Научная статья на тему 'РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ 2-ГО ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО КУРСАНТСКОГО ПОЛКА В СОБЫТИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ (НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)'

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ 2-ГО ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО КУРСАНТСКОГО ПОЛКА В СОБЫТИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ (НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА / ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ КУРСАНТСКИЙ ПОЛК / ВОЕННО-ПЕХОТНОЕ УЧИЛИЩЕ / ДАГЕСТАНСКАЯ АССР / СУРОВИКИНО / ВОСПОМИНАНИЯ / ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Далгат Фатима Магомедовна

В статье на основе такого ценного источника, как воспоминания участников Великой Отечественной войны, рассматривается малоисследованная в отечественной историографии проблема участия в событиях Сталинградской битвы курсантских полков, в частности 2-го Орджоникидзевского полка. Привлеченные документы личного происхождения способствуют восстановлению ряда фактов, которые не отразились в других документах, например сводках боевых действий. Они указывают на боевой и численный состав курсантских полков, их роль в качестве передовых отрядов крупных войсковых соединений, боевого охранения, а нередко и надежных отрядов прикрытия на начальном этапе оборонительной операции Сталинградской битвы. Использован метод сопоставления ряда воспоминаний ее участников - курсантов и офицеров, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой анализируемых материалов. В результате автор приходит к выводу, что воспоминания участников боевых действий сохраняют объективность, соотносятся с иными историческими документами, могут и должны привлекаться для реконструкции событий, так как дают возможность беспристрастно оценить прошлое, выделить из частного главное. Важность данной темы обусловлена непреходящей значимостью победы многонационального советского народа в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY VALOR OF THE 2ND ORDZHONIKIDZE CADET REGIMENT IN THE EVENTS OF THE BATTLE OF STALINGRAD (BASED ON MEMOIRS OF PARTICIPANTS IN THE GREAT PATRIOTIC WAR)

On the basis of such a valuable source as the memoirs of participants in the Great Patriotic War, the article deals with the problem of participation in the events of the Battle of Stalingrad by cadet regiments, in particular the 2nd Ordzhonikidze regiment, underexamined in domestic historiography. The personal documents involved facilitate the recovery of a number of facts that are not reflected in other documents, such as battlefield reports. They point to the combat and numerical strength of the cadet regiments, their role as forward detachments of large military formations, outposts, and often as reliable cover detachments at the initial stage of the defensive operation of the Battle of Stalingrad. The author used the method of comparing a number of memories of the participants in the Battle of Stalingrad, cadets and officers, in which the described events intersect with the event canvas of the analyzed materials. As a result of the analysis, the author came to the conclusion that the recollections of participants in military events retain their objectivity, correlate with other historical documents, can and should be involved in the reconstruction of events, since they make it possible to calmly assess the past, to single out the main thing from the private. The importance of this topic stems from the enduring significance of the victory of the multinational Soviet people in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ 2-ГО ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО КУРСАНТСКОГО ПОЛКА В СОБЫТИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ (НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 1. С. 80-84. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 1. P. 80-84.

Научная статья

УДК 94(470.67)"1941 /1945"

https://doi.org/10.24158/fik.2022.1.12

Ратная доблесть 2-го Орджоникидзевского курсантского полка в событиях Сталинградской битвы (на основе воспоминаний участников Великой Отечественной войны)

Фатима Магомедовна Далгат

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6382-7115

Аннотация. В статье на основе такого ценного источника, как воспоминания участников Великой Отечественной войны, рассматривается малоисследованная в отечественной историографии проблема участия в событиях Сталинградской битвы курсантских полков, в частности 2-го Орджоникидзевского полка. Привлеченные документы личного происхождения способствуют восстановлению ряда фактов, которые не отразились в других документах, например сводках боевых действий. Они указывают на боевой и численный состав курсантских полков, их роль в качестве передовых отрядов крупных войсковых соединений, боевого охранения, а нередко и надежных отрядов прикрытия на начальном этапе оборонительной операции Сталинградской битвы. Использован метод сопоставления ряда воспоминаний ее участников - курсантов и офицеров, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой анализируемых материалов. В результате автор приходит к выводу, что воспоминания участников боевых действий сохраняют объективность, соотносятся с иными историческими документами, могут и должны привлекаться для реконструкции событий, так как дают возможность беспристрастно оценить прошлое, выделить из частного главное. Важность данной темы обусловлена непреходящей значимостью победы многонационального советского народа в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, оборонительная операция, Орджоникидзевский курсантский полк, военно-пехотное училище, Дагестанская АССр, Суровикино, воспоминания, источники

Для цитирования: Далгат Ф.М. Ратная доблесть 2-го Орджоникидзевского курсантского полка в событиях Сталинградской битвы (на основе воспоминаний участников Великой Отечественной войны) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 1. С. 80-84. https://doi.org/10.24158/fik.2022.1.12.

Original article

Military valor of the 2nd Ordzhonikidze cadet regiment in the events of the Battle of Stalingrad (based on memoirs of participants in the Great Patriotic War)

Fatima M. Dalgat

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6382-7115

Abstract. On the basis of such a valuable source as the memoirs of participants in the Great Patriotic War, the article deals with the problem of participation in the events of the Battle of Stalingrad by cadet regiments, in particular the 2nd Ordzhonikidze regiment, underexamined in domestic historiography. The personal documents involved facilitate the recovery of a number of facts that are not reflected in other documents, such as battlefield reports. They point to the combat and numerical strength of the cadet regiments, their role as forward detachments of large military formations, outposts, and often as reliable cover detachments at the initial stage of the defensive operation of the Battle of Stalingrad. The author used the method of comparing a number of memories of the participants in the Battle of Stalingrad, cadets and officers, in which the described events intersect with the event canvas of the analyzed materials. As a result of the analysis, the author came to the conclusion that the recollections of participants in military events retain their objectivity, correlate with other historical documents, can and should be involved in the reconstruction of events, since they make it possible to calmly assess the past, to single out the main thing from the private. The importance of this topic stems from the enduring significance of the victory of the multinational Soviet people in the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War, Battle of Stalingrad, defensive operation, Ordzhonikidze cadet regiment, military infantry school, Dagestan ASSR, Surovikino, memoirs, sources

© Далгат Ф.М., 2022

For citation: Dalgat, F.M. (2022) Military valor of the 2nd Ordzhonikidze cadet regiment in the events of the Battle of Stalingrad (based on memoirs of participants in the Great Patriotic War). Society: Philosophy, History, Culture. (1), 80-84. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.1.12 (In Russian).

Одним из малоисследованных вопросов Сталинградской битвы является участие курсантских полков на ее оборонительном этапе. Цель исследования заключается в том, чтобы, опираясь на воспоминания участников тех боевых событий, в некоторой степени заполнить лакуны, связанные с действиями в этой битве курсантских полков, в частности 2-го Орджоникидзевского полка. В июле 1942 г. ударные силы вермахта прорвались в большую излучину Дона и его нижнее течение. Развернулась великая Сталинградская битва 1942-1943 гг. В ней с обеих сторон участвовало более 2 млн человек, она охватила территорию в 100 тыс. кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. В ходе этой грандиозной битвы выделяют оборонительную (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательную (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции. В первой были задействованы курсантские полки, внесшие большой вклад в организацию отпора врагу. Среди бойцов этих полков были уроженцы Дагестана - М.В. Вагабов и Г.Е. Майстренко.

Михаил Вагабович Вагабов, учащийся 10-го класса Усурской средней школы Ахтынского района Дагестанской АССР, 1 октября 1941 г. был призван в армию и направлен во 2-е Орджоникид-зевское военно-пехотное училище вместе с другими молодыми людьми из Ахтынского района. В это же учебное заведение в марте 1942 г. был мобилизован и определен курсантом Григорий Ефимович Майстренко. До начала войны он работал учителем в средней школе № 2 города Каспийска. Учеба в училище продолжалась вплоть до 15 июня 1942 г., когда по команде «тревога» курсантов погрузили в эшелон, взявший курс на Сталинград. Им было известно о продвижении сил противника в данном направлении. С овладением города на Волге гитлеровцы связывали выполнение конечных стратегических задач в войне против СССР и последующее проникновение через Кавказ в страны Ближнего и Среднего Востока. Первоначально курсанты училища выгрузились в Сальских степях Ростовской области, так как в этой местности существовала угроза высадки воздушного десанта противника. По воспоминаниям Михаила Вагабовича, бесконечные ковыльные степи резко контрастировали с природой Кавказских гор (Вагабов Михаил..., 2008: 49). В этот район в середине июня и начале июля были дислоцированы многие северокавказские училища на случай воздушного десанта врага: курсанты Ростовского артиллерийского училища, Краснодарского пехотного училища и др. Однако высадки противника в степях не произошло.

12 июля 1942 г. приказом Верховного главнокомандования был создан специальный Сталинградский фронт под командованием Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, чтобы остановить фашистское наступление. Войска 62-й армии Сталинградского фронта заняли оборону на рубеже Клетская, Ерастовский, Суровикино, а войска 64-й армии - на рубеже Суровикино, Верх-некурмоярская. 15 июля эшелон с курсантами 2-го Орджоникидзевского военно-пехотного училища прибыл на железнодорожную станцию города Суровикино, где был преобразован в Орджо-никидзевский курсантский полк. Здесь они почувствовали дыхание войны. Над Суровикино летали одиночные фашистские самолеты-разведчики и сбрасывали бомбы на отдельные объекты. На рассвете следующего дня курсанты 3-го батальона полка, в состав которого был включен Михаил Вагабов, вышли из города, чтобы занять участок обороны. Он представлял собой склон, изрезанный продольными и поперечными кустистыми балками и овражками, труднопроходимыми для танков врага. На утро 17 июля 1942 г. произошло первое боевое столкновение батальона с противником. По воспоминаниям Григория Ефимовича Майстренко, у курсантов было мало оружия. Они выполняли работы по сооружению оборонительных рубежей и по мере получения оружия участвовали в оборонительных операциях Майстренко Григорий., 2008: 152). В первые дни атаки «немцы шли с засученными по локоть рукавами, автоматы держали наперевес, как на параде. По всей видимости, они подобным маршем полагали идти до самого Сталинграда. Но горько просчитались» (Вагабов Михаил., 2008: 51).

Захватчик ставил задачу прорыва обороны советских частей, в том числе на участке обороны, где находились курсанты 3-го батальона. Особенно ожесточенные бои развернулись в 20-х числах июля, когда противник постоянно атаковал советские позиции с применением сил авиации и танков. Батальон нес большие потери, но продолжал удерживать позиции в районе Суровикино. Курсанты, несмотря на непрерывные атаки превосходящих сил противника, стояли насмерть и не отступали ни на шаг до вечера 6 августа 1942 г. Ночью после прекращения атак врага остатки батальона организованно отступили в направлении Калача-на-Дону. К этому времени 3-й батальон, как и силы трех дивизий 62-й армии под командованием генерал-майора В.Я. Колпакчи, оказались в окружении. Противник, заметив колонну курсантов, открыл по ней огонь из танковых орудий и пулеметов. По воспоминаниям Михаила Вагабовича, его товарищи были расстреляны в пшеничном поле, охваченном огнем. Утром 8 августа 1942 г. 3-й батальон 2-го Орджоникидзевского курсантского полка перестал существовать. Погибли его командир

М. Ткаченко, военный комиссар А. Даниленко и остатки личного состава, за исключением двух десятков взятых в плен курсантов, которые более 20 дней успешно выдерживали натиск превосходящих сил противника и нанесли огромный урон его технике и живой силе в большой излучине Дона. Несмотря на трагический конец, они и командир батальона оставили о себе славу воинов, героически сражавшихся в самые тяжелые дни оборонительной операции Сталинградской битвы. Сражение, разгоревшееся в конце июля, расстроило расчеты гитлеровцев на быстрый -одним рывком и напрямую - выход к Волге (Крылов, 1979).

Сам Михаил Вагабович попал в плен, откуда бежал и сумел перейти линию фронта. В дальнейшем он являлся участником множества сражений в составе штурмовой авиации и авиации дальнего действия, бился за освобождение Украины, Чехословакии, Польши. В декабре 1945 г. он демобилизовался из рядов Советской армии и продолжил прерванную войной учебу. Впоследствии фронтовик занялся наукой, преподавательской работой. В 1968 г. Михаил Вагабович защитил диссертацию на степень доктора философских наук, получил звание профессора Дагестанского государственного университета, почетное звание заслуженного деятеля науки Республики Дагестан и Российской Федерации. Он преподавал философию не одному поколению дагестанской молодежи.

Курсант Г.Е. Майстренко, сослуживец и земляк М.В. Вагабова, 24 августа 1942 г. участвовал в бою за село Власовка на подступах к Сталинграду, во время которого был ранен и эвакуирован через горящий город по Волге в госпиталь Уральска. В воспоминаниях Г.Е. Майстренко описывает состав полков курсантов, включавших до 2,0-2,5 тыс. человек. Он отмечает, что штабов при этих полках не было, поэтому обстоятельной документации не велось. В силу этого мемуары Г.Е. Майстренко приобретают особую ценность, так как история мужественного отражения противника курсантскими полками в тот период войны слабо освещена в документах.

После излечения он был направлен курсантом в Ленинградское военное училище связи. Затем до августа 1946 г. служил в звании техника-лейтенанта в Горьком. За участие в Великой Отечественной войне Григорий Ефимович Майстренко награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и др. После демобилизации Г.Е. Майстренко вернулся в Дагестан, в Каспийск, где получил звание почетного гражданина города, заслуженного учителя Дагестана.

Выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов в воспоминаниях «Сталинградский рубеж» описывает охваченный огнем Сталинград, великую битву у Волги, где генерал-майор Н.И. Крылов был начальником штаба легендарной 62-й армии. Оценивая большие заслуги курсантских батальонов Северного Кавказа, в том числе 2-го Орджоникидзевского высшего пехотного училища, он писал: «Некоторые из этих полков (училищ), прибывшие в донскую степь раньше самой 62-й армии, становились ее передовыми отрядами, боевым охранением, а потом нередко использовались в качестве надежных отрядов прикрытия. Придаваемые различным дивизиям, они везде дрались доблестно, но день ото дня редели. <...> К середине августа реально существовал уже только полк Орджоникидзевского училища, находившийся в армейском резерве» (Крылов, 1979: 24). После войны Н.И. Крылов был на командных должностях в Советской армии, являлся главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, заместителем министра обороны СССР1.

Генерал-лейтенант А.И. Лопатин, назначенный в конце июля - начале августа 1942 г. командующим 62-й армии, говорил о полках курсантов как о полках героев (Крылов, 1979: 24). Военный совет 64-й армии также оценивал борьбу этих полков против врага как мужественную и даже героическую.

О беспредельной отваге курсантских полков сообщал в воспоминаниях Маршал Советского Союза Ф.И. Голиков. Автор мемуаров писал, что в ходе оборонительных боев 57, 62 и 64-й армий ему неоднократно приходилось в боевой обстановке встречаться с ними. Он сожалел, что о роли курсантов в Сталинградской битве сказано не так много, как они того заслуживали. На Сталинградском фронте, по воспоминаниям Ф.И. Голикова, действовали семь курсантских полков и один отдельный артиллерийский дивизион. Они были созданы из состава Житомирского, Винницкого, Грозненского и двух Орджоникидзевских пехотных училищ, Краснодарского пулеметно-миномет-ного училища и двух артиллерийских училищ - Ростовского и Винницкого (Голиков, 2006). Представители всех этих учебных заведений вели боевые действия на самом раннем оборонительном этапе битвы. К концу августа вступило в бой Сталинградское военно-политическое училище.

Боевой и численный состав этих полков был солидным: почти в каждом из них имелось не менее 2,0-2,5 тыс. человек. Курсантские полки, как правило, размещались на опасных направлениях, поскольку имели опытный и подготовленный командный состав, физически крепких бойцов,

1 Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945 : краткий справочник / под ред. О.А. Ржешев-ского. М., 1995. С. 137.

состояли из морально и психологически стойких курсантов. Эти полки в большинстве случаев действовали самостоятельно, не прикрепляясь к какому-либо направлению или участку боевых действий. Командиры использовали их для маневра, что было важно в условиях напряженных боев (Голиков, 2006). Мужественная доблесть курсантов ковала победу Советских вооруженных сил над противником в Сталинградской битве, которая сейчас служит ресурсом воспитания нового поколения победителей: «Символ Сталинградской победы сегодня выступает важнейшим требованием и условием максимальной сплоченности нашего общества для решения крупных общественных и исторических задач, стоящих в настоящее время перед страной» (Кусмарцев, 2013: 60).

Таким образом, значимым источником информации о ратной доблести курсантов в Сталинградской битве являются устные рассказы оставшихся в живых участников описываемых событий и опубликованные ими воспоминания. Хотя написаны они не по свежим следам, а по прошествии многих лет, временная дистанция позволяет авторам объективно оценить события военных лет, выделить из частного главное и наоборот. Конечно, многое зависит от надежности памяти авторов мемуаров, их способности максимально точно передать то или иное событие. Для проверки полноты и достоверности информации мы использовали метод сопоставления ряда воспоминаний с другими источниками, в которых описываемые действия так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых материалов. Они помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках.

Воспоминания М.В. Вагабова, изданные отдельной книгой под названием «Великая Отечественная война глазами участника» (Вагабов, 2000), воспоминания Г.Е. Майстренко, маршалов и генералов Советской армии проливают свет на многие частности, которые могут иметь решающее значение для реконструкции истории Сталинградской битвы, а также позволяют рассмотреть малоисследованные вопросы войны. Изучив и проанализировав мемуары ее участников, научную литературу по проблеме, мы пришли к следующим выводам. На раннем этапе оборонительной операции Сталинградской битвы 2-й Орджоникидзевский курсантский полк выполнял ряд обязанностей, связанных, во-первых, с сооружением оборонительных рубежей в большой излучине Дона, во-вторых, с непосредственным участием в операции в качестве передового отряда 62-й армии, ее боевого прикрытия и охранения. Курсанты полка на протяжении 17 июля -6 августа стойко сдерживали атаки превосходящих сил противника, были сорваны планы по стремительному овладению стратегическим районом Суровикино. Численный состав полка включал от 2 до 2,5 тыс. бойцов во главе с мужественными командирами и политработниками. В битве на Волге участвовали семь курсантских полков и отдельный артиллерийский дивизион, прервавшие быстрый и прямой выход врага к Волге.

Список источников:

Вагабов М.В. Великая Отечественная война глазами участника. Махачкала, 2000. 104 с.

Вагабов Михаил Вагабович // Дагестанцы - защитники Сталинграда : сб. документальных очерков и биографий / гл. ред. Л.И. Голубева. Махачкала, 2008. С. 48-55.

Голиков Ф.И. Сталинград. Воспоминания заместителя командующего фронтом // Новая и новейшая история. 2006. № 1. С. 55-64.

Крылов Н.И. Сталинградский рубеж. М., 1979. 380 с.

Кусмарцев М.Б. Воспитание новых поколений победителей на героических традициях Сталинградской битвы // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1 (22). С. 59-63.

Майстренко Григорий Ефимович // Дагестанцы - защитники Сталинграда : сб. документальных очерков и биографий / гл. ред. Л.И. Голубева. Махачкала, 2008. С. 152-154.

References:

Golikov, F.I. (2006) Stalingrad. Reminiscences of the Deputy Front Commander. Modern and Contemporary History. (1), 55-64. (In Russian)

Krylov, N.I. (1979) Stalingrad frontier. Moscow, Voenizdat. (In Russian)

Kusmartsev, M.B. (2013) Up-bringing of the new generations of wonners on the basis of heroic traditions of the Stalingrad battle. Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute. (1), 59-63. (In Russian)

Maistrenko Grigorii Efimovich (2008) In: Golubeva, L.I. (ed.) Dagestan Defenders of Stalingrad: A Collection of Documentary Essays and Biographies. Makhachkala, Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 152-154. (In Russian)

Vagabov Mikhail Vagabovich (2008) In: Golubeva, L.I. (ed.) Dagestan Defenders of Stalingrad: A Collection of Documentary Essays and Biographies. Makhachkala, Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 48-55. (In Russian)

Vagabov, M.V. (2000) The Great Patriotic War from the viewpoint of a participant. Makhachkala, Kavkaz. (In Russian)

Информация об авторе

Ф.М. Далгат - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России, Дагестанский государственный университет, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=307892.

Information about the author

F.M. Dalgat - PhD in History, Associate Professor, Associate Professor of Russian History Department, Dagestan State University, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=307892.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.01.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.