Научная статья на тему '«Растворение» человека в техносфере. Этический подход к обоснованию экзистенциального понимания жизни'

«Растворение» человека в техносфере. Этический подход к обоснованию экзистенциального понимания жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
395
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРА / TECHNOSPHERE / "ЦЕНТР СМЕЩЕНИЯ" / "CENTER OFFSET" / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ / EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поликарпов Денис Игоревич

В статье обозначается философская проблема идентичности человека в техносфере, которая экстраполирует свои логико-математические функции на алгоритм действий человека, механизируя его поступки. Автор отмечает, что применение технологий по совмещению человеческого мозга и когнитивных интерфейсов только усилит остроту данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«DISSOLUTION» OF A PERSON IN THE TECHNOSPHERE. ETHICAL APPROACH TO THE REASONING OF EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF LIFE

The article indicated the philosophical problem of identity in the technosphere, is the manifestation in the consciousness of the «center offset», which extrapolates the logical mathematical functions on algorithm of actions of the person, mechanizing his acts. The author notes, that application of technologies on combination of a human brain and cognitive interfaces will only increase sharpness of this problem.

Текст научной работы на тему ««Растворение» человека в техносфере. Этический подход к обоснованию экзистенциального понимания жизни»

вая осознать реальные последствия своих слов, намерений, действий, испытывает своеобразный шок - «шок будущего» (Э. Тоффлер), ускоряющийся поток временности чего бы то ни было. Едва уже можно зафиксировать в человеке развитие «умысла» и других предварительных психологических стадий преступного деяния, ведь перед ним просто «проносятся» события и вещи, которые он не может быстро освоить всем своим существом, сознательно отвергнуть и преодолеть. В этом смысле он привыкает к роли виртуального, «недоактуализированного» человека.

Тенденции развития преступности, о которых предупреждает нас научная фантастика и в которых размывается связь между реальным и виртуальным миром, а «овладение миром» происходит «как в игре», где нивелируется эмоциональная «обратная связь», необходимая для сохранения чувства нравственной и правовой ответственности, будут, по всей видимости, нарастать.

Литература

1. Левин Г. Д. Что есть вероятность? // Вопросы философии. 2014. № 2.

2. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. Основы теодицеи // Бог и мировое зло. М., 1994.

3. Рожковский В. Б. Парадокс идеи умаления человека в православной мысли. Ростов н/Д, 2013.

4. Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. М., 2007. Кн. 2.

5. Маркеев О., Масленников А., Ильин М. Демон Власти. URL // http://fanread.ru/book/ 5002835/?page

6. Дугин А. Г. Парадигмы заговора (введение в конспирологию). URL // http://www.arcto.ru/ar-ticle/166

7. Брандис Е., Дмитриевский В. Тема предупреждения в научной фантастике. URL //http:// thelib.ru/books/brandis_e/tema_preduprezhde-nya_v_nauchnoy_fantastike_read.html

8. Фромм Э. Комментарии к роману Дж. Ору-элла «1984». URL // http://avtonom.org/old/lib/the-ory/fromm/1984.html

9. Лем С. Группенфюрер Луи XVI // Абсолютная пустота: сборник. М., 2010.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. URL // http://www.aitrus.info/node/211

11. Лем С. Голем XIV // Мнимая величина. Голем XIV: сборник. М., 2010.

УДК 001 : 1 ББК 87

Д. И. Поликарпов

«РАСТВОРЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА В ТЕХНОСФЕРЕ. ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ

В статье обозначается философская проблема идентичности человека в техносфере, которая экстраполирует свои логико-математические функции на алгоритм действий человека, механизируя его поступки. Автор отмечает, что применение технологий по совмещению человеческого мозга и когнитивных интерфейсов только усилит остроту данной проблемы.

Ключевые слова: техносфера, «центр смещения», человек, личность, сознание, идентичность, экзистенциальное понимание жизни.

«DISSOLUTION» OF A PERSON IN THE TECHNOSPHERE. ETHICAL APPROACH

TO THE REASONING OF EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF LIFE

The article indicated the philosophical problem of identity in the technosphere, is the manifestation in the consciousness of the «center offset», which extrapolates the logical mathematical functions on algorithm of actions of the person, mechanizing his acts. The author notes, that application of technologies on combination of a human brain and cognitive interfaces will only increase sharpness of this problem.

Keywords: technosphere, «center offset», person, personality, consciousness, identity, existential understanding of life.

В настоящее время сложно однозначно ска- вершаются новые открытия в науке. При этом зать, наука оказывает влияние на развитие высо- методы исследований и репрезентации открытий ких технологий или благодаря технологиям со- в научной среде практически не меняются.

На фоне успехов науки, «направленной вовне», все чаще ученые обращают внимание на человека, причины возникновения биологической жизни, структуру формирования органических тел и пределы их трансформации. Генная инженерия открывает перед нами горизонты приобретения человеком новых качеств, устойчивости к различным заболеваниям, расширения имеющихся моторно-сенсорных пределов. Активно ведутся разработки в области пищевой промышленности, направленные на создание искусственных или модифицированных продуктов питания. Клонирование достигло первых успехов, поднимая при этом ряд этических, правовых и философских проблем. В первую очередь, речь идет об определении статуса копии организма. Если по биологической структуре этот продукт идентичен человеческому, возможно ли его в полной мере считать человеком? До каких пределов возможно вмешательство в человеческий организм? Замена в нем «первородных органов» на искусственные (в том числе мозга) не приведет к «утрате» самого человека? Зачастую грандиозные научные достижения отодвигают на задний план вопросы этики.

Так, в Европе ежегодно выделяется около 1 млрд евро на проведение исследований в области нейробиологии в рамках международного проекта «Человеческий мозг», одной из задач которого является воссоздание с помощью компьютерных технологий мозговых процессов (эмоций, иррационального поведения, «очеловечения» машин), а в идеале - создание при помощи технологий мозга, идентичного человеческому. Не следует забывать и об исследованиях в области нанотехнологий, благодаря которым возможно создание нанороботов, способных прикрепляться к определенным участкам мозга, воздействовать на поведение и мыслительные процессы человека. Применение нанотехнологий в медицине позволит лечить организм «изнутри», на клеточном уровне.

Так или иначе, в настоящее время назревает серьезный вопрос о будущем человека. Вопрос даже не о будущем человека, а о том, кого в будущем считать человеком. Мы как представители биологического вида имеем определенную структуру организма (код ДНК), неизменность которой указывает на принадлежность различных людей к одному виду и в то же время позволяет делать выводы об отличии человека от других существ. Между тем тождественность различных индивидов не определяет идентичность

их сознания, как и не обусловливает наличие сознания внутри человеческого организма. Сейчас же создаются предпосылки «растворения» сознания человека в технике. Философией четко не определены границы экстраполяции сознания, обусловленного наличием организма или отсутствием такового, а применение технологий по совмещению человеческого мозга и компьютера (когнитивных интерфейсов) только усилит остроту данной проблемы.

Само сознание чаще всего понимается людьми как самосознание. Это всегда личностные характеристики, позволяющие нам выделяться из множества схожих индивидов и всем вместе, коллективно выделяться из множества существ, живущих на нашей планете. Индивидуальность дает возможность рефлексировать над окружающей действительностью, соотносить мироощущение с областью сознания, где заложены понятия о res, предметах, вещах, которые «говорят о себе». Но как они могут выразить себя без наличия идеального представления о них? Идеальные представления не могут уместиться в одном индивидууме. Человек в процессе жизненного цикла, обладая такими идеальными представлениями, мог бы не только не осуществить попытку раскрытия вещей, но и не передать представление об их идеальном образе другим людям. Область идеального как «обобщенная конструкция» является достоянием всего человеческого. Наличие такой области сознания объединяет всех субъектов в способности к познанию, выражает их идентичность.

Окружив себя технологиями, человеческое сознание «растворяется» в них. Этот шаг не все считают оправданным. Делегируя свои полномочия машине, человек не только облегчил свой труд, но и «перенасытил» природу технологиями. Созданные человеком вещи не всегда соответствуют его жизненным потребностям. «Наше общество ориентируется на потребление... в условиях недопотребления со стороны значительной части населения. Здесь заложены основания будущих трагедий ввиду ожиданий, которым так и не суждено сбыться» [ 1, с. 148]. И похоже, эту неразумную машину перепроизводства, захламления человеческой среды уже не остановить. Начался обратный процесс воздействия технос-реды на людей.

Человек становится автоматом от навязывания ему алгоритмов поведения, которые он использует в манипуляциях с механизмами. Постоянно выполняя одни и те же операции с техни-

кой, человек вырабатывает определенный стандарт действий. Это наглядно демонстрируется при возникновении определенных сложностей при овладении навыками управления техническими новинками пожилыми людьми, не опосредованными навязанными алгоритмами. Для исключения манипуляций с механизмами при помощи конечностей разрабатываются технологии по управлению биотоками мозга. При этом сам стандарт воздействия на машины остается прежним. Применив технологии нейроморфных интерфейсов по синхронизации человека и ЭВМ, человек обязан перестроить мышление по принципу действия механизма. Отказ от такого поведения может привести к выполнению машиной нелогичных, абсурдных операций. Закон абсурда «наиболее вероятно усилится и приведет к нарушению целесообразности и активности живого» [2].

Перенеся свою деятельность в техносферу, человек создал прецедент соединения духа и материи в едином информационном пространстве, где объект познавательной деятельности человека (информационная среда) стал субъектом, наделенным возможностью активности действий. Первый закон логики «А = А» (закон тождества) в техносфере выглядит как «множество А = множеству А». Из этого следует, что «новая пластичность сознания и способность перетекания из интеллекта в интеллект изменяет природу личной идентичности» [3]. Личность приобретает свойства диморфизма, отождествляя себя с различными персоналиями в зависимости от ситуации, что губительно для человека, прежде всего российского, опирающегося на «зов предков», религию, внутренний мир.

Воплощая обратную связь человека с техникой, техносфера способна моделировать его поведение в реальном мире. Ярким примером могут стать случаи проявления агрессии подростков в отношении родителей, запретивших им «общение» с компьютером. Это сопряжено с появлением «реалистичных» технологий, возможностью воплощения «лучшего себя» в выдуманном мире, бегством от проблем в виртуальный мир. Скоро техносфера станет настолько «реалистичной», что ее не захочется покидать. Выходя из нее, человеку сложно будет сделать вывод о реалистичности действий. Будет ли он, например, убивать понарошку или всерьез?

Расширяющаяся техносфера экстраполирует свои логико-математические функции на алгоритм действий человека, механизируя его поступ-

ки. Синдром ускоряющегося времени - бич современного человека. Возможности преодоления значительных расстояний в пространстве и времени не дали человеку ощущения свободы. В связи с этим Н. А. Бердяев отмечает: «Техническая цивилизация требует активности от человека, но не хочет, чтобы человек был личностью. Личность есть единство в многообразии и целостность. Она из себя полагает свою цель, она не согласна быть превращена в часть, в средство и орудие» [4, с. 3-38].

М. Н. Эпштейн пророчит нам перерождение, оперируя понятиями теории «интеллектуальных эстафет», согласно которой человек, обладая ке-нотическими детерминантами, обретает жизнь в своих творениях. Это возможно в случае сакрализации техносферы, то есть нас ждет новая жизнь в роботах, киборгах, клонах, изоморфных существах, полученных от внедрения в организм человека генов животных, просто в виде потока информации. Нужны ли нам такие «блага»? Стоит ли дальше развивать технологии без определения общих правил игры?

Обычный человек не понимает современную науку, не разбирается в устройстве технологически сложных приборов, «устал от планетарно-сти». Встречая с восторгом новые научные открытия и мечтая о скорейших изменениях в его жизни, человек в итоге столкнулся с научной стагнацией. Вроде бы есть возможности для покорения космоса, но его не покоряют, а разработанные технологии для изменения земли могут привести к экологической катастрофе. И, кажется, накоплен значительный багаж знаний, но при этом не покидает ощущение чего-то ускользающего от внимания человека. В итоге мы имеем несколько различных физик, математик, а счастья, как говорится, нет. Бердяевская «воля к экспансии» направлена теперь на человека.

Наука до сих пор предстает «безнравственным делом». Учитывая особенности каждого индивида, наука не способна развиваться, она направлена, прежде всего, на обеспечение потребностей массы людей. Наука, по сути, обезличена. Не в том контексте, что она не представлена конкретными именами исследователей, а в том, что не направлена на индивида, на удовлетворение его личных потребностей. Среднестатистическому человеку, проживающему недолгую жизнь в масштабах Вселенной, не нужно оперировать бесконечными категориями. Наука же выполняет функцию выражения воли человечества в целом. Отсутствие конечной цели развития че-

ловечества, многообразие желаний отдельных личностей, сливающихся в хор несходящихся мнений, составляют сегодняшнюю концепцию исследований. Г. Риккерт считает, что философия «обязана ответить на фундаментальный вопрос сакрального познания: идет ли речь о прогрессе или регрессе в понимании жизни человечества?» [5, с. 215]. В труде Аристотеля «Метафизика» утверждается, что «наука ("эпистема") не служит на пользу обществу, а искусство ("технэ") - покорный его слуга. Искусство способно служить ради выгоды или пользы, а наука удовлетворяет только себя, то есть знание ради познания» [6].

Очевидно, что наука должна руководствоваться в исследованиях гуманистическим подходом. Только человекосоразмерность, положенная в основу индеструктируемых исследований, фундаментальных изысканий, позволит в конечном счете сохранить человеческий вид. Философия науки и техники призвана, прежде всего, заложить «этический фундамент» в развитие технологий.

Рассмотрение личности под новым углом позволит перестроить систему отношений «человек - техника», осуществить возврат к изначальному определению «технэ» как искусству. Только этически воспринимающая бытие личность способна в технике увидеть искусство.

Осознание является процессом раскрытия вещей, которые в зависимости от проявления сознания предстают как «вещи-в-мире» и «вещи-как-сущее». В представлении «вещи-как-сущей» должен быть заложен ее идеальный образ, априори не подлежащий полному раскрытию, но позволяющий нам получить представление о качественных характеристиках вещей с помощью имеющихся у человека средств. Для представления «вещи-в-мире» важно раскрыть ее предназначение. Но для этого необходимо иметь представление обо всех процессах бытия, что является непостижимым с точки зрения человеческого сознания. Отправной точкой раскрытия «вещи-в-мире» и «вещи-как-сущей» может стать соотнесение их с областью сознания, в которой заложены идеальные образы.

В эпоху традиционного общества функцию этой области осуществляли сердце, душа. Пост-неклассический период характеризуется многообразием форм рефлексии сознания и инстинктов, сознательного и бессознательного. Изначальные понятия сердца и души трансформируются или подменяются. В настоящее время возникает

потребность в обосновании новой области сознания, так называемого «центра смещения», который осуществлял бы корреляцию познавательных интенций человека в раскрытии «вещей-в-мире» и «вещей-как-сущих». Базисы виртуального мира перемешиваются, а для построения рациональных конструкций необходимо сличение с идеальным. «Центр смещения» определяет истинное сочетание представлений, полученных человеком при помощи чувственного и рационального начал с идеальным образом вещей, воплощающихся в мире неявно. Человеком раскрываются вещи, «пропускаемые» через «центр смещения», к которому имеет отношение каждый индивид. Идентичность его сознания определяется наличием такого «центра смещения».

При реальной возможности вмешательства в органическую структуру человека необходимо выделить сознание, обладающее признаками человеческого, и поле направленности человеческой активности. При этом на примере хайдеггеровского Dasein следует признать наличие «центра смещения», «категорического императива», носящего не чистую экзистенцию и не внутренний запрет, а соответствие, идентичность. Он представляет собой идентичность законам жизни, потому что «мы всюду встречаем сами себя» [7, с. 207]. И только «пропустив через себя», через свое мироощущение, возможно познание мира и развитие человека. Здесь следует понимать не протагоровское «человек - мера всех вещей», не бытие, подчиненное воле человека, не бэконовское покорение природы, а осознание человека как воплощения экзистенциального понимания жизни. Именно человек, обладая самосознанием, понимает, что на земле существует жизнь, которая подчинена определенным законам. Возникновение ее не поддается осмыслению, а прекращение является очевидным. Человек способен уничтожить жизнь на планете, а может просто прекратить ее осознавать, трансформируясь в «иные формы жизни», не являющиеся жизнью как таковой.

В этом контексте философия жизни способна обрести «второе дыхание». В «центре смещения» может быть заключена и «воля к власти» Ницше, и «переживания» Бергсона. Но пока неопосредованное развитие технологий создает предпосылки заполнения «центра смещения» машинной логикой, у которой воля подчинена действиям, а не наоборот. Это может привести к

потере активного субъекта, способного раскрывать сущность вещей, то есть человека.

Литература

1. Воронцов Б. Н. Массовая культура в зеркале морали. Ростов н/Д, 2002. Т. 2.

2. Макеев В. И., Моисеева О. Н. В пространстве биологоса. Феномен жизни в трансдисциплинарном измерении // Философские науки. 2009. № 1.

3. Эпштейн М. Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. 2009. № 2.

4. Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Путь. 1933. № 38.

5. Дугин А. Г. Постфилософия: курс лекций. М., 2009.

6. URL // http://etherdynamic.ru/philosophy/ 157-aristoteleva-nauka.html

УДК 342.73 (342.25) ББК 67

Н. В. Коваленко

ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИТЕЛЯМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья посвящена такому важному элементу в механизме обеспечения правового положения гражданина в муниципальных правоотношениях, придающему ему качественную определенность и конкретность, какмуниципально-правовая детализация параметров конституционного статуса в рамках действующего, прежде всего муниципального, законодательства.

Ключевые слова: гарантии прав личности, местное самоуправление, муниципально-правовой статус личности, муниципально-правовые отношения, правовое положение личности.

RIGHT TO PRESCHOOL EDUCATION AND POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

ORGANIZATION OF ITS GRANTING TO RESIDENTS OF MUNICIPALITIES

The article is devoted to such important element in mechanism of the provision legal of the position legal of the person in municipal legalrelations, adding him qualitative certainty and concreteness, emerges municipal legal specification parameter of the constitutional status within the framework of acting current, first of all municipal, legislation.

Keywords: warranties of the rights to personalities, local home rule, municipal legal status to personalities, municipal legal relations, legal position to personalities.

Важнейшим социальным правом является право на образование. В настоящее время актуальной остается проблема реализации жителями муниципальных образований социального права на дошкольное образование, или, проще говоря, пока еще велика в целом по стране очередь в детские сады. В этой связи следует заметить, что с 1 января 2014 года вступили в силу п. 3 ч. 1 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], закрепляющие новое распределение полномочий органов госвласти субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов - с другой, по обеспечению государственных гарантий в части реали-

зации жителями муниципальных образований права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, находящихся в ведении муниципальных образований.

В соответствии с указанным распределением полномочий за счет бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение реализации дошкольных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций, направляемых в местные бюджеты, для приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игрушек, игр, оплаты труда (за исключением расходов на оплату коммунальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.