Научная статья на тему 'Районирование территории Хабаровского края при проведении снегоочистки автомобильных дорог'

Районирование территории Хабаровского края при проведении снегоочистки автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНЕГООЧИСТКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗИМНЕЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / СНЕГОБОРЬБА / CLIMATIC CONDITIONS / WINTER ZONING / SNOW CLEANING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ярмолинский Владимир Аполенарьевич

Приведены результаты работ по обеспечению эффективной снегоочистки автомобильных дорог Хабаровского края. Сформулированы требования к показателям уровня зимнего содержания дорог при снегоочистке. Показана система мероприятий по снегоочистке. Рассмотрены факторы, оказывающие решающее влияние на производство снегоочистки. Предложен дифференцированный метод для организации снегоочистки на автомобильных дорогах. Проведен анализ основных климатических характеристик, оказывающих влияние на проведение снегоочистки. Осуществлено районирование по трудности снегоборьбы рассматриваемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ярмолинский Владимир Аполенарьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHABAROVSK TERRITORY ZONING IN SNOW CLEANING OF ROADS

The paper presents results of the efficient snow cleaning of automobile roads in Khabarovsk Territory. The requirements for the level of winter road maintenance are described. The paper describes snow cleaning measures and factors having the effect on this process. A differentiated method of snow cleaning is suggested in this paper, and the analysis of the main climatic conditions affecting snow cleaning is presented herein. Snow cleaning is classified into a degree of complexity by zones of Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «Районирование территории Хабаровского края при проведении снегоочистки автомобильных дорог»

УДК 625.768.5

ЯРМОЛИНСКИЙ ВЛАДИМИР АПОЛЕНАРЬЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор,

[email protected] Тихоокеанский государственный университет, 680035 г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СНЕГООЧИСТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Приведены результаты работ по обеспечению эффективной снегоочистки автомобильных дорог Хабаровского края. Сформулированы требования к показателям уровня зимнего содержания дорог при снегоочистке. Показана система мероприятий по снегоочистке. Рассмотрены факторы, оказывающие решающее влияние на производство снегоочистки. Предложен дифференцированный метод для организации снегоочистки на автомобильных дорогах. Проведен анализ основных климатических характеристик, оказывающих влияние на проведение снегоочистки. Осуществлено районирование по трудности снегоборьбы рассматриваемой территории.

Ключевые слова: снегоочистка автомобильных дорог; климатические характеристики; зимнее районирование; снегоборьба.

VLADIMIR A. YARMOLINSKII, DSc, Professor,

[email protected]

Pacific National University,

136, Tikhookeanskaya Str., 680035, Khabarovsk, Russia

KHABAROVSK TERRITORY ZONING IN SNOW CLEANING OF ROADS

The paper presents results of the efficient snow cleaning of automobile roads in Khabarovsk Territory. The requirements for the level of winter road maintenance are described. The paper describes snow cleaning measures and factors having the effect on this process. A differentiated method of snow cleaning is suggested in this paper, and the analysis of the main climatic conditions affecting snow cleaning is presented herein. Snow cleaning is classified into a degree of complexity by zones of Khabarovsk Territory.

Keywords: climatic conditions; winter zoning; snow cleaning.

Вопросы районирования территорий по тем или иным признакам в настоящее время остаются актуальными, поскольку в значительной мере определяют надёжность эксплуатируемых автомобильных дорог. Об этом свидетельствуют результаты работ, опубликованных в научных изданиях [1, 2].

В общем комплексе работ по зимнему содержанию автомобильных дорог снегоочистка представляет собой одно из главных мероприятий, включая в себя патрульную, усиленную и другие виды работ. От качества и своевременного выполнения снегоочистки зависят безопасность движения автомобилей, своевременность доставки грузов и пассажиров, транспортная доступность населения Хабаровского края к краевым и районным центрам.

© В. А. Ярмолинский, 2014

Вся система мероприятий по снегоочистке должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия движения автомобилей, а также максимально облегчить и удешевить зимнее содержание автодорожной сети края. Для успешного выполнения этих задач в процессе зимнего содержания проводят:

- профилактические меры, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных или ледяных отложений на дороге (уменьшение снегозаносимости дорог, профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными веществами, устройство покрытий с противогололедными свойствами);

- защитные меры для преграждения доступа к дороге снега и льда, поступающих с прилегающей местности (применение защит от метелевого приноса, снежных лавин, наледного льда);

- меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений на дороге (снегоочистка дорог) или уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).

Дорожная служба должна обеспечивать высокий уровень зимнего содержания, основными показателями которого являются:

- ширина чистой дороги без снега и льда;

- толщина слоя рыхлого снега на поверхности, накапливающегося с начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;

- толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

- сроки окончания очистки проезжей части и обочин от снега и ликвидация зимней скользкости.

При высоком уровне зимнего содержания, в результате своевременной снегоочистки, на дорожном покрытии обеспечивается чистая, сухая поверхность, рыхлый слой снега во время снегопадов и метелей не превышает 1 см, а срок его удаления, так же как удаления зимней скользкости, не превышает 3 ч после окончания снегопада, метели или образования зимней скользкости.

Данного уровня содержания дорог можно достичь в том случае, если дорожная служба края оснащена нормативным количеством машин и оборудования, а также необходимыми материально-техническими ресурсами.

Для обеспечения бесперебойного, безопасного и удобного движения, а также снижения трудовых и финансовых затрат на зимнее содержание дорог при их снегоочистке существующими нормативными документами1 установлены высокий, средний и допустимый уровни содержания. Существует также недопустимый уровень содержания, если транспортно-эксплуатационное со-

1 ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М. : Госстандарт России, 1993. 11 с.

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Взамен ВСН 24-88 / Росавтодор, 2004.

стояние элементов дороги не отвечает установленным требованиям уровня содержания.

Требования к показателям уровня зимнего содержания дорог при снегоочистке определяются на основании технико-экономических расчетов с учетом народнохозяйственного и административного значения дороги, интенсивности и состава движения, погодно-климатических характеристик района приложения дороги и оснащенности дорожной службы машинами, оборудованием и материалами для зимнего содержания дорог.

Однако в существующих нормативных документах2 не учтены природно-климатические особенности Хабаровского края, характеризующиеся значительным разнообразием погодно-климатических факторов и показателей. К их числу следует отнести среднемесячную температуру воздуха в зимний период, среднемесячное количество осадков и количество дней с осадками более 5 мм, количество метелей и их продолжительность, скорость ветра при метелях и другие показатели [3].

В связи с этим предлагается осуществлять дифференцированный подход к организации снегоочистки на автомобильных дорогах Хабаровского края регионального и межмуниципального значения в зависимости от интенсивности движения, а также допустимого времени снегонакопления для различных районов края.

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его общая площадь составляет 788,6 тыс. км2, численность населения 1517,4 тыс. чел. Столицей края, как и федеральным центром Дальневосточного федерального округа, является г. Хабаровск.

Границы края проходят по суше и по воде. По суше край граничит с Республикой Саха (Якутия), с Приморским краем, Амурской, Магаданской областями и Еврейской автономной областью. Водные границы проходят по рекам и морям. Граница с Китайской Народной Республикой проходит по реке Уссури и протоке Казакевичева (Амурская). С востока Хабаровский край омывается Охотским и Японским морями.

Административно-территориальное деление края представлено семнадцатью районами: Амурский - г. Амурск; Аяно-Майский - с. Аян; Бикин-ский - г. Бикин; Ванинский - пгт. Ванино; Верхнебуреинский - пгт. Чегдо-мын; Вяземский - г. Вяземский; Комсомольский - г. Комсомольск-на- Амуре; им. Лазо - пгт. Переясловка; Нанайский - с. Троицкое; Николаевский -г. Николаевск-на-Амуре; Охотский - пгт. Охотск; им. Полины Осипенко -с. им. Полины Осипенко; Советско-Гаванский - г. Советская Гавань; Солнечный - пгт. Солнечный; Тугуро-Чумиканский - с. Чумикан; Ульчский - с. Богородское; Хабаровский - г. Хабаровск.

2 ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М. : Госстандарт России, 1993. 11 с.

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Взамен ВСН 24-88 / Росавтодор, 2004.

ОДМ 218.8.001-2009. Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства / Росавтодор, 2009.

Рельеф края в основном горный. Горные хребты и массивы образуют местами довольно обширные горные системы. К ним, прежде всего, относятся Сихотэ-Алинь, Джугджур и др. Горы чередуются с межгорными впадинами, в пределах которых сформировался равнинный рельеф.

Климат в Хабаровском крае своеобразен и уникален, отличается значительным разнообразием в отдельных его районах. Это объясняется большой меридиональной протяженностью и сложностью рельефа. Общей чертой климата является его континентальность за исключением узких территорий, прилегающих к морю. Для зимнего периода характерна холодная зима.

Средняя температура января колеблются от -22 °С на юге до -40 °С на севере, на морском побережье - от -15 до -25 °С. Количество осадков в год варьируется от 400 мм на севере до 800 мм на юге и 1000 мм на восточных склонах Сихотэ-Алиня.

При разработке решений на проведение работ по снегоочистке автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края важно учитывать особенности его природно-климатических условий.

Существующее районирование по трудности снегоборьбы относит юго-западную часть Хабаровского края к I району легкой снегоборьбы; остальную часть Хабаровского края - ко II району средней трудности снегоборьбы.

При разработке районирования по трудности снегоочистки необходимо учесть факторы, оказывающие решающее влияние на производство снегоочистки: среднемесячную температуру воздуха, °С; среднее количество осадков, мм/мес.; число дней с осадками более 5 мм; продолжительность снегопадов и метелей, ч. Климатические характеристики по районам Хабаровского края приведены в таблице.

Климатические характеристики, оказывающие решающее влияние на производство снегоочистки

№ п/п Наименование района Наименование районного центра или населенного пункта Среднемесячная температура воздуха, °С (январь) Среднее количество осадков наиболее снежного месяца, мм/мес Число дней с осадками более 5 мм наиболее снежного месяца Средняя продолжительность снегопадов или метелей в день с метелью, ч

1 Амурский г. Амурск -26,7 26 0,9 9,4

2 Аяно-Майский с. Аян -19,7 41 2,0 8,5

с. Нелькан -37,7 29 1,2 8,1

3 Бикинский г. Бикин -22,4 24 1,6 8,0

4 Ванинский пгт. Ванино -19,4 48 2,3 8,2

5 Верхнебуре-инский пгт. Чегдомын -31,1 32 0,9 9,4

6 Вяземский г. Вяземский -22,3 24 1,4 7,6

Окончание таблицы

№ п/п Наименование района Наименование районного центра или населенного пункта Среднемесячная температура воздуха, °С (январь) Среднее количество осадков наиболее снежного месяца, мм/мес Число дней с осадками более 5 мм наиболее снежного месяца Средняя продолжительность снегопадов или метелей в день с метелью, ч

7 Комсомольский г. Комсомольск-на-Амуре -25,6 26 1,1 8,3

8 им. Лазо пгт. Переясловка -22,2 22 1,0 7,2

9 Нанайский с. Троицкое -23,3 25 1,1 9,4

10 Николаевский г. Николаевск-на-Амуре -23,9 45 2,1 9,4

11 Охотский пгт. Охотск -23,0 28 0,6 10,8

12 им. Полины Осипенко с. им. Полины Осипенко -29,3 27 0,7 10,3

13 Советско-Гаванский г. Советская Гавань -18,0 50 2,3 8,2

14 Солнечный пгт. Солнечный п. Горный -26,7 29 52 0,6 2,1 8,3 10,4

15 Тугуро- Чумикан- ский с. Чумикан -23,7 32 2,0 8,7

16 Ульчский с. Богородское -25,7 29 1,1 10,3

17 Хабаровский г. Хабаровск -22,3 20 0,9 7,1

Анализ основных климатических характеристик, оказывающих решающее влияние на проведение снегоочистки, в первую очередь количество выпадающих осадков в зимний период, позволяет выделить на территории Хабаровского края три зоны по трудности снегоочистки, представленные на рисунке:

- I легкая (количество осадков до 25 мм/мес.);

- II средняя (количество осадков от 25 до 35 мм/мес.);

- III тяжелая (количество осадков более 35 мм/мес.).

На основании проведенного анализа основных климатических характеристик к легкой зоне по трудности снегоочистки следует отнести территории следующих районов: Хабаровского, им. Лазо, Бикинского, Вяземского.

К средней зоне по трудности снегоочистки следует отнести территории районов Ульчского, Тугуро-Чумиканского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Амурского, Нанайского, им. Полины Осипенко, Охотского, равнинную часть Солнечного района (пгт. Солнечный), материковую часть Аяно-Майского района (с. Нелькан).

К тяжелой зоне по трудности снегоочистки отнесены территории районов Николаевского, Советско-Гаванского, Ванинского, Аяно-Майского (прибрежную часть с. Аян), горная часть Солнечного района (п. Горный).

Районирование территории Хабаровского края по трудности снегоочистки

Анализ основных климатических характеристик, оказывающих решающее влияние на проведение снегоочистки, с последующим районированием территории Хабаровского края по трудности снегоборьбы позволяет более точно и дифференцированно определять объем работ, осуществлять выбор специальных технических средств и материалов по проведению снегоочистки для различных районов края [4]. Эти меры позволят правильно оценивать складывающуюся оперативную обстановку, своевременно принимать технически грамотные решения, эффективно использовать имеющуюся снегоуборочную технику и в конечном итоге обеспечить нормативный уровень содержания дорог при общем снижении затрат на зимнее содержание автомобильных дорог Хабаровского края регионального и межмуниципального значения.

Библиографический список

1. Ефименко, С.В. К уточнению схемы дорожно-климатического районирования территорий на примере районов Западной Сибири / С.В. Ефименко, В.Н. Ефименко, А.О. Афиногенов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2014. - № 1(42) - С. 125-134.

2. Ярмолинский, В.А. Оптимизация развития региональной дорожной сети Дальневосточного федерального округа / В.А. Ярмолинский. - Владивосток : Дальнаука, 2005. - 236 с.

3. Ярмолинский, В.А. Зимнее содержание автомобильных дорог / В.А. Ярмолинский. - Хабаровск : Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 1999. - 95 с.

4. СТО 04-2012. Технологический регламент на проведение работ по очистке от снега автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края / разраб. А.И. Ярмолинский, В.А. Ярмолинский, В.В. Лопашук, А.В. Лопашук. -Хабаровск : Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2012. - 75 с.

References

1. Efimenko S.V., Efimenko V.N., Afnogenov A.O. K utochneniyu skhemy dorozhno-klimaticheskogo raionirovaniya territorii na primere raionov Zapadnoi Sibiri [The outline of road building climatic zoning in Western Siberia]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2014. No. 1. Pp. 125-134. (rus)

2. Yarmolinskii V.A. Optimizatsiya razvitiya regional'noi dorozhnoi seti Dal'nevostochnogo fed-eral'nogo okruga [Optimization of the regional road network in Far Eastern Federal District]. Vladivostok : Dal'nauka Publ., 2005. 236 p. (rus)

3. Yarmolinskii V.A. Zimnee soderzhanie avtomobil'nykh dorog [Winter maintenance of automobile roads]. Khabarovsk : Khabarovsk State Technical University. 1999. 95 p. (rus)

4. Yarmolinskii A.I., Yarmolinskii V.A., Lopashuk V.V., Lopashuk A.V. Corporate Standard 04-2012 'Tekhnologicheskii reglament na provedenie rabot po ochistke ot snega avtomobil'nykh dorog regional'nogo ili mezhmunitsipal'nogo znacheniya Khabarovskogo kraya' [Manufacturing instructions on snow cleaning in Khabarovsk Territory]. Khabarovsk : Khabarovsk State Technical University. 2012. 75 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.