Научная статья на тему 'Рационализация питания нижней команды судов черноморского пароходства'

Рационализация питания нижней команды судов черноморского пароходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рационализация питания нижней команды судов черноморского пароходства»

И 3 ПРАКТИКИ

А. И. ВАЛДМАН, И. И. ПОПОВ, Р. М. ПЕРЧУК (Одесса)

Рационализация питания нижней команды судов черноморского пароходства

Из терапевтической клиники филиала Клинического института усовершенствования врачей на водном транспорте (зав.—проф. А. И. Валдман) и Одесской психофизиологической станции МСУ ЧМ (зав. —доц. М. Е. Медведев)

В данной работе мы пользовались нормами питания, выработанными проф. Файтельбергом, для каждой профессии нижней команды судов. Этими нормами определена следующая калорийность: для смазчиков 2900 калорий, для машинистов и механиков на пароходах, кочегаров печей на жидком топливе — 3 000 калорий, для мотористов на теплоходах, кочегаров II класса на твердых топливах — 3 200, для кочегаров печей на твердом топливе (I класса) — 3800—4000.

Работ, освещающих вопросы питания судовых команд, мы в доступной нам литературе не нашли. Имеются лишь косвенные указания на большую заболеваемость работников транспорта, моряков, которые, по Agëroin, подвержены длительным, хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Подтверждением этого служат также и материалы единого диспансера МСУ ЧМ: заболеваемость желудочно-кишечного тракта среди работников водного транспорта в 1932 г. составляет 12,2Р/о общей заболеваемости, что ставит эту группу болезней на второе место.

У 885 больных интересующей нас профессиональной группы (328 кочегаров, 252 механика, 163 машиниста, 142 моториста), прошедших за 1934—1935 гг. через диспансер, отмечено 173 страдания желудочно-кишечного характера (у кочегаров—68, механиков — 38, машинистов — 36 и мотористов — 31). Желудочно-кишечные заболевания уступают место только функциональным и органическим заболеваниям нервной 'системы (первое место) и идут впереди функциональных и органических заболеваний сердечно-сосудистой системы (третье место).

По характеру заболеваний на первом месте стоят острые гастроэнтериты— 52 (у кочегаров — 24, механиков—7, машинистов — 10, мотористов — 11), на втором — хронические гастриты — 48, из них чаще гиперацидньйе (28), затем гипацидные (28) и нормациднЫе (6) (у кочегаров —16, механиков—13, машинистов — 12, мотористов — 7), на третьем — хронические колиты — 38 (у кочегаров— 15, машинистов — 7, механиков — 8, мотористов — 8), на четвертом — язвы —23 (у кочегаров —- 7, механиков — 9, машинистов — 6, мотористов — 1'), на п я т о м — хронические холециститы — 12 (у кочегаров — 8, механиков — 2, машинистов — 2). Отдельно отмечаем 14 случаев острых паренхиматозных гепатитов с желтухой (из них 9 у кочегаров). Сюда также не входят глистные инвазии, которые в отдельных случаях указанных -заболеваний играли определенную этиогенетическую роль.

В диэтотделе (за 4 года) было среди означенной группы 30 язвенников, 28 с гастритами, 19 с хроническими колитами, 9 с хроническими холециститами, 6 с острыми гастро-энтеритами, а в больнице (за 3 года) язвенников—18, с хроническим гастритом — 18, с хроническим холециститом — 9, с острым гастреэнте-ритом — 6, с хроническим колитом — 3,. при этом отмечается та же последователе

4 Гигиена и санитария,№ 5

ность заболеваний в отношении указанных профессий. С острыми гастроэнтеритами ни в больницу, ни в диэтотдел, как-правило, не направлялись, с хроническими же колитами больше поступали в диэтотдел.

По материалам диэтотдела, указанные заболевания в 35% падали на лиц дальнего плавания и в 65% — малого каботажа.

Кроме этого, при профессиональном осмотре лиц дальнего плавания за 2 года зарегистрировано 40 случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта, по характеру совпадающих с предыдущими случаями. Отдельно, как заболевания, не вошедшие в указанные цифры, нужно подчеркнуть хронические запоры, наблюдаемые в массовом виде среди работников дальнего и тропического плавания.

Оценивая полученные данные заболеваемости, трудно установить характерную зависимость между каким-либо из перечисленных заболеваний и лишь одной определенной профессии; все- заболевания приблизительно в одинаковой мере встречались в каждой из них. Можно лишь подчеркнуть сравнительную частоту заболеваний желудочно-кишечного тракта у всей команды.

Останавливаясь в отдельности на перечисленных заболеваниях, нужно отметить, что определенная часть из них, особенно острые гастроэнтериты, гепатиты, во многих случаях связаны с обычными погрешностями в еде, бывающими при посещении командой портов. Немалую роль в этих, заболеваниях играет еще не совсем изжитое злоупотребление алкоголем, имеющее место при длительных стоянках в портах, отягощение курением, не совсем привитые навыки личной гигиены (мытье рук перед едой, уход >за полостью рта, питье кипяченой воды и т. д.). Кроме того, наблюдавшиеся нами летние диарреи можно объяснить отчасти обильным питьем воды, обычным для работающих в горячих цехах. Но не исключается и возможность при этих условиях нарушения иммунобиологических свойств организма и повышения жизнедеятельности ряда бактерий,, в частности, В. coli commune.

Работу в машинном отделении судов, где температура 40° и влажность 40—50%, следует приравнять к работе в горячих цехах. При плавании в субтропиках и тропиках температура в машинном отделении доходит до 50—60°. Работа в подобных условиях влияет на организм, вызывая в нем более или менее длительные функциональные изменения. При таких условиях наблюдаются явления угнетения моторно-сек£>еторной деятельности желудочно-кишечного тракта, pancreatis, что вместе с обильным питьем может вести к острым или хроническим заболеваниям всего тракта.

Во избежание этого следовало бы пересмотреть режим питания в том направлении, чтобы максимум еды (по объему и калорийности) не падал на часы работы при высокой температуре. Латышев рекомендует для красноармейцев в Средней Азии в жаркое время года в самые жаркие часы дня всего лишь 23°/а всей пищи, относя главную массу на завтрак и ужин. Население Средней Азии летом главную еду переносит на вторую половину дня. В условиях плавания летом, особенно в тропиках, мы рекомендовали бы также приспособить главный прием пищи к нежарким часам дня, а также к часам, свободным от вахты. В табл. 1 мы приводим примерную раскладку для кочегаров в летнее время, особенно в тропиках.

Таблица I

Вахта Калорийность завтрака Часы вахты Калорийность обеда Часы вахты Калорийность ужина Часы вахты Калорийность чая

I 25% 8-12 25% 40 % 10°/<

II 40% .25% 12-4 25о/о 10°/.

III 40% 25% 25% 4-8 10И

При этом желательно в часы наиболее высокой температуры или во время вахты пищу давать менее объемистую (легко усваиваемую, содержащую определенное количество органических кислот: фруктовые супы, окрошку, рыбу по-польски, куриные котлеты, кисели, компоты, кислые 'фрукты, ягоды).

Наряду с этим мы обращаем особое внимание на борьбу с запорами, которые в отдельных случаях снижают трудоспособность и ведут к заболеваниям кишечника (атонии, дискинезии, колиты).

Кстати отметим, что это явление характерно не только для нижней судовой команды, но и для всех работающих на судне. Запоры порой бывают резко

выражены, длятся по нескольку дней, вследствие чего повседневным у таких лиц является применение слабительных или клизм, что в свою очередь ведет в ухудшению деятельности кишечника. На большинстве судов общая калорийность достаточна, а порой и более, чем достаточна (особенно за счет жиров и мясных продуктов). В рацион входят преимущественно пищевые продукты, легко усваиваемые: на -судах дальнего плавания выпекается хлеб почти исключительно белый, бедный отрубями; из круп употребляется главным образом рис; белковая пища состоит главным образом из мясных высококачественных, легко усваиваемых и молочных продуктов; овощи, хотя и набираются перед дальним рейсом в большом количестве, но быстро рсходуются, особенно на судах, где нет рефрижераторных установок. Пища бедна клетчаткой, вследствие чего в организме образуется мало шлаков, активирующих деятельность кишечника. Пища должна иметь ве менее 50'9/о усвояемости; лучшими являются продукты с усвояемостью выше 70%; клетчатки в сутки требуется 60—80 г (Хрусталев), получается она главным образом из ржаного или отрубистого пшеничного хлеба, каши, овощей, плодов, ягод. Лавров .считает, что клетчатка овощей и плодов, в дтлцчие от клетчатки зерновых продуктов, не дает таких резких раздражений кишечника. Каши нужно разнообразить, главным образом гречневой и пшенной. Черный хлеб действует на кишечник большим количеством клетчатки ,» органическими кислотами, которые влияют на перистальтику кишок как химический возбудитель. К этой же категории химических возбудителей Боас относит такие вещества, как кислое молоко, кислые фрукты, хлебный квас, лимонад

Нерациональным является одинаковый объем пищи для лиц тяжелого физического труда (кочегара) и для остальной судовой команды; питание также не диференцировано и в зависимости от конституциональных особенностей организма, в зависимости от того или другого обмена, той или иной деятельности пищеварительного аппарата и т. д. Кроме этого, как уже указано, на судах имеется ряд лиц с хроническими заболеваниями желудка и кишечника, которым нужно строго индивидуальное питание, которого на судах нет. Для организации такого диэтетического питания (диэтуголки при судовых столовых) необходимо провести при диэтотделе единого диспансера специальные курсы для судовых врачей, а также соответственный инструктаж судовых поваров. При диэтотделе диспансера должна проводить^ диэтконсультация для лиц из судовых команд, страдающих хроническими желудочно-кишечными заболеваниями. На основании результатов консультации на судно должна передаваться индивидуальная карточка на обследованного с указанием пищевого режима.

Необходимо усилить внимание к белковому и водно-солевому обмену. Условия работы в машинном отделении (высокая температура, обильное питье, усиленное потоотделение и т. д.) могут отразиться на обмене веществ в смысле увеличения водно-солевого и азотистого обмена. Увеличение азотистого обмена объясняется также тем, что усиленное потоотделение требует большой затраты энергии организма, что идет за счет его белков. Рационализация питьевого режима, следовательно, сможет сберечь определенное количество расходуемого белка.

Миттелыптадт и Новаковская путем экспериментальных исследований пришли к выводу, что азотистый обмен может протекать нормально в условиях повышенной температуры при применении в качестве питья газированного раствора сахара с содержанием хлористого натрия.

Изучение этого вопроса должно быть специально постановлено. Работами Молчановой установлено, что у красноармейцев в условиях субтропического климата летом азотистый обмен повышен. На основании этого Молчанова предлагает увеличить содержание белка в основйом пайке на этот период до 140— 150 г путем прибавки высококачественного белка из мясных и молочных продуктов. Все сказанное в отношении обмена особенно относится к кочегарам пароходов I класса на твердом топливе, так как работа у них более тяжелая, соответственно энергетическая затрата у них на 800 калорий больше, чем у остальных профессий нижней команды, работают они в условиях более повы-

V

шенной температуры. Исходя из этого", мы считаем, что для нижней команды содержание белков в пище должно быть не меньше 15% общего калоража, что будет соответствовать 106—147 г белка, в зависимости от рода профессии. Указанное содержание 'белка, по> Фойту, на % должно состоять из высококачественных, легко усвояемых белков мясных и молочных продуктов.

Качество пищи значительно выигрывает от достаточного количества жиров в ней. Кроме повышения питательности, пища, изготовленная на жирах, имеет лучшие вкусовые качества. Жиры являются носителями необходимых организму липоидов и витаминов А и D. В этом отношении преимущество нужно отдать так называемым полноценным жирам (сливочное ма:сло, рыбий жир, жир из желтков, околопочечный, печеночный). Средним процентом содержания жиров для нижней команды судов следует считать 20°/« всего калоража, что составит содержания их в пище от 65 до 90 г.

Углеводы, дополняя общий калораж, составляют 65% его,, что соответствует общепринятому содержанию их в пище, обычно колеблющемуся от 60 до 70% (473—630 г). ¡Главный процент углеводов в пище составляет хлеб и мучнистые продукты, каши, в меньшей мере углеводы овощей, плодов, сахар per se и сахарные кондитерские изделия.

В качестве веществ, содержащих необходимые для организма минеральные соли, служат овощи, плоды и ягоды, являющиеся также богатыми носителями противоскорбутного витамина С. Мы уже отметили, что на овощные запасы на судах нужно обратить сугубое внимание, особенно на судах дальнего и тропического плавания. Как стойкие носители витамина С могут быть рекомендованы запасы зеленого порошка и черной смородины, сохраняющие ценность даже в консервированном виде. Картофель в вареном виде также является сильным витаминоносителем, его запасы можно увеличить на судах тропического плавания в известной степени за счет скоропортящихся овощей. Из фруктов апельсины и лимоны' являются наиболее ценными в этом отношении.

В заключение можно сказать, что если работа механиков, машинистов, мотористов, кочегаров пароходов на жидком топливе, кочегаров на твердом топливе II класса (угольщиков) в смысле энергетических затрат не очень разнится друг от друга (калораж колеблется от 2 900 до 3 200 калорий) и условия их работы также не резко отличаются друг от друга, то нет надобности диферен-цировать их стол ¡как количественно, так и качественно. Но так как условия работы кочегаров I класса и энергетическая затрата их значительно больше разнится от всех остальных профессий нижней команды, то необходимо внести определенные поправки в их рацион, соответственно увеличив калораж пищи, принимая во внимание все указания в отношении качественного его состава.

Выводы

1. Этногенезом ряда желудочно-кишечных заболеваний нижней команды судов являются погрешности в диэте, особенно на стоянках в портах, частое злоупотребление алкоголем, недостаточные санитарно-гигиенические навыки.

2. Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, энтеро-колиты) поддерживаются нерациональным питанием, пищей, бедной растительной клетчаткой, питьем больших количеств воды в условиях высокой температуры и неравномерным распределением пищи в течение дня.

3. В целях рационализации необходимо: а) изучить питьевой режим для машинной команды, б) наибольший процент пищи по объему и калоражу отодвинуть от часов вахт и жаркого времени дня, в) увеличить белковый состав пищи за счет высококачественных белков до 19% общего калоража, г) обогатить пищу, особенно в дальнем и тропическом плавании, овощами, фруктами и ягодами, д) организовать помощью активного вмешательства диспансера диэтуголки при судовых столовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.