Научная статья на тему 'Рациональность применения международных стандартов финансовой отчетности'

Рациональность применения международных стандартов финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ СТАНДАРТЫ / СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ВНЕШНЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЧЕТНОСТИ / ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахорина М. В.

Рассматриваются вопросы целесообразности перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. Уделено внимание решению проблем адаптации МСФО в Российской Федерации, раскрыты подходы по сближению МСФО с РСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вахорина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональность применения международных стандартов финансовой отчетности»

Таким образом, планирование, являясь начальным этапом аудиторской проверки, фактически определяет ее направленность, содержание, глубину. Корректность осуществления планирования аудиторской проверки является залогом ее успешного осуществления и гарантией достижения поставленных перед аудитором целей.

N. Kobozeva

Planning of audit verification of enterprise during procedure in bankruptcy

Devoted the problems of planning of audit on a helpless enterprise. The main idea of the article consists in that planning, being the initial stage of public accountant verification, actually determines its orientation, maintenance, depth.

УДК 657:006.03.032

M.B. Вахорина, зам.завкафедрой, [email protected],

(Россия, Тула, Ин-т экономики и управления)

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассматриваются вопросы целесообразности перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. Уделено внимание решению проблем адаптации МСФО в Российской Федерации, раскрыты подходы по сближению МСФО с РСУ.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность,

Международные бухгалтерские стандарты, Совет по международным стандартам бухгалтерской отчетности, управленческий учет, внешняя отчетность, внутренняя (управленческая) отчетность, качественные характеристики отчетности, положения по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет традиционно называют языком общения бизнеса. Очевидно, что интернационализация бизнеса обусловливает необходимость и интернационализации языка его общения как в прямом, так и переносном смысле. Как принято в определенном бизнес-сообществе выбирать национальный язык, на котором будет происходить общение участников, так и в процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимость определения понятных всем участникам правил, по которым будут составляться документы, необходимые для делового общения.

Для решения этой задачи в 1973 г. была создана международная профессиональная неправительственная организация — International Accounting Standarts Committee (IASC) — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В состав этого Комитета вошли представители 13 государств (в частности, США, Канады, Франции,

Германии, Великобритании, Австралии, Японии и др.) и 4 неправительственных организаций. С момента создания и до 2001 г. Комитетом были разработаны около 40 международных бухгалтерских стандартов (International Accounting Standarts — IAS).

В 2001 г. был сформирован Совет по международным стандартам бухгалтерской отчетности — International Accounting Standarts Board (IASB), который стал правопреемником Комитета в реализации функции по разработке международных стандартов. Совет одобрил существовавшие на тот момент МСФО (IAS) и интерпретации.

Выпускаемые в настоящее время стандарты называются IFRS (International Finantional Reporting Standarts) — Международные стандарты финансовой отчетности.

Таким образом, в систему МСФО входят два вида стандартов — IAS и IFRS.

Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 г. все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО.

В США идет работа по сближению американских учетных стандартов с правилами МСФО. Сейчас отчетность иностранных компаний, составленная по МСФО, признается на биржах США лишь после осуществления определенных корректировок, позволяющих приводить такую отчетность к отчетности, составленной по правилам US GAAP. Однако в настоящее время Комиссией по ценным бумагам и биржам США разрабатывается детальный план по отмене указанного требования, что позволит иностранным компаниям уже к 2009 г. отказаться от трансформации МСФО — отчетности под американские стандарты.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.

МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений (интерпретаций) к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО.

Принципы подготовки и представления отчетности определяют основы составления и представления финансовой отчетности, в частности рассматривают цели отчетности, ее качественные характеристики, порядок квалификации, признания и измерения элементов отчетности. Принципы призваны помочь национальным органам стандартизации при разработке национальных стандартов в соответствии с нормами МСФО, составителям отчетности — в применении существующих стандартов и по вопросам, по которым стандарты не приняты, а также аудиторам при выработке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО.

Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близким российским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ.

Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФО не содержат специальных стандартов. Кроме того, при применении МСФО может возникать возможность неоднозначной трактовки отдельных положений стандартов. Поэтому специальным органом — Постоянным комитетом по интерпретациям при Комитете (Совете) по МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)) — подготавливаются документы, содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмы единообразного применения стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности — система концептуальных документов, устанавливающих принципы составления и представления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т. е. они не содержат так привычного для российских финансовых работников плана счетов, типовых бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документов и учетных регистров.

Основная задача, которую призваны решать МСФО, — унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.

В России необходимость перехода на МСФО на государственном уровне впервые была зафиксирована в 1997 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, а чуть позже и в указе Президента РФ от 03 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». Указанным документом Правительству РФ была поставлена задача «разработать и утвердить до

226

15.11.1997 г. программу перехода с 1998 г. на международные стандарты бухгалтерского учета».

Такая Программа была подготовлена Правительством РФ в 1998 г. и утверждена Постановлением от 06 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». В качестве цели Программа определила «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и Международными стандартами финансовой отчетности». Другими словами, Правительство РФ решило не внедрять в российскую практику МСФО в чистом виде, а переработать национальные стандарты согласно принципам МСФО.

После утверждения Программы документы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России претерпели существенные изменения за счет их сближения с МСФО. Так, был принят целый ряд новых ПБУ, существенно переработаны ПБУ, определяющие порядок ведения учета основных средств и материально-производственных запасов, в практику отечественного учета внедрены принципиально новые понятия (в частности, «условные факты хозяйственной деятельности», «события после отчетной даты», «отложенные налоговые активы и обязательства»), формы отчетности стали рекомендательными, а требования к составлению отчетности дополнены рядом положений, соответствующих принципам МСФО.

Однако к концу 2002 г. работа по сближению российских стандартов с международными была приостановлена, а к 2004 г. был существенным образом изменен подход к реформированию национальной системы учета и отчетности. Приказом Минфина России от 01 июля 2004 г. № 180 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее — Концепция).

При этом в качестве основной задачи реформирования индивидуальной и консолидированной отчетности Концепцией определено обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах (для индивидуальной отчетности) и о группе хозяйствующих субъектов (для консолидированной отчетности).

Однако подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности принципиально различны.

Так, для индивидуальной отчетности в качестве основного пути ее сближения с МСФО определено ее составление по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. При этом в Концепции отмечено, что «в перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов)».

Что касается консолидированной отчетности, то для решения поставленной задачи реформирования «необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее».

В качестве «среднесрочной перспективы» Концепция рассматривает период с 2004 по 2010 гг., выделяя в нем два основных этапа.

Первый этап — с 2004 по 2008 гг. В качестве основных мероприятий на данном этапе должны быть, в частности, реализованы:

- обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых финансовых субъектов (т. е. предприятий (организаций), в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц. Это открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц (в частности, банки), другие организации, соответствующие установленным критериям);

- утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Второй этап — с 2008 по 2010 гг. На этот период запланированы, в частности:

- обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признанным стандартам;

- оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.

Таким образом, весьма упрощенным представляется прочтение Концепции, встречающееся в некоторых публикациях и сводящееся к тому, что в ближайшее время все российские компании будут составлять отчетность по МСФО, а это потребует ведения дополнительного вида учета.

Указанный документ предусматривает в среднесрочной перспективе поэтапный переход на международные стандарты составления отчетности только для определенного круга компаний. При этом следует иметь в виду, что сама Концепция, хотя и одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Всю проблематику внедрения МСФО в России стремятся несколько расширить и придать ей общеэкономический характер. В частности, выделяют следующие группы проблем:

1) общеэкономические проблемы, связанные с внутренней экономической обстановкой в стране и условиями работы отечественных компаний;

2) институциональные проблемы, характеризующие способность нормативных и экономических институтов к восприятию МСФО;

3) проблемы, связанные с внутренними различиями российской и международной систем бухгалтерского учета;

4) проблемы, порождаемые внутренними противоречиями МСФО.

В целом общеэкономические проблемы играют ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражают готовность субъектов экономики к их восприятию. Среди данного комплекса проблем можно выделить следующие:

1) нестабильная экономическая обстановка. Международные стандарты рассчитаны на функционирование в нормальной и стабильной экономической среде;

2) неготовность российских компаний к предоставлению «прозрачной» отчетности. Это приводит к тому, что нет заинтересованных пользователей отчетности.

Изменить эту ситуацию может только появление категории заинтересованных пользователей отчетности, т. е. реального спроса на МСФО.

Институциональные проблемы были достаточно четко очерчены уже при подготовке внедрения МСФО в России, в связи с чем в предложенной Правительством РФ программе изначально были выделены три основных направления реформы: нормативное и методологическое обеспечение реформы; реорганизация системы управления учетом; подготовка и переподготовка кадров.

На данный момент эти задачи решены лишь частично, а круг проблем данного уровня остался достаточно широким:

1) проблема государственного регулирования. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Минфин России (кроме кредитных учреждений). Таким образом, принятые в исполнение программы положения по бухгалтерскому учету — это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике;

2) проблема технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала, которые в большинстве случаев не позволяют корректно вести учет даже по существующим правилам [3].

Третья проблемная область, связанная с внедрением МСФО в России, выражается во внутренних различиях данных учетных систем. Среди данного круга проблем можно отметить доминирующие:

1) различия в принципах ведения бухгалтерского учета. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации;

2) отсутствие четкого разделения учета на бухгалтерский и управленческий. В российской учетной системе только лишь определилось такое разделение;

3) различие подходов в отражении отдельных видов активов и обязательств. С одной стороны, между российскими и международными стандартами существует очень большое количество расхождений. С другой стороны, они по своей сути мало отличаются друг от друга [1].

Не менее серьезные проблемы, препятствующие внедрению МСФО в России, связаны с самими международными стандартами:

1) обобщенный характер МСФО. МСФО обладают в некоторой степени расплывчатостью и неконкретностью;

2) недостаточное признание МСФО на мировых рынках капитала. Вопрос о признании МСФО на мировых рынках капитала до настоящего времени окончательно не решен;

3) постоянное обновление МСФО. Вопрос постоянного обновления МСФО представляет собой серьезную задачу на пути перехода к международным стандартам.

Концепция создает достаточно прочный базис для формирования концептуальных основ адаптации МСФО в России. В этой связи основной проблемой адаптации МСФО является реализация и уточнение достаточно системного Плана мероприятий Министерства финансов РФ.

План мероприятий по реализации Концепции является крупным вкладом в формирование концептуальных основ адаптации МСФО в России. Однако его не выполнение по целому ряду именно концептуальных, принципиальных положений подрывают последовательную и системную адаптацию МСФО в России [2].

Общее решение проблем адаптации МСФО в Российской Федерации можно представить следующим образом:

1) принятие необходимых законодательных и нормативных актов;

2) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

3) формирование инфраструктуры применения МСФО;

4) преобразование системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

5) создание системы формирования национальных стандартов, адекватных МСФО;

6) организация постоянно действующей системы перевода МСФО на русский язык;

7) создание специальных органов по согласованию и адаптации МСФО в России;

8) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

9) подготовка и повышение квалификации бухгалтерских и аудиторских кадров.

Единственным и наиболее рациональным способом перехода к МСФО является не просто последовательное внедрение комплекса мероприятий, а поэтапная адаптация с учетом специфики учетной системы и всей российской экономической среды.

В результате изучения проблемы можно сказать, что формирование концептуальных основ адаптации МСФО в нашей стране должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества. Только такой подход сделает адаптацию и внедрение МСФО в России последовательными и необратимыми.

Практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой отчетности для широкого круга пользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты, способные раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах. Вследствие этого МСФО — отчетность в большей степени, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, принятия инвестиционных решений, оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы.

Библиографический список

1. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. М.А. Бахрушиной. М.: Вузовский учебник, 2007. 320 с.

2. Старинский Б.Н. Международные стандарты отчетности и совершенствование управленческих технологий / Б.Н. Старинский // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 11. С. 60-63.

3. Чая В.Т. Проблема адаптации МСФО в России / В.Т. Чая // Все для бухгалтера. 2007. № 24. С. 25-29.

M. V. Vahorina

Rationality of application of the International Accounting Standarts

In article questions of expediency of transition of book keeping on the international standards are considered. The attention is paid to the decision of problems of adaptation IAS in the Russian Federation, approaches on rapprochement IAS with PBU are opened.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.