Научная статья на тему 'Рассмотрение социально-философских исследований в контексте формирования новой цифровой архитектуры XXI века'

Рассмотрение социально-философских исследований в контексте формирования новой цифровой архитектуры XXI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное формообразование / социально-философские исследования / информационно-сетевое общество / генеративное проектирование / параметрическое проектирование / объектноориентированная онтология / architectural shaping / socio-philosophical research information and network society generative design parametric design object-oriented ontology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М.С. Салех

Данное исследование посвящено изучению социально-философских аспектов новой цифровой архитектуры. Представленные тезисы включают в себя рассмотрение современных философских теорий в контексте меняющегося общества и архитектурной среды, а также выявляются как теоретические, так и практические направления цифровой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — М.С. Салех

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration of socio-philosophical research in the context of the formation of a new digital architecture of XXI century

This study is devoted to the study of the socio-philosophical aspects of the new digital architecture. The presented theses include consideration of modern philosophical theories in the context of a changing society and architectural environment. It also identifies both theoretical and practical directions of digital architecture.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение социально-философских исследований в контексте формирования новой цифровой архитектуры XXI века»

М.С. Салех DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0092

M.S. Salekh

Рассмотрение социально-философских исследований в контексте формирования новой цифровой архитектуры XXI века

Consideration ofsocio-philosophical research in the context of the formation of a new digital architecture of XXI century

Ключевые слова: архитектурное формообразование, социально-философские исследования, информационно-сетевое общество, генеративное проектирование, параметрическое проектирование, объектно-ориентированная онтология.

Keywords: architectural shaping, socio-philosophical research information and network society generative design parametric design object-oriented ontology.

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению социально-философских аспектов новой цифровой архитектуры. Представленные тезисы включают в себя рассмотрение современных философских теорий в контексте меняющегося общества и архитектурной среды, а также выявляются как теоретические, так и практические направления цифровой архитектуры.

Abstract: This study is devoted to the study of the socio-philosophical aspects of the new digital architecture. The presented theses include consideration of modern philosophical theories in the context of a changing society and architectural environment. It also identifies both theoretical and practical directions of digital architecture.

Мир и общество постоянно развиваются, неся за собой развитие научно-технического прогресса, для того чтобы сделать жизнь лучше и комфортнее. В данном исследовании представлен анализ и прогноз потенциала цифровых методов как инструмент нового типа архитектурного формообразования в контексте возникновения информационно-сетевого общества. Важно выявить взаимосвязь потребностей информационно-сетевого общества и возможностей цифровых методов, понять, какого рода проблемы могут решать прогрессивные методы и как это поможет сделать жизнь комфортнее.

Современную архитектуру стоит рассматривать в контексте объектно-ориентированной онтологии, когда существует два вида восприятия: объектный и чувственный. Следовательно, архитектура, помимо выполнения основных функций (польза, прочность, красота), должна еще быть перформативной, то есть восприниматься как событие, постоянно адаптироваться под нужды посетителей. Перформативность [1] и адаптивность относятся ко всем фазам и стадиям проектирования. Даже этап поиска формы превращается в постоянное изменение вариантов, подбор наилучшего и самого оптимизированного за счет применения современных инструментов генеративного моделирования, например, эволюционных алгоритмов. Важным является то, что при разработке архитектурного объекта задействуется все больше и больше смежных наук, таких как биология, программирование, социология, философия и другие.

Для полноценного понимания социально-философских исследований в контексте формирования новой цифровой архитектуры необходимо изучить следующие аспекты данной тематики:

1. Современная философская картина мира.

Нужно рассмотреть современную научную картину мира с точки зрения развития и внедрения цифровых методов в архитектурную деятельность. Основополагающим фактором, характеризующим картину мира, является научная революция.

2. Характеристики информационно-сетевого общества. Влияние социальных факторов на возникновение нового типа архитектурного формообразования (рис. 1).

Наш мир находится в процессе структурных преобразований на протяжении более двух десятилетий (рис. 2). Данный процесс связан с появлением новой технологической парадигмы, основанной на информационных и коммуникационных технологиях, которые сформировалась в 1970-х годах и неравномерно распространились по всему миру. Общество формирует технологии в соответствии с потребностями, ценностями и интересами людей, которые используют ее.

Можно выделить основные характеристики информационно-сетевого общества:

• Технология обеспечивает инфраструктуру для управления материальными ресурсами с помощью информационной энергосистемы.

• Связь не зависит от времени или пространства, потому что узлы мобильны и перемещаются по сети.

• Большая часть сетевого общества децентрализована, однако существуют центральные силы. Мощность, встроенная в сети, распространяется и координируется по горизонтали, сохраняя при этом вертикальный контроль над деятельностью.

3. Дифференциация определений цифровой архитектуры: генеративное и параметрическое проектирование. Параметрическое проектирование [3] является одним из современных цифровых методов, с помощью которого можно создавать сложные архитектурные формы на основе визуального программирования. С другой стороны, существует генеративное проектирование как разновидность цифрового метода, технология которого заключается в том, что параметры формы задает архитектор, но при этом на выходе получается совершенно непредсказуемая геометрия. Инструменты генеративных методов, помимо алгоритмов, как и в параметрических методах, включают в себя

еще и искусственный интеллект (машинное обучение), что дает возможность решения сложных творческих задач, выдавая непредсказуемый результат. Данный метод может решить различные задачи и облегчить работу архитектора. Однако в итоге получается то, что архитектор больше не контролирует форму настолько, насколько возможно это делать в случае использования параметрических методов. Таким образом, выявляется основное технологическое отличие данных направлений: в случае параметрического метода - архитектор использует цифровые инструменты для реализации своей идеи. А в случае генеративного проектирования -архитектор полагается на результат компьютера, который работает по правилам, установленным человеком.

4. Спекулятивно-материалистические и реалистические направления современной философии, которые включают в себя объектно-ориентированную онтологию Грэма Хармана, принципы Квентина Мейясу в критике корреляционизма, акторно-сетевую теорию Бруно Лату-ра и перформативное понимание архитектуры в целом.

5. Влияние творческих методов Захи Хадид (рис. 3) и социально-философских исследований Патрика Шумахера на формирование нового архитектурного стиля параметрицизм. В первую очередь необходимо понять истоки творческого метода Захи Хадид, так как архитектура и менталитет данного мастера сочетают в себе смесь двух культур: европейской и восточной. С точки зрения европейского влияния на архитектуру Захи Хадид можно вспомнить советского художника-авангардиста Казимира Малевича, который первым расширил границы, открыв миру модернизм и беспредметное искусство. Модернизм является олицетворением глубокой чувственности, основанной на изучении реальности, что отражается в направлении объектно-ориентированной онтологии [2, 5]. С другой стороны, в плавных линиях проектов Захи Хадид прослеживается восточная культура, которая основана на любви к природным формам и водным поверхностям, отражает влияние физических процессов на органические объекты. В данном контексте важно подчеркнуть влияние арабо-мусульманской эстетики на творчество Захи Хадид. Представители восточной перипатетики писали о красоте мироздания, которая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков.

Подводя итог, необходимо отметить важность влияния потребностей информационно-сетевого общества на философские течения и формирование новых архитектурных структур.

Библиография:

1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий: учебник для вузов / А.Л. Гельфонд. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2019 // Znanium.com: электронно-библиотечная система. - URL: https://new.znanium.com/catalog/ document?id=327781 (дата обращения: 18.02.2020). - Режим доступа: для авторизованных пользователей.

2. Hensel, M.U. Emergence - Morphogenetic Design Strategies / M.U. Hensel, A. Menges, M. Weinstock // Architectural Design. -Chichester: Wiley Academy, 2004. - Vol. 74, No. 3.

Kokkugia: [official website]. - URL: http://www.rolandsnooks.

com/#/kaz-symbol/ (date of access: 16.03.2020).

Menges, A. 2012, Material Computation - Higher Integration in

Morphogenetic / A. Menges // Architectural Design. - London:

Wiley, 2012. - Vol. 82, No. 2. - D0I:10.1002/ad.1374.

Tero, A. A mathematical model for adaptive transport network in

path finding by true slime mold / A. Tero // Journal of theoretical

biology. - 2007. - Vol. 244(4). - Pp. 553-564.

Рис. 1. Схема факторов, влияющих на формообразование. Рисунок автора

Рис. 2. Стадии и характеристики различных индустрий (промышленныхреволюций). Источник: https://4esnok.by/mneniya/ belorusskaya-ekonomika-v-sledujushhej-pyatiletke-zastoj-ili-

Рис. 3. Проект генерального плана района Стамбула. Zaha Hadid Architects. Источник: https://archi.ru/russia/40448/novaya-morfologiya-arhitektury-zachem-geny-zdaniyam

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.