Научная статья на тему 'Раузас Джон Рашдуни: жизнь и религиозно-философская мысль создателя радикальной теологии'

Раузас Джон Рашдуни: жизнь и религиозно-философская мысль создателя радикальной теологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. Дж. Рашдуни / кальвинизм / теократия / христианский реконструкционизм / теономия / Rushdoony / Calvinism / theocracy / Christian Reconstructionism / theonomy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Микрюков Дмитрий Анатольевич

В статье анализируется личность и творчество Р. Дж. Рашдуни, американского кальвинистского пастора и богослова второй половины XX в. Рассматриваются его происхождение, лингвистическо-педагогическое, теологическое и последипломное образование. Принимаются во внимание детали его духовного служения, в частности, миссионерская работа среди индейцев, личная жизнь в течение служения, интерес к либертарианству, переходы из одних религиозных организаций в другие. Относительно заключительного периода биографии Р. Дж. Рашдуни учитывается уход из духовного служения, основание и работа «Фонда Халкидон», последние годы жизни. Дается общая характеристика творчества Р. Дж. Рашдуни, описываются ранний этап авторской деятельности, участие в движении за домашнее обучение, радикальная историческая позиция. Магистральное внимание уделено рассмотрению идей христианской реконструкции, в частности, апологии применения Закона Моисеева как основы юриспруденции в современных государствах, антидемократических предпочтений Р. Дж. Рашдуни, интерпретации понятия личных свобод, публицистической деятельности, критики со стороны предполагаемых вдохновителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rousas John Rushdoony: The Life and Religious-Philosophical Thought of the Radical Theology Creator

The article analyzes personality and work of R. J. Rushdoony, an American Calvinist pastor and theologian of the second half of the 20th century. The author considers Rushdoony’s origin, as well as his linguistic, pedagogical, theological and postgraduate education. Details of his spiritual ministry are taken into account, in particular, Rushdoony’s missionary work among Native Americans, personal life during his ministry, interest in libertarianism, as well as his transitions from one religious organization to another. Regarding the latter part of Rushdoony’s biography, examined are his retirement from spiritual ministry, foundation and work in the “Chalcedon Foundation”, and later years of his life. The author gives a general characteristic of Rushdoony’s work, in particular, the early stage of his activity, participation in the homeschooling movement, and his radical historical position are described. The main attention is paid to the ideas of Christian reconstruction: the apology for applying of the Moses’ Law as the basis for legal framework in modern state, Rushdoony’s anti-democratic preferences, his understanding of the concept of personal freedoms, his literary activity, and criticism from alleged inspirers.

Текст научной работы на тему «Раузас Джон Рашдуни: жизнь и религиозно-философская мысль создателя радикальной теологии»

УДК 285.1/.6

DOI: 10.24412/2224-5391-2022-37-91-100

Д. А. Микрюков

РАузАс Джон РАшДуни: жизнь и религиозно-философская мысль создателя радикальной теологии

Аннотация. В статье анализируется личность и творчество Р. Дж. Рашдуни, американского кальвинистского пастора и богослова второй половины XX в. Рассматриваются его происхождение, лингвистическо-педагогическое, теологическое и последипломное образование. Принимаются во внимание детали его духовного служения, в частности, миссионерская работа среди индейцев, личная жизнь в течение служения, интерес к либертарианству, переходы из одних религиозных организаций в другие. Относительно заключительного периода биографии Р. Дж. Рашдуни учитывается уход из духовного служения, основание и работа «Фонда Халкидон», последние годы жизни. Дается общая характеристика творчества Р. Дж. Рашдуни, описываются ранний этап авторской деятельности, участие в движении за домашнее обучение, радикальная историческая позиция. Магистральное внимание уделено рассмотрению идей христианской реконструкции, в частности, апологии применения Закона Моисеева как основы юриспруденции в современных государствах, антидемократических предпочтений Р. Дж. Рашдуни, интерпретации понятия личных свобод, публицистической деятельности, критики со стороны предполагаемых вдохновителей.

ключевые слова: Р. Дж. Рашдуни, кальвинизм, теократия, христианский ре-конструкционизм, теономия.

Цитирование. Микрюков Д. А. Раузас Джон Рашдуни: жизнь и религиозно-философская мысль создателя радикальной теологии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 37. С. 91-100. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-37-91-100

сведения об авторе. Микрюков Дмитрий Анатольевич — преподаватель истории и истории искусства в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Россия, г. Екатеринбург). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4646-3399. E-mail: damatrios@yahoo.ca

Поступила в редакцию 14.02.2022 Принята к публикации 01.03.2022

© Д. А. Микрюков, 2022

c«d:

91

По мере усиливающихся за последнее столетие резких изменений в устройстве общества, вопрос отношения христианской Церкви к всему спектру социальных вопросов становится все более и более актуальным. В Русской Православной Церкви этот феномен нашел отражение в официальном принятии «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на Архиерейском Соборе 2000 г. и их введении в учебную программу высших богословских учебных заведений. Однако новые острые социальные вызовы возникают настолько быстро, что уже сейчас многие из них не находят себе объяснения в вышеупомянутом документе, как, например, вопрос реакции на новую коронавирусную инфекцию. В связи с тем, что многие современные социальные изменения приходят с Запада, актуален вопрос рассмотрения взаимодействия Церкви, общества и государства западными богословами Новейшего времени и оценка их деятельности. Один из наиболее радикальных и выделяющихся социально-религиозных западных христианских мыслителей второй половины XX в. — Раузас Джон Рашдуни.

Раузас Джон Рашдуни (25.04.1916-8.02.2001) — кальвинистский религиозный философ армянского происхождения, живший в США. Р. Дж. Рашдуни считается основателем христианского реконструктивизма. Кроме того, он был активистом движения за христианское домашнее обучение. Существует мнение, что его наследие оказало влияние на правые политические движения христианского толка. Цель нашей статьи — изложив основные факты внешней и интеллектуальной биографии Р. Дж. Рашдуни, наметить основные узлы его идей христианского реконструктивизма как варианта радикальной теологии, и при жизни своего создателя, и после его смерти вызвавшего и продолжающего вызывать ожесточенные споры.

Р. Дж. Рашдуни был противоречивой фигурой. Оппоненты подвергали его критике за высказывания, указывавшие на неприятие межрасовых браков, несогласие с традиционным представлением о масштабах холокоста и отсутствие отрицательной оценки общего характера исторического рабовладения в США. Тем не менее, подобные положения не были центральными в системе взглядов мыслителя и, вероятно, не носили принципиального для него характера. Р. Дж. Рашдуни основал фонд «Халкидон» — реконструкционистский аналитический центр, который классифицировался некоторыми противниками и как анти-ЛГБТ группа ненависти.

Раузас Джон Рашдуни родился в Нью-Йорке в семье армянских беженцев, незадолго до того прибывших с территории Османской империи. Его родители — Вартануш (в девичестве Газарян) и Егиазар Хачиг Рушдунян — до бегства жили в предгорьях Арарата. Согласно Раузасу, они происходили из рода потомственных священнослужителей, который восходил к началу христианизации Армении в IV в. В одном интервью Р. Дж. Рашдуни сказал, что его предки «согласно вечному установлению отдавали члена семьи на священническое служе-

ние, по образу Ааронова священства в Ветхом Завете, это было наследственное священство. Все в роду, кто чувствовал призвание, становились священниками. И наша семья так и делала. С начала IV в. кто-то из членов семьи всегда был в служении»1. Также у Раузаса была младшая сестра Роза и брат Хейг.

Спустя несколько недель после переезда в США семья Р. Дж. Рашдуни переехала в небольшой населенный пункт Кингсбург в Калифорнии, где уже существовала незначительная армянская община. Там отец основал Пресвитерианскую церковь армянских мучеников. Раузас осваивал письменный английский через чтение Библии.

В 1925 г. семья переместилась в Детройт, где Егиазар служил пастором другой армянской церкви. Но они вернулись в Кингсбург в 1931 г., где Раузас и окончил школу. Его отец в 1942 г. служил пастором в Сан-Франциско в Ве-фильской армянской пресвитерианской церкви. Отец умер в округе Фресно, Калифорния, в 1961 г.

В детстве Р. Дж. Рашдуни обучался в англоязычных общественных школах, но армянский оставался языком домашнего общения. Затем он окончил Калифорнийский университет в Беркли, где получил диплом бакалавра искусств по английскому языку в 1938 г., аттестат преподавателя в 1939 г. и диплом бакалавра искусств по педагогике в 1940 г. Перед Рождеством 1943 г., в Сан-Франциско, Р. Дж. Рашдуни вступил в брак с Ардой Джент.

Р. Дж. Рашдуни обучался в Тихоокеанской школе религии — конгрегацио-нальной и методистской семинарии в Беркли, Калифорния, которую он окончил в 1944 г. После этого в течение долгих лет будущий религиозный деятель поддерживал связь со своим руководителем из Тихоокеанской школы религии профессором Джорджем Хантстоном Уильямсом, который видел в Р. Дж. Рашдуни большой потенциал. В 1944 г. Р. Дж. Рашдуни был рукоположен в Пресвитерианской Церкви Соединенных Штатов Америки2.

Позже он был удостоен степени почетного доктора философии в Христианском университете Вэлли за книгу «Философия христианской учебной программы» (The Philosophy of Christian Curriculum). Согласно Гари Норту, зятю Р. Дж. Рашдуни, он прочитывал по книге в день, выделяя предложения и составляя индекс основных идей после текста.

Р. Дж. Рашдуни вместе с супругой восемь с половиной лет служили миссионерами в индейской резервации Дак-Валли в Северной Неваде среди шошонов и пайютов. Они проживали в главном городе резервации, Овайги. Р. Дж. Раш-дуни начал писать именно в этот период своей жизни.

1 Larson J The Oral History Interview of Dr. Rousas John Rushdoony. Vallecito, CA, 1980. P. 16-17.

2 North G. R. J. Rushdoony, R.I.P. // Site "LewRockwell.com". URL: https://archive.lewrockwell.com/ north/north33.html (дата обращения: 02.02.2022).

Супруга Р. Дж. Рашдуни Арда преподавала в резервационной школе и в воскресной школе, возглавляла группу скаутов для девочек, тренировала баскетбольную команду девочек и навещала их семьи. В 1945 г. Рашдуни усыновили сироту из резервации по имени Рональд. С 1947 по 1952 гг. в семье родились 4 дочери. В конце 1952 г. Р. Дж. Рашдуни был переведен в приход Троицкой пресвитерианской церкви в Санта-Круз, Калифорния, и семья покинула Дак-Валли. Вскоре после переезда у них родился сын Марк.

В Санта-Круз Р. Дж. Рашдуни приобщился к чтению христианского либертарианского журнала «Вера и свобода» (Faith and Freedom), который в противовес Новому курсу Рузвельта выступал против повышенного налогообложения, интервенционизма и этатизма, в том числе экономического. Взгляды «Веры и свободы» соответствовали опасениям Р. Дж. Рашдуни в отношении централизованной правительственной власти, которые можно понять, принимая во внимание историю семьи и ее связь с геноцидом армян. Р. Дж. Рашдуни публиковал в этом журнале и свои статьи, где, в частности, на основании личного опыта проживания в резервации аргументировал, что государственная поддержка способствует общественной и личной безответственности3.

Супруги Рашдуни расстались в 1957 г., а официально расторгли брак в 1959. В тот же период Р. Дж. Рашдуни перешел из Американской пресвитерианской церкви в Ортодоксальную пресвитерианскую церковь.

В мае 1962 г. Р. Дж. Рашдуни как пастор ушел на покой, по официальной версии — чтобы посвящать больше времени преподаванию и написанию работ4. В том же году Р. Дж. Рашдуни женился во второй раз, на Дороти Барбаре Росс Кирквуд. Его вторая жена скончалась в 2003 г.

Р. Дж. Рашдуни переехал в Лос-Анджелес в 1965 г. и основал фонд «Хал-кидон». В том же году стал выходить ежемесячник «Халкидонский отчет», редактором которого был Р. Дж. Рашдуни. Дочь Р. Дж. Рашдуни Шэрон вышла замуж за Гари Норта, который тоже был христианским реконструкционистом и специалистом по экономической истории. Норт и Р. Дж. Рашдуни начали сотрудничество, продлившееся до 1981 г. и прекратившееся из-за взаимного несогласия по поводу одной из работ Норта. Норт и Р. Дж. Рашдуни продолжили независимо поддерживать взгляды друг друга, но полностью пришли к примирению лишь в 1995 г.

Под руководством Р. Дж. Рашдуни фонд «Халкидон» расширился в 1980-е гг. до 12-ти сотрудников и десятков тысяч подписчиков. Он пользовался поддержкой крупных христианских издательств и влиятельных евангелических деятелей, таких, как Джерри Фолуэлл, Мэрион Гордон Робертсон и Франк Шейфер.

3 Rushdoony R. J. Noncompetitive Life // Faith and Freedom. 1950. № 1.7 (June). P. 9-10.

4 Here and There in the Orthodox Presbyterian Church // The Orthodox Presbyterian Church. 1962. Vol. 31, no. 5. P. 79.

Раузас Джон Рашдуни скончался в 2001 г. Его дети находились у смертного одра отца. Его преемником стал сын Марк — пастор, председатель фонда «Хал-кидон» и редактор «Халкидонского отчета».

Что касается философии Р. Дж. Рашдуни, Майкл Дж. МакВикар, например, дает ей следующую оценку: «Рашдуни видел людей прежде всего в качестве религиозных существ, привязанных к Богу, а не как рациональных автономных мыслителей. Хотя это может показаться эзотерической теологической мыслью, это не так. Все влияние Рашдуни на правые христианские движения проистекает из единственного сущностного факта. Многие критики христианского реконструкционизма предполагают, что уникальный вклад Рашдуни в христианское правое движение заключался в том акценте, с которым он утверждал теократию. На самом деле, основной инновацией Рашдуни было его прямолинейное усилие популяризировать средневековое представление о теоцентриче-ском мире, предшествовавшее Просвещению. Снимая акцент с человеческой способности мыслить независимо от Бога, Рашдуни атаковал предположения, которые большинство из нас принимают некритично»5.

Р. Дж. Рашдуни развивал свою философию, исходя из работ кальвинистских философов-пресуппозиционистов Гордона Кларка и Корнелиуса Ван Тиля. Пресуппозиционизм подвергает критике человеческое познание в свете кальвинистской доктрины полной развращенности человеческой природы. Пресуппозиционисты аргументируют, что грех повлиял на человеческую способность к рассуждению. Чтобы быть рациональным, утверждает пресуп-позиционизм, следует предполагать существование Бога и безошибочное, Божественное вдохновение Библии. Но если Кларк и Ван Тиль просто полагали, что истинное познание исходит от Бога, то Р. Дж. Рашдуни утверждал, что все человеческое знание — это, как снова формулирует МакВикар, «грешный, недостоверный нонсенс. Единственное достоверное знание, доступное нехристианам — то, что было украдено из христианских теистических источников»6. Таким образом, Р. Дж. Рашдуни расширил мышление Ван Тиля от абстрактной философии до жизни в целом, и прежде всего общественной.

Р. Дж. Рашдуни начал популяризировать труды современных ему кальвинистских философов Гордона Кларка, Корнелиуса Ван Тиля и Германа Дуверда в виде краткого анализа гуманизма того времени под заглавием «Каким критерием?» ("By What Standard?"). Выступая за кальвинистскую систему мысли, Р. Дж. Рашдуни касался тематики одновременно и столь широкой, как эпистемология и когнитивная метафизика, и столь узкой, как психология религии

5 McVicar M. J. The Libertarian Theocrats: The Long, Strange History of R. J. Rushdoony and Christian Reconstructionism // The Public Eye. Political Research Associates. 2007. Vol. 22, no. 3. URL: http:// www.publiceye.org/magazine/v22n3/libertarian.html (дата обращения: 14.02.2022).

6 Ibid.

и предопределение. Он написал книгу «Один и многие: исследование в области философии порядка и предельности» ("The One and the Many: Studies in the Philosophy of Order and Ultimacy"), используя пресуппозициональную философию для критики различных аспектов светского гуманизма. Он публиковал и множество статей и отзывов на книги, печатался в таких изданиях, как «Вестминстерский теологический журнал».

Следующим направлением деятельности Р. Дж. Рашдуни стала область образования, в частности тема домашнего обучения, в котором он видел способ бороться с официально светской природой американской системы государственных школ. К началу 1960-х гг. Р. Дж. Рашдуни стал активистом движения за домашнее обучение, выступая как эксперт при защите прав обучающихся на дому. Он энергично критиковал прогрессивистских реформаторов образования, таких, как Хорас Манн и Джон Дьюи, и выступал за свертывание влияния государства на образование в трех произведениях: «Интеллектуальная шизофрения» (общее краткое исследование образования), «Мессианский характер американского образования» (история и критика государственной системы образования США) и «Философия христианской учебной программы» (ориентированные на родителей педагогические тезисы).

Затем Р. Дж. Рашдуни заинтересовался историей — мировой, американской и церковной. Он настаивал, что кальвинизм стал интеллектуальной основой американской революции и таким образом оказал существенное влияние на американскую историю. Согласно Р. Дж. Рашдуни, американская революция была, в сущности, консервативной контрреволюцией, направленной на сохранение американских свобод от посягательств со стороны Великобритании, и не имела подлинного отношения к Просвещению. Р. Дж. Рашдуни настаивал, что Конституция США была светским документом лишь формально и не имела необходимости устанавливать христианство в качестве государственной религии, поскольку Штаты уже являлись христианским образованием7. Опираясь на труды теолога Роберта Льюиса Дабни, Р. Дж. Рашдуни аргументировал, что американская гражданская война уничтожила раннюю Американскую Республику, которую он видел как децентрализованную протестантскую феодальную систему. Победа Севера для него представлялась как поражение христианской ортодоксии. Существует мнение, что этот аспект мышления Р. Дж. Рашдуни оказал влияние на ряд активистов-неоконфедератов и южных консерваторов в целом, таких, как пастор Дж. Стивен Вилкинс. Р. Дж. Рашдуни развил свои взгляды в труде по американской идеологии и историографии «Эта независимая республика: исследование сущности и значения американской истории и сущности

7 Edgar W. The Passing of RJ Rushdoony // First Things. 2001. August 1. URL: https://web.archive.org/ web/20140404033004/http://www.firstthings.com/article/2007/01/the-passing-of-r-j-rushdoony (дата обращения: 14.02.2022).

американской системы» ("This Independent Republic: Studies in the Nature and Meaning of American History and the Nature of the American System").

По поводу проблемы роли Израиля в истории он полагал, что пророк Даниил «ясно дает понять, что Бог обошел Свой избранный народ ради четырех великих монархий... и затем воззвал Пятую Монархию, которая никоим образом не идентифицируется с Израилем»8.

Тем не менее, наиболее важными сферами творчества Р. Дж. Рашдуни считаются юриспруденция и политика. Соответствующие мысли получили развитие в небольшом сборнике эссе «Закон и свобода» и в гораздо большей мере — в трехтомном труде «Институты библейского права»9. Очевидно, заголовок был скалькирован с «Наставлений в христианской вере» Жана Кальвина (лат. "Christianae religionis institutio"). Этот труд Р. Дж. Рашдуни, как считается, оказал наибольшее влияние на современную протестантскую мысль. В данном произведении автор предложил применять к современному обществу идеи и юридические установления Ветхого Завета и ввести христианскую теономию. Идея теономии разрабатывалась и другим последователем Ван Тиля — Гре-гом Банзеном — в его аналогично противоречивом произведении «Теономия в христианской этике» ("Theonomy in Christian Ethics"), получившем одобрение Р. Дж. Рашдуни.

В своем труде Р. Дж. Рашдуни поддерживает восстановление уголовных санкций Закона Моисеева. При данной системе список преступлений, заслуживающих высшую меру наказания, включает в себя гомосексуализм, супружескую неверность, кровосмешение, предоставление ложной информации о своей девственности, скотоложество, ведовство, идолослужение, вероотступничество, публичное богохульство, лжепророчествование, похищение, изнасилование, лжесвидетельство о преступлении, заслуживающем высшей меры наказания. И хотя формально на государственном уровне Р. Дж. Рашдуни проводил различие между светской властью и Церковью, он, тем не менее, был убежден, что оба института находятся под властью Божией. Исходя из этого, мыслитель критиковал секуляризм за создание множества ложных дихотомий, достаточно детально рассматриваемых в его объемистом опусе. Таким образом, Р. Дж. Раш-дуни стремился создать программу по реконструкции общества на основе своего понимания христианских принципов. К демократии отношение у него тоже критическое. Поскольку демократия ставит волю человека над волей Божией, она рассматривается как ересь, неизбежно враждебная христианству.

Р. Дж. Рашдуни видел в республике более совершенную форму государственного устройства, нежели в демократии. Республика менее подвержена таким недостаткам, как охлократия и диктатура 51 %, то есть сильный не яв-

8 Rushdoony R. J. Thy Kingdom Come. Fairfax, VA, 1970. P. 19.

9 Rushdoony R. J. The Institutes of Biblical Law. Phillipsburg, NJ, 1973.

ляется автоматически правым. Р. Дж. Рашдуни усматривал преимущество и в разделении властей на три ветви, полагая такой строй более нейтральным по сравнению с прямой демократией. Подобного рода устройство государственных дел представлялось ему более согласованным с принципами христианства. Целью американской Конституции Р. Дж. Рашдуни полагал защиту религии от власти центрального правительства и сохранение автономии регионов10.

Труд Р. Дж. Рашдуни используется защитниками доминионизма, желающими установить в Соединенных Штатах Америки христианское правительство, подчиненное библейскому праву. Власть, поведенческие ограничения, экономика, пенология (т. е. учение о наказаниях) и прочие общественные институты полностью управлялись бы в таком обществе в согласии с ветхозаветными принципами — в том виде, как их понимал Р. Дж. Рашдуни. Тем не менее, Р. Дж. Рашдуни предусматривал и широкий спектр свобод, прежде всего в экономической сфере. Он считал австрийского либерального экономиста Людвига фон Мизеса своим интеллектуальным наставником, а себя полагал сторонником христианского либертарианства.

В качестве итога можно отметить, что несмотря на то, что Р. Дж. Рашдуни видел в философах-пресуппозиционистах своих наставников, в 1972 г. Корне-лиус Ван Тиль открыто отверг связь с движением христианского реконструк-ционизма, заявляя: «Честно говоря, я немного обеспокоен политическими взглядами господина Р. Дж. Рашдуни и господина Норта, и особенно, если я правильно информирован, некоторыми взглядами Гари Норта в отношении применения ветхозаветных принципов к нашему дню. Моя главная мысль в том, что я бы надеялся и ожидал, что они будут заявлять о присущности таковых взглядов тем принципам, которых придерживаюсь я»11.

Сказанное позволяет видеть в Р. Дж. Рашдуни фигуру, безусловно, влиятельную и исполненную интеллектуальной энергии, но в целом не менее противоречивую, чем сам Жан Кальвин. Едва ли не определяющим для деятельности американского реконструктивиста стало то обстоятельство, что он попытался произвести реформацию самой Реформации.

Мсточники

1. Rushdoony R. J. Noncompetitive Life // Faith and Freedom. 1950. № 1.7 (June). P. 9-10.

2. Rushdoony R. J. The Institutes of Biblical Law. Phillipsburg, NJ, 1973.

3. Rushdoony R. J. The Nature of the American System. Vallecito, CA, 1965.

4. Rushdoony R. J. Thy Kingdom Come. Fairfax, VA, 1970.

10 Rushdoony R. J. The Nature of the American System. Vallecito, CA, 1965. 220 p.

11 Durand G. L. Judicial Warfare: Christian Reconstruction and Its Blueprints for Dominion (3rd ed.). Toccoa, Georgia, 2014. P. 19.

литература

1. Durand G. L. Judicial Warfare: Christian Reconstruction and Its Blueprints for Dominion (3rd ed.). Toccoa, Georgia, 2014.

2. Edgar W. The Passing of RJ Rushdoony // First Things. 2001. August 1. URL: https://web. archive.org/web/20140404033004/http://www.firstthings.com/article/2007/01/the-passing-of-r-j-rushdoony (дата обращения: 14.02.2022).

3. Here and There in the Orthodox Presbyterian Church // The Orthodox Presbyterian Church. 1962. Vol. 31, no. 5. P. 79.

4. Larson J The Oral History Interview of Dr. Rousas John Rushdoony. Vallecito, CA, 1980.

5. McVicar M. J. The Libertarian Theocrats: The Long, Strange History of R. J. Rushdoony and Christian Reconstructionism // The Public Eye. Political Research Associates. 2007. Vol. 22, no. 3. URL: http://www.publiceye.org/magazine/v22n3/libertarian.html (дата обращения: 14.02.2022).

6. North G. R. J. Rushdoony, R.I.P. // Site "LewRockwell.com". URL: https://archive.lewrock-well.com/north/north33.html (дата обращения: 02.02.2022).

Dmitri A. Mikrioukov

rousas john rushdoony: the life and religious-philosophical thought of the radical theology creator

Abstract. The article analyzes personality and work of R. J. Rushdoony, an American Calvinist pastor and theologian of the second half of the 20th century. The author considers Rush-doony's origin, as well as his linguistic, pedagogical, theological and postgraduate education. Details of his spiritual ministry are taken into account, in particular, Rushdoony's missionary work among Native Americans, personal life during his ministry, interest in libertarianism, as well as his transitions from one religious organization to another. Regarding the latter part of Rushdoony's biography, examined are his retirement from spiritual ministry, foundation and work in the "Chalcedon Foundation", and later years of his life. The author gives a general characteristic of Rushdoony's work, in particular, the early stage of his activity, participation in the homeschooling movement, and his radical historical position are described. The main attention is paid to the ideas of Christian reconstruction: the apology for applying of the Moses' Law as the basis for legal framework in modern state, Rushdoony's anti-democratic preferences, his understanding of the concept of personal freedoms, his literary activity, and criticism from alleged inspirers.

Keywords: Rushdoony, Calvinism, theocracy, Christian Reconstructionism, theonomy.

Citation. Mikrioukov D. A. Rauzas Dzhon Rashduni: zhizn' i religiozno-filosofskaia mysl' sozdatelia radikal'noi teologii [Rousas John Rushdoony: The Life and Religious-Philosophi-

cal Thought of the Radical Theology Creator]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 37, pp. 91-100. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-37-91-100

About the author. Mikrioukov Dmitri Anatolievich — Teacher of History and Art History at the Urals Mussorgsky State Conservatoire (Russia, Ekaterinburg). ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4646-3399. E-mail: damatrios@yahoo.ca

Submitted 14 February, 2022 Accepted on 01 March, 2022

References

1. Durand G. L. Judicial Warfare: Christian Reconstruction and Its Blueprints for Dominion (3rd ed.). Toccoa, Georgia, 2014.

2. Edgar W. The Passing of R. J. Rushdoony. First Things, 2001, August 1. Available at: https:// web.archive.org/web/20140404033004/http://www.firstthings.com/article/2007/01/the-pass-ing-of-r-j-rushdoony (accessed: 14.02.2022).

3. Here and There in the Orthodox Presbyterian Church. The Orthodox Presbyterian Church, 1962, vol. 31. no. 5, p. 79.

4. Larson J. The Oral History Interview of Dr. Rousas John Rushdoony. Vallecito, CA, 1980.

5. McVicar M. J. The Libertarian Theocrats: The Long, Strange History of R. J. Rushdoony and Christian Reconstructionism. The Public Eye. Political Research Associates, 2007, vol. 22, no. 3. Available at: http://www.publiceye.org/magazine/v22n3/libertarian.html (accessed: 14.02.2022).

6. North G. R. J. Rushdoony, R.I.P. Available at: https://archive.lewrockwell.com/north/ north33.html (accessed: 02.02.2022).

7. Rushdoony R. J. Noncompetitive Life. Faith and Freedom, 1950, no. 1.7 (June), pp. 9-10.

8. Rushdoony R. J. The Institutes of Biblical Law. Phillipsburg, NJ, 1973.

9. Rushdoony R. J. The Nature of the American System. Vallecito, CA, 1965.

10. Rushdoony R. J. Thy Kingdom Come. Fairfax, VA, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.