Научная статья на тему 'Растительные сообщества слабо закрепленных песков Забайкалья'

Растительные сообщества слабо закрепленных песков Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСАММОФИТНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ / ЗАБАЙКАЛЬЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / PSAMMOPHYTE VEGETATION / TRANSBAICALIA / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дулепова Наталья Алексеевна

Для территории Забайкалья разработана система классификации псаммофитного типа растительности. Он включает 42 формации, объединенных в 5 групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Дулепова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSAMMOPHYTE PLANT COMMUNITIES OF TRANSBAICALIA

The classification of psammophyte vegetation of Transbaicalia was developed. It include 42 formations combined in 5 groups.

Текст научной работы на тему «Растительные сообщества слабо закрепленных песков Забайкалья»

УДК 581.553 (571.1/5)

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА СЛАБО ЗАКРЕПЛЕННЫХ ПЕСКОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

О 2012 H.A. Дулепова

Центральный сибирский ботанический сад СО РАН Поступила 14.03.2012

Для территории Забайкалья разработана система классификации псаммофитного типа растительности. Он включает 42 формации, объединенных в 5 групп.

Ключевые слова: псаммофитнаярастительность, Забайкалье, классификация.

Псаммофитная растительность широко представлена в Забайкалье и связана с песчаными массивами, в настоящее время подвергающимися активным эоловым процессам. Ландшафты слабо закрепленных песков распространены в межгорных котловинах и на обращенных к ним наветренных склонах низкогорий [1]. Для Западного Забайкалья М.Д. Ивановым [5] указываются многочисленные песчаные массивы в бассейне р. Селенга, по восточному побережью оз. Байкал и в Баргузинской котловине. В Восточном Забайкалье они встречаются в долине р. Онон и в Верхнечарской котловине [2, 3]. Псаммофитная растительность Забайкалья не была объектом отдельного исследования. В разной степени детальности она описана в Баргузинской, Верхнечарской, Тункинской котловинах, по восточному побережью озера Байкал и в урочище Большие пески Бичурского района [7, 8, 10, 11 и др.]. В условиях слабой изученности псаммофит-ной растительности Забайкалья первоочередной целью является выявление ее фитоценотического разнообразия и разработка системы классификации.

За период 2009 - 2011 гг. нами выполнено 1110 полных геоботанических описаний, представляющих разнообразие псаммофитной растительности Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край). Хранение и обработка данных проводилась с использованием программы IBIS 6.1 [4].

Разработанная нами классификация выполнена в рамках подходов, изложенных Е.М. Лавренко [6]. К ассоциации отнесены сообщества с единым составом эдификаторов и соэдификаторов, однородной синузиальной структурой. Формации выделены по основному эдификатору и объединены в группы по преобладающим биоморфам. Соотношение жизненных форм растений отражает положение сообществ в сукцессионном ряду закрепления песков, который выглядит следующим образом: ценозы с господством однолетних растений —> длиннокорневищных растений —> стержнекорне-вых многолетних трав и полукустарничков —> дер-новинных злаков —> кустарников и деревьев. Все описанные ценозы мы относим к псаммофитному типу растительности, объединяющему сообщества на слабо закрепленных песках.

Дулепова Наталья Алексеевна, аспирант; e-mail: filelO-307@yandex.ru

Схема классификации псаммофиной растительности Забайкалья:

Тип - псаммофитная растительность

I. Группа фомаций с доминирование однолетних трав

1. Верблюдковая (Corispermum sibiricum) формация

2. Змееголовниковая (Dracocephalum olchonense) формация

II. Группа формаций с доминированием длиннокорневищных растений

1. Красноовсяннициевая (Festuca rubra) формация

2. Формация с житняком Михно (Agropyron michnoí)

3. Формация с житняком Наталии (Agropyron nathaliae)

4. Прибрежноколосняковая (Leymus littoralis) формация

5. Толстожильчатоколосняковая (Leymus racemosus ssp. crassinervius) формация

6. Ржаноколосняковая (Leymus secalinus) формация

7. Китайскоколосняковая (Leymus chinensis) формация

8. Коржинскоосоковая (Carex korshinskyi) формация

9. Песчаноосоковая (Carex sabulosa) формация

10. Аргунскоосоковая (Carex argunensis) формация

11. Твердоватоосоковая (Carex duriuscula) формация

12. Горошковая (Vicia tsydenii) формация

13. Кострецовая (Bromopsis korotkiji) формация

14. Вейниковая (Calamagrostis epigeios) формация

15. Баргузинотарановая (Aconogonon bargusinense) формация

16. Зелено-золотистотарановая (Aconogonon chlorochryseum) формация

17. Аянскотарановая (Aconogonon ajanense) формация

18. Копеечниковая (Hedysarum fruticosum) формация

19. Термопсисовая (Thermopsis lanceolata) формация

20. Аргузиевая (Argusia rosmarinifolia) формация

III. Группа формаций с доминированием стерж-некорневых многолетних трав и полукустарничков

1. Остролодочниковая (Oxytropis lanata) формация

2. Золотисто-желтополынная (Artemisia xantho-chroa) формация

3. Одревесневающеполынная {Artemisia xylorhiza) формация

4. Формация полыни Ледебура (Artemisia ledebouriana)

5. Байкальскотимьянная (Thymus baicalensis) формация

6. Формация тимьяна Павлова (Thymuspavlovii)

7. Хамеродосовая (Chamaerhodos grandiflora) формация

8. Простреловая (Pulsatilla turczaninovií) формация

9. Скабиозовая (Scabiosa comosa) формация

IV. Группа формаций с доминированием дерно-винных злаков

1. Тонконоговая (Koeleria glauca) формация

2. Даурскотипчаковая (Festuca dahuricä) формация

3. Мятликовая (Роа argunensis) формация

V. Группа формаций с высокой активностью кустарников и деревьев

1. Облепиховая (Hippophae rhamnoides) формация

2. Мелкосережчатоивовая (Salix microstachya) формация

3. Формация ивы Шверина (Salix schwerinii)

4. Формация ивы крушинолистной (Salix rhamnifolia)

5. Карагановая (Caragana buriatica) формация

6. Курчавковая (Atraphaxis frutescens) формация

7. Шиповниковая (Rosa acicularis) формация

8. Ильмовая (Ulmuspumila) формация

Первая группа представлена двумя фомациями с доминирование однолетних трав.

Верблюдковая ф. описана в бассейне pp. Селенга и Онон, занимает борта и дно котлов выдувания, склоны гряд и слабо выпуклые песчаные холмы. Это разреженные (8-20 %) и бедные (1-10 видов на 100 м2) ценозы.

Змееголовниковая ф. описана в Селенгинском районе, занимает борта песчаных гряд и дно котлов выдувания. Травостой разреженный (20-30 %) с видовой насыщенностью - 10-12 видов на 100 м2.

Среди группы формаций с доминированием длиннокорневищных растений наиболее распространены следующие.

Красноовсяннициевая ф. занимает выровненные междюнные пространства, подветренные склоны и вершины невысоких дюн в Прибайкальском и Северо-Байкальском районах. Видовая насыщенность 4-14 видов на 100 м2, проективное покрытие - 8-45 %.

Ф. житняка Михно широко распространенна в Республике Бурятия по склонам дюн и гряд, их вершинах и бортах, котлах выдувания. Проективное покрытие варьирует от 12 до 35 %, видовая насыщенность - от 6 до 20 видов на 100 м2.

Ф. житняка Наталии описана в Курумканском и Каларском районах на склонах, вершинах и бортах дюн и гряд, в котлах выдувания. Проективное покрытие не более 30 %, видовая насыщенность -4-10 видов на 100 м2.

Прибрежноколосняковая ф. отмечена в большинстве песчаных массивов Республики Бурятия. Встречается на пологих грядах, крутых подветрен-

ных бортах дюн, котлах выдувания и выровненных песчаных долинах рек. Видовая насыщенность и проективное покрытие сообществ значительно варьирует (от 1 до 16 видов на 100 м2), покрытие травостоя колеблется от 6 до 50 %.

Толстожильчатоколосняковая ф. встречается в бассейне р. Селенга и песчаном массиве урочища Большие пески Бичурского района, занимает вершины и подветренные склоны дюн, борта котлов выдувания. Описаны ценозы от моновидововых до относительно богатых (16 видов на 100 м2), проективное покрытие травостоя варьирует в широких пределах от 6 до 60 %.

Ржаноколосняковая ф. встречается только по побережью оз. Байкал на прибрежном береговом валу. Видовая насыщенность (2-14 видов на 100 м2), проективное покрытие сообществ (10-35 %).

Коржинскоосоковая ф. занимает борта песчаных грив, котлы выдувания, иногда встречается на подветренных крутых склонах невысоких дюн в Кяхтинском, Джидинском, Бичурском и Каларском районах. Проективное покрытие сообществ составляет 6-30%, видовая насыщенность - 3-33 вида на 100 м2.

Песчаноосоковая ф. описана на всех песчаных массивах Забайкалья, занимает котлы выдувания и шлейфы куйтунов. Проективное покрытие 5-20%, видовая насыщенность колеблется от 3 до 18 видов на 100 м2.

Аргунскоосоковая ф. встречена в Кяхтинском, Джидинском, Бичурском и Каларском районах. Описаны на склонах южной экспозиции, подверженных активной эрозии (хр. Хангидай), а также на бортах и вершинах невысоких дюн. Травостой одноярусный (15-25 см) с проективным покрытием 10-30 % и видовой насыщенностью от 4 до 18 видов на 100 м2. Постоянные виды: Pulsatilla turczaninovii, Oxytropis lanata и Chamaerhodos grandiflora.

Горошковая ф. отмечена на хорошо сформированных дюнах в окрестностях с. Киран (Кяхтин-ский район), где приурочена к подветренным склонам дюн, плоским вершинам гряд и ложбинам выдувания. Это маловидовые сообщества (7-14 видов на 100 м2) с проективным покрытием 15-20 %.

Кострецовая ф. занимает крутые склоны высокой террасы р. Аргада, склоны и вершины гряд, днища котлов выдувания в Баргузинском, Курумканском и Прибайкальском районах. Травостой разреженный (10-35 %), видовая насыщенность 219 видов на 100 м2.

Вейниковая ф. распространена повсеместно, занимает котлы выдувания, подножье гряд, береговые валы, вершины и подветренные склоны дюн, волнистые пески долины р. Онон. Видовая насыщенность - 3-18 видов на 100 м2, проективное покрытие не более 35 %.

Баргузинотарановая ф. занимает вершины и подветренные склоны песчаных гряд, являясь эндемиком Баргузинской котловины. Это маловидо-

вые - 4-15 видов на 100 м2, проективное покрытие колеблется от 12 до 30%.

Зелено-золотистотарановая ф. встречается на вершинах и подветренных склонах дюн урочища Пески Верхнечарской котловины. Это бедные (1-6 видов на 100 м2), разреженные (10-17 %) ценозы.

Третья группа объединяет формации с доминированием стержнекорневых многолетних трав и полукустарничков.

Остролодочниковая ф. широко распространена, отмечена во всех районах исследования по бортам и днищам котлов выдувания, привершинным частям гребней и вершинам дюн. Проективное покрытие травостоя варьирует в широких пределах от 8 до 60 %, при этом, видовая насыщенность — 323 вида на 100 м2.

Золотисто-желтополынная ф. описана в долине р. Селенга по выровненным междюнным пространствам, склонам песчаных гряд и в котлах выдувания. Видовая насыщенность 3-18 видов на 100 м2, общее проективное покрытие колеблется от 10 до 60 %.

Одревесневающеполынная ф. встречается в бассейне р. Селенга и Баргузинской котловине в котлах выдувания, выровненных междюнных пространствах, на высокой террасе р. Аргада и на песках склонов горных хребтов. Описаны ценозы от маловидовых до относительно богатых (23 вида на 100 м2), покрытие травостоя колеблется от 10 до 60 %.

Ф. полыни Ледебура встречена в Баргузинской и Верхнечарской котловинах по наветренным и подветренным склонам дюн, котлам выдувания и на слонах высокой террасы р. Аргада. Видовая насыщенность 6-14 видов на 100 м2, проективное покрытие от 15 до 25 %.

Байкальскотимьянная ф. описана в Баргузинской и Верхнечарской котловине в котлах выдувания и плоских межгрядовых понижениях. Проективное покрытие варьирует от 15 до 25 %, видовая насыщенность от 8 до 24 видов на 100 м2.

Хамеродосовая ф. встречается в Баргузинском, Курумканском, Селенгинском и Каларском районах в котлах выдувания, в нижней части высокой террасы р. Аргада, на песках склонов горных хребтов и по долинам рек. Проективное покрытие от 7

до 30 %, видовая насыщенность - 3-18 видов на 100

2

М .

Простреловая ф. описана только на эродированных крутых склонах логов в Кяхтинском районе и в Каларском районе повсеместно по периферии урочища Пески. Видовая насыщенность 7-11 видов на 100 м2, общее проективное покрытие 12-30 %.

Четвертая группа представляет песчаные разно-травно-дерновиннозлаковые ценозы.

Тонконоговая ф. отмечена по окраинам сухих сосновых лесов и полянам, а также по песчаным валам в Кяхтинском и Бичурском районах. Сообщества с видовой насыщенностью 7-22 вида на 100 м2 и проективным покрытием от 8 до 35 %.

Даурскотипчаковая ф. широко распространена, занимает котлы выдувания, плоские вершины гряд и выровненные междюнные пространства. Проективное покрытие не более 45 %, видовая насыщенность варьирует от 7 до 28 видов на 100 м2.

Мятликовая ф. описана в урочище Пески Ка-ларского района и песках Баргузинской котловины по бортам котлов выдувания и в основании подветренных склонов дюн. Видовая насыщенность 10-14 видов на 100 м2, проективное покрытие не более 40 %.

Пятую группу представляют ценозы с высокой активностью кустарников и деревьев.

Облепиховая ф. описана во всех районах Республики Бурятия по пологим склонам песчаных гряд, бортам котлов выдувания и выровненных пространствах. Сообщества образовались в результате разрастания облепихи после проведения мероприятий по закреплению песков. Видовая насыщенность сообществ варьирует от 5 до 37 видов на 100 м2, общее проективное покрытие составляет не более 50%. Кустарниковый ярус монодоминантный, густой (20-45 %), высотой 75-150 см. В травостое доминируют Festuca dahurica, Artemisia xanthochroa, Oxytropis lanata.

Мелкосережчатоивовая ф. занимает крутые подветренные склоны дюн, котлы выдувания и вершины гребней. Сообщества сформировались в результате разрастания ивы после посадки в районах Республики Бурятия. Кустарниковый ярус монодоминантный, высотой 4-5 м. Проективное покрытие колеблется в широких пределах (30-95 %). Встречаются ценозы густые (более 60 %) на подветренных склонах дюн с малой флористической насыщенностью (до 10 видов), и разреженные (до 30 %), при этом число видов травянистого яруса достигает 36 видов на 100 м2.

Формации ивы Шверина и ивы крушиноли-стной описаны в Каларском районе по вершинам и подветренным склонам дюн. Это бедные (1-7 вида на 100 м2) с проективным покрытием кустарникового яруса от 10 до 55 %, травянистый ярус разрежен (от 1 до 10 %).

Ильмовая ф. отмечена в бассейне pp. Селенга и Онон. Она представляет конечные стадии закрепления песчаных массивов и встречается преимущественно на выровненных формах рельефа, хотя фрагменты ильмовников отмечаются и на песчаных. Общее покрытие колеблется от 10 до 65 %, видовая насыщенность достигает 42 видов. Древостой сформирован одно- и многоствольными иль-мами, высотой 3-15 ми диаметром до 10-22 см (до 30 % покрытия). Нередко выражен кустарниковый ярус высотой 60-150 см, сложенный Caragana buri-atica, Hippophae rhamnoides, Ribes diacantha, Rham-nus erythroxylon. Проективное покрытие травостоя колеблется от 5 до 45 %.

Карагановая ф. занимает плоские вершины дюн и песчаные пологие склоны в Селенгинском,

Кяхтинском и Джидинском районах. Видовая насыщенность 15-28 видов на 100 м2. Кустарниковый ярус высотой от 30 до 80 см и проективным покрытием 10-30 %. Травянистый ярус с проективным покрытием не более 40 %, где доминируют Agropyron michnoi, Festuca dahurica, Artemisia xylorhiza.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, псаммофитный тип растительности на территории Забайкалья насчитывает 45 формаций, объединенных в 5 групп. Соотношение жизненных форм растений отражает положение сообществ в сукцессионном ряду закрепления песков от сообществ однолетников до редколесных ценозов. В составе сообществ велико число редких и эндемичных видов, обеспечивающих высокое фитоценотическое разнообразие псаммофитной растительности Забайкалья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выркин В.Б. Эоловое рельефообразование в Прибайкалье и Забайкалье // География и природные ресурсы. 2010. №3. С. 25-32.

2. Гаелъ А.Г., Смирнова Л.Ф. Пески и песчаные почвы. М.: ГЕОС, 1999. С. 210-215.

3. Гаращенко A.B. Флора и растительность Верхнечар-ской котловины (Северное Забайкалье). Новосибирск: ВО «Наука», 1993. С. 139-140.

4. Зверев A.A. Информационные технологии в исследованиях растительного покрова. Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. 304 с.

5. Иванов А.Д. Эоловые пески Западного Забайкалья и Прибайкалья. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1966. 232 с.

6. Лавренко ЕМ. Степи СССР // Растительность СССР. М,- Л., 1940. Т. 2. С. 150-260.

7. Намзалов Б.Б., Богданова K.M., Быков И.П. и др. Бурятия: растительный мир. Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 1997. Вып. II. С. 134-136.

8. Рещиков М.А. Степи Западного Забайкалья. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 110-115.

9. Рещиков М.А., Богданова K.M. Заметки о растительности Баргузинской долины и ее происхождение // Научные чтения памяти М.Г. Попова. Иркутск, 1968. Вып. 11. С. 6182.

10. Холбоева С.А., Намзалов Б.Б. Степи Тункинской долины (юго-западное Прибайкалье). Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2000. С. 66-70.

11. Щипек Т., Вика. С., Снытко В.А., Овчинников Г.И. Намзалов Б.Б., Дамбиев Э.Ц. Эоловое урочище Манхан-Элысу в Забайкалье. Иркутск, Улан-Удэ: ИГ им. В.Б. Соча-вы СО РАН, ИЗК СО РАН, БГУ, 2005. 62 с.

PSAMMOPHYTE PLANT COMMUNITIES OF TRANSBAICALIA

© 2012 N.A. Dulepova

Central Siberian Botanical Garden, SB RAS

The classification of psammophyte vegetation of Transbaicalia was developed. It include 42 formations combined in 5 groups.

Key words', psammophyte vegetation, Transbaicalia, classification.

Dulepova Natalia, postgraduate student, e-mail: filel0-307@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.