Научная статья на тему 'Расширение социального обеспечения как одно из направлений деятельности Международной организации труда'

Расширение социального обеспечения как одно из направлений деятельности Международной организации труда Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
11
2
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / THE LEVEL OF SOCIAL PROTECTION / ADMINISTRATION IN THE SOCIAL SECURITY SPHERE

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Щукина Наталья Викторовна

В статье анализируются конвенции и рекомендации МОТ по вопросам правового регулирования отношений по социальному обеспечению, рассматриваются инициативы МОТ и их влияние на законодательство государств в части повышения уровня социального обеспечения и социальной защиты, а также совершенствования управления в социальной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Расширение социального обеспечения как одно из направлений деятельности Международной организации труда»

LEGAL SCIENCES

Enlargement of social security as one of the practices of the International

Labour Organisation Shchukina N. (Republic of Moldova) Расширение социального обеспечения как одно из направлений деятельности Международной Организации Труда Щукина Н. В. (Республика Молдова)

Щукина Наталья Викторовна /Shchukina Natalia - кандидат юридических наук, доцент, кафедра предпринимательского и трудового права, юридический факультет, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова

Аннотация: в статье анализируются конвенции и рекомендации МОТ по вопросам правового регулирования отношений по социальному обеспечению, рассматриваются инициативы МОТ и их влияние на законодательство государств в части повышения уровня социального обеспечения и социальной защиты, а также совершенствования управления в социальной сфере.

Abstract: the article analyzes the ILO Conventions and Recommendations on the legal regulation social security relations, considers the ILO initiatives and their impact on the legislation of the member states in raising the level of social security and social protection, as well as improvement the management in the social sphere.

Ключевые слова: социальное обеспечение, управление в сфере социального обеспечения, уровень социальной защиты.

Keywords: social security, administration in the social security sphere, the level of social protection.

В ходе Международной конференции труда в 2012 году, Международная организация труда приняла Рекомендацию о минимальных уровнях социальной защиты (№ 202), гласящую, что всеобщий охват населения социальным обеспечением является необходимым, желательным и возможным: «... минимальные уровни социальной защиты должны включать в себя как минимум следующие основные социальные гарантии:

a) доступ к национально установленным видам товаров и услуг, составляющим важнейшие медицинские услуги, в том числе по охране материнства, соответствующие критериям наличия, доступности, приемлемости и качества;

b) основные гарантированные доходы на детей, не ниже национально установленного минимального уровня, позволяющие обеспечить доступ к питанию, образованию, уходу и любым другим необходимым товарам и услугам;

c) основные гарантированные доходы, не ниже национально установленного минимального уровня, для лиц экономически активного возраста, не способных получать достаточный доход, в частности, в результате болезни, безработицы, беременности и родов и утраты трудоспособности;

d) основные гарантированные доходы, не ниже национально установленного минимального уровня, для лиц пожилого возраста» [2].

Принятие вышеуказанной рекомендации было обусловлено рядом обстоятельств, в числе которых результаты мониторинга действующего социального законодательства, состояние экономического развития государств-членов МОТ, а также, в ряде стран, отсутствием у населения доступа к системам социального обеспечения. По данным МОТ, 73 процента населения трудоспособного возраста в мире и их семьи недостаточно охвачены в рамках всеобъемлющих систем социального обеспечения [5].

Одним из основных направлений деятельности МОТ с момента ее создания остается проведение программ, направленных на достижение целей полной занятости и повышение уровня жизни, обеспечение минимальной заработной платы и проведение мер расширения социального обеспечения в целях предоставления основного дохода всем нуждающимся, а также на решение других задач, поставленных в Филадельфийской декларации.

В этой связи важно правильное и максимально полное определение понятия социального обеспечения применительно к государствам - членам МОТ и с учетом международных правовых норм. В настоящее время в результате существования различных определений обоих понятий чрезвычайно сложно найти четкие определения, особенно в связи с тем, что ни один термин не используется на постоянной основе, и применяемые странами и международными организациями термины значительно различаются между собой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесспорно, основополагающими для определения и проведения мониторинга деятельности по обеспечению права на социальное обеспечение для МОТ являются международные трудовые нормы. С 1919 года МОТ приняла в этой области 31 конвенцию и 23 рекомендации, которые внесли существенный вклад в развитие социального обеспечения как одного из универсальных прав человека, в частности, сформулировав для государств-членов конкретные обязательства и руководящие принципы.

Как и другие экономические, социальные и культурные права, право на социальное обеспечение гарантируется постепенно в соответствии с уровнем экономического и социального развития государства и имеющимися финансовым ресурсами. В целях обеспечения реализации права на социальное обеспечение государствами разрабатываются среднесрочные и долгосрочные меры, рассчитанные на имеющиеся ресурсы бюджетных и внебюджетных фондов, а также иных поступлений. Хотя концепция «последовательной реализации» предоставляет государству определенную свободу действий в целях полного осуществления этого права, для МОТ при оценке эффективности деятельности государства важно видеть последовательность реализации, которая подразумевает, что государства «...должны в целом не допускать принятия каких-либо «преднамеренных ретроактивных мер», которые сужают охват или снижают размер пособий, предоставляемых системой социального обеспечения» [6].

Анализ материалов руководящих органов МОТ, предшествующих принятию Рекомендации № 202, а также проект текста Рекомендации [2] позволяет сформулировать ряд положений, которые, на наш взгляд, могут рассматриваться как направления деятельности государств - членов МОТ по расширению социального обеспечения и обеспечению реализации данного права в стране.

Первостепенное внимание уделяется необходимости «рационально управлять и руководить (системами социального обеспечения - Н.Щ.) с целью обеспечения эффективности в достижении согласованных целей, результативности в использовании ресурсов и транспарентности...» [9]. Международная Ассоциация Социального Обеспечения, которая считает одной из своих главных задач продвижение социального обеспечения за счет повышения качества администрирования, высокие стандарты администрирования социального обеспечения рассматривает как неотъемлемое условие доступности, финансовой устойчивости и эффективности систем социальной защиты [8].

Нормы МОТ в области социального обеспечения содержат ряд общих принципов и рекомендаций в отношении эффективного управления системой социального обеспечения. В частности, в Конвенции 102 предусматривается, что система должна контролироваться государственным органом или совместно управляться организациями работодателей и работников, чьи взносы составляют наибольшую долю поступлений, идущих на цели социального обеспечения [1].

Основные принципы эффективного управления системой социального обеспечения содержатся и в Рекомендации 67: определенный и регулярный характер поддержки (стабильность систем/корректировка пособий в соответствии с уровнем жизни), демократическое и прозрачное управление системой социального обеспечения, контроль со

стороны подлежащих обеспечению лиц (а также защита их прав в суде и основная роль государства (ответственность/гарантии)) [2].

Важным также представляется обратить внимание на необходимость активного участия «всех заинтересованных сторон и, в частности, работников и работодателей [6], через эффективные механизмы социального диалога и трехстороннего инспектирования ...» как средства, обеспечивающего надлежащее управление системами социального обеспечения [4]. Необходимость участия представителей работников, а также заинтересованной общественности отмечается в качестве условия успешности политики в области социального обеспечения, наряду с традиционным трехсторонним подходом. «Государства-члены должны регулярно проводить национальные консультации для оценки прогресса и обсуждения политики в области дальнейшего горизонтального и вертикального расширения сферы действия систем социального обеспечения» [11]. Общая ответственность за создание эффективной и надежной системы социального обеспечения лежит на государстве, а социальный диалог играет важную роль в выявлении и определении приоритетных целей и в разработке соответствующих программ, а также в осуществлении «... мониторинга финансовой устойчивости и социальной адекватности, эффективности и результативности систем руководства и управления системами социального обеспечения» [7].

Анализируя перспективы расширения социального обеспечения в государствах - членах МОТ, следует согласиться с мнением Генерального секретаря МАСО Г. Х. Конколевского, который призвал к продвижению во всем мире «культуры социального обеспечения» как легитимной основы для финансовой, социальной и политической составляющих социального обеспечения в сложный период времени [9].

Рассматривая социальное обеспечение в системе прав человека, обязательным для государств является обеспечение гарантированности минимального уровня социальной защиты. На сегодняшний день минимальный уровень социальной защиты является экономически приемлемым и может быть введен, сформирован или обеспечен в любой стране с учетом национальных условий [12, 10] и должен, по нашему мнению, включать, по меньшей мере, четыре основные социальные гарантии: важнейшие медицинские услуги, гарантии дохода всего населения детского, взрослого и престарелого возраста. С учетом демографической ситуации в мире, кризисными явлениями в экономике стран и регионов, актуальным остается вопрос разработки странами стратегии повышения уровня социального обеспечения, основанными на нормах МОТ.

Литература

1. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Принята в г. Женеве 28.06.1952 на 35-й сессии Генеральной конференции МОТ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0:: NO::P12100_ILO_CODE:C102/ (дата обращения: 11.11.2016).

2. Рекомендация 2012 года о минимальных уровнях социальной защиты (№ 202). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org./ (дата обращения: 26.03.2016).

3. Рекомендация МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/ (дата обращения: 26.06.2016).

4. Вон-Уайтхед Д.Почему Европейская социальная модель по-прежнему актуальна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/ (дата обращения: 26.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Москва: МОТ, 2015. 436 а [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-dgreports/-.../wcms_245205.pdf/ (дата обращения: 26.06.2016).

6. Shchukina N. V. Activities of the international labour organization for the protection of social and labour rights of persons with limited physical capacities // European Science and Technology: materials of the XIII international research and practice conference, Munich, April 20th - 21st, 2016 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg - Munich - Germany, 2016. 340 р. P. 256.

7. Минимальные нормы социальной защиты в целях социальной справедливости и справедливой глобализации. Доклад МКТ. IV сессия, 2012. ILC. 101/IV/1 55. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ (дата обращения: 12.11.2016).

8. Минимальные нормы социальной защиты в целях социальной справедливости и справедливой глобализации. Доклад IV (2В). Женева, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ (дата обращения: 12.11.2016).

9. 9. Международная ассоциация социального обеспечения. Годовой обзор (2012 - 2013 гг.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.issa.int/ (дата обращения: 26.05.2016).

10. Последующие меры по итогам обсуждения проблем социального обеспечения на 100-й сессии Международной конференции труда (2011 г.): План действий. GB.312/POL/2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ (дата обращения: 26.05.2016).

11. Хоффер Ф. Минимальные уровни социальной защиты для всех - минимум, для которого мир слишком богат, чтобы его не иметь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://columnru.global-labour-university.org/ (дата обращения: 26.05.2016).

12. Социальное обеспечение для всех: стратегия Международной организации труда; создание минимальных уровней социальной защиты и всеобщих систем социального обеспечения. Краткое описание / Международная организация труда; Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Москва: МБТ, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ww.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-europe/-ro-geneva/-sro-moscow/documents/publication/wcms_344691.pdf./ (дата обращения: 26.05.2016).