Научная статья на тему 'Рациональные подходы и методы профилактики кариеса зубов в антенатальный и ранний период жизни у детей'

Рациональные подходы и методы профилактики кариеса зубов в антенатальный и ранний период жизни у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
823
145
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREVENTION OF DENTAL DISEASES / INTEGRATED PROGRAM / ANTENATAL PREVENTION / MONITORING / ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / АНТЕНАТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леус Петр Андреевич, Хамадеева Альфия Минвалиевна, Мышенцева Анна Павловна, Козупица Геннадий Степанович, Филатова Нелли Валерьевна

По результатам эпидемиологических исследований, проведенных в России и странах СНГ в 2013-2017 гг. появилась тенденция к росту кариеса зубов, что свидетельствует о неэффективности программ первичной профилактики кариеса зубов. В статье обоснована необходимость профилактической работы среди старшеклассников школ, предложены методы антенатальной профилактики кариеса зубов без вмешательства стоматолога в течение беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леус Петр Андреевич, Хамадеева Альфия Минвалиевна, Мышенцева Анна Павловна, Козупица Геннадий Степанович, Филатова Нелли Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL APPROACHES AND METHODS OF DENTAL CARIES PREVENTION IN THE ANTENATAL PERIOD AND INFANCY

According to the results of epidemiological studies conducted in Russia and CIS countries in 2013-2017, there was an increase in the incidence of dental caries, which indicates that primary prevention programs are ineffective. The article provides a rationale for the need for preventive work among high school students and proposes methods of antenatal prevention of dental caries without the intervention of a dentist during pregnancy.

Текст научной работы на тему «Рациональные подходы и методы профилактики кариеса зубов в антенатальный и ранний период жизни у детей»

УДК 616.314-002

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ В АНТЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

© 2019 П.А. Леус1, А.М. Хамадеева2, А.П. Мышенцева2, Г.С. Козупица3, Н.В. Филатова2

1 Белорусский государственный медицинский университет, Минск 2ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Самара 3Центр медицины и валеологии «ЛИТТЛ», Самара

По результатам эпидемиологических исследований, проведенных в России и странах СНГ в 2013-2017 гг. появилась тенденция к росту кариеса зубов, что свидетельствует о неэффективности программ первичной профилактики кариеса зубов. В статье обоснована необходимость профилактической работы среди старшеклассников школ, предложены методы антенатальной профилактики кариеса зубов без вмешательства стоматолога в течение беременности.

Ключевые слова: профилактика стоматологических болезней, интегрированная программа, антенатальная профилактика, мониторинг.

К настоящему времени этиология кариеса зубов до конца не раскрыта, однако хорошо известны индикаторы и многочисленные локальные и общие факторы риска, изучение которых позволяет считать кариес многофакторной болезнью. На этой основе разрабатываются и реализуются программы первичной профилактики кариеса. На данном этапе развития профилактики кариеса зубов наиболее эффективные программы разработаны на основе методов минимизации нескольких наиболее важных факторов, таких как микробный зубной налет, низкая резистентность зубных тканей к деминерализации и частое употребление углеводистой, особенно сладкой пищи и напитков.

Практическая реализация комплексных программ профилактики очень сложная, так как она должна осуществляться еще до рождения ребенка и продолжаться всю жизнь. Указанные выше методы профилактики не являются врачебными, т.е. роль стоматолога состоит в организации и мониторинге программы, а конкретные профилактические мероприятия могут и должны выполняться органами здравоохранения и просвещения, медицинским персоналом, родителями, педагогами [1, 2]. Однако не всегда можно наблюдать четкое взаимодействие медицинского персонала по вопросам профилактики кариеса зубов у детей.

Цель исследования: обоснование необходимости интеграции стоматологии с другими медицинскими службами для более эффективной реализации программы профилактики кариеса зубов у детей первых месяцев и лет жизни.

Материалы и методы исследования. Проведен мета-анализ отечественной и зарубежной научной стоматологической литературы по эпидемиологии, методам и программам профилактики основных стоматологических заболеваний кариеса зубов и болезней пародонта. Проведена ретроспективная оценка медицинской эффективности Национальной программы первичной профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь, утвержденную Министерством здравоохранения в 1998 году. Проанализирована работа Центра стоматологического здоровья школьников, разработанного нами в 2010 г. [3] в качестве модели интегрированной программы взаимодействия детской стоматологии с аку-

шерско-гинекологической и педиатрической службами г. Минска. Проанализированы данные об эффективности программ профилактики среди детского населения в Самарской области [4, 5] среди беременных женщин и детей раннего возраста [5, 6, 7].

Совместно с Е.В. Гоменюк (1995) осуществлен пилотный проект антенатальной профилактики кариеса зубов у детей методом просвещения беременных женщин и молодых матерей в Волгограде [8]. Программой были охвачены более 2 тысяч беременных женщин, молодых мам и 1160 детей от 0 до 3 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. При выборе методов первичной профилактики кариеса зубов у детей для программ в Самарской области и Беларуси мы руководствовались международными положениями и фактами доказательной стоматологии (рис. 1). Для научной поддержки и практической реализации программы профилактики, на базе стоматологического кабинета одной из школ г. Минска был создан Центр стоматологического здоровья школьников (ЦСЗШ). В функции центра входило обеспечение интеграции стоматологической, педиатрической и акушерско-гинекологической служб общественного здравоохранения (рис. 2), а также взаимосвязи с ДОУ, школами микрорайона, воспитателями, педагогами и родителями. Наряду с систематическим плановым стоматологическим лечением детей в центре проводилась профилактическая работа с детьми дошкольного возраста, занятия с воспитателями дошкольныех образовательных учреждений (ДОУ) и учителями школ, уроки здоровья для старшеклассников, обучение правилам гигиены рта и организация ежедневной чистки зубов младших школьников под наблюдением учителей, осуществлялось постоянное взаимодействие с акушерско-гинекологической и педиатрической службами по вопросам стоматологического здоровья беременных женщин и новорожденных детей. В практической реализации программы профилактики принципиально важно было максимально учитывать особенности возрастных групп населения. При использовании одних и тех же методов профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, их применение может существенно отличаться для беременных женщин, новорожденных, детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, взрослых и пожилых людей. В данной работе мы остановились на особенностях реализации нескольких составляющих программы профилактики, которые особенно требуют интегрального подхода, т.е. взаимодействия стоматологической службы с другими медицинскими службами.

Рис. 1. Выбор методов профилактики кариеса зубов

во взаимосвязи с детерминантами болезни

Педиатрическая служба

Рис. 2. Многофункциональный центр стоматологического здоровья школьников (ЦСЗШ) на базе стоматологического кабинета школы № 24 г. Минска

Антенатальная профилактика кариеса зубов у детей включала проведение профилактических мероприятий с будущими родителями (подростки) и беременными женщинами. Работа с будущими родителями проводилась в школах в рамках существующей школьной программы уроков здоровья для старшеклассников. Врач-стоматолог детский или медсестра методом анонимного анкетирования или мотивационного интервью выявляли факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта и затем рассказывали ученикам выпускных классов о заболеваемости детей кариесом, о факторах риска и методах их устранения, о значении стоматологического здоровья беременной женщины для здоровья ребенка. Проводились 2 таких урока с интервалом полгода. В конце второго урока проводилось повторное анкетирование учащихся для контроля полученных знаний.

Одна из рекомендаций молодым людям была безотлагательно обратиться к врачу-стоматологу для профилактического осмотра полости рта и проведения лечебно-профилактических мероприятий, если необходимо. Врач акцентировал внимание девушек, что при планировании беременности необходимо убедиться, что будущая мать идеально владеет методами самостоятельной индивидуальной профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, которые включают: 1) отказ от вредных привычек, таких как курение; 2) правильный выбор зубных щеток и паст 3) умение пользоваться межзубными ершиками и нитями; 4) ограничение употребления вредных для зубов пищевых продуктов и напитков и соблюдение режима питания. На уроках использовались наглядные пособия, практиковались ответы на вопросы учащихся и дискуссии по теме.

Работа с беременными женщинами. Следует четко разделить три главных направления: 1) профилактика кариеса зубов и болезней пародонта (гингивитов, пародонтитов у беременных женщин, 2) меры обеспечения нормального развития зубов у плода, 3) профилактика кариеса зубов у новорожденных и детей первых лет жизни.

Стоматологическое здоровье беременных женщин. Известны многочисленные работы об ухудшении стоматологического статуса беременных женщин [9, 10]. Так, по данным Ха-мадеевой А.М., Мышенцевой А.П. (2012) распространенность кариеса зубов среди обследованных беременных составила 100 % при средней интенсивности 12,26 ± 0,34, нуждаемость в санации - 94,8 % [6]. В народе существует мнение, что женщина с каждой беременностью теряет один зуб. В определенной мере это утверждение верно, так как женщина с каждой беременностью становится старше и теряет ровно столько зубов, сколько и мужчины той же возрастной группы. Об отсутствии существенных различий в распространенности и интен-

сивности кариеса зубов у женщин и мужчин старших возрастных групп, т.е. после рождения детей, можно убедиться по многочисленным данным эпидемиологических исследований в разных странах. Следовательно, рекомендованные методы профилактики кариеса зубов для беременных женщин точно такие же, как и для всех взрослых людей: а) ежедневная тщательная чистка зубов фторсодержащими зубными пастами и б) по возможности, соблюдение режима приема пищи и ограничение сладких продуктов. Может возникнуть вопрос о выборе зубных паст. Встречаются беременные женщины, которые ссылаясь на рекомендацию акушеров и/или педиатров, отрицательно относятся к зубным пастам, содержащим фториды, в связи с неизбежным попаданием части продукта в организм. С врачебной стоматологической точки зрения использование фторсодержащих зубных паст беременными женщинами абсолютно безопасно для развивающегося плода, так как плацента «пропускает» только оптимальные концентрации макро- и микроэлементов. Фторсодержащие зубные пасты в определенной степени (примерно 20-25 %) защищают зубы беременной женщины от кариеса, как и у других пациентов аналогичной возрастной группы. Альтернативным средством профилактики кариеса зубов являются зубные пасты без фтора с активными минеральными добавками.

Более сложная ситуация с болезнями пародонта у беременных женщин и мерами их профилактики. Как известно, в международной классификации болезней МКБ-10 есть гингивит беременных (Pregnancy gingivitis, код 026.80 ICD-DA, 1995). Распространенность этой патологии варьирует от 2-5 % до 10-20 %, в зависимости от изначального состояния гигиены рта у беременных женщин. Клинически наблюдается гипертрофия десны, кровоточивость, неприятный запах изо рта. В разных странах практикуются разные протоколы лечения таких пациентов. Тактика наших врачей - симптоматическое местное лечение, устранение раздражающих факторов и консультации с акушерами, если требуется назначение каких-либо препаратов системного действия. После родов состояние десны нормализуется. Этиология и патогенез этого заболевания еще изучается, уделяется особое внимание гормональной активности и местным раздражающим факторам.

У 70-90 % беременных женщин наблюдаются болезни пародонта бактериального происхождения различной тяжести: от хронического катарального гингивита, проявляющегося в виде кровоточивости десен, до простого или сложного пародонтита с образованием пародон-тальных карманов. Такие же признаки с той же частотой встречаются у небеременных женщин и лиц мужского пола. Однако важно заметить, что по данным американских учёных, невыле-ченные болезни пародонта в форме хронических периодонтитов у беременных женщин могут быть одной из причин преждевременных родов, или низкого веса новорожденного [11].

По данным американских ученых-периодонтологов проф. Carranza A.F. и Newman M.G. (1996), беременность не является причиной гингивитов. Гингивит у беременных вызывается бактериями зубного налета, точно также как у небеременных индивидуумов. Беременность в большей степени способствует реакции десен на бактерии зубного налета. При отсутствии раздражителей, таких как зубной налет, заметных изменений десен у беременных не наблюдается [12].

К факторам, оказывающим влияние на структуру стоматологических заболеваний в период беременности, относятся: демографические, социальные, возраст, уровень образования, профессиональная принадлежность, наличие вредных привычек (в том числе несоблюдение гигиены полости рта), низкое содержание фтора в питьевой воде, употребляемой матерью в период беременности [13].

Исходя из вышеизложенного, тактика врача-стоматолога в работе по профилактике и лечении гингивитов у беременных женщин состоит в следующем:

1) женщины еще на этапе планирования беременности должны знать о локальных факторах риска возникновения гингивитов;

2) в самые ранние сроки беременности женщина должна обратиться к стоматологу с целью профилактического осмотра, выявления возможных локальных факторов риска (зубной налета, зубного камня и др.) и, в случаях необходимости, их устранения;

3) врач-стоматолог или гигиенист стоматологический должны обучить беременную женщину методам чистки зубов и способам контроля эффективности;

4) лечение гингивитов у беременных женщин должно быть таким же, как у обычных пациентов без назначения лекарств системного действия;

5) принципиально важно для стоматологического здоровья беременной женщины - эффективное взаимодействие женских консультаций и стоматологических учреждений, включая мониторинг результативности этого взаимодействия.

В советское время была и, в определенной степени сохранена в странах СНГ, система диспансеризации беременных женщин у стоматолога. С учетом меняющихся систем здравоохранения в РФ в Самаре успешно реализована программа антенатальной профилактики кариеса, основанная на устранении или ослаблении поведенческих факторов риска кариеса зубов, формирующихся в семье путем совместной работы врача-педиатра и стоматолога в рамках школы «Современные родители». При «старте» совместной работы стоматологического гигиениста и педиатра под руководством стоматолога в периоде антенатального развития ребенка редукция прироста интенсивности кариеса зубов у детей 2-летнего возраста составила 81,5 %, а поверхностей - 89,9 %. Участие педиатра в стоматологическом компоненте профилактической программы достаточно эффективно, даже при вовлечении детей в начале второго года жизни [4].

На Украине проф. И.И. Якубова (2013) разработала подробную схему диспансеризации беременных женщин у стоматолога и получила отличные результаты профилактики стоматологических заболеваний у них и среди родившихся детей от 0 до 2-х лет [14]. На наш взгляд первой и важнейшей задачей был бы максимальный, близко к 100 %, охват беременных женщин вниманием врача-стоматолога с целью профилактики стоматологических заболеваний у пациенток и у ожидаемого ребенка. В Беларуси это записано в государственной программе профилактики. Но выполнять программу в полном объеме достаточно сложно. Можно сообщить лишь об очень скромных результатах профилактической работы с беременными женщинами. Так, в начале программы опрос беременных женщин и молодых мам показал, что только 80 % женщин были у стоматолога во время беременности, и большая часть из них обратилась к врачу по поводу зубной боли, или кровоточивости десен. Регулярно 2 раза в день чистили зубы 85 %, однако 1/3 опрошенных женщин не знали, какие зубные пасты используют для гигиены полости рта. Многие женщины убеждены, что беременность неизбежно приведет к утере одного и более зубов и что предотвратить это невозможно. Около 70 % женщин не знали о факторах риска возникновения стоматологических болезней у детей и мерах профилактики.

При анкетировании 192 беременных женщин было выявлено, что факторами риска развития кариеса и заболеваний пародонта 43,5 % респондентов считают недостаток микроэлементов, витаминов в пище. Только около половины женщин отметили плохую гигиену полости рта как фактор риска развития заболеваний пародонта, тогда как неуправляемым факторам

риска (экологическая обстановка, наследственность) уделяется повышенное внимание. Такое поведение не будет способствовать формированию стоматологического здоровья в семье [6].

По данным Гайфуллиной В.Р. и соавт. (2016) при анкетировании 333 беременных женщин в возрасте от 16 до 43 лет (средний возраст - 28,4 г.) установлено, что 95 % женщин обратились к врачу-стоматологу во время беременности, однако, только 57 % - для профилактического осмотра; чистили зубы 2 раза в день 52 % респондентов, используя зубную пасту со фтором (52 %), или без фтора (9 %), а остальные (39 %) не знали её названия [15]. В Санкт-Петербурге Седнева Я.Ю. и соавт. (2015) опросили 170 беременных женщин в возрасте 18-30 лет и оказалось, что только 48 % женщин из числа обратившихся к стоматологу, получили рекомендации по гигиене полости рта и 30 % - по здоровому питанию [16]. В Казахстане всего 28 % опрошенных беременных женщин знали о пользе фтора для здоровья зубов [17]. В то же время доказательность эффективности стоматологического просвещения беременных женщин для снижения заболеваемости детей кариесом зубов подтверждается в работах наших коллег в Латвии [18]. Совместно с Т.Н. Гоменюк мы провели профилактическую просветительную работу среди беременных женщин Волгограда и оценили стоматологический статус 1163 родившихся детей по достижении ими возраста от 1 до 3 лет. В сравнении с контрольной группой (854 детей), интенсивность кариеса временных зубов у 2-летних детей уменьшилась в 3 раза; у 3-летних - на 30 %.

В рамках работы нашего центра стоматологического здоровья мы опросили 32 молодые мамы, имеющих детей в возрасте до 1 года. Все женщины (100 %) в первом триместре беременности были у врача стоматолога с целью профилактического осмотра, однако только 10 женщин (31 %) указали, что с ними была проведена беседа по вопросам гигиенического ухода за полостью рта детей раннего возраста. Возможно, по данной теме у беременных не было спроса. Информация по любому вопросу сейчас доступна в интернете, однако, врач обязан убедиться в адекватных знаниях будущей матери. С данной проблемой еще следует работать.

Почему беременные женщины не торопятся к стоматологу? Не знают о необходимости, боятся боли, не верят в целесообразность посещения стоматолога во время беременности? В государственных стоматологических поликлиниках могут быть очереди на прием, в частных - высокая стоимость стоматологического лечения. Со стороны стоматолога также есть проблемы. Зачастую врач всю смену, «от» и «до», занят лечебной работой и активно беспокоиться о беременных женщинах у него нет ни времени, ни особого желания. Именно эту проблему стоматолог без взаимодействия с акушерско-гинекологической службой женских консультаций решить не сможет. В Минске, согласно программе профилактики и распоряжениям органов здравоохранения, каждая беременная женщина перед постановкой ее на учет в женской консультации должна пройти стоматологический осмотр и подтвердить это соответствующей справкой.

Меры обеспечения нормального развития зубов у плода. Это сложнейший вопрос, по которому уже много лет продолжаются дискуссии и, естественно, существуют разные мнения у врачей-стоматологов. Одну из проблем - болезни пародонта - мы обсуждали выше и указали, что хронические пародонтиты могут быть одной из причин или фактором риска преждевременных родов и низкого веса новорожденного. Следовательно, врач-стоматолог обязан предотвратить это заболевание или вылечить, если оно возникло.

Гестозы беременности. Нам неизвестно, как это состояние влияет на зубы будущего ребенка. Клинико-экспериментальные работы с беременными женщинами не возможны. Но состояние зубов у матери оказывает влияние на интенсивность кариеса зубов у детей раннего возраста: при КПУпов. до 7 у детей встречаются интактные зубы, а при КПУпов. > 8 риск кари-

еса возрастает. Витаминно-минеральные комплексы, принимаемые беременной женщиной при гестозах снижают риск развития кариеса у будущего ребенка на 15 % и это связывается и с выработкой полезных привычек в семье после участия будущей матери в гигиеническом обучении и просвещении в школе «Современные родители» [4]. Важное значение для возникновения кариеса зубов имеют поведенческие факторы риска кариеса зубов, формирующиеся в семье. Было выявлено, что вклад ночного кормления ребенка из бутылочки на риск развития кариеса зубов у детей 3-летнего возраста равен 14,4 %: КПУзубов равен 3,0 ± 0,05, а КПУ пов. — 5,2 + 0,76, (без ночного приема пищи соответственно 0,8 + 0,3 и 1,2 + 0,47). Соки, принимаемые из бутылочки, увеличивают риск развития кариеса на 18,6 %. При индексе гигиены по нашей методике до 1,0 отмечается низкий риск развития кариеса зубов, от 1,1 до 1,4 - приемлемый, а в интервале от 1,5 до 2 - повышенный, а с 2,0 и более отмечается высокая степень риска [4].

Таким образом, мы придерживаемся тактики стоматолога не вмешиваться в течение беременности и не назначать каких-либо препаратов системного воздействия на развивающиеся зубы плода.

Развитие и минерализация зубов. К моменту рождения ребенка у него еще нет зачатков зубов, как таковых, а только крошечные минерализованные частички коронок. Повлиять каким-либо способом, например, назначением минеральных веществ, или фторидов беременной женщине невозможно, так как плацента четко регулирует поступление их в организм плода. Следовательно, стоматолог не может и не должен вмешиваться в этот физиологический процесс.

Профилактика кариеса зубов у новорожденных и детей первых лет жизни. Врач-стоматолог не видит новорожденного ребенка, за исключением случаев врожденной патологии, требующей вмешательства челюстно-лицевого хирурга. Поэтому очень важно, чтобы молодая мать уже была ранее обучена методам ухода за полостью рта новорождённого, знала о необходимости грудного вскармливания для нормального развития зубов, о здоровом детском питании и рациональном режиме, а также помнила о необходимости систематических профилактических осмотров ребенка врачом-стоматологом каждые 6 месяцев. Ключевая роль в помощи молодой маме в осуществлении профилактических мероприятий младенцу в первые дни, недели и месяцы жизни принадлежит, конечно, персоналу педиатрической службы. Поэтому важнейшими задачами стоматолога являются не только обучение будущих мам методам профилактики стоматологических заболеваний у новорожденных детей, но и тесное взаимодействие с акушерско-гинекологической и педиатрической службами по вопросам профилактики, уделяя особое внимание согласованности рекомендаций молодым мамам. Такому подходу уделяется большое внимание и в публикациях ВОЗ [1, 2].

Как известно, у стоматологов и педиатров бывают разные мнения, например, в отношении фторидов. Казалось бы, нет никаких проблем просветить беременных женщин и молодых родителей по вопросам профилактики кариеса. Вместе с тем результаты анонимного анкетирования свидетельствуют, что около половины респондентов (49,2 %) осведомлены о необходимости начинать уход за полостью рта ребенка в возрасте до одного года. Однако 41,5 % полагают, что чистить зубы ребенку нужно с 2 лет, а 31 % вообще не планируют этого делать в связи с тем, что молочные зубы выпадут. Эти данные свидетельствуют о наличии элементов угадывания, а не знаний. О передаче кариозных микроорганизмов от взрослых к ребенку как факторе риска развития кариеса осведомлены лишь 17,1 % матерей, столько же респондентов уверены в том, что фтор вреден для детского организма, а 28 % затрудняются с ответом на этот вопрос [6].

В исследованиях И.М. Лосик (2016) было показано, что только 21 % опрошенных мам ранее получили какую-либо информацию о профилактике от врача-стоматолога; всего 47 % женщин для чистки зубов использовали фторсодержащие зубные пасты, а 12 % считали фтор вредным для здоровья [19]. В исследованиях Шиловой М.А. и соавт. (2016) было установлено, что почти половина опрошенных молодых мам (47 %) сведения о профилактике искали самостоятельно в СМИ и интернете; 53 % начали гигиенический уход за полостью рта ребенка через 1 год после его рождения, а 35 % - с двухлетнего возраста [20]. Для сравнения, в Финляндии 98 % молодых родителей знают о пользе фторидов, о сроках и правилах чистки зубов, о вреде сахара для стоматологического здоровья ребенка [21].

В наших беседах с молодыми мамами, а также в предназначенных для них памятках, мы акцентируем внимание на следующем:

• для развития зубов, устойчивых к кариесу, полезно грудное вскармливание ребенка до 1 года;

• для зубов вредны сахар, сладости и, особенно, их частое употребление;

• с появлением первого временного зуба необходимо мамам или опекунам чистить их перед дневным и ночным сном детской зубной пастой;

• необходимо систематическое посещение врача стоматолога с ребенком в возрасте 6 месяцев и далее, каждые полгода и во время прорезывания очередной группы зубов.

По результатам нашего проекта, контрольное анкетирование молодых мам показало, что все они были обучены участковой педиатрической службой (врачом или медсестрой) правилам гигиенического ухода за полостью рта ребенка, методам очищения первых прорезавшихся зубов; им были даны рекомендации по здоровому питанию ребенка и указана необходимость профилактического осмотра у врача-стоматолога. Далее профилактическая работа продолжается в детских дошкольных учреждениях и школах. И здесь очень важно сотрудничество с педиатрами, особенно, с воспитателями ДОУ и педагогами школ. Таким образом, очень важны взаимосвязи стоматологов с родителями, акушерско-гинекологической и педиатрической службами, а также с воспитателями ДОУ и педагогами школ, что показано на интегральной схеме (рис. 3).

Рис. 3. Структурно-функциональные взаимосвязи персонала медицинских и учебных учреждений в программе профилактики стоматологических заболеваний у детей

Основные методы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, которые мы рекомендуем для детей, - гигиена полости рта, применение фторидов и соблюдение режима питания с ограничением сладких пищевых продуктов и напитков, могут быть реализованы только с помощью родителей, воспитателей и педагогов. Важным организационным аспектом программы является контролируемая чистка зубов детей 5-6 лет в ДОУ и школьников первых и вторых классов в школах под наблюдением и с помощью воспитателей и учителей. Необходимо было убедить родителей в важности контролируемой чистки зубов. Многие учителя считали, что организация в школьные дни ежедневной чистки зубов школьникам не является их обязанностью. Особенно настороженными были санитарные службы. Потребовались научная поддержка программы, обмен опытом с коллегами ближнего и дальнего зарубежья, использование документов ВОЗ в научном проекте «Европейские индикаторы стоматологического здоровья», результаты которого явились базой для доказательности факторов риска возникновения стоматологических заболеваний у детей и обоснованием для применения соответствующих методов профилактики. Разумеется, методы антенатальной профилактики, работа с подростками и беременными женщинами, молодыми родителями, сотрудничество с акушерами и педиатрами, воспитателями ДОУ и педагогами школ были направлены на достижение главной цели - снижение интенсивности кариозной болезни у детей. В таблице 1 приведены основные результаты многолетней программы профилактики в городах Минске и Самаре в сравнении с Европой и Миром. Для информации читателей, согласно целям ВОЗ, в странах Европы средний КПУ зубов 12-летних детей в 2020 г. должен быть 1.8.

Таблица 1

Интенсивность кариеса зубов (средний КПУ) 12-летних детей в Минске и Самаре в сравнении с Европой и Миром, 2014-2018 гг.

Исследования Средний КПУ Ссылки

Мир (глобальные данные) 1.67 Natarajan К, 2014

Европа (все страны) 2.57 Natarajan К, 2014

г. Самара 2.4 Хамадеева А.М, 2008

3.5 Хамадеева А.М, 2017

г. Минск 1.8 Гунько С.И. и соавт., 2018

Школы микрорайона Лошица г. Минска 1.6 Жугина Л.Ф., 2018

Выводы. В Республике Беларусь успешно реализуется Национальная программа первичной профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, благодаря которой показатель среднего КПУ постоянных зубов 12-летних детей в 2017 г. был ниже среднеевропейского уровня. Аналогичная программа с учетом региональных особенностей внедрена в Самарской области, но не столь успешно (в последние годы) [22], как в Беларуси. Особенностями антенатальной профилактики являются просвещение старшеклассников и беременных женщин по вопросам профилактики кариеса у детей первых лет жизни, а также исключение использования бездоказательных методов, особенно системного воздействия в период беременности. У детей первого года жизни и дошкольного возраста причиной кариеса и гингивитов являются многочисленные поведенческие факторы риска, устранение которых невозможно без помощи врачебного и среднего медицинского персонала родильных домов и детских поликлиник. Интеграция стоматологии с акушерско-гинекологической и педиатрической службами, а также вовлечение в программу профилактики родителей, воспитателей ДОУ и педа-

гогов школ позволяет более эффективно реализовать задачи профилактики стоматологических заболеваний у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Petersen P.E. Strengthening of oral health system: oral health through primary health care // Medical Principles and Practice. - 2014. - P. 3-9.

2 Petersen P.E., Ogawa H. Prevention of dental caries through the use of fluoride--the WHO approach. Community Dental Health. - 2016. - Vol. 33. № 2. - P. 66-68.

3 Леус П.А. Белорусская модель школьной стоматологии (пилотный проект) // Экономика и менеджмент в стоматологии (РФ). - 2010. - № 2 (31). - С. 22-28.

4 Дёмина Р.Р. Кариес зубов у детей раннего возраста, факторы риска, профилактика: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Самара, 2006. - 24 с.

5 Хамадеева А.М., Филатова Н.В., Гаврилова Т.А. Эффективность контролируемой гигиены полости рта с использованием фторсодержащих зубных паст в организованных детских коллективах сельского региона Самарской области // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2015. - № 4. - С. 55-59.

6 Хамадеева А.М., Мышенцева А.П. Влияние осведомленности беременных по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний периодонта на их стоматологический статус // Dental Forum. - 2012. - № 1. - C. 129-130.

7 Хамадеева А.М. Программа первичной профилактики кариеса зубов и болезней пародонта для населения г. Самары // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2017. - Т. 16. - № 3. - С. 71-76.

8 Гоменюк Т.Н. Профилактика кариеса зубов в антенатальном и раннем периоде развития ребенка: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - С., 1995. - 18 с.

9 Макарова О.В. Предиктивная значимость анкеты для самооценки состояния полости рта в плане выявления нуждаемости беременных женщин в стоматологических лечебно-профилактических мероприятий // Сборник научных трудов Республиканской научно-практической юбилейной конференции БГМУ 18.05.2018. Белорусский государственный медицинский университет. - Минск, 2018. - С. 82-86.

10 Манак Т.Н., Шилова С.Д., Макарова О.В. Современные подходы к оказанию стоматологической помощи беременным женщинам // Современная стоматология (РБ). - 2017. - № 4. - С. 13-15.

11 Garcia R.I., Henshaw M.M., Krall E.A. Relationship between periodontal disease and systemic health // Periodon-tology. - 2001. - Vol. 25. - P. 21-36.

12 Carranza A.F., Newman M.G. Clinical periodontology. Sanders. Philadelphia. - 1996. - P. 730.

13 Жаркова О.А. Аспекты профилактики основных стоматологических заболеваний во время беременности / О.А. Жаркова, А.В. Дубовец, Д.Д. Полякова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2014. - Т. 13. № 4. - С. 126-132.

14 Якубова И.И. Внедрение схемы диспансеризации беременных женщин у стоматолога // Стоматологический журнал. - 2013. - Т 14. № 2. - С. 127-132.

15 Гайфуллина В.Р., Бутвиловский А.В. и соавт. Оценка осведомленности беременных женщин о средствах и методах гигиены полости рта по результатам анкетирования // Медицинский журнал (Беларусь). - 2016. -№ 4 (58). - С. 80-84.

16 Седнева Я.Ю., Данилов Е.О. и соавт. Оценка информированности беременных женщин о методах профилактики стоматологических заболеваний // «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний». Материалы IV Российско-Европейского конгресса по детской стоматологии, 28-30 сентября 2015 г. МГМСУ. - М., 2015. - С. 251-255.

17 Крекесов А.К. Уровень стоматологического здоровья беременных женщин // Проблемы стоматологии (Казахстан). - 2012. - № 1-2 (55-56). - С. 71-72.

18 Rendeniece I., Care R., Brinkmane A. et al. Effect of oral health program during pregnancy on oral health of two years old children // EAPD.A Passion for Pediatric Dentistry - 12th Congress of the European Academy of Pediatric Dentistry, 5-8 June 2014, Sopot, Poland. - Abstract № О6.6. P. 37.

19 Лосик И.М. Оценка уровня санитарных знаний родителей по уходу за полостью рта детей дошкольного возраста // Современная стоматология (РБ). - 2018. - № 1 (70). - С. 76-79.

20 Шилова М.А., Тарелко М.А. Осведомленность родителей о методах и предметах ухода за полостью рта детей до 3 лет // Материалы IV Белорусского стоматологического конгресса, Минск, 19-21 октября 2016 г. Минздрав Беларуси. - Минск, 2016. - С. 138-141.

21 Toivonen J., Valitorppa H. et al. Finnish mothers' attitudes towards and knowledge of oral health // 20th European Association of Dental Public Health Conference, 17-19 September 2015, Istanbul, Turkey. Abstract № 3173.

22 Хамадеева А.М., Горячева В.В., Ногина Н.В. Результаты 30-летнего внедрения программ профилактики в стоматологии и перспективы сохранения стоматологического здоровья детей Самарской области // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2016. - № 3 (58). - С. 84-87.

Рукопись получена: 20 сентября 2019 г. Принята к публикации: 2 октября 2019 г.

УДК 616-03

УПРАВЛЕНИЕ БОЛЕЗНЬЮ С ПОМОЩЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПАЦИЕНТА В ЛЕЧЕНИЕ КАК ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

© 2019 Е.В. Сухова

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

Здоровье человека является составляющей его индивидуального человеческого капитала. При болезни стоимость индивидуального человеческого капитала снижается. Управление болезнью повышает человеческий капитал больного человека. Для управления болезнью при хронической обструктивной болезни легких разработана программа вовлеченности больных в лечение. Она была разработана после обследования 82 больных хронической обструктивной болезнью легких. Воздействие идет на три компонента: когнитивный, мотивационно-поведенческий и эмоциональный. Программа была апробирована на 114 больных хронической обструктивной болезнью легких. Вовлеченность больных в лечение привела к улучшению объективных клинических показателей. Уменьшение дневных и ночных приступов, использования бронходилататоров свидетельствует о том, что больных хронической обструктивной болезнью мужчины и женщины стали управлять своей болезнью. Умение управления болезнью является инвестированием в человеческий капитал.

Ключевые слова: хроническая обструктивная болезнь легких, человеческий капитал, инвестирование в человеческий капитал, программа вовлеченности больных в лечение, формирование вовлеченности больных в лечение.

Актуальность исследования. Термин «человеческий капитал» был предложен в 1961 году Т. Шульцем (Shultz T., 1968). Под «человеческим капиталом» понимается имеющийся у человека запас знаний, способностей, навыков, мотиваций, интеллект, здоровье, качественный производительный труд и качество жизни (Korchagin Y. A., 2005). Инвестициями в него являются образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации (Kendrick George, 1976). Когда человек приобретает абонемент в бассейн, посещает спортивные секции, тем самым он инвестирует в здоровье, как неотъемлемую составляющую индивидуального человеческого капитала (Bangalore S.. 2014). Отказ от вредных привычек: алкоголя, табакокурения, соблюдение правил рационального питания, достаточный сон, физические упражнения способствуют сохранению здоровья и повышения стоимости индивидуального человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.