ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
ВН. СИГОВ, Г А. КАРПОВА, M B. СИГОВА
Виктор Ивглафовнч СИГОВ — доктор социологических наук, профессор, декан факультета экономики труда и управления персоналом СПбГЭУ.
В 1974 г. окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского.
Автор более 140 научных статей.
Сфера научных интересов — экономическая безопасность.
Галина Алексеевна КАРПОВА — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.
В 1973 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского.
Автор более 160 научных статей.
Сфера научных интересов — экономика туризма.
Мария Викторовна СПГОВА — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе AHO ВПО «Международный банковский институт».
В 2003 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор более 50 научных статей.
Сфера научных интересов — экономическая безопасность государства, развитие трудового потенциала.
-Ф- -Ф- -Ф-
РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Становление экономики знаний открывает для нашей страны новые возможности, но также ставит вопросы, связанные с реализацией реальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных отраслей и сфер деятельности.
«Экономика знаний» — одно из понятий, характеризующих современный этап развития ведущих стран мира. Модель «экономики знаний» подразумевает использование человеческого капитала как основного источника формирования национального богатства. Развитие экономики, основанной на знаниях, характеризуется созданием и эффективным использованием новых знаний во всех отраслях народного хозяйства и сферах деятельности. Основным критерием развития экономики знаний является воспроизводство человеческого потенциала с высокими показателями уровня образования и профессионализма.
Стоит, однако, заметить, что, согласно исследованиям Всемирного банка в 2012 г. по расчету индекса экономики знаний — КЕ1 (рассчитан по данным 2011 г.), не все страны, выбравшие в качестве стратегической цели развитие экономики знаний, занимают лидирующие позиции в этом рейтинге. К примеру, США находятся на 12-й позиции, ухудшив свои показатели за последние 8 лет на 8 пунктов. Китай занимает лишь 84-е место, Япония — 22-е. Самые высокие показатели у Швеции, Финляндии и Дании (соответственно 1-е, 2-е, 3-е места). Россия, по данным Всемирного банка, занимает 55-е место в рейтинге [4].
Поэтому мы предлагаем ориентироваться на развитие высоких технологий и инноваций, повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки россиян, не забывая при этом о поддержке производственных отраслей, о значимости промышленности и сельского хозяйства для устойчивого функционирования российской экономики.
Необходимо использовать высокие доходы сырьевого сектора для государственного инвестирования в развитие высокотехнологичных производств и в фундаментальные научные исследования в сочетании с масштабными инфраструктурными и социальными проектами и поддержкой инновационной активности в бизнес-среде.
Возможность реализации в России глобальных проектов (строительство объектов спортивной инфраструктуры мирового уровня, строительство в сложнейших условиях нефте- и газопроводов, уникальных по своим характеристикам объектов дорожной инфраструктуры, проект организации транспортных коридоров) позволяет использовать профессиональные знания и умения российских инженеров, экономистов, проектировщиков и создать стимулы и условия для обмена знаниями большого числа специалистов.
Именно профессиональная востребованность специалистов высочайшего уровня, которые получили базовое образование в России, должна стать критерием развития экономики знаний. Такой подход существенно повышает привлекательность получения высшего образования и занятий наукой в молодежной среде, что и является основой для формирования постиндустриального общества.
Во всем мире растет интерес к использованию в качестве социально-экономических ориентиров натуральных показателей, характеризующих состояние физического и нравственного здоровья населения, мотивацию к труду, качество социальных связей, социальную защищенность, что фактически определяет более широкую проблематику оценки человеческого потенциала.
Мегатренды современного планетарного развития закономерно подводят к необходимости рождения интегрированной функции государства в экономике знаний — управлению процессом воспроизводства человеческого капитала, в том числе через расширенное воспроизводство конкурентоспособного трудового потенциала.
При этом необходимо учитывать, что конкуренция национальных экономик за ресурсы человеческого капитала возрастает с каждым годом, а способность привлекать и удерживать квалифицированную рабочую силу выступает в современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности той или иной страны.
ГРНТИ 06.52.01
© В.И. Сигов, Г.А. Карпова, М.В. Сигова, 2013
Начиная с 1990 г. в качестве основного показателя межстранового сравнения Организацией Объединенных Наций используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Россия на 2013 г. занимает 55-е место в списке из 187 стран с показателем 0,788 и входит в регион Восточной Европы и Центральной Азии, в котором находится 31 страна [5].
Россия с самого начала относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, несмотря на ухудшение отдельных показателей ИРЧП. Это свидетельствует о том, что эффективное использование человеческих ресурсов позволит нашей стране реализовать национальные конкурентные преимущества в условиях постиндустриального общества и выйти на новый уровень опережающего развития.
Наиболее серьезным недостатком индекса развития человеческого потенциала является отсутствие в нем показателя, характеризующего культуру или состояние нравственности населения. Между тем именно этот индикатор является наиболее важным для оценки качества человеческого потенциала и должен заменить стоимостный критерий уровня жизни. Этот критерий включает удовлетворение паразитических потребностей в наркотиках и предметах роскоши. В современных условиях углубления экологического кризиса любые стоимостные показатели как критерии социально-экономического и человеческого развития полностью исчерпали себя.
В связи с этим расчет индекса развития человеческого потенциала нуждается в совершенствовании. Необходимо принимать во внимание уровень безработицы и степень социального расслоения, показатели социальной патологии и состояние окружающей среды в каждой стране. Только это позволит объективно оценивать качество человеческих ресурсов и жизни населения.
Human Development Index (HDI) value
Education index
Health index
1980 1990 2000 I Russian Federation
'/-¿¡S.
0.733
" 0.6
1.623
'ГГ
1980 1990 2000
1980 1990
Рис. Динамика изменения индекса развития человеческого потенциала и отдельных его показателей: образование, здоровье, экономическое благополучие в России за 1980-2011 гг. по сравнению с другими странами
Таким образом, перспективы сохранения и развития национального человеческого потенциала России во многом зависят от того, в какой мере и насколько оперативно страна сумеет вписаться в изменившиеся воспроизводственные реалии сегодняшнего дня и правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые до этого рассматривались как потребляющие и непроизводительные.
При этом объективно обусловленной целью экономического развития любого государства выступает не удовлетворение потребностей отдельного человека, а улучшение социальных условий жизнедеятельности народа. Поэтому качество человеческого потенциала необходимо оценивать на основе как индивидуальных критериев, так и его характеристик как общественной структуры, включающей аспект качества взаимодействия.
Накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания и навыки, способности, которыми он обладает от природы и которые сумел в себе развить, т. е. его индивидуальный потенциал, способны приносить отдачу в трудовом процессе, реализуясь в более высокой результативности труда и в более высоких заработках.
Но чрезвычайно важно не только наращивать индивидуальный человеческий потенциал и заниматься производством знаний, но и уметь эти знания и навыки применять, использовать во благо развития страны. В этих условиях актуальной становится проблема формирования культурологических и ментальных предпосылок, призванных гармонизировать приоритет собственных интересов над интересами государства и общества. В противном случае усиливающаяся социальная поляризация, пропаганда общества потребления и материального преуспевания приведут к деструктивным последствиям, отражающимся на национальных интересах России.
Гармоничное развитие человека охватывает нравственное, умственное и физическое становление личности. При этом человеческие усилия не должны ограничиваться удовлетворением только физических потребностей и потребностей в комфорте. Как сказал известный философ Николай Бердяев, «если бы человек был только индивидуумом, то он не возвышался бы над природным миром».
Поэтому мы говорим о расширенном воспроизводстве конкурентоспособного трудового потенциала как основы распределения и использования ресурса знаний в интересах всего общества. А стратегия развития экономики знаний обусловливается повышением качества профессиональных кадров, т. е. уровня их социализации, компетентности и мастерства.
Расширенное воспроизводство трудового потенциала предполагает положительную динамику структуры занятости, улучшение условий труда, развитие способностей людей к труду, повышение производительной силы самого труда. Важно учитывать внедрение средств труда, повышающих его содержательность и привлекательность, устраняющих тяжелый, неквалифицированный, ручной и монотонный труд; улучшение санитарно-гигиенических и эстетических условий труда; облегчение труда и обеспечение его безопасности; развитие способностей трудящихся, их творческой самореализации, совершаемой в сфере производства; оздоровление окружающей среды и т. п.
Дальнейшее распределение и перераспределение совокупной рабочей силы в экономике регулируются законами разделения, перемены труда, соответствия рабочей силы уровню развития средств производства.
Таким образом, можно выделить основные факторы становления и развития экономики знаний, которые можно подразделить на формирующие потенциал инновационного развития и определяющие принципы распределения и использования знаний и навыков. К первой группе относятся: уровень развития науки, образования и здравоохранения; показатель совокупных затрат государства на НИОКР; доля высокотехнологичных отраслей в общей структуре национального дохода; уровень развития человеческого потенциала; качество трудового потенциала. Ко второй группе отнесем: принципы воспроизводства человеческого и трудового потенциала; принципы воспитания и обучения, формируемые в обществе и в сфере образования; уровень развития культуры и степень социализации населения; формы социальной ответственности бизнеса.
Совокупность влияния этих факторов позволяет говорить об эффективности стратегии развития экономики знаний и о наличии необходимых условий для расширенного воспроизводства трудового потенциала как основного критерия становления и развития экономики знаний. Для нас наиболее важными являются принципы воспроизводства трудового потенциала и принципы воспитания и обучения, которые формируются, в том числе, в образовательном процессе.
Основным принципом воспроизводства трудового потенциала в современных условиях является независимость качественных характеристик трудового потенциала от показателя численности трудовых ресурсов. Даже при стабильной численности трудовых ресурсов может происходить увеличение трудового потенциала путем наращивания его качественных характеристик: роста образовательного и профессионально-квалификационного уровня, улучшения состояния здоровья, роста культурного уровня и т. п. Рост трудового потенциала за счет совершенствования качественных характеристик занятого населения при его стабильной численности означает интенсификацию производства.
Также целесообразно применение принципа сочетания потребительских и творческих стимулов к труду. Несовпадение личных и общественных интересов объясняется, главным образом, непривлекательностью многих видов трудовой деятельности, необходимых, тем не менее, обществу. Их регу-
лирование осуществляется на основе потребительских стимулов. В то же время все более важным стимулом трудовой деятельности становится стремление людей к реализации своих творческих потенциалов, получению лучших условий труда и более интересной работы. Применение творческих стимулов предполагает распределение труда по способностям и его постоянное перераспределение в пользу более способных и добросовестных. При этом стремление к творческой деятельности выступает как сила, разумно ограничивающая потребление и способствующая обогащению его содержания.
В то же время производительные и творческие способности людей развиваются в процессе их общего и специального образования, переподготовки и повышения квалификации. Нам необходимо, не отказываясь от достоинств традиционного российского образования, ввести в образовательный процесс новые приоритеты, отвечающие требованиям инновационного развития и принципам становления и развития экономики знаний. Современные концепции непрерывности образования подразумевают периодическое и последовательное обучение индивида, позволяющее заложить основы личностной и профессиональной самореализации, характеризующейся способностью работника менять сферы и способы деятельности.
Основным принципом воспитания и обучения в рамках высшего и специального профессионального образования должно стать стимулирование людей не только к получению знаний и компетенций, но и к взаимообмену этими знаниями в интересах общества.
Для обеспечения максимального компетентностного принципа подготовки кадров необходимо использовать единое основание для создания и разработки образовательных стандартов в системе профессионального образования в учебных заведениях соответствующих силовых ведомств. Таким основанием, с нашей точки зрения, могут и должны стать профессиональные стандарты, которые, в свою очередь, базируются на квалификационных требованиях работодателей. Сегодня недостаточная эффективность подготовки в системе профессионального образования связана, прежде всего, с отсутствием целостной системы квалификационных требований и профессиональных стандартов к подготовке специалиста определенного уровня.
Подобные профессиональные стандарты сегодня активно разрабатываются и используются во многих отраслях народного хозяйства. Так, по оценкам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Лейбовича, за последние пять лет было разработано более 60 профессиональных стандартов в различных сферах деятельности, а также более 150 профессиональных стандартов находятся в процессе разработки [1]. На совещании в марте 2013 г. комиссия РСПП по профессиональным стандартам рекомендовала к использованию и внесению в национальный реестр еще около 70 профессиональных стандартов в ряде отраслей, таких как деятельность гостиниц и ресторанов, предприятий питания, руководство (управление) организацией, информационные технологии, авиастроение, строительство. Комиссия также отметила, что готовятся стандарты в таких областях, как нефтегазовая отрасль, сервис, образование, наноиндустрия, управление персоналом, строительство, транспорт, управление проектами и риск-менеджмент [2]. Пристальное внимание на развитие профессиональных стандартов обращается и руководством страны. Президентом РФ перед комиссией РСПП была поставлена задача принять и внедрить к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов по различным видам деятельности [3].
Еще одним принципом и задачей процессов образования и воспитания должна стать способность человека к сознательному, свободному саморазвитию, продуктивной деятельности ради совершенствования себя и окружающего мира. Такая задача требует ориентации образовательного процесса на воспроизводство людей с творческими способностями и более внимательного отношения к культурно-воспитательной составляющей процесса образования и подготовки кадров. Для этого необходима новая образовательная политика, направленная на воспроизводство творцов, а не квалифицированных потребителей.
Возрождение воспитательных традиций вуза следует рассматривать как необходимое условие существенного повышения качества высшего и профессионального образования, фактор развития человеческого и трудового потенциала в условиях становления экономики знаний.
Необходимо выработать четкое видение механизмов социализации студентов, закономерностей становления и развития воспитательных систем вузов, критериев и факторов их эффективности. Высшая школа должна стать центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного
воспитания. При этом важно воздействие всей организации, всей атмосферы педагогического процесса на становление личностных качеств студента.
Воспитательный процесс в вузе должен отражать исторические и ментальные особенности развития общества, формировать ценностные ориентиры и осознанный взгляд на возникающие идеологические и социально-политические теории и проблемы.
Представляется целесообразным разработать общую концепцию воспитания в системе высшего образования, включающую собственные или адаптированные методики, технологии и формы организации воспитательной деятельности в вузах. Необходимо ориентироваться на создание единого воспитательного пространства для всех уровней образования, которое обеспечило бы преемственность воспитания. При этом важно сохранить его вариативность для различных типов и видов учебных заведений.
Критериями качества воспитательного процесса в вузе могут служить: выраженная познавательная потребность студентов; уважительное отношение к культурным и духовным ценностям, принятым в обществе; активность в творческой самореализации и саморазвитии; способность к адекватной самооценке и самокоррекции; открытость воспитательному и преобразовательному процессам.
Крайне важно сформировать содержательные и этические составляющие процесса воспитания, основываясь на апробированных многолетних традициях вузов и научных школ. Сохранение и популяризация традиционных и исторических особенностей развития университетов позволит создать атмосферу высококультурного, гуманистического и интеллигентного окружения как для студентов, так и для педагогов, что, несомненно, станет основой их высокой самооценки.
В качестве инновационных методов развития процесса воспитания во многих вузах внедряются программы и инструментарии социологических опросов студентов, нацеленных на определение уровня их удовлетворенности постановкой учебного процесса, степени включенности в соуправление учебно-воспитательной деятельностью, на выявление ожиданий студентов от получаемого образования.
Образовательное пространство региона должно быть организовано таким образом, чтобы, помимо процесса обучения, предоставить студентам возможность для развития творческих способностей и коммуникативных навыков.
Формами такой организации могут стать создание и развитие сети технопарков и бизнес-инкубаторов на базе университетов и исследовательских центров. Необходимо инициировать разработку региональной целевой программы формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки, который должен реализовываться исключительно через сетку университетских технопарков с участием наиболее креативных команд бизнес-инкубаторов. К формированию портфеля заказов впоследствии будут активно подключаться представители бизнеса. Такая идея позволит максимально активизировать взаимодействие между представителями технических и гуманитарных вузов, что в результате станет основой создания инновационного образовательного пространства региона.
Активная поддержка со стороны Правительства Санкт-Петербурга требуется также для организации регионального конкурса инновационных и предпринимательских проектов среди студентов, название которого должно стать брендом качества образования и критерием эффективности образовательных технологий вуза.
Необходимо инициировать разработку единой воспитательной политики для всех вузов Санкт-Петербурга, ориентированной на создание единого воспитательного пространства для всех уровней образования, которое обеспечило бы преемственность воспитания. При этом важно сохранить его вариативность для различных типов и видов учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лейбоеич А. Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций // Промышленник России. 2012. Сентябрь.
2. Развитие системы профессиональных стандартов — одна из первостепенных задач объединений работодателей. URL: http://www.rspp.ra/cc/news/29/1609
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СПС «КонсультантПлюс».
4. KnowledgeEconomylndex (KEI) 2012 Rankings. URL: http://web.worldbank.org
5. 2013 Human Development Report. URL: http://www.undp.org/content/mdp/en/home/librarypage/hdr/human-development-report-2013/