Рациональное природопользование и инновации: региональный аспект
Мантаева Э.И., доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Слободчикова И.В., кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Надбитова М.Г., аспирант, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Аннотация: работа посвящена исследованию роли инновационного фактора экологизации экономики России и ее регионов, а также обобщению мер государственной политики в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Abstract: the work is devoted to the study of the role of innovation factor greening the economy of Russia, as well as positive measures of state policy in the sphere of rational nature use and environment protection.
Ключевые слова: природопользование, инновации, экология,
государственная политика, экономическое развитие, конкурентоспособность страны и отдельных регионов, факторы экономического развития.
Key words: management of natural resources, innovation, environment, public policy, economic development, competitiveness of the country and separate regions, factors of economic development
В современном мире все большую актуальность приобретает новая модель экономического развития, не наносящего ущерб природе. Она предполагает неразрывное сочетание экономической, экологической и инновационной политики. Именно вопросы рационального природопользования и инноваций сопряжены со многими экономическими проблемами.
Стоит отметить, что экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний.
Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития. Одна из главных новых возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг [5].
Наряду с этим государство формирует приоритеты своей инновационной политики, главной целью которой является увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, в том числе в решение проблем загрязнения окружающей, экологической безопасности.
«Зеленый рост» - современный термин, означающий сбережение природных ресурсов, способствующее экономическому развитию, что может быть достигнуто за счет применения наукоемких инновационных технологий. Именно поэтому во всем мире сегодня очень активно развиваются инвестиции в экологические продукты, идет пропаганда экологического образа жизни [8]. Так, необходимость развивать инновационные технологии в области экологии определена Президентом РФ как «точка роста экономики страны» [6]. В качестве основных направлений восстановления экономики Японии правительство страны определяется «развитие экологичных отраслей промышленности, развитие сферы инноваций» [7]. Ряд стран, в частности Европейский Союз, Южная Корея и США, заявили о том, что экология становится приоритетным направлением для развития их экономик [8].
Конкурентоспособность сегодня все в большей степени определяется наличием в структуре производства технически передовых экологических изделий. Учет экологического фактора может повысить конкурентоспособность как отдельных компаний, отраслей, регионов, так и
страны в целом. Экологически ориентированное производство сегодня - это сфера перспективного развития. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию; необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных экологических норм; экономические рычаги; забота о репутации [5].
Именно вопросы экологии и инноваций сопряжены с классическими экономическими проблемами. Значимость экологических проблем растет по всему миру. С увеличением населения в странах с развивающейся экономикой окружающая среда испытывает все возрастающее давление. С другой стороны, экономическое развитие и рост реальных доходов в большинстве стран также создают эффект «зеленого благополучия» - т.е. люди готовы выделять большие доли своих доходов на защиту окружающей среды. В этом смысле основная роль принадлежит инновациям, поскольку достижение широкомасштабных экологических целей с существующими технологиями и ноу-хау будет гораздо затратнее в ближайшие годы и десятилетия, чем использование новый и инновационных походов. Самое главное - как создаются и применяются новые идеи и технологии к решению сегодняшних экологических задач [10].
Бесконтрольность в рыночном обществе, в котором деятельность субъектов не регулируется государством, исключает природу из сферы их интересов и приводит к резкому ухудшению экологии. Ситуация может быть изменена при проведении экологической политики и консолидации частных производителей с целью коллективного контроля за восстановлением природы. Практика показала, что общественные меры эффективны в случае вмешательства государства в природоохранную деятельность. Экологическая политика проводится как внутри стран, так и на региональном и глобальном уровнях. Внутренняя экологическая политика заключается в принятии
законов, направленных на сохранение и реабилитацию (восстановление) природных ресурсов, которые истощаются в результате человеческой деятельности; создании государственных программ в природоохранной и смежных областях; выделении средств на поддержание окружающей среды различным институтам общества, и т. д. [9].
В контексте совершенствования государственной экологической политики в Росси принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области сохранения природы и устойчивой окружающей среды, а так же направленных на формирование экологической культуры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Указом Президента РФ рациональное природопользование определено в качестве одного из приоритетных направлений развития науки, технологий
и техники в Российской Федерации. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, а также технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых включены в перечень критических технологий, имеющих важное социальноэкономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства [2].
В федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» определены мероприятия, направленные на проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области рационального природопользования.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития отнесена экологическая безопасность экономики и экология человека. В этом документе отмечается, что динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим в Концепции выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека: экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; экология человека - создание экологически безопасной и комфортной
обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха; экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики; экология природной среды - сохранение и защита природной среды.
Согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, на состояние экологической сферы негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. В связи с этим стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования нашей страны являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [1].
Следует отметить, что в рамках стратегии развития Южного федерального округа определен инновационный сценарий, предполагающих качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма,
развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию [4].
Помимо стимулирующих мер законодательство вводит ограничения в сфере природопользования, в частности глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за совершение экологических преступлений: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, атмосферы, порча земли, нарушение правил охраны и использования недр, уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Наряду с государственными проблемами ресурсосбережения важное значение имеет региональный аспект исследования данной проблемы. Потребности комплексного экономического развития регионов выдвигают на первый план задачу оптимального сочетания ускоренного роста производительных сил с гармоничным развитием природной среды. В каждом регионе изучение и решение проблем рационального природопользования имеет свою специфику, которая связана с преобладанием того или иного вида ресурсов, их использованием, уровнем экономического, технологического развития. Недооценка вопросов сохранения экологического равновесия при размещении предприятий может приводить в последующем к резкому возрастанию расходов на экоохранные мероприятия. Все это должно учитываться при определении путей рационализации ресурсопотребления на региональном уровне.
Что касается внешней политики, то наше государство, согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, выступает за
расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.
По прогнозам специалистов, усиление экологической составляющей экономического развития станет важным этапом научно-технического развития. Учет экологического фактора в экономической деятельности может быть выгодным как в масштабах отдельных стран, регионов, так и отдельных компаний. Это подтверждают многие исследования, а также практическая деятельность крупнейших компаний. В связи с чем основными целями государственной экологической политики должны стать: оздоровление экологической обстановки в стране; улучшение здоровья населения; сохранение природно-ресурсного потенциала страны; участие России в международной природоохранной деятельности; определение приоритетных экологических проблем и разработка мероприятий по их решению; обеспечение учета экологических факторов в экономической и социальной политике.
Таким образом, Россия при разработке экономической стратегии должна учитывать экологический фактор и возможности использования конкурентных преимуществ, открывающихся на рынке экологически чистой продукции, а вопросы экологии и инноваций должны стать важными при формировании и реализации государственной политики.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
2. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий»
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
4. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года»
5. http://geopub.narod.ru/student/fokin/2/5.htm - [электронный ресурс]
6. Комарова Н. - [электронный ресурс] http://www.autochannel.ru/ecology/
7. http://www.strf.ru/ - [электронный ресурс] «Наука и технологии России -STRF.ru».
8. Ветерков В. - [электронный ресурс] http://ecamir.ru/experts/Ekologiya-i-innovatsii.html.
9. Коротец И.Д. - [электронный ресурс] http://dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на Академике.
10.Налоги, инновации и окружающая среда. ОЭСР - стратегия экологически
безопасного развития. 2010 - [электронный ресурс]
http://www.shaneco.ru/Files/file/nalogi%20i%20ekologiya.pdf