Научная статья на тему 'Рациональное питание - фактор здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения'

Рациональное питание - фактор здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / RATIONAL NUTRITION / ACTUAL NUTRITION / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Т.В.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современности сохранению здоровья студенческой молодежи России. Рациональное питание является важным фактором здоровьесберегающей среды учебного заведения, компонентом здорового образа жизни, определяет в значительной степени состояние здоровья студентов. В статье показаны результаты выборочных исследований фактического состояния питания студентов «Южного федерального университета» за последние 5 лет. При оценке питания были выявлены: несбалансированность питания по содержанию белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, ряду минеральных веществ и витаминов. Было определено, что большая часть студентов не придерживается правильного режима питания. У значительной части студентов масса тела недостаточна. В статье представлена информация о роли нутриентов, антиоксидантов пищи, об организации физиологической антиокси-дантной системы организма человека, об основных положениях концепции сбалансированного питания по содержанию нутриентов и энергетической составляющей; об отрицательных изменениях пищевого статуса человека, алиментарнозависимых заболеваниях. В статье отражены мероприятия, направленные на оптимизацию питания студентов высшего учебного заведения в соответствии с современной концепцией сбалансированного питания.The article is devoted to one of the most pressing problems of our time-the preservation of the health of students in Russia. Rational nutrition is an important factor in the health-preserving environment of an educational institution, a component of a healthy lifestyle, determines to a large extent the state of health of students. The article shows the results of sample studies of the actual nutritional status of students of the southern Federal University over the past 5 years. When assessing nutrition, the following factors were identified: an imbalance in the content of animal proteins, vegetable fats, a number of minerals and vitamins. It was determined that the majority of students do not adhere to the correct diet. A significant proportion of students have insufficient body weight. The article provides information about the role of nutrients, food antioxidants, the organization of the physiological antioxidant system of the human body, the main provisions of the concept of a balanced diet in terms of the content of nutrients and energy component, negative changes in the nutritional status of a person, alimentary-dependent diseases. The article reflects the measures aimed at optimizing the nutrition of students of higher education institutions in accordance with the modern concept of balanced nutrition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональное питание - фактор здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения»

Рациональное питание - фактор здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения

Попова Татьяна Васильевна,

кандидат медицинских наук, доцент, кафедра теоретических основ физического воспитания, Академия физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

E-mail: popova_tv77754@mail.ru

Статья посвящена одной из актуальных проблем современности - сохранению здоровья студенческой молодежи России. Рациональное питание является важным фактором здо-ровьесберегающей среды учебного заведения, компонентом здорового образа жизни, определяет в значительной степени состояние здоровья студентов.

В статье показаны результаты выборочных исследований фактического состояния питания студентов «Южного федерального университета» за последние 5 лет. При оценке питания были выявлены: несбалансированность питания по содержанию белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, ряду минеральных веществ и витаминов. Было определено, что большая часть студентов не придерживается правильного режима питания. У значительной части студентов масса тела недостаточна.

В статье представлена информация о роли нутриентов, анти-оксидантов пищи, об организации физиологической антиокси-дантной системы организма человека, об основных положениях концепции сбалансированного питания по содержанию нутриентов и энергетической составляющей; об отрицательных изменениях пищевого статуса человека, алиментарно-зависимых заболеваниях.

В статье отражены мероприятия, направленные на оптимизацию питания студентов высшего учебного заведения в соответствии с современной концепцией сбалансированного питания.

Ключевые слова: студенты, высшее учебное заведение, рациональное питание, фактическое питание, здоровье.

о с

CJ

Введение

Укрепление и сохранение здоровья студенчества -это одна из основных задач «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [11]. Здоровье молодежи является важным показателем настоящего и будущего благополучия государства.

Порядка 60% обучающихся в Российской Федерации имеют нарушения здоровья [17]. Ежегодно среди школьников регистрируется более 5,5 млн заболеваний желудочно-кишечного тракта [14, с. 7]. В процессе обучения в высших учебных заведениях ситуация усугубляется. Только 20% студентов по окончании обучения относятся к здоровым, а у 80% имеются значительные отклонения в состоянии здоровья [9, с. 7].

Рациональное питание является важным компонентом здорового образа жизни, профилактическим и лечебным средством современной медицины [13, с. 103]. Пища влияет на важные процессы в организме: на продолжительность жизни, старение, на оптимальное время функционирования физиологических систем [19, с. 46].

Следствием нерационального питания молодых людей является возникновение эндокринных, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта и др. [2, с. 7].

В соответствии с основными положениями Концепции оптимального питания [10] энергетическая ценность рациона, содержание макроэлементов, микронутриентов, минорных и биологически активных веществ должно соответствовать физиологическим потребностям человека.

Как показали исследования ученых, 10%-15% общей суточной калорийности рациона питания студентов должно приходиться на белки, 33% на жиры [14, с. 37-39]. Доля белков животного происхождения должна быть 50%. Потребление насыщенных жирных кислот должно составлять не более 10% от калорийности суточного рациона, мононенасыщенных жирных кислот 10%, полиненасыщенных жирных кислотах - 6-10%.

Необходимы в достаточном количестве и другие жизненно необходимые вещества: микроэлементы, витамины и др. вещества [10].

Минеральные вещества играют важную роль в жизнедеятельности организма. Дефицит минеральных веществ в организме приводит к следующим нарушениям: калия - к сердечной аритмии, выпадению волос, угревой сыпи; натрия - к нарушениям пигментации кожи; йода - к нарушению работы щитовидной железы, к нарушению мета-

болизма; кальция - к замедлению роста; магния -к мускульным судорогам; цинка - к повреждениям кожи, замедлению роста, замедлению полового созревания; железа - к анемии, нарушению иммунной системы; меди - к слабости артерий, нарушении деятельности печени, вторичной анемии; марганца - к бесплодию, ухудшению роста скелета и др. [5, с. 72].

Свободные радикалы, представляющие из себя аномальные молекулярные частицы с непарным электроном на последнем электронном уровне, являются причиной многих заболеваний. Защиту организма осуществляет антиоксидант-ная система, которая представлена витаминами А, С, Е и К, биофлавоноидами, низкомолекулярными тиолами, а также антиперекисными ферментами и др. веществами [8, с. 6-7]. Природные ан-тиоксиданты поступают в организм с продуктами питания и синтезируются в организме.

При недостатке или отсутствии достаточного количества микронутриентов в рационе человека происходит снижение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, формируются иммунодефицитные состояния, нарушается функционирование антиокси-дантной системы защиты, повышается риск развития различных патологических состояний [15, с. 21-24].

Потребность здорового человека в воде зависит от интенсивности работы, окружающей среды и др. факторов, но должна составлять не менее 1,5-2 литров в сутки. При недостатке воды могут нарушаться пищеварение, кроветворение, кровообращение и др. [6, с. 43-45].

Цель работы: анализ фактического питания студентов «Южного федерального университета» за последние 5 лет, подготовка рекомендаций по обеспечению рациональным питанием студентов.

Материалы и методы исследования

В работе использованы материалы исследования фактического питания 511 студентов, из них 64 юноши и 447 девушек в возрасте 17-20 лет (табл. 1).

1. Устанавливалось требуемое количество ну-триентов и энергии.

Для этого определялась нормальная масса тела с учетом пола, возраста, роста. Производился расчет затрат энергии: ВОО х КФА, где КФА - коэффициент физической активности; ВОО - величина основного обмена.

Определялась потребность в макро- и микро-нутриентах, пищевых волокнах.

2. Проводилась оценка усредненного суточного рациона фактического питания путем определения макро- микронутриентного состава, и энергетической ценности усредненного рациона; установления утрат макро- микронутриентов при термической и др. обработке продуктов питания, соблюдения правил режима питания.

3. Осуществлялось сравнение результатов: оценки усредненного рациона по фактической энергетической составляющей с потребностью в энергии; сравнение макро- микронутриентного состава фактического рациона питания с нормативными данными. Выполнялась оценка соблюдения правил режима питания. Формулировались выводы о фактическом рационе питания, о его соответствии потребностям организма.

Кроме этого, определялись риски нарушений здоровья по антропометрическим данным (индексу массы тела (ИМТ), кожно-жировой складке над трицепсом, окружности мышц плеча), по функциональным пробам.

Выполнялись функциональные пробы Руфье, Штанге, Генча, четырехступенчатое исследование статической координации с постепенно нарастающей трудностью выполнения, измерялось артериальное давление, определялось пульсовое давление, проводилась оценка уровня здоровья студентов по Р.М. Баевскому.

Опрос студентов проводился путем анкетирования.

Изучались и анализировались данные литературных источников.

Подготавливались рекомендации по изменению фактического питания в соответствие с требованиями по организации рационального питания.

Таблица 1. Исследованные рационы питания студентов

Продукты Пол Рационы питания

2015 2016 2017 2018 2019

Количество рационов Женщины 132 111 103 97 68

Мужчины 29 11 12 9 3

Фактическое питание исследовали методом суточного воспроизведения питания при помощи специально разработанного опросника, фиксирующего употребленную респондентом пищу за прошедшие сутки в течение 7 дней. Обработку первичного материала и статистический анализ данных проводили с помощью программы MS EXCEL.

Оценивалось фактическое питание следующим образом [16, с. 68-85]:

Результаты исследования

Результаты исследований выявили, что большая часть студентов питается нерегулярно. Причем девушки более внимательно относятся к режиму питания. Если посмотреть в динамике, то показатели в течение 5 лет с каждым годом улучшались. Причина нарушения приема пищи - напряженный учебный график, перерывы, не позволяющие осуществить прием пищи, отсутствие столовых и буфетов на территории отдельных структурных подразделений университета, отсутствие денежных средств и др. (табл. 2). Часть студентов (18,3%-22,4%) питаются 1 или 2 раза в сутки.

Значительный удельный вес составляют студенты, не потребляющие продукты питания, со-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

держащие белки животного происхождения. Девушек в этой группе больше.

Таблица 2. Студенты, питающиеся нерегулярно

Пол Удельный вес студентов по годам в%

2015 2016 2017 2018 2019

Женщины 44 37 32 28 23

Мужчины 52 53 44 45 41

Менее 50% студентов потребляет продукты, являющиеся основным источником полиненасыщенной жирной кислоты омега-3 (льняное масло, морепродукты, зелень и др.).

Только 2-3% опрошенных знали о том, что оптимальным считается соотношение омега-6/оме-га-3 равное 1-10/1, в противном случае, возможно обострение хронических заболеваний, возникновение артритов, артрозов, атеросклероза и др. заболеваний [12, с. 77]. Некоторые студенты, не зная этого, употребляли целенаправленно продукты питания с большим содержанием омега-6 вместо омега-3.

Более 60% студентов не знали, что намного лучше усваивается организмом человека гемовое железо двухвалентное, которое содержится в мясных продуктах, а не трехвалентное железо, содержащееся в фруктах и овощах [3, с. 22].

Более 90% студентов знают о необходимости наличия фруктов и овощей в рационе питания, но только порядка 60%-70% студентов регулярно потребляют их.

Более 50% студентов считали, что рафинированные растительные масла лучше, чем не рафинированные. Более 90% студентов не знали о роли антиоксидантов.

Регулярно в рационе питания присутствуют молочные продукты (молоко, творог, ряженка, сметана) у 80% студентов.

Более 40% студентов потребляют постоянно консервированную продукцию - рыбные консервы, паштеты, тушенку (табл. 3).

Фастфуды (бургеры, картофель фри, гамбургеры, чипсы, хот-доги, пицца, шаурма) представлены в рационах питания 57%-65% студентов. Опрос показал, что эти студенты не знали, что в фастфудах содержится большое количество насыщенных животных жиров, транс-жиров, вредных добавок, соли. При приготовлении фастфудов часто повторно используются растительные масла, что приводит к образованию канцерогенных веществ [20].

Как показали исследования, в рационах питания студентов мало продуктов, являющихся источником йода. Более половины студентов (52%) не знали о роли йода в организме, о том, что большая часть территории Российской Федерации, 5 в том числе Ростовская область, относятся к тер-5 риториям с природным дефицитом йода, о том, о что для профилактики и лечения йоддефицитных еЗ заболеваний применяется йодированная соль [16, | с. 45-47][18].

Человек без воды не может существовать. Вода входит в состав цитоплазмы клеток, тканевой жидкости, крови, лимфы. Все биохимические процессы происходят в организме с участием воды [6, с. 43-45]. Несмотря на высокую значимость воды, у части студентов (8%-45%) вода отсутствует в рационе питания, вместо воды присутствуют сладкие газированные напитки.

Употребление сладких безалкогольных газированных напитков нежелательно при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Они содержат кроме воды, углекислый газ, сахар или его заменители, подсластители, кислоты, красители, ароматизаторы, консерванты, энергетические ингредиенты и др. Напитки способны провоцировать аллергические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, желчно-каменную болезнь, диабет второго типа, онкозаболевания, атеросклероз, головные боли, повреждения зубной эмали, нарушение сна и др. [4, с. 1254-1256] (табл. 3).

Таблица 3. Доля рационов питания студентов университета

В рационе присутствуют продукты питания: Пол Удельный вес студентов по годам в%

2015 2016 2017 2018 2019

источники животного белка Женщины 79 74 76 78 75

Мужчины 82 79 77 83 81

источники омега-3 Женщины 25 37 22 47 43

Мужчины 19 23 41 33 29

фрукты и овощи Женщины 76 67 68 79 75

Мужчины 71 64 65 71 69

молочные продукты Женщины 83 85 79 89 87

Мужчины 81 86 81 88 86

консервированная продукция Женщины 45 39 52 44 46

Мужчины 52 59 63 67 54

фастфуды Женщины 37 43 39 52 47

Мужчины 55 54 52 61 65

источники йода Женщины 47 54 62 45 48

Мужчины 53 59 63 62 58

вода более 1,5л в сутки Женщины 67 55 61 75 69

Мужчины 86 91 77 88 92

БАД и витамины Женщины 25 32 36 35 46

Мужчины 21 29 31 32 43

Исследования показали, что дефицит массы тела отмечался у 8,4%-15,7% студентов с ИМТ от 17,9 до 16,3 (табл. 4).

Таблица 4. Дефицит массы тела студентов

Пол Дефицит массы тела студентов по годам в%

2015 2016 2017 2018 2019

Женщины 12,4 15,7 14,9 11,7 15,4

Мужчины 7,2 5,9 8,2 5,4 8,5

При дефиците массы тела чаще наблюдаются заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, артериальная гипотензия и др. [7, с. 97].

Избыточная масса тела зарегистрирована у 1,3%-5,1 студентов с ИТМ от 25,9 до 29,5 (табл. 5).

Таблица 5. Избыточная массы тела студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пол Избыточная масса тела студентов по годам в%

2015 2016 2017 2018 2019

Женщины 5,1 4,5 4,3 3,8 4,2

Мужчины 2,3 2,5 1,9 2,7 1,3

Последствиями избыточной массы тела и ожирения могут быть заболевания: сердечнососудистые, респираторные заболевания, сахарный диабет второго типа, гормональные нарушения, болезни желчного пузыря, рак желчного пузыря, поджелудочной железы, прямой кишки, печени и почек, радикулит, поражение суставов и др. [1, с. 8-10].

Если сравнить результаты исследования рационов питания студентов 1 и 2,3 курсов, то обращает на себя внимание то, рационы студентов старших курсов более сбалансированы, как по энергетической составляющей, так и по нутриентной.

В течение пяти лет помимо изучения рационов питания выполнялись пробы для определения функционального состояния организма.

Результаты функциональных проб Генча, Штанге, четырехступенчатое исследование статической координации с постепенно нарастающей трудностью выполнения регистрировались в пределах нормативных показателей. Определение индекса Руфье выявило, что «атлетическое сердце» наблюдалось у 12,3% -15,4%; «хорошее сердце» - у 79,7% -82,2%; сердечная недостаточность регистрировалась у 8,7%-10,3%.

При оценке уровня адаптации по Р.М. Баевско-му было выявлено, что к III-IV группам (неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации) относится от 9,3% до 11,7% студентов.

Исследование показало, что одной из главных причин, определяющих питание студентов университета является формирование неправильного пищевого поведения в стенах школы и семьи. Поэтому роль здоровьесберегащей среды и знаний, полученных в стенах университета, возрастает.

Основные недостатки питания студентов университета: не соответствие фактического питания физиологическим нормам. Студенты недостаточно потребляют продукты животного происхожде-

ния и растительные продукты. В следствие этого, недостаточное поступление энергии, необходимых макро- и микронутриентов.

В университете нет возможности оборудовать студенческие столовые на территории каждого структурного подразделения, что ограничивает возможности выбора полноценных продуктов питания студентами.

Основная задача при организации здорового питания студентов: обеспечение энергией и нутри-ентами в соответствие с возрастной физиологической потребностью организма студентов путем потребления качественной и безопасной продукции.

Для реализации поставленной задачи необходимо взаимодействие представителей различных уровней исполнительной власти, управленческих и педагогических кадров, ученых и производителей питания.

Алгоритм действий для совершенствования питания студентов: рациональная организация питания студентов в университете на территории всех структурных подразделений, разработка программ культуры здорового питания и включение их в образовательный процесс, информационно-просветительная работа. При организации питания студентов следует руководствоваться действующими нормативно-правовыми и методическими документами.

Выводы

Как показали исследования уровень культуры питания студентов недостаточно высок, особенно студентов первого курса. Рационы питания не сбалансированы в соответствии с физиологическими потребностями организма.

Функциональные пробы выявили сердечную недостаточность у 8,7%-10,3% студентов; неудовлетворительную адаптацию и срыв адаптации у 9,3%-11,7%. Это показывает низкий уровень здоровья у значительной части студентов.

После изучения дисциплин «Культура здоровья», «Физическая культура», получения необходимых знаний часть студентов меняет свой образ жизни: больше внимания уделяют рационам питания, занятиям физической культуры. Если нет возможности получить полноценное питание в стенах студенческих столовых, по причине их отсутствия, студенты приносят с собой пищу в контейнерах, приготовленную в домашних условиях. Вместо сладких газированных напитков используют бути-лированную воду.

Можно сделать заключение, что знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях на 1 курсе обучения, применяются на деле. Это подтверждают данные анкетирования, полученные на 2,3 курсах.

Если посмотреть на результаты исследований в динамике за пять лет, то можно увидеть, что студенты стали больше употреблять молочных продуктов, биологически активных добавок и витаминов. На такой результат, видимо, повлияли

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

не только занятия, но и реклама через средства массовой информации.

Для современного общества характерно снижение энерготрат, что явилось следствием гиподинамии, употребление рафинированных продуктов. Повысился уровень алиментарно-зависимой заболеваемости молодежи.

В этих условиях необходимо обеспечить непрерывное образование студенческой молодежи по основам здорового питания. Больше часов выделять на занятия, так как рациональное питание - значимый фактор здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения.

Литература

1. Германов Г.Н., Маскаева Т.Ю. Физическая культура для студенток с избыточным весом: Учебное пособие. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. -27 с.

2. Глыбочко П.В., И.Э. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских ВУЗов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник № 2(28) 2017 г. С. 4-11.

3. Жаринов А.И., Попова М.Ю, Никитина М.А, Аграновская Е.Б. Разработка пищевых продуктов для профилактики железодефицитной анемии // Журнал Все о мясе. - 2006. - № 3. [Электронный ресурс]. -https://cyberleninka.ru/ article/n/razrabotka-pischevyh-produktov-dlya-profilaktiki-zhelezodefitsitnoy-anemii (дата обращения: 08.04.2020).

4. Казанцев А. В., Махонько М.Н. Сладкие безалкогольные газированные напитки современного промышленного производства и заболевания, обусловленные их употреблением // БМИК. 2014. № 11. - С. 1254-1256. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.rU/article/n/ sladkie-bezalkogolnye-gazirovannye-napitki-sovremennogo-promyshlennogo-proizvodstva-i-zabolevaniya-obuslovlennye-ih-upotrebleniem (дата обращения: 09.04.2020).

5. Камилова Н.М., Садыхов Н.М., Алиев Ч.С. Диагностическое и прогностическое значение изучения влияния цинка, меди и селена на состояние здоровья человека // Биомедицина (Баку). 2016. № 4. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.rU/article/n/ diagnosticheskoe-i-prognosticheskoe-znachenie-izucheniya-vliyaniya-tsinka-medi-i-selena-na-sostoyanie-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 05.04.2020).

6. Кутимская М.А., Бузунова М.Ю. Роль воды в основных структурах живого организма // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 10. С.43-45.

7. Мальцев Р.Т. Показатели физического развития и белково-энергетического статуса у здоровых подростков и при дефиците массы тела в Республике Татарстан / С.В. Мальцев, Р.Т. Зарипова, Л.Н. Заболотная // Российский

вестник перинатологии и педиатрии. - 2009. -Т. 54, № 6. - С. 92-98

8. Мартусевич А.К., Карузин К.А., Самойлов А.С. Антиоксидантная терапия: современное состояние, возможности и перспективы // Биорадикалы и антиоксиданты. 2018. № 1. [Электронный ресурс]. -https://cyberleninka.ru/ article/n/antюksidantnaya-terapiya-sovremennoe-sostoyanie-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 31.03.2020).

9. Меньшов И.В. Культура здоровья студентов // Научное обозрение. Реферативный журнал. - 2016. - № 5. - С. 45-47 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abstract.science-review.ru/ru/article/ view?id=699 (дата обращения: 09.04.2020).

10. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2168105/ (дата обращения: 3.04.2020).

11. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 3.04.2020).

12. Пристром М.С., Семененков И.И., Олихвер Ю.А. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты: механизмы действия, доказательства пользы и новые перспективы применения в клинической практике // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/nZ omega-3-polinenasyschennye-zhirnye-kisloty-mehanizmy-deystviya-dokazatelstva-polzy-i-novye-perspektivy-primeneniya-v-klinicheskoy (дата обращения: 07.04.2020).

13. Подригало Л.В., Ермаков С.С., Ровная О.А., Сотникова-Мелешкина Ж.В., Ермакова Т.С. Особенности питания учащейся молодежи как фактор, влияющий на здоровье // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - № 4. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pitaniya-uchascheysya-molodezhi-kak-faktor-vliyayuschiy-na-zdorovie (дата обращения: 05.04.2020).

14. Сверигина Л.А., Селиванова И.В., Ряузов В.Г., Мифтахов И.Ю., Никитин С.В. Рациональное питание для студентов с различной двигательной активностью: учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов/ Л.А. Сверигина, И.В. Селиванова, С.В. Никитин, В.Г. Ряузов, И.Ю. Мифтахов. - Казань: Изд.Казан.ун-та, 2018. - 76 с.

15. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Обогащение пищевых продуктов микронутриентами: научные принципы и практические решения // Пи-

щевая промышленность. 2010. № 4. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/ article/n/obogaschenie-pischevyh-produktov-mikronutrientami-nauchnye-printsipy-i-prakticheskie-resheniya (дата обращения: 09.04.2020).

16. Степанова Т.А., Попова Т.В., Почекае-ва Е.И. Безопасность: Безопасность питания и здоровье населения: учебное пособие / Т.А. Степанова, Т.В. Попова, Е.И. Почекаева; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. Ч. 2-172 с.

17. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N1101 -р. [Электронный ресурс]. - http:// docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 05.04.2020).

18. Трошина Е.А. К вопросу о недостатке и избытке йода в организме человека // КЭТ. - 2010. -№ 4. - С. 9-14 [Электронный ресурс]. - https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nedostatke-i-izbytke-yoda-v-organizme-cheloveka (дата обращения: 08.04.2020).

19. Тутельян В. А., Разумов А.Н., Вялков А.И. и др. Научные основы здорового питания. М.: Панорама, 2010. - 816с.

20. Цыганова А.В. ФАСТ-ФУДЫ - ВРЕДНАЯ ЕДА // Старт в науке. - 2016. - № 4. - С. 3738 [Электронный ресурс]. - http://science-start. ru/ru/article/view?id=373 (дата обращения: 08.04.2020).

RATIONAL NUTRITION IS A FACTOR OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Popova T.V.

Southern Federal University

The article is devoted to one of the most pressing problems of our time-the preservation of the health of students in Russia. Rational nutrition is an important factor in the health-preserving environment of an educational institution, a component of a healthy lifestyle, determines to a large extent the state of health of students. The article shows the results of sample studies of the actual nutritional status of students of the southern Federal University over the past 5 years. When assessing nutrition, the following factors were identified: an imbalance in the content of animal proteins, vegetable fats, a number of minerals and vitamins. It was determined that the majority of students do not adhere to the correct diet. A significant proportion of students have insufficient body weight. The article provides information about the role of nutrients, food anti-oxidants, the organization of the physiological antioxidant system of the human body, the main provisions of the concept of a balanced diet in terms of the content of nutrients and energy component, negative changes in the nutritional status of a person, alimentary-dependent diseases.

The article reflects the measures aimed at optimizing the nutrition of students of higher education institutions in accordance with the modern concept of balanced nutrition.

Keywords: students, higher education institution, rational nutrition, actual nutrition, health.

References

1. Germanov G.N., Maskaev T. Yu. Physical Education for Overweight Students: A Study Guide. - M.: MGUPS (MIIT), 2016. -27 p.

2. Glybochko P.V., Esaulenko I.E., Popov V.I., Petrova T.N. Health of students of medical universities of Russia: problems and solutions // Sechenovskiy Vestnik No. 2 (28) 2017, pp. 4-11.

3. Zharinov A.I., Popova M. Yu., Nikitina M.A., Agrano-vskaya E. B. Food development for the prevention of iron deficiency anemia // Journal of All About Meat. - 2006. - No. 3. [Electronic resource]. -https: //cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-pischevyh-produktov-dlya-profilaktiki-zhelezodefitsitnoy-anemii (accessed: 04/08/2020).

4. Kazantsev A. V., Makhonko M.N. Sweet non-alcoholic carbonated drinks of modern industrial production and diseases caused by their use // BMIK. 2014. No. 11. - S. 12541256. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ sladkie-bezalkogolnye-gazirovannye-napitki-sovremennogo-promyshlennogo-proizvodstva-i-zabolevaniya-obuslovlennye-ih-upotrebleniem (accessed: 04.04.2020).

5. Kamilova N.M., Sadikhov N.M., Aliev C.S. Diagnostic and prognostic value of studying the effect of zinc, copper and selenium on human health // Biomedicine (Baku). 2016. No4. [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/ri/diagnosticheskoe-i-prognosticheskoe-znachenie-izucheniya-vliyaniya-tsinka-medi-i-selena-na-sostoyanie-zdorovya-cheloveka (accessed: 04.04.2020).

6. Kutimskaya M.A., Buzunova M. Yu. The role of water in the basic structures of a living organism // Successes in modern science. - 2010. - No. 10. S. 43-45.

7. Maltsev R.T. Indicators of physical development and protein-energy status in healthy adolescents and with a deficit of body weight in the Republic of Tatarstan / S.V. Maltsev, R.T. Zari-pova, L.N. Zabolotnaya // Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. - 2009. - T. 54, No. 6. - S. 92-98

8. Martusevich A.K., Karuzin K.A., Samoilov A.S. Antioxidant therapy: current status, opportunities and prospects // Bioradicals and antioxidants. 2018. No1. [Electronic resource]. -https: //cy-berleninka.ru/article/n/antioksidantnaya-terapiya-sovremennoe-sostoyanie-vozmozhnosti-i-perspektivy (accessed: 03/31/2020).

9. Menshov I.V. Student Health Culture // Scientific Review. Abstract journal. - 2016. - No. 5. - P. 45-47 [Electronic resource]. - Access mode:

1. http://abstract.science-review.ru/en/article/view?id=699 (accessed: 04/09/2020).

10. MP 2.3.1.2432-08 "Norms of physiological requirements for energy and nutrients for various groups of the population of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://base.garant.ru/2168105/ (accessed date: 3.04.2020).

11. On the approval of the Fundamentals of state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025, approved. By order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 N2403-r [Electronic resource]. - Access mode: http://docs. cntd.ru/document/420237592 (accessed date: 3.04.2020).

12. Pristrom MS, Semenenkov II, Olikhver Yu.A. Omega-3 polyunsaturated fatty acids: mechanisms of action, evidence of benefits and new prospects for use in clinical practice // International reviews: clinical practice and health. 2017. No2. [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ omega-3-polinenasyschennye-zhirnye-kisloty-mehanizmy-deystviya-dokazatelstva-polzy-i-novye-perspektivy-primeneniya-v-klinicheskoy (accessed 04.04.2020).

13. Podrigalo L.V., Ermakov S.S., Rovnaya O.A., Sotnikova-Meleshkina Zh.V., Ermakova T.S. Features of nutrition of students as a factor affecting health // Man. Sport. The medicine. -2019. - No. 4. - [Electronic resource]. - Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pitaniya-uchascheysya-molodezhi-kak-faktor-vliyayuschiy-na-zdorovie (accessed 04.04.2020).

14. Sverigina L.A., Selivanova I.V., Ryauzov V.G., Miftakhov I. Yu., Nikitin S.V. Rational nutrition for students with various physical activity: a teaching aid for university students / L.A. Sverigina, I.V. Selivanova, S.V. Nikitin, V.G. Ryauzov, I. Yu. Miftakhov. -Kazan: Izd.Kazan.un-ta, 2018. - 76 p.

15. Spirichev VB, Shatnyuk L.N. Micronutrient fortification of food products: scientific principles and practical solutions // Food industry. 2010. No4. [Electronic resource]. -https: //cy-

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

berleninka.ru/article/n/obogaschenie-pischevyh-produktov-mikronutrientami-nauchnye-printsipy-i-prakticheskie-resheniya (accessed: 04/09/2020).

16. Stepanova T.A., Popova T.V., Pochekaeva E.I. Safety: Food safety and public health: a training manual / T.A. Stepanova, T.V. Popova, E.I. Pochekaeva; South Federal University. -Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Federal University, 2016. Part 2-172 p.

17. "Strategy for the development of physical education and sports in the Russian Federation for the period until 2020", approved. By order of the Government of the Russian Federation of Au-

gust 7, 2009 N1101-r. [Electronic resource]. - http://docs.cntd. ru/document/902169994 (accessed date: 04/05/2020).

18. Troshina EA To the question of the deficiency and excess of iodine in the human body // KET. - 2010. -№ 4. - S.9-14 [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nedostatke-i-izbytke-yoda-v-organizme-cheloveka (accessed 04.04.2020).

19. Tutelian V. A., Razumov A.N., Vyalkov A.I. et al. Scientific foundations of a healthy diet. M.: Panorama, 2010. - 816s.

20. Tsyganova A.V. FAST FOOD - HARMFUL FOOD // Start in science. - 2016. - No. 4. - P. 37-38 [Electronic resource]. - http:// science-start.ru/ru/article/view?id=373 (accessed: 04/08/2020).

o d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.