Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Людмила Александровна, Плахов Николай Николаевич, Буйнов Леонид Геннадьевич, Шангин Андрей Борисович

В последнее десятилетия наблюдается негативная динамика показателей состояния здоровья молодежи. Только 9,7% студентов оказались полностью здоровы, у остальных были выявлены те или иные нозологические формы алиментарно-зависимых заболеваний, что обуславливает питание как одну из важнейших проблем, определяющих здоровье студентов. Целью работы явилась сравнительная оценка пищевого статуса студентов первого и четвёртого курса бакалавриата педагогического вуза как компонента культуры здоровья. Результаты исследования позволили выявить недостаточный уровень знаний о рациональном питании у студентов первого курса педагогического университета. За время обучения в педагогическом вузе студенты бакалавриата формируют компетенции в сфере организации здорового образа жизни, в том числе в области рационализации стереотипа питания, что подтверждает формирование у них необходимого компонента культы здоровья в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Людмила Александровна, Плахов Николай Николаевич, Буйнов Леонид Геннадьевич, Шангин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL NUTRITION AS A COMPONENT OF THE HEALTH CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

In the last decade, there has been a negative dynamics of indicators of the health status of young people. Only 9.7% of the students turned out to be completely healthy, the rest were found to have one or another nosological form of alimentary-dependent diseases, which determines nutrition as one of the most important problems that determine the health of students. The aim of the work was a comparative assessment of the nutritional status of first and fourth year undergraduate students of a pedagogical university as a component of health culture. The results of the study made it possible to reveal an insufficient level of knowledge about rational nutrition among first-year students of the pedagogical university. During their studies at a pedagogical university, undergraduate students form competencies in the field of organizing a healthy lifestyle, including in the field of rationalizing the stereotype of nutrition, which confirms the formation of the necessary component of the cult of health in them in general.

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Целесообразно использовать мультимедийные арт-технологии на каком-либо этапе урока, на разных этапах изучения темы. Это способствует развитию устной речи, чтения, аудирования, а также усвоению грамматических структур, фонетических явлений, активизации лексических единиц и тому подобное.

Выводы. Итак, подготовка и использование мультимедийных арт-технологий усиливает мотивацию обучения и, конечно, помогает учителю, так как служит своеобразной формой опорного конспекта. Однако учитель должен стараться следить за тем, чтобы уроки не были перегружены использованием не учебных материалов необходимо часто менять виды и формы деятельности на уроке.

Литература:

1. Еременко М.В. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка / М.В. Еременко, Ю.С. Пашукевич // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. -2010. - № 2 (4). - С. 36-41

2. Есаулова О.В. Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: Адыгейский государственный университет, Общество с ограниченной ответственностью «Наука и образование», 2014. -№ 9. - С. 252-254

3. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.

4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010. - 197 с.

5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для учеников педагогических колледжей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 412 с.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Людмила Александровна

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, профессор Плахов Николай Николаевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, профессор Буйнов Леонид Геннадьевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, доцент Шангин Андрей Борисович

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В последнее десятилетия наблюдается негативная динамика показателей состояния здоровья молодежи. Только 9,7% студентов оказались полностью здоровы, у остальных были выявлены те или иные нозологические формы алиментарно-зависимых заболеваний, что обуславливает питание как одну из важнейших проблем, определяющих здоровье студентов. Целью работы явилась сравнительная оценка пищевого статуса студентов первого и четвёртого курса бакалавриата педагогического вуза как компонента культуры здоровья. Результаты исследования позволили выявить недостаточный уровень знаний о рациональном питании у студентов первого курса педагогического университета. За время обучения в педагогическом вузе студенты бакалавриата формируют компетенции в сфере организации здорового образа жизни, в том числе в области рационализации стереотипа питания, что подтверждает формирование у них необходимого компонента культы здоровья в целом.

Ключевые слова: здоровье; студенты; обучение; питание; культура здоровья.

Annotation. In the last decade, there has been a negative dynamics of indicators of the health status of young people. Only 9.7% of the students turned out to be completely healthy, the rest were found to have one or another nosological form of alimentary-dependent diseases, which determines nutrition as one of the most important problems that determine the health of students. The aim of the work was a comparative assessment of the nutritional status of first and fourth year undergraduate students of a pedagogical university as a component of health culture. The results of the study made it possible to reveal an insufficient level of knowledge about rational nutrition among first-year students of the pedagogical university. During their studies at a pedagogical university, undergraduate students form competencies in the field of organizing a healthy lifestyle, including in the field of rationalizing the stereotype of nutrition, which confirms the formation of the necessary component of the cult of health in them in general.

Keywords: health; students; training; food; health culture.

Введение. Современное общество переживает сложный период перехода на новую ступень эволюционного развития в направлении глобального технологического подъёма на основе использования цифровых разработок, перспективных видов энергии и материалов, создания искусственного интеллекта, внедрения роботизации и др. Интенсификация производственных процессов создаёт угрозу появления дополнительного комплекса рисков для здоровья человека в виде увеличения трудовой, преимущественно умственной, нагрузки, повышения уровня индивидуализации личности и социального расслоения граждан, уменьшения числа рабочих мест, негативного влияния объёма и содержания информации на эмоциональную и когнитивную деятельность головного мозга [1, 2]. За относительно короткий период времени отмечена существенная негативная динамика показателей состояния здоровья, физического и умственного развития представителей подрастающего поколения, особенно в условиях растущей информатизации и интенсификации образования [1-7].

Проведенные в последнее десятилетие углублённые медицинские обследования детей и подростков в школах России показали, что: «одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация питания и в первую очередь в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Проводимые ежегодные эпидемиологические исследования выявляют значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, так и с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам. Вследствие этого около 10% детей имеют сниженные антропометрические характеристики, около 7% страдают ожирением. В большинстве регионов рационы питания недостаточны по содержанию большинства витаминов, макро- и микронутриентов» [8].

Абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, сохраняют практически такие же объём и нозологические формы заболеваемости, которые были выявлены у них в период обучения в школах. Поэтому особую значимость в отношении здоровья студентов приобретает процесс их адаптации к условиям учебной деятельности на начальном этапе обучения, для которого характерна низкая степень стрессоустойчивости и социальной адаптации студентов первого курса [8]. Результаты исследований показали, что частота выявления патологических изменений со стороны организма студентов 1 и 2 курсов чрезвычайно высока: только 9,7% осмотренных оказались практически здоровыми [3]. Авторами отмечено, что что пищевые предпочтения и в целом стереотип питания студентов вузов не отвечает требованиям, предъявляемым к статусу питания молодых людей как по составу нутриентов, так и по режиму приёма пищи, что и приводит к развитию у них алиментарно-зависимых заболеваний [12, 14, 15].

Признанным современным направлением борьбы с указанными негативными явлениями является оптимизация сферы образования, в основе которой лежит ранняя профилактика заболеваний, здоровьесозидающая деятельность, формирование культуры здоровья обучающихся [1, 9, 11-13].

Целью работы явилось изучение пищевого статуса студентов первого и четвёртого курса бакалавриата педагогического вуза в процессе освоения знаний здоровьесберегающей направленности, как неотъемлемого компонента культуры здоровья.

Изложение основного материала статьи. Для выполнения цели работы проведена оценка статуса питания студентов 1 и 4 курсов факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Из числа студентов (124 участника) были сформированы 4 группы наблюдения: в первую группу вошли студентки 1 курса (группа Д1 - 34 участницы), во вторую -студентки 4 курса (группа Д4 - 30 участниц), в третью - студенты 1 курса (группа Ю1 - 31 участник) и в четвёртую - студенты 4 курса (группа Ю4 - 29 участников). Возраст студентов первого курса составлял в среднем 17,9±0,8 года, студентов 4 курса - 20,8±0,7 года.

Оценка пищевого статуса студентов включала в себя составление меню-раскладок в соответствии с выполнением учебных заданий по программам обучения «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (1 курс) и «Основы здорового образа жизни» (3-4 курсы).

Первый этап включал проведение антропометрических исследований с измерением роста, массы тела и расчёта индекса массы тела (ИМТ). Во второй период обследования участники проводили оценку своей деятельности на протяжении одной недели с расчётом суммарных среднесуточных энерготрат и потребления питательных веществ. Третий период был посвящён составлению индивидуальных меню-раскладок с проведением сравнительного анализа разницы фактических и должных среднесуточных величин энергоёмкости рациона и потребления нутриентов. На заключительном этапе каждый из участников самостоятельно давал количественно-качественную оценку своему рациону питания в соответствии с возрастом, полом, антропометрическими данными и особенностями деятельности.

Оценка основывалась на сравнении индивидуальных показателей указанных величин с нормативами физиологических потребностей в соответствии с методическими рекомендациями МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 г.). В качестве нормативных показателей использованы величины, соответствующие возрасту респондентов (18-29 лет) и группе их физической активности (вторая группа, коэффициент физической активности = 1,6).

Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке, которая проводилась с помощью общепринятых в медико-биологических исследованиях программных продуктов с приложением MS Excel с вычислением средних величин и ошибки среднеарифметической величины. Достоверность различий оценивали с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты обследования студентов в первые два периода исследований приведены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика антропометрических показателей и энергетической ценности среднесуточного

рациона питания студентов, (М±т)

Показатели Студенты 1 курса Студенты 4 курса

Ю1 (n=31) Д1 (n=34) Ю4 (n=29) Д4 (n=30)

Рост, см 179,6±8,4 167,2±7,7 181,3±6,2 167,3±5,9

Масса тела, кг 69,2±3,3 55,5±4,3 77,4±2,8* 71,3±3,6**

Индекс массы тела, кг/м2 21,6±4,2 19,2±3,1 24,2±3,7 24,7±5,0

Энергетическая ценность, ккал/сутки 2314,0±188,7 1788,4±233,2 2737,5±202,8* 2397,2±278,4*

Примечание. Знаком *) обозначено достоверное изменение показателя у групп студентов 1 и 4 курсов при р<0,05, знаком **) - при р<0,01

Показатели роста у студентов 1 и 4 курсов обоих полов практически не имеют различий. Достоверное различие выявлено со стороны показателей массы тела - у четверокурсников обнаруживается её увеличение:

у юношей в среднем на 8,2 кг, у девушек - на 15,8 кг (р<0,05). При этом индекс массы тела не выходил у них за рамки физиологической нормы - 18,5 - 24,99 кг/м2 [15].

Обращают на себя внимание низкие среднесуточные показатели энергетической ценности рациона питания первокурсников: в группе Ю1 калорийность этого рациона была ниже на 17,3%, а в группе Д1 - на 8,7% по сравнению с нормативными показателями, которые для соответствующей группы населения РФ составляет для мужчин 2800 ккал/сутки, женщин 2200 ккал/сутки (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 ...). У участников исследования из групп Ю4 и Д4 установлено достоверное увеличение указанных показателей и практическое их соответствие нормативам.

Таблица 2

Характеристика показателей потребления макронутриентов, содержащихся в среднесуточном

рационе питания студентов, (М±т)

Показатели Студенты 1 курса Студенты 4 курса Нормативы

Ю1 (п=31) Д1 (п=34) Ю4 (п=29) Д4 (п=30) Муж. Жен.

Белки, г/сутки Общие 75,7±4,7 59,1±5,2 88,2±5,1* 73,5±6,0* 80 66

Вт.ч. животные 35,2±3,3 29,8±5,1 45,4 ±2,7* 32,2±4,8 40 33

Жиры, г/сутки 80,5±4,5 65,4±3,2 90,9±3,0* 73,3±2,7* 93 73

Углеводы, г/сутки 272,1±25,3 228,0±18,2 419,1±30,2*** 297,7±18.1** 411 318

Примечания: 1. Знаком *) обозначено достоверное изменение показателя у групп студентов 1 и 4 курсов при р<0,05, знаком **) - при р<0,01, знаком *** - при р<0,001

Результаты анализа показателей, представленных в табл. 2, свидетельствует об относительно пониженном содержании всех макронутриентов в рационе питания первокурсников по сравнению с нормативами, а также достоверно пониженном уровне их по сравнению с показателями у студентов 4 курса. В группах же Ю4 и Д4 указанные пищевые вещества практически соответствуют нормативным величинам.

В табл. 3 содержатся результаты оценки содержания минеральных веществ и части витаминов в среднесуточном рационе участников исследования.

Таблица 3

Характеристика показателей потребления эссенциальных микронутриентов, содержащихся в среднесуточном рационе питания студентов, (М±т)

Показатели Студенты 1 курса Студенты 4 курса Нормативы

Ю1 (п=31) Д1 (п=34) Ю4 (п=29) Д4 (п=30) Муж Жен

.т с/ /г :§ ,а т н с е & е в н Л Са 767,1±50,6 764,5±48,9 824,5±61,2 626,6±38,4 1000

Р 1235,3±109, 5 1324,7±126,4 1237,8±131,2 1213,7±115,2 800

Mg 392,2±54,0 465,5±68,1 411,3±29,0 408,1±35,4 400

ар е X 5 М Fe 15,4±2,1 26,6±9,2 10,7±1,1* 17,6±4,0 10 18

А мкг рет.экв. 807,4±28,4 613,7±56,2 919,6±31,5* 802,9±32,3*** 900

з н и В1 мг/сут. 1,3±0,3 1,4±0,2 1,6±0,2 1,5±0,2 1,5

Й т Я т В2 мг/сут. 1,6±0,2 1,3±0,1 1,7±0,1 1,9±0,2* 1,8

С мг/сут. 61,2±5,9 88,2±7,4 89,5±4,4** 92,8±5,6 90

Примечания: 1. Знаком *) обозначено достоверное изменение показателя у групп студентов 1 и 4 курсов при р<0,05, знаком **) - при р<0,01, знаком *** - при р<0,001

Состояние обеспеченности организма студентов 1 курса минеральными веществами и витаминами по сравнению с нормативным уровнем следует оценить как недостаточное в отношении содержания кальция у обследуемых из групп Ю1 и Д1, витаминов А и В2 в группе Д1, а также витамина С у студентов из группы

Ю1. Избыточным уровнем микронутриентов в рационах первокурсников оказались минеральные компоненты фосфор и железо в обеих группах.

Очевидным явился факт коррекции рациона питания студентами 4 курса по результатам оценки индивидуального пищевого статуса в период обучения на первом курсе. Исключением является относительный недостаток кальция в их рационе, что, по-видимому, объясняется дефицитом солей кальция в питьевой воде г. Санкт-Петербурга.

Результаты исследования позволили выявить недостаточный уровень знаний о рациональном питании у студентов первого курса педагогического университета. Свидетельством подобного положения служит низкие уровень энергетической ценности их рациона, обеспеченность макронутриентами, солями кальция, витаминами А, В2 и С. Причинами такого состояния являются проблемы в организации питания в семьях и на предыдущих этапах обучения детей и подростков в дошкольных и средних образовательных учреждениях, что согласуется с результатами многочисленных исследований ряда авторов [3, 4, 8, 10, 11].

Подобное состояние статуса питания первокурсников в сложный для них период адаптации к условиям обучения в вузе может, явиться одним из факторов риска повышения уровня заболеваемости студентов и снижения их успеваемости [3, 4, 8, 11, 12].

За время обучения в педагогическом вузе студенты бакалавриата факультета безопасности жизнедеятельности формируют компетенции в культуры здоровья, в том числе и в области рационализации личного стереотипа питания путём критической сравнительной самооценки пищевого статуса на этапах обучения. Это положение подтверждается фактом коррекции личного рациона питания, который по энергетической ценности и уровню обеспеченности питательными веществами у студентов 4 курса (по сравнению с первым годом обучения) практически соответствует принятым нормативам для населения РФ.

Выводы. Адаптация студентов первого курса в условиях интенсификации процесса обучения в вузе сопровождается снижением стрессоустойчивости, особую роль в профилактике которых играет рациональное питание:

1. Установлено, что недостаточный уровень культуры здоровья и существующие недостатки организации питания детей и подростков приводят к неадекватному статусу питания студентов педагогического вуза первого года обучения, что выражается в низкой энергетической ценности рациона, а также низкой обеспеченности его макронутриентами, солями кальция, витаминами А, В2 и С.

2. Образовательный процесс педагогического вуза, включающий формирование компетенций у будущих педагогов в отношении основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий способствует повышению уровня культуры здоровья, в том числе рационализации стереотипа питания студентов.

3. Для совершенствования процесса формирования компетентности студентов педагогического вуза в интересах разработки здоровьесберегающих технологий необходимо проведение углублённых лонгитюдных клинико-физиологических исследований на основе самоконтроля пищевого статуса, уровня двигательной активности и динамики морфометрических показателей.

Литература:

1. Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Плахов Н.Н. Валеология - наука о здоровье, основа формирования здорового образа жизни. В кн.: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения». Челябинск; 2016: 19-28.

2. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017; 4: 332-338.

3. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток 1-2 курсов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015; 1: 104-108.

4. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вестник Герценовского университета. 2007; 6 (44): 47-48.

5. Кучма В.Р., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-1188.

6. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 96 (11): 1024-1028.

7. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем. Гигиена и санитария. 2007; 4: 53-58.

8. Розова В.В. Современные аспекты психофизиологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе (на примере Тихоокеанского государственного медицинского университета). Морская медицина. 2017; 2: 59-63.

9. Богомолова Е.С., Кузмичёв Ю.Г., Олюшина Е.А., Поляшова А.С., Котова Н.В., Бадеева Т.В. и др. Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 9: 847-853.

10. Ушаков И.Б., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Гигиеническая оценка влияния на здоровье студентов региональных особенностей их питания. Гигиена и санитария. 2017; 9: 909-912.

11. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015; 94 (9): 18-20.

12. Платунин А.В., Морковина Д.А., Студеникина Е.М. Гигиеническая оценка питания студентов учебных заведений медицинского профиля. Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 25-27.

13. Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология исследования качества жизни студентов. Гигиена и санитария. 2016; 95 (9): 879-884.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ермакова Н.А., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И. с соавт. Образ жизни и здоровье студентов. Гигиена и санитария. 2016; 95 (6): 558-563.

15. Стандартные показатели индекса массы тела у детей и подростков. URL:http://www.whogis.com/growthref/who2007_bmi_for_age/en/. (WHO growth reference for children and adolescents. (accessed - 21.12.2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.