой расточкой в месте их соединения и поршнем со стержнем в его осевом канале, а также гильзой над поршнем, жестко связанной с толкателем. Башмачный клапан снабжен седлом, в месте соединения корпуса с гайкой, и стаканом, опирающимся на пружину, в осевом канале которого выполнено седло на внутреннем кольцевом выступе и установлен подпружиненный шаровой клапан. Гильза на нижнем конце снабжена продольными пазами и пропущена в осе-

вой канал седла, с возможностью торцевого взаимодействия с подпружиненным шаровым клапаном, стержень пропущен через осевой канал гильзы ниже места расположения ее торца и образует с ней кольцевой зазор, гидравлически соединяющий полость стакана, с осевым каналом толкателя.

При проведении патентных исследований по патентной и научно-технической литературе нами не обнаружено технических решений, в которых обеспечивается наличие гидравлической связи полости скважины с осевым каналом лифтовой колонны труб при спуске пакера к месту установки; возможность гидравлической посадки пакера и отделение от него гидравлического посадочного устройства, с прекращением гидродинамической связи подпакерной полости с осевым каналом лифтовой колонны труб.

Не обнаружено также технических решений направленных на обеспечение подачи изолирующего состава в подпакерную зону, при герметизации надпакерной зоны от поступления в нее изолирующего состава из осевого канала ствола пакера, наличие ниппеля посадочного устройства, установленного с возможностью проведения промывки лифтовой колонны труб и межтрубного пространства от остатков изолирующего состава, при прекращении гидродинамической связи подпакерного пространства от надпакерного.

Конструкция разбуриваемого па-кера для проведения изоляционных работ в интервале продуктивного пласта поясняется чертежами, где:

- на рис. 1 - показана конструкция разбуриваемого пакера в связи с гидравлическим посадочным устройством при спуске в скважину на бурильных трубах;

Рис. 1. Разбуриваемый пакер в связи с гидравлическим посадочным устройством при спуске в скважину

- на рис. 2 - конструкция разбуриваемого пакера в момент его посадки и отделения от него гидравлического посадочного устройства;

- на рис. 3 - взаимное положение деталей пакера при закачке технологического состава в интервал скважины ниже пакера;

- на рис. 4 - взаимное положение деталей пакера после окончания ре-монтно-изоляционных работ и прекращения гидравлической связи под-пакерной зоны от надпакерной.

Разбуриваемый пакер состоит из ствола 1, с насечками 2 на его внешней стороне и кольцевой расточкой 3, в месте связи с левым переводником 4, который связан с полым плунжером 5, гидравлического посадочного устройства известной конструкции [3].

На стволе 1 пакера снизу установлена нижняя опора 6, на которую последовательно установлены разрывные плашки 7 с посадочными якоря-щими кольцами 8. Внутрь разрывных плашек 7 введен разжимной конус 9, на который сверху установлен комплект уплотнительных манжет 10 и верхний разжимной конус 11 , входящий во взаимодействие с верхним комплектом разрывных плашек 12, с посадочными якорящими кольцами 13. На торец разрывных плашек 12 опирается корпус верхней подвижной опоры 14, с разрезными пружинными кольцами 15. С внешней стороны на корпусе верхней подвижной опоры 14 выполнена технологическая проточка 16 в которую введен нижний конец опорной гильзы 17 гидравлического посадочного устройства.

В осевой канал левого переводника 4 пропущен ниппель 18, связанный нижним концом с толкателем 19, снабженным в месте их соединения кольцевой расточкой 20 и образующим подвижное соединение со стволом 1.

Рис. 2. Пакер в момент его посадки и отделения от него гидравлического посадочного устройства

В осевом канале толкателя 19 установлен поршень 21 со стержнем 22. В осевом канале нижней опоры 6 с седлом 23, установлен корпус башмачного клапана 24 с уплотнительной манжетой 25, закрепленной гайкой

26, снабженной стаканом 27, который опирается на пружину 28. В месте соединения гайки 26 с корпусом башмачного клапана 24, закреплено седло 30, 2-образной формы выходящее в его осевой канал и на торец которого опирается нижним концом толкатель 19. В осевом канале 31 толкателя 19 закреплена гильза 32 с продольными пазами 33 на нижнем конце, пропущенная через осевой канал седла 30, ниже ее посадочной поверхности.

В осевой канал гильзы 32 свободно пропущен стержень 22 с опорой на шаровой клапан 34 (рис. 2) который опирается на пружину 35 и садится на седло 36 выполненное на внутреннем выступе 37 в теле стакана

27. В теле корпуса башмачного клапана 24 выполнены радиальные отверстия 38, перекрытые в исходном положении телом толкателя 19, в котором также выполнены радиальные отверстия 39, для связи осевого канала 31, толкателя 19 под поршнем 21 , с осевым каналом 40 ствола 1 па-кера. Нижняя опора 6 снабжена гильзой 41 , полость которой постоянно гидравлически связана отверстиями 42, в теле стакана 27 с его осевым каналом.

В транспортном положении, когда происходит спуск разбуриваемого па-кера в скважину, шаровый клапан 34 усилием пружины 35 и за счет возникающего перепада давления, поджат к торцу гильзы 32.

Между внутренней поверхностью гильзы 32 и наружной поверхностью стержня 22 образован кольцевой зазор 43 (рис. 3), гидравлически соеди-

Рис. 3. Положение деталей пакера при закачке технологического состава в интервал скважины ниже пакера

няющий полость стакана 27 с осевым каналом 31 толкателя 19. Полость стакана 27 связана отверстиями 42 с осевым каналом 44 гильзы 41 , который сообщается через отверстия 45 в теле нижней опоры, с полостью скважины.

Пластовая жидкость при спуске свободно перетекает в осевой канал 31 толкателя 19, с подъемом и расположением поршня 21 в кольцевой проточке 20. Тем самым пластовая жидкость беспрепятственно заполняет полость труб при спуске пакера.

Работа по посадке пакера и проведению ремонтно-изоляционных работ.

В осевой канал бурильной колонны труб подают под давлением рабочую жидкость, которая поступает в осевой канал полого плунжера 5 гидравлического посадочного устройства и далее в осевой канал ниппеля 18.

Ниппель 18 перемещается вниз в осевом канале полого плунжера 5, с воздействием на торец седла 30 и перемещением вниз посадочного клапана 24 до упора в нижнюю опору 6. Одновременно поршень 21 перемещается в осевом канале 31 , с воздействием стержнем 22 на шаровый клапан 34 и его посадкой на посадочную поверхность 36 в стакане 27. Усилие от гидравлического посадочного устройства через толкатель 17 сообщается на корпус верхней подвижной опоры 14, с его перемещением по стволу 1 пакера, вводом посадочного конуса 9 под разрывные плашки 7 и их перемещением в радиальном направлении до входа в контакт с внутренней поверхностью трубы обсадной колонны посадочных якорящих колец 8. Дальнейшим перемещением вниз осуществляют осевое сжатие уп-лотнительных манжет 10, с перекрытием кольцевого зазора. После этого происходит устранение связи между

Рис. 4. Положение деталей пакера после окончания ремонтно-изоляционных работ и прекращения гидравлической связи подпакерной зоны от надпакер-ной

разрывными плашками 12, при их взаимодействии с обратным посадочным конусом 11 , и их перемещение в радиальном направлении до входа в контакт с обсадной колонной посадочных якорящих колец 13. При перемещении верхней подвижной опоры 14, разрезные пружинные кольца 15 скосами проскальзывают относительно насечек 2 ствола 1 и при посадке паке-ра, входят во взаимодействие с ближайшей из насечек 2, фиксируя пакер внутри обсадной колонны. После посадки пакера через левый переводник 4 предельное осевое усилие сообщается на ствол 1 и происходит его разрушение в месте выполнения кольцевой расточки 3. Левый переводник 4 освобождается от взаимодействия со стволом 1 , что позволяет осуществить перемещение ниппеля 18, при взаимодействии с гайкой на его верхнем конце. При перемещении ниппеля 18 вверх, поршень 21 вместе со стержнем 22 под действием перепада давления и собственного веса перемещается вниз в осевом канале 31 до входа в осевой канал гильзы 32. Поршень 21 располагается ниже сечения радиальных отверстий 39. Тем самым обеспечивается гидравлическая связь осевого канала 31 толкателя 19 с осевым каналом 40 ствола 1 . Под действием перепада давления гильза 32 перемещается вниз относительно нижней опоры 6 с сжатием пружины 28 и с расположением радиальных отверстий 38 ниже уровня расположения седла 23. Уплотнительная манжета 25 располагается ниже отверстий 45 в нижней опоре 6. Тем самым обеспечивается гидравлическая связь осевого канала насосно-компрессорных труб с подпакерным пространством, что позволяет осуществить подачу изолирующего состава в интервал продуктивного пласта, для изоляции пластовой воды. В случае,

когда приемистость пласта оказалась меньше расчетной, и часть объема изолирующего состава осталась в осевом канале насосно-компрессорных труб, перемещают колонну труб вверх, с выводом ниппеля 18 из осевого канала 40 ствола 1 пакера с расположением радиальных отверстий 39 в теле толкателя 19 над местом установки пакера. Подачей промывочной жидкости в осевой канал лифтовой колонны труб, оставшийся объем изолирующего состава по межтрубному пространству выносится на поверхность. После подъема ниппеля 18 из осевого канала 40 ствола 1 , усилием сжатой пружины 35 шаровый клапан 34 садится на седло 30, с прекращением гидравлической связи подпакерной зоны с осевым каналом 40 ствола 1 . Усилием сжатой пружи-

1. Басарыгин Ю.М., Макаренко П.П., Мавромати В.Д. Ремонт газовых скважин. -М.: Недра, 1998. - С. 145-147.

2. Разведочное бурение на суше и континентальном шельфе России / ОАО НПО «Бурение» Сб. научных трудов.

ны 28 гайка 26 также перемещается вверх относительно направляющей опоры 6 с посадкой уплотнительной манжеты 25 на седло 23 и прекращением гидравлической связи подпа-керной зоны с надпакерной.

Посадочное устройство с ниппелем 18, и связанным с ним толкателем 19 извлекаются на поверхность.

Такое конструктивное выполнение посадочного устройства и его взаимодействие с пакером позволяет осуществить посадку разбуриваемого пакера без применения срезных седел, а значит исключаются условия возникновения гидравлического удара.

Пакер надежен в работе, что доказано промысловыми испытаниями рассмотренной в данной работе конструкции.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выпуск 14. Краснодар, 2005. С. 377383.).

3. Буровое оборудование / В.Ф. Абуба-киров, Ю.Г. Буримов, А.Ё. Гноевых и др. / Справочник в 2-х т. Т. 2. «Буровой инструмент>. - М.: Недра, 2003. - С. 458. . ИШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Бекетов Сергей Борисович - доктор технических наук, директор Института нефти и газа СКФУ (г. Ставрополь), профессор КубГТУ (г. Краснодар), почетный работник науки и техники РФ, bsb.gt@rambler.ru,

Карапетов Рустам Валерьевич - кандидат технических наук, заместитель генерального директора по производству ООО «ТехСнабКомплект»,

Акопов Арсен Сергеевич — ведущий инженер лаборатории технологического сопровождения ремонта скважин Филиала ООО «Газпром ПХГ» «ИТЦ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.