Чебану А.А. студент 5-го курса Институт Управления специальность Таможенное дело Белгородский государственный национальный исследовательский институт НИУ «БелГУ»
научный руководитель: Шевченко Н.В., к. э. н.
доцент Россия, г. Белгород
РАССЛЕДОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В
ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В данной статье описываются такие понятия как административные правонарушения, административное расследование, КоАП РФ. Также в статье предложена возможность определить сущность расследований по делам об административных правонарушениях, сделать оценку деятельности таможенных органов, изучить статистические данные об административных правонарушениях (далее АП) в таможенных органах, найти пути совершенствования расследований по делам об АП в сфере таможенного дела, изучить данные об АП на примере Отдела контроля за таможенным транзитом (далее ОКТТ) Белгородской таможни.
Ключевые слова: расследование, таможенные органы, административные правонарушения, таможенный транзит.
Chebanu A.A. student of the 5th year Institute of Management specialty Customs Belgorod State National Research University National University of BelSU Scientific adviser: candidate of economic sciences, associate professor
Shevchenko N. V. Russia, Belgorod INVESTIGATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF CUSTOMS CASE
This article describes concepts such as administrative offences, administrative investigation, administrative code. The article also offered the opportunity to determine the nature of investigations on cases of administrative offences, the assessment of activities of customs authorities to examine statistical data about administrative offenses (further up) to the customs authorities, to find ways to improve investigations in cases of AP in the field of customs Affairs, to examine data on AP in the example of control over customs transit (hereinafter OKTT) of the Belgorod customs.
Key words: investigation, customs authorities, administrative offences,
customs transit.
В настоящее время ни одна сфера жизни не является защищенной от преступлений, административных правонарушений и других деяний, особенно это касается дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, так как оно непосредственно тесно связано с внешней и внутренней политикой, а также деятельностью государства в целом. «В соответствии с таможенным законодательством к одной из компетенций таможенных органов относится: выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, которые относят законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также другие, преступления и правонарушения, относящиеся к ним, так же таможенные органы осуществляют административное производство по делам об АП в области таможенного законодательства (о нарушениях таможенных правил)» [1, ст.12].
Несмотря на то, что таможенное законодательство регламентировано для всех и существуют меры пресечения нарушений законодательно установленных правил, часто возникают условия, в которых участники правоотношений в таможенной сфере никак не осуществляют требования, прописанные в нормативно-правовых актах, поэтому совершают правонарушения. Значительную долю подобных правонарушений составляют административные правонарушения.
Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность [2, 2.1]. Одной из составляющих Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г. (далее КоАП РФ) является введение стадии производства по делам об АП такой, как административное расследование, ее введение усложняет порядок формирования дел об АП. Это свидетельствует о тенденции расширения административной сферы воздействия на правонарушителя в отличие от уголовной сферы [6, С.9]. В широком смысле расследование - деятельность субъектов административного процесса, которая выражается в производстве процессуальных действий, нацеленных на привлечение виновных к административной ответственности [7, С. 128].
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет термин «административное расследование», при этом не дает ему конкретного определения, но согласно нормам, КоАП РФ административное расследование проводится, если выявлено административное правонарушение, если при этом необходимо провести экспертизу или иные действия процессуально установленные, требующие весомых временных затрат, к ним могут относиться запросы любой недостающей информации для дела.
Согласно ч.4 ст. 28.7 КоАП РФ «административное расследование проводится на месте совершения или при выявлении административного
правонарушения. Нарушение закона, характеризующего подведомственность административного правонарушения, способен оказать влияние на его всесторонность, масштабность и беспристрастность, повлечь возврат материалов дела должностному лицу, которое осуществляет расследование. После завершения административного расследования составляется акт протокола об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении» [4, ст. 28.7].
Согласно статистическим данным ФТС России в целом: в 2015 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 85 523 дела об АП, это на 6,4% больше, нежели в 2014 году (80 285 дел). Из всех возбужденных дел в 2015 г. практически 60% доводится на физических лиц, 35% - на юридических лиц, более 4% - на должностных лиц и приблизительно 1% - на неустановленных лиц; принято 84 224 решения (79 353- 2014г.), их частью являются решения, принятые должностными лицами таможенных органов 54 400 решений (50 809 в прошлом году), судом или уполномоченным органом 29 824 решения (28 544).
Максимальное число дел об АП возбуждено согласно прецедентам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (32% от всех возбужденных дел), несоблюдения запретов или ограничений (16%), а также невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств в указанные сроки временного ввоза (13%)[3].
Виды назначенных наказаний: 1)предупреждения - по 4 193 делам (4 469); 2)административное приостановление деятельности - по 1 делу; 3)административные штрафы - по 59 883 делам на сумму почти 192 млрд. рублей; 4)конфискация орудий совершения и/или предметов АП - по 14 120 делам на сумму 2,9 млрд. рублей; 5)административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП - по 2 386 делам на сумму более 1 млрд. рублей; 6)административный арест - по 14 делам; 7)обязательные работы применялись по 17 делам [3].
Что касается таможен, мы рассмотрели статистические данные по Центральному таможенному управлению, в частности, по Белгородской таможне. В настоящее время Белгородская таможня является одной из крупнейших в Центральном регионе России. В Федеральный бюджет по состоянию на 21.12. 2015 года Белгородской таможней перечислено 18 млрд. 246 млн. руб. Что касается АП за прошлый 2016 год Белгородской таможней возбуждено 400 дел. Взыскано в виде штрафа - более 1,9 млрд. рублей, в виде конфискаций - 22 млн. рублей. За период с начала 2017 г. Белгородской таможней в целом возбуждено 505 дел об АП. Взыскано всего- свыше 4,5 млн. руб., в виде штрафов - 2,5 млн. руб., в виде конфискаций - около 18млн. руб. в сравнении с предыдущими годами АП увеличились почти в 2 раза.
За период с 01.01.2016 г по 31.12.2016 г в ОКТТ Белгородской таможни было возбуждено по ч.1 ст.16.18 (Невывоз либо неосуществление обратного
ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами) - 162 дела об АП, по ч.2 ст. 16.24 (Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами) - 3 дела об АП [6].
Общее количество дел об АП с 01.01.2016г. по 31.12.2016 г.
Таблица 1
Наименование Количество Статья КоАП Рассмотрено Общая сумма Оплачено
ТП дел об АП (протокол) РФ дел об АП наложенных штрафов, руб. штрафов, руб.
Грайворонский 47 12.21.1 (ч.1-3) 47 257 700,00 132 850,00
Валуйский 16 12.21.1 (ч.1-3) 16 22 000,00 16 000,00
МАПП 11 12.21.1 (ч.1-3) 11 21 500,00 14 250,00
Ровеньки
МАПП 101 12.21.1 (ч.1-3) 101 311 700, 00 231 350,00
Нехотеевка 11.29.2
Шебекинский 95 12.21.1 (ч.1-3) 95 442 00,00 198 600,00
им. В.А.
Данкова
Итого 270 270 1 054 900,00 593 050,00
Таким образом, в 2016 году количество выполненных распоряжений согласно дел об АП увеличилось на 11%. При этом по сравнению с 2015 годом доля выполненных постановлений(распоряжений) по делам об АП, поступивших в общем количестве на исполнение постановлений, не изменилась (73%-74%), а сумма взысканных административных штрафов увеличилась (с 35 до 41%) [5].
Несмотря на то, что расследование правонарушений теоретически опирается на нормативно-правовые акты, это не исключает ряд острых проблем, возникающих при административном расследовании и применении норм административного права. В ходе расследования дел должностные лица таможенных органов зачастую встречаются с противодействием расследований, очевидцы могут отказаться от дачи показаний. Нередко правонарушители принимают меры по сокрытию фактов и следов правонарушения. При этом, без сомнения, требуется высокий профессионализм, стрессоустойчивость, лояльность лиц, проводящих расследование.
«Сейчас разрабатывается тактика и методика расследования дел в разных областях реализации правовой практики, в том числе дел об административных правонарушениях. Выдвигаются предложения о необходимости выделения отдельной отрасли знаний, а именно, разработка этической тактики и административной тактики. Также предлагается рассмотрение методических рекомендаций проведения расследования по отдельным составам КоАП [8]».
Не смотря на предложенные варианты, они не имеют определенной системности, фактически не устраняют трудностей в определенных частях расследования таких как планирование и ведение административного
расследования. Эти варианты не могут дать представления о том, как воспринимается информация, которая содержится в вещественных доказательствах [2, ст. 26.6], документах [2, ст. 26.7] и личных доказательствах (которыми в соответствии со ст. 26.3 КоАП являются объяснения лица, в отношении которого рассматривается дело об АП, а также показания потерпевшего и свидетелей), их сборе и оценке. В конечном счете, в рамках подобных предложений не раскрыты проблемные вопросы методики производства отдельных процессуальных действий, подобных равно как проведение опроса, досмотра и осмотра [2, ст. 27.7, 27.8, 27.9].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о существовании проблем в обнаружении, раскрытии и расследовании дел об АП, что вызывает трудности в административном расследовании дел в таможенных органах, которые, по нашему мнению, имеют решение в необходимости предотвращения несерьёзного, необдуманного применения в выявлении, расследовании, пресечении и предупреждении АП всех имеющихся методов и подходов. В первую очередь, следует проводить анализ их полезности с целью избегания АП, при этом немаловажно уделять особое внимание своим разработкам каких-либо подходов и методов, опираясь на существующие проблемы. Методика должна направляться, в первую очередь, на решение проблем административного расследования. При этом любое внесение новизны должно основываться на анализе эффективности внесения изменений, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Использованные источники:
1. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 41.
2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)// Федер. закон от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125267/16/ (дата обращения: 16.10.2017г)
3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства за 2015 год// сайт ФТС России. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 16.10.2017г)
4. Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2016 год// Центральное таможенное управление. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ctu.customs.ru/ (дата обращения: 17.10.2017г)
5. Итоги правоохранительной деятельности Белгородской таможни с начала 2017 года// Центральное таможенное управление. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ctu.customs.ru/ (дата обращения: 17.10.2017г)
6. Клоков Е. А. Административное расследование в органах внутренних дел// Омск, - 2005. - С. 9.
7. Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // под ред. В.В. Волкова, Е.В. Хахалева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2010. - с.128
8. Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) [Текст]: Письмо ФТС России от 22.05.2007 №18-12/19003//Собр. законодательства Рос.Федер. 2007.-№18, - ст. 2241
УДК 338
Чевыкалов С.В. студент Логвиненко Е.В., к. э. н.
доцент
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Россия, г. Северодвинск
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация: в статье рассматривается состояние рынка пластиковых карт на современном этапе его развития. Проведен анализ операций, совершенных на территории России и за ее пределами с использованием платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по видам клиентов, а также количества платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт. Выявление трендов и динамики осуществляется путем применения статистических методов.
Ключевые слова: банк, банковская карта, расчетные карты, кредитные карты, ЦБ, безналичный расчет.
Chevykalov S. V.
Student Logvinenko E. V.
Ph. D., associate Professor Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov Russia, Severodvinsk ANALYSIS OF USE OF BANK PLASTIC CARDS IN NATIONAL PAYMENT SERVICE PROVIDER
Abstract. The article examines the state of the plastic card market at the present stage of its development. The analysis of transactions made on the territory of Russia and abroad using payment cards issued by credit institutions, by types of customers, as well as the number of payment cards issued by credit institutions, by types of cards was analyzed. Identification of trends and dynamics is carried out using statistical methods.
Keywords: bank, bankcard, payment cards, credit cards, CB, non-cash payment.
В настоящее время происходит активное развитие платежных систем. Сейчас коммерческий банк невозможно представить без эмиссии, внедрения