Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1406
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE ARBITRATION PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ И САНКЦИИ / THE REQUIRED PAYMENTS AND PENALTIES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE SUIT PRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович, Огнева Ксения Олеговна

В статье проводится исследование вопросов рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций в рамках административного и арбитражного судопроизводства. В процессе подготовки статьи с целью получения наиболее достоверных научных результатов были использованы как общенаучные (диалектический, системный, анализ, синтез, аналогия, конкретизация, обобщение), так и специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Авторы рассматривают процедуру административного искового производства судебного взыскания обязательных платежей и санкций и в сравнительно-правовом аспекте анализируют особенности производства по такого рода делам в арбитражных судах. В заключении делается вывод о том, что последние законодательные тенденции позволяют с уверенностью говорить о сближении процессуальных правил рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что во многом обусловлено созданием единого Верховного Суда России и общей реформой судебной системы нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович, Огнева Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cases on recovery of payments and penalties within the administrative and arbitration proceedings

In this article is to study issues of collecting payments and penalties within the administrative and arbitration proceedings. In the process of preparing an article for the purpose of obtaining the most reliable scientific results were used as scientific (dialectical, system, analysis, synthesis, analogy, specification, synthesis), and special legal methods (formal law, comparative law). The authors consider the procedure of administrative lawsuit judicial recovery payments and penalties and comparative legal perspective to analyze the features of the production of such cases in arbitration courts. In the opinion it's concluded that recent legislative trends allow you to confidently talk about approximation of procedural rules of the courts of general jurisdiction and arbitration courts, owing largely to a single the Supreme Court of the Russian Federation and the general reform of the Court.

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

Административное право

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

СОЛОВЬЕВ Андрей Александрович,

доктор юридических наук,

профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор кафедры теории и истории государства и права

Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области. E-mail: solov.arbitr@rambler.ru;

ОГНЕВА Ксения Олеговна,

преподаватель кафедры гражданского и административного судопроизводства

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия. E-mail: samadha@yandex.ru.

Краткая аннотация: В статье проводится исследование вопросов рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций в рамках административного и арбитражного судопроизводства. В процессе подготовки статьи с целью получения наиболее достоверных научных результатов были использованы как общенаучные (диалектический, системный, анализ, синтез, аналогия, конкретизация, обобщение), так и специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Авторы рассматривают процедуру административного искового производства судебного взыскания обязательных платежей и санкций и в сравнительно-правовом аспекте анализируют особенности производства по такого рода делам в арбитражных судах. В заключении делается вывод о том, что последние законодательные тенденции позволяют с уверенностью говорить о сближении процессуальных правил ра с-смотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что во многом обусловлено созданием единого Верховного Суда России и общей реформой судебной системы нашей страны.

Abstract: in this article is to study issues of collecting payments and penalties within the administrative and arbitration proceedings. In the process of preparing an article for the purpose of obtaining the most reliable scientific results were used as scientific (dialectical, system, analysis, synthesis, analogy, specification, synthesis), and special legal methods (formal law, comparative law). The authors consider the procedure of administrative lawsuit judicial recovery payments and penalties and comparative legal perspective to analyze the features of the production of such cases in arbitration courts. In the opinion it's concluded that recent legislative trends allow you to confidently talk about approximation of procedural rules of the courts of general jurisdiction and arbitration courts, owing largely to a single the Supreme Court of the Russian Federation and the general reform of the Court.

Ключевые слова: административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, обязательные платежи и санкции, административное исковое производство.

Keywords: administrative procedure, Code of administrative procedure of the Russian Federation, the arbitration procedure of the Russian Federation, the required payments and penalties, administrative suit production.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, являющийся самым «молодым» из процессуальных законов, несомненно, заслуживает тщательного изучения и анализа [1-5, 8].

Споры, связанные со взысканием обязательных платежей и санкций государственными органами с граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, являются одной из наиболее распространенных категорий дел, разрешаемых

судами общей юрисдикции и арбитражными судами [6-7].

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) как и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) содержат главы, определяющие специфику рассмотрения данных дел. Не так давно в названные процессуальные кодексы внесены изменения, предусматривающие возможность взыскания таких платежей в порядке приказ-

ного производства (Федеральный закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 103-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации). Несмотря на некоторые сходства, процедуры, предусмотренные КАС РФ и АПК РФ, существенно отличаются между собой. Рассмотрим их более подробно.

Итак, КАС РФ предусматривает двухступенчатую процедуру судебного взыскания обязательных платежей и санкций, состоящую из приказного и (при наличии возражений должника) административного искового производства.

В настоящей статье мы остановимся на последнем.

Для возникновения у соответствующего органа права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, у физического лица имеется задолженность по обязательным платежам

Во-вторых, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок.

В-третьих, федеральный закон не предусматривает иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций.

В-четвертых, на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не истек срок давности взыскания обязательных платежей и санкций.

Следует более подробно остановиться на соотношении сроков обращения в суд, предусмотренных КАС, и сроков, установленных в отраслевом законодательстве.

Так, часть 2 статьи 286 КАС РФ закрепляет, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обя -зательных платежей и санкций, тогда как пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов,

пеней, штрафов за счет имущества физического ли -ца может быть предъявлено налоговым органом (та -моженным органом) в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При этом глава 111 КАС РФ определяет, что судебный приказ может быть выдан только по бесспорным требованиям (пункт 3 части 3 статьи 1234).

С учетом этого, если требование контрольного органа является бесспорным, ему надлежит обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в порядке главы 11 1 КАС РФ в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а в случае отмены такого приказа государственный орган имеет возможность обратиться в суд в порядке главы 32 в течение шести месяцев с даты его отмены.

При наличии спора уполномоченный орган вправе подать административный иск по правилам главы 32 КАС РФ без обращения за судебным приказом.

Необходимо отметить, что с даты отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа не начинает течь новый срок для обращения в суд с административным иском. В таком случае контрольный орган должен обратиться с административным иском в общий шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 286 КАС РФ.

Закон предусматривает возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 КАС РФ (статьи 48 и 115 НК РФ, часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также к прилагаемым к нему документам, установлены статьей 287 КАС РФ.

Помимо общих требований к данному виду административных исков закон предусматривает и специальные. Так, оно должно содержать:

1) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

2) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

4) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

5) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11 1 КАС РФ.

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Названное заявление подписывается руководителем контрольного органа, от имени которого оно подано. Однако данные требования не отменяют общих положений КАС РФ, в силу которых от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления подписывать административный иск и выступать в суде могут также их представители, имеющие высшее юридическое образование (часть 8 статьи 54, часть 1, пункт 1 части 2 статьи 55).

Административное исковое заявление может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 8 статьи 125 КАС РФ).

В отличие от заявления о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании обязатель

ных платежей и санкций, соответствующее административное исковое заявление, не отвечающее требованиям КАС РФ, оставляется без движения, а в случае неустранения недостатков, указанных судьей - возвращается административному истцу (статьи 129 и 130).

Если отсутствуют установленные законом основания для оставления административного искового заявления без движения, оно сразу возвращается административному истцу.

Кроме того, судом возвращается без рассмотрения по существу административное исковое заявление контрольного органа, если им не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В частности, согласно пункт 1 статьи 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

Если же факт несоблюдения досудебного порядка выяснится в судебном заседании, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения (пункт 1 части 1 статьи 129, пункт 1 части 1 статьи 196 КАС РФ).

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Вместе с тем заявление о применении мер предварительной защиты по административному исковому заявлению может быть подано на любой стадии административного процесса до вступления решения в законную силу (статья 86 КАС РФ).

Следует учитывать, что суд вправе наложить арест на имущество административного ответчика - физического лица исключительно в размере, не превышающем объема заявленных требований.

На определение суда о применении или об отмене мер предварительной защиты может быть

подана частная жалоба (часть 1 статьи 90 КАС РФ).

В связи с повышенной сложностью дел о взыскании обязательных платежей и санкций, законом предусмотрен более длительный срок их рассмотрения - не более трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта (часть 1 статьи 289 КАС РФ).

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных судом, не является препятствием для рассмотрения дела.

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, на что указывается в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае их неявка является основанием для наложения судебного штрафа (статьи 122, 123 КАС РФ).

Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. С данным положением корреспондирует пункт 6 статьи 108 НК РФ, в силу которого лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций суд вправе истребовать доказательства не только по ходатайству лиц, участвующих в деле, но и по своей инициативе. Об истребовании доказательств выносится определение, в котором указываются сроки и порядок их представления.

По данной категории дел суд должен проверить полномочия контрольного органа, основания для взыскания обязательных платежей и санкций, а также сроки обращения в суд (например, статьи 48, 113 и 115 НК РФ).

Суд проверяет правильность расчета раз-

мера взыскиваемой денежной суммы, произведенного контрольными органами, выясняя обстоятельства, с которыми закон связывает возможность снижения санкции, и при этом не вправе самостоятельно назначить санкцию за неуплату обязательных платежей.

Следует иметь в виду, что законом может быть установлен срок, по истечении которого санкции не подлежат взысканию.

Например, в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения такого административного дела судом может быть принято одно из следующих решений:

- об удовлетворении административного искового заявления полностью или в части;

- об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Необходимо отметить, что часть 1 статьи 111 КАС РФ устанавливает исключение из общего правила о порядке распределения судебных расходов. По данной категории дел они распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

КАС РФ также устанавливает специальные требования к содержанию резолютивной части решения суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций, в которой должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, обязанного уплатить денежную сумму, его место жительства, а также общий размер денежной суммы, подлежащей взысканию.

При этом суду надлежит отдельно определить сумму основной задолженности и сумму санкций (часть 2 статьи 290 КАС РФ).

Кроме того, административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, если общая сумма задол-

женности, указанная в административном исковом заявлении, не превышает двадцати тысяч рублей (пункт 3 статьи 291 КАС).

Теперь в сравнительно-правовом аспекте рассмотрим особенности производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражных судах.

АПК РФ содержит главу 26, именуемую «Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций», нормы которой регламентируют судебную процедуру такого взыскания с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Соответственно, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании обязательных платежей и санкций с учетом правил подведомственности, содержащихся в § 1 главы 4 АПК РФ.

Исходя из общих правил разграничения предметной компетенции мирового судьи и арбитражного суда по рассмотрению заявления о выдаче судебного приказа, вопрос о том, каким судом подлежит рассмотрению такое заявление, решается с учетом субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).

Особо следует обратить внимание на пункте 4 части 1 статьи 29 АПК РФ, согласно которому эти дела рассматриваются арбитражными судами по правилам административного судопроизводства.

Следует также отметить, что дела о взыскании обязательных платежей и санкций отнесены процессуальным законом к числу возникающих из административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 29, статья 189 АПК РФ).

Рассмотрение такого рода дел в арбитражных судах может осуществляться в порядке приказного, упрощенного производства, а также по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в его разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

В порядке упрощенного производства

(глава 29 АПК РФ) они рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными данной главой, а также разделом III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

В соответствующем порядке подлежат рассмотрению дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (пункт 5 части 1 статьи 227 АПК РФ).

В порядке упрощенного производства арбитражными судами подлежат рассмотрению дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает ста тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о выдаче судебного приказа по данным требованиям арбитражным судом было отказано или судебный приказ был отменен (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

В рамках упрощенного производства судья единолично рассматривает дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд (часть 2 статьи 226 АПК РФ). Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня ее принятия.

Решения по делам о взыскании обязател ь-ных платежей и санкций, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, принимаются арбитражным судом по правилам, предусмотренным статьей 216 АПК РФ (часть 1 статьи 229 АПК РФ).

Мотивированное решение арбитражного составляется только по заявлению лица, участвующего в данном деле. Такое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Само мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления (часть 2 статьи 229 АПК РФ).

Касаемо рассмотрения рассматриваемых дел в арбитражных судах по общим правилам искового производства (с соответствующими особенностями), необходимо отметить, что производство по ним возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК).

Отметим, что такие споры подлежат досудебному урегулированию (часть 5 статьи 4, статья 189 АПК РФ, абзац 2 части 1 статьи 104 НК РФ), несоблюдение которого влечет возврат заявления (статья 129 АПК РФ), а в случае принятия к производству - оставление заявления без рассмотрения (статья 148 АПК РФ).

Соответственно, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Такое заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).

Перечень требований к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд (статья 214 АПК РФ), в целом соответствует положениям статья 287 КАС РФ. Основным отличием является отсутствие в АПК РФ требования об указании в заявлении сведений об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ключевые особенности проведения судебного разбирательства по рассматриваемой катего-рии дел (статья 215 АПК РФ и статья 289 КАС РФ), а также требования к судебному решению (статья 216 АПК РФ и статья 290 КАС РФ) также регламентированы сходным образом. Например, установлен трехмесячный срок рассмотрения дела; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя; возможно истребование судом доказательств по собственной инициативе; в решении указываются сведения о лице, обязанном уплатить сумму задолженности, общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть, рассмотрение данных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах имеет ряд существенных отличий. Прежде всего, они опосредованы различной структурой судоустройства и категорией ответчиков (заинтересованных лиц, административных ответчиков). Например, налоговый орган в установленных законом случаях имеет возможность принудительно взыскать с индивидуального предпринимателя или организации задолженность по платежам в досудебном порядке, тогда как по долгам физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, вопрос может быть решен только в суде.

Вместе с тем последние законодательные тенденции позволяют с уверенностью говорить о сближении процессуальных правил рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что во многом обусловлено созданием единого Верховного Суда России и общей реформой судебной системы.

Библиография:

1. Огнева К.О., Опалев Р.О, Степанова О.А. Об основных новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Судья. - 2015. - № 6. - С. 4-12.

2. Огнева К.О. О некоторых новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, связанных с рассмотрением дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Право и образование. - 2017. - № 5. - С. 102-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Соловьёв А.А. Высшее юридическое образование как обязательное квалификационное требование к судебным представителям // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2015. - № 3. - С. 98-105.

4. Соловьёв А.А. О полномочиях представителя в административном судебном процессе Российской Федерации // Вестник Финансового университета. - 2017. - Т. 21. - № 3. - С. 240-248.

5. Соловьёв А.А. Общие положения о представительстве в административном судопроизводстве Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. - 2017. - Т. 7. - № 3. - С. 51-73.

6. Соловьёв А.А. Особенности рассмотрения мировыми судьями административных дел в порядке приказного производства // Мировой судья. - 2016. - № 7. - С. 31-40.

7. Соловьёв А.А. Приказное производство в административном судебном процессе: некоторые вопросы правоприменения // Юридическая мысль. - 2016. - Т. 96. - № 4. - С. 79-84.

8. Соловьёв А.А. Процессуальные сроки в КАС России // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С.

48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.