Научная статья на тему 'Расширение спектра услуг как основа для роста и развития экономики страны'

Расширение спектра услуг как основа для роста и развития экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2261
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ECONOMICS / SERVICES / SERVICE ACTIVITIES / GLOBAL MARKET / ANALYSIS / ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папикян Милена Артаковна

На сегодняшний день сфере услуг уделяют особое внимание, так как она является одной из самых перспективных отраслей экономики страны. Рассматривая статистические данные, наглядно видно, что сфера услуг составляет около 30% рынка, а по числу занятых показатель достигает до 50%. За последние годы развитие данной сферы достигло размеров, переходящих в разряд основных сфер деятельности, положительно влияющих на экономический рост страны. Основной проблемой роста сервисных услуг является то, что до сегодняшнего дня данный вопрос остается малоизученным. Специалисты не уделяли ей особого внимания, что привело к отсутствию четкого разделения услуг по видам и точного определения, что, в свою очередь, затрудняет регулирование данной сферы. Ранее сфера услуг присутствовала только на местных рынках, но с течением времени произошел охват мировых рынков. Масштабы мирового обмена услугами достигли таких размеров, что игнорирование проблемы тщательного и детального ее изучения может привести к спаду экономики. Анализируя мировой рынок, специалисты пришли к единому мнению, что охват мирового рынка в сфере услуг составляет 20%, а доля мирового ВВП значительно превышает долю товарной торговли. Также нельзя обойти вниманием и тот факт, что на сферу услуг приходится едва ли не большее число занятого населения, а дальнейшее ее развитие положительно влияет на рост технической оснащенности и на инновационные процессы в целом. В статье рассматривается вопрос о росте и развитии экономики в Российской Федерации методом расширения спектра услуг в стране. Данная тема является одной из самых актуальных и интересных на сегодняшний день. Ведь, как известно, уровень жизни населения полностью зависит от экономического положения в том или ином государстве. В статье представлены основные причины необходимости и целесообразности развития сервиса. На графиках наглядно представлена: структура занятости населения, как в мировом масштабе, так и в РФ и оборот в сфере услуг. В данной работе проведен анализ влияния сфер услуг на рост и развитие экономики в стране. Для этого в статье необходимо было ознакомиться с понятием сферы услуг и особенностями ее развития, а также подробно разобрать структуру занятости населения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение спектра услуг как основа для роста и развития экономики страны»

EXPANDING THE RANGE OF SERVICES - AS THE BASIS FOR THE GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY Papikyan M.A. (Russian Federation) Email: Papikyan239@scientifictext.ru

Papikyan Milena Artakovna - Student, FACULTY OF SER VICE, HIGHER SCHOOL SERVICE, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF TOURISM AND SERVICE, PUSHKINO

Abstract: today, the service sector pays special attention, since it is one of the most promising sectors of the country's economy. Considering the statistical data, it is clearly seen that the services sector accounts for about 30% of the market, and in terms of the number of employees, the figure reaches 50%. In recent years, the development of this sector has reached a size that goes into the category of the main areas of activity that positively affect the economic growth of the country. The main problem of the growth of services is that, to this day, this issue remains poorly understood. The specialists did not pay special attention to it, which led to the lack of a clear separation of services by type and precise definition, which, in turn, makes it difficult to regulate this sphere. Previously, the services sector was present only in local markets, but over time, global markets were reached. The scale of the global exchange of services has reached such proportions that ignoring the problem of careful and detailed study of it can lead to a downturn in the economy. Analyzing the world market, the specialists came to a common opinion that the coverage of the world market in the service sector is 20%, and the share of world GDP significantly exceeds the share of commodity trade. It is also impossible to ignore the fact that the service sector accounts for almost a larger number of the employed population, and its further development has a positive effect on the growth of technical equipment and on innovation processes in general.

The article addresses the issue of growth and development of the economy in the Russian Federation by expanding the range of services in the country. This topic is one of the most relevant and interesting to date. After all, as you know, the standard of living of the population is completely dependent on the economic situation in a particular state. The article presents the main reasons for the need and expediency of development of the service. The graphs clearly show the structure of employment of the population, both globally and in the Russian Federation and the turnover in the services sector. In this paper, the analysis of the impact of services on the growth and development of the economy in the country. For this, the article needed to familiarize itself with the concept of the service sector and the peculiarities of its development, as well as to analyze in detail the structure of employment in the country. Keywords: economics, services, service activities, global market, analysis.

РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА УСЛУГ КАК ОСНОВА ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Папикян М.А. (Российская Федерация)

Папикян Милена Артаковна - студент, факультет сервиса, Высшая школа сервиса Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Пушкино

Аннотация: на сегодняшний день сфере услуг уделяют особое внимание, так как она является одной из самых перспективных отраслей экономики страны. Рассматривая

статистические данные, наглядно видно, что сфера услуг составляет около 30% рынка, а по числу занятых показатель достигает до 50%. За последние годы развитие данной сферы достигло размеров, переходящих в разряд основных сфер деятельности, положительно влияющих на экономический рост страны. Основной проблемой роста сервисных услуг является то, что до сегодняшнего дня данный вопрос остается малоизученным. Специалисты не уделяли ей особого внимания, что привело к отсутствию четкого разделения услуг по видам и точного определения, что, в свою очередь, затрудняет регулирование данной сферы. Ранее сфера услуг присутствовала только на местных рынках, но с течением времени произошел охват мировых рынков. Масштабы мирового обмена услугами достигли таких размеров, что игнорирование проблемы тщательного и детального ее изучения может привести к спаду экономики. Анализируя мировой рынок, специалисты пришли к единому мнению, что охват мирового рынка в сфере услуг составляет 20%, а доля мирового ВВП значительно превышает долю товарной торговли. Также нельзя обойти вниманием и тот факт, что на сферу услуг приходится едва ли не большее число занятого населения, а дальнейшее ее развитие положительно влияет на рост технической оснащенности и на инновационные процессы в целом. В статье рассматривается вопрос о росте и развитии экономики в Российской Федерации методом расширения спектра услуг в стране. Данная тема является одной из самых актуальных и интересных на сегодняшний день. Ведь, как известно, уровень жизни населения полностью зависит от экономического положения в том или ином государстве. В статье представлены основные причины необходимости и целесообразности развития сервиса. На графиках наглядно представлена: структура занятости населения, как в мировом масштабе, так и в РФ и оборот в сфере услуг. В данной работе проведен анализ влияния сфер услуг на рост и развитие экономики в стране. Для этого в статье необходимо было ознакомиться с понятием сферы услуг и особенностями ее развития, а также подробно разобрать структуру занятости населения в стране.

Ключевые слова: экономика, сфера услуг, сервисная деятельность, мировой рынок, анализ.

Понятие сферы услуг и особенности ее развития

Сфера услуг берет свое начало с самого раннего этапа развития человечества. Священники, судьи, шаманы и т.д., являются первопроходцами в данной области, однако, с течением времени, сфера услуг расширялась и появлялись все новые ее виды. Ранее деятельность в сфере услуг считалась второстепенной экономической деятельностью и соответственно мало прибыльной. Рост сферы услуг наблюдался с середины ХХ-го века в основном в странах с развитой экономикой. В развивающихся странах он долгое время оставался на одном уровне, что объясняется отсутствием спроса. Немаловажным представляется и тот факт, что сфера услуг оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения. Если раньше спрос населения на базовые блага был ограничен материальными возможностями, то с течением времени у людей появилась возможность тратить средства на получение услуг и спрос на них значительно вырос.

Несмотря на отсутствие четкого разграничения предоставляемых услуг, их условно подразделяют на два сектора [2]:

1. Материальные

2. Нематериальные услуги.

Так же существует классификатор ООН, который разделил услуги на 12 разделов. Зачастую, при попытке классификации услуг опираются на данный источник:

• Деловые услуги.

• Услуги связи.

• Строительные услуги.

• Дистрибъютерские услуги.

• Общеобразовательные услуги.

• Финансовые услуги.

• Транспортные услуги.

• Туристические услуги.

• Социальные и медицинские услуги.

• Услуги культуры, спорта, досуга.

• Прочие.

Деловые услуги включают посреднические и вспомогательные услуги. Они охватывают множество услуг в области управления, технического обслуживания, юридического и бухгалтерского сопровождения и т.д. Услуги связи обеспечивают передачу звуковой информации, изображения, а также обслуживание коммерческих и частных информационных каналов. Туристические услуги включают в себя несколько подкатегорий к которым относят транспортные услуги, гостиничный бизнес, развлекательные услуги и др. Важную роль играют социальные услуги. Зачастую их путают с государственными услугами в сфере социального страхования. Однако данные услуги касаются, в основном, сферы здравоохранения, образования, культуры и искусства [2].

Можно заметить, что сфера услуг широко разнообразна и значительно выросла, по сравнению с прошлыми периодами. Следствием такого роста стал рост потребностей, соответственно, и спроса. Основываясь на этом можно дать определение услуги, которое звучит следующим образом: услуга - это результат деятельности человека, который способен удовлетворить спрос потребителя. Рынок услуг имеет свои специфические особенности:

• неосязаемость;

• невидимость;

• неразрывность производства и потребления;

• неоднородность и изменчивость качества;

• неспособность услуг к хранению.

Данные особенности позволяют называть торговлю услугами невидимым экспортом или импортом. Еще одной особенностью является то, что услуги не подлежат таможенному контролю.

Услуги принято подразделять на наукоемкие и капиталоемкие. Так же они могут производиться как неквалифицированными специалистами, так и специалистами, имеющими высокую квалификацию, особенно это касается информационно -компьютерных услуг.

На сегодняшний день можно наблюдать высокую защищенность сферы услуг, проводимой государством, от вмешательства иностранных конкурентов. Данный аспект наиболее актуален в сфере услуг, нежели в сфере материального производства, так как научные знания играют огромную роль в инновационных процессах [5]. От развития сферы услуг зависит многое, в том числе и научно-технический прогресс, поэтому многие исследователи обратили свое внимание на взаимосвязь роста сферы услуг с ростом материального производства.

Рассматривая услуги по степени востребованности, стоит отметить лидирующие позиции деловых услуг. Именно данная ниша является основным стимулятором производственно-технического обеспечения компаний. Бухгалтерскими, аудиторскими, страховыми услугами пользуются практически в каждой организации, что позволяет освободить не только время, но и дополнительные штатные единицы для их выполнения.

Влияние развития сферы услуг на экономику страны

В мировой экономике долю услуг рассматривают в зависимости от уровня развития страны, который напрямую влияет на спецификацию тех или иных услуг. Ярким примером служат США, Франция и Германия, в которых высоко развиты образование и здравоохранение, соответственно, именно они являются ведущими специалистами в области оказания данных услуг. Некоторые страны базируются на оказании туристических услуг, неплохую прибыль приносят посреднические услуги [3]. В промышленно развитых странах особое внимание уделяется оказанию деловых, финансовых и информационных услуг. Как можно заметить, рынок услуг довольно многообразен и находит свое применение практически во всех отраслях.

Рассматривая долю занятых в сфере услуг, хочется отметить не только долю мировой численности, которая составляет порядка 75% от общей численности занятых в экономике, но и большую долю вовлеченности женской рабочей силы. Это довольно важный аспект, так как именно женское население ограничено по сферам деятельности. Особенно это касается тех стран, где женщины могут занимать ограниченное число должностей. Сфера услуг является той нишей, где учитываются особенности женского поведения.

Наглядно рассмотреть задействование населения в сфере услуг в мировой экономики можно на следующем рисунке [4]:

Структура занятости населения

Рис. 1. Структура занятости населения в мировой экономике

Рост рынка сферы услуг, закономерно привел к созданию отраслей защиты и государственного регулирования, особенно это коснулось международного рынка услуг. Основными документами являются двухсторонние соглашения, регулируемые международными организациями, основной из которых является Всемирная торговая организация. Сфера услуг очень четко и быстро реагирует на изменения потребительского рынка, что дает возможность не только занимать все новые ниши, но и открывать новые торговые организации.

Мировой рынок услуг напрямую зависит от развития национальных рынков. Участники отношений заинтересованы в развитии как своего, так и мирового рынка, так как от этого напрямую зависит благосостояние всей экономики в целом. Развитие научно-технического процесса приводит к появлению инноваций в производственном процессе, что позволяет производить товары не только в большем количестве, но и более качественные, что значительно улучшает качество жизни населения [6]. Рост банковских, страховых, юридических и иных услуг присущ в странах, находящихся в кризисных ситуациях. Они регулируют рыночную экономику посредством поддержания малого и среднего бизнеса, и в общем всего населения.

20

На развитие сферы услуг влияют такие факторы как:

1. Уровень экономического развития.

2. Количество населения и тенденция естественного прироста.

3. Природно-климатические условия.

4. Научно-технические характеристики страны.

Рассматривая рынок услуг в Российской Федерации, можно увидеть, что роль данной сферы в экономике достаточно высока, и тенденции роста уже хорошо видны. Основным показателем так же является количество занятого населения на рынке услуг, что наглядно видно на следующем рисунке:

Структура занятости населения в Российской Федерации

Сфера услуг Промышленность Сельское Строительство

хозяйство

Рис. 2. Структура занятости населения в РФ в 2015 году [1]

Общий оборот, по данным соцстата, составил более 74 трлн рублей. Следует отметить, что рост оборота в сфере услуг имеет постоянную величину и устойчивость, несмотря на кризисы прошлых лет.

Оборот в сфере услуг %

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рис. 3. Оборот в сфере услуг за 2014 - 2016 годы

Как уже известно, рынок услуг увеличивается, с каждым годом наращивая обороты, что положительно влияет на экономику страны. Данному фактору напрямую способствуют проводимые экономические реформы, которые привели не только к росту традиционных отраслей, но и к созданию новых услуг и, как следствие, расширению рынка услуг.

В настоящее время в Российской Федерации существует несколько «белых пятен» в сфере услуг особенно в сфере внешней торговли. Однако стоит отметить и тот факт, что ведется постоянная работа в данном направлении, которая направлена на усовершенствование не только законодательства, касающегося рынка услуг, но и разработка новых методов и инструментов, способствующих его развитию.

21

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что сфера услуг является одним из важнейших экономических факторов для роста благосостояния всех стран. Она не только включает в себя все виды экономических услуг, но и является целесообразно -полезной деятельностью, результатом которой становится положительный финансовый результат.

Развитие рынка услуг является неотъемлемой частью экономического рынка страны, находящегося в прямой зависимости от ее экономики. В слабо развитых странах, низкий рост рынка услуг, обусловлен возможностью удовлетворения только материальных благ, так как средств на удовлетворения других потребностей у населения не хватает [5]. Соответственно, чем шире рынок услуг, тем более, экономически развитых страна, и тем выше уровень жизни ее граждан.

Сфера услуг требует тщательного и всестороннего изучения, но, так как данному вопросу не уделялось достаточно внимания, развитие рынка услуг несколько заторможено. На данном этапе развития требуется четкое разделение услуг по видам и достигнутым целям. Так же необходимы изменения в законодательстве и продуманную стратегию развития. Важным представляется сотрудничество с иностранными компаниями, принятие их опыта и регуляторов в области обеспечения безопасности, что в конечном итоге приведет к стимулированию российского рынка в сфере услуг.

Список литературы /References

1. Байгулова А.А., Якушенко А.А. Система показателей стратегического отраслевого бизнес-анализа // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. № 1 (53). С. 23-26.

2. Башмачникова Е. Современая сфера услуг: определение, классификация, задачи / Е. Башмачникова, Л. Абрамова // Пробл. теории и практики управл., 2013. № 2. С. 123-130.

3. Беквин Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквин. М.: Альпина Паблишер, 2016. 220 с.

4. Гаджиева А. Современная сфера услуг: классификация и роль в экономике // Рос. экон. журнал, 2017. № 6. С. 67-78.

5. Галиуллин И.Р. Инновационная модель эффективного управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: от теории к практике // Микроэкономика, 2018. № 3. C. 31-35.

6. Солдатов А.А. Ретроспективные и перспективные экономические грани развития сферы услуг // Социальная политика и социология, 2016. Т. 15. № 6. С .44-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.