Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ'

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / СОГЛАСОВАНИЕ / COORDINATION / УТВЕРЖДЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS / ИЗМЕНЕНИЯ / CHANGES / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПЛАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ / OIL SPILL PREVENTION AND RESPONSE PLAN / ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ / FEDERAL AND REGIONAL ORGANIZATIONS / ADOPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Большагин Алексей Юрьевич, Зиновьев Сергей Владимирович, Котосонов Александр Сергеевич

Обсуждены вопросы рассмотрения и утверждения МЧС России планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней (далее - Планов). Даны пояснения различных статей руководящих и нормативных документов в области разработки и согласования Планов, наиболее часто упоминаемых в запросах от организаций федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Большагин Алексей Юрьевич, Зиновьев Сергей Владимирович, Котосонов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration and Adoption of Oil Spill Prevention and Response Plans by Federal and Regional Organizations

The authors discussed the issues of consideration and adoption of oil spill prevention and response plans of EMER- COM of Russia being implemented by federal and regional organizations. Different articles of the guidance and regulatory documents based on development and coordination of the plans, addressing more often federal and regional organizations were explained.

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ»

/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57) УДК 502.51(26):504.5:665.6

Рассмотрение и утверждение планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

А.Ю. Большагин, С.В. Зиновьев, А.С. Котосонов

Аннотация

Обсуждены вопросы рассмотрения и утверждения МЧС России планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней (далее -Планов). Даны пояснения различных статей руководящих и нормативных документов в области разработки и согласования Планов, наиболее часто упоминаемых в запросах от организаций федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: сопровождение; согласование; утверждение; противоречия; изменения; требования; законодательство; план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; организации федерального и регионального уровней.

Consideration and Adoption of Oil Spill Prevention and Response Plans by Federal and Regional Organizations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

A. Bolshagin, S. Zinoviev, A. Kotosonov

Abstract

The authors discussed the issues of consideration and adoption of oil spill prevention and response plans of EMER-COM of Russia being implemented by federal and regional organizations. Different articles of the guidance and regulatory documents based on development and coordination of the plans, addressing more often federal and regional organizations were explained.

Key words: support; coordination; adoption; contradictions; changes; requirements; legislation; oil spill prevention and response plan; federal and regional organizations.

Статья поступила в редакцию 27.07.2018.

Расширение масштаба хозяйственной деятельности в современной промышленности, где основными видами энергоносителей являются нефть и продукты ее переработки, с учетом износа оборудования и человеческого фактора (ошибки обслуживающего персонала, незаконные врезки в нефтепровод и др.) приводит к увеличению количества и масштаба, возникающих аварий, сопровождающихся, в частности, аварийным разливом нефти. Для снижения возможных последствий аварий на всех этапах добычи, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов в нефтяной отрасли необходимо заблаговременно производить анализ возможных аварий и их последствий, оперативно реагировать и применять все возможные меры и средства для локализации аварий, сокращая их негативное воздействие на окружающую среду и население. Вместе с тем, контролирующие и надзорные органы в случае возникновения аварии должны иметь возможность производить оперативную независимую оценку динамики развития аварии, принимать решения по защите населения и окружающей среды от разлившейся нефти и контролировать процесс ликвидации последствий разливов нефти (ЛРН).

Предыстория появления планов ЛРН

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 были утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Этим же постановлением МЧС России совместно с Ростех-надзором было поручено разработать мероприятия, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций независимо от формы собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов (далее — организации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 утверждены «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», которые устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее — мероприятия), направленные на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации. Данным постановлением определено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее — план ЛРН), разработанный и согласованный в установленном порядке

в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 МЧС России в 2005 году ввело в действие согласованный со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти приказ, которым утверждаются «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее — ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов ЛРН и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее — Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и организаций.

Как было сказано выше, процедура согласования и утверждения планов ЛРН осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621. В соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают планы ЛРН, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального значения.

Стоит обратить внимание на разночтение в наименованиях уровней планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, приведенных в Правилах, и соответствующих им категориях ЧС, отраженных в Основных требованиях, а именно: категории ЧС «муниципальная», соответствует не муниципальный, а местный уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Однако согласно определениям, которые даны в Основных требованиях и уже утратившем силу постановлении Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 № 1094, оба понятия: «местный» и «муниципальный»,— характеризуют одну и ту же зону ЧС, не выходящую за пределы административной границы муниципального образования (населенный пункт, город, район). Таким образом, разночтение наблюдается только в наименованиях, а не в самой сути указанных понятий.

Все планы ЛРН утверждаются руководителем организации и в зависимости от уровня возможной ЧС(Н) — либо органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, либо территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации, либо МЧС России. Если с пониманием того, что из себя представляет территориальный орган МЧС России по субъекту Российской

/42 ^П SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57)

Федерации, вопросов не возникает, то по двум другим утверждающим инстанциям необходимо пояснение.

На территориях муниципальных образований органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов. Однако администрации муниципальных образований могут заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации. Так, в соответствии с подобным соглашением Правительство г. Санкт-Петербурга передало функции по рассмотрению и утверждению планов ЛРН локального уровня Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, а в Республике Татарстан в соответствии с местным законодательным актом данная функция передана местным пожарно-спасательным гарнизонам. Получается так, что при разработке планов ЛРН локального уровня отсутствует конкретно определенная инстанция, отвечающая за рассмотрение и утверждение планов ЛРН, все зависит от распределения функций и обязанностей по вопросам защиты населения и территорий от ЧС между местным органом исполнительной власти и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Становится понятным, кто помимо руководителей организаций должен утверждать планы ЛРН локального, местного и территориального уровней. Теперь осталось разъяснить, какое подразделение в МЧС России отвечает за утверждение планов ЛРН регионального и федерального уровней.

Изначально задача по рассмотрению и утверждению федеральных и региональных планов ЛРН в МЧС России была возложена на Управление федеральной поддержки территорий. Планы ЛРН организаций подлежали экспертизе на предмет их соответствия требованиям нормативных правовых документов, использованных при разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС(Н). Не допускалось проведение экспертной оценки планов ЛРН организациями, участвовавшими в их разработке. Экспертная оценка проводилась на основании договора между экспертной организацией и организацией, представляющей план ЛРН на утверждение. Срок проведения экспертной оценки не должен был превышать одного месяца со дня поступления на расчетный счет экспертной организации финансовых средств на проведение экспертизы планов в соответствии с заключенным договором. Таким образом, рассмотрение планов ЛРН на начальном этапе проводилось на платной основе.

Приказом МЧС России от 14.03.2013 № 177 задачи по рассмотрению планов ЛРН регионального и федерального уровней были возложены на Департамент

территориальной политики МЧС России. Предмет рассмотрения планов ЛРН остался прежним, однако экспертиза, как форма рассмотрения планов ЛРН на платной основе, была отменена. В Департаменте территориальной политики для рассмотрения и утверждения планов ЛРН была организована комиссия, с периодичностью заседаний 1 раз в месяц. Кроме того, с начала 2015 года Департамент территориальной политики вел на официальном сайте МЧС России Реестр рассмотрения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В 2017 году в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в системе МЧС России Департамент территориальной политики был упразднен, задачи по рассмотрению планов ЛРН регионального и федерального уровней были возложены на Департамент гражданской защиты МЧС России. Ликвидация двух подразделений, в сумме более 10 лет отвечавших за рассмотрение планов ЛРН, не прошло «не замеченным». В Министерстве практически не осталось специалистов в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Руководство Департамента гражданской защиты приняло решение о постановке научно-исследовательской работы «Научно-методическое сопровождение рассмотрения и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней» с привлечением в качестве исполнителя «Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России). Одними из результатов данной научно-исследовательской работы являлись рассмотрение планов ЛРН федерального и регионального уровней и выдача научно обоснованных предложений о возможности/ невозможности утверждения со стороны МЧС России указанных планов ЛРН. Основываясь на этих предложениях, Департамент гражданской защиты готовил заключения и за подписью заместителя Министра, курирующего вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направлял ответы заявителям. Данный порядок действует и по сегодняшний день.

Таким образом, разъяснен общий порядок утверждения планов ЛРН всех уровней. Вместе с тем, в соответствии с Правилами планы ЛРН подлежат утверждению только после согласования с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В самих Правилах не определен исчерпывающий перечень государственных органов, с которыми необходимо согласовывать планы ЛРН в зависимости от уровня планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Однако указанный перечень приведен в абзаце 3 пункта 6 Основных требований. Но и тут возникает непонимание со стороны разработчиков планов ЛРН, когда они направляют на согласование разработанные планы ЛРН в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти согласно

перечню из Основных требований, а обратно получают ответ о невозможности согласовать указанные планы ЛРН по причине отсутствия полномочий на это у последних. И, действительно, если посмотреть положения об указанных федеральных органах исполнительной власти, где прописаны их функциональные обязанности и задачи, то в большинстве случаев там не будет ни слова о планах ЛРН. С момента утверждения Основных требований прошло более 15 лет, за этот немалый срок федеральные органы исполнительной власти претерпели значительные изменения, в результате которых из их функциональных обязанностей «исчезли» планы ЛРН. Таким образом, на сегодняшний день планы ЛРН необходимо согласовывать только с территориальными органами Ростехнадзора и МЧС России.

Для морских акваторий Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом № 287-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в котором предписано добавить пункты о неприменении постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» в случаях разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

В пункте 4 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621, фигурируют понятия «Внутренние морские воды» и «территориальные воды», но далее по тексту Правил они не встречаются.

Дело в том, что эти определения заменены более емкими понятиями, встречающимися в Правилах, такими как «территория Российской Федерации» и «морские акватории». Но, очевидно, в правилах важна как раз детализация прописанных в них понятий. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» «внутренние морские воды» включают в себя, в том

числе, и порты, что немаловажно для разработчиков планов, которые, ошибочно трактуя п.п. 21-22 Правил, направляют в МЧС России разработанные организациями планы для их утверждения вместо уведомления об их разработке, что ведет к увеличению сроков согласования и утверждения планов.

В Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов являются ЧС и классифицируются в соответствии с законодательством Российской Федерации по массе разлитых нефти и нефтепродуктов, но действие его не распространяется на случаи разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к ЧС на территории Российской Федерации указаны в приказе Министерства природных ресурсов от 3 марта 2003 года № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах возможны ЧС следующих категорий: локальная; муниципальная; территориальная; региональная; федеральная.

Аналогична классификация ЧС(Н) для моря:

локальная;

региональная;

федеральная.

Однако отношения в области организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и другими подзаконными нормативными правовыми актами, в которых разливы нефти и нефтепродуктов не классифицируются как ЧС в зависимости от площади и объема разлива. Об этом говорится и в постановлении Правительства Российской Федерации № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Но, в то же время, критерии отнесения разлива нефти и нефтепродуктов к ЧС свидетельствуют о том, что разливы нефти и нефтепродуктов все же являются ЧС(Н).

Следует отметить, что классификация ЧС(Н) не учитывает размер ущерба, что противоречит критериям

/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57)

классификации ЧС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Здесь главными критериями классификации являются количество человеческих жертв, масштаб затронутых территорий и размер ущерба. И, если вероятность травмирования или смерти людей при разливах нефти и нефтепродуктов невелика, то величина ущерба предприятиям, эксплуатирующим объект, и окружающей среде может быть значительна.

Можно сравнить критерии классификации ЧС, обусловленных разливами нефти, в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» по величине возможного ущерба. В работе [1] проведено сравнение относительно стоимости одной тонны потерянной нефти. Результаты показывают, что при разливах нефти и нефтепродуктов материальный ущерб от потери продукта перекачки будет характеризоваться минимум как ЧС муниципального масштаба, а далее — не ниже регионального. Такое несовпадение в классификации учитывает только ущерб по стоимости разлитой нефти.

Из данных [2], где приведен анализ, выполненный Международной Федерацией танкеровладельцев по борьбе с нефтяными разливами (International Tanker Owners Pollution Federation — ITOPF), можно взять показатель среднемировой величины расходов на очистку от разливов нефти, которая составляет 3380 USD за тонну, который дает общее представление о размерах затрат на ликвидацию последствий разливов нефти. На основании этого показателя [1] рассчитан ущерб от разливов нефти и произведено сравнение с классификацией ЧС(Н) по величине ущерба. Приведены данные, из которых видно, что при ЧС локального масштаба возможен максимальный ущерб до 9 903 400 рублей, муниципального — до 49 517 000 рублей, территориального до — 99 034 000 рублей, регионального — до 495 170 000 рублей, а федерального — свыше 495 170 000 рублей.

Составляя все приведенные выше значения в сравнительную таблицу ущерба от ЧС(Н), можно получить следующие данные (см. табл.).

Из изложенного можно сделать вывод, что в Российской Федерации принятая классификация разливов нефти и нефтепродуктов основывается на массе разлитого вещества и все разливы являются ЧС, если превышен нижний порог разлива. Также на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации эти разливы являются ЧС и классифицируются в зависимости от размера

территории, количества пострадавших и объема материального ущерба в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Также документы, классифицирующие разливы нефти и нефтепродуктов как ЧС(Н), не учитывают ущерб от таких разливов и характеризуют возможности спасательных формирований, привлекаемых на соответствующем уровне, локализовать разлив и способность собрать разлитую нефть и нефтепродукты. На основе данной классификации предъявляются требования к оснащению спасательных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также требования к планированию действий на различных уровнях реагирования. Разливы нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации классифицируются как ЧС, масштаб которых определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» по количеству человеческих жертв, масштабу затронутых территорий и размеру ущерба.

Вывод

Опыт работы по рассмотрению и утверждению планов предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней показал назревшую необходимость корректировки законодательных нормативных актов в данной сфере, перехода на уведомительный порядок проведения экспертной оценки и подготовки заключений по результатам рассмотрения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти. Подготовленные изменения в приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 прошли публичное обсуждение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия на сайте regulation.gov. ги и вызвали живой отклик у разработчиков планов ЛРН и организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов. Исключение излишних согласований планов ЛРН по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренных положениями приказа МЧС России № 621, позволит существенно упростить процедуру их утверждения и снизить административную нагрузку на организации, деятельность которых связана с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Таблица

Сравнение величин ущерба при ЧС(Н)

Класс ЧС Установленный размер Установленная масса Упущенная выгода Ущерб, приведённый

ущерба от ЧС, руб. разлитой нефти предприятий от из средней стоимости

потерянной нефти, разлитой нефти на 1 т.,

млн руб. млн руб.

При разливах на местности, во внутренних пресноводных водоемах

Локальная Не более 100 тыс. До 100 т До 2, 261 9,903

Муниципальная Не более 5 млн. От 100 т до 500 т 11, 306 49,517

Межмуниципальная Не более 5 млн. От 500 т до 1000 т 2, 612

Региональная Свыше 5 млн., но не более 500 млн. От 1000 т до 5000 т 113,061 495,170

Межрегиональная Свыше 5 млн., но не более 500 млн. От 1000 т до 5000 т 113,061

Федеральная Свыше 500 млн. Свыше 5000 т Свыше 113,061 Свыше 495,170

При разливах на море

Локальная Не более 5 млн. До 500 т До 11,306 9,903

Региональная Свыше 5 млн., но не более 500 млн. От 500 т до 5000 т 113,061 495,170

Федеральная Свыше 500 млн. Свыше 5000 т Свыше 113,061 Свыше 495,170

Литература

1. Вялышев А. И., Большагин А. Ю. Проблемы классификации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях при авариях на подводных нефтепроводах // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 4. С. 8-12.

2. Вялышев А. И., Лисовский И. В., Большагин А. Ю. Возможные последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 1.

3. Научно-исследовательская работа «Методология оценки рисков аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на суше и на море» [пункт 1.1.7.20 Единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2008-2010 гг., утвержденного приказом МЧС России от 27 февраля 2008 г. № 87]: отчет о НИР (заключит.) / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); рук. А. А. Долгов, исп. В. М. Добров, С. В. Зиновьев, А. И. Коровин [и др.]. М., 2009. 123 с. Инв. 4551.

4. Научно-исследовательская работа «Информационное обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях» [пункт 1.2.1.4 Единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2008-2010 годы, утвержденного приказом МЧС России от 27 февраля 2008 г № 87]: отчет о НИР (закл.) / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); рук. А. А. Долгов, исп. В. М. Добров, С. В. Зиновьев, А. И. Коровин [и др.]. М., 2009. 70 с. Инв. 4585.

5. Научно-исследовательская работа «Научно-методическое сопровождение рассмотрения и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций федерального и регионального уровней» [раздел III пункт 12 Плана НИОКР МЧС России на 2017 год, утвержденного приказом МЧС России от 12 апреля 2017 г. № 161]: отчет о НИР (закл.) / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); рук. А. А. Долгов, исп. А. Ю. Большагин, С. В. Зиновьев, А. С. Кото-сонов [и др.]. М., 2017. 87 с. Инв. 7688.

Сведения об авторах

Большагин Алексей Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: alekseybolshagin@gmail.com SPIN-код — 1440-5194.

Зиновьев Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: golf1972@mail.ru

SPIN-код — 7969-5572.

Котосонов Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отд. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: kotosonov.aleksandr@gmail.com SPIN-код — 2362-3700.

Information about the authors

Bolshagin Alexey J.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: alekseybolshagin@gmail.com SPIN-code — 1440-5194.

Zinovyev Sergey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: golf1972@mail.ru SPIN-code — 7969-5572.

Kotosonov Alexander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Deputy Head of Department of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: kotosonov.aleksandr@gmail.com SPIN-code — 2362-3700.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.