ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
по устойчивому развитию, Организация экономического сотрудничества и развития, профильные комиссии и конференции ООН.
В России эти процессы также активно развиваются, регулярно проходят конференции, слушания, круглые столы, национальные конкурсы и исследовательские проекты, инициированные Общественной палатой РФ, Ассоциацией менеджеров, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Форумом доноров совместно с деловой газетой «Ведомости» и компанией PricewaterhouseCoopers, Национальным форумом корпоративной социальной ответственности, консорциумом «Бизнес и общество», академическим сообществом [7].
Эко-экономика развивается в рамках теории устойчивого развития(sustainable development), предложенной в классической работе «Пределы роста», опубликованной в 1972 г. экологами Донеллой и Денисом Медоуз и Иоргеном Рандерсом.
Устойчивое развитие лежит на пересечении трех сфер ценностей: экономики, соци-
альной жизни и природной среды. Его девизом является тезис о том, что удовлетворение нынешних потребностей человечества не должно лишать будущие поколения людей возможности удовлетворять свои.
Библиографический список
1. Смирнова, К. Социально ответственное инвестирование. Опыт развитых стран / К. Смирнова -http:// www.doudwatcher.ru/userfiles/investirovanie. pdf.
2. Бахтараева, К.Б. Социально ответственное инвестирование на рынке ценных бумаг: ретроспектива и тенденции развития / К.Б. Бахтараева // Финансы и кредит- 2009. - № 21(357). - С. 62-67.
3. Аннаев, А. Российские инвесторы не доросли до СОИ / А. Аннаев // Финанс. 07.04.2011г. - http:// www.finansmag.ru
4. http://www.socialfunds.com/report/
5. http://www.sustainability ndexes.com /djsi_pdf/news/ PressReleases/110908-djsi-review-2011-e-vdef.pdf http://www.sustainability-indexes.com/
6. Доклад «Экология и инновации», http://www.eca-planet.com/
7. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов. - ВШМ СПбГУ 2011. - С. 167.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
(проблемы, особенности, перспективы)
ИВ. КАРАКЧИЕВА, асп. каф. информационных технологий в лесном секторе МГУЛ
Концептуальность определяет принципы, критерии, экономические и организационные основы, инструменты и механизмы устойчивого сырьевого обеспечения развития и функционирования российского ЛПК. Концепция тождественна национальной лесной политике и служит основой для совершенствования лесного законодательства, разработки долгосрочной стратегии рационального лесопользования.
Рациональное лесопользование, понимаемое в широком смысле, должно сегодня стоять на четырех дисциплинарных основах: лесоустройстве, лесной экономике, лесном планировании, лесоуправлении. Не все из них в равной степени развиты и выделены в об-
щей системе наук о лесе в самостоятельные образовательные области.
Исторически сложилось так, что на первых этапах развития научной мысли все знания об окружающем мире объединялись в одном - философии. Развитие знаний, накопление научного опыта потребовало вычленить из нее физику, химию, математику и т.д. Нечто подобное наблюдается в лесном деле. Роль лесной философии пока играет лесоустройство. Назрела необходимость разъединить лесоустройство на отдельные самостоятельные части и наполнить их новым содержанием.
Важнейшим является вопрос о специфике лесопользования, определяющего
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 7/2011
141
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
институциональную среду, инструменты и механизмы, информационную основу для научно-технической и инновационной политики в ЛПК России.
Лесопользование - совокупность взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности по освоению, переработке и воспроизводству лесных ресурсов, включающая:
- транспортную организацию территории;
- заготовку лесных ресурсов;
- охрану, защиту и воспроизводство
лесов;
- транспортировку круглых лесоматериалов от заготовителей к потребителям;
- размещение и оптимизацию технологической структуры региональных лесопромышленных кластеров (комплексов).
Лесопользование должно проходить через систему взаимосвязанных и взаимоопределяющих этапов: 1) аналитического (описание и оценка состояния лесной территории), 2) целеполагания (определение целей управления лесными ресурсами), 3) стратегического (разработка альтернативных стратегий управления, выбор эффективной стратегии), 4) реализации (реализация разработанной стратегической модели), 5) контроля и оценки (контроль за реализацией стратегической модели, контроль с оценкой полученных результатов и при необходимости корректировка), 6) проектирования (определение практических действий на ближайшую перспективу с учетом полученных результатов), с последующим анализом полученных результатов (рис. 2), т.е. переход на аналитический этап с целью определения долгосрочного развития отрасли, в т.ч.:
- федеральной целевой программы развития ЛПК;
- отраслевой стратегии инновационного развития ЛПК;
- стратегий крупных государственных корпораций и т.п.
Современное состояние лесопользования в России свидетельствует об отсутствии таких этапов, как целеполагания и стратегический, при этом проблема содержательного наполнения характерна для этапов реали-
зации, контроля и оценки, проектирования, присутствуют серьезные проблемы на аналитическом этапе.
Характеризуя этап целеполагания, необходимо отметить расхождение - «целевые ножницы» между уровнем государства и локальным уровнем, до сих пор отсутствует реальная оценка потребности рынка в лесном сырье. При этом необходимо учитывать малую емкость внутреннего рынка лесобумажной продукции, обусловленную низким уровнем покупательной способности населения на протяжении 15 последних лет.
Политика лесопользования как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации, повышающей ее эффективность и конкурентоспособность, долгосрочного устойчивого развития. Вместе с тем система лесопользования во многом функционирует в «ручном режиме». Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения.
Говоря о стратегическом этапе, необходимо отметить, что в условиях России разработан стратегический документ «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.», однако альтернативных стратегических моделей лесопользования этот документ не содержит, отсутствует в нем и определение эффективности функционирования предлагаемых «сценариев развития лесного комплекса». Все это служит подтверждением того, что системное альтернативное стратегическое моделирование в нынешних условиях в системе лесопользования отсутствует.
Характеризуя этап реализации лесопользования в условиях России, важно отметить доминирование административных механизмов (историческое прошлое советского лесопользования) над экономическими механизмами, слабо увязанные, бессистемные рыночные механизмы, формирующие сырьевой базис лесной отрасли.
Ситуация усугубляется и тем, что «слабый контроль за использованием лесов и
142
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 1. Система лесопользования
5 . Этап контроля и оценки
- контроль
с оценкой результатов и при необходимости корректировка
4 . Этап реализации
- реализация разработанной стратегической модели
3. Стратегический этап
- разработка альтернативных стратегий лесопользования
- выбор эффективной стратегии
6 . Этап проектирования
- определение практических действий на ближайшую перспективу с учетом полученных результатов
1. Аналитический этап
(описание и оценка)
- лесные ресурсы
- условия деятельности
2. Этап целеполагания
- политика, цели владельца
- потребнности
- ожидания
Рис. 2. Этапы лесопользования
недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава, ... низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне» [1] свидетельствуют о существующих проблемах на этапе контроля и оценки.
Несовершенство этапа проектирования привело к тому, что происходит истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта, а слабое развитие дорожно-транспортной инфраструктуры лесопользования сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов.
Аналитический этап связан с «недостаточной точностью оценки лесоресурсного потенциала» и «недостаточной точностью учета лесных ресурсов» [1] что, безусловно, влечет за собой формирование системных
проблем в эффективном использовании лесов: неверная оценка, истощение и деградация лесосырьевой базы страны.
Системные проблемы и затянувшийся инновационный кризис в лесопользовании определен историческими аспектами, которые не учитываются в современном построении системы. С развитием товарного производства и ростом спроса на лесоматериалы быстро обнаружилось, что лесное хозяйство представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, которая не только может полностью окупать затраты по содержанию лесов, но и приносить их владельцам чистый доход, и немалый.
Экономическая наука, успешно прилагаемая к промышленности и даже сельскому хозяйству, к лесному хозяйству, в силу его специфических особенностей, не подходила. Возникла потребность в специальном учении, которое бы эти особенности учитывало, раскрывало. Так в 1916 г. проф. Д. Марченко, писал: «Учение об организации лесного хо-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
143
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
зяйства должно заниматься рассмотрением того, каким образом следует вести эти работы на практике, оно должно излагать сущность и методы решения вопросов, подлежащих рассмотрению при устройстве лесов. Учение об особенностях лесного хозяйства должно показать, чем отличается лесное хозяйство от других экономических предприятий, от других отраслей народного хозяйства и в частности выяснить его особую зависимость от естественно-исторических и общественноэкономических условий.... Теперь учению о лесном хозяйстве как отдельной отрасли промышленности, имеющей чрезвычайно важное значение в народно-хозяйственной жизни, уделяется большее внимание, чем прежде, и оно все больше и больше обосабливается от учения об организации лесного хозяйства, приобретая характер как бы обширного в него введения» [2].
Эту же позицию разделял проф. М. Орлов. Он оставил лесную экономику в лоне учения о лесоустройстве, но уделил ей значительно больше места и придал ей большее значение в сравнении со своими предшественниками-учителями. Практи-
чески весь первый том труда посвящен лесной экономике. В нем подробно, на основании западных источников, изложено «финансовое учение о лесе» [3]. Во втором томе экономике отдан большой раздел, освещающий теорию и практику корневых цен на древесину в дореволюционной России. М. Орлову принадлежит приоритет в разработке теории лесоуправления как самостоятельной дисциплины.
В советский период лесоустройство получило мощное развитие. Но тенденции последних 20 лет плачевны: отечественному лесоустройству нанесен серьезный урон (объемы и качество работ снизились). Безвозвратно утеряны опытные кадры: «Недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты и производительности труда, обусловленные слабым развитием социального партнерства, низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квали-
фикационной подготовке рабочих кадров, специалистов, возрастающим дефицитом квалифицированных кадров по разным направлениям лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности» [1].
В системе лесоустройства основными составляющими, без которых невозможно лесное планирование и лесоуправление, являются: план территории (границы лесничеств, квартальная сеть), категорирование земель по целевому назначению (заготовка ресурсов, рекреация, охрана природы), инвентаризация дорожной сети (транзитные пути общего пользования, лесовозные дороги, степень пригодности для вывозки древесины и лесохозяйственных нужд, наличие местных дорожно-строительных материалов, карта-схема), таксация насаждений, лесохозяйственные назначения по лесотаксационным выделам (способы главной рубки, рубки ухода, способы лесовосстановления), лесная ГИС, сводная информация о лесном фонде (реестр).
Регулярное проведение лесоустройства по лесничествам (с ревизионным периодом не более 10 лет) с точностью, диктуемой востребованностью лесов, и интегрированная система обработки полученных материалов (свод) вполне могут удовлетворить потребность общества в исходной информации о лесах и лесных ресурсах для целей лесного планирования (текущего и стратегического) и лесоуправления на всех уровнях.
Стратегическое планирование лесопользования (при котором использование и управление лесными ресурсами рассматривается с точки зрения их разнообразия и устойчивости) ориентировано на создание сбалансированного плана лесопользования с учетом различных требований к лесам данной территории и определение базовых принципов управления лесами на период планирования.
«Но освоение и воспроизводство лесных ресурсов будет экономически эффективным и устойчивым, если заготовка древесины устойчиво рентабельна; деревообработка по стоимости сырья конкурентоспособна; доходность лесных ресурсов долговременно не
144
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 3. Элементы лесной экономики
убывает; финансирование воспроизводства лесных ресурсов достаточно для поддержания постоянства и неистощительности пользования лесом» [4].
Гармонизация этих критериев - задача лесной экономики, решаемая с помощью системы экономических инструментов и механизмов.
Лесная экономика при этом должна опираться на системный подход, включающий:
- лесную статистику (объемы производства, цены на круглый лес и пиломатериалы, стоимость факторов производства);
- политику ценообразования на круглые лесоматериалы (связь товарной структуры насаждений и структуры потребления древесного сырья, балансы заготовки и продаж);
- экономику заготовки ресурсов (формирование лесной ренты, виды доступности лесных ресурсов (показатели, методика расчета) относительность понятий непрерывного, постоянного и неистощительного пользования лесом (зависимость от форм собственности и масштабов хозяйства));
- экономику транспортного освоения лесных массивов;
- экономику воспроизводства лесов (сравнительная эффективность альтернативных систем воспроизводства лесных ресурсов (критерии, методы, фактор времени), моделирование динамики лесов как метод лесного
планирования); эффективность промышленного освоения и воспроизводства лесов).
Важное место в системе лесопользования занимает и лесное планирование, именно оно ориентировано на будущее для создания альтернативных стратегических моделей лесоуправления. В свою структуру лесное планирование должно включать предплановые (подготовительные) и плановые исследования.
Предплановые (подготовительные) исследования должны опираться на:
- анализ лесной статистики, моделирование рынка лесоматериалов, прогноз цен;
- анализ динамики лесов за предшествующий период (таксационные параметры насаждений по хозсекциям и категориям возраста);
- возможные сценарии развития транспортной инфраструктуры общего пользования;
- расчет стволовых рент в зависимости от древесной породы, диаметра и высоты ствола, качества ствола, удаленности насаждений от транзитных путей транспорта;
- сценарное моделирование динамики
лесов;
- оптимизацию возраста рубки и размера пользования лесом;
- обоснование стратегии (систем) воспроизводства лесов.
Плановые исследования должны включать следующие направления:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
145
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
- рациональное использование земель лесного фонда (заготовка ресурсов, туризм, рекреация, охрана природы);
- экономическая оценка лесных ресурсов (категорирование запасов древесины по разрядам доходности, средняя корневая стоимость обезличенного кубометра древесины);
- оценка доходности лесных ресурсов по сценариям развития региональной транспортной структуры, выбор сценария;
- технологическая структура и сырьевая база региональных лесных кластеров (сырьевое обеспечение промышленности);
- освоение лесных участков (план развития сети лесовозных дорог, план рубок, план лесохозяйственных мероприятий);
- расчет рентного лесного дохода;
- финансирование транспортного освоения лесных территорий;
- финансирование воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- определение ежегодной платы за лесные ресурсы (по арендуемым лесным участкам);
- лесной доход и лесной бюджет.
При этом выделяются 3 уровня лесного планирования: лесной участок, выделяемый для целей лесопользования; лесничество (муниципальное образование, район); регион (субъект РФ). Минимальной территориальной единицей является таксационный выдел (лесонасаждение). По этому принципу должно идти формирование платы за лесные ресурсы:
- региональный уровень - стволовые
ренты;
- лесничество, участковое лесничество - экономическая оценка лесных ресурсов;
- участок - бюджет лесопользователя, арендная плата, компенсация затрат лесопользователя по строительству лесовозных дорог и воспроизводству лесов.
Лесоустройство, лесная экономика и лесное планирование дают ответы на вопрос: что и как делать? В то время как лесоуправление отвечает на вопросы, кто и на какие средства, каков алгоритм действий, их последовательность, взаимосвязь? Его задача свести все знания о лесе воедино и
создать модель эффективного функционирования целостной системы лесопользования. При этом вариативность моделей лесоуправления завязана на такие ключевые позиции, как формы собственности, субъекты лесных отношений, разделение полномочий, органы государственного управления лесами и их функции, совмещение управленческой и хозяйственной деятельности, лесная политика и лесное законодательство, виды, формы контроля.
Для повышения эффективности лесоуправления необходимо учесть ряд особенностей.
1. Организация лесного хозяйства всецело зависит от развития лесной промышленности, от спроса на древесное сырье. При нормальном развитии спрос сбалансирован: сортиментная структура потребления адекватна товарной структуре древесных запасов, цены на худшее сырье выше или равны себестоимости заготовки обезличенного кубометра круглого леса. Заготовка всей востребованной древесины рентабельна, лесной доход (лесная рента) максимален. При этом решающее значение имеет внутреннее потребление (рынок).
2. Плата за лесные ресурсы должна быть адекватна их доходности.
3. Необходимо различать транспортную, экономическую и промышленную доступность лесных ресурсов. Транспортная доступность определяется транспортной инфраструктурой общего пользования. Экономическая доступность зависит от спроса на древесное сырье, качества лесных ресурсов и их удаленности от транзитных путей транспорта. Промышленная доступность зависит от размещения лесоперерабатывающей промышленности, технологической структуры лесных кластеров. Развитие транспортной инфраструктуры общего пользования повышает экономическую и промышленную доступность лесных ресурсов, является решающим фактором повышения эффективности лесного хозяйства и лесопользования в целом.
4. Транспортное освоение лесных массивов (компенсационное строительство лесо-
146
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
возных дорог) и воспроизводство лесов, как правило, должны производиться за счет лесного дохода (лесной ренты).
5. Экономически целесообразно планомерно осваивать крупные лесные массивы по конкурсу, на котором должна в первую очередь выявляться способность претендентов рационально использовать древесное сырье, строить дороги и решать местные социальные проблемы.
6. Малый бизнес в лесу допустим при условии, когда государство (лесовладелец) строит лесовозные дороги и восстанавливает лес на вырубках, продавая насаждения в рубку на аукционах.
7. Плата за ресурсы должна определяться региональными органами управления лесами повыдельно на основе анализа рынка круглого леса и отводимых в рубку ресурсов. Лесная рента должна максимально аккумулироваться в региональных бюджетах и рационально перераспределяться между лесопользователями.
Если промышленность в упадке, развивается слабо и хаотично, то и все попытки усовершенствовать лесоуправление бесплодны.
Таким образом, для разработки долгосрочной стратегии рационального лесопользования необходим пересмотр концептуальных основ системы лесного хозяйства с выделением самостоятельных базовых составляющих: лесоустройство, лесная экономика, лесное планирование, лесоуправление.
библиографический список
1. Минпромторг России. «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» - М., 2008.
2. Марченко, Д. Экономика лесоводства как собая специальная дисциплина / Д. Марченко. - М.: Наука, 1916.
3. Орлов, М.М. Лесоустройство. Элементы лесного хозяйства. Т I. / М.М. Орлов. - М.: Лесная пром-сть, 2006.
4. Починков, С.В. Концепция сырьевого обеспечения развития российского ЛПК на период 20082020 гг. [http://www.wood.ru/ru/loa688.html]
О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСшЕГО ЛЕСНОГО ОБрАзОВАНИЯ
B.C. ШАЛАЕВ, проф. МГУЛ, д-р техн. наук
Достаточно очевидно, что в настоящее время образование является одним из основных факторов развития общества. Естественно при этом, что и рынок международного образования весьма динамично развивается. Его объем превышает 100 млрд долл. США, до 5 млн иностранцев ежегодно выезжают за рубеж с различными образовательными целями. Наибольший объем образовательных услуг (более 60 млрд долл. США) иностранным гражданам оказывается в рамках высшей школы. При этом основные доходы от обучения иностранных студентов получают США (20 млрд долл.), Великобритания (свыше 10 млрд долл.), Австралия, Франция, Германия. На долю этих пяти стран приходится и около 60 % мирового контингента иностранных студентов. Поэтому в США экспорт высшего
образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии
- четвертой экспортной отраслью [1, 2].
В 2006 г. в США обучалось 535 тыс. иностранных студентов, в Великобритании
- 275 тыс., Германии - 255 тыс. [3]. К сожалению, Россия имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений национальных высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет иностранных граждан, обучающихся заочно, на вечерних отделениях, экстерном и т.д., существенно не изменяет почти аутсайдерского положения России на международном рынке образовательных услуг. При этом доля Российской Федерации на международном рынке образования имеет тенденцию к снижению. Хотя 18 октября 2002 г. Президентом Российской
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
147