Научная статья на тему 'РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА'

РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врождённый порок сердца / расстройства поведения / экстернализация проблемы / интернализация проблемы / нейропсихологическое состояние. / congenital heart disease / behavioral disorders / externalization of the problem / internalization of the problem / neuropsychological state

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Таирова Сакина Баходировна, Мухамадиева Лола Атамурадовна

Врожденные пороки сердца являются важной проблемой педиатрии вследствие их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции в связи с значительными нарушениями здоровья и ограничением жизнедеятельности детей. По данным ВОЗ, врожденный порок сердца встречается у 0,7-1,7% новорождённых детей. Зарубежные и отечественные исследования качества жизни пациентов в отдаленном периоде после оперативного лечения пороков сердца показывают, что в их последующей жизни доминируют социально-поведенческие проблемы, связанные с особенностями психоневрологического здоровья. Пациенты с врожденным пороком сердца, оперированные в раннем возрасте, даже при отсутствии нарушений гемодинамики слабее учатся в школе, менее устойчивы эмоционально и больше имеют сложностей в межличностных взаимоотношениях, чем их здоровы сверстники. В связи с этим, вопрос изучения нарушения поведения и оказания своевременной медицинской помощи детям с врождённым пороком сердца раннего возраста остается актуальным и требует научных исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Таирова Сакина Баходировна, Мухамадиева Лола Атамурадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL DISORDERS IN CHILDREN WITH CONGENITAL HEART DEFECTS

Congenital heart defects are an important problem in pediatrics due to their high prevalence and the need for early surgical correction due to significant health problems and disability in children. According to WHO, congenital heart disease occurs in 0.7-1.7% of newborns. Foreign and domestic studies of the quality of life of patients in the long-term period after surgical treatment of heart defects show that their subsequent life is dominated by social and behavioral problems associated with the characteristics of neuropsychiatric health. Patients with congenital heart disease operated on at an early age, even in the absence of hemodynamic disorders, study less at school, are less emotionally stable and have more difficulties in interpersonal relationships than their healthy peers. In this regard, the issue of studying behavioral disorders and providing timely medical care to children with congenital heart disease of an early age remains relevant and requires scientific research in this direction.

Текст научной работы на тему «РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА»

JOURNAL OF CARDIORESPIRATORY RESEARCH

ЖУРНАЛ КАРДИОРЕСПИРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Таирова Сакина Баходировна

ассистент кафедры патофизиологии Самаркандского Государственного Медицинского Университета Самарканд, Узбекистан Мухамадиева Лола Атамурадовна доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой №3 педиатрии и медицинской генетики Самаркандского Государственного Медицинского Университета Самарканд, Узбекистан

РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА

For citation: Tairova S.B., Mukhamadiyeva L.A., BEHAVIORAL DISORDERS IN CHILDREN WITH CONGENITAL HEART DEFECTS. Journal of cardiorespiratory research. 2022, vol 3, issue 2, pp.

http: //dx. doi.org/10.5281/zenodo.6734366

АННОТАЦИЯ

Врожденные пороки сердца являются важной проблемой педиатрии вследствие их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции в связи с значительными нарушениями здоровья и ограничением жизнедеятельности детей. По данным ВОЗ, врожденный порок сердца встречается у 0,7-1,7% новорождённых детей. Зарубежные и отечественные исследования качества жизни пациентов в отдаленном периоде после оперативного лечения пороков сердца показывают, что в их последующей жизни доминируют социально-поведенческие проблемы, связанные с особенностями психоневрологического здоровья. Пациенты с врожденным пороком сердца, оперированные в раннем возрасте, даже при отсутствии нарушений гемодинамики слабее учатся в школе, менее устойчивы эмоционально и больше имеют сложностей в межличностных взаимоотношениях, чем их здоровы сверстники. В связи с этим, вопрос изучения нарушения поведения и оказания своевременной медицинской помощи детям с врождённым пороком сердца раннего возраста остается актуальным и требует научных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: врождённый порок сердца, расстройства поведения, экстернализация проблемы, интернализация проблемы, нейропсихологическое состояние.

Tairova Sakina Bakhodirovna

assistant of the Department of Pathophysiology Samarkand State Medical university Samarkand, Uzbekistan Mukhamadiyeva Lola Atamuradovna doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of Department №3 pediatrics and medical genetics Samarkand State Medical university Samarkand, Uzbekistan

BEHAVIORAL DISORDERS IN CHILDREN WITH CONGENITAL HEART DEFECTS

ANNOTATION

Congenital heart defects are an important problem in pediatrics due to their high prevalence and the need for early surgical correction due to significant health problems and disability in children. According to WHO, congenital heart disease occurs in 0.7-1.7% of newborns. Foreign and domestic studies of the quality of life of patients in the long-term period after surgical treatment of heart defects show that their subsequent life is dominated by social and behavioral problems associated with the characteristics of neuropsychiatry health. Patients with congenital heart disease operated on at an early age, even in the absence of hemodynamic disorders, study less at school, are less emotionally stable and have more difficulties in interpersonal relationships than their healthy peers. In this regard, the issue of studying behavioral disorders and providing timely medical care to children with congenital heart disease of an early age remains relevant and requires scientific research in this direction.

Keywords: congenital heart disease, behavioral disorders, extemalization of the problem, internalization of the problem, neuropsychological state

Tairova Sakina Bahodirovna

Samarqand Davlat Meditsina universiteti Patofiziologiya kafedrasi assistenti Samarqand, O'zbekiston Muxamadieva Lola Atamuradovna Samarqand Davlat Meditsina universiteti №3 pediatriya va tibbiy genetika kafedrasi mudiri, tibbiyot fanlari doktori, dotsent Samarqand, O'zbekiston

TUG'MA YURAK NUQSONI MAVJUD BOLGAN BOLALARDA XATTI-HARAKATLARNING BUZILISHI

ANNOTATSIYA

Tug'ma yurak nuqsonlari bolalar sog'lig'ida jiddiy muammolarga va nogironlikka olib kelishi, ularning keng tarqalganligi va erta jarrohlik korreksiyasi talab qilishi tufayli pediatriyada muhim muammo hisoblanadi. jsst ma'lumotlariga ko'ra, tug'ma yurak nuqsoni yangi tug'ilgan chaqaloqlarning 0,7-1,7% da uchraydi. Yurak nuqsonlarini jarrohlik yo'li bilan davolashdan keyingi uzoq muddatli davrda bemorlarning hayot sifati bo'yicha xorijiy va mahalliy tadqiqotlar shuni ko'rsatadiki, ularning keyingi hayotida neyropsixiatrik salomatlik xususiyatlari bilan bog'liq ijtimoiy va xulq-atvor muammolari ustunlik qiladi. Erta yoshda operatsiya qilingan tug'ma yurak nuqsoni bilan og'rigan bemorlar, hatto gemodinamik buzilishlar bo'lmasa ham, maktabda kamroq o'qiydilar, sog'lom tengdoshlariga qaraganda emotsional jihatdan barqaror emas, shaxslararo munosabatlarda ko'proq qiyinchiliklarga duch kelishadi. Shu munosabat bilan, erta yoshdagi tug'ma yurak nuqsonlari bilan og'rigan bolalarga xulq-atvor buzilishlarini o'rganish va o'z vaqtida tibbiy yordam ko'rsatish masalasi dolzarbligicha qolmoqda va bu yo'nalishda ilmiy izlanishlarni talab etadi.

Kalit so'zlar: Tug'ma yurak nuqsoni, xulq-atvorning buzilishi, muammoning tashqi ko'rinishi, muammolarni ichkilashtirish, neyropsixologik holat

Врожденные пороки сердца являются важной проблемой педиатрии вследствие их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции в связи с значительными нарушениями здоровья и ограничением жизнедеятельности у детей [3].

По мере того, как все больше детей выживают с врожденными пороками сердца, все более важным становится управление их поведенческими проблемами. В этой статье мы стремимся рассмотреть текущее состояние знаний по этому аспекту.

Наиболее полно поведенчекие нарушения у больных с врожденными пороками сердца были изучены и подробно описаны В.В. Ковалевым в 1974 г. Он выделял астенические состояния, неврозоподобные и невротические расстройства, патологические формирования личности и состояния интеллектуальной недостаточности. В более поздних работах основное внимание уделялось состоянию интеллектуальной сферы, в том числе было установлено, что при пороках "синего" типа когнитивные нарушения более выражены. Однако это не может полностью объяснить значимость влияния особенностей психического состояния детей на их социальную адаптацию, о чем свидетельствуют единичные исследования [1].

Дети с врожденными пороками сердца имеют больше поведенческих проблем по сравнению с детьми без хронических заболеваний [13]. Поведенческие проблемы у детей можно разделить на экстернализирующее поведение и интернализирующее поведение. Экстернализирующее поведение характеризуется неповиновением, импульсивностью,

гиперактивностью, деструктивностью, агрессией и антисоциальными чертами. Об интернализирующем поведении свидетельствуют абстиненция, дисфория и тревога. У мальчиков с врожденными пороками сердца больше проблем с экстернализацией, чем у девочек. Предоперационная гипоксия, а также пери- и послеоперационная сердечно-сосудистая недостаточность могут привести к интернализации и экстернализации поведенческих проблем в будущем. Дети, перенесшие операцию на открытом сердце в очень раннем возрасте, склонны к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по достижении школьного возраста. Комплексный подход в этой области имеет важное значение, чтобы можно было планировать эффективные ранние вмешательства и рекомендации [6].

Дети с хроническими соматическими заболеваниями уязвимы для поведенческих проблем [5,6]. В ходе исследований выявлено больше поведенческих проблем у детей с врожденными пороками

сердца. Поведенческие расстройства у детей можно разделить на экстернализирующее поведение и интернализирующее поведение. Экстернализирующее поведение характеризуется

неповиновением, импульсивностью, гиперактивностью, деструктивностью, агрессией и антисоциальными чертами. Об интернализирующем поведении свидетельствуют абстиненция, дисфория и тревога [7].

Исследования показали, что дети с врожденными пороками сердца имеют больше поведенческих и эмоциональных нарушений по сравнению с детьми из общей популяции [8, 9]. Независимо от тяжести заболевания сердца у пациентов с врожденным пороком сердца было больше поведенческих проблем [8, 9].

Крамер и соавт. [12, 14] из отделения детской кардиологии Дюссельдорфского университета, Германия, сравнили 128 детей с врожденными пороками сердца и 89 здоровых детей из контрольной группы, и было обнаружено, что у кардиологических пациентов повышено чувство неполноценности и тревоги. а также проблемы с поведением.

В исследовании, проведенном в детской клинике Университетской больницы, Осло, Норвегия и соавт. [8] сообщили, что у детей с врожденными пороками сердца было значительно больше поведенческих проблем, чем у контрольной популяции, а мальчики набрали больше баллов по сравнению с девочками.

Рудникович Т.В. и соавт. [2] выявили что у пациентов с врожденными пороками сердца констатирована высокая распространенность поведенческих нарушений, более выраженных у детей с тяжелыми и длительно существующими гемодинамическими расстройствами. В структуре поведенческой патологии основное место занимают пограничные расстройства. Сниженный уровень школьной и социальной адаптации у обследованных больных с врожденными пороками сердца определяется не только тяжелыми гемодинамическими нарушениями, но в большей степени он зависит от присутствия пограничных расстройств. Проведенный анализ позволил выделить среди многообразия изучаемых характеристик у пациентов с ВПС группу конституционально-биологических и социальных факторов риска развития психических заболеваний, вызывающих раннюю органическую церебральную недостаточность. Первые признаки психических расстройств находят отражение в ранних проявлениях психического дизонтогенеза в виде нарушений поведения и задержек речевого развития на первом-втором году жизни. Для предупреждения социальной дизадаптации детей с врожденными пороками сердца

необходимо осуществлять своевременное выявление и лечение неврологических нарушений и возможно более раннюю комплексную коррекцию отклонений в поведении.

Fredriksen P.M. и др. [10] также обнаружили, что мальчики набрали значительно больше баллов, чем девочки, по общему баллу проблем и экстернализации с большим количеством социальных проблем, проблем с вниманием, делинквентным поведением и агрессивным поведением. Не было обнаружено гендерных различий в отношении оценки интернализации проблем. Эффекта, связанного с различными диагнозами, обнаружено не было.

References / Список литературы / Iqtiboslar

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Ян и др. [11] изучили нейропсихологические и поведенческие состояния тридцати девяти китайских детей с ацианотическим врожденным пороком сердца в возрастной группе от пяти до четырнадцати лет. Они выявили более выраженные поведенческие нарушения у детей с ацианотическим врожденным пороком сердца по сравнению с контрольной группой, сопоставимой по возрасту, уровню образования и социальному классу.

Знание распространенности расстройства поведения у детей с врожденными пороками сердца, особенностей ее течения и оптимальных методов реабилитации данной когорты больных определяет актуальность исследования.

Сафиуллина, А.Р. Факторы риска и коморбидные состояния у детей раннего возраста с врожденными септальными пороками сердца: автореферат дис... канд. мед. наук / А.Р. Сафиуллина. - Ижевск. - 2013.

Beena Johnson, Behaviour Problems in Children with Congenital Heart Disease, BMH Medical Journal 2015;2(1): 14-19

Merikangas KR, Nakamura EF, Kessler RC. Epidemiology of mental disorders in children and adolescents. Dialogues Clin Neurosci.

2009;11:7-20

Wallander JL, Varni JW. Effects of pediatric chronic physical disorders on child and family adjustment. J Child Psychol Psychiatr 1998;39:29-46.

Achenbach TM, Edelbrock CS. The classification of child psychopathology: a review and analysis of empirical efforts. Psychol Bull. 1978;85:1275-1301.

Fredriksen PM, Mengshoel AM, Frydenlund A, Sorbye O, Thaulow E. Follow-up in patients with congenital cardiac disease more complex than haemodynamic assessment. Cardiol Young. 2004;14:373-9.

Utens EM, Verhulst FC, Meijboom FJ, Duivenvoorden HJ, Erdman RA, Bos E, Roelandt JT, Hess J. Behavioural and emotional problems in children and adolescents with congenital heart disease. Psychol Med. 1993;23:415-24.

Fredriksen PM, Diseth TH, Thaulow E. Children and adolescents with congenital heart disease: Assessment of behavioural and emotional problems. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2009;18:292-300.

Yang LL, Liu ML, Townes BD. Neuropsychological and behavioural status of Chinese children with acyanotic congenital heart disease. Int J Neurosci. 1994; 74, 1 - 4.

Kramer HH, Awiszus D, Sterzel U, van Halteren A, Classen R. Development of personality and intelligence in children with congenital heart disease. J Child Psychol Psychiatry. 1989;30:299-308.

Tairova S. B., Mukhamadiyeva L. A., Diagnostics of congenital septal heart defects in children with comorbid pathology, Journal of Biomedicine and Practice 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.