Научная статья на тему 'Рассмотрение многопродуктовой системы Канбан применительно к процессу производства вагон-цистерн'

Рассмотрение многопродуктовой системы Канбан применительно к процессу производства вагон-цистерн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производство вагон-цистерн / система Канбан / сеть Маркова / виробництво вагон-цистерн / система Канбан / мережа Маркова / tank-cars production / Kanban system / Markov chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Ю. В.

Модель многопродуктовой системы Канбан, представленная в виде последовательных фаз сборки продукции разных видов партиями, рассмотрена применительно к процессу производства вагон-цистерн. Для математического описания применен аппарат сетей Маркова, в качестве критериев оптимизации выбраны: среднее количество запасов незавершенного производства в системе, среднее количество немедленно удовлетворенных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration of multi-product Kanban system for tank-cars assembly

The model of multi-product Кanban system, presented as successive lot size production phases of multi-product assembly,was analyzed with regard to the process of tank-car production. For the mathematical description Markov chains apparatus was applied, asan optimization criterion average inventory level and average fill rate were selected.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение многопродуктовой системы Канбан применительно к процессу производства вагон-цистерн»

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

УДК 629.463.3

©Булгакова Ю.В.*

РАССМОТРЕНИЕ МНОГОПРОДУКТОВОЙ СИСТЕМЫ КАНБАН ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ПРОИЗВОДСТВА ВАГОН-ЦИСТЕРН

Модель многопродуктовой системы Канбан, представленная в виде последовательных фаз сборки продукции разных видов партиями, рассмотрена применительно к процессу производства вагон-цистерн. Для математического описания применен аппарат сетей Маркова, в качестве критериев оптимизации выбраны: среднее количество запасов незавершенного производства в системе, среднее количество немедленно удовлетворенных требований.

Ключевые слова: производство вагон-цистерн, система Канбан, сеть Маркова.

Булгакова Ю.В. Розгляд багато продуктової системи Канбан стосовно до процесу виробництва вагон-цистерн. Модель багатопродуктової системи Канбан, що представлена у вигляді послідовних фаз збирання продукції різних видів партіями, розглянута стосовно до процесу виробництва вагон-цистерн. Для математичного опису застосовано апарат мереж Маркова, в якості критеріїв оптимі-зації обрані: середня кількість запасів незавершеного виробництва в системі, середня кількість негайно задоволених вимог.

Ключові слова: виробництво вагон-цистерн, система Канбан, мережа Маркова.

Ju.V. Bulgakova. Consideration of multi-product Kanban system for tank-cars assembly. The model of multi-product ^nban system, presented as successive lot size production phases of multi-product assembly,was analyzed with regard to the process of tank-car production. For the mathematical description Markov chains apparatus was applied, asan optimization criterion average inventory level and average fill rate were selected.

Keywords: tank-cars production, Kanban system, Markov chain.

Постановка проблемы. Процесс выпуска вагон-цистерн представляет собой сложную систему, которая должна обеспечивать синхронизацию материального и информационного потоков для сохранения непрерывного выпуска готовой продукции в нужное время, в нужном количестве. Совершенствования системы может быть достигнуть путем организации ее работы по принципам Just-in-time и внедрения системы Канбан.

Укрупненный производственный цикл сборки вагон-цистерны состоит из изготовления узлов цистерны: котла (9 суток), рамы (11 суток), тележек (9 суток), и непосредственной сборки цистерны (2 суток). Общее время цикла - 13 суток. Изготовление узлов и деталей имеет разную длительность производственных циклов и начинается задолго до конечной сборки.

Производство организовано таким образом, что цистерны разных типов изготавливаются партиями. В цех поступает технологическая карта, после чего некоторое время происходит наладка линии под изготовление определенного вида продукции. После окончания производства партии вагон-цистерн поступает новая технологическая карта. Кроме того, некоторые производственные цеха выпускают разные виды комплектующих для разных видов вагон-цистерн.

Следовательно, работу цеха конечной сборки и некоторых цехов, поставляющих комплектующие (например, цеха производств котлов, рам), можно представить в виде многопродуктовой системы Канбан.

Анализ последних исследований и публикаций показал, что вопрос моделирования и оптимизации систем Канбан не рассматривался украинскими учеными ранее, поскольку отсутствует практический опыт внедрения систем Канбан в работу украинских предприятий.

В работах В.И. Сергеева [1] рассмотрен подход к построению систем Канбан, учитывающий стохастичность спроса и синхронизацию с производственным расписанием на основе сети

аспирант, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», Мариуполь

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

Петри. Методика может быть применена в целях моделирования системы комбината «Азов-маш», но лишь для цехов выпускающих один вид продукции.

Среди зарубежных ученых важно выделить работы Г. Крейга [2], поскольку они охватывают широкий круг вопросов: моделирование одностадийных и многостадийных, однопродуктовых и многопродуктовых систем Канбан; декомпозицию и техники слияний систем Канбан. Однако не все этапы производственного процесса вагон-цистерн можно описать с помощью предложенных методик. Требуются разработки новых моделей подсистем.

Целю статьи является описание модели цеха производства вагон-цистерн с применением модели многостадийной системы Канбан.

Изложение основного материала. Моделирование системы Канбан заключается в поиске оптимального количества карточек канбан и объема канбан-партии при которых запасы незавершенного производства обеспечивают бесперебойный процесс выпуска продукции, но сведен к минимуму [3].

Специфика производства вагон-цистерн затрудняет в большинстве случаев поставку именно оптимальной канбан-партии, поскольку продукция доставляется на значительные расстояния (из соседних цехов), и возможно нерациональное использование подвижного состава. Поэтому в данной статье поставлен вопрос поиска оптимального количество карточек канбан при заданном объеме канбан-партии.

В общем виде многопродуктовую систему Канбан можно представить как систему массового обслуживания. Примем, что входящий поток требований в систему подчиняется закону Пуассона с параметром X, время производства продукта подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром ^ (рис. 1). Эквивалентом такой системы является модель сети Маркова вида M / M /1/ N [4].

Рис. 1 - Модель многопродуктовой системы Канбан

Описание модели. Производственная мощность настраивается на выпуск продукта 1,..., i — 1, i +1,..., r в соответствии с производственным планом. Если планом предусмотрен выпуск продукта i и в системе находится хотя бы одна активная карточка канбан (не прикрепленная к канбан-партии) для продукта i, начинается выпуск этого вида продукта до тех пор, пока количество активных карточек канбан не станет равным нулю. Если в этот момент времени в системе нет активных карточек канбан, тогда производственная мощность простаивает. Для того, что бы происходила немедленная настройка производства под выпуск следующего вида продукции, необходимо наличие в системе хотя бы одной карточки канбан.

Рассмотрим модель с точки зрения одного продукта i. Пусть производственная мощность «отдыхает», в случае если не выпускает продукт i. Период «отдыха» длится с момента настройки производственной мощности на выпуск продукции, отличной от i, либо с момента прекращения выпуска продукта i и начала периода простоя до момента настройки производственной мощности под выпуск продукции i в соответствии с производственным планом. Если каждый продукт имеет одну позицию в производственном плане, период отдыха состоит из r-1 фаз.

Состояниями производственной мощности для продукта i являются: настройка (S), производство (B), простой (I), «отдых» (состоит из фаз «отдыха» (Vj) для каждого продукта j, j = 1,...,r; j * i) (рис. 2).

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

Рис.2 - Модель производственного процесса с r наименований выпускаемого продукта

Как было указано ранее, моделью, наиболее точно отображающей последовательность состояний описанной системы, является система массового обслуживания типа M / M /1/ N.

N. (t) определяет количество активных карт канбан в системе для продукта i в момент

времени t(i = 1,..., r; t > 0). Тогда {N- (t), > 0} - стохастический процесс в пространстве □ i = {0,...,Ki} , которому соответствует распределение стационарных вероятностей pt(n) , где Ki количество карточек канбан для продукта i.

Zi (t) определяет состояние производства для продукта i в момент времени t. Тогда {Z(t),t > 0} - стохастический процесс в пространстве состояний □ . = {s,B,I,Vj, j = 1,...,r; j * i} и распределением стационарных вероятностей gi (n) .

Определен стохастический процесс (7), Z;. (?)],? > 0| .Предположим, что процесс

подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром tj распределения продолжительности фазы «отдыха».

Пр°цесс {[N (t), Zt(t)], t > 0} можно представить в виде сети Маркова в пространстве состояний I ={[(«,S),(n,B),n є □ \ {0};(0,I);(n;Vj),n є □ t, j = 1,...r; j * i ]} с распределением стационарных вероятностей q (n) .

Рг (n)

S гєП , \{S,B} q (n, Z), nPUn = 0

S гєПі \{I} q(n, z), пРи n є D i \ {0},

(i)

S пєп , \{0} q(n,z), nPuz=S,B;

gi(n) = jq(0, z), nPu z =1,

S пєП q(nz), nPu z=vj , j=^..^r;j * i.

(2)

Пусть tS\tB\ tj)) среднее время нахождения производственной мощности в состоянии S(B, I) между двумя периодами «отдыха», среднее время с момента окончания «отдыха» и

началом следующего «отдыха». Поскольку производство может быть только в состояниях S, B, I, время между двумя соседними периодами отдыха определяется как tSBI = tB + tS + tj .

Пусть T - время от момента окончания периода «отдыха» до момента окончания следующего периода отдыха (рис. 3). Эту величину можно назвать средним временем цикла. tV) определяет среднее время периода отдыха и определяется:

V) = S ‘ш ■ (3)

Тогда время цикла равно

j=1;j *i

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

T = t(i) +t(i) (4)

i SBI V

Из распределения gi (n) распределение среднего времени периода «отдыха» определяется

r(i) _ уг

j=1; ] *i‘

какg() = У j=1;,^g, V) . Поскольку g()T, = tV):

имеем

T =

t (i)

V

g(i).

V

Определим ,

t(i) = T — t (i)

SBI i V

(5)

(6)

ЛІ) _ t(0 I tK4 , lSB/ ~ lR ~

-• #-

#-

. (i+i) . LSB1

' 4- 4- f

~ 4r/ ~ lsri ~ L'

x(i-l)

LSBI

T- - t® + f®

1 ss/ у

Рис. 3 - Фазовая модель производственного процесса

Вероятности переходов. Переход (1, B) ^ (0, I) определяет переход в состояние постоя в конце периода производства с интенсивностью fJ.i. Такая ситуация наблюдается в случае отсутствия карточек канбан для любого продукта. Иначе производство настраивается на выпуск другого продукта, отличного от i, то есть переходит в стадию «отдыха» - переход

(1, B) ^ (0,V+1) с интенсивностью перехода H . Пусть Et означает событие, при котором в конце периода производства отсутствуют активные карточки канбан для продукта i, а P( Et) -вероятность этого события, тогда мы имеем

H = P( E )н, (7)

Нг=[1 — P(E )] H. (8)

Пусть Ej - событие, при котором отсутствуют активные карточки канбан для продукта j в конце периода производства продукта i. Событие Et появляется только в случае, когда событие Ej появляется для всех j = 1,...,r одновременно, тогда

P( E) = П P(Ej). (9)

j=1

По определению P(Eu) = 1. Для всех комбинацийi, j = 1,...r; j Ф i P(Etj) определяется

как условная вероятность того, что отсутствуют активные карточки канбан для продукта j (событие А). Дано, что производственная мощность производит продукт i (событие В), следовательно

P(Ej) « P(A | B). (10)

Для P(B) > 0 условная вероятность события А при данном событии В:

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

P(A IB) =

P( A n B)

P( B) ‘

(11)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятность появления события А и В одновременно, P(A n B), приближенно к qt (0, Vj), вероятность события B, P(B) , приближенно к gi (Vi) , следовательно:

qj (0,V)

P(Ej ):

gi (V )

(12)

Как было определено ранее, P( Ej) - вероятность отсутствия карточек канбан для продукта j в конце производственного цикла продукта i. Такое возможно в случае отсутствия поступления требования на продукт j в период времени с конца производственного цикла продукта j до конца производственного цикла продукта i - tj

t = \

j

0, при i = j,

ЕГ=;+i t(B + tS)+t(B), пРи i >j

z

(13)

t''

, 1 e

Г 00 +Z1=: tSB + 4° +1« npui < j.

JU=j+r SBI =!- SBI -S

Можно определить P( E..) путем расчета вероятности того, что требование для выпуска

продукта j не поступит в промежутке tj . Поскольку поступление требований на продукт j подчиняется закону Пуассона с параметром ,

P(Ej ) = ^ . (14)

В качестве ограничительных параметров определены - среднее количество требований, удовлетворенных немедленно:

f = 1 “і Рг (П) ^ Ь (15)

n=Ki

средний запас незавершенного производства (среднее количество канбан-партий продукта i, хранящихся выходе производственной стадии):

K “1

y = z (K “ n)pt (n) ^ min. (16)

n=0

Применение данной методики требует громоздких расчетов, которые связаны с затратами временных ресурсов, однако автоматизация расчетов (реализация модели в среде программного обеспечения) позволит определить оптимальные параметры системы практически моментально.

Рассмотренная модель может быть использована для расчета параметров отдельно стоящей производственной стадии, в таких условиях сферы ее применения ограничиваются моделированием параметров производственной линии в целом. В реальных условиях все производственные стадии могут быть разбиты на множество взаимосвязанных подсистем. Следовательно, будущие исследования будут направлены на поиск методов слияния отдельных подсистем Канбан в сложную многостадийную, многопродуктовую систему.

Выводы

1. Моделирование системы Канбан заключается в поиске оптимального количества карточек канбан, оборот которых минимизирует запас незавершенного производства, и обеспечит поставку комплектующих на все стадии точно в срок.

2. Предложенная модель многопродуктовой системы Канбан в виде последовательных фаз сборки продукции разных видов партиями точно отображает поведение отдельных стадий производственно-транспортной системы изготовления вагон-цистерн.

3. Сфера применения модели ограничена ввиду ее рассмотрения вне связи с другими производственными стадиями. Дальнейшие исследования направлены на разработку методик слияния подсистем Канбан.

ВІСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ 2012р. Серія: Технічні науки Вип. 24

ISSN 2225-6733

Список использованных источников:

1. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: ФИЛИНЪ, 1997. - 772 с.

2. Kreig, G.N., H.Kuhn (2002b) Performance evaluation of two-stage multiproduct kanban systems, IIE Transactions 40, 265-283.

3. С. Sendil Kumar, R. Panneerselvam (2007) Literature review of JIT-KANBAN system. Int J Adv Manuf Technol 32: 393-408.

4. Нагаєвський В.І. Методика моделирования системы Канбан на участе сборки вагон-цистер/ В.І. Нагаєвський, Ю.В. Булгакова // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля: Науковий журнал. - Луганськ, 2011. - Вип. 14. - 2011. - С. 34-37.

Bibliography:

1. Sergeyev V.I. Management in Business and Logistics. M.: FILIN, 1997. - 772 p. (Rus.)

2. Kreig, G.N., H.Kuhn (2002b) Performance evaluation of two-stage multiproduct kanban systems, IIE Transactions 40, P. 265-283.

3. С. Sendil Kumar, R. Panneerselvam (2007) Literature review of JIT-KANBAN system. Int J Adv Manuf Technol 32: 393-408.

4. Nagaievskiy V.I. Kanban system simulation for tank cars tracks assembly/ V.I. Nagaievskiy, Yu.V. Bulgakova // Vіsnik SkMdnoukrainskogo natsіonalnogo urnversitetu mem Volodimira Da-lya: Naukoviy zhurnal. - Lugansk, 2011. - Vip. 14. - 2011. - S. 34-37. (Rus.)

Рецензент: В.К. Губенко

д-р техн. наук, проф., ГВУЗ «ПГТУ»

Статья поступила 01.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.