УДК 334:336
В.Р. Купреева РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Подробно описываются основные источники финансирования некоммерческих организаций: привлеченные, государственные и
собственные, их структура, значимость и роль в деятельности организаций некоммерческого сектора. Рассматриваются возможности некоммерческой организации по эффективному использованию данных источников.
V.R. Kupreeva THE ENLARGEMENT OPPORTUNITIES OF THE NON-PROFIT ORGANIZATIONS FINANCIALS SOURCES
The article describes the main sources of financing of non-profit organizations: state, private (national or foreign investments), loan and so on, the structure, value and role in activity of the organizations of non-profit sector. Opportunities of non-profit organizations and effectivity of usage of the financials sources are considered here.
Состояние социально-экономической сферы регионов и страны в целом требует постоянного мониторинга. Значимость и важность развития социально-экономической сферы переоценить невозможно, а недооценка ее влечёт за собой серьёзные, а часто и трагические последствия. Анализируя социально-экономическую сферу, нельзя не рассмотреть такой фактор, как наличие в стране и регионе некоммерческих, общественных организаций, деятельность которых во всём мире направлена на решение важных, прежде всего, социально значимых вопросов.
Некоммерческие организации являются неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих рыночно ориентированных стран. Степень развития некоммерческих организаций тесно связана с уровнем социальной зрелости современного рыночного хозяйства и в России.
Некоммерческий сектор призван реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели. Функционирование некоммерческих организаций способствует активному созданию дополнительных рабочих мест в рамках национальной экономики. В процессе эволюции рыночной системы усиливается роль некоммерческого сектора как фактора социализации экономических отношений. Это обусловлено изменениями в мотивациях, возрастанием роли таких мотивов деятельности людей как комфортность среды обитания и возможность формировать ее по своему усмотрению, духовные и нравственные ценности. Некоммерческие организации вносят свой вклад в обеспечение этих условий, заполняя неэффективные для бизнеса экономические ниши. Деятельность некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового
качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, защите прав потребителей, экологической безопасности.
Некоммерческие организации являются активными покупателями товаров и услуг, что усиливает предпринимательскую деятельность в целом, способствует развитию конкуренции между разными секторами экономики.
Организации некоммерческого сектора отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного предпринимательского сектора.
Источники финансирования некоммерческих организаций делятся на три группы [5, с.53]:
1) привлеченные;
2) государственные;
3) собственные средства.
К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы, фандрайзинг и тому подобное.
Сущность благотворительности достаточно полно раскрывается в статье 1 Закона Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [1]. Понятие спонсорства определено статьей 19 Закона Российской Федерации «О рекламе» как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах» [2]. Однако спонсор может требовать в качестве ответной услуги не только рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например организацию выставок, пресс-конференций с его участием, что и ведет к формированию в обществе имиджа организации.
Некоммерческие организации могут предложить бизнесу довольно широкий спектр услуг, выступая не в роли просителя, а в роли полноценного партнера. По мнению В. Вайнера, существует ряд направлений, где некоммерческие организации могут выступать как основные поставщики услуг - это: семинары для бизнеса; формирование объединенных (государство, бизнес, некоммерческие организации) попечительских, общественных, экспертных советов; организация конкурсов качества, производителей товаров и услуг; разработка и организация кампаний по продвижению законопроектов в интересах поддержки и развития предпринимательства; создание объединений и ассоциаций бизнесменов, поддержка и совместная разработка проектов с уже действующими объединениями; создание общественных объединений граждан по поддержке определенного вида товара или услуги; фандрайзинговые услуги по совместному использованию и привлечению ресурсов к социальным проектам и услугам бизнес-организаций и некоммерческих организаций и другие [7]. Это дает возможность организациям некоммерческого сектора расширить поле деятельности по привлечению денежных средств. Однако, здесь же возникает возможность использования статуса некоммерческих организаций для проведения недобросовестных кампаний по продвижению каких-либо идей.
Следует вывод, что спонсорство - вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможные размещения
рекламы, проведения РЯ-мероприятий, стимулирования сбыта и другие. Спонсорство характеризуется только коммерческими интересами.
Благотворительность - добровольная бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) поддержка в различных формах физических и юридических лиц в общеполезных целях.
Пожертвованием, согласно статье 582 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования выделяются ограниченным кругом благополучателей, в отличие от благотворительных средств. Кроме того, лица, делающие пожертвования, не вправе определять цели и порядок их использования, в отличие от благотворителей.
Патронаж в российском законодательстве определен в отношении только дееспособных граждан. Под ним, согласно статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию здоровья. Однако патронаж может быть трактован намного шире, в отношении как физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности.
Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития и текущем планировании некоммерческой деятельности [5, с.55].
При этом важно патронаж отличать от меценатства. Меценатство - организация и поддержка общественно значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
Другим важным источником финансирования могут стать членские взносы, представляющие собой регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.
Членские взносы не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве. Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», рассматривая права и обязанности членов некоммерческих организаций, не дает общего определения отношений членства. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» в ст.6 в качестве членов рассматривает физических и юридических лиц, «чья заинтересованность в совместном решении задач объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия». Однако в законе не нашел отражения взаимовыгодный и дифференцированный характер членства, связанный с регулярной уплатой различных членских взносов для получения товаров и услуг организации.
Особого внимания заслуживает такой источник поступления, как грант. В настоящее время в российском законодательстве понятие «грант» трактуется неоднозначно в зависимости от его вида: Президента Российской Федерации, государственный,
благотворительный [6, с.106].
Существенной представляется роль связей с общественностью в поддержке работы некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям следует разработать свои связи с общественностью для достижения следующих задач:
1) достичь осведомленности публики о целях и деятельности организации;
2) побудить отдельных лиц пользоваться услугами данной организации;
3) разработать просветительские материалы;
4) набирать и обучать работников-волонтеров.
5) получать средства на работу организации [4, с.417].
Автор считает, что работа по привлечению всех вышеперечисленных источников финансирования организаций некоммерческого сектора должна вестись системно,
постоянно и планомерно. В этих целях эффективно применение фандрайзинга. Фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, то есть объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования. Это целый комплекс управленческих мероприятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими организациями, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.
Государственные источники финансирования некоммерческих организаций объединяют различные виды финансирования. Все способы государственной поддержки можно объединить в две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ.
Существует несколько способов поступления средств из государственного бюджета в некоммерческие организации. К ним относят:
1) государственный или муниципальный контракт;
2) предоставление субвенций и субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки.
Получение средств из государственного бюджета посредством государственного или муниципального контракта предусматривает участие некоммерческих организаций в выполнении программ, удовлетворяющих государственные и муниципальные потребности. Получение некоммерческими организациями государственного и муниципального контракта возможно только на конкурсной основе. В России это требование отражено в ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).
Некоммерческие организации также имеют возможность получить из государственного бюджета субсидии и субвенции, в том числе государственные гранты. Субсидии предоставляются некоммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Как правило, субсидии, получаемые некоммерческой организацией, направляются на частичное покрытие определенных видов расходов, связанных с осуществлением основной деятельности.
Средства из государственного бюджета в виде субвенций могут быть предоставлены некоммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства поступают в некоммерческую организацию на безвозмездной и безвозвратной основе.
Однако государство предпочитает прямым способам поддержки некоммерческих организаций косвенную поддержку, выражающуюся в льготном налогообложении. Следует учитывать, что налоговые льготы зависят от целого ряда факторов: в какой форме поступили средства, какую организационно-правовую форму имеет некоммерческая организация, занимается ли она благотворительной деятельностью [3, с.36].
К собственным источникам финансирования некоммерческих организаций могут быть отнесены как основные, так и дополнительные направления работы таких организаций.
Это, прежде всего, выручка от реализации товаров, работ, услуг некоммерческой организации, которая представляет собой выручку от двух видов деятельности некоммерческой организации: это доход, который они получают в результате выполнения своей основной деятельности и доход от самостоятельной предпринимательской деятельности. Исследования показывают, что некоммерческие организации уделяют существенное внимание первому источнику доходов и все более широко используют второй.
Ведение предпринимательской деятельности некоммерческими организациями часто в экономической литературе именуется «некоммерческим предпринимательством» [6, с.100].
Включенность некоммерческих организаций в общую систему рыночного хозяйства не может не отразиться на характере их поведения. Осуществляя предпринимательскую деятельность, некоммерческие организации руководствуются теми же принципами, что и коммерческие организации.
Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации товаров, работ, услуг на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Большое количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.
Однако следует учесть, что некоммерческие организации создаются и функционируют не для ведения предпринимательской деятельности, а ради выполнения ими основной социальной миссии. Поэтому осуществление некоммерческого предпринимательства может привести к конфликту интересов, связанных с реализацией основной миссии организации и ориентацией на максимизацию прибыли.
Хотя некоммерческие организации и могут заниматься предпринимательством, оно по сравнению с деятельностью коммерческих организаций носит несколько ограниченный характер. Некоммерческое предпринимательство не является бизнесом в чистом виде.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на реализацию уставных целей.
Некоммерческие организации получают доход по имеющимся у них акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования дохода некоммерческих организаций сдерживается ограниченностью финансовых ресурсов последних, кризисным состоянием отечественного фондового рынка.
К доходам, получаемым от собственности некоммерческой организации, можно отнести доходы от сдачи в аренду имущества (помещений, оборудования, земельных участков), продажи названия организации. Для многих некоммерческих организаций возможно получение дохода от объектов интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, компьютерные программы, символика).
Это позволяет заключить, что в современных условиях для привлечения наиболее эффективных источников финансирования некоммерческих организаций следует использовать ряд возможностей:
1) построение эффективной системы фандрайзинга в некоммерческой организации;
2) организация РЯ-деятельности с целью привлечения спонсорских, благотворительных источников финансирования;
3) расширение возможностей использования фондового рынка в целях увеличения доходов некоммерческих организаций по имеющимся у них акциям, облигациям, вкладам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М.: ИНФРА-М, 2006. 36 с.
2. Федеральный закон «О рекламе». М.: ИНФРА-М, 2005. 44 с.
3. Баханькова Е.Р. Некоммерческие организации в России: финансовое
управление / Е.Р. Баханькова, М. Л. Макальская. М.: Дело и сервис, 2004. 234 с.
4. Самое главное в РЯ / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. СПб.: Питер, 2004.
560 с.
5. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. СПб.: Лань, 2004. 192 с.
6. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций / Т.В. Юрьева. М.: Юристъ, 2002. 320 с.
7. www.db.ngo.ru
Купреева Василина Рудольфовна -
преподаватель кафедры «Антикризисное управление»
Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина
Статья поступила в редакцию 23.05.07, принята к опубликованию 19.06.07