УДК 316
DOI 10.23672/f5462-3511 -5802-u
Бандурин Александр Петрович
доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры истории, философии и социальных технологий, Новочеркасский
инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова -филиал Донскоого государственного аграрного университета [email protected]
Alexandr P. Bandurin
Doctor of Philosophy, Professor,
Professor of the Department of History,
Philosophy and Social Technologies,
Novocherkassk Engineering
and Reclamation Institute
named after A.K. Kortunov -
branch of Donskoy State Agrarian University
Рациональное
и иррациональное в социальной регуляции производства и потребления продуктов питания
Rational and irrational
in social regulation of production and consumption food products
Аннотация. Генномидифицированная продукция, появившаяся в последней трети ушедшего XX века, сегодня постепенно занимает всё более значимые позиции в структуре питания. Наряду с ростом обеспеченности продуктами питания, вопросам здорового питания и здоровью уделяется всё больше внимания. Считается, что в погоне за количеством пищи, изменения, происшедшие в её качестве, повлекли рост заболеваний, связанных с потреблением ГМО модифицированных и ультрапереботанных продуктов. Произошёл пищевой переход, связанный с ростом уровня жизни, урбанизацией, влиянием рекламы, технологическими изменениями производства, торговли, распределением продуктов в современном мире. В системе социальной регуляции производства и потребления продуктов питания идёт постоянная борьба между рациональным и иррациональном в пространстве как личностной саморегулятивной системы, так и на уровне общегосударственной социальной организации. Важную роль в этом процессе играет информация о продуктах, которые могут содержать как полезные свойства составляющих их ингредиентов, так и отрицательные, негативно влияющие на здоровье. В расширении действия рациональных факторов социальной регуляции в потреблении продуктов с полезными свойствами необходима совместная разъяснительная и воспитательная работа государственных органов, образовательных учреждений, волонтёрского движения, а также, экономическое стимулирование производителей, ориентированных на выпуск здоровых продуктов.
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, социальная регуляция, продукты питания, генномо-дифицированные организмы (ГМО), демографический переход, пищевой переход.
Annotation. Genetically modified products, which appeared in the last third of the past XX century, today gradually occupies more and more significant positions in the structure of nutrition. Along with the growing availability of food, more and more attention is being paid to the issues of healthy nutrition and health. It is believed that in the pursuit of the quantity of food, changes in its quality have led to an increase in diseases associated with the consumption of GM modified and ultra-processed foods. There has been a food transition associated with an increase in living standards, urbanization, the influence of advertising, technological changes in production, trade, and distribution of products in the modern world. In the system of social regulation of food production and consumption, there is a constant struggle between the rational and the irrational in the space of both a personal self-regulatory system and at the level of a nationwide social organization. An important role in this process is played by information about products that may contain both the beneficial properties of their constituent ingredients and the negative ones that adversely affect health. In expanding the action of rational factors of social regulation in the consumption of products with useful properties, joint explanatory and educational work of state bodies, educational institutions, volunteer movement, as well as economic incentives for manufacturers focused on the production of healthy products is necessary.
Keywords: rational, irrational, social regulation, food products, genetically modified organisms (GMOs), demographic transition, food transition.
Сегодня в структуре продуктов питания всё больше появляется генно-модифицирован-ной и качественно ограниченной продукции, производство которой вызвано, с одной стороны, потребностями растущего населения, а с другой, -погоней за прибылью на основе новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, производства, роста и откорма животных, птицы и рыбы. Максимальный количественный рост производства многих продуктов и лекарств без технологий ГМО производства попросту был бы невозможен, поэтому однозначно отрицательно оценивать значение и влияние данных технологий очень трудно. Достижения новых экотехноло-гий противоречиво оцениваются широкими слоями населения и получают различные экспертные мнения. Правоту противников или сторонников может подтвердить только время. Как говорят в народе, время покажет.
Но время не стоит на месте, всё движется, развивается, изменяется во времени, развиваются и технологии ГМО производства продуктов питания. И может так получиться, что по прошествии определённого времени, у человечества попросту не останется и не будет времени на исправление тех ошибок, которые оно совершает, генно модифицируя необходимые ему биоорганизмы для производства в массовых количествах пищевых продуктов.
Российскими исследователями отмечается, что при росте обеспеченности продуктами питания на основе развития сельскохозяйственного производства, что в последнее время намного больше внимания стало уделяться вопросам здоровья и здорового питания, которое является обязательным условием здоровья нации. И в этой связи, развитие качественного и здорового питания рассматривается как одна из основных задач государства, а по оценкам специалистов, здоровое питание может предотвратить до 80 % инфарктов миокарда, инсультов и диабета.
Как показывает статистика, большинство населения России, стран Европы и США не соблюдает рекомендуемые принципы здорового питания и нарушения в различных странах идентичны, а основным негативным последствием нарушения данных принципов становится рост избыточного веса людей [1]. Следует также добавить, что прогрессирует и рост числа таких людей, и, к тому же, данная группа стремительно молодеет, т.к. указанные болезни захватывают позиции в среде молодых, поражают всё более молодое поколение. Таким образом, к сожалению, молодёжи приходится расплачиваться своим здоровьем, как бы одиозно это не звучало, за ошибки в деятельности предыдущих поколений по отношению к окружающей природной среде и за те изменения, которые были бы предприняты в сфере производства сельскохозяйственной продукции и технологий изготовления производимых продуктов питания.
На наш взгляд, в социальной регуляции потребления необходим рациональный подход и сознательный выбор широких масс и молодых людей, в особенности, к своему рациону питания. В этой
связи, большинство населения предпочитает, чтобы ГМО продукты были маркированы [2]. Это необходимо для их быстрого и чёткого распознавания и принятия решения о приобретении продукта или отказе от его покупки.
Данные результатов социологических исследований свидетельствуют, что современная молодёжь, и, в частности, студенческая, недостаточно информирована как в вопросах ГМО питания, так и в их влиянии на здоровье, а выбор продуктов питания студентов формируется под влиянием Интернета и рекламы, собственных пищевых предпочтений, а не научно обоснованных рекомендаций [2].
Следует отметить, что сегодня высокоразвитые в сельскохозяйственном отношении страны и народы столкнулись с задачей изменения социальной регуляции в сфере питания. Если «ещё в недавнем прошлом перед правительствами различных стран стояла основная задача - обеспечить население достаточным количеством недорогого продовольствия», то «в последние несколько десятилетий они столкнулись с проблемами, вызванными изменением рациона питания населения, который стал отличаться высоким потреблением ультрапереработанных пищевых продуктов» [3]. Параллельно указанный процесс сопровождался сокращением энергозатрат и падением физических усилий в обыденной жизни и производственной деятельности при увеличении порций еды и, соответственно, потребляемых килокалорий. Качество населения также претерпело изменения в условиях, так называемого, демографического перехода, связанного с общим его старением, произошёл пищевой переход (выделено нами - АБ), вызванный ростом уровня жизни, урбанизацией, влиянием рекламы, технологическими изменениями в сфере производства, торговли, распределения цепочек поставки продуктов по всему миру. Именно в силу влияния указанных причин социальная регуляция требует, прежде всего, на личностном уровне перехода от иррационального к рациональному выбору [4]. Данный переход к рациональной регуляции в сфере потребления необходим для борьбы с ожирением, избыточным весом и болезнями, вызываемыми действием генномодифицированных продуктов.
Человек является порождением, результатом живой природы и для своего роста и развития нуждается в полноценном обменен веществ с природой, который подвержен социальной регуляции как со стороны общества и государства, так и подвержен рациональному саморегулированию, которому постоянно противостоит иррационально действующие регулятивные силы в виде неумеренных вкусовых привычек и желаний, постоянной направленности на борьбу между «хочу» и «нельзя», и особенно это остро проявляется, когда человеку действительно надо постоянно следить за показателями роста своего веса, давления, измерять уровень сахара в крови, т.е. бороться с неинфекционными болезнями или их угрозами в сфере питания. Идёт постоянная борьба в пространстве личностной саморегулятивной системы между рациональным и
иррациональным, которая, так или иначе, становится связанной с действием всей системы социальной регуляции государства и общества в сфере питания и удовлетворения пищевых потребностей населения. Кроме того, на общегосударственном уровне социальной регуляции, вытеснение действия иррациональных факторов, способствующих нерациональному питанию, дополняется мерами пропаганды здорового образа жизни, популяризации национальных традиций здорового питания [5], усиления экономической регуляции путём выплаты денежных премий, субсидий, грантов производителям здоровьесбере-гающей продукции, например, с низким содержание сахара.
В современном мире человеку в качестве потребителя пищевой продукции приходится постоянно следить не только за объёмом составляющих её калорий и наличием генномодифициро-ванных организмов растительного и животного происхождения, но и обладать умением и навыками по выявлению фальсификата, различного рода пищевых подделок, которыми сегодня часто пользуются многие производители в погоне за повышением таким нечестным способом нормы прибыли. Речь в данном случае даже не идёт о таких «невинных» случаях, когда содержание не соответствует форме при продаже, например, пельменей, в которых содержание мяса 10-15 %, а остальное - соя. К такому же типу «детских шалостей» можно отнести постоянную продажу в продуктовых магазинах шаговой доступности от дома или в супермаркетах пищевых товаров, на которых позиционирует, например, надпись, свидетельствующая, что это порошок для приготовления киселя с содержанием картофельного крахмала, а, на самом деле, его туда уже десятки лет не кладут, так, как правило, крахмал кукурузный, который можно распознать только при приготовлении соответствующего блюда. И очень часто в готовой пищевой продукции можно обнаружить недомеры, недосыпы, недостачи и иное, что обнаруживает покупатель уже в домашних условиях. Происходит постоянная битва, соревнование, борьба противоположностей личного выбора рационального с иррациональным влияние и желанием производителя что-то «рационализировать» (а точнее - иррационализировать действия и поведение покупателей - потребителей пищевой продукции). Например, покупатель спешит домой и, проезжая мимо точки фастфуда, решил купить на ужин несколько чебуреков, узнав, что покупатель спешит и забежал на несколько минут, продавец вынес из-за перегородки, за которой жарились чебуреки, готовую продукцию. Однако, получив вожделенные продукты питания, покупатель - потребитель не удержался и решил попробовать чебурек, и к его удивлению, он
Литература:
1. Хорев А.И. Тенденции, угрозы и возможности процесса обеспечения продовольственной безопасности в условиях пандемического кризиса / А.И. Хорев, Ю.А. Саликов // Развитие и безопасность в условиях пандемии. 2020. № 3. С. 4-29; С. 22.
оказался без мяса, так как подобием мясной начинки и какого-то кетчупа был помазан изнутри, то же самое было проделано производителями и с остальными продуктами.
Негативные воздействия на качество продуктов питания, отражающиеся на снижении здоровья населения могут происходить по самым разным направлениям, затрагивающих производство и потребление мясных, хлебобулочных, кондитерских изделий, а также - молочной, рыбной продукции. Нарушение технологий обработки сырья и производства продукции, а также, правил её хранения могут привести к печальным последствиям для здоровья людей: от отравлений с развитием серьёзных заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, печени, селезёнки и поджелудочной железы - и вплоть до смертельных случаев. Поэтому потребители всегда должны быть информированы, образованны, обеспечены соответствующими знаниями о пищевом продукте на его упаковке и, прежде всего, о сроке годности и составе продукта, позиционируемого в качестве товара.
Вся указанная информация о потребительских свойствах пищевого продукта является своеобразной точкой отсчёта рационального выбора покупателя [6]. В зависимости от насыщения сферы производства и потребления пищевых продуктов рациональным содержанием социальной регуляции, сможет сокращаться действие иррациональных факторов, влияющих отрицательно на безопасность национального здоровья населения России, на снижение рисков приобретения и развития неинфекционных заболеваний, сокращения действия иррационально организованного и спонтанно регулируемого питания. Для расширения действия рациональных факторов социальной регуляции в повышении качества продуктов необходим целый комплекс мер, связанных не только с указанной маркировкой продуктов питания, но и с воспитанием, формированием соответствующего потребителя, ориентированного на продукты полезного свойства, необходимыми знаниями о которых он обладает [7]. Поэтому требуется совместная упорная работа государственных органов, общественных организаций, образовательных учреждений, волонтёрского движения. Необходим также комплекс мер экономического характера по стимулированию производителей, мотивированными на выпуск здоровьесберегаю-щих пищевых продуктов. Именно в таком союзе личностно ориентированного и общественно организованного взаимодействия на рациональной основе социального регулирования возможно повысить качество продуктов питания и безопасность здоровья российских людей.
Literature:
1. Khorev A.I. Trends, threats and opportunities of the process of ensuring food security in the context of the pandemic crisis / A.I. Khorev, Yu.A. Salikov // Development and security in the conditions of a pandemic. 2020. № 3. P. 4-29; P. 22.
2. Василевская О.И. Генномодифицированные продукты питания и их взаимосвязь со здоровьем / О.И. Василевская, Ю.В. Швабо // Материалы XIV Всероссийской Бурденковской научной конференции. Молодёжный инновационный вестник. 2018. Т. VII. С. 216.
3. Гречушкина Н.А. Меры государственной политики в сфере управления рисками для здоровья, связанными с питанием / Н.А. Гречушкина // Здоровье мегаполиса. 2022. Т. 3. № 1 С. 65-72.
4. Гафиатулина Н.Х. Источники социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодёжи / Н.Х. Гафиатулина, А.П. Бандурин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общетсвенные науки. 2017. № 11. С. 26-30.
5. Тхагапсова Г.Г. Некоторые принципы традиционного питания адыгов и их роль в сохранении здоровья / Г.Г. Тхагапсова // Вестник науки. Вып. № 15(39). С. 118-122.
6. Бандурин А.П. Постмодерн и современная культура / А.П. Бандурин, Л.С. Николаева // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 236243.
7. Бандурин А.П. Изменение идеологий социально-экономической регуляции в процессе взаимодействия общества и природы / А.П. Бандурин, И.П. Бандурина // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2016. № 6. С. 86-90.
2. Vasilevskaya O.I. Genetically modified food products and their interrelation with health / O.I. Vasilevskaya, Yu.V. Shvabo // Materials of the XIV All-Russian Burdenkovo Scientific Conference // Youth Innovative Bulletin. 2018. Vol. VII. P. 216.
3. Grechushkina N.A. Measures of state policy in the field of management of health risks associated with nutrition / N.A. Grechushkina // Health of the metropolis. 2022. Vol. 3. № 1. P. 65-72.
4. Gafiatulina N.Kh. Sources of socio-cultural risks for social health of Russian student youth / N.Kh. Gafiatulina, A.P. Bandurin, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and general sciences. 2017. № 11. Р. 26-30.
5. Thagapsova G.G. Some principles of traditional nutrition of the Adyghe and their role in the preservation of health / G.G. Thagapsova // Bulletin of Science. Iss. № 15(39). Р. 118-122.
6. Bandurin A.P. Postmodern and modern culture / A.P. Bandurin, L.S. Nikolaeva // Socio-humanitarian knowledge. 2012. № 7. Р. 236-243.
7. Bandurin A.P. Changing ideologies of socio-economic regulation in the process of interaction between society and nature / A.P. Bandurin, I.P. Ban-durina // Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Series: Socio-economic sciences. 2016. № 6. Р. 86-90.