УДК 58:006;632.937.31
Расширенная выставочная экспозиция коллекции Iris х hybrida hort. в Арборетуме
Никитского ботанического сада
Шейнина А.Л., Улановская И.В.
Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН, Ялта, Россия
Аннотация. В статье представлен обзор новых подходов к экспонированию коллекции ириса гибридного (Iris х hybrida hort.) в Никитском ботаническом саду - Национальном научном центре. Входе разработки проекта перезакладки и расширения выставочной экспозиции данной культуры в Арборетуме был проработан и воплощен ряд новшеств по созданию, как отдельных куртин, так и концепции выставочной экспозиции в целом. Описаны различные подходы к созданию тематических куртин с использованием сортов ириса бородатого, основанные как на явных декоративных и биологических признаках культуры (окраска цветка, окраска бородок, сроки цветения и прочие), так и учитывая ряд неспецифических факторов, касающихся проблем и задач экспонирования крупных коллекций красивоцветущих многолетников.
Ключевые слова: ирис гибридный, сорт, выставочная экспозиция, декоративные особенности, цветовые композиции
Enlarged exhibition exposition of Iris х hybrida hort. in Arboretum of Nikitsky Botanical
Gardens Sheinina A.L., Ulanovskaya I.V.
Nikita Botanical Gardens - National Scientific Center RAS, Yalta, Russia
Summary. The article provides an overview of new approaches to displaying the collection of bearded iris (Iris х hybrida hort.) in the Nikitsky Botanical Gardens - National Scientific Center. During the development of the project for replanting and enlarging the exhibition exposition of this culture in the Arboretum, a number of innovations were developed and implemented in the creation of both individual flower-beds and the concept of the exhibition exposition as a whole. Various approaches to creating thematic clumps using bearded iris cultivars are described, based both on obvious decorative and biological characteristics of the crop (flower color, beard color, blooming time, etc.), and taking into account a number of non-specific factors related to the problems and tasks of exhibiting large collections of decoratively-blooming perennials.
Key words, bearded iris, cultivar, exhibition exposition, decorative features, color compositions
Парки и учреждения, имеющие вековую историю, как правило, представляют собой арборетумы, в которых основу экспозиции зеленого музея под открытым небом все же выполняют коллекции древесных и кустарниковых растений, которые имеют весьма продолжительный период жизни, чем более уязвимые и требующие гораздо большего ухода коллекции травянистых красивоцветущих многолетников. Тем не менее, посетители за редким исключением идут в ботанический сад с целью полюбоваться только на вековые деревья. Поэтому для соответствия современным представлениям о парках и садах как рекреационных и одновременного образовательных учреждениях, возникает необходимость гармонично вписывать в их устоявшийся ландшафт куртины и участки, экспонирующие красивоцветущие травянистые растения, в первую очередь многолетники. Деревья создают «каркас» общего вида восприятия парков, задают определенный ритм ландшафтным посадкам, куда необходимо гармонично вписать цветочные культуры для того, чтобы приукрасить и еще раз подчеркнуть величие и монументальность древесных насаждений.
В Никитском ботаническом саду - Национальном научном центре (НБС-ННЦ) собраны богатейшие коллекции цветочно-декоративных растений, на основе исследования которых выделен перспективный сортимент для использования в озеленении, а также накоплен достаточный опыт их экспонирования [1-3]. Наряду с уже ставшими за многие десятилетия брендовыми выставками тюльпанов и хризантем, есть относительно новые, которые только формируются в полномасштабные экспозиции, представляющие культуру, как, например, выставка ириса гибридного (Iris х hybrida hort.).
В нашу задачу входило создание выставочной экспозиции коллекции Iris х hybrida hort. НБС-ННЦ, которая включает в себя более 300 сортов трех основных садовых групп, и гармонично вписать
ее в общий ландшафт парка и наиболее полно представить культуру со всеми ее уникальными особенностями.
Современный ботанический сад - это не только эстетика и «наука в себе», это всегда и открытая широкой публике образовательная «площадка». Соответственно все закладываемые новые участки и экспозиции должны быть задуманы таким образом, чтобы нести в себе и образовательную функцию в том числе. Основной образовательной функцией живых коллекций является ознакомление посетителя с историческими этапами и достижениями селекции той или иной культуры. Для этого в рамках экспозиций специально закладываются либо отдельные куртины, выполняющие эту роль, либо сама выставочная экспозиция устроена таким образом, чтобы посетитель совершил «путешествие во времени» от первых скромных по современным меркам шагов селекции данной культуры до новейших, зачастую потрясающих воображение, сортов и форм. Замечательным примером реализации подобной задумки служит экспозиция красивоцветущих культур в одном из крупнейших Ботанических садов Европы - Пругонице в Чехии (Prnhonice Botanic Garden, Czech Republic), где растения высажены в хронологическом порядке создания [4]. Данный подход позволяет задействовать весь коллекционный фонд в выставочной экспозиции, включая ретро-сорта и виды, так как основной научной задачей ботанического учреждения, прежде всего, остается сбор и сохранение генетического фонда различных культур.
Для отображения селекционного процесса в рамках культуры ириса гибридного при создании «исторической» куртины на выставочной экспозиции в Арборетуме НБС-ННЦ, помимо ретро-сортов, из общего списка коллекции необходимо было выбрать сорта, представляющие собой определенные значимые вехи в самом селекционном процессе, сорта, несущие в себе признаки, над которыми селекционеры работали десятилетиями. Яркими примерами таких ситуаций в селекции бородатых ирисов были «погони» за чистой желтой окраской (образцом принято считать сорт 'Limelight' 1952, Hall), а затем и за чистой фламингово-розовой (первым сортом-образцом розовой окраски, признанным мировым сообществом, считается 'Pink Taffeta' 1968, Rudolph) и последующее создание первой розовой амены, сорта с особым типом окраски, в котором стандарты белые или почти белые, а фолы окрашены ('Sugar Magnolia' 1998, Schreiner).
Сложность «сборки» данной куртины заключалась еще и в том, что каждая отдельно взятая характеристика внешнего облика современных сортов ириса бородатого имеет свою историю создания, будь то форма долей околоцветника: их края, расположение в пространстве, плотность; форма бородки, ее цвет и густота; тип окраски (одноцветный, двухцветный, пликата, амена, гляциата и т.д.); ветвистость генеративного побега; количество цветков на цветоносе [5]. Поэтому на исторической куртине представлены сорта, наиболее явно репрезентирующие собой хронологию достижений в области данных признаков. Здесь же размещены сорта селекции НБС-ННЦ: 'Лунная Радуга', 'Скиф', 'Полёт Фламинго', каждый из которых на момент своего создания отражал основные тенденции в мировом селекционном процессе данной культуры.
Основной же особенностью культуры Iris х hybrida hort. является широчайший спектр окраски цветка. И для того, чтобы максимально выгодно представить культуру при создании композиций мы воспользовались принципами цветовых гармоний в современной теории колористики [6, 7].
При создании куртин во внимание принималась не только окраска цветка, но и тип окраски (паттерн), так же учитывалась форма долей околоцветника и другие особенности цветков ириса гибридного, такие как, к примеру, ярко-окрашенные бородки. Куртинам, скомпонованным на основе определенных декоративных качеств сортов, были присвоены соответствующие названия: «Огни большого города», «Батик», «Звездное скопление Пликат», «Океан», «Пламя» и другие [8].
Работа с уникальной в своем роде широчайшей цветовой палитрой современных сортов ириса гибридного дает нам возможность создавать внутри куртин сложные цветовые гаммы (ряд гармонически взаимосвязанных цветов, относящийся к определенному типу цветовых гармоний) и воплотить в жизни слова Нины Александровны Базилевской о палитре художника, создающего картины буквально из растений. Из куртин, созданных на основе окраски цветков ириса гибридного стоит отметить те, которые соответствуют классическим типам цветовых гармоний (композиции), выделяемых в рамках теории колористики: монохромная, комплементарная, аналоговая, триада и прочие.
Крупнейшие куртины текущей выставочной экспозиции - «Океан» и «Пламя». «Океан» являет собой пример классической монохромной композиции. После удачного эксперимента с монохромной композицией «Море» в сине-голубой гамме на предыдущих выставках [9], было решено увеличить площадь и количество сортов, задействованных в данной композиции и переименовать ее в «Океан». Эта композиция вобрала в себя большую массу сортов сине-голубых окрасок, решив, таким образом,
проблему некоторого перевеса сортов данной окраски у культуры Iris х hybrida hort. в целом, а также продемонстрировала всю полноту сине-голубой гаммы в окраске цветка ириса гибридного.
Куртина под названием «Пламя» — пример аналоговой композиции и состоит из сортов с долями околоцветника, окрашенными в родственные цвета. В данном случае это теплая желто-оранжево-багряная гамма.
Куртины «Океан» и «Пламя» вместе создают еще один тип цветовой композиции - аналогово-комплементарный. В нашем примере комплементарная пара цветов - синий и оранжево-желтый. Куртины «Океан» и «Пламя» преднамеренно расположены рядом в реверсивном по светлоте отношении друг к другу, что создает дополнительный контраст насыщенности и «температуры» цвета.
Аналоговая композиция в холодных тонах представлена куртиной «Летние сумерки», которая задействует сорта ириса гибридного из фиолетово-сиреневой цветовой группы с добавлением сортов розовых оттенков.
Комплементарная (контрастная) композиция представлена точечно парой сортов 'Chariots of Fire' и 'Swingtown' (сочетание желто-оранжевого с фиолетовым) в группе высоких бородатых ирисов и парой 'Cat's Eye' и 'Irish Seas' (красно-пурпурный и желтовато-зеленый) в группе карликовых стандартных ирисов
Триада. Один из 14 выделяемых у ирисов гибридных типов окраски - «вариегата» со стандартами желтых оттенков и фолами, окрашенными в диапазон от красно-коричневатого до пурпурного, - сам подталкивает нас к созданию гармонии триады, так как в основе классической триады лежат базовые желтый, красный и синий цвета. Куртина с данной цветовой композицией создана отталкиваясь именно от «потребностей» сортов подобного типа окраски. Так при подборе сортов синих оттенков в данную триаду, было важно стремиться к более чистым синим тонам в окраске, таким как ультрамарин и кобальт. На данную куртину так же были добавлены сорта более светлых, менее насыщенных и ярких оттенков в пределах выбранной цветовой триады, что уравновешивает композицию, содержащую большое количество насыщенных цветовых пятен, благодаря чему создаётся эффект переливчатости живой палитры художника, за что куртина получила название «Палитра Марка Шагала».
Раздельно-комплементарная композиция. Среди ирисов гибридных двухцветного типа окраски огромное количество сортов с сочетанием (в широком диапазоне яркости и насыщенности) желтых и близких к желтому оттенков верхних долей околоцветника с различными вариациями сине-фиолетовых оттеков нижних долей околоцветника. Такие сорта были объединены в рамках раздельно-комплементарной гаммы. Куртина «Батик» получилась спокойной и уравновешенной, но не менее выразительной, чем остальные.
Куртина «Огни большого города» создана на основе такой отличительной черты некоторых сортов ириса гибридного как ярко-окрашенные густые бородки. В группу были отобраны сорта с одноцветным типом окраски (self) разных чистых и ярких оттенков, схожей формой долей околоцветника и при этом с единым визуальным акцентом - у всех сортов яркая и густая оранжево-розовой бородка. Данная композиция построена на системе взаимных контрастных отношений чистых, предельно насыщенных цветов, усиливающих яркость друг друга.
Куртина «Звездное скопление Пликат» создана из сортов с аутентичным для ириса гибридного паттерном окраски - «пликата», состоящего из точек и штрихов, образующих узор по краю лепестков в цветовом диапазоне от розово-сиреневого до сине-фиолетового на светлом (белом, кремовом, желтом и т.п.) фоне. Крапчатая, «забрызганная» окраска сортов данного типа создаёт впечатление мерцающего облака - за что куртина получила название.
За предыдущие годы экспонирования коллекции был отмечен ряд особенностей в поведении посетителей, которые были учтены при разработке проекта перезакладки и расширения выставки. Одна из таких особенностей заключается в том, что сорта, очень позднего срока цветения, распределенные равномерно на разных куртинах по всей площади выставочного участка, остаются незаслуженно обделенными вниманием. Когда основная масса сортов закончила свое цветение, посетители, оказываясь на выставочной экспозиции перестают «углубляться» в поисках еще цветущих растений и, окидывая поверхностным взглядом участок, продолжают свое движение дальше по паркам Арборетума. В свою же очередь поздноцветущие сорта помимо того, что значительно продлевают общий период цветения культуры, обладают ценными декоративными качествами, так как целенаправленная селекция на этот признак - явление относительно свежее. Очень поздние сорта, как правило, несут в себе все черты современных достижений селекции, такие как: плотные доли околоцветника, бахромчатые, гофрированные и очень волнистые края, стойкость окраски к выгоранию и другие. Для решения обозначенной проблемы было решено создать куртину «Июньские зори»
исключительно из сортов с очень поздними сроками цветения и разместить ее буквально на входе на выставочный участок. Таким образом, куртина как самодостаточный элемент выставки привлекает уже июньских посетителей и является финальным аккордом всей экспозиции.
Парки Никитского ботанического сада одновременно являются и местом проведения исследовательских работы, и общественным пространством, поэтому при разработке проектов крупных выставок необходимо учитывать пожелания посетителей, которые ввиду развития современных технологий имеют возможность повсеместно делать снимки и размещать их в соцсетях. Организованная фотозона не только удовлетворяет интерес посетителей, но и обеспечивает дополнительную абсолютно бесплатную рекламу мероприятия в Интернет-ресурсах. И как показал опыт предыдущих выставок - отсутствие специально выделенного и организованного для фотозоны пространства ведет к стихийному образованию подобных точек самими посетителями, что часто наносит существенный вред растениям, так как в погоне за эстетикой кадра люди стремятся забраться внутрь куртины. Поэтому, для организации фотозоны был выбран центральный сектор выставочного участка, находящийся под видовой площадкой. На куртине было решено произвести экспериментальную посадку из смеси сортов ириса гибридного разных сроков цветения, всех возможных типов окрасок и цветовых оттенков. Сделано это было для того, чтобы обеспечить максимально продолжительную декоративность куртины и ее привлекательность в качестве фотозоны. Для посетителей была проложена дорожка в центр куртины, чтобы на фотоснимке с любого ракурса человек был окружен цветущими растениями ириса гибридного.
Таким образом, проект перезакладки и расширения выставочной экспозиции ириса гибридного в Арборетуме НБС-ННЦ был выполнен с учетом, как особенностей самой культуры, так и считаясь с потребностями посетителей и задачами, стоящими перед ботаническим учреждением не только как научной, но и образовательной «площадкой».
Работа выполнена по Госзаданию FNNS-2022-0007 «Интродукция, селекция декоративных растений и разработка принципов создания устойчивых культурных фитоценозов»
Список литературы:
1. Zykova V., Klimenko Z., Zubkova N.V., Alexandrova L., Ulanovskaya I., Plugatar S., Smykova N.V., Kravchenko I. The Nikita Botanical Gardens ornamental plants collections biodiversity extension // Acta Hortic. 2021. Vol. 1324. P. 137-142.
2. Plugatar S.A., Plugatar Yu.V., Klimenko Z.K., Zykova V.K., Ulanovskaya I.V., Zubkova N.V., Smykova N.V., Scheinina A.L., Zolotareva A.G., Karpova E.N. Genetic resources of flower and ornamental plants adapted for cultivation in the dry subtropical zone // Acta Hortic. 2022. Vol. 1334. P. 16.
3. Плугатарь Ю.В., Шармагий А.К., Плугатарь С.А., Герасимчук В.Н., Новицкий М.Л., Головнёв И.И., Головнёва Е.Е., Клименко З.К., Улановская И.В., Зыкова В.К., Зубкова Н.В., Александрова Л.М., Комар-Темная Л.Д., Иванова О.В., Трикоз Н.Н., Смыкова Н.В., Князева О.И., Козленко А.А., Золотарёва А.Г., Хайленко Е.В., Рогатенюк Л.А. Методические рекомендации по подбору ассортимента декоративных растений для использования в озеленении Южного берега Крыма. Симферополь: «ИТ «АРИАЛ», 2022. 52 с.
4. Caspers Z., Dymny T., Galinskaite L., Kurczakowski M., Kacki Z., Stukeniene G. Botanical gardens as a past of European cultural heritage Iris // Metodology. 2020. 90 p.
5. Sheynina A., Ulanovskaya I. Analysis of the composition of Iris x hybrida hort. collection of Nikitsky Botanical Gardens - National Scientific Center by valuable decorative and economic-biological features // E3 S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Fundamental and Applied Research in Biology and Agriculture: Current Issues, Achievements and Innovations", FARBA 2021" 2021. Vol. 254. Р. 06012.
6. Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Д. Аронов, 2000. 96 с.
7. Медведев В.Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. 116 с.
8. Шейнина А.Л., Улановская И.В. Методологический подход к экспонированию моно-выставок многолетних цветочных культур на примере коллекции Iris x hybrida hort. в Никитском ботаническом саду // Plant Biology and Horticulture: theory, innovation. 2023. № 1 (166). С. 48-61.
9. Шейнина А.Л., Улановская И.В. Варианты использования высокорослых сортов ириса гибридного в ландшафтном дизайне // Субтропическое и декоративное садоводство: Сб. науч. тр. Сочи: ФГБУН ФИЦ СНЦ РАН, 2020. Вып. 73. С. 181-189.