«РАССКАЗ О САМОМ ГЛАВНОМ» Е. ЗАМЯТИНА: ПУТИ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРОВ1
Е.В. Борода
Boroda, E.V. «A Tale of the Main Thing» by E. Zamyatin: ways of character development. The article looks at the principles of developing characters’ inner life in «A Tale of the Main Thing» by E. Zamyatin. The course taken by the characters of this work is conditioned by the choice they make. This choice consists in accepting or not the truth about the mercy and compassion for the world of which they are part.
Творчество Е.И. Замятина можно оценивать по-разному, как, впрочем, и личность самого писателя. И это понятно: отношение к человеку, родившемуся в 2 семье священнослужителя, а впоследствии приобретшему репутацию еретика, не может быть однозначным. Сложен творческий путь Замятина-писателя, нелегок путь Замятина-человека, вечно ищущего и борющегося против любых застывших форм. Не менее трудны и дороги, которыми он ведет к постижению истины своих героев. На примере многих замятин-ских персонажей можно наблюдать эволюцию либо деградацию личности - в зависимости от выбора, сделанного героем произведения. В этом смысле характерным является «Рассказ о самом главном» (1923), в котором герои под влиянием одних и тех же событий выбирают разные пути.
В основу «Рассказа» положена мысль о бесконечности развития. По мнению Замятина, сущность жизни заключается в продолжении и преемственности. А сама жизнь представлена взаимодействием мужского и женского начал. По одному из славянских мифов, жизнь зарождается в результате союза Матери-Земли и небесного бога Сварога [1]. Женская сторона ответственна за сохранность мира. Ее функция - созидание, сохранение жизни. Задача мужского начала -преобразование, развитие, творчество. Гармония мира - это союз мужского и женского, их равновесие.
В «Рассказе о самом главном» две женщины и двое мужчин. Мать Дорды - воплощение постоянства. Дорда видит ее старинный шелковый шашмур на голове, слышит «грибной старушечий запах» - все то, что изобличает ее как человека прежнего мира, не того, за который борется Дорда. Но в рассказе она не выступает отжившим персонажем. Она - мать, стремящаяся сохранить то,
что не должно быть предано забвению. Поэтому так святы для нее троицыны березки, которые она заткнула за ставни. Поэтому в душе Дорды она вызывает волнение, которое он тщетно пытается подавить. В самые напряженные минуты боя он видит именно образ матери, стоящей на пороге и провожающей его.
Мать не может не понимать, что Дорда выбрал ложный путь, что в конце его может ждать только гибель. И она, с позиции матери, желающей сохранить своего ребенка, матери, для которой не имеют значения никакие идеологические причины происходящего, она против этого пути. Но это не ее задача - противодействовать, осуждать и препятствовать. Она пассивна, она может быть только хранительницей. И поэтому она стремится запомнить сына, сохранить его образ в своей памяти: «И глазами - материнскими глазами всего его запомнить, уложить в себя его темную, стриженую голову, вот эту жилку на виске» [2].
Ее устами говорит мудрость. Она обращается к ценностям, которые Дорда забыл или стремится забыть. Не случайно она называет соратниками Христа пастухов, волхвов и ангелов.
Кроме людей, пасущих стадо, пастухами, пастырями называют священнослужителей, проповедников, всех учителей человечества, которые взяли на себя обязанность духовного просвещения людей.
Волхвы - волшебники, мудрецы, познающие тайны мироздания посредством сокровенных знаний. Именно волхвы первыми пришли к колыбели новорожденного Иисуса, чтобы чествовать его как грядущего Царя. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему, и, открыв сокровища свои,
1 Работа выполнена в рамках научной федеральной программы «Университеты России». Грант УР.10.01042 «Е.И. Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи».
принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2, 11).
Ангелы - вестники, осуществляющие связь между землей и небом, предостерегающие человека от ошибок, помогающие ему сделать правильный выбор, возвещающие радость и предупреждающие о невзгодах.
Мать Дорды права, называя этих спутников Христа трудящимися. Они действительно трудятся во имя и на благо человечества, способствуя его совершенствованию.
Основная задача Христа заключалась не только в принятии на себя грехов человечества и в искуплении их, но еще и в искоренении пороков совместно с людьми, которым Он нес свет новой истины, в просветлении материального мира, в его преобразовании. Замятин ставит Христа в один ряд с другими преобразователями. «Мир жив только еретиками», - пишет он в своей статье «Завтра». -«...еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой» [3]. Причислять Господа Иисуса к еретикам со стороны писателя, по меньшей мере, смело. Такая точка зрения свидетельствует о том, что Замятину была близка и понятна только одна сущность Христа - человеческая. Божественную природу Спасителя он оставляет без внимания. Тем не менее, преобразовательная роль Богочеловека все-таки имела место в истории. И прежде всего это утверждение основано на словах самого Христа о своем призвании. «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел» (Мк 1, 38). «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение» (Лк 4, 18-19).
Характерно, что Христос появился на земле во время духовного кризиса. Преобладающее большинство религиозных общин представляли собой замкнутые сообщества, не допускающие в свою среду посторонних [4]. Сын Божий настаивает на том, что пришел ко всему миру, ко всем народам. «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8, 12). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен мир был через Него» (Ин 3, 17).
События, происходящие в реальном мире «Рассказа о самом главном» - это отражение давнего и вечного конфликта между Христом и фарисеями, истиной и ложью. Разумеется,
в эту борьбу оказываются втянутыми и герои рассказа.
Дорда, стремящийся воздвигнуть царство истины на земле, забывает слова Христа о том, что Царство Его «не от мира сего», а значит, истинный прогресс заключается прежде всего в духовной эволюции. Иными словами, все, что происходит в реальной жизни, все дела рук человеческих - это отражение мира, воцарившегося в сознании. Но внутренний мир Дорды обособлен и враждебен. И он, и его бывший друг Куковеров поклоняются ложным идеалам. Каждый из них думает, что защищает истину. На самом же деле нет истины выше, чем та, что провозглашает каждого человека братом во Христе.
Не эта ли истина выражается периодически повторяющимся в рассказе авторским «я»? Трансформацию мироощущения героев Замятин показывает через приобщение их к этой истине, к способности пережить чужую боль как свою собственную. Понимания этого достигает Куковеров. Дорда так и уходит из поля нашего зрения с неразрешенным конфликтом в душе. Куковерову же помогает Таля.
Этой девушке принадлежит, безусловно, важная роль в рассказе. Что мы можем о ней сказать? Таля - учительница, то есть по роду занятий является как раз тем самым пастырем, который сопутствует Христу. Но ее призвание заключается не только в профессии. Учителем она становится и для Куковерова, открывая ему простые истины о мире, о жизни, о любви, которые готовят его к пониманию «самого главного».
Мы видим Талю в окружении живого мира. И сам ее образ изобилует сравнениями с миром природы. Ресницы - «согнутые тяжестью цветов», платье - словно розовеющие облака. На пронизанной солнечным светом поляне происходит признание во взаимной любви Тали и Куковерова. Их сердца раскрыты друг другу. В такие моменты не нужны слова. Два человека, чувствующие одно и то же, обходятся без них.
Для Куковерова это момент постижения бытия. За его плечами - многолетний опыт борьбы и страданий. Иначе откуда бы взялись эти седые волосы и морщины, пропаханные тюрьмой? И вот восемнадцатилетняя девушка заставляет его почувствовать себя частицей окружающего мира. Он «вслух вдохнул в себя лес, небо, шмеля» (с. 196), ощутил, будто им «создано все: все эти мох-
натые, ребячеглазые лица, и врезанная в небо ветка сирени над забором, и литая туча с девичьей розоватой оторочкой» (с. 203).
События внутреннего мира героев «Рассказа о самом главном» связаны с реальными временными промежутками и сроками. Действие рассказа происходит в Духов день. Эта дата символична. Троица и следующий за ней Духов день издавна считались важнейшими датами земледельческого календаря. Посмотрим, как говорится об этом в Ветхом Завете: «Семь седмиц отсчитай себе... с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу Богу твоему» (Втор. 16, 9-10). То есть, праздник этот отмечался на пятидесятый день после еврейской Пасхи, поэтому он носит название Пятидесятницы. Пятидесятница у евреев была днем жатвы хлебов, сбором урожая. Но ведь жатвой может быть названо и подведение итогов. Именно такой смысл приобретает этот день для героев «Рассказа» - осознание опыта предыдущей жизни. Тогда следующий непосредственно за Пятидесятницей Духов день - это начало новой жизни, нового этапа. И мы видим, что Таля с Куковеровым действительно вступают в новую жизнь.
Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать в связи с событиями на горе Синае, когда Бог говорил с Моисеем и даровал своему народу новый закон. Эта дата совпала с днем сошествия Святого Духа на апостолов. Праздник получил название Троицы - в честь Бога Отца, Сына и Святого Духа. И в Ветхом, и в Новом Завете этот день связан с явлением Бога. Небеса открываются людям навстречу. В «Рассказе о самом главном» эта дата оказывается символичной, потому что теперь происходит обратная связь. Теперь в лице Куковерова открывается человек, приобщаясь к Богу. Символичной она оказывается и в том смысле, что Духов день связан с религией Нового Завета, то есть с приходом на землю Иисуса Христа, и с сошествием Святого Духа на апостолов. Бог провозглашает обновление закона, данного Моисею.
Нравственным обновлением, возрождением становится он и для героев рассказа.
Таля для Куковерова является земным ан-гелом-хранителем, так же, как для Дорды -его мать. Но эту свою миссию они выполняют по-разному. Вспомним чувства матери: «уложить в себя». В этих словах налицо попытка заключить сына в свой собственный замкнутый мирок, в свой кокон. Мать стремится оградить Дорду от всего чужого и враждебного. Таля побуждает Куковерова раскрыться навстречу миру. Таля добивается успеха, а результат стремления матери - регресс, движение назад. Ведь заключение человека в пределы, ставшие тесными, неизбежно приводит к деформации личности.
Другое дело - Таля. Она не только чувствует в себе способность к зарождению новой жизни - она заставляет почувствовать это и Куковерова. «У него вдруг так больно толкнулось сердце, будто там не сердце, а живой ребенок... и тоже как ребенок - в ней сердце» (с. 196). Путь, который предлагает Таля, -это путь прогресса, движение вперед, зарождение нового.
Таким образом, мы видим, что в «Рассказе» персонажи мужского пола делают выбор, который определяет дальнейший путь развития. Выбор этот заключается в принятии (или непринятии) истины о милосердии и сострадании всему живому. Он определяется степенью открытости пространства сознания героев. Женщинам же в рассказе принадлежит роль вдохновителей и помощников в постижении истины.
1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1995. С. 271-272.
2. Замятин Е.И. Избранное. М., 1989. С. 198. Далее текст рассказа цитируется по этому изданию.
3. Замятин Е.И. Избранное. М., 1990. С. 402.
4. Кулаков А.Е. Свет вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. М., 1999. С. 90.