Научная статья на тему 'Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний'

Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / KNOWLEDGE ECONOMY / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / THE REPRODUCTION OF THE LABOUR POTENTIAL / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигов Виктор Ивглафович, Карпова Галина Алексеевна, Сигова Мария Викторовна

В статье рассматриваются существующие подходы к развитию экономики знаний в современном государстве. Проанализированы достоинства и недостатки набора показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала. Обоснованы выводы о значимости процессов воспроизводства человеческих и трудовых ресурсов для устойчивого развития экономики, основанной на знаниях. Разработаны рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expanded reproduction of the labor potential as the main criterion of formation and development of the knowledge economy

The article discusses the existing approaches to the development of knowledge economy in the modern state. Analyzed advantages and disadvantages of a set of indicators defining human development index. Justified conclusions about the importance of processes of reproduction of human and labour resources for the sustainable development of a knowledge-based economy. The recommendations for improving the educational work at the University.

Текст научной работы на тему «Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

ВН. СИГОВ, Г А. КАРПОВА, M B. СИГОВА

Виктор Ивглафовнч СИГОВ — доктор социологических наук, профессор, декан факультета экономики труда и управления персоналом СПбГЭУ.

В 1974 г. окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского.

Автор более 140 научных статей.

Сфера научных интересов — экономическая безопасность.

Галина Алексеевна КАРПОВА — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.

В 1973 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. H.A. Вознесенского.

Автор более 160 научных статей.

Сфера научных интересов — экономика туризма.

Мария Викторовна СПГОВА — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе AHO ВПО «Международный банковский институт».

В 2003 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор более 50 научных статей.

Сфера научных интересов — экономическая безопасность государства, развитие трудового потенциала.

-Ф- -Ф- -Ф-

РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Становление экономики знаний открывает для нашей страны новые возможности, но также ставит вопросы, связанные с реализацией реальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных отраслей и сфер деятельности.

«Экономика знаний» — одно из понятий, характеризующих современный этап развития ведущих стран мира. Модель «экономики знаний» подразумевает использование человеческого капитала как основного источника формирования национального богатства. Развитие экономики, основанной на знаниях, характеризуется созданием и эффективным использованием новых знаний во всех отраслях народного хозяйства и сферах деятельности. Основным критерием развития экономики знаний является воспроизводство человеческого потенциала с высокими показателями уровня образования и профессионализма.

Стоит, однако, заметить, что, согласно исследованиям Всемирного банка в 2012 г. по расчету индекса экономики знаний — КЕ1 (рассчитан по данным 2011 г.), не все страны, выбравшие в качестве стратегической цели развитие экономики знаний, занимают лидирующие позиции в этом рейтинге. К примеру, США находятся на 12-й позиции, ухудшив свои показатели за последние 8 лет на 8 пунктов. Китай занимает лишь 84-е место, Япония — 22-е. Самые высокие показатели у Швеции, Финляндии и Дании (соответственно 1-е, 2-е, 3-е места). Россия, по данным Всемирного банка, занимает 55-е место в рейтинге [4].

Поэтому мы предлагаем ориентироваться на развитие высоких технологий и инноваций, повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки россиян, не забывая при этом о поддержке производственных отраслей, о значимости промышленности и сельского хозяйства для устойчивого функционирования российской экономики.

Необходимо использовать высокие доходы сырьевого сектора для государственного инвестирования в развитие высокотехнологичных производств и в фундаментальные научные исследования в сочетании с масштабными инфраструктурными и социальными проектами и поддержкой инновационной активности в бизнес-среде.

Возможность реализации в России глобальных проектов (строительство объектов спортивной инфраструктуры мирового уровня, строительство в сложнейших условиях нефте- и газопроводов, уникальных по своим характеристикам объектов дорожной инфраструктуры, проект организации транспортных коридоров) позволяет использовать профессиональные знания и умения российских инженеров, экономистов, проектировщиков и создать стимулы и условия для обмена знаниями большого числа специалистов.

Именно профессиональная востребованность специалистов высочайшего уровня, которые получили базовое образование в России, должна стать критерием развития экономики знаний. Такой подход существенно повышает привлекательность получения высшего образования и занятий наукой в молодежной среде, что и является основой для формирования постиндустриального общества.

Во всем мире растет интерес к использованию в качестве социально-экономических ориентиров натуральных показателей, характеризующих состояние физического и нравственного здоровья населения, мотивацию к труду, качество социальных связей, социальную защищенность, что фактически определяет более широкую проблематику оценки человеческого потенциала.

Мегатренды современного планетарного развития закономерно подводят к необходимости рождения интегрированной функции государства в экономике знаний — управлению процессом воспроизводства человеческого капитала, в том числе через расширенное воспроизводство конкурентоспособного трудового потенциала.

При этом необходимо учитывать, что конкуренция национальных экономик за ресурсы человеческого капитала возрастает с каждым годом, а способность привлекать и удерживать квалифицированную рабочую силу выступает в современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности той или иной страны.

ГРНТИ 06.52.01

© В.И. Сигов, Г.А. Карпова, М.В. Сигова, 2013

Начиная с 1990 г. в качестве основного показателя межстранового сравнения Организацией Объединенных Наций используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Россия на 2013 г. занимает 55-е место в списке из 187 стран с показателем 0,788 и входит в регион Восточной Европы и Центральной Азии, в котором находится 31 страна [5].

Россия с самого начала относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, несмотря на ухудшение отдельных показателей ИРЧП. Это свидетельствует о том, что эффективное использование человеческих ресурсов позволит нашей стране реализовать национальные конкурентные преимущества в условиях постиндустриального общества и выйти на новый уровень опережающего развития.

Наиболее серьезным недостатком индекса развития человеческого потенциала является отсутствие в нем показателя, характеризующего культуру или состояние нравственности населения. Между тем именно этот индикатор является наиболее важным для оценки качества человеческого потенциала и должен заменить стоимостный критерий уровня жизни. Этот критерий включает удовлетворение паразитических потребностей в наркотиках и предметах роскоши. В современных условиях углубления экологического кризиса любые стоимостные показатели как критерии социально-экономического и человеческого развития полностью исчерпали себя.

В связи с этим расчет индекса развития человеческого потенциала нуждается в совершенствовании. Необходимо принимать во внимание уровень безработицы и степень социального расслоения, показатели социальной патологии и состояние окружающей среды в каждой стране. Только это позволит объективно оценивать качество человеческих ресурсов и жизни населения.

Human Development Index (HDI) value

Education index

Health index

1980 1990 2000 I Russian Federation

'/-¿¡S.

0.733

" 0.6

1.623

'ГГ

1980 1990 2000

1980 1990

Рис. Динамика изменения индекса развития человеческого потенциала и отдельных его показателей: образование, здоровье, экономическое благополучие в России за 1980-2011 гг. по сравнению с другими странами

Таким образом, перспективы сохранения и развития национального человеческого потенциала России во многом зависят от того, в какой мере и насколько оперативно страна сумеет вписаться в изменившиеся воспроизводственные реалии сегодняшнего дня и правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые до этого рассматривались как потребляющие и непроизводительные.

При этом объективно обусловленной целью экономического развития любого государства выступает не удовлетворение потребностей отдельного человека, а улучшение социальных условий жизнедеятельности народа. Поэтому качество человеческого потенциала необходимо оценивать на основе как индивидуальных критериев, так и его характеристик как общественной структуры, включающей аспект качества взаимодействия.

Накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания и навыки, способности, которыми он обладает от природы и которые сумел в себе развить, т. е. его индивидуальный потенциал, способны приносить отдачу в трудовом процессе, реализуясь в более высокой результативности труда и в более высоких заработках.

Но чрезвычайно важно не только наращивать индивидуальный человеческий потенциал и заниматься производством знаний, но и уметь эти знания и навыки применять, использовать во благо развития страны. В этих условиях актуальной становится проблема формирования культурологических и ментальных предпосылок, призванных гармонизировать приоритет собственных интересов над интересами государства и общества. В противном случае усиливающаяся социальная поляризация, пропаганда общества потребления и материального преуспевания приведут к деструктивным последствиям, отражающимся на национальных интересах России.

Гармоничное развитие человека охватывает нравственное, умственное и физическое становление личности. При этом человеческие усилия не должны ограничиваться удовлетворением только физических потребностей и потребностей в комфорте. Как сказал известный философ Николай Бердяев, «если бы человек был только индивидуумом, то он не возвышался бы над природным миром».

Поэтому мы говорим о расширенном воспроизводстве конкурентоспособного трудового потенциала как основы распределения и использования ресурса знаний в интересах всего общества. А стратегия развития экономики знаний обусловливается повышением качества профессиональных кадров, т. е. уровня их социализации, компетентности и мастерства.

Расширенное воспроизводство трудового потенциала предполагает положительную динамику структуры занятости, улучшение условий труда, развитие способностей людей к труду, повышение производительной силы самого труда. Важно учитывать внедрение средств труда, повышающих его содержательность и привлекательность, устраняющих тяжелый, неквалифицированный, ручной и монотонный труд; улучшение санитарно-гигиенических и эстетических условий труда; облегчение труда и обеспечение его безопасности; развитие способностей трудящихся, их творческой самореализации, совершаемой в сфере производства; оздоровление окружающей среды и т. п.

Дальнейшее распределение и перераспределение совокупной рабочей силы в экономике регулируются законами разделения, перемены труда, соответствия рабочей силы уровню развития средств производства.

Таким образом, можно выделить основные факторы становления и развития экономики знаний, которые можно подразделить на формирующие потенциал инновационного развития и определяющие принципы распределения и использования знаний и навыков. К первой группе относятся: уровень развития науки, образования и здравоохранения; показатель совокупных затрат государства на НИОКР; доля высокотехнологичных отраслей в общей структуре национального дохода; уровень развития человеческого потенциала; качество трудового потенциала. Ко второй группе отнесем: принципы воспроизводства человеческого и трудового потенциала; принципы воспитания и обучения, формируемые в обществе и в сфере образования; уровень развития культуры и степень социализации населения; формы социальной ответственности бизнеса.

Совокупность влияния этих факторов позволяет говорить об эффективности стратегии развития экономики знаний и о наличии необходимых условий для расширенного воспроизводства трудового потенциала как основного критерия становления и развития экономики знаний. Для нас наиболее важными являются принципы воспроизводства трудового потенциала и принципы воспитания и обучения, которые формируются, в том числе, в образовательном процессе.

Основным принципом воспроизводства трудового потенциала в современных условиях является независимость качественных характеристик трудового потенциала от показателя численности трудовых ресурсов. Даже при стабильной численности трудовых ресурсов может происходить увеличение трудового потенциала путем наращивания его качественных характеристик: роста образовательного и профессионально-квалификационного уровня, улучшения состояния здоровья, роста культурного уровня и т. п. Рост трудового потенциала за счет совершенствования качественных характеристик занятого населения при его стабильной численности означает интенсификацию производства.

Также целесообразно применение принципа сочетания потребительских и творческих стимулов к труду. Несовпадение личных и общественных интересов объясняется, главным образом, непривлекательностью многих видов трудовой деятельности, необходимых, тем не менее, обществу. Их регу-

лирование осуществляется на основе потребительских стимулов. В то же время все более важным стимулом трудовой деятельности становится стремление людей к реализации своих творческих потенциалов, получению лучших условий труда и более интересной работы. Применение творческих стимулов предполагает распределение труда по способностям и его постоянное перераспределение в пользу более способных и добросовестных. При этом стремление к творческой деятельности выступает как сила, разумно ограничивающая потребление и способствующая обогащению его содержания.

В то же время производительные и творческие способности людей развиваются в процессе их общего и специального образования, переподготовки и повышения квалификации. Нам необходимо, не отказываясь от достоинств традиционного российского образования, ввести в образовательный процесс новые приоритеты, отвечающие требованиям инновационного развития и принципам становления и развития экономики знаний. Современные концепции непрерывности образования подразумевают периодическое и последовательное обучение индивида, позволяющее заложить основы личностной и профессиональной самореализации, характеризующейся способностью работника менять сферы и способы деятельности.

Основным принципом воспитания и обучения в рамках высшего и специального профессионального образования должно стать стимулирование людей не только к получению знаний и компетенций, но и к взаимообмену этими знаниями в интересах общества.

Для обеспечения максимального компетентностного принципа подготовки кадров необходимо использовать единое основание для создания и разработки образовательных стандартов в системе профессионального образования в учебных заведениях соответствующих силовых ведомств. Таким основанием, с нашей точки зрения, могут и должны стать профессиональные стандарты, которые, в свою очередь, базируются на квалификационных требованиях работодателей. Сегодня недостаточная эффективность подготовки в системе профессионального образования связана, прежде всего, с отсутствием целостной системы квалификационных требований и профессиональных стандартов к подготовке специалиста определенного уровня.

Подобные профессиональные стандарты сегодня активно разрабатываются и используются во многих отраслях народного хозяйства. Так, по оценкам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Лейбовича, за последние пять лет было разработано более 60 профессиональных стандартов в различных сферах деятельности, а также более 150 профессиональных стандартов находятся в процессе разработки [1]. На совещании в марте 2013 г. комиссия РСПП по профессиональным стандартам рекомендовала к использованию и внесению в национальный реестр еще около 70 профессиональных стандартов в ряде отраслей, таких как деятельность гостиниц и ресторанов, предприятий питания, руководство (управление) организацией, информационные технологии, авиастроение, строительство. Комиссия также отметила, что готовятся стандарты в таких областях, как нефтегазовая отрасль, сервис, образование, наноиндустрия, управление персоналом, строительство, транспорт, управление проектами и риск-менеджмент [2]. Пристальное внимание на развитие профессиональных стандартов обращается и руководством страны. Президентом РФ перед комиссией РСПП была поставлена задача принять и внедрить к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов по различным видам деятельности [3].

Еще одним принципом и задачей процессов образования и воспитания должна стать способность человека к сознательному, свободному саморазвитию, продуктивной деятельности ради совершенствования себя и окружающего мира. Такая задача требует ориентации образовательного процесса на воспроизводство людей с творческими способностями и более внимательного отношения к культурно-воспитательной составляющей процесса образования и подготовки кадров. Для этого необходима новая образовательная политика, направленная на воспроизводство творцов, а не квалифицированных потребителей.

Возрождение воспитательных традиций вуза следует рассматривать как необходимое условие существенного повышения качества высшего и профессионального образования, фактор развития человеческого и трудового потенциала в условиях становления экономики знаний.

Необходимо выработать четкое видение механизмов социализации студентов, закономерностей становления и развития воспитательных систем вузов, критериев и факторов их эффективности. Высшая школа должна стать центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного

воспитания. При этом важно воздействие всей организации, всей атмосферы педагогического процесса на становление личностных качеств студента.

Воспитательный процесс в вузе должен отражать исторические и ментальные особенности развития общества, формировать ценностные ориентиры и осознанный взгляд на возникающие идеологические и социально-политические теории и проблемы.

Представляется целесообразным разработать общую концепцию воспитания в системе высшего образования, включающую собственные или адаптированные методики, технологии и формы организации воспитательной деятельности в вузах. Необходимо ориентироваться на создание единого воспитательного пространства для всех уровней образования, которое обеспечило бы преемственность воспитания. При этом важно сохранить его вариативность для различных типов и видов учебных заведений.

Критериями качества воспитательного процесса в вузе могут служить: выраженная познавательная потребность студентов; уважительное отношение к культурным и духовным ценностям, принятым в обществе; активность в творческой самореализации и саморазвитии; способность к адекватной самооценке и самокоррекции; открытость воспитательному и преобразовательному процессам.

Крайне важно сформировать содержательные и этические составляющие процесса воспитания, основываясь на апробированных многолетних традициях вузов и научных школ. Сохранение и популяризация традиционных и исторических особенностей развития университетов позволит создать атмосферу высококультурного, гуманистического и интеллигентного окружения как для студентов, так и для педагогов, что, несомненно, станет основой их высокой самооценки.

В качестве инновационных методов развития процесса воспитания во многих вузах внедряются программы и инструментарии социологических опросов студентов, нацеленных на определение уровня их удовлетворенности постановкой учебного процесса, степени включенности в соуправление учебно-воспитательной деятельностью, на выявление ожиданий студентов от получаемого образования.

Образовательное пространство региона должно быть организовано таким образом, чтобы, помимо процесса обучения, предоставить студентам возможность для развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

Формами такой организации могут стать создание и развитие сети технопарков и бизнес-инкубаторов на базе университетов и исследовательских центров. Необходимо инициировать разработку региональной целевой программы формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки, который должен реализовываться исключительно через сетку университетских технопарков с участием наиболее креативных команд бизнес-инкубаторов. К формированию портфеля заказов впоследствии будут активно подключаться представители бизнеса. Такая идея позволит максимально активизировать взаимодействие между представителями технических и гуманитарных вузов, что в результате станет основой создания инновационного образовательного пространства региона.

Активная поддержка со стороны Правительства Санкт-Петербурга требуется также для организации регионального конкурса инновационных и предпринимательских проектов среди студентов, название которого должно стать брендом качества образования и критерием эффективности образовательных технологий вуза.

Необходимо инициировать разработку единой воспитательной политики для всех вузов Санкт-Петербурга, ориентированной на создание единого воспитательного пространства для всех уровней образования, которое обеспечило бы преемственность воспитания. При этом важно сохранить его вариативность для различных типов и видов учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейбоеич А. Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций // Промышленник России. 2012. Сентябрь.

2. Развитие системы профессиональных стандартов — одна из первостепенных задач объединений работодателей. URL: http://www.rspp.ra/cc/news/29/1609

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СПС «КонсультантПлюс».

4. KnowledgeEconomylndex (KEI) 2012 Rankings. URL: http://web.worldbank.org

5. 2013 Human Development Report. URL: http://www.undp.org/content/mdp/en/home/librarypage/hdr/human-development-report-2013/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.