Научная статья на тему 'Расследование карманных краж в общественном транспорте'

Расследование карманных краж в общественном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3077
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРМАННЫЕ КРАЖИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ / ДРУГИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / PICKPOCKETING / PUBLIC TRANSPORT / OTHER CIRCUMSTANCES TO BE PROVEN / THE CIRCUMSTANCES TO BE PROVEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасик Наталья Михайловна, Кокорева Любовь Владимировна, Кустов Анатолий Михайлович

В статье подробно рассматриваются обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам о карманных кражах, совершенных в общественном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасик Наталья Михайловна, Кокорева Любовь Владимировна, Кустов Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION pickpocketing on public transport

The article discusses in detail the circumstances and subject to the establishment of proof in cases of pickpocketing, committed in public transport.

Текст научной работы на тему «Расследование карманных краж в общественном транспорте»

УДК 343.711.43

Н.М. Тарасик1*, Л.М. Кокорева2, А.М. Кустов1

1 Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9

2 Московский областной филиал Московского университета МВД России. *e-mail: [email protected]

РАССЛЕДОВАНИЕ КАРМАННЫХ КРАЖ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье подробно рассматриваются обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам о карманных кражах, совершенных в общественном транспорте.

Ключевые слова: Карманные кражи, общественный транспорт, обстоятельства, подлежащие доказыванию; другие обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ) по делам о карманных кражах, совершенных в общественном транспорте, имеют определенные особенности, которые вызваны условиями и обстановкой совершаемого преступления; объектом и предметом преступного посягательства; сведениями о лицах, совершивших данные преступления, потерпевшем и иных лицах. Таким образом, представляется целесообразным разработать методику расследования карманных краж, совершенных в общественном транспорте, на основе конкретизации обстоятельств, которые законом (ч.1 ст.73 УПК РФ) определены в общей форме как «другие обстоятельства». Исходя из требований уголовно-процессуального закона, при расследовании карманных краж, совершенных в общественном транспорте, необходимо, прежде всего, доказать событие преступления (место, время, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

Событие преступления должно

устанавливаться в его конкретном проявлении при расследовании или рассмотрении в суде каждого уголовного дела. Понятие «событие преступления» традиционно рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя всю совокупность обстоятельств, являющихся основанием к возбуждению уголовного дела, в узком смысле - только объективные признаки преступления:

общественно опасное деяние, время, место, способ, орудия совершения преступления, наступившие последствия и причинную связь. Время и место являются обстоятельствами, установление которых позволяет выяснить обстановку совершения преступления. В свою очередь изучение обстановки совершения преступления и возможность использования информации о ней в целях наиболее полного расследования является одним из направлений криминалистических исследований в области методики расследования [1].

Время и место совершения карманных краж в общественном транспорте, во-первых,

характеризуют событие преступления, а значит входят в число обстоятельств, подлежащих доказыванию. Во-вторых, они тесно связаны с мотивом, преступной деятельностью карманника, личностью жертвы. В-третьих, время и место - это отдельные элементы обстановки механизма преступления, которые влияют на развитие преступной деятельности субъекта и условия совершения преступления.

Анализ структурных элементов обстановки совершения рассматриваемых преступлений целесообразно начинать с характеристики мест преступного события, несущих

криминалистически наибольшее значимую информацию. При установлении места совершения карманной кражи необходимо доказать, что хищение совершилось именно в салоне транспортного средства либо при входе или выходе из него. То есть, если установлено, что карманная кража совершена в вагоне электропоезда, следовавшем по одной из линий Московского метрополитена, то место, в котором находился вагон электропоезда в момент карманной кражи, можно обозначить и рамочно, а именно «на перегоне от станции «Войковская» до станции «Динамо» Московского метрополитена или при выходе из вагона (входе в вагон)».

Полагаем, что для успешного изучения места совершения карманных краж в общественном транспорте необходимо выделить три основных разновидности места преступления: а) в салоне общественного транспортного средства (в момент движения или остановки); б) при подготовке к выходу или непосредственно во время выхода; в) при посадке в общественный транспорт (на остановке общественного транспорта, платформе, перроне электропоезда).

Самым распространенным местом совершения карманных краж в общественном транспорте является салон транспортного средства (81,1%), причем в момент движения в 58,6% случаев, в момент остановки - 16%, при подготовке к выходу из общественного транспорта 6,6%. При входе в общественный транспорт -13,1%, при выходе из него - 11,7%. На остановках

общественного транспорта выявляется до 2% краж от общего количества, на платформе, эскалаторе, при входе или выходе из метро - 11,4% случаев совершения рассматриваемого вида

преступлений.

Проведенное исследование подтвердило, что в крупных городах наибольшее количество карманных краж фиксируется в метро (59,1%), с небольшим снижением в наземном транспорте. Согласно данным, полученным из службы сбора доходов по проходам ГУЛ «Московский метрополитен» [2], ежедневно в среднем от 8,5 до 10 млн граждан пользуются услугами Московского метрополитена, следовательно, возможностей совершения карманных краж у преступников больше. Ввиду отсутствия подземного общественного транспорта в городах с небольшой численностью населения карманные кражи совершаются в автобусах (24,9%), маршрутном такси (автобусе) (7,4%), троллейбусах (5,4%), трамваях (2,3%).

Однако в 1,7% случаев предварительного изучения материалов уголовных дел установить место совершения карманной кражи не представилось возможным. В связи с этим сотрудникам правоохранительных органов, занимающимся выявлением и пресечением карманных краж, совершенных в общественном транспорте, во время задержания преступников следует вести видеосъемку подозреваемых с запечатлением не только поведения последних, но и места их нахождения. Видеосъемка может производиться с помощью цифровых видеокамер, а также видеокамер, встроенных в сотовые телефоны. После съемки необходимо ознакомить с видеозаписью присутствующих очевидцев (понятых), а в протоколе отразить, что последние подтверждают запечатленное на видеозаписи место как место совершения карманной кражи.

Следующим элементом обстановки совершения преступления является время его совершения. Данные о времени совершения преступления позволяют не только оценить обстоятельства произошедшего события, сузить круг лиц, к нему причастных, но и установить возможных свидетелей. Время совершения преступления включает такие параметры, как время суток, период года и т. п. Доказыванию подлежит, прежде всего, временной промежуток, а именно в какой момент совершена кража: во время движения, остановки общественного транспорта либо при входе или выходе из него. Эта информация необходима, так как точность установления времени совершения

рассматриваемых преступлений требуется для раскрытия и расследования уголовного дела по горячим следам.

В ходе анализа материалов уголовных дел нами установлено, что с 6 до 9 часов утра совершается до 10,3% карманных краж; с 9 до 11 часов - 7,1%; с 11 до 15 часов - 16,6%; с 15 до 17

часов - 8,3%; с 17 до 20 часов - 23,7%; с 20 до 24 часов - 14,3%; с 24 до 6 часов - 10,9%. Причем в 8,9% случаев установить время совершения карманной кражи не представилось возможным. Имея возможность отметить несколько вариантов ответов на вопрос, опрошенные в ходе нашего исследования респонденты указали, что наиболее вероятным временем совершения

рассматриваемого вида преступлений являются периоды: 6-9 часов утра - 35,8%; 8-12 часов -50,3%; 11-15 часов - 18,5%; 14-17 часов - 26,6%; 17-20 часов - 63%; 20-24 часа - 34,1%; 24-6 часов - 23,7%.

Разделяя мнение Н. Сальникова, полагаем, что карманные воры «работают» круглогодично [3]. Большинство рассматриваемых преступлений совершается в рабочие дни, когда значительная часть населения находится вне своих жилищ с целью выполнения определенных функций. Так, согласно полученным данным установлено, что в будние дни (понедельник-пятница) карманных краж совершается больше (84%), чем в выходные дни (16%). Прослеживается и сезонность совершения данных преступлений. Отмечается рост количества карманных краж, совершенных в общественном транспорте в весенний (44%), зимний (21,1%) периоды, когда пассажиры тепло одеты и могут расстегнуть одежду во время движения, что способствует практически беспрепятственному проникновению в карманы одежды в переполненном транспортном средстве. Незначительное снижение количества карманных краж наблюдается в осенний (18,9%) и летний (16%) периоды.

Проведенные в ходе исследования анализ и обобщение следственной и судебной практики по делам о карманных кражах, совершенных в общественном транспорте, показывают, что в процессе расследования данных хищений орудия преступлений в основном рассматриваются в связи с установлением способа подготовки, совершения и сокрытия кражи, а также личности преступников. Однако они могут иметь и самостоятельное значение на том или ином этапе расследования. Например, после обнаружения орудия, предположительно использовавшегося при совершении карманной кражи, проводится его криминалистическая идентификация. С ее помощью возможно установить принадлежность этого орудия подозреваемому (обвиняемому) в совершении преступления.

По мнению В.А. Мартиросова, карманные кражи, хоть и имеют многовековую историю, совершаются все теми же приемами и способами. В практической деятельности оперативным сотрудникам до сих пор приходится сталкиваться с тем, что карманники для удобного проникновения в сумочку используют даже пинцет. Тем не менее карманники-профессионалы совмещают способы совершения

рассматриваемых преступлений. Преступники

делают надрез на сумке либо кармане одежды потерпевшего, а затем с помощью разработанных пальцев рук незаметно похищают чужое имущество (по утверждению сотрудников уголовного розыска, «карманник берет лезвие на всякий случай»). Так же замечается снижение карманных краж, совершаемых путем разреза одежды либо ручной клади потерпевшего, и зачастую для этого карманники используют не лезвия (как раньше), а скальпели или канцелярские ножи (с отламывающимися лезвиями). Зафиксированы случаи, когда карманная кража совершается из кармана одежды потерпевшего с помощью канцелярской выдвижной указки, усовершенствованной прикрепленным на конце мощным магнитиком.

Данные, полученные в ходе проведенного нами исследования, позволяют подразделить специальные средства, используемые

преступниками для разреза кармана одежды или ручной клади потерпевшего, на две группы: а) острые предметы: лезвие, заточенная монета -4%; б) специальные приспособления, предназначенные для облегчения совершения карманных краж - 0,6%. Необходимо отметить, что анализ обстановки совершения преступления позволяет исключить совершение преступления определенным способом, в определенном месте и в определенное время, что облегчает построение

модели конкретного преступного посягательства, создает предпосылки для прогнозирования возможности появления новых способов совершения преступления.

Рассматриваемые преступления совершаются в условиях непрерывности и интенсивности движения общественного транспорта, в основном при скоплении большого количества пассажиров. Осуществляя разработку методики расследования карманных краж, совершенных в общественном транспорте, необходимо иметь объективную информацию, позволяющую выделить их отличительные свойства и качества. Нами конкретизированы обстоятельства, подлежащие доказыванию, по делам о карманных кражах, совершенных в общественном транспорте, которые законом (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ) определены в общей форме как «другие обстоятельства». Так, к обстоятельствам, подлежащим установлению и доказыванию, нами отнесены установление орудий и средств совершения карманных краж; предмет преступного посягательства; особенности лица, совершающего карманные кражи, и жертвы, а также свидетелей преступления; места сокрытия похищенного имущества; следы преступления. Все перечисленные обстоятельства должны быть не только установлены, но и тщательно исследованы и доказаны.

Тарасик Наталья Михайловна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры криминалистики и уголовного права РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.

Кокорева Любовь Владимировна, к.ю.н., Россия, Москва.

Кустов Анатолий Михайлович, заслуженный юрист Российской Федерации, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой криминалистики и уголовного права РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Тарасик Н.М. Методика расследования хищений, совершаемых на водном транспорте: Учебное пособие. - М.: Юрлитинформ, 2006. С.15.

2. Московский метрополитен / Структура / Служба движения // www.mosmetro.ru.

3. Сальников Н. Карманники были, есть и будут // Человек и закон. №10. 2003. С. 127.

Tarasik Natalya Mikhaylovna1*, Kokoreva Lubov' Vladmirovna2, Kustov Anatoliy Mikhailovich1

1 D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

2 Moscow regional branch Moscow University Russian Ministry of Internal Affairs *e-mail: [email protected]

INVESTIGATION PICKPOCKETING ON PUBLIC TRANSPORT

Abstract

The article discusses in detail the circumstances and subject to the establishment of proof in cases of pickpocketing, committed in public transport.

Key words: Pickpocketing, public transport, the circumstances to be proven; other circumstances to be proven.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.