УДК 001(092):04(940+950) М.А. Великоцкий1
РАССУЖДЕНИЯ ЛОМОНОСОВА О ПРОВЕДЕНИИ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
В своих рассуждениях Ломоносов представлял Европу и Азию как крупные мегаформы земной поверхности, граница между которыми должна проходить по низким участкам долин рек Дон, Волга и Печора. Подобную границу можно назвать структурно-геоморфологической. Таким образом, М.В. Ломоносов завершил античную идею проведения границы между Европой и Азией, поставив в ней логическую точку. Его границу можно считать классическим античным вариантом, в отличие границы по Уралу, обоснованной В.Н. Татищевым.
Ключевые слова: европейский континент, Европа, Азия, долины рек Дон, Волга, Печора, петровская эпоха, Уральский хребет, обелиски-памятники, разногласия географов.
Введение. История проблемы о границе между Европой и Азией насчитывает более 2,5 тыс. лет. Еще в VI в. у древних греков появилось представление о Европе, Азии и Ливии как о частях света. Европа и Азия, а также Ливия (Африка) как части света появились на картах Гекатея Милетского (VI—V вв. до н.э.) [14, с. 126]. Смысловое значение слов «Европа» и «Азия» было утеряно уже во времена Геродота (V в. до н.э). «Я не знаю, — замечает Геродот, — имена тех, которые провели эти границы, а также, откуда они заимствовали эти названия». По его мнению, названия «Европа» и «Азия» — мифические [2, с. 101]. Античные греки на своих чертежах представляли Европу самостоятельным материком, отделенным от Азии морями и заливами. До настоящего времени граница между Европой и Азией не привязана к местности. Особый момент в истории этого вопроса для России занимает Петровская эпоха, когда Петр I решил выделить Московию как европейскую страну. В.Н. Татищев исходя из особенностей российской истории и истории освоения Сибири, ограничил Европу Уральским хребтом.
М.В. Ломоносов предложил свое видение границы между Европой и Азией на основе античных представлений. Поэтому в настоящее время можно считать, что существует классическая «античная» граница между Европой и Азией по самым низким местам, предложенная М.В. Ломоносовым, и «российская» граница по Уральскому хребту, предложенная В.Н. Татищевым.
От Средневековья до Петровской эпохи. Появившиеся в античной географии представления о форме Земли и границах континентов к V—VI вв. новой эры были постепенно вытеснены. В следующее тысячелетие (с VI до XVI в.) развитие науки замедлилось, тем не менее идеи древних греков о границе между Европой и Азией пережили Средневековье и вновь появились в работах западноевропейских ученых, а также в русских «азбуковниках» и «космографиях».
Польский ученый Матвей Меховский в «Трактатах о двух Сарматиях» (1517), путешественник Сигиз-мунд Герберштейн в «Записках о Московии» (1549),
немецкий ученый Филипп Клювер во «Введении во всемирную географию» (1629) границу между Европой и Азией проводили по Азовскому морю и р. Дон. В «Книге Большому Чертежу» (1627) рукой Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского, сделаны приписки: «Река Дон по русски, а по римски Танаис, иже Европу делит со Азией яко космографы описуют в землемерии» [10, с. 39].
В русских трудах, например в известной «Космографии» (1682—1688), написано, что «Дон река Европию с Азией делит сиречь граничит» [10, с. 38].
До XVIII в. в российских рукописях или публикациях были противоречивые сведения о проведении границы к северу от р. Дон. В распространенном тогда учебнике географии написано, что восточную границу Европы можно проводить по Волге или по Оби [7, 10]. В западноевропейской литературе есть много примеров: в 1692 г. голландский путешественник Исбранд Идес проводил границу между Европой и Азией по р. Дон, далее по Волге, Каме и Усолке [11, 21]. Вот как он описывает путешествие из Европы в Азию: «14 мая я продолжил свое путешествие из Соликамска водой... Плывя по Каме, мы оставили Европу и вступили в Азию, и я в первый день Троицы сошел с судна на берег и в последний раз пообедал на европейской траве. Попав таким образом из Европы в Азию и достигнув азиатской реки Чусовой, нашли мы эту реку далеко не столь приятной, как красавица Кама. Наконец по прошествии двенадцати дней тяжелого бур-лачения против сильного течения мы прибыли 25 мая к удобному берегу и увидели впервые сибирских татар, именуемых вогулами. Должен сказать, что довольно плотно населенные земли по этой реке можно считать в числе самых красивых в мире.» [5]. Мысли Идеса повторяет И. Витсен: «Считают, что река Кама образует границу между Европой и Азией и что Чусовая течет из Азии» [5, 25]. Французский географ Г. Делиль в 1700 г. издал карту Европы, на которой граница с Азией проведена по р. Обь [10].
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория геоэкологии Севера, ст. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: velikotskij@mail.ru
Западные ученые удивлялись тому безразличию, с которым русские относились к проведению границы между Европой и Азией по Дону, ведь в этом случае огромная часть московского государства переходила в Азию. Но это лишь подчеркивало, что россиянам было чуждо чувство европейского превосходства, однако такое отношение у них резко изменилось в Петровскую эпоху.
Петровская эпоха, деятельность В.Н. Татищева и новая история проведения границы. В первой четверти XVIII в. Петр I провел реформы Российского государства и общества: вместо Московского царства он провозгласил колониальную империю во главе с императором [1]. Петровская идеология насаждала безусловное превосходство европейской цивилизации, поэтому реформы для России прежде всего подразумевали принятие фундаментальных различий между Европой и Азией, и в этом контексте проведение границы между Европой и Азией для России стало весьма актуально. Еще в 1719 г. Я.В. Брюс выступил с предложением о необходимости подробного географического описания реформированной Российской империи, а в качестве исполнителя этой работы указал Петру I на В.Н. Татищева. Для выполнения поручения В.Н. Татищеву потребовались глубокие знания по истории России. В результате его работа из географической превратилась в историческую и появилась в виде «Истории Российской...»
Существенной проблемой В.Н. Татищев считал проведение границы между Европой и Азией в Российской империи, причем у него существовало предубеждение, что Европа представляет собой регион, который «по обилию, наукам, силе и славе, якоже и умеренностию воздуха безспорно. преимуществует» над всеми прочими частями света [22]. «Российская империя беспрекословно в Еуропе главное, а к тому в Азии владение имеет, но где граница сусчая между сих двух великих и главнейших на земле частей быть имеет.» [21, с. 114]. Татищев отверг водные границы и принял за главный ориентир Уральский хребет. В 1720 г. он высказался о том, что проводить границу между Европой и Азией нужно по Уральскому хребту, а окончательно обосновал это в 1736 г. в работе «Общее географическое описание всея Сибири». В.Н Татищев нашел у Плиния Старшего (I в. н.э.): «Танаис стекает с Рифейских гор и является крайней границей между Европой и Азией» [20] и отметил: «Плиний горы Рифейские, мню, правильно границею между Европы и Азии положил» [22]. Так Татищев принял Уральские горы за естественную природную границу между Европой и Азией. После походов Ермака, когда Сибирь была присоединена к России, в Русском государстве выделились: Русь, или Московия (к западу от Уральских гор), и Сибирь (Урал и все восточные земли). Границу между ними сначала проводили по западному склону Уральских гор, а в XVII в. переместили к водоразделу и проводили по Камню.
В 1730 г. швед Ф.И. Страленберг [24], который много прожил в Сибири, составил ее карту и написал книгу «Северная и восточная часть Азии». Эти материалы были опубликованы им в 1730 г. в Швеции. По совету В.Н. Татищева он провел границу между Европой и Азией по Уралу от Ледовитого океана до 50° с.ш. (до верховий р. Самара), далее по Самаре, Волге и Дону до Азовского моря [21, с. 50]. При этом он написал, что «новые» географы «без колебаний выбрали» Уральские горы такой границей.
В.Н. Татищев провел границу так: «от узости Вай-гача по Великому поясу и Яику вниз через море Каспийское до р. Кумы, .до устья Дона, потом Азовское и Черное море, а далее проливом Константинопольским в Средиземное.» [22]. Эта граница наиболее популярна и в наше время. Татищев в доказательство правильности своего утверждения приводил геоморфологические, ботанические и зоологические аргументы. Во-первых, Уральский хребет — водораздельный, реки западного и восточного склонов Урала отличаются не только характером течения, но и наличием разных пород рыб; во-вторых, «В еуропских же реках раков довольство, а в сибирских нигде нет и не знают» [21, с. 51]. Он приводит несколько ботанических фактов (о дубах и орешниках, произрастающих только на западных склонах Урала) [21, с. 51]. (Конечно, с точки зрения современной науки эти факты малоубедительны, но в то время они были значимы.)
Таким образом, В.Н. Татищев открыл новую (или российскую) страницу в истории проведения границы между Европой и Азией. В основу идеи он положил историю освоения Уральского региона, который делил Россию на европейскую метрополию и азиатскую колонию: до Урала европейская Московия, после Урала — азиатская Сибирь.
М.В. Ломоносов о проведении границы между Европой и Азией. Возможно, интерес Ломоносова к проблеме проведения границы между Европой и Азией относится ко времени его знакомства с И.Г. Гмели-ным — заведующим кафедрой химии в Академии наук, который как профессор-натуралист провел в Великой Северной экспедиции 10 лет (1733—1744). Вернувшись из экспедиции, он отказался от кафедры в пользу Ломоносова, а в 1747 г. уехал в Германию и в своих работах (1751—1752) предложил проводить границу между Азией и Европой по реке Енисей [15, с. 129]. В 1758 г. Ломоносов был назначен главой географического департамента Академии наук и начал работы по составлению нового Атласа Российского. К этому времени появилось много заметок о проведении восточной границы между Европой и Азией. Его коллеги по Академии наук Г. Делиль (1700), И.Г. Гмелин (1749) опубликовали свои предложения. Высказались Ф. Стра-ленберг (1830) и В.Н. Татищев (1736). Все границы были привязаны к конкретным природным рубежам.
Замечания Ломоносова о проведении границы между Европой и Азией относятся к 1759 г. Он описал
не только границу, но и свои представления об устройстве поверхности Европы и Азии. По идее Ломоносова основными элементами поверхности земного шара являются Азия, Африка, Европа, Южная и Северная Америка. Эти части света разделяются морями и океанами. Части света возникают из-под воды и, являясь морским дном, представляют собой ровную поверхность, на которой можно проследить горные кряжи: «Четыре известные части света представляют пять гор главных, то есть целая Азия, Африка, Европа, Южная и Северная Америка» [13, с. 533]. Отталкиваясь от античной идеи о проведении границы между Европой и Азией по р. Дон, Ломоносов проводит эту границу до Северного Ледовитого океана: «.между Европою и Азиею, как между горами, разделение показать должно обстоятельно. Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного океана и почти везде водами дает сообщение, ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки, впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры.» [13].
Итак, он представлял Европу и Азию как «две горы главные, великие, . разделенные пространною и плодоносною долиною.» [13], т.е. две горы как две структурно-геоморфологические области, сочлененные по широкой речной долине. Таким образом, Ломоносов завершил античную версию проведения границы между Европой и Азией, поставив в ней логическую точку. Его границу можно считать классическим античным вариантом, в отличие от новой российской версии, обоснованной В.Н. Татищевым. К сожалению, со смертью Ломоносова идея проведения границы между Европой и Азией «по самым низким местам земной поверхности» так и не была воплощена.
Точку в этой дискуссии поставил С. Паллас, который после экспедиции 1768—1774 гг. отклонил мнение И.Г. Гмелина о проведении границы между Европой и Азией по Енисею и предложил проводить ее по Уралу. Утверждению этой идеи способствовал громадный научный авторитет С. Палласа в Западной Европе (современники ставили его имя на третье место вслед за Линнеем и Бюффоном). Границу между Европой и Азией он провел по Уральскому хребту, р. Урал, по южным склонам Общего Сырта, по высокому берегу Волги до Царицина, по Ергеням и далее по р. Ма-ныч [17].
К концу XVIII в. идея границы между Европой и Азией по Уралу вошла в школьные учебники [6]. Она стала распространенной, но всеобщей поддержки не получила.
Новая — российская — страница в истории проведения границы в XIX—ХХ! вв. Определение Европы в качестве полуострова уже не было оригинальным, поэтому когда А. Гумбольдт и другие немецкие и французские ученые в начале XIX в. выдвинули идею о существовании единого Евразийского материка, ее
одобрили как геологи, так и географы. Венский геолог Э. Зюсс для обозначения этого единого материка предложил новый термин «Евразия».
В XIX в. в России появилось много политических противников идеи разделения Российской империи на Европу и Азию. Среди славянофилов в 1830 г. оформилось политическое течение панславистов, наиболее яркими представителями которого были Н.Я. Данилевский [9] (ботаник, ихтиолог и биогеограф), В.Д. Ла-манский [12, 19] (филолог и этнолог) и П.Н. Савицкий [18] (географ-экономист). Они выступали против сложившегося в XVIII столетии образа Российской империи, разделенной Уральскими горами на европейскую метрополию и азиатскую колонию, решительно отвергали все доводы В.Н. Татищева в пользу границы Европы по Уралу и отстаивали единый континент. П.Н. Савицкий до 30-х гг. ХХ в. доказывал, что между Европой и Азией не существует никакого географического или естественного разделения. Опираясь на работы В.В. Докучаева, он считал, что природные зоны как в европейской части России, так и в Сибири протягиваются, не прерываясь Уралом, и это подтверждает единство доуральской и зауральской частей России. Названные ученые высказали мнение, что разделение Евразии на две части весьма условно и не имеет научного смысла. Д.И. Менделеев, поддерживая это направление, написал: «Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно» [16].
Политические течения не мешали российским ученым исследовать границу Европы и Азии. В 1846 г. Русское географическое общество учредило экспедицию на Северный Урал «для исследования границ между Европой и Азией на всем протяжении их». Эти исследования проводились в 1847, 1848 и 1850 гг. Результаты экспедиции изложены Э.К. Гофманом и М.А. Ковальским в двух томах. Экспедиция исследовала Урал от 60°30' с.ш. до Карского моря на протяжении 1000 км, определила ряд высот, его орографию и составила первую карту Северного Урала [8]. О сложности строения водораздела на Среднем Урале, по которому проведена граница Европы и Азии, позже написал П.И. Кротов (1875—1877): «.водораздельная линия проходит то по холмистым областям. то по обширным, высоко приподнятым. то по низко расположенным равнинам. часто изобилующим. болотами и группами озер» [5].
Сложным оказался вопрос о юго-восточном отрезке границы между Уралом, Каспийским и Азовским морями. В XIX—ХХ вв. это стало предметом острых дискуссий, которые не прекращаются до настоящего времени. А.Б. Дитмар отразил лишь некоторые из них [10, с. 44]. Француз Э. Реклю разделял предложение И.Г. Гмелина проводить границу по р. Енисей, Уральскому хребту, Мугоджарам, п-ову Мангышлак, Каспийскому морю и Кумо-Маныческой впадине. А. Филиппсон проводил границу по р. Урал, Каспийскому морю и Кавказским горам (по рекам Терек и Кубань). Д.Н. Анучин не признавал Ураль-
ский хребет в качестве границы между Европой и Азией, он считал, что естественнее проводить ее по низменности Эмбы, Тобола и Оби, отделяя Урал Европе [10, с. 45]. М.А. Цветков (1914) проводил границу от р. Урал по западному берегу Каспийского моря до Баку и далее по Кавказскому хребту до Черного моря, Л.С. Берг (1913) — по Мугоджарам, восточному берегу Каспия и затем по политической границе России с Турцией и Персией. С.П. Суслов (1947) относил все, что расположено западнее Мугоджар и Мангышлака, к Европе. П. Гуру (1956) предложил отказаться от границы между Европой и Азией по Уральскому хребту и проводить ее по политическим границам СССР с другими государствами Азии. Все вопросы, касающиеся истории проведения границы до 1957 г., хорошо описаны в работе А.Б. Дитмара [10].
Тем не менее в 1958 г. вопрос о проведении границы между Европой и Азией был вынесен на обсуждение Московского отделения Всесоюзного географического общества СССР. В результате научной дискуссии ученые признали, что граница между Европой и Азией не является понятием физико-географическим, так как понятие о частях света — культурно-историческое. Несмотря на ее условность, эта граница необходима для решения комплекса учебно-педагогических вопросов и в целях картографирования целостных природных и экономических регионов. Была отмечена ее приуроченность к отдельным физико-географическим рубежам и рекомендовано проводить границу по восточному подножию Урала и Мугоджар, по р. Эмба, по северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу, оставляя Азовское море в пределах Европы. Такую границу между Европой и Азией было предложено закрепить в учебниках географии и энциклопедиях.
На Всероссийской научно-практической конференции в Екатеринбурге, прошедшей 23—24 мая 2002 г. под лозунгом «От завода-крепости к евразийской столице», снова был поднят вопрос о проведении границы между Европой и Азией. Жители Екатеринбурга были не согласны с решением Московского географического общества проводить границу между Европой и Азией по восточной подошве Урала. Конференция в своей резолюции отметила: «Считать научно обоснованным исторически сложившееся проведение границы Европы—Азии по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий. В связи со сложным рисунком водораздельной линии реальное положение границы в конкретных точках может быть выбрано в пределах некоей полосы, осевой линией которой является водораздел» [3].
В марте 2010 г. Русское географическое общество выделило грант на один год для проведения ланд-шафтно-исторической экспедиции «Урал — граница Европы и Азии» с целью уточнения границы между двумя частями света от Карского до Каспийского моря. По результатам этой экспедиции будут сделаны уточнения в учебниках по географии, энциклопедиях и атласах-путеводителях.
Необходимо обозначить еще одну проблему. Для привязки границы между Европой и Азией к водораздельной линии Уральского хребта в некоторых местах построены обелиски-памятники [4]. Чаще всего они приурочены к автомобильным или железным дорогам. Всего на Урале вдоль границы построено более 20 таких обелисков. Каждый из них оригинален и заложен в честь знакового события, связанного с историей Урала или с историей России.
Первый столб был установлен в 1837 г. на Сибирском тракте (Москва—Пермь—Екатеринбург), на горе Березовая, у г. Первоуральск. В 1829 г. по приглашению русского правительства Урал посетили известный ученый А. Гумбольдт и минералог Г. Розе, которые в результате замеров высот установили в районе горы Березовая точку естественной границы Европы и Азии. Затем на этом месте чиновники горного ведомства установили знак по случаю предстоящего приезда наследника, будущего императора России Александра II, который в ту весну путешествовал по Уралу. Не менее интересен обелиск у пос. Кедровка на автодороге Кушва—Серебрянка, установленный в 1868 г. на средства золотопромышленников Северного Урала. На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте около ж/д ст. Уржумка установлен обелиск из местного уральского гранита по проекту Н.Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 г. Бетонный обелиск у ж/д ст. Вершина установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. Этим знаком молодежь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока отметила границу, где кончается Азия и начинается Европа. Еще один обелиск установлен на перевале хребта Веселые Горы вблизи пос. Уралец в 1961 г. в честь полета в космос Юрия Гагарина.
Несмотря на решения географических обществ о перенесении границы Европы и Азии на восточный склон Уральских гор, обелиски ставят на водораздельной линии Урала. Так, на 17-м километре Московского тракта от Екатеринбурга в августе 2004 г. установлен современный символ Европы и Азии. В основании этого обелиска заложены два камня: один привезен с самой крайней точки Европы — мыса Рока, другой — с самого края Азии — мыса Дежнёва. Эти два камня символизируют соединенность двух частей света, т.е. Евразию.
В связи с этим остро стоит вопрос о судьбе упомянутых памятников, которые более 150 лет напоминают о недостаточно корректном решении проблемы границы между Европой и Азией, насчитывающей более 2500 лет. Если переместить границу Европы и Азии на восточные склоны Уральского хребта, то эти памятники следует убрать. Не лучше ли оставить памятники и провести по ним как по узаконенным рукотворным ориентирам границу Европа—Азия
в честь выдающегося российского историка и географа В.Н. Татищева. Но можно предложить и классическую античную границу между Европой и Азией по Дону—Волге—Каме—Печоре, обоснованную М.В. Ломоносовым.
Заключение. Проблема границы между Европой и Азией была обозначена в античные времена, ограниченные знания того времени стали причиной ошибочного представления о Европе как о континенте, со всех сторон окруженном водой.
В Средние века эта ошибка была выявлена, но интерес к Европе обострил внимание к ее границам сначала в западноевропейских странах, а в эпоху Петровских реформ и в России. В.Н. Татищев блестяще
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопр. истории. 1989. № 7.
2. Анучин Д.Н. Курс лекций по истории землеведения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 255 с.
3. Архипова Н.П. Граница «Европа—Азия»: к истории вопроса // Мат. научно-практ. семинара (25 января 2002 г.). Екатеринбург, 2002. С. 15—17.
4. Архипова Н.П., Карякин А.Л. Часовые необычной границы // Уральский следопыт. 1989. № 6. С. 3—5.
5. Архипова Н.П.. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: Средне-Уральское книж. изд-во, 1990. 224 с.
6. География или Краткое земного шара описание. М., 1710.
7. Гибнер. Земноводного курса краткое описание. М., 1719.
8. Гофман Э.К. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой. СПб., 1856.
9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 5-е изд. СПб.: Пантелеев, 1895.
10. Дитмар А.Б. К истории вопроса о границе между Европой и Азией // Уч. зап. Ярославского пед. ин-та. 1958. Вып. ХХ (ХХХ), ч. 1. С. 35—49
11. Идее И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692—1695). М., 1967.
12. Ламанский В.И. Три мира Азийского-Европейского материка. 2-е изд. Пг.: Новое время, 1916.
отразил в разделенной Уралом Российской империи европейскую метрополию и азиатскую колонию (Сибирь).
М.В. Ломоносов был сторонником выделения естественных границ Европы и Азии по структурно-геоморфологическому принципу. Трехсотлетняя дискуссия о проведении границы между Европой и Азией показала ее бессмысленность как с научной точки зрении (Гумбольдт, Менделеев), так и с политической (Данилевский, Ламанский, Савицкий). Пограничные столбы между Европой и Азией необходимо оставить как «антропогенное» доказательство проведения нашими предками мифической границы между Европой и Азией.
13. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 5. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
14. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т 1. М.: Просвещение, 1982. 286 с.
15. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т 3. М.: Просвещение, 1984. 320 с.
16. МенделеевД.И. К познанию России. СПб., 1906.
17. Паллас П.С. Определение непосредственного рубежа между Азией и Европой внутри России // Академические известия. 1780. Ч. 1V
18. Савицкий П.Н. Географический обзор России — Евразии // Россия: особый географический мир. Прага: Евразийское книгоиздательство, 1927. С. 27.
19. Семенов-Тян-Шанский В.П. Владимир Иванович Ламанский как антрополог и политикогеограф // Живая старина. 1915. Т. 24. С. 9—20.
20. Скржинская М.В. Северное Причерноморье в описании Плиния Старшего. Киев, 1977.
21. Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. М.: Гос. изд. геогр. литературы. 1950. 245 с.
22. Татищев В.Н. Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской. СПб., 1793.
23. Татищев В.Н. Лексикон российский. // Избранные произведения. Л.: Наука, 1979.
24. Stralenberg Ph. I. Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia. Stockholm, 1730.
25. Witsen N. Noord en Oost Tatarye. Amsterdam, 1705. P. 780.
Поступила в редакцию 03.02.2011
M.A. Velikotsky
LOMONOSOV'S DISCUSSION ON PLACING THE BORDER BETWEEN EUROPE AND ASIA
In his discussions M.V Lomonosov regarded Europe and Asia as large mega-forms of the Earth's surface, the border between them should follow the low parts of the valleys of Don, Volga and Pechora rivers. This border is a structural-geomorphologic one. Thus M.V Lomonosov finalized the Ancient version of the border between Europe and Asia. His placing of the border could be considered a classical antique one as distinct from the new version suggested by VN. Tatishchev.
Key words: Ancient geography, Europe. Border between Europe and Asia, the Ural Mountains, valleys of Don, Volga and Pechora rivers.