Лобанов Константин Николаевич, д-р полит. наук, доц., проф., Lohanoffamail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России.
TERRORIST ACTIVITY AS A FACTOR OF EMERGENCE OF INTERSTATE DISAGREEMENTS IN CONTEMPORARY HISTORY
K.N. Lohanov
It is known that World War I, the centenary of which was commemorated last year, was provoked hy a well-known incident in Sarajevo. Today, "an incentive impulse" for the expansion of local, regional and hypothetically possible world wars and armed conflicts can he actions of individual terrorists and illegal organizations supporting them, as well as purposeful, systematic terrorist activity of certain states (systems of states) against others. This can he called the state terrorism. This article looks into certain issues of the theory of modern interstate conflicts hy means of historic and political parallels and associations.
Key words: social and political contradictions, interstate conflict, national and state interests, terrorist activity, extremism, "humanitarian intervention", anti-recessionary activity of the state, conflict management strategy, war on terrorism.
Lohanov Konstantin Nikolaevich, Doctor of Political Sciences, Associate Professor, professor of chair of administrative and legal disciplines, Lohanoffa mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
УДК 323.2
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ
Н.Н. Стеблецова
Раскрывается сущность утвержденных Указом Президента РФ В.В. Путина основ государственной культурной политики и показаны приоритеты различных видов культур в формировании рациональной и эффективной системы государственного и муниципального управления, акцентируется внимание на роли и месте в этом процессе институтов гражданского общества.
Ключевые слова: основы государственной культурной политики, управленческая культура, профессиональная культура, политическая культура, государственное и муниципальное управление, рациональность, эффективность.
Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
В.В. Путин [3].
На эффективность и рациональность процесса государственного управления, как известно, влияют, прежде всего, профессионализм и дело-
вые качества государственных гражданских служащих, их общие и специальные компетенции в вопросах социально-культурной сферы. Это значит, что государственные гражданские служащие, социализируясь в административно-управленческой сфере, постоянно взаимодействуют с различными видами культур - организационной, правовой, профессиональной, рыночной, политической культурой, поскольку культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственных гражданских служащих в Российской Федерации, показывает, что все эти виды культур в системе государственного и муниципального управления находятся на этапе своего дальнейшего становления и развития. Одним из первых нормативных актов в этом плане можно считать Указ Президента РФ В.В. Путина от 12 августа 2002 года «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [6]. Основным же нормативно-правовым актом государственной гражданской службы является, безусловно, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» и от 30 декабря 2012 г. № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7]. Следует отметить, что в упомянутом Федеральном законе в ст. 18 специально обозначена категория культуры, хотя в законе делается акцент на управленческой культуре самой государственной службы, ее правовых основах и общих принципах, функциях, классных чинах, запретах, взаимодействии с органами государственной власти и управления. Безусловно, на этом этапе это является чрезвычайно важным, поскольку государственные служащие призваны решать, прежде всего, свои профессиональные задачи, разъяснять основы конституционного строя, стимулировать изучение Конституции Российской Федерации, стремиться к духовному обогащению гражданского общества [5]. Это в полной мере относится и к другим видам культуры управленцев всех уровней, в том числе государственных гражданских служащих различных направлений.
На уровне субъектов Российской Федерации также были приняты нормативно-правовые документы о государственной гражданской службе, в которых пока не делается акцента на месте и роли культуры в государственной гражданской службе [2]. Проведенный анализ свидетельствует о том, что назрела необходимость поднять планку требований по линии культуры государственных гражданских служащих на более высокий уровень. Развитие и модернизация государственной гражданской службы, однако, невозможна без Федеральной Целевой программы «Реформирование
и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)» на основе которой во всех субъектах федерации разработаны и утверждены программы и планы мероприятий реформирования государственной гражданской службы [8], проводятся мероприятия по улучшению подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, по созданию материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы.
Именно на основе креативности развития общественно-политической модернизации можно говорить об эффективности формирования управленческой культуры в системе государственного и муниципального управления, оптимизации структуры органов исполнительной власти субъектов федерации и перераспределении функциональных обязанностей структурных подразделений[9]. Между тем вопросы модернизации культуры государственных гражданских служащих требуют соответствующих изменений и в концепции реформирования служебного законодательства. Конечно, государственные гражданские служащие в первую очередь выполняют профессиональные функции и культурно-нравственную часть своей деятельности закрепляют лишь «кодексом этики», о котором большинство государственных гражданских служащих мало что знают, а некоторые, возможно, и не знают о его существовании. Естественно, этого, на наш взгляд, недостаточно, поскольку не может кардинальным образом преодолеть негативные тенденции взаимодействия государственных гражданских служащих с гражданским обществом. Результативность деятельности государственных служащих зависит не столько от факта оснащения новыми технологиями или увеличения прав, обязанностей и ответственности, сколько от их возможности и желания быть, прежде всего, нравственными, понимать меру человечности, личности и сообщества [1].
В соответствии с принятой государственной программой по культуре следует все же подчеркнуть, что в последние годы в нашей стране удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться объединения усилий государства и общества в поддержке сферы культуры. Культурная сфера сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную, многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов, объединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. Реализация такого подхода предполагает повышение профессионального уровня персонала государственной гражданской службы, повышение эффективности управления государственной гражданской службы.
Приоритета культуры необходимо добиваться не только в системе государственного, но и местного самоуправления. Интересен в этом плане
опыт Тульской области, где местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского общества современной России. Именно на местном уровне решаются основные вопросы культуры благоустройства территорий, проблем в сфере жилищно-коммуниального хозяйства, просвещения жителей, помощи незащищенным слоям населения и т.п. На современном этапе развития муниципальные гражданские общества области находятся в поиске новых эффективных моделей управленческой культуры [10, 11].
На наш взгляд, в качестве основополагающих институтов развития и модернизации государственной гражданской и муниципальной службы должна стать духовность, знание ценностных, нормативных, традиционных, межкультурных коммуникаций, а также учет поведенческих особенностей профессиональной, сельской, городской, региональной культуры. Кроме того, это наличие навыков и умений формирования корпоративной культуры, команды единомышленников, творческого применения ими имеющихся знаний в реальном ведении рыночных отношений, выстраивания эффективных межкультурных коммуникаций, которые служат прогрессу развития государственной гражданской службы в регионе.
Из этого следует, что культура государственной гражданской службы призвана формироваться, прежде всего, на основе профессиональных знаний, определенных практических навыков в области управления персоналом; навыков принятия управленческих решений, воспроизводства управленческих знаний, командной деятельности, прогнозирования и проектирования; эффективного применения известных и инновационных способов и методов решения управленческих задач; умения критически оценивать свои знания, способности и навыки при исполнении должностных обязанностей.
Культура государственной гражданской службы предполагает соблюдение нравственных ориентиров профессионального поведения, обязывает проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями различных организаций и учреждений, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики. Кроме того, в своей профессиональной деятельности государственные гражданские служащие призваны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных, демографических конфессиональных групп населения и тем самым способствовать установлению толерантности межнациональных и межконфессиональных отношений.
Государственные гражданские служащие нуждаются в наполнении духовно-нравственным содержанием, осознанием субъектами управления особой социальной ответственности за результаты деятельности, органическое сочетание внутренней и внешней культуры в процессе общения, умением найти такие формы и методы взаимодействия, которые были ос-
нованы на духовной нравственности, эстетическом вкусе, соблюдении определенных этических норм и правил поведения.
Современные условия ориентации государственных гражданских служащих на эффективность и получение прибыли зачастую негативно сказываются на морально-нравственных и профессиональных качествах, что, безусловно, формирует общественное мнение о нравственных качествах государственных гражданских служащих. Можно по-разному оценивать представителей государственной гражданской службы, их культурный, нравственный и духовный обмен, но они являются отражением тех общественных процессов и изменений, которые происходят в обществе. Как подчеркивал Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию, наличие серьезных проблем связано с неоправданной идеологией идеалов и ценностей, духовно-нравственного и патриотического воспитания, наличием коррупции, пьянства, алкоголизма, падением нравов, а моральное регулирование не имело определенной направленности [4]. Кроме того, широкая пропаганда в средствах массовой информации западных идеалов и ценностей, в том числе и средствами культуры, распространение западных технологий, форм и методов работы негативно сказывались на процессе общения и на государственной гражданской службе.
В последнее время ситуация в общественных процессах и явлениях стала все же меняться. Важную роль в этом сыграл Указ Президента РФ В.В. Путина «Об утверждении основ государственной культурной политики», в котором подчеркивается, что «настоящие основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ» [3]. В реализации основ государственной культурной политики институты государственной и муниципальной службы призваны активно взаимодействовать с гражданским обществом, реализуя тем самым свои профессиональные качества в процессе двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию, а следовательно, и решению различных проблем. Коммуникативная компетентность государственных гражданских служащих рассматривается как система внутренних ресурсов. В этих условиях важными аспектами делового общения в государственной гражданской службе являются открытость, непредвзятость, обоюдное доверие. При этом люди, вступающие в общение с государственными гражданскими служащими, как правило, отличаются друг от друга социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом, что порой приводит к неравенству.
Следует учитывать, что на них влияют предубеждения, различные установки, которые имеют определенные измерения, в частности: когни-
тивное; положительные или отрицательные эмоции по отношению к конкретному человеку или информации; готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека. В то же время, как показывает опыт, владение культурой межличностного общения является важнейшим условием любого успеха, что может составлять собственную схему общения и воздействия на людей, но не всегда достигнутые таким путем навыки являются оптимальными, так как подобный опыт ограничен, а возможные неудачи часто наносят социальный, а возможно, и политический ущерб.
Таким образом, воздействие культуры на поведение современного государственного гражданского служащего становится важнейшим условием модернизации государственной гражданской службы, побудительным мотивом повышения статуса культурно-нравственного поведения в жизни общества, ориентации на ценности, побуждающие государственных гражданских служащих соответствовать требованиям государственной культурной политики. В соответствии с Указом Президента РФ органам федеральной власти впервые поручено разработать критерии деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики [3], что предполагает повышение места и роли культуры в совершенствовании рациональности и эффективности государственного и муниципального управления.
Список литературы
1. Джерелиевская И. Становление и реформирование государственной гражданской службы: культурно-нравственный ракурс. // Управление мегаполисом. 2011. № 6. С.15 22.
2. Закон Орловской области от 04.03.2011 № 1175-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» // Орловская правда. 2011. № 33.
3. Основы государственной культурной политики. // Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/21027 (дата обращения: 10.01.2015).
4. Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.2012 г. Москва, Кремль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 10.01.2015).
5. Танов Г. Политическая культура муниципальных служащих. // Власть. 2012. № 3. С. 94 - 96.
6. Указ Президента РФ № 8885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». 12.08.2002. [Элек-
тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.01.2015).
7. ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации»; от 30.12.2012 г. № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [Электроный ресурс]. [сайт]. [2004]. URL: http : //ivo. garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10.01.2015).
8. Целевая программа «Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы». // Российская газета. 2011. 1 ноября.
9. Васютин Ю.С. Креативность развития и применения общественно-политического опыта модернизации // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С.29-40.
10. Колесникова Н.А. Роль местного самоуправления для становления и развития гражданского общества в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 4. С. 301.
11. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Институционализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты исследования// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3. С. 116-124.
Стеблецова Надежда Николаевна, канд. полит. наук, доц., Stebl_n@,mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный институт искусств и культуры.
RATIONAL AND EFFICIENT STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT AS A PRIORITY
IN STATE CULTURAL POLICY
N.N. Stebletsova
The article reveals the fundamental principles of the state cultural policy approved by the Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin and shows the priorities of different types of cultures in the formation of a rational and efficient system of state and municipal government. The author draws attention to the role and place of civil society institutions in the process.
Key words: fundamental principles of state cultural policy, management culture, professional culture, political culture, state and municipal administration, rationality, efficiency.
Stebletsova Nadezhda Nikolaevna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State Institute of Arts and Culture.