Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА'

РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ЗОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кузьмина И. К.

Данная статья посвящена вопросу улучшения деятельности потребительского кооператива.This article is devoted to improving the activity of a consumer cooperative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА»

которые выстроены в систему сельскохозяйственной кооперации.

Согласно порядку предоставления грантов, поддержка кооперативам предоставляется по итогам конкурсного отбора. Часто перечень конкурсных критериев вызывает сомнения в их объективности. Отбор должен происходить более детально, с учетом не только данных бизнес-плана, но и прошлой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это необходимо для более объективного распределения средств государства.

Также важной проблемой может быть то, что в ведомственной программе основным критериев выдачи гранта является количественная характеристика - должно быть определенное число товаропроизводителей в составе кооператива. С нашей точки зрения, этот фактор - не самый важный критерий эффективности деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива. Должен быть создан целый комплекс показателей, который смог бы оценить деятельность потребительского кооператива, который бы учитывал его особенности как некоммерческой организации.

Использованные источники:

1. Проект Ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/

2. Сидоркина М.Ю. Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Костромской области // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 Т.7,№4 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru.

Кузьмина И.К. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

КООПЕРАТИВА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу улучшения деятельности потребительского кооператива.

Ключевые слова: сельскохозяйственный кооператив, сельскохозяйственный потребительский кооператив, экономическая эффективность, зона обслуживания.

Abstract. This article is devoted to improving the activity of a consumer cooperative.

Keywords: agricultural cooperative, agricultural consumer cooperative econofic efficiency, service zone.

Актуальность темы объясняется тем, что в наше время проблема развития сельскохозяйственной потребительской кооперации может стать одним из направлений вывода из кризиса агропромышленного производства.

Зона обслуживания - это совокупность сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающих кооператив сырьем в количестве и качестве необходимом для полной загрузки его производственных мощностей и хотя бы для обеспечения удовлетворения внутренних потребностей предприятия.

Иными словами зона обслуживания - это основа обеспечения продовольственной безопасности кооператива. Развитие потребительского кооператива возможно при условии создания необходимых организационных связей между контрагентами, например, «товаропроизводитель - кооператив - канал реализации». Создание таких связей возможно на основе оптимизации состава сырьевой зоны круглый год для бесперебойного снабжения кооператива сырьем, для увеличения объема производства продукции, переработки.

Зона обслуживания должна найти отражение в повышении эффективности деятельности организации. Таким образом, надо выявить и обосновать, является ли выбранный проект той возможностью, которая сможет дать общее представление об эффективности потребительского кооператива.

Одним из важнейших неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие потребительского кооператива и создающих угрозу для ведения молочного бизнеса, является недостаток молока-сырья из-за медленного развития молочного скотоводства.

Большая доля произведенного молока в настоящее время находится у мелкотоварного производителя, основная его часть на переработку не поступает. Малые формы хозяйствования часто сталкиваются с проблемами сбыта своей продукции по причине невыгодности продажи сырья, так как затраты на перевозку сырья часто не покрывают выручку от его реализации. Эта проблема может быть решена с помощью приобретения специальной техники - молоковозов, можно также организовать сбор молока с помощью молочных бидонов, которые можно будет расположить в машине рефрижераторе (это позволит проводить сбор молока на большие расстояния).

Увеличению зоны обслуживания может способствовать улучшение системы управления в кооперативе. Управленческие решения должны основываться на достижении заинтересованности в деятельности организации потребительской кооперации не только всех ее участников, но и лиц, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Производители должны быть уведомлены о преимуществах участия в кооперировании:

- гарантия сбыта произведенного товара. На основании заключенных договоров ЛПХ и КФХ с кооперативом последний гарантирует забор и сбыт продукции;

- гарантия расчетов перерабатывающих предприятий за сданную продукцию. В отличие от скупщиков, потребительский кооператив, являясь юридическим лицом, может отстаивать интересы своих членов в судебном порядке;

- объективная оценка качества молока. У кооператива есть возможность приобретения приборов по определению качества молока. Это также содействует отстаиванию интересов молокосдатчиков и помогает избежать разногласий с перерабатывающими предприятиями.

Необходимо проводить активную политику в области поиска наиболее выгодных каналов сбыта продукции и поставки ресурсов. При увеличении зоны обслуживания, кооператив увеличит свои мощности, поэтому необходим расчет производственных мощностей предприятия.

Таким образом, потребительский кооператив в результате своей хозяйственной деятельности обеспечит экономическое развитие предприятия, укрепление его конкурентоспособности, получит социальный эффект в виде повышения занятости сельского населения в малых формах хозяйствования, в том числе в личных подсобных хозяйствах, и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.

Использованные источники:

1. Лапшина, Г.В. О направлениях государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2012. - №1 (52). - С. 111-112.

2. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: «Дашков и К», 2003. - 304 с.

3. Тарасов, Ю.И. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации: монография. Майкоп: МГТУ, 2014. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.