Научная статья на тему 'Районы повышенного экологического риска Северо-Запада России: возможности социологического изучения'

Районы повышенного экологического риска Северо-Запада России: возможности социологического изучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризисные экологические зоны / лонгитюдное социологическое исследование / киришская система контроля
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of specificity popular ecological movements studying and forming of local ecological policy has been presented. The sociological analysis gives an opportunities for investigation of polluted territories and regions of increased ecological risk has been ascertained.

Текст научной работы на тему «Районы повышенного экологического риска Северо-Запада России: возможности социологического изучения»

УДК 504.03

РАЙОНЫ ПОВЫШЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

О.Д. Цепилова, профессор, д.т.н., Социологический институт РАН,

Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Показано изучение специфики развития массового общественного экологического движения, а также формирования местной экологической политики. Установлено, что социологический анализ дает хорошие возможности для изучения загрязненных территорий и районов повышенной экологической опасности.

Ключевые слова: кризисные экологические зоны, лонгитюдное социологическое исследование, Киришская система контроля.

Введение

В конце 80-х-начале 90-х годов в России стало широко известно, что на территории страны существуют кризисные экологические зоны, возникшие из-за пренебрежения при прежнем режиме и системе хозяйствования к негативным для природы и человека последствиям ускоренной индустриализации, пренебрежения, со всей очевидностью проявившегося в Чернобыльской катастрофе. Острые экологические проблемы «кричали» по всей стране. Зонами бедствий становились не только Арал, Башкирия, обширный район вокруг Чернобыльской АЭС. Бедствия захватывали и относительно небольшие по своим размерам территории, создавая особый тип локализации загрязнения и разрушения окружающей среды. Немало такого рода поселений расположено на Северо-Западе России; где формировались в свое время индустриальные комплексы, имеющие экономическую доминанту развития и слабо учитывающие социально-экологические параметры развития названных территорий.

Анализ публикаций

В ходе проведения социологических исследований на такого рода территориях в первую очередь следует учитывать весь комплекс специфических особенностей территории. С учетом этих особенностей выстраивается теоретическая концепция изучения социологического объекта, определяется адекватный и оптимальный целям исследования набор социологических методов. В значительной мере определение специфически значимых факторов исследования предопределяют его конечный результат и практическую значимость.

В качестве примера социологического изучения территории высокого экологического риска может быть названо лонгитюдное социологическое исследование, которое проводится в городе Кири-ши с 1989 года и по настоящее время. К началу исследования его специфика определялась тем, что в центре внимания социологов находился г. Кириши с населением 55 тыс. человек, преимущественно развивающийся как мощная индустриальная зона топливно-энергетического направления. В городе наблюдался чрезвычайно высокий уровень социальной напряженности по поводу опасного состояния окружающей среды, с 1987 г. здесь активно действовала городская экологическая организация «6-я секция ВООП», имевшая массовую поддержку населения.

Цель и постановка задачи

Основными целями исследования явилось изучение специфики развития массового общественного экологического движения, активно развивавшегося в зоне повышенной экологической опасности, в г. Кириши в 1987-1991 гг; а также анализ влияния этого движения на формирование местной экологической политики. Кроме того, одной из целей проекта предполагается изучение возможностей снижения экологических рисков в регионе и оптимизации местной экологической политики.

Влияние депревационных факторов на

проведение исследовательской работы

Сложная специфика изучаемого объекта потребовала использования широкого набора социологических методов. Основным методом исследования явились массовые опросы населения по срав-

нительной методике в равноудаленных временных точках (1989, N=950; 1993, N=911; 1997, N=1018; выборки взрослого населения, репрезентативные по полу, возрасту и образованию). Наряду с массовыми опросами, с 1989 по 2003 гг. проводились углубленные интервью с представителями городской администрации, основных городских предприятий, лидерами зеленых; осуществлялся сбор данных медицинской статистики и данных, характеризующих объективную экономическую и экологическую ситуацию в регионе; анализировались результаты избирательных кампаний; проводился содержательный анализ местной прессы.

Специфика объекта исследования и его цели задали рамки теоретической концепции. В частности, в связи с усилением в г. Кириши (в период кризиса и экологического бедствия) действия деприва-ционных факторов, в ходе исследовательской работы были использованы некоторые положения теории коллективного поведения и относительной депривации [1, 2]. С помощью теории мобилизации ресурсов и в терминах этой теории была описана история развития общественного экологического движения в г. Кириши, была выявлена специфика этого движения по сравнению с движениями, развивающимися в районах относительной экологической стабильности [4,5,6,7]. Положения и выводы, характеризующие процесс институционализации общественных движений в рамках западной теории структуры политических возможностей позволили выйти на уровень анализа экологической политики и отчасти послужили практическому результату в части оптимизации местной экологической политики [8,9,10].

Опуская в настоящем тексте основные, довольно объемные научные выводы исследования, следует отметить, что одним из практических результатов исследования явилось его влияние на формирование эффективной экологической политики в изучаемом регионе. Киришская система контроля за городской окружающей средой сегодня имеет стабильное законодательное, административное и финансовое обеспечение. Местная экологическая политика достаточно прозрачна, существуют реальные механизмы защиты населения от экологических рисков, а также информирования общественности об экологической ситуации в регионе, хотя эти механизмы еще не имеют устойчивого характера.

В настоящее время существует замысел проведения социологического исследования в г. Сосновый Бор Ленинградской области с населением 63 тыс. человек.

В данном случае специфику объекта исследования возможно определить следующими факторами.

1. Функционирование в качестве основного градообразующего предприятия Ленинградской атомной электростанции с устаревшими атомными реакторами.

2. Закрытость территории города.

3. Наличие планов федерального и областного правительств по реализации новых опасных экологических проектов (наиболее известный - план строительства алюминиевого завода).

4. Отсутствие массового экологического движения в городе.

5. Наличие общественных сил в г. Сосновый Бор, г. Санкт-Петеррбург, в России и в зарубежных странах, активно заинтересованных в устойчивом экологически сбалансированном развитии данного региона.

Выводы

Адекватным целям исследования и в данном слу -чае, вероятно, следует считать использование широкого набора социологических методов: массовые опросы населения, глубинные интервью, содержательный анализ местной прессы (дискурс-анализ или контент-анализ), анализ статистических данных, включенное наблюдение. Между тем, отсутствие массового экологического движения в городе, с одной стороны, и наличие одновременно достаточно представительных групп, заинтересованных в снижении экологических рисков в регионе, выдвигают в данном случае в качестве основного исследовательского метода глубинное интервью.

Теоретическая концепция будет строиться в значительной мере на основе уже опробованной и «хорошо работающей» Киришской концепции. При этом представляется уместным дополнить ее некоторыми концептуальными положениями теорий и методик общественного участия [11, 12, 13, 14, 15].

В целом, по мнению автора, социологический анализ дает хорошие возможности для изучения загрязненных территорий и районов повышенной экологической опасности.

Практическая значимость таких исследований в первую очередь заключается в определении оптимальных путей снижения реальных и потенциальных экологических рисков.

Литература

1. Gurr T.A . Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis using New Indices // American Political Science Review. - 1968. - Vol. 62. - №.4.

2. Smelser N. Theory of Collective Behavior. N.Y.:

Free Press, 1963.

3. Tilly Ch. Social Movements and National

Politics // Statemaking and Social Movements: Essays in History and Theory /Ed. By Bright Ch., Harding S. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1984.

4. Gamson W. The Strategy of Social Protest. Home-

wood, IL: Dorsey. 1975.

5. Obersholl A. The Decline of the 1960's Social

Movements // Research in Social Movements, Conflict and Change. Greenwich, Conn.: JAI, 1977.

6. Social Movements in an Organizational Society

/Ed.by M.Zald, J.McCarty. New Brunswick, N.J.: Transaction Books, 1987.

7. Rucht D. The Impact of National Contexts on So-

cial Movement Structures: A Cross-Movement and Cross-National Comparison // Comparative Perspectives on Social Movements. Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framings /Ed. by McCarthy J.D., Zald M.N. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

8. Klandermans B. The Social Construction of

Protest and Multiorganizational Fields // Frontiers in Social Movement Theory /Ed. by Morris A. & Mueller C. New Haven, CT & London: Yale University Press. 1992.

9. Dunlap R.E., Mertig A.G. The Evolution of the

U.S. Environmental Movement from 1970 to

1990: An Overview // American Environment-alism: The U.S. Environmental Movement, 1970-1990 /Ed. by R.E.Dunlap, A.G.Mertig. Washington, D.C.: Taylor and Francis, 1992.

10. Burdge R.J., Robertson R.A. Social Impact As-

sessment and the Public Involvement Process // Environmental Impact Assessment Review. 1990. Vol.10, No.1/2.

11. Citizen Participation Handbook for Public Offi-

cials and Other Professionals Serving the Public. Sixth edition. Institute for Participatory Management and Planning. Monterey, 1990.

12. Environmental Assessment Sourcebook. Policies,

Procedures, and Cross-Sectoral Issues. Washington D.C.: The World Bank. Environmental Department, 1991. Vol. 1, No. 139.

13. Kraft M.E., Bruce B.C. Citizen Participation and

the NIMBY Syndrome: Public Response to Radioactive Waste Disposal // Western Political Quarterly. 1991. Vol.44, No.3. P.299-328.

14. Malone C.R. Implications of Environmental Pro-

gram Planning for Siting a Nuclear Waste Repository at Yucca Mountain, Nevada, USA // Environmental Management. 1990. Vol.14.

Рецензент: Э.Б. Хоботова, профессор, д.х.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 14 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.