Рациональность включения витаминных комплексов с участием витамина й и фолиевой кислоты в комплиментарную терапию синдрома поликистозных яичников
Миргалимов Роберт Ришатович,
Первый МГМУ имени И.М. Сеченова E-mail: robertmirgalimov@yandex.ru
Сахненкова Татьяна Ивановна,
студент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, E-mail: Tanya.sakhnenkova@mail.ru
Бицуева Фаина Рамазановна,
студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия
E-mail: FainaRamBitcueva@bk.ru Шогенова Оксана Анатольевна,
студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия
E-mail: ShogenOxana12@ya.ru Туаева Ангелина Алановна,
студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия
E-mail: TuaevaAng1999@mail.ru
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) является болезнью современности, которая поражает 1 из 5 женщин репродуктивного возраста по всему миру. Заболевание сопровождается дисменореей, гиперандрогенией, избыточной массой тела, проблемами с кожей и т.д. На сегодняшний день точно установлено, что СПКЯ - это полигенная гормональная проблема, коррелирующая генетически обусловленными детерминантами. Но что важнее всего понимать, так это то, что существуют экзогенные факторы, индуцирующие развитие патологии, которые можно регулировать и контролировать. Это возможно при условии, что специалист, который ведет пациентку с диагностированным СПКЯ, имеет глубокие знания в клинической биохимии, нутрициологии, эндокринологии и даже иммунологии, потому что СПКЯ - это системная проблема, которая требует мониторинга на любом из возможном уровне начала и проявления. Одним из экзогенных факторов, которые могут оказывать серьезное влияние на женское здоровье и контроль СПКЯ, является сбалансированное питание и элиминация дефицитов в организме, особенно дефицита витамина D и фолиевой кислоты (B9). Пациентки с СПКЯ часто имеют дефицит многих распространенных витаминов и минералов, связано с различными состояниями, в том числе психическими. Таким образом, прием полезных пищевых добавок, устранение дефицитов по витамину D и фолиевой кислоте и интеграция комплементарной медицины в дополнение к традиционной, основанной на образе жизни, при СПКЯ могут принести этим женщинам дополнительные преимущества. Одной из рекомендуемых стратегий лечения в международных клинических рекомендациях, основанных на фактических данных, является изменение образа жизни, которое включает диету и физические упражнения, с целью улучшения целого ряда показателей здоровья. Данный систематический обзор направлен на обобщение фактических результатов из рандомизированных контролируемых ^ исследований, систематических обзоров и мета-анализов, " чтобы дать общее представление о состоянии знаний в этой
— области. со
о Ключевые слова: синдром поликистозных яичников, нутрици-
со ология, образ жизни, женское здоровье, биологически актив-
z ные добавки, пищевые добавки, витамин D.
Введение
СПКЯ на сегодняшний день носит неизлечимый характер и является следствием комплементации наследственных детерминант и факторов окружающей среды, которые в совокупности определяют клинический фенотип болезни (ФБ). Как правило, ФБ могут сменять друг друга на протяжение всей жизни [1]. Считается, что из экзогенных факторов, влияющих на развитие и прогрессирование СПКЯ, пищевые химикаты и токсины окружающей среды имеют наибольший вес. Собственно говоря, именно эти факторы могут усугубляться неправильным несбалансированным питанием, гиподинамией и последующим увеличением избыточного веса.
Почти 80% женщин с СПКЯ имеют избыточный вес или страдают ожирением, причем около 25% из общей популяции - морбидным [2,3]. Это негативно влияет на их репродуктивные и метаболические функции, усугубляет психологические последствия при данном расстройстве [4]. Из рези-дуальных последствий СПКЯ выделяют сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), бесплодие, различные виды дисменореи и психические расстройства вплоть до депрессивных эпизодов тяжелой степени и биполярного расстройства [5]. Однако, почти все эти последствия можно предотвратить или уменьшить.
В большом Кокрейновском обзоре за 2019 год есть информация, доказывающая, что осложнения и последствия при СПКЯ носят обратимый характер при коррекции образа жизни диетами или физическими упражнениями. Это интересный факт, который может говорить о том, что СПКЯ действительно является болезнью XXI века.
Неизлеимый, но по большей части контролируемый, характер СПКЯ усиливает важность разработки новых стратегий облегчения симптомов, которые сегодня являются единственными доступными подходами для улучшения качества жизни женщин. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что определенные витамины (В12, В9, D, Е, К и инозитолы), витаминоподобные вещества (биофлавоноиды и а-липоевая кислота), некоторые минералы (кальций, цинк, селен, хром) и другие препараты (мелатонин, ш-3 жирные кислоты и др.) могут быть напрямую полезны при СПКЯ. Однако в клинической практике остаются области неопределенности и ключевые ограничения по этому вопросу, которые необходимо преодолеть прежде, чем данные методы смогут быть интегрированы в рутинную практику специалистов [6].
Витаминные добавки в комплементарной терапии при СПКЯ
Предполагаемый механизм действия витаминных комплексов на СПКЯ, следующий: отдельные питательные вещества, воздействуя на ключевые пути индукции заболевания (например, передача сигналов инсулина, нарушения липидного обмена), изменяют симптоматику и тяжесть СПКЯ, в целом нивелируя ФБ. Данные, которые будут описаны ниже взяты из отдельных рандомизированных клинических исследований (РКИ).
Витамин D является стероидным гормоном, который вырабатывается в основном благодаря солнечному свету и в ограниченных количествах из пищевых источников (например, из жирной рыбы или обогащенных молочных продуктов). Витамин D имеет решающее значение для метаболизма кальция и поддержания гомеостаза скелета, а также, как предполагается, выполняет важные метаболические и эндокринные функции [7,8]. Мета-анализ, проведенный несколько лет назад [9], в котором изучались различные дозы добавок витамина D в течение 30 недель у женщин с СПКЯ, продемонстрировал улучшение индекса HOMA-IR («Homeostasis model assessment of insulin resistance» - формула расчета, учитывающая параметр глюкозы и инсулина в крови) гомеостатической модели оценки функции р-клеток поджелудочной железы, а также улучшение общего уровня тестостерона и холестерина ЛПНП [10]. Однако не было обнаружено никакого влияния на ИМТ, дегидроэпиандростерона сульфат (ДГЭА), триглицериды (ТГ) или липопроте-ины высокой плотности (ЛПВП). Аналогичным образом, в мета-анализе [11] 13 РКИ из разных стран с участием 824 женщин сообщалось о снижении индекса HOMA-IR, холестерина ЛПОНП, глюкозы и инсулина в крови натощак. Также увеличивался количественный индекс QUICKI (проверка сенси-тивности к инсулину) при приеме добавок витамина D по сравнению с плацебо. Было отмечено, что гликемические эффекты были более заметны при ежедневном приеме низких доз (по сравнению с периодическими высокими дозами) витамина D.
Витамин D также улучшает состояние всей липид-ной панели, кроме ЛПВП (никаких значимых изменений). Это данные мета-анализа 10 независимых РКИ, причем эффекты были более выраженными у женщин с сильным дефицитом витамина D. Основываясь на этих результатах, добавки витамина D могут оказывать умеренный благоприятный эффект в улучшении гликемического статуса у женщин с СПКЯ при ежедневном приеме женщинам с дефицитом [12,13], но его влияние на липидный профиль, воспаление и гиперандрогению остается неопределенным.
Что касается фолиевой кислоты (витамин B9), то она действует как кофермент в нескольких ключевых метаболических реакциях, необходимых для синтеза ДНК и РНК. B9 необходим для реакций метилирования гомоцистеина в аминокислоту метионин [14].
Предполагается, что фолиевая кислота обладает антиоксидантными, противоопухолевыми, кар-
дио- и нейропротекторными свойствами, которые могут быть полезны при СПКЯ, учитывая повышенный системный окислительный стресс у данной когорты женщин [14]. Более того, прием добавок фолиевой кислоты может нормализовать обычно повышенную концентрацию гомоцистеина, наблюдаемую у женщин с СПКЯ [15-17], и предотвратить развитие гомоцистеинами, что позитивно влияет на показатели гликемического, воспалительного и окислительного стресса, а также увеличиваеь общую антиоксидантную способность глутатиона.
Заключение
СПКЯ требует мультисистемного подхода в ведении. СПКЯ зависит от многих модифицируемых экзогенных влияния, в том числе это касается коррекции питания и устранения дефицитов микро- и макроэлементов в организме. Особенно это касается таких витаминов как D и B9, которые выполняют важнейшие роли в метаболических реакциях, при срыве которых может индуцироваться развитие СПКЯ. Из этого следует, что врач и пациентка с СПКЯ должны совместно работать над контролем анализов и своевременным устранением дефицитов.
Литература
1. Ndefo U.A., Eaton A., Green M.R. Polycystic ovary syndrome: a review of treatment options with a focus on pharmacological approaches. P T. 2013;38(6):336-55.
2. Diamanti-Kandarakis E., Kandarakis H., Legro R.S. The role of genes and environment in the etiology of PCOS. Endocrine. 2006;30(1):19-26
3. Rutkowska A.Z., Diamanti-Kandarakis E. Polycystic ovary syndrome and environmental toxins. Fertil Steril. 2016;106(4):948-58.
4. Sam S. Obesity and polycystic ovary syndrome. Obes Manag. 2007;3(2):69-73.
5. Lim S.S., Hutchison S.K., Van Ryswyk E., Norman R.J., Teede H.J., Moran L.J. Lifestyle changes in women with polycystic ovary syndrome. Cochrane Database Syst Rev. 2019;3: CD007506.
6. Jeanes Y.M., Reeves S., Gibson E.L., Piggott C., May V.A., Hart K.H. Binge eating behaviours and food cravings in women with polycystic ovary syndrome. Appetite. 2017;109:24-32.
7. Mousa A. Prevention and management of gesta-tional diabetes using vitamin D supplementation: an overview and appraisal of applied sciences. Appl Sci. 2020;10(22):8141.
8. Mousa A., Naderpoor N., de Courten M.P., Scragg R., de Courten B. 25-hydroxyvitamin D is associated with adiposity and cardiometabolic risk factors in a predominantly vitamin D-deficient and overweight/obese but otherwise healthy cohort. J Steroid Biochem Mol Biol. 2017;173:258-64.
9. Miao C-Y., Fang X-J., Chen Y., Zhang Q. Effect of vitamin D supplementation on polycystic ovary syndrome: a meta-analysis. Exp Ther Med. 2020;19(4):2641-9.
C3
о
о Л о
о сз о в
e
u
CM CO
10. Guo S., Tal R., Jiang H., Yuan T., Liu Y. Vitamin D supplementation ameliorates metabolic dysfunction in patients with PCOS: a systematic review of RCTs and insight into the underlying mechanism. Int J Endocrinol. 2020;2020:1.
11. Gao H., Li Y., Yan W., Gao F. The effect of vitamin D supplementation on blood lipids in patients with polycystic ovary syndrome: a meta-analysis of randomized controlled trials. Int J Endocrinol. 2021;2021:1.
12. Guo S., Tal R., Jiang H., Yuan T., Liu Y. Vitamin D supplementation ameliorates metabolic dysfunction in patients with PCOS: a systematic review of RCTs and insight into the underlying mechanism. Int J Endocrinol. 2020;2020:1.
13. Gao H., Li Y., Yan W., Gao F. The effect of vitamin D supplementation on blood lipids in patients with polycystic ovary syndrome: a meta-analysis of randomized controlled trials. Int J Endocrinol. 2021;2021:1.
14. González F., Rote N.S., Minium J., Kirwan J.P. Reactive oxygen species-induced oxidative stress in the development of insulin resistance and hyper-androgenism in polycystic ovary syndrome. J Clin Endocrinol Metab. 2006;91(1):336-40.
15. Kazerooni T., Asadi N., Dehbashi S., Zolghadri J. Effect of folic acid in women with and without insulin resistance who have hyperhomocysteinemic polycystic ovary syndrome. Int J Gynecol Obstet. 2008;101(2):156-60.
16. Guzelmeric K., Alkan N., Pirimoglu M., Unal O., Turan C. Chronic inflammation and elevated homocysteine levels are associated with increased body mass index in women with polycystic ovary syndrome. Gynecol Endocrinol. 2007;23(9):505-10.
17. Kilicdag E.B., Bagis T., Tarim E., Aslan E., Erkanli S., Simsek E., Haydardedeoglu B, Kuscu E. Administration of B-group vitamins reduces circulating homocysteine in polycystic ovarian syndrome patients treated with metformin: a randomized trial. Hum Reprod. 2005;20(6):1521-8.
THE RATIONALITY OF INCLUDING VITAMIN COMPLEXES WITH THE PARTICIPATION OF VITAMIN D AND FOLIC ACID IN THE COMPLEMENTARY THERAPY OF POLYCYSTIC OVARY SYNDROME
Mirgalimov R.R., Sakhnenkova T.I., Bitsueva F.R., Shogenova O.A., Tuaeva A.A.
First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov; Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky; North Ossetian State Medical Academy
Polycystic ovary syndrome (PCOS) is a modern disease that affects 1 out of 5 women of reproductive age worldwide. The disease is accompanied by dysmenorrhea, hyperandrogenism, overweight, skin problems, etc. To date, it has been precisely established that PCOS is a polygenic hormonal problem correlated with genetically determined determinants. But what is most important to understand is that there are exogenous factors that induce the development of pathology that can be regulated and controlled. This is possible provided that the specialist who leads the patient with diagnosed PCOS has in-depth knowledge in clinical biochemistry, nutritionology, endocrinology and even immunology, because PCOS is a systemic problem that requires monitoring at any possible level of onset and manifestation. One of the exogenous factors that can have a serious impact on women's health and control of PCOS is a balanced diet and elimination of deficiencies in the body. Patients with PCOS
often have a deficiency of many common vitamins and minerals, which is associated with various conditions, including mental ones. Thus, taking healthy dietary supplements and integrating complementary medicine in addition to traditional lifestyle based PCOS may bring additional benefits to these women. One of the recommended treatment strategies in the evidence-based international clinical guidelines is lifestyle modification, which includes diet and exercise, to improve several health indicators. This systematic review aims to summarize the actual results from randomized controlled trials, systematic reviews, and meta-analy-ses to give a general idea of the state of knowledge in this field.
Keywords: polycystic ovary syndrome, nutrition, lifestyle, women's health, dietary supplements, dietary supplements, vitamin D.
References
1. Ndefo U.A., Eaton A., Green M.R. Polycystic ovary syndrome: a review of treatment options with a focus on pharmacological approaches. P T. 2013;38(6):336-55.
2. Diamanti-Kandarakis E., Kandarakis H., Legro R.S. The role of genes and environment in the etiology of PCOS. Endocrine. 2006;30(1):19-26
3. Rutkowska A.Z., Diamanti-Kandarakis E. Polycystic ovary syndrome and environmental toxins. Fertil Steril. 2016;106(4):948-58.
4. Sam S. Obesity and polycystic ovary syndrome. Obes Manag. 2007;3(2):69-73.
5. Lim S.S., Hutchison S.K., Van Ryswyk E., Norman R.J., Teede H.J., Moran L.J. Lifestyle changes in women with polycystic ovary syndrome. Cochrane Database Syst Rev. 2019;3: CD007506.
6. Jeanes Y.M., Reeves S., Gibson E.L., Piggott C., May V.A., Hart K.H. Binge eating behaviours and food cravings in women with polycystic ovary syndrome. Appetite. 2017;109:24-32.
7. Mousa A. Prevention and management of gestational diabetes using vitamin D supplementation: an overview and appraisal of applied sciences. Appl Sci. 2020;10(22):8141.
8. Mousa A., Naderpoor N., de Courten M.P., Scragg R., de Cour-ten B. 25-hydroxyvitamin D is associated with adiposity and car-diometabolic risk factors in a predominantly vitamin D-deficient and overweight/obese but otherwise healthy cohort. J Steroid Biochem Mol Biol. 2017;173:258-64.
9. Miao C-Y., Fang X-J., Chen Y., Zhang Q. Effect of vitamin D supplementation on polycystic ovary syndrome: a meta-analy-sis. Exp Ther Med. 2020;19(4):2641-9.
10. Guo S., Tal R., Jiang H., Yuan T., Liu Y. Vitamin D supplementation ameliorates metabolic dysfunction in patients with PCOS: a systematic review of RCTs and insight into the underlying mechanism. Int J Endocrinol. 2020;2020:1.
11. Gao H., Li Y., Yan W., Gao F. The effect of vitamin D supplementation on blood lipids in patients with polycystic ovary syndrome: a meta-analysis of randomized controlled trials. Int J En-docrinol. 2021;2021:1.
12. Guo S., Tal R., Jiang H., Yuan T., Liu Y. Vitamin D supplementation ameliorates metabolic dysfunction in patients with PCOS: a systematic review of RCTs and insight into the underlying mechanism. Int J Endocrinol. 2020;2020:1.
13. Gao H., Li Y., Yan W., Gao F. The effect of vitamin D supplementation on blood lipids in patients with polycystic ovary syndrome: a meta-analysis of randomized controlled trials. Int J En-docrinol. 2021;2021:1.
14. González F., Rote N.S., Minium J., Kirwan J.P. Reactive oxygen species-induced oxidative stress in the development of insulin resistance and hyperandrogenism in polycystic ovary syndrome. J Clin Endocrinol Metab. 2006;91(1):336-40.
15. Kazerooni T., Asadi N., Dehbashi S., Zolghadri J. Effect of folic acid in women with and without insulin resistance who have hy-perhomocysteinemic polycystic ovary syndrome. Int J Gynecol Obstet. 2008;101(2):156-60.
16. Guzelmeric K., Alkan N., Pirimoglu M., Unal O., Turan C. Chronic inflammation and elevated homocysteine levels are associated with increased body mass index in women with polycystic ovary syndrome. Gynecol Endocrinol. 2007;23(9):505-10.
17. Kilicdag E.B., Bagis T., Tarim E., Aslan E., Erkanli S., Simsek E., Haydardedeoglu B, Kuscu E. Administration of B-group vitamins reduces circulating homocysteine in polycystic ovarian syndrome patients treated with metformin: a randomized trial. Hum Reprod. 2005;20(6):1521-8.