Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ИНТЕНСИВНАЯ УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL LOAD / SCHOOLCHILDREN / HEALTH / INTENSIVE MENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутырская И.Б.

Статья посвящена возможности влияния комплекса оздоровительных мероприятий, включая рационализацию физической нагрузки, на здоровье учащихся школ с нестандартной программой обучения. Предложен комплекс таких медико-гигиенических, специфических оздоровительных и организационно- методических мероприятий, прослежены результаты его действия на протяжении учебного года. Показано, что внедрение предложенного нами комплекса оказывает положительное влияние на показатели субпопуляционного здоровья: количество учащихся со средним уровнем физического развития увеличился на 7-8%, количество гармонично развитых подростков увеличилось на 8-16%, физическая работоспособность выросла на 19-32%, скорость переработки информации увеличилась на 17-19%, общая заболеваемость снизилась на 10-11%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутырская И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL SET OF MEASURES AS AN ELEMENT OF SCHOOLCHILDREN HEALTH PROMOTION IN CONDITIONS OF INTENSIVE MENTAL ACTIVITY

The paper is devoted to the possibility of healthy measures complex (including rationalization of physical load) to impact on pupils’ health in schools with non-standard educational program. We proposed the complex of such medical-and-hygienic, specific wellness, and organizational-and methodical measures, proceeded its efficacy during the curriculum. One demonstrated that application of suggested complex impacts positively on parameters of subpopulation health: number of pupils with mean physical development increased for 7-8%, number of harmonically developed teenagers increased for 8-16%, physical work capacity increased for 19-32%, rate of information processing increased for 17-19%, common morbidity decreased for 10-11%.

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2019, том 22, № 4

УДК 37.037.1-053.5:613.867-056.22

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бутырская И. Б.

Кафедра общей гигиены с экологией, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия.

Для корреспонденции: Бутырская Ирина Борисовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», e-mail: albut@rambler.ru For correspondence: Irina B. Butyrskaia, PhD, Associate Professor of the Department of General Hygiene and Ecology, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, e-mail: albut@rambler.ru

Information about authors:

Butyrskaia I. B., http://orcid.org/0000-0002-4283-2572

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена возможности влияния комплекса оздоровительных мероприятий, включая рационализацию физической нагрузки, на здоровье учащихся школ с нестандартной программой обучения. Предложен комплекс таких медико-гигиенических, специфических оздоровительных и организационно-методических мероприятий, прослежены результаты его действия на протяжении учебного года. Показано, что внедрение предложенного нами комплекса оказывает положительное влияние на показатели субпопуляционного здоровья: количество учащихся со средним уровнем физического развития увеличился на 7-8%, количество гармонично развитых подростков увеличилось на 8-16%, физическая работоспособность выросла на 19-32%, скорость переработки информации увеличилась на 17-19%, общая заболеваемость снизилась на 10-11%.

Ключевые слова: физическая нагрузка, школьники, здоровье, интенсивная умственная деятельность

RATIONAL SET OF MEASURES AS AN ELEMENT OF SCHOOLCHILDREN HEALTH PROMOTION IN CONDITIONS OF INTENSIVE MENTAL ACTIVITY

Butyrskaia I. B.

Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

The paper is devoted to the possibility of healthy measures complex (including rationalization of physical load) to impact on pupils' health in schools with non-standard educational program. We proposed the complex of such medical-and-hygienic, specific wellness, and organizational-and methodical measures, proceeded its efficacy during the curriculum. One demonstrated that application of suggested complex impacts positively on parameters of subpopulation health: number of pupils with mean physical development increased for 7-8%, number of harmonically developed teenagers increased for 8-16%, physical work capacity increased for 19-32%, rate of information processing increased for 17-19%, common morbidity decreased for 10-11%.

Key words: physical load, schoolchildren, health, intensive mental activity

Проблема адаптации организма учащихся различного возраста к условиям внешней среды и укрепление их здоровья - одна из главных на протяжении последних лет. Вклад в разработку этих научных проблем внесен трудами многих авторов [1; 2; 3]. Общим выводом этих исследований является то, что адаптация к внешним условиям есть процесс непрерывный, продолжающийся в течение всего времени пребывания школьника во внешних условиях.

Как справедливо отмечает В.Р. Кучма, «главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, личности, ведущей здоровый образ жизни. Школа становится центром творче-

ства и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни» [1]. В то же время, И.Г. Рощин считает, что «общеобразовательная школа выступает учреждением, пребывание в которой ослабляет здоровье учащихся по ряду объективных и субъективных факторов) [4]. Инновационные методы работы, преподавания, организации образования - реалии сегодняшнего и завтрашнего дня. Они требуют научного сопровождения, понимания процессов на популяционном и личностном уровне, апробации предлагаемых методик оздоровления школьников в условиях нестандартного учебного процесса.

Мы разделяем точку зрения авторов, считающих, что в ближайшие годы ничего более целесообразного, кроме физической тренированности,

санации очагов инфекций, ликвидации или нивелирования факторов риска, интенсивной борьбы с острыми и хроническими заболеваниями предложить не удастся. Что делать конкретно - должно решаться в каждой школе индивидуально в зависимости от эрудиции педагогов и врачей, возможностей учебного заведения, климатогеографических особенностей региона

Наиболее перспективным нам представляется комплексное внедрение медико-профилактических, психолого-педагогических и организационно-методических мер, позволяющих в комплексе решать проблемы влияния внешних условий на подрастающее поколение. Высокий эффект профилактики может быть достигнут только на основе научно обоснованных методов и принципов организации. Подходы к восстановлению здоровья детей и подростков предусматривают глубокую диагностику физического состояния организма подростка, лечебные и реабилитационные мероприятия с использованием прогрессивных достижений

медицинской науки и практики. В соответствии с изложенными методологическими подходами, нами разработан универсальный комплекс мероприятий профилактики отклонений состояния здоровья учащихся средних и старших классов школ с различной интеллектуальной нагрузкой и находящихся в различных экологических районах Крыма.

Цель исследования - изучение возможности влияния на здоровье школьников в школах-интернатах с нестандартными программами обучения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для проведения гигиенического эксперимента с целью апробации медико-профилактических мероприятий (представлен в таблице 1) были привлечены учащиеся двух школ-интернатов Крыма с нестандартной программой обучения (всего 148 человек в возрасте 15-17 лет), расположенных в Бахчисарайском районе и в г. Керчи (условно обозначим их №1 и №2).

Таблица 1

Оздоровительный комплекс для учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах-интернатах с

нестандартной программой обучения

А Медико-гигиенические мероприятия

1 Организация учебно-воспитательного процесса (оптимизация режима дня, оптимизация расписания учебных занятий, оптимизация внеаудиторного времени)

2 Оптимизация двигательной активности

3 Оптимизация гигиенических условий обучения

4 Организация питания

Б Специфические оздоровительные мероприятия

В Организационно-методические мероприятия

1 Организация медико-профилактической помощи в школах-интернатах

2 Размещение школ-интернатов

3 Просветительно-гигиенические мероприятия среди учащихся

В каждом из разделов мы предложили инновационные мероприятия или реализовали соблюдение стандартов СанПиН, включая рационализацию режима дня, учебного расписания (чередование предметов точного и гуманитарного циклов, увеличение числа уроков физкультуры и их вынесение на конец/начло учебного дня, ограничение числа уроков в неделю и т.д.), соблюдение норм освещения, оснащения мебелью, использование пищевых добавок и пр.

Полученные данные обработаны методом вариационной статистики с вычислением средних величин (М), оценкой вероятности расхождений (т), оценкой достоверности изменений с использованием ^критерия Стьюдента. За достоверную принималась разность средних значений при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Практическая апробация профилактических мероприятий, разработанных в соответствии с региональными возможностями и дифференциально-диагностическим подходом, подтвердила их эффективность.

Предложенная система физического воспитания и организации учебно-воспитательного процесса обеспечила увеличение среднесуточной двигательной активности, улучшение функционального состояния органов и систем, уменьшение частоты морфофункциональных отклонений.

В таблице 2 приведены результаты изучения эффективности предложенного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для учащихся старших классов в экспериментальных

__ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

2019, том 22, № 4

и контрольных группах, проводившихся в течение тальных мероприятий учитывались в конце учеб-учебного года. Результаты внедрения эксперимен- ного года.

Таблица 2

Сравнительные данные об эффективности комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий у учащихся старших классов

Показатели №1 (n=71) №2 (n=77)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Процент учащихся со средним уровнем физического развития, % 77,2±2,7 81,9±3,1 68,9±2,9 74,2±2,4

Количество гармонично развитых подростков, % 69,1±3,8 75,3±2,9 59,5±2,9 68,1±2,5

Адаптационный показатель, %: - удовлетворительная - напряженная - неудовлетворительная - срыв адаптации 78,9±3,9 13,3±3,4 5,4±1,5 2,4±0,5 83,4±4,6 11,2±2,8 4,2±0,6 1,2±0,31 71,7±2,9 19,3±2,7 5,5±1,3 3,5±0,7 76,5±3,1 16,9±1,8 4,2±0,9 2,4±0,6

Физическая работоспособность, Вт 74,7±4,3 89,4±3,21 83,6±3,8 109,1±2,11

Скорость восприятия и переработки информации, бит/сек 5,26±0,7 6,26±0,6 4,9±0,8 5,73±0,7

Общая заболеваемость (в пересчете на 10000) 888,2 811,7 1054,7 953,7

Состав групп здоровья, %: - I - II - III

30,9 40.5 28.6 34,2 42,1 23,7 18,2 48,4 33,4 21,6 52,1 26,3

Примечание. 1 - разница статистически достоверна (р<0,001), в остальных случаях р<0,05

Наши данные показывают, что в результате внедрения в практику оздоровительно-профилактических мероприятий показатели коллективного здоровья улучшились. Так, количество подростков со средним уровнем физического развития увеличилось на 8,5%, с удовлетворительным - уменьшилось на 6,0%, а с неудовлетворительным - уменьшилось на 53,0%. Количество гармонично развитых подростков увеличилось в целом в обследованных контингентах на 10,3%.

Физиологические реакции также усовершенствовались. Количество подростков с хорошей реакцией на дозированную физическую нагрузку увеличилось на 12,0%, с удовлетворительной реакцией - увеличилось на 6,4%, а с неудовлетворительными показателями реакции - уменьшилось на 62,9%. При этом количество подростков с удовлетворительным адаптационным показателем увеличилось на 5,2%, с напряженным уровнем адаптации -

уменьшилось на 12,1%, с неудовлетворительным уровнем адаптации - уменьшилось на 21,6%, в состоянии срыва адаптации - уменьшилось на 37,2%. Показатели физической работоспособности также улучшились - увеличились в среднем на 19,7%.

При сравнительном изучении показателей умственной работоспособности количество просмотренных знаков в течение учебного дня увеличилось на 4,7%, а количество ошибок при этом уменьшилось на 33,4%. В целом показатели умственной работоспособности улучшились у 63% учащихся.

Общая заболеваемость уменьшилась в среднем на 8,9%, что коррелирует с повышением неспецифической резистентности организма учащихся, проявляющейся уменьшением общего числа колоний микроорганизмов при посевах с кожи, на 13,6%, в том числе гемолитических микроорганизмов - на 34,5%.

Что касается распространенности отдельных классов болезней, то здесь прослеживается следующая закономерность: заболевания щитовидной железы уменьшились на 21%, ожирение - на 15,6%, нейроциркуляторная дистония - на 16,6%, неврозы и неврозоподобные состояния - на 13,5%, заболевания сердечно-сосудистой системы - на 15,6%, хронический фарингосинусит - на 23,9%, хронический тонзиллит и аденоиды - на 28,1%, аллергический ринит - на 21,6%, хронический бронхит - на 12,6%, миопия - на 27,6%, болезни желудочно-кишечного тракта - на 26,5%, заболевания опорного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.) - на 26,0%.

Количество подростков в I группе здоровья увеличилось на 13,3%, а в III группе уменьшилось на 16,9%.

И последнее замечание, касающееся предложенных мероприятий. Очевидно, что по многим пунктам обследования сдвиги при внедрении предложений значительно эффективнее среди подростков, которые сменили характер обучения и проживания в связи с переходом на новую систему обучения. Мы считаем, что в школах-интернатах лицейного типа такие мероприятия особенно эффективны, хотя в целом они носят универсальный характер и могут быть использованы в любых учебно-воспитательных учреждениях.

В целом характер изменений в возрастных группах показывает, что наибольшие изменения претерпевают показатели здоровья у подростков 14-15 лет, что связано, по-видимому, с нарушением адаптационных механизмов в связи с физиологическими процессами в организме и приходящимися на этот период стрессовыми ситуациями, связанными с воздействием средовых условий. Данные наших исследований показывают, что, применяя предложенный комплекс профилактических мероприятий, можно снизить это негативное действие.

ОБСУЖДЕНИЕ

Планомерное постоянное оздоровление старших школьников - это не только задача укрепления их личного здоровья, но и вопрос будущего страны, его обороноспособности, продуктивности. Всякое мероприятие, направленное на укрепление здоровья учащихся и подкрепленное практикой и научными результатами, должно быть воспринято положительно.

Занятия физической культурой оказывают общеукрепляющее воздействие на организм подростка, способствуют увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют отказу от вредных привычек. Рациональная физическая нагрузка -один из важнейших компонентов укрепления личного и популяционного здоровья. Как указывают

В.А. Головина и соавторы [5], А.А. Ионов [6], физическая нагрузка играет огромную роль не только в физическом и моральном здоровье учащихся, но и оказывает огромное положительное влияние на их интеллектуальную деятельность, повышает коммуникабельность и социальную активность.

Мы совершенно согласны с мнением М.П. Но-сировой, которая в своем исследовании показала, что санитарно-гигиенические условия обучения в специализированной школе имеют ряд недостатков и по многим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам. Учащиеся в процессе обучения подвержены влиянию дискомфортных микроклиматических условий в учебных помещениях, недостаточной освещенности, загрязнённости воздуха антропотоксинами, повышенному уровню шума. Однако мы не можем согласиться, что интенсивная учебная нагрузка в специализированной школе по сравнению с общеобразовательной вызывает более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и года.

Как и в нашем исследовании, в работе [7] отмечается, что среди детей и подростков мужского пола проявляется тенденция к увеличению доли школьников с дисгармоничным морфофункцио-нальным состоянием от средних классов к старшим.

Для обеспечения оптимальной двигательной активности (ДА) школьников продолжительность занятий со средними и значительными мышечными нагрузками должна составлять не менее половины свободного времени. В целях интенсификации двигательной активности всех школьников необходимо развертывание широкой сети спортивных секций, клубов по общефизической подготовке в пределах возможностей учебных учреждений. В спортивные секции по общефизической подготовке следует принимать всех желающих детей и подростков независимо от их физических данных. Основная цель занятий по общефизической подготовке в свободное время - способствовать формированию основных двигательных навыков и укреплению здоровья школьников.

ДА есть сумма движений, выполняемая человеком в процессе жизнедеятельности. В подростковом возрасте ДА может быть условно разделена на 3 части: ДА во время физического воспитания, ДА во время общественно полезной деятельности и спонтанная ДА в свободное время. На современном этапе гигиеническая норма ДА для подростков составляет 20-30 тыс. локомоций в сутки, что соответствует 3-4,5 часам продолжительности двигательного компонента [8], хотя имеются данные [9], что энергетические потребности подростков имеют тенденцию к снижению, отражая преобладание

2019, том 22, № 4

сидячего образа жизни. Как показала Н.А. Силаева, школьная гипокинезия имеет множество патогенных механизмов [9]. Этот феномен рассматривается как неблагоприятный в отношении укрепления здоровья и желательного развития функциональных систем подростка [2; 10]. Показано, что недосыпание и сниженная ДА у школьников вызывают развитие десинхроноза [3].

Основными формами физического воспитания в школах являются: гимнастика до уроков, физкультпаузы во время уроков, занятия физическими упражнениями в течение дня («подвижные перемены»), неорганизованный активный отдых на свежем воздухе, секции общей физической подготовки и спортивные секции во внеаудиторное время. Возрастные особенности подростков диктуют дифференцированное построение режима дня в старших классах. В частности, мы считаем и в этом согласны с мнением других авторов [9], что подвижные перемены и физкультпаузы не обеспечивают в этом возрасте необходимой ДА, привносят в учебную дисциплину элемент дезорганизации и потому не являются методом выбора. И.Г. Рощин отмечает [4], что снижение интереса учащейся молодежи к занятиям физическими упражнениями в традиционно нормативной форме, отсутствие мотивации и ориентации подростков на самостоятельную работу по укреплению здоровья, поддержания собственного организма требует пересмотр приоритетов и технологий обучения. По данным проведенного нами анкетирования, более 70% старших школьников предпочитают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол) традиционным формам проведения занятий. Хороший результат могли бы дать плавание, лыжи, велоспорт, однако их широкое внедрение ограничено климатическими условиями и соображениями безопасности.

ВЫВОДЫ

1. Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности предложенного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, которые могут применяться в любом периоде подросткового возраста и независимо от характера негативных действий внешней среды (экологические факторы или факторы обучения).

2. Основу физического воспитания учащихся старших классов в современной школе должны составлять утренняя гимнастика, организованные и неорганизованные занятия спортом, преимущественно в виде игровых ситуаций.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Всесторонняя модернизация организации системы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях как государственная политика. Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010:29-47

2. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). М.: Теория и практика физич. культуры, 2002.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

4. Рощин И.Г. Сохранение здоровья учащихся общеобразовательных школ как необходимое условие успешности их физической подготовки к жизни. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015;2:45-51.

5. Головина В.А., Нечаева А.М., Рыльская А.В. Влияние занятий физкультурой на умственные способности студентов. Успехи в химии и химической технологии. 2017;14:110-112

6. Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008;3:53-64.

7. Носирова М.П. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся специализированных школ: Автореф. ...канд.мед.н. - Душанбе, 2009.

8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.

9. Силаева Н.А. Формирование рационального двигательного режима учащихся 10-12 летнего возраста в процессе школьного физического воспитания: Автореф. ...канд.пед.н. - Малаховка, 2009.

10. Гребняк Н.П., Машинистов В.В., Вербахов-ская Е.В. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся. Гиг. и сан. 1999;1:31-34.

REFERENCES

1. Kuchma V.R. Vsestoronnjaja modernizacija organizacii sistemy medicinskogo obespechenija detej i podrostkov v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah kak gosudarstvennaja politika. Materialy II Kongressa Rossijskogo obshhestva shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja s mezhdunarodnym uchastiem. M.: Nauchnyj centr zdorov'ja detej RAMN, 2010:29-47 (In Russ)

2. Vishnevskij V.A. Zdorov'esberezhenie v shkole (pedagogicheskie strategii i tehnologii). M.: Teorija i praktika fizich. kul'tury, 2002. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Smirnov N.K. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. M.: APK i PRO, 2002. (In Russ)

4. Roshchin I.G. Preserving the health of schoolchildren as prerequisite for successful their physical preparation for life. Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015- № 2 , 2015. - S. 45-51. (In Russ)

5. Golovina V.A., Nechaeva A.M., Rylskaya A.V. The impact of physical exercise on mental abilities of students Adnvances in Chemistry and Chemical Technology. 2017;14:110-112. (In Russ)

6. Ionov A.A. Physical culture as a mean of students' intellectual activity stimulation Pedagogiko-

psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2008;3:53-64. (In Russ)

7. Nosirova M.P. Fizicheskoe razvitie i sostojanie zdorov'ja uchashhihsja specializirovannyh shkol: Avtoref. ...kand.med.n. - Dushanbe, 2009. (In Russ)

8. Suharev A.G. Zdorov'e i fizicheskoe vospitanie detej i podrostkov. - M.: Medicina, 1991. (In Russian)

9. Silaeva N.A. Formirovanie racional'nogo dvigatel'nogo rezhima uchashhihsja 10-12 letnego vozrasta v processe shkol'nogo fizicheskogo vospitanija: Avtoref. ...kand.ped.n. - Malahovka, 2009. (In Russ)

10. Grebnjak N.P., Mashinistov V.V., Verbahovskaja E.V. Vlijanie profilja obuchenija v licejah na funkcional'noe sostojanie organizma uchashhihsja. Gig. i san. 1999;1:31-34. (In Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.