Научная статья на тему 'Расширение потенциальных возможностей сельскохозяйственных тракторов'

Расширение потенциальных возможностей сельскохозяйственных тракторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗМОЖНОСТЬ / ТЯГОВАЯ СИЛА / МАССА ТРАКТОРОВ / МОЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ / БАЛЛАСТ / RANGE / DRAUGHT POWER / MASS OF THE TRACTORS / OPERATION POWER / ENGINE SPEEDING UP BALLASTING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Селиванов Н. И.

Обосновано расширение потенциальных тягово-скоростных диапазонов использования сельскохозяйственных тракторов общего назначения с разными типами движителей рациональным изменением массоэнергетических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL TRACTORS POTENTIAL EXPANSION

The potential expansion of the draught-speed ranges in tractors of general application with different types of engine by means of mass and energy parameters is substantiated.

Текст научной работы на тему «Расширение потенциальных возможностей сельскохозяйственных тракторов»

портных работах позволило сэкономить до 5% дизельного топлива, а на пахоте экономия достигала 21%. В СПК «Русь» экономия составила 8 и 17% соответственно.

Выводы

Поршневые расходомеры могут быть достаточно точными при наличии зазора в измерительной системе «гильза - поршень».

Минимум погрешности измерения при прочих равных условиях может быть достигнут при объемной плотности поршня, близкой к плотности жидкости.

Литература

1. Глотов, С.В. Оценка эффективности функционирования тракторов / С.В. Глотов. - Саранск: Красный Октябрь, 2003.

2. Иофинов, С.А. Приборы для учета и контроля работы тракторных агрегатов / С.А. Иофинов, Х.М. Рай-

хлин. - Л.: Машиностроение, 1972.

3. Кремлевский, П.П. Расходомеры / П.П. Кремлевский. - М.: Машгиз, 1963.

4. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. - М.: Нау-

ка, 1978. - 831 с.

5. Угинчус, А.А. Гидравлика / А.А. Угинчус, Е.А. Чугаева. - Л.: Стройиздат, 1971.

УДК 631.3 Н.И. Селиванов

РАСШИРЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Обосновано расширение потенциальных тягово-скоростных диапазонов использования сельскохозяйственных тракторов общего назначения с разными типами движителей рациональным изменением массоэнергетических параметров.

Ключевые слова: возможность, тяговая сила, масса тракторов, мощность управления, повышение скоростных возможностей двигателя, балласт.

N.I. Selivanov AGRICULTURAL TRACTORS POTENTIAL EXPANSION

The potential expansion of the draught-speed ranges in tractors of general application with different types of engine by means of mass and energy parameters is substantiated.

Key words: range, draught power, mass of the tractors, operation power, engine speeding up ballasting.

Создание тракторов тягово-энергетической концепции для эффективного использования в тяговом диапазоне 2-3-х смежных классов требует обоснования наиболее рациональных методов достижения оптимальных массоэнергетических параметров в зависимости от их назначения и типа движителя.

У колесных тракторов общего назначения в основу повышения тягово-сцепных показателей указанной концепции положены следующие принципы:

а) кратное увеличение эксплуатационной массы тъ установкой сдвоенных колес с корректировкой нагрузки на опорные колеса навесной машины;

б) дополнительное увеличение массы трактора со сдвоенными колесами балластными грузами массой тб или навешиванием технологической части МТА.

Повышение тягово-сцепных показателей гусеничных тракторов базируется на увеличении эксплуатационной массы установкой в передней части балластных грузов или навешиванием технологической части МТА с корректировкой нагрузки на опорные колеса.

Использование массы навесной части технологического комплекса для улучшения тяговых показателей трактора зависит от назначения и параметров сельскохозяйственной машины, поэтому его можно рассматривать как частный случай (вариант) балластирования.

Восстановление или обеспечение рационального уровня энергонасыщенности Эopt = (^э/ть^ при балластировании трактора связано с изменением эксплуатационной мощности ^э, которое у современных тракторных дизелей достигается регулированием силового (номинального крутящего момента Мн) или скоростного (номинальной частоты вращения коленчатого вала Пн) режимов работы. Поэтому обоснование наиболее рациональных по затратам и эффективных по результатам способов обеспечения заданных массоэнергетических параметров трактора тягово-энергетической концепции является актуальным.

Для замыкания диапазона тяговых усилий от предыдущего класса до последующего по ГОСТ 27021-86 каждому 1-му классу тракторов отведен диапазон изменения номинального тягового усилия Pкрнimin-Pкрнimax=0,9Pкрнi-0,9Pкрн(i+1) при разных вариантах выбора его оптимального значения Рфо^=Ркрн1, на режиме максимального тягового КПД, соответствующего определению эксплуатационной массы ты.

С позиций обеспечения надежности агрегатов трансмиссии и минимального увеличения массы для перевода трактора в последующий тяговый класс наиболее приемлемо условие РФо^=0,9Рфн(1+1). Этому варианту соответствует наибольшее значение массы ть^ах. Минимальное значение массы трактора тьып достигается при Ркрорй—Ркрн1

Для трактора смежного повышенного класса (|+1) номинальное тяговое усилие Ркрор^+1)—Ркрн^+1)—Ркрнтах^+1) при буксовании 5ор^+1)<5р должно находиться в пределах установленного диапазона 0,9Ркрно+1)-0,9Ркрно+2). Тогда эксплуатационная масса тЭ(|+1) определится из условия:

Ркрн(1+1) Ф(1+1)П 2т-э(1+1) (1)

Ркрн1 _ ФоргП^т^ ’

или

Лтъ^Л Р крн/ЛфЛп (2)

л Ркрн(1+1) л Ф(1+1) Л ^2 л т э(‘+1)

да ч»=-]р—; ч=—; ч = —; Хт э =_т_.

Ркрн1 форг 11 т э1

Необходимая для перевода трактора в смежный повышенный тяговый класс масса балласта Т1б(|+1) выразится при этом как

X Р

тБ(1+1) ^ тэ1 (—^ -1). (3)

ф п

Произведение ЛфЛпг =Лфф отражает изменение КПД сопротивления передвижению П2 балластированного трактора при неизменных значениях фтах и фо^ коэффициента сцепления, соответствующих допустимому буксованию 5р и максимальному тяговому КПД.

При оценке относительного показателя Лф=ф(|+1)/фо^ следует использовать установленные взаимосвязи 5=афкр/(в-фкр) для однотипных тракторов на основном почвенном фоне (стерня зерновых) в виде

ф(1+1) = [Б^ + 1) /(а + 5(;+1)) + ^2],

^ (4)

[Форг = [в^орг /(а + 5ор1) + ^ ]-

Увеличение эксплуатационной массы тэ1 до тЭ(|+1) при постоянном КПД трансмиссии г|тр и установленной мощности двигателя ^э не изменяет на основной передаче I зависимость касательной силы тяги от

теоретической скорости движения. Для номинального режима

Ркнг = Мн1 тргПтр / Гк = (5)

Рж Ркнг

Тогда взаимосвязь коэффициентов ф . =—кн^ и Фг+П =-----------------~—, соответствующих режиму

р тэ1В ( ) тэ(1+1)В

номинальной нагрузки Мн (№э), выразится как

Ф(i+1)=Фopt/Лmэ. (6)

Коэффициент использования сцепного веса балластированного трактора

Фкр(1+1) = (9Kpcpt + fl)/4-f2- (7)

Выражения (6)-(7) показывают, что при f2=fi и ^oonst балластирование приводит к снижению тягового усилия в номинальном режиме из-за ограничения PKHZ по крутящему моменту двигателя Мн. Однако

снижение коэффициента f2 может обеспечить PKp(i+1}“Ркрор1 и повышение тягового КПД трактора.

Реализация диапазона номинальных тяговых усилий последующего класса балластированием трактора с установленными параметрами двигателя и трансмиссии, обеспечивающими МеэГ|тр= idem, достигается при переходе на пониженную передачу. Ограничительным фактором при этом, наряду с ЛрФн, является коэффициент скоростного ряда трансмиссии д^тфи)/^. Тогда условие перехода на пониженную передачу выразится как

m яФср1 ^ т^(1+1)Ф(1+1). (8)

или

q * *ф- (9)

По условию загрузки двигателя на пониженной передаче при установленной величине q и

Ж = ф(+1) / фор1 показатель увеличения эксплуатационной массы Xzm = т((;+1) / mi определится как

а q/ К- (10)

Для обеспечения работы балластированного трактора на пониженной передаче при буксовании

5opt<5(i+i)<5q следует ориентироваться на эксплуатационную массу m((i+1у Ее соотношение с тцм) запи-

шется в виде

mz

^^ р, v (11)

m3(i+1)

где \0 = Ч/ Ч -

Оптимальный уровень энергонасыщенности балластированного трактора выразится при этом как

Л = г± л1

opt(i+1) ЭорйЛф

ЭорШ+1) Эорй^ф /q, (12)

или

^зор1=/я- (13)

Соответственно уменьшится оптимальная скорость движения:

V = У"р1|(1 ~5(1+1)) (14)

орг(1+1) (1- 5ор1)Я - ( )

Эксплуатационная масса т^;+1) обеспечивает на пониженной (7-1) передаче функционирование трактора в диапазоне номинальных тяговых усилий смежного повышенного класса при буксовании 5ор^5(М)<5р, если показатель А°ш ^ 1,0. Однако при А°ш < 1,0 величину балласта определяет значение

массы тэ(;+1) >т^;+1 у что обуславливает необходимость перехода на более низкую (7-2) передачу и

скорость для обеспечения А°ш ^ 1,0 -

Наиболее рациональным в данном случае представляется использование трактора на пониженной (7-1) передаче с форсированием дизеля по крутящему моменту Мн до мощности ^э(;+1). Повышение энергонасыщенности сохраняет рабочую скорость ^. Показатель повышения мощности определится из

равенства (11) при Хт° < 1,0:

^еэор = ХфХрКрН ^Х% . (15)

Повышение рабочей скорости ^ор1(;+1) до при Хш^ ^ 1,0 может быть обеспечено на передаче (7-1) за счет форсирования дизеля по скоростному режиму Пн до мощности Кеэ(;+1). При этом ХЫеэор1 = Х2т восстанавливает уровень энергонасыщенности Зор при скорости

,, У°Р.0-80+ц), „

(риа 1).

Второй вариант обеспечения V ^ балластированного трактора связан с форсированием дизеля по моменту Мн (подаче топлива) до мощности Кеэ(;+1) для сохранения энергонасыщенности Зор« за счет равенства ХЫтор1 = Х2т . Основная передача форсированного трактора (7) при достаточном запасе прочности и надежности трансмиссии остается неизменной. Рабочая скорость при этом

V = У"р1|(1 - 5(1+1)) (16)

°рК1+1) (1- М . ( )

Рис. 1. Перевод трактора в повышенный тяговый класс с форсированием дизеля по скоростному режиму

Форсирование дизеля по Мн сопровождается ростом номинальной тяговой мощности балластированного трактора от 1\1фнРМеэГ|ттах до Мкрн(1+1)=Меэ(1+1)Птя за счет повышения тягового усилия от РкорИ до Ркрн(1+1) при

Утор^сопв! (рис. 2). Снижение действительной скорости V до V обеспечено повышением буксования от 5ор1 до 5р. С учетом некоторого уменьшения потерь на передвижение трактора Рг тяговый КПД снижается от Пттах до Г|тр(|+1) при Птр=1ьвт.

Для определения наиболее рационального способа перевода тракторов в смежный повышенный класс с использованием полученных выражений (2) и (11) выполнены соответствующие расчеты для трех вариантов: в первом - значения РфЫ и Рфн(|+1)соответствуют классификационному параметру указанных тяговых классов; во втором - диапазон изменения номинального тягового усилия (Рфт-РФн(1+1)) = (0,9Рфн(1+1)-0,9 Ркрн (1+2)); в третьем - диапазон (Рфы-Р крнтах(1+1)) = (0,9Р крн(1+ 1)-0,9 Ркрн (1+2)).

Рис. 2. Перевод трактора в повышенный тяговый класс с форсированием дизеля по подаче топлива

Исходные данные (табл. 1) для расчета эксплуатационной массы ітці+і) тракторов общего назначения с колесным и гусеничным движителем получены при обработке множества тяговых характеристик различными организациями в разных почвенно-климатических зонах на стерне.

Таблица 1

Исходные данные расчета эксплуатационных параметров тракторов общего назначения (фон - стерня)

Параметр Колесные 4к4б Гусеничные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одинарные колеса сдвоенные колеса без балласта с балластом

0,10 0,06 0,08 0,08

фор! 0,47 0,47 0,67 0,67

фтах 0,54 0,54 0,73 0,73

бч 0,14 0,14 0,05 0,05

Результаты расчетов Лть для колесных (табл. 2) и гусеничных (табл. 3) тракторов позволили обосновать функциональные условия расширения диапазона номинальных тяговых усилий.

Таблица 2

Эксплуатационные параметры колесных тракторов 4к4б для смежных тяговых классов

Тяговые классы, і - (і+і) Вариант Р крні, кН Р крн(і+1), кН Р кртах(і+1), кН Тзі, кг ЛТэ

1 30 40 - 8270 1,20

3-4 2 36 45 - 9920 1,13

3 36 - 45 9920 0,963

1 40 50 - 11020 1,13

4-5 2 45 54 - 12400 1,08

3 45 - 54 12400 0,924

5-6 1 50 60 - 13780 1,08

2 54 72 - 14880 1,20

3 54 - 72 14880 1,024

6-8 1 60 80 - 16530 1,20

2 72 108 - 19840 1,35

3 72 - 108 19840 1,155

Таблица 3

Эксплуатационные параметры гусеничных тракторов для смежных тяговых классов

Тяговые классы, 1 - (1+1) Вариант Р крн|, кН Р крн(|+1), кН Р кртах(|+1), кН тэ,, кг Лтэ

1 30 40 - 5180 1,33

3-4 2 36 45 - 6220 1,25

3 36 - 45 6220 1,15

1 40 50 - 6910 1,25

4-5 2 45 54 - 7780 1,20

3 45 - 54 7780 1,10

1 50 60 - 8640 1,20

5-6 2 54 72 - 9330 1,33

3 54 - 72 9330 1,22

1 60 80 - 10370 1,33

6-8 2 72 108 - 12440 1,50

3 72 - 108 12440 1,38

Наиболее эффективным для колесных тракторов является первый вариант увеличения эксплуатационной массы при минимальном значении ее расчетной величины тэ1т1п=Р|н/фкро^д. Применение сдвоенных колес для тракторов всего типоразмерного ряда обеспечивает их переход в смежный повышенный класс при снижении на 40-45 % удельного давления на почву и создает необходимый резерв для перевода в класс (1+2) путем увеличения массы на 20-25 % установкой балластных грузов. Указанное может быть реализовано при достаточном запасе прочности агрегатов трансмиссии. Второй и третий варианты на современном этапе менее эффективны, поскольку трактор обладает максимальной величиной исходной массы ть, и связанными с этим недостатками.

Для гусеничных тракторов целесообразнее использовать третий вариант расширения тягового диапазона с переходом в смежный повышенный класс. Это позволяет обеспечить достаточный запас прочности трансмиссии и ходовой части при минимальном балластировании, которое составляет для тракторов 3-6 классов 10-22 % от т^тах.

По результатам анализа предлагаемые варианты расширения потенциальных возможностей мобильных энергетических средств на единой элементно-агрегатной базе не вызовут рассогласования работы моторно-трансмиссионной установки, поскольку при коэффициенте я>1,20 величина показателя Лто«1,0 обеспечивает функционирование балластированного трактора в диапазоне номинальных тяговых усилий смежного повышенного класса на пониженной (7-1) передаче.

Рассмотренные варианты форсирования тракторного дизеля по скоростному режиму и подаче топлива для восстановления исходного уровня энергонасыщенности при переводе мобильного энергосредства в повышенный тяговый класс равнозначны и могут быть использованы в практике с учетом потенциальных возможностей энергетических модулей серийных и перспективных сельскохозяйственных тракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.