- основными инструментами продвижения продукции должна стать наружная реклама, реклама в местах реализации товаров и дегустация. [2] Источники:
1. Хаустова Е.В. Потребительские свойства полуфабрикатов из мяса пресноводных рыб с белковыми добавками: диссертация ... кандидата технических наук: 05.18.15 / Хаустова Елена Валентиновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т пищевых пр-в (МГУПП)].- Москва, 2009.- 194 с.
2. Петренко Н.Н., Криштафович В.И., Кушнир Д.Д. Маркетинговая оценка рынка и покупательских предпочтений мучных кондитерских изделий // Товаровед продовольственных товаров. 2012. № 12. С. 45
С.С. Мамай
Преподаватель, Горячеключевской технологический техникум
S.S. Mamay
Teacher Goryacheklyuchevskoy technology College ([email protected] 891894402240) Н.В. Долбня
Д.э.н., профессор кафедры сервиса и туризма, Кубанский социально-экономический институт
N. V. Dolbnya Professor of service and tourism, PhD Kuban Social and Economic Institute ([email protected] 89189792316)
Т.В. Павлюшкевич
К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт
T. V. Pavlyushkevich
Associate Professor of the Department of Entrepreneurship, Ph.D.
Kuban Social and Economic Institute ([email protected], 89385143544)
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА .НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, приведены примеры участия различных институтов осуществляющих государственную поддержку бизнеса.
Annotation.The article discusses the issues of state support for small and medium-sized businesses, gives examples of the participation of various institutions that carry out state support for business.
Ключевыеслова:государственная поддержка, финансы, регионы, меры, льготы.
Key words: state support, finances, regions, measures, benefits.
Стратегической задачей государства в современных тенденциях хозяйствования является расширение путей финансовой поддержки субъектов предпринимательства. На актуализацию данной темы повлияли последние изменения от 26.07.2017 № 207-ФЗ, внесенные в федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Достижением указанных изменений является расширение критериев, установленных для получателей государственной поддержки. В первые отдельной строкой выделены микропредприятия как получатели государственной поддержки с предельным значением дохода до 120 млн. руб., в свою очередь повышен предел дохода для предприятий малого бизнеса до 800 млн. руб. и предприятий среднего бизнеса до 2 млрд. руб. Расширительные критерии коснулись и условия владения акциями малого и среднего предприятия для иностранных юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же численность работающих в предприятиях средне-
го бизнеса возросла до 250 человек. Подчеркнем, что такие изменения расширяют перечень получателей государственной поддержки, в том числе и финансовой.
Прежде, чем дать оценку финансовой поддержке предприятий в Российской Федерации следует рассмотреть некоторые особенности нормативно-правого регулирования действий по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ. Государственная политика предусматривает следующие меры, таблица 1.
Таблица 1 Меры государственной политики развития предпринимательства
Существующие меры Характеристика
Специальные налоговые режимы Применяют малые предприятия правила упрощенного ведения налогового учета с применением упрощенных налоговых деклараций
Упрощенные способы для бухгалтерского учета Ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, упрощенный порядок ведения кассовых операций
Упрощенный порядок статистических отчетов Предприятия малого и среднего бизнеса составляют упрощенную статистическую отчетность
Льготы Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество
Особенности тендерного участия для государственных нужд Особенности участия в качестве поставщиков и исполнителей услуг, подрядчиков, особенности участия в закупках товаров, работ и услуг
Государственный контроль Обеспечение прав и законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса
Особые меры поддержки Предприятий инфраструктуры по обеспечению финансовой поддержки
Иные направления Меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; направления реализации целей и задач государственной финансовой поддержки
Законодательство предусматривает, что финансовая поддержка предпринимательства осуществляется через инфраструктурные субъекты - малые и средние предприятия, являющиеся посредниками в исполнении государственной поддержки бизнесу, предусмотрены формы поддержки за счет государственного, регионального и местного бюджетов в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий. В обязанности инфраструктурных предприятий входит ведение реестра получателей государственной поддержки. Весь порядок получения государственной поддержки прописан в законе № 209-ФЗ.
Государственная политика развития предпринимательства успешно реализуется. Значимым моментом в хозяйственной жизни предпринимательства является произошедшее сокращение внеплановых проверок предприятий малого и среднего предпринимательства в свете реализации федерального закона №294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля», тем самым снизив административное давление и обеспечив дополнительный рост экономических показателей в малом и среднем секторе экономики. Государство заботится о сокращении административных барьеров и предотвращении новых определяя данный участок как первоочередной в деятельности государственных органов [5].
Расширены условия перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2017 г. - выручка от реализации до 2023 года остается неизменной и составляет 150 млн. руб. для предприятий малого бизнеса. Большинство регионов своим законодательством установили более льготные налоговые ставки, чем в налоговом кодексе, примером могут служить ставки по упрощенной системе налогообложения, так Краснодарский край установил к объектам налогообложения: доходы - ставку 3% (НК РФ - 6%), доходы уменьшенные на величину расходов 5% (НК РФ - 15%); Саратовская область -доходы - ставку 2% (НК РФ - 6%),
доходы уменьшенные на величину расходов 6% (НК РФ - 15%); Ростовская область доходы уменьшенные на величину расходов 10% (НК РФ - 15%) и другие изменения улучшающие условия хозяйствования малого бизнеса - такие как налоговые каникулы при открытии нового предприятия до 2 лет.Однако по мимо стимулирующих функций государство усиливает режим контроля за несвоевременную сдачу отчетности штраф с 5 % до 30 %, суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ); за неуплату налога с 20% до 40% с суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). И это обязанность в свою очередь дисциплинирует предпринимателей как налогоплательщиков [9].
Активно включились и коммерческие банковские структуры в программы финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, через систему получения статуса инфраструктурного субъекта либо проявив самостоятельность.
Продуманным элементом государственной финансовой политики в отношении предпринимательства является система «обратной связи». Она существует на связи с общественностью, к институтам «обратной связи» можно отнести, действующие в РФ крупные предпринимательские объединения, такие как «Торгово-промышленная палата Российской Федерации», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», давая оценку работе этих объединений, следует отметить их значительный вклад в совместную работу по преодолению административных барьеров для предпринимательства [8].
Заинтересованность государства в развитии предпринимательства настолько высока, что на заседании Госсовета при Правительстве РФ от 07 апреля 2017 г. заявлено о необходимости создания института по развитию малого бизнеса. При Правительстве РФ создадут межведомственную структуру для решения проблем малого бизнеса в областях управленческих, банковского взаимодействия и др. - с рабочим названием «Институт по развитию малого бизнеса». На базе Агентства кредитных гарантий и МСП-банка и будет функционировать новая структура, в полномочия которой будут входить - кураторство чиновников всех ведомств, занимающихся проблемами предпринимательства. Уровень подчиненности структуры - напрямую Правительству РФ. Широта полномочий новой структуры подтверждена Министерством экономического развития.
Бизнес ожидает:
- повышения уровня координации программ финансовой поддержки малого предпринимательства;
- формирования системы «одного-окна» в области поддержки малого предпринимательства;
- создание единого центра кредитно-гарантийной поддержки;
- создание «банка» данных из предприятий малого бизнеса - подрядчиков для крупных государственных компаний.
Возвращая внимания к банковскому сектору следует выделить создание различных фондов по поддержке малого предпринимательства, как по направления деятельности, так и по возрастным сегментам предпринимательства^]. Примерами могут служить:
- Венчурный фонд ПАО Промсвязьбанка, который совместно с предпринимательским объединением «ОПОРА РОССИИ» запустили успешную программу поддержки и развития молодежного предпринимательства, программа функционирует с 2013 г. Направления инвестирования: производство, торговля, услуги, т.е. традиционные виды бизнеса. Инвестиционный объем фонда 300 млн. руб., сумма инвестиций в один проект не более 10 млн. руб. [8]. Венчурный фонд ПАО Промсвязьбанк периодически проводит отборочные туры проектов молодых
предпринимателей России на высоком государственном уровне, деловых форумах. Основной задачей фонд считает экспертный отбор лучших бизнес-идей, финансирование новых проектов молодых предпринимателей, осуществление менторской поддержки успешных бизнесменов в реализации их проектов на разных этапах [4].
- Программа финансовой поддержки малых и средних предприятий ПАО «МСП Банк», направления программы представлены в таблице 2.
Таблица 2 Программы финансовой поддержки ПАО «МСП Банк»
Наименование программы Содержание программы
Программа «Рефинансирование неторгового сектора» Партнер ПАО «Крайинвестбанк» осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
Программа «МСП - МАНЕВР» Партнер ПАО «Краснодарский краевой инвестиционный банк» осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ПАО «МСП Банк») по кредитному продукту для субъектов МСП «МСП - Маневр».
Программа «МСП - Региональный рост» Партнер ПАО «Крайинвестбанк» осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») по кредитному продукту для субъектов МСП «МСП - Региональный рост».
Программа «МСП - Стимул» Партнер ПАО «Крайинвестбанк» осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») по кредитному продукту для субъектов МСП «МСП - Стимул».
Кредиты для малого и среднего бизнеса Лимит от 1-90 млн. руб. процентная ставка 14% годовых, кредитные программы: «Бизнес-Развитие», «Бизнес-Авто», «Бизнес-Метры», «Бизнес-Оборудование»
Данная программа имеет партнеров во многих регионах нашей страны. Итогами работы ПАО «МСП Банк» за весь период стоит считать объем средств доведенных до малого и среднего предпринимательства на сумму 693 млрд. руб., а на 01.03.2017 года - объем доведенных средств до малого предпринимательства составил 111 млрд. руб., средневзвешенная ставка 13,5 %, долгосрочные кредиты 76 %.
Развивая тему государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, следует обратить внимание на участие в поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее ТПП), которая систематизировала информацию Правительства РФ представленную в Распоряжении № 147-р от 31.01.2017 г. об основных целевых моделях развития бизнеса в субъектах Российской Федерации, данные целеполагающие модели легли в основу региональных решений по улучшению инвестиционного климата региона. Стратегически схема разноуровневой государственной поддержки выглядит следующим образом на рисунке 1.
тельства
Достижения государственной поддержки предпринимательства:
- субсидирование из федерального бюджета региональные бюджеты для целей оказания государственной поддержки по программам регионального уровня;
- разработаны направления софинансирования расходных обязательств субъектов РФ;
- повышение эффективности использования средств федерального бюджета на государственную поддержку предпринимательства обеспечено сокращением сроков доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства.
В ближайших планах государства - повышение доступности финансов для малого и среднего бизнеса, развитие электронного документа оборота с контролирующими органами и контрагентами.
Таким образом, финансовая политика государства в части финансовой поддержки предпринимательства расширяется, приносит свои плоды. Повышается роль участия профессиональных объединений через создание институтов многоуровневой поддержки предпринимательства. Особое поручение получили органы исполнительной и законодательной власти регионального и муниципального уровня, помимо исполнения положений закона № 209-ФЗ о программах поддержки малого и среднего предпринимательства, государственные органы решают вопросы законодательного регулирования наилучших условий функционирования бизнеса.Создание при исполнительной власти департаментов поддержки, регулирования и контроля за условиями деятельности малого и среднего предпринимательства на местах формирует связи между предпринимательством, бизнес-сообществами и государством. Большое внимание отводится молодежи при создании бизнеса - это и конкурсы-гранты бизнес идей, это и школы молодого предпринимателя, повышение финансовой грамотности населения России и дру-
гие проекты. Важным является - включение в направление финансовой поддержки финансовых институтов, через создание венчурных фондов, льготных программ кредитования, с выделением направлений бизнеса для снижения рисков, разделив свое участие в финансовой поддержке традиционных видов бизнеса -производство, торговля, строительство, услуги и науки,где немаловажная роль малого бизнеса по прорывув важнейших направлениях научно-технического прогресса, в областях электроники, кибернетики и информатики, без развития науки нет прогресса. Уровень заинтересованности государства в развитии малого бизнеса высок еще из-за того, что малый бизнес обеспечивает и самозанятость населения, снижает безработицу в стране. Заслугой государства является моральная поддержка российского предпринимательства. Указом Президента РФ (Указ №1381) - 26 мая установлен праздник День российского предпринимательства. Государственная поддержка в условиях внешних вызовов стала носить более адресный характер и развивает бизнес инициативу у предпринимательского сооб-щества.Мотивацией государства является поднятие составляющей малого бизнеса в экономике России до 30% к 2030 году, т.е. выход на близкие к мировым показатели доли малого бизнеса в экономике страны. Источники:
1. Василицкая В., Павлюшкевич Т.В., Инвестиционное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса АПК. В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 187-191.
2. Григорьева Е.А., Демьянченко Н.В., Фоменко Е.В. Построение системы менеджмента бизнеса промышленных организаций//Вестник ИМСИ, Краснодар, 2015. № 4 (64). С. 9-11/.
3. Демьянченко Н.В., Шевченко О.П. Инвестиционная стратегия государства в условиях экономических ограничений России // Теория и практика общественного развития. Москва, 2015. № 24. С. 157-159.
4. Долбня Н.В., Павлюшкевич Т.В. Интегральный экономический эффект в комплексной оценке инвестиционных проектов. Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. С. 40-42.
5. .Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
6. Павлюшкевич Т.В., Мигунова М.И. Государство и бизнес - партнеры или соперники? Естественно-гуманитарные исследования. 2016. № 14 (4). С. 12-16.
7. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков коммерческих организаций: Монография / Е.Б. Маевская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -, С. 81.
8. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ// ОПОРА РОССИИ. - Ресурсный центр малого предпринимательства.
9. Якимова О.А., Цыбина В., Павлюшкевич Т.В. Современная налоговая политика России в условиях внешних вызовов и рисков.В сборнике: Теоретические и практические проблемы современной науки Материалы 2-ой международной научно-практической студенческой конференции, конференция, посвященная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. 2015. С. 191-195.