Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 100-106 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 504. рр. 100-106
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Научная статья УДК 327.8
doi: 10.17223/15617793/504/10
Растущая роль Ирана в евразийских транспортно-коммуникационных проектах
Елена Геннадьевна Гарбузарова1
1 Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек, Киргизия, [email protected]
Аннотация. Исследована активная транспортно-коммуникационная политика Ирана в Евразии как растущего регионального центра геополитического влияния. Проанализировано современное состояние сотрудничества Ирана с Россией, Китаем и странами Центральной Азии в сфере реализации транспортно-логистических проектов. Сделан вывод, что политическое руководство Ирана, опираясь на свой транспортно-транзитный потенциал, стремится играть более значительную роль в региональных экономических и политических процессах, позиционируя себя ведущим транспортно-логистическим хабом в Евразии.
Ключевые слова: Иран, транзитный потенциал, транспорт, Россия, Китай, проект «Один пояс-Один путь», Центральная Азия, международный транспортный коридор «Север-Юг», геополитика
Для цитирования: Гарбузарова Е.Г. Растущая роль Ирана в евразийских транспортно-коммуникационных проектах // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 100-106. doi: 10.17223/15617793/504/10
Original article
doi: 10.17223/15617793/504/10
Iran's growing role in Eurasian transport and communication projects
Elena G. Garbuzarova1
1 KyrgyzRussian Slavic University, Bishkek, KyrgyzRepublic, [email protected]
Abstract. Iran, belonging to the "middle powers" type in terms of its military and economic capabilities, is one of the influential and energetic states in Eurasia with great ambitions. In the emerging new geopolitical reality, accompanied by an imbalance of the existing international system and a change in the configuration of forces, Iran positions itself as an important regional player. The aim of this study is to analyze the growing role of Iran in the emerging Eurasian transport and communication systems. The emerging transport and communication systems in Eurasia with the participation of two major regional centers of power - Russia and China - became a challenge for Iran. The respond of the Iranian administration is increasing the activity of its Eurasian diplomacy. In turn, Russia and China, recognizing Iran's unique geopolitical location, show interest in building strategic and mutually beneficial cooperation in the field of joint implementation of transport and communication projects. Iran's transit potential is one of the factors contributing to the strengthening of cooperation with the countries of Central Asia. At the same time there is mutual interest when the countries of Central Asia that do not have access to the open sea respond positively to Iran's proposal to strengthen transport and communication cooperation. The Chinese BRI project, where Central Asian countries play a key role, opened a new chapter in bilateral cooperation between Iran and China. In Iran, China is perceived as an ally in the fight against American hegemony which allows us to talk about the Sino-Iranian model of cooperation that developed in the conditions of the formation of a new world order. The author concludes that Iran has good opportunities for wider involvement in regional processes due to its geostrategic position. Iran's transit advantages allow it to play a significant role in the emerging Eurasian transport and logistics systems and position itself as the leading transport and logistics hub of Eurasia. In view of the global geopolitical competition, that changed international trade flows, the importance of those countries, that have significant transit potential and can offer attractive alternative routes, is increasing. In this regard, Iran is a rather interesting partner, acting as a bridge between North-South, East-West. Given the geopolitical and geo-economic potential, Iran's role in regional and global processes will increase.
Keywords: Iran, transit potential, transport, logistics, Russia, China, The Belt and Road Initiative (BRI), Central Asia, international North-South transport corridor
For citation: Garbuzarova, E.G. (2024) Iran's growing role in Eurasian transport and communication projects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 504. рр. 100-106. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/504/10
Введение
В современной историографии международных отношений вопрос о внешней политике Ирана и ее
евразийском измерении нашел отражение в работах российских и иранских ученых (А.М. Вартанян, В. Са-жин, И.В. Федулов, В. Юртаев, Mehdi Sanaie, Jahangir Karami, Arash Reisinezhad, Hassan Noorali, Seyyed
© Гарбузарова Е.Г., 2024
Abbas Ahmadi и др.). Однако в нынешних международно-политических реалиях, характеризующихся существенными трансформациями, данная проблема актуализировалась и заслуживает внимание исследователей.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования растущей роли Ирана в новых политических и экономических условиях, которые возникли в результате трансформации мирового порядка. Иран, относящийся к типу «средних держав» по своим военно-экономическим возможностям, представляет собой одно из влиятельных и энергичных государств в Евразии с большими амбициями. Учитывая геополитический и геоэкономический потенциал, роль Ирана в региональных и глобальных процессах будет нарастать. Современная система международных отношений претерпевает глубокие изменения, сопровождающиеся подъемом «средних держав» и усилением их регионального и глобального влияния. Характеризуя мировой порядок, справедливо отмечает американский ученый Р. Хаас, что «влияние одних стран падает, а других поднимается в результате изменения потенциала, ослабления воли и растущих амбиций» [1. P. 22].
Иран, расположенный на стыке Ближнего и Среднего Востока, имеет выгодное географическое положение в Евразии, благодаря которому создаются условия для развития транзитного потенциала страны. Выход Ирана к морям и проливам усиливает его стратегическое значение в регионе и позволяет использовать это преимущество как средство достижения внешнеполитических целей. Приоритетом Ирана во внешней политике является преодоление международной изоляции посредством налаживания более тесных торгово-экономических связей с региональными государствами, а также интеграции в существующие международные транспортно-коммуни-кационные проекты. Решение этой стратегической задачи требует от иранского руководства уделять пристальное внимание развитию транспортной инфраструктуры страны, которая позволит нарастить транзитные перевозки грузов. В принципе в последние годы руководство Ирана прилагает немало усилий с целью усовершенствовать свой транспортно-коммуникационный потенциал и превратить свои крупные транзитные порты Бендер-Аб-бас и Чабахар в региональные хабы. Желание усилить свою региональную роль и заручиться поддержкой евразийских государств сподвигло Иран принять судьбоносные решения для страны: во-первых, пролоббировать вопрос о своем полноценном членстве в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), во-вторых, подписать со странами евразийской интеграции меморандума о свободной торговли в январе 2023 г.
Целью данной статьи является анализ растущей роли Ирана в евразийских геоэкономических и геополитических процессах. Геополитический подход лег в основу методологической базы исследования. На фоне напряженных отношений между странами Запада и Россией большое значение приобретают транзитные возможности Ирана и его конкурентные преимущества в рамках общей евразийской транспортно-коммуника-ционной системы, позволяющие иранскому истеблишменту реализовывать планы по интеграции в глобальные инициативы.
Центральная Евразия в фокусе иранской геополитики
В настоящее время термин «Евразия» можно по-разному трактовать, используя сложившиеся теоретические подходы [2]. Однако в данном исследовании за основу берется геополитический подход, в соответствии с которым под «Евразией» понимают большое географическое пространство, в границах которого некогда существовала Советская держава, а после ее распада в 1991 г. появились постсоветские государства. Этот великий регион, известный британский геополитик Хэлфорд Дж. Маккиндер, назвал сердцем континента, или Хартлендом [3. С 151].
Некогда в Евразии сформировался «Большой Иран», в который входили страны Среднего Востока, Центральной Азии и Ближнего Востока [4]. В то время это огромное геополитическое пространство от р. Нил на западе до р. Инд на востоке именовалось Древней Персией, носившей статус сверхдержавы [5]. Могущественная Персидская империя распространила свое влияния далеко за географические границы современного Ирана и интегрировала в свою сферу влияния огромные территории Евразии. Так, Древнюю Персию формировали такие государства, как Месопотамия, Сирия, Египет, Малая Азия, города и острова Греции, часть Индии, Мавераннахр и Средняя Азия вплоть до Сырдарьи и Памира, Кавказ и район Персидского залива [6. С 23]. Однако нужно понимать, что концепция «Большой Иран» носит сугубо историко-культурный характер и не является политическим термином. Между тем, с геополитической точки зрения, понятие «Большой Иран» объединяет только те государства, которые имеют не только общее культурное наследие, но и единые этнолингвистические корни. Речь идет собственно о самом Иране, Таджикистане и Афганистане [7].
На современном этапе сотрудничество с евразийскими государствами (в данном исследовании речь пойдет преимущественно о России, Китае и странах Центральной Азии) представляет внешнеполитический интерес для Ирана. Стремление к развитию взаимовыгодного сотрудничества с этими странами, особенно в сфере экономики и транспортных коммуникаций, стало одним из факторов появления стратегии «поворота на Восток» [8. P. 27]. Сотрудничество с евразийскими странами все больше актуализируется для иранской дипломатии, особенно на фоне неблагоприятных международных реалий, сопровождающихся усилением конфронтации между коллективным Западом и Россией.
Особое место в евразийской внешнеполитической стратегии Ирана отводится взаимоотношениям со странами Центральной Азии как части «Большого Ирана». Это доказывают заявления президента Ирана Ибрагима Раиси, который подчеркнул, что «в Центральной Азии есть страны, обладающие очень значительным потенциалом, и развитие связей Ирана с этими странами находится сейчас на повестке дня правительства» [9]. Иран и страны региона связывает не только общее историко-культурное наследие, но и
большие возможности для сотрудничества в ключевых сферах. Из всех стран Центральной Азии (в данном исследовании под регионом понимается пять суверенных республик - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), Иран имеет общую географическую границу только с Туркменистаном. На протяжении 30 лет Иран демонстрировал повышенный интерес к региону, усиливая сначала идеологический, а впоследствии прагматичный аспект вектора своей дипломатии на этом внешнеполитическом направлении. Региональная геополитическая активность ведущих центров силы побуждала иранскую администрацию к проведению активной политики в странах Центральной Азии, которая проявлялась в стремление интенсифицировать сотрудничество в двустороннем и многостороннем форматах на долгосрочную перспективу. Однако сотрудничество между Ираном и странами Центральной Азии не отличалось особым динамизмом и развивалось по инерции. Благодаря железной дороге, открытой в 2014 г., связавшей Иран с Центральной Азией через территорию Туркменистана, двусторонние отношения получили новый импульс развития, при этом отличались разной степенью интенсивности.
В формирующейся новой геополитической реальности, сопровождающейся разбалансировкой существующей международной системы и изменением конфигурации сил, Иран, опираясь на свой транзитный потенциал, позиционирует себя важным региональным игроком. Складывающиеся транспортно-коммуника-ционные системы в Евразии с участием двух крупных региональных центров силы - России и Китая - стали для Ирана своеобразным вызовом, отвечая на который иранская администрация усиливает активность своей евразийской дипломатии. В свою очередь, Россия и Китай, признавая уникальное геополитическое расположение Ирана, проявляют интерес к выстраиванию стратегического и взаимовыгодного сотрудничества в сфере совместной реализации транспортно-коммуни-кационных проектов.
Транзитный потенциал Ирана и его значимость в условиях глобальной геополитической конкуренции
Геополитическая напряженность между странами Запада и Россией запустила процесс переоценки транс-портно-коммуникационных коридоров и смещение фокуса в юго-восточном направлении Евразии, где постепенно создаются благоприятные условия для углубления торговых и транзитных связей. Разворачивается конкуренция между несколькими крупными евразийскими инфраструктурными проектами, продвигаемыми ведущими региональными игроками - Россией и Китаем. Формирующаяся новая геополитическая реальность стимулирует Иран активизировать свои усилия по укреплению и расширению своих региональных позиций посредством продвижения транспортно-транзитных инициатив.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире и выход США из Совместного Всеобъемлющего плана действий (СВПД), руководство Ирана
смогло сохранить умеренный рост своей экономики. По данным МВФ, в 2023 г. Иран занял 21-е место среди крупнейших экономик мира. Индекс Ирана по ППС составил 1,616 трлн долл., продемонстрировав рост на 161 млрд долл. по сравнению с 2022 г. [10]. Интересно, что такие показатели Иран демонстрирует даже на фоне внутренних социальных потрясений, с которыми правящий режим пока что справляется. При этом социальные потрясения в Иране во многом обусловлены несправедливым распределением национальных доходов. Удачная внешняя политика, сопровождающаяся усилением региональных позиций Ирана за счет его выгодного геостратегического положения и удобных геополитических обстоятельств, позволит продлить жизнеспособность исламского политического режима.
Главным преимуществом Ирана в борьбе за усиление его роли в евразийских политических и экономических процессах является выгодное географическое положение, которое заключается в выходе к морям и океанам. Справедливо отмечает иранский ученый Араш Рейсинижад, что геополитическую стратегию Ирана формирует не столько его революционная идеология, сколько его география и история [11]. Иран имеет доступ к Каспийскому морю, а через Персидский и Оманский заливы выходит к Индийскому океану. Благодаря такому стратегическому положению Иран стремится развивать собственный транзитный потенциал, позиционируя себя важным звеном евразийских транспортно-коммуникационных проектов. Так, иранские ученые Хасан Нурали и Сейед Аб-бас Ахмади отмечают, что Иран исторически выполнял роль важного транзитного узла [12]. На современном этапе эта роль существенно возросла, и Иран превратился в важнейший хаб, связывающим Восток и Запад через китайский проект «Один пояс-Один путь» (ОПОП), а также Север и Юг посредством международного транспортного коридора (МТКСЮ) [12]. Так как эти транспортные проекты проходят через иранскую территорию, Хасан Нурали и Сейед Аббас Ах-мади приходят к выводу, что Иран является «сердцем» мировых транспортных маршрутов [12].
С одной стороны, руководство Ирана уделяет пристальное внимание развитию и расширению внутренней транспортной инфраструктуры. Так, в соответствии с долгосрочной стратегией развития Ирана до 2025 г. протяженность железных дорог в стране должна составлять 25 тыс. км [13]. Иранский парламент единогласно принял решение о том, что 1% годовых доходов от продажи нефти Ирана будет выделяться на развитие железных дорог [14]. Однако власти страны не только делают акцент на расширении железных дорог, но и прилагают немалые усилия для создания широких возможностей в морских портах. Параллельно с развитием железнодорожной инфраструктуры Иран стремится активно развивать систему торговых портов в Персидском заливе и на побережье Каспийского моря [15].
С другой стороны, проводится целенаправленная политика по расширению сотрудничества с соседними государствами в транспортной сфере и интеграция в продвигаемые ими транспортные проекты. Наиболее
перспективным для Ирана является МТКСЮ, соглашение о реализации которого было подписано в сентябре 2000 г. МТКСЮ соединяет в единую транспортную систему Индию, Иран и Россию и имеет существенный потенциал для того, чтобы стать важным звеном евразийских транспортных коммуникаций. В этом транспортном проекте Иран намерен реализовать две стратегические задачи: во-первых, стать связующим звеном между двумя гигантскими евразийскими экономиками - Россией и Индией, во-вторых, стать посредником между Индией и странами евразийской интеграции [16]. Если данный маршрут заработает на полную мощь, то это позволит странам Евразии получить хорошие торговые и инвестиционные выгоды [17]. До недавнего времени потенциал МТКСЮ использовался не в полной мере, о чем свидетельствовал незначительный поток товаров, перевозимых по этому транспортному коридору. Во многом развитию МТКСЮ не уделялось должного внимания по причине отсутствия политической воли. В условиях геополитической конфронтации между странами Запада и Россией и изменения торговых потоков роль МТКСЮ значительно возросла. Именно поэтому Россия и Иран договорились достроить важное звено МТКСЮ - железную дорогу Решт-Астара в иранской провинции Гилян в январе 2022 г. Россия согласилась выделить кредит в размере 1,3 млрд евро из необходимых 1, 6 млрд евро на финансирование данного проекта [18]. В случае достройки этого участка дороги, МТКСЮ заработает в полную силу и увеличит объемы торговли между Россией, Ираном, Прикаспийскими государствами и Индией.
Транзитный потенциал Ирана является одним из факторов, содействующих укреплению сотрудничества со странами Центральной Азии. При этом речь идет о взаимном интересе, когда страны Центральной Азии, не имеющие выхода к открытому морю, позитивно реагируют на предложение Ирана укреплять транспортно-коммуникационное сотрудничество. Так, в октябре 2022 г. в Тегеране состоялась встреча министров транспорта Ирана и пяти стран Центральной Азии, на которой участники обсуждали вопросы скоординированной транспортной политики [19]. На встрече страны-участницы договорились оцифровать транзитные процессы, облегчить работу посольств и выдачу виз, особенно для транзитных водителей. Освещая данное событие, иранские СМИ подчеркнули, что подобные договоренности являются беспроигрышными для всех сторон [20]. Также было отмечено, что «государствам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю, не придется беспокоиться о доступе к международным транспортным коридорам, а Иран, в свою очередь, превратится в транзитный узел, увеличив годовой объем перевозок до более чем 20 млн тонн» [20].
Благодаря железной дороге, запущенной в 2014 г. по маршруту Иран-Туркменистан-Казахстан, резко увеличился грузопоток между этими странами. В настоящее время заметно активизировалось транс-портно-логистическое сотрудничество Ирана и Узбе-
кистана. Желание диверсифицировать свои внешнеэкономические связи подталкивает узбекское руководство к реализации совместных с Ираном транспортных проектов, которые открывают Узбекистану доступ к странам Южной Азии. В этой связи интерес для Узбекистана представляют иранские порты, которые позволяют увеличить объемы внешней торговли. Узбекские бизнесмены планируют построить свои склады и терминалы в Бендер-Аббасе и Чабахаре. Налажен экспорт узбекских товаров через Туркменистан в порт Бендер-Аббас, отличающийся своей развитой инфраструктурой. В сентябре 2022 г. Иран и Узбекистан договорились об организации пилотных грузовых автомобильных перевозок через Чабахар [21]. Постепенно иранский порт Чабахар становится крупным торгово-тран-зитным хабом в Евразии. Именно поэтому политическое руководство Ирана увеличило пропускную способность Чабахара с нынешних 2,5 до 8,5 млн т в год, а в перспективе планирует довести эти показатели до 33 млн т [22]. Реализации этой амбициозной задачи будет содействовать железная дорога Чабахар-Захедан, строительство которой планируют завершить в 2024 г.
Стремление к диверсификации внешнеторговых партнеров заметно и у остальных стран Центральной Азии, которые на фоне антироссийских санкций присматриваются к альтернативным транспортным маршрутам, ведущих в страны Южной Азии и Европу. В приоритетах у Таджикистана развивать сотрудничество со странами региона в сфере транспорта и логистики. В активной стадии обсуждения находится проект строительства мультимодального коридора из Китая в Турцию через Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Иран, который придаст импульс развития региональной торговли и увеличит грузовые перевозки [23].
В новых геополитических реалиях Иран и Кыргызстан стремятся укрепить двустороннее сотрудничество. Можно отчетливо наблюдать, как стороны наращивают объемы взаимной торговли во многом благодаря запуску в 2022 г. железной дороги по маршруту Кыргызстан-Узбекистан - Туркменистан-Бендер-Аббас.
Иран как перспективный партнер китайского инфраструктурного проекта «Один пояс-Один путь»
Политическое руководство Китая отводит Ирану особое место в своих внешнеполитических планах в Евразии. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, интерес Китая к Ирану связан с его выгодным геополитическим положением. «Являясь главной силой в регионе Персидского залива и авторитетной державой на Ближнем Востоке, Иран связывает эти точки с Южной Азией, Центральной Азией и Кавказом» [8. Р. 30]. Во-вторых, транзитный потенциал Ирана представляет интерес для реализации геоэкономических планов Китая, направленных на интеграцию в единую транс-портно-инфраструктурную систему стран, расположенных вдоль Шелкового пути. В-третьих, Китай заинтересован в углеводородных ресурсах Ирана для удовлетворения своих растущих энергетических по-
требностей. В свою очередь, руководство Ирана нуждается в китайских инвестициях для развития экономики. За последние несколько лет Китай заменил Европу в качестве основного торгового партнера Ирана. Так, в соответствии с «Всеобъемлющей программой сотрудничества между Исламской Республикой Иран и Китайской Народной Республикой», подписанной между двумя сторонами в марте 2021 г. руководство Китая намерено вложить 120 млрд долл. в модернизацию транспортной, производственной и социальной инфраструктуры Ирана [24]. Стремительными темпами растет товарооборот между двумя странами. По итогам 2022 г. он достиг 15,7 млрд долл. Вступление Ирана в ШОС стало для Китая стимулирующим фактором для увеличения инвестиций в иранскую экономику и важным этапом реализации сухопутной части проекта «Один пояс-Один путь» [25. С. 142].
С момента анонсирования проекта ОПОП Иран стал проявлять интерес к участию в нем в надежде возродить свою особую роль связующего звена между странами Востока и Запада [26. С. 19]. По сути, китайский проект ОПОП открыл новую главу в двустороннем сотрудничестве Ирана и Китая. В Иране воспринимают Китай как соратника в борьбе против американского гегемонизма [27], что позволяет говорить о сино-иранской модели сотрудничества, которая сложилась в условиях формирования нового мирового порядка.
Через территорию Ирана проходит несколько маршрутов в рамках китайского глобального трансконтинентального проекта ОПОП. Один из таких железнодорожных маршрутов Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран является наименее быстрым по сравнению с морским из Шанхая в Бендер-Аббас [28] и занимает 15 дней в пути. Второй не менее значимый маршрут - это Иран-Афганистан-Узбекистан, который соединяет Китай с Европой через Ближний Восток. Однако международные санкции, наложенные на Иран, не позволяют в полной мере воспользоваться широкими экономическими возможностями, которые открывает участие в китайском проекте. Тем не менее подобные ограничения не влияют на внешнеполитический курс иранского истеблишмента, направленного на активизацию взаимодействия с евразийскими государствами.
Благодаря ОПОП Иран стал ближе к странам Центральной Азии и получил возможность стать активным игроком в регионе. Однако в процессе реализации своих интересов Ирану, по мнению иранских исследователей, следует опираться на общее историко-культурное наследие со странами региона и использовать
геокультурные инструменты влияния [29. P. 235]. Думается, что иранские ученые правы и геокультурная модель поведения Ирана усилит его геополитическую конкурентоспособность и послужит хорошей основой для продвижения его стратегических интересов в странах Центральной Азии. В этом случае Иран продемонстрирует уважение к традиционному геополитическому влиянию России в Центральной Азии и укрепляющемуся региональному геоэкономическому присутствию Китая.
Заключение
Таким образом, во внешнеполитической стратегии Ирана евразийскому направлению отводится особое место, что обусловлено, во-первых, общим историко-культурным наследием с государствами этого географического пространства, во-вторых, прагматичным расчетом с акцентом на укреплении сотрудничества в сфере экономики и транспортных коммуникаций. Процветание Ирана во многом зависит от характера и интенсивности сотрудничества с евразийскими государствами.
Благодаря своему геостратегическому положению Иран имеет хорошие возможности для более широкого вовлечения в региональные процессы. Транзитные преимущества Ирана позволяют ему играть значительную роль в формирующихся евразийских транспортно-логистических системах и позиционировать себя ведущим транспортно-логистическим ха-бом Евразии. Ввиду глобальной геополитической конкуренции, которая изменила международные торговые потоки, повышается значение тех стран, которые имеют существенный транзитный потенциал и могут предложить привлекательные альтернативные маршруты. В этом отношении Иран является довольно интересным партнером, выступающим в качестве моста между Севером и Югом, Востоком и Западом. При этом даже в условиях санкционного давления со стороны стран Запада у Ирана имеются хорошие возможности укрепить сотрудничество с евразийскими государства и усилить свою роль не только в евразийских транспортно-коммуникацион-ных проектах, но и в мировой политике в целом. Наращивая сотрудничество с такими региональными игроками, как Россия и Китай, руководство Ирана не только расширяет круг своих стратегических партнеров и геополитических единомышленников, выступающих против американской гегемонии, но и поддерживает баланс сил в Евразии.
Список источников
1. Haas R. How a World Order Ends. And What Comes in Its Wake // Foreign Affairs. 2019. Vol. 98. P. 22-30.
2. Лагутина М.Л., Темнышев И.А. Эволюция понятия «Евразия» в современном гуманитарном знании // Современные евразийские исследования. 2016. № 1. С. 17-25.
3. Маккиндер Х. Географическая ось истории. М. : АСТ, 2021. 288 с.
4. Юртаев В. Иран в Евразии: вызовы «исламского пробуждения» // Интерлос. URL: http://intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19962-iran-v-evrazii-vyzovy-islamskogo-probuzhdeniya.html (дата обращения: 27.09.2023).
5. Комлева Н.А. Иран: геополитический портрет // Электронное научное издание Альманах пространство и время. 2016. Т. 13, № 1. С. 5.
6. Риза Ша'бани. Краткая история Ирана. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2008. 384 c.
7. Геополитика Ирана. URL: https://katehon.com/ru/article/geopolitika-irana (дата обращения: 17.10.2023).
8. Sanaie M., Karami J. Iran's Eastern Policy: Potential and Challenges // Russia in Global Affairs. 2021. Vol. 19. P. 25-49.
9. Раиси И. Общение с соседними, мусульманскими и союзными странами является приоритетом внешней политики Ирана. URL: https://parstoday.ir/ru/news/iran-i192218 (дата обращения: 17.10.2023).
10. Иран поднялся на одно место в рейтинге МВФ по размеру ВВП. URL: https://rossaprimavera.ru/news/5ee9bbd9 (дата обращения: 17.10.2023).
11. Arash Reisinezhad. Iran's Geopolitical Strategy in the West Asia: Containment of 'Geography' and 'History' // Iranian Review of Foreign Affairs. 2021. Vol. 11, № 1. P. 59-88.
12. Noorali H., Ahmadi S.A. Iran's new geopolitics: heartland of the world's corridor // GeoJournal. August 2022. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/362535883_Iran's_new_geopolitics_heartland_of_the_world's_corridors (дата обращения: 17.10.2023).
13. Вартанян А.М. Транспортная стратегия Ирана как внешнеполитический инструмент // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=11305&ysclid=lniqllphe9995248626_(дата обращения: 14.09.2023).
14. Федулов И.В. Проекты модернизации транспортной инфраструктуры Ирана // Восточная аналитика. 2016. № 4. С. 38-46.
15. Задонский С.М. Общая характеристика инфраструктуры морского транспорта ИРИ // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=9804&ysclid=lnl9ycbzxx932684216 (дата обращения: 10.09.2023).
16. Саркисян И.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Ирана и ЕАЭС // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=52342&ysclid=ln0h149ohx992433356_(дата обращения: 06.10.2023).
17. Винокуров Е. «Север-Юг»: строительство транспортного каркаса Евразии // Клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/a/high-lights/sever-yug-stroitelstvo-transportnogo-karkasa-evrazii/?ysclid=lnl82h9tlk749553288 (дата обращения: 16.10.2023).
18. Россия даст в кредит €1,3 млрд на строительство железной дороги в Иране // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/05/2023/6464d6bd9a794744d3582605?ysclid=lnj3919chd380768647 (дата обращения: 12.10.2023).
19. Иран и страны Центральной Азии приняли совместное заявление по транспортному сотрудничеству // News Central Asia. URL: https://www.newscentralasia.net/2022/10/10/iran-i-strany-tsentralnoy-azii-prinyali-sovmestnoye-zayavleniye-po-transportnomu-sotrudnichestvu/ (дата обращения: 12.10.2023).
20. Iran initiates transit cooperation with Central Asian countries. URL: https://www.presstv.ir/Detail/2022/10/09/690674/Iran-initiates-transit-coop-eration-with-Central-Asian-countries (дата обращения: 12.10.2023).
21. Узбекистан выходит к открытому океану через Туркменистан и Иран // News Central Asia. URL: https://www.newscentrala-sia.net/2022/09/15/uzbekistan-vyhodit-k-otkrytomu-okeanu-cherez-turkmenistan-i-iran/ (дата обращения: 18.10.2023).
22. Каледжи В. Транзитный проект порта Чахбехар: восточное крыло международного транспортного коридора «Север - Юг» // Клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/tranzitnyy-proekt-porta-chakhbekhar/?ysclid=lnifxj3n7a844069043 (дата обращения: 23.10.2023).
23. Глава Таджикистана призвал к скорейшему вводу транспортного коридора от Турции до КНР // Рамблер. URL: https://finance.ram-bler.ru/economics/51741608/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 14.09.2023).
24. Сажин В. Иран-Китай: стратегический союз? // Журнал Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/29749? ysclid=lnlmppld71176116845 (дата обращения: 05.09.2023).
25. Мамедова Н.М. Иран в 2022 г. Итоги первого года работы правительства Э. Раиси // Свободная мысль. 2023. № 2 (1698). С. 139-150.
26. Белоглазов А.В., Хафизова Э.И. Политика России и Ирана в Каспийском регионе в контексте китайского проекта «Один пояс-Один путь» // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 3. С. 10-18.
27. Сажин В. Иран и Китай - взаимные интересы // Журнал Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/35068? ysclid=lnlwsa0tax197929414 (дата обращения: 14.11.2023).
28. Варданян А.С. О политике Ирана по развитию железнодорожного транспорта // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/ ?p=45610&ysclid=lnk9rs8i6x386825341 (дата обращения: 12.10.2023).
29. Majidi M.R., Farashah M.H.D. Elements and Obstacles of Iran's Geocultural Approach to China's Belt and Road Initiative in Central Asia // Journal of Central Eurasia Studies. 2020. Vol. 13, № 1. P. 233-252.
References
1. Haas R. How a World Order Ends. And What Comes in Its Wake // Foreign Affairs. 2019. Vol. 98. P. 22-30.
2. Lagutina M.L., Temnyshev I.A. Evolyutsiya ponyatiya "Evraziya" v sovremennom gumanitarnom znanii // Sovremennye evraziyskie issledovaniya.
2016. No. 1. S. 17-25.
3. Makkinder Kh. Geograficheskaya os' istorii. M.: AST, 2021. 288 s.
4. Yurtaev V. Iran v Evrazii: vyzovy "islamskogo probuzhdeniya" // Interlos. [Online] Available from: http://intelros.ru/readroom/razvitie-i-
ekonomika/r5-2013/19962-iran-v-evrazii-vyzovy-islamskogo-probuzhdeniya.html (Accessed: 27.09.2023).
5. Komleva N.A. Iran: geopoliticheskiy portret // Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh prostranstvo i vremya. 2016. T. 13, No. 1. S. 5.
6. Riza Sha'bani. Kratkaya istoriya Irana. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2008. 384 c.
7. Geopolitika Irana. [Online] Available from: https://katehon.com/ru/article/geopolitika-irana (Accessed: 17.10.2023).
8. Sanaie M., Karami J. Iran's Eastern Policy: Potential and Challenges // Russia in Global Affairs. 2021. Vol. 19. P. 25-49.
9. Raisi I. Obshchenie s sosednimi, musul'manskimi i soyuznymi stranami yavlyaetsya prioritetom vneshney politiki Irana. [Online] Available from:
https://parstoday.ir/ru/news/iran-i192218 (Accessed: 17.10.2023).
10. Iran podnyalsya na odno mesto v reytinge MVF po razmeru VVP. [Online] Available from: https://rossaprimavera.ru/news/5ee9bbd9 (Accessed: 17.10.2023).
11. Arash Reisinezhad. Iran's Geopolitical Strategy in the West Asia: Containment of 'Geography' and 'History' // Iranian Review of Foreign Affairs.
2021. Vol. 11, No. 1. P. 59-88.
12. Noorali H., Ahmadi S.A. Iran's new geopolitics: heartland of the world's corridor // GeoJournal. August 2022. [Online] Available from: https://www.researchgate.net/publication/362535883_Iran's_new_geopolitics_heartland_of_the_world's_corridors (Accessed: 17.10.2023).
13. Vartanyan A.M. Transportnaya strategiya Irana kak vneshnepoliticheskiy instrument // Institut Blizhnego Vostoka. [Online] Available from: http://www.iimes.ru/?p=11305&ysclid=lniqllphe9995248626 (Accessed: 14.09.2023).
14. Fedulov I.V. Proekty modernizatsii transportnoy infrastruktury Irana // Vostochnaya Analitika. 2016. No. 4. S. 38-46.
15. Zadonskiy S.M. Obshchaya kharakteristika infrastruktury morskogo transporta IRI // Institut Blizhnego Vostoka. [Online] Available from: http://www.iimes.ru/?p=9804&ysclid=lnl9ycbzxx932684216 (Accessed: 10.09.2023).
16. Sarkisyan I.V. Problemy i perspektivy vzaimodeystviya Irana i EAES // Institut Blizhnego Vostoka. [Online] Available from: http://www.iimes.ru/?p=52342&ysclid=ln0h149ohx992433356 (Accessed: 06.10.2023).
17. Vinokurov E. "Sever-Yug": stroitel'stvo transportnogo karkasa Evrazii // Klub "Valday". [Online] Available from: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/sever-yug-stroitelstvo-transportnogo-karkasa-evrazii/?ysclid=lnl82h9tlk749553288 (Accessed: 16.10.2023).
18. Rossiya dast v kredit €1,3 mlrd na stroitel'stvo zheleznoy dorogi v Irane // RBK. [Online] Available from: https://www.rbc.ru/economics/17/05/2023/6464d6bd9a794744d3582605?ysclid=lnj3919chd380768647 (Accessed: 12.10.2023).
19. Iran i strany Tsentral'noy Azii prinyali sovmestnoe zayavlenie po transportnomu sotrudnichestvu // News Central Asia. [Online] Available from: https://www.newscentralasia.net/2022/10/10/iran-i-strany-tsentralnoy-azii-prinyali-sovmestnoye-zayavleniye-po-transportnomu-sotrudnichestvu/ (Accessed: 12.10.2023).
20. Iran initiates transit cooperation with Central Asian countries. [Online] Available from: https://www.presstv.ir/Detail/2022/10/09/690674/Iran-initiates-transit-cooperation-with-Central-Asian-countries (Accessed: 12.10.2023).
21. Uzbekistan vykhodit k otkrytomu okeanu cherez Turkmenistan i Iran // News Central Asia. [Online] Available from: https://www.newscentralasia.net/2022/09/15/uzbekistan-vyhodit-k-otkrytomu-okeanu-cherez-turkmenistan-i-iran/ (Accessed: 18.10.2023).
22. Kaledzhi V. Tranzitnyy proekt porta Chakhbekhar: vostochnoe krylo mezhdunarodnogo transportnogo koridora "Sever - Yug" // Klub "Valday". [Online] Available from: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/tranzitnyy-proekt-porta-chakhbekhar/?ysclid=lnifxj3n7a844069043 (Accessed: 23.10.2023).
23. Glava Tadzhikistana prizval k skoreyshemu vvodu transportnogo koridora ot Turtsii do KNR // Rambler. [Online] Available from: https://finance.rambler.ru/economics/51741608/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Accessed: 14.09.2023).
24. Sazhin V. Iran-Kitay: strategicheskiy soyuz? // Zhurnal Mezhdunarodnaya zhizn'. [Online] Available from: https://interaffairs.ru/news/show/29749? ysclid=lnlmppld71176116845 (Accessed: 05.09.2023).
25. Mamedova N.M. Iran v 2022 g. Itogi pervogo goda raboty pravitel'stva E. Raisi // Svobodnaya mysl'. 2023. No. 2 (1698). S. 139-150.
26. Beloglazov A.V., Khafizova E.I. Politika Rossii i Irana v Kaspiyskom regione v kontekste kitayskogo proekta "Odin poyas-Odin put'" // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2017. No. 3. S. 10-18.
27. Sazhin V. Iran i Kitay - vzaimnye interesy // Zhurnal Mezhdunarodnaya zhizn'. [Online] Available from: https://interaffairs.ru/news/show/35068? ysclid=lnlwsa0tax197929414 (Accessed: 14.11.2023).
28. Vardanyan A.S. O politike Irana po razvitiyu zheleznodorozhnogo transporta // Institut Blizhnego Vostoka. [Online] Available from: http://www.iimes.ru/ ?p=45610&ysclid=lnk9rs8i6x386825341 (Accessed: 12.10.2023).
29. Majidi M.R., Farashah M.H.D. Elements and Obstacles of Iran's Geocultural Approach to China's Belt and Road Initiative in Central Asia // Journal of Central Eurasia Studies. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 233-252.
Информация об авторе:
Гарбузарова Е.Г. - д-р полит. наук, доцент кафедры международных отношений и политологии Кыргызско-Российского
Славянского университета (Бишкек, Киргизия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
E.G. Garbuzarova, Dr. Sci. (Political Science), associate professor, Kyrgyz Russian Slavic University (Bishkek, Kyrgyz Republic).
E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 12.11.2023; одобрена после рецензирования 06.05.2024; принята к публикации 30.07.2024.
The article was submitted 12.11.2023; approved after reviewing 06.05.2024; accepted for publication 30.07.2024.