Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ МОРСКОМ БАССЕЙНЕ'

РАССМОТРЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ МОРСКОМ БАССЕЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / УГОЛЬ / ПОРТ / СУДНО / ТРАНСПОРТИРОВКА / ГРУЗ / ФРАХТ / СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошкова Надежда Васильевна

Целью данной работы является анализ базовых принципов формирования стоимости перевозки груза. В работе рассматривается пример транспортировки навалочного груза с учетом характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе, а также осуществляется выбор и обоснование рациональных маршрутов доставки и приводится условный пример для доставки каменного угля из места добычи (Кузбасс) до места назначения (Амстердам) через порты Высоцк и Мурманск. В статье автор использует методы сравнения и анализа. Проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки груза по времени является транспортировка из через порт Высоцк; стоимость перевозки зависит от различных факторов, и финальное решение выбора маршрута перевозки может быть осуществлено при наличии информации о стоимости перегрузки в порту и стоимости фрахта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимошкова Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF FORMING THE CARGO TRANSPORTATION COST IN THE NORTH-WESTERN SEA BASIN

The purpose of the article is to analyze basic principles of cost’s formation concerning transportation of cargo. The paper considers an example of transportation of bulk cargo along with the characteristics of the transportation junctions, which participate at transportation process, as well as to conduct and complete a justification choice of rationale delivery route; and a conditional example is given for the delivery of coal from a mining site (Kuzbass) to a destination point (Amsterdam) via ports of Vysotsk and Murmansk. Author uses methods of comparison and analyses in the article. The analysis carried out in the article allows to make a conclusion that depending of time condition the most rationale delivery route for goods is transportation through the Vysotsk port; shipping cost depends on various factors, and the final decision on the choice of transportation route can be made if there is information about the cost of transshipment at the port and the cost of freight.

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ МОРСКОМ БАССЕЙНЕ»

Рассмотрение базовых принципов формирования стоимости перевозки груза в СевероЗападном морском бассейне

Consideration of the basic principles of forming the cargo transportation cost in the NorthWestern sea basin

Тимошкова Надежда Васильевна.

магистр экономики, Государственный университет морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова, Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: ntimoshkova@bk.ru

Timoshkova Nadezhda V.

Master of Economics, AdmiralMakarov State University of Maritime and Inland Shipping, Russia, Saint Petersburg, e-mail: ntimoshkova@bk.ru

Аннотация.

Целью данной работы является анализ базовых принципов формирования стоимости перевозки груза. В работе рассматривается пример транспортировки навалочного груза с учетом характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе, а также осуществляется выбор и обоснование рациональных маршрутов доставки и приводится условный пример для доставки каменного угля из места добычи (Кузбасс) до места назначения (Амстердам) через порты Высоцк и Мурманск. В статье автор использует методы сравнения и анализа. Проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки груза по времени является транспортировка из через порт Высоцк; стоимость перевозки зависит от различных факторов, и финальное решение выбора маршрута перевозки может быть осуществлено при наличии информации о стоимости перегрузки в порту и стоимости фрахта.

Abstract.

The purpose of the article is to analyze basic principles of cost's formation concerning transportation of cargo. The paper considers an example of transportation of bulk cargo along with the characteristics of the transportation junctions, which participate at transportation process, as well as to conduct and complete a justification choice of rationale delivery route; and a conditional example is given for the delivery of coal from a mining site (Kuzbass) to a destination point (Amsterdam) via ports of Vysotsk and Murmansk. Author uses methods of comparison and analyses in the article. The analysis carried out in the article allows to make a conclusion that depending of time condition the most rationale delivery route for goods is transportation through the Vysotsk port; shipping cost depends on various factors, and the final decision on the choice of transportation route can be made if there is information about the cost of transshipment at the port and the cost of freight.

Ключевые слова: транспорт, уголь, порт, судно, транспортировка, груз, фрахт, стоимость.

Key words: transport, coal, port, vessel, transportation, cargo, freight, cost.

Введение

В данной работе рассматривается условный пример транспортировки навалочного груза (каменный уголь из Кузбасса через порты Мурманск и Высоцк, расположенные в северо-западном морском бассейне). Подход к выбору наиболее рационального маршрута перевозки груза основан на анализе параметров стоимости и времени транспортировки. Способ, приведенный в статье, может быть использован для любых видов груза и маршрутов перевозки.

В данной работе рассматривается условный пример перевозки каменного угля на судне (типа Panamax) из Кузбасса (от железнодорожной станции Кемерово) в порт Амстердам через два порта:

1) Высоцк;

2) Мурманск.

В качестве условного количества груза, а также соответствующего количества транспортных средств примем: [3, с. 39]

1) 4 356 637 тонн угля;

2) 55 судов типа Panamax;

3) 65 025 полувагонов.

1. Расчет и обоснование рационального варианта транспортировки каменного угля

1.1. Транспортно-технологическая характеристика каменного угля

В соответствии с РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) каменный уголь относится к классу 4.2 опасных грузов, перевозится навалом. [1]

Основным видом транспортной опасности грузов подкласса 4.2 является способность самовозгораться. Самовозгоранию предшествует сравнительно длительный процесс самонагревания, которое может быть результатом окислительных процессов (окисление кислородом воздуха), а также сопутствующих им экзотермических реакций, происходящих непосредственно в твердом веществе или жидкости. Технологический режим перевозки грузов класса 4 должен обеспечивать: [1]

1) поддержание температуры груза на возможно низком уровне;

2) поддержание влагосодержания груза на заданном уровне;

3) предотвращение контакта с несовместимыми грузами, материалами и водой;

4) предотвращение конденсации влаги на внутренних поверхностях грузового помещения и упаковке

груза;

5) поддержание в воздухе грузовых помещений концентрации паров груза на допустимом уровне (для грузов подкласса 4.3, а также ЛВЖ, ядовитых и едких веществ).

1.2. Расчет времени транспортировки каменного угля

Примем время перевозки через порт Высоцк 395,91 ч. (по железной дороге t= (4 080) /12=340 ч.; по морю t=1286/23=55,91 ч.) и через порт Мурманск 464,68 ч. (по железной дороге 1= (4 731) /12=394,25 ч.; по морю t=1620/23=70,43 ч.) [3, с. 39]

Расчет времени, затрачиваемого на транспортировку каменного угля для первого маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, и в порт Амстердам, представлен в таблице расстояний ниже (табл. 1). [2, 6]

Таблица 1. Таблица расстояний для первого маршрута

Транзитные пункты Вид транспорта Расстояние, км (мили) Время перевозки, ч. Конечное значение, (дн).(ч).(мин).

1 2 3 4 5

Кемерово - Югра II Железно -дорожный 145 12,08 12 ч. 05 мин.

Югра II - Новосибирск-Главный 156 13 13 ч. 00 мин.

3674 306,17

Оп Ушково - Выборг 75 6,25 06 ч. 15 мин.

Выборг - Высоцк 30 2,5 02 ч. 30 мин.

Высоцк - Амстердам Морской 1286 55,91 2 дн. 07 ч. 55 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Для второго маршрута расчет времени, затрачиваемого на транспортировку каменного угля от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне в порт Амстердам представлен в таблице расстояний ниже (табл. 2). [2, 6]

Таблица 2. Таблица расстояний для второго маршрута

Транзитные пункты Вид транспорта Расстояние, км (мили) Время перевозки, ч. Конечное значение, (дн).(ч).(мин).

1 2 3 4 5

Кемерово - Югра II 145 12,08 12 ч. 05 мин.

Югра II - Новосибирск-Главный Железнодорожный 156 13 13 ч. 00 мин.

4248 357,75

Апатиты I - Оленегорск 73 6,08 06 ч. 05 мин.

Оленегорск -Мурманск 112 9,33 09 ч. 20 мин.

Мурманск - Амстердам Морской 1620 70,43 2 дн. 22 ч. 26 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Основываясь на вышеуказанных данных был составлен График перевозки груза по всему маршруту для одного судна и одного состава вагонов при условии наличия остановок 0,17 часа (10 минут) и 0,33 часа (20 минут) на 400 км и 1 000 км соответственно. [3, с. 38]

Примем время на одну перевалку груза для экспорта в количестве 5 дней. Условный график перевозки для первого маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, затем на судне (типа Panamax) в порт Амстердам, представлен в таблице 3 (табл. 3). [2]

Соответственно, условный график перевозки для второго маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне (типа Рапатах) в Амстердам представлен в таблице 4 (табл. 4). [2]

Таблица 3. Условный график перевозки для первого маршрута

Местоположение Прибытие Погрузочно-разгрузочные работы и остановки, ч. Отправление

1 2 3 4 5 6

Кемерово 05.02.2022 11 ч. 00 мин. 120 10.02.2022 11 ч. 00 мин.

Югра II 10.02.2022 23 ч. 05 мин. 0 10.02.2022 23 ч. 05 мин.

Выборг 23.02.2022 13 ч. 35 мин. 0 23.02.2022 13 ч. 35 мин.

Высоцк 23.02.2022 16 ч. 05 мин. 120 28.02.2022 16 ч. 05 мин.

Амстердам 03.03.2022 00 ч. 00 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Таблица 4. Условный график перевозки для второго маршрута

Местоположение Прибытие Погрузочно-разгрузочные работы и остановки, ч. Отправление

1 2 3 4 5 6

Кемерово 05.02.2022 11 ч. 00 мин. 120 10.02.2022 11 ч. 00 мин.

Югра II 10.02.2022 23 ч. 05 мин. 0 10.02.2022 23 ч. 05 мин.

Оленегорск 25.02.2022 15 ч. 10 мин. 0 25.02.2022 15 ч. 10 мин.

Мурманск 26.02.2022 00 ч. 30 мин. 120 03.03.2022 00 ч. 30 мин.

Амстердам 05.03.2022 22 ч. 56 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

1.3. Расчет стоимости транспортировки каменного угля

Общая стоимость перевозки определяется как сумма стоимости перевозки на каждом используемом виде транспорта и стоимости перевалок (формула 1):

Спер = ^^ С + ^^ С , (1)

i j

где Спер - общая стоимость перевозки, руб.;

С; - стоимость перевалки, руб.;

С -стоимость перевозки, руб.

При расчете железнодорожной перевозки каменного угля необходимо использовать Постановление ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». [2]

Плата за железнодорожную перевозку складывается из платы за перевозку, платы за пользование вагонами и платы за порожний пробег. Каменный уголь относится к 1 тарифному классу. Все расчеты производятся для полувагона грузоподъемностью в 67 тонн и расстояния перевозки, соответствующего маршрута.

За перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных вагонах и в универсальных полувагонах, и на универсальных платформах общего парка (в части платы за услуги инфраструктуры и локомотивов РЖД, соответствующей гружёному рейсу аналогичного собственного вагона) используем Тарифную схему N8, за один вагон.

В соответствии с вышеназванным постановлением для расчета стоимости перевозки используются коэффициенты согласно Таблице N2 «Коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозки грузов первого тарифного класса в зависимости от расстояния перевозки».

Также применяются дополнительные коэффициенты на перевозку грузов первого тарифного класса, в зависимости от типа вагона и перевозимого груза. Плату за пользование вагонов общего парка (тарифы группы В) рассчитываем по таблицам тарифной схемы В4 - полувагон универсальный.

Расчет плат за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов и другого подвижного состава на своих осях производится по тарифной схеме N25(1) за ось в зависимости от расстояния перевозки. Плата по тарифной схеме N25(1) исчисляется за расстояние, составляющее 60% от расстояния перевозки груза.

Так как тариф перевалки с ж/д транспорта на судно является динамично меняющейся величиной, то примем ставку перевалки равной «х» для порта Высоцк и «1,2х» для порта Мурманск.

Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Высоцк приведен на рисунке ниже (рис. 1). [4]

Тарифы на погрузку и выгрузку экспортно-импортных грузов (в т.ч. угля навалом) с 01.01.2020 года

Наименование груза Наименование услуги Единица измерения Тариф с учетом СКИДКИ дифференциру ющих условий, руб. (НДС 0%) Вид тарифа Диференцирую щиеусловие Размер скидки от базового тарифа при выполнении диференцирую щих условий, % Базовый тариф, руб. (НДС 0%)

111 01 Основные работы при перевалке груза на экспорт

Уголь навалом Погрузка и выгрузка угля на экспорт без условия "Таке-ог-Рау" краткосрочная т 740,74 Основной краткосрочный Без условия Take-or-pay" 0 740,74

Уголь навалом Погрузка и выгрузка угля на экспорт без условия "Таке-ог-Рау" долгосрочная т 666.67 Основной долгосрочный Объем перевалки не менее 3-х миллионов тонн в течение 4-х календарных лет подряд 10 740,74

Уголь навалом Пофуэка и выгрузка угля на экспорт при условии "Таке-ог-Рау" краткосрочная т 444,44 Льготный краткосрочный С условием 'Таке-ог-Рау" 40 740,74

Уголь навалом Погрузка и выгрузка угля на экспорт при условии "Таке-ог-Рау" долгосрочная т 400,00 Льготный долгосрочный Объем перевалки не менее 3-х миллионов тонн 8 течение 4-х календарных лет подряд 46 740,74

Рисунок 1. Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Высоцк

Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Мурманск приведен на рисунке ниже (рис. 2). [5]

Таблица 19 (с 01.01.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование груза Единица измерения Перегрузка за единицу в руб.(без НДС)

Прямой вариант С внутрипортовыми перемещениями

1, Экспортно-импортные грузы 1 кат. 2 кат, 3 кат.

1.1. Грузы в мешках гн/брутто 1 133,00 1 774,00 935,00 839,00

1.1. Гоузы навалом гн/брутто 51 6,00 841,00 455,00 386,00

1,3. Пиломатериалы, лесоматериалы тн/брутто 654,00 899,00 581,00 318,00

1.4. Прочие непоименованные грузы гн/брутто 1 390,00 1 993,00 1 080,00 913,00

1 .Б. Контейнеры 20-футовые груженые ед- 3 460,00 5 326,00 3 032,00 2 294,00

1,6, Контейнеры 40-футовые груженые ед- 4 067,00 6 248,00 3 403,00 2 845,00

1,7, Контейнеры (порожние) весом от 1 101 кг до 5 000 кг (в т.ч. порожние контейнеры 20-футовыег 40-футовые) ед- 1 730,00 3 126,00 1 733,00 1 393,00

1.8. Контейнеры (груженые), максимально допустимая загрузка которых до 10 000 кг ед- 2 316,00 3 289,00 1 871,00 1 418,00

1.9. Контейнеры (порожние) весом до 1 100 кг ед- 1 283,00 1 798,00 942,00 856,00

1,10. Грузы в биг-бегах (мягкие контейнеры грузоподъемностью 0,5 т - 2 т) гн/брутто 1 265,00 1 833,00 982,00 851,00

Рисунок . 2. Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Мурманск

Ставка фрахта также является динамично меняющейся величиной. Данный параметр менее подвержен регуляции и тарифные политики формируются отдельными компаниями на соответствующем товарном рынке. Таким образом, примем ставку фрахта равной «у» для порта Высоцк и «1,2у» для порта Мурманск при условии 4 356 637,00 тонн угля, 55 судов типа Panamax, 65 025 полувагонов.

Расчет стоимости морской перевозки 4 356 637 тонн каменного угля приводится в таблице 5 (табл. 5).

Таблица 5. Расчет стоимости морской перевозки

Показатели Первый маршрут от порта Высоцк до порта Амстердам Второй маршрут от порта Мурманск до порта Амстердам

1 2 3

Количество каменного угля, т. 4 356 637,00 4 356 637,00

Расстояние морской перевозки, миль 1 286,00 1 620,00

Тариф перевалки с ж/д транспорта на судно, руб./т. х 1,2х

Ставка фрахта, руб./т. у 1,2у

Количество судов, шт. 55 55

Дедвейт судна, т. 80 000,00 80 000,00

Стоимость перевалки с ж/д транспорта на 1 судно, руб. 80 000,00*х 80 000,00*1,2*х

Стоимость морской перевозки каменного угля 1 судном, руб. 80 000,00*у 80 000,00*1,2*у

Стоимость перевалки и перевозки на 1 судне, руб. 80 000,00*(х+у) 80 000,00*1,2*(х+у)

Общая стоимость перевалки всего груза с ж/д транспорта на суда, руб. 4 356 637,00*х 4 356 637,00*у

Общая стоимость морской перевозки всего груза, руб. 4 356 637,00*у 4 356 637,00* 1,2*у

Общая стоимость перевалки всего груза с ж/д транспорта и морской перевозки груза, руб. 4 356 637,00*(х+у) 4 356 637,00*1,2*(х+у)

Источник: составлено автором

Стоимость перевалки каменного угля рассчитывалась умножением объема груза (4 356 637 тонн) на соответствующий тариф. Стоимость перевозки каменного угля рассчитывалась умножением объема груза (4 356 637 тонн) на соответствующий тариф.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что поскольку время транспортировки каменного угля по второму маршруту больше, чем по первому, то рациональным вариантом перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам является первый маршрут через порт Высоцк.

Стоимость перегрузки каменного угля как по первому маршруту, так и по второму маршруту зависит от условий на мировом экономическом рынке, политических рисков, санкций и возможных ограничений, связанных с коронавирусом. Наиболее рациональным вариантом перевозки могут являться как оба маршрута, так и любой из них. Окончательный выбор (Высоцк или Мурманск) может быть осуществлен только на этапе переговоров с администрациями портов.

Таким образом, стоимость перевозки зависит от различных факторов и финальное решение выбора маршрута перевозки может быть осуществлено только при наличии информации о стоимости перегрузки в портах Высоцк и Мурманск, а также стоимости морской перевозки, которая, как правило, осуществляется частными коммерческими организациями. Так, стоимость фрахта формируется в соответствии с условиями рыночной экономики и может значительно варьироваться от фирмы к фирме, что оказывает прямое воздействие на окончательную стоимость транспортировки груза.

Заключение

В данной работе было проведено рассмотрение базовых принципов формирования стоимости перевозки груза на примере транспортировки навалочного груза. В статье анализировались условия перевозки каменного угля с учетом характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе. На основании приведенного условного примера доставка груза из места убытия (Кузбасс) до места назначения (Амстердам) были выработаны и обоснованы основные параметры выбора рациональных маршрутов доставки (через порты Высоцк и Мурманск).

Таким образом, расчет времени транспортировки каменного угля и расчет стоимости его транспортировки были выделены в качестве ключевых факторов, используемых для выбора рациональных маршрутов перевозки. Анализ, проведенный в статье, позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки груза по времени является транспортировка из через порт Высоцк. Однако на общую стоимость перевозки влияют различные параметры, и окончательный выбор маршрута транспортировки следует производить с использованием данных о стоимости перегрузки в порту и стоимости морской перевозки.

Список используемой литературы:

1. Приказ Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56 «О введении в действие Правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89» (вместе с «РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)») - Справочная система КонсультантПлюс (дата обращения: 30.08.2022).

2. Постановление ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)» - Справочная система КонсультантПлюс (дата обращения: 30.08.2022).

3. Тимошкова, Н. В. Рассмотрение экономических перспектив Северо-Западного региона для осуществления перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам / Н. В. Тимошкова // Финансы и учетная политика. - 2019. - № 9(13). - с. 34-40.

4. Тарифы на работы и услуги Морского Торгового Порта Высоцк / [Электронный ресурс] // Морской Торговый Порт Высоцк: [сайт]. — URL: https://portvisotsk.ru/ (дата обращения: 30.08.2022).

5. Тарифы на работы и услуги Мурманского морского рыбного порта / [Электронный ресурс] // Мурманский морской рыбный порт: [сайт]. — URL: http://mmrp.ru/ (дата обращения: 30.08.2022).

6. Расчеты # Calculations / [Электронный ресурс] // deckofficer: [сайт]. — URL: https://deckofficer.m/seasoft/category/calc (дата обращения: 31.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.