Научная статья на тему 'Расширение кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях импортозамещения'

Расширение кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНОЕ ПОЛЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПОШЛИНЫ / КВОТЫ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ЗАЙМЫ / ЗАЕМНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / CREDIT SPACE / IMPORT SUBSTITUTION / DUTIES / QUOTAS / BUSINESS ENTITIES / TARGET LOANS / LOAN FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симаева Наталья Петровна

Статья посвящена оценке возможностей развития кредитных отношений хозяйствующих субъектов в условиях проведения промышленной политики импортозамещения. Автором сделан вывод о необходимости привлечения новых кредиторов по причине увеличения спроса на кредитные продукты со стороны субъектов бизнеса. Такими кредиторами могут стать государственные организации, в частности Фонд развития промышленности, деятельность и предлагаемые программы кредитования которого детально рассмотрены в статье. В набор необходимых и достаточных мероприятий развития кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях реализации импортозамещающей промышленной политики автором включены: повышение доступности кредитных продуктов для хозяйствующих субъектов, обеспечение информационной и экономической безопасности участников кредитного пространства, осуществление стратегического и индикативного планирования кредитной политики, повышение степени участия российских банков в финансировании экономики страны, реализация Банком России мер, стимулирующих банковское кредитование хозяйствующих субъектов на условиях софинансирования, расширение перечня банковских организаций, участвующих в программах финансово-кредитной поддержки субъектов бизнеса, повышение транспарентности и контролируемости кредитной деятельности со стороны органов государственной власти и Банка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extended credit opportunities for business entities in conditions of import substitution

The article assesses the opportunities for developing credit relations between economic entities in conditions of import substitution industrial policy. The author concludes that there is a need to attract new lenders because of the increased demand for credit products from businesses. Some government agencies may act as lenders, for example, the Industrial Development Fund which activities and lending program are considered in detail in the article. In author’s opinion, the set of measures that necessary and sufficient to extend credit opportunities for business entities in the conditions of import substitution industrial policy, includes the following items: increased availability of credit products for business entities; open information and economic safety for the credit space participants; strategic and indicative planning of the credit policy; increased involvement of Russian banks in financing of the national economy; introducing by the Central Bank of Russia of measures to stimulate bank lending to business entities under co-financing conditions; expanded list of banking institutions engaged in the programs for business financial and credit support; transparency and control of lenders by the government authorities and Bank of Russia.

Текст научной работы на тему «Расширение кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях импортозамещения»

УДК 336.77 JELE51

РАСШИРЕНИЕ КРЕДИТНОГО ПОЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

СИМАЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Корпоративные финансы и банковская деятельность», Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена оценке возможностей развития кредитных отношений хозяйствующих субъектов в условиях проведения промышленной политики импортозамещения. Автором сделан вывод о необходимости привлечения новых кредиторов по причине увеличения спроса на кредитные продукты со стороны субъектов бизнеса. Такими кредиторами могут стать государственные организации, в частности Фонд развития промышленности, деятельность и предлагаемые программы кредитования которого детально рассмотрены в статье. В набор необходимых и достаточных мероприятий развития кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях реализации импортозамещающей промышленной политики автором включены: повышение доступности кредитных продуктов для хозяйствующих субъектов, обеспечение информационной и экономической безопасности участников кредитного пространства, осуществление стратегического и индикативного планирования кредитной политики, повышение степени участия российских банков в финансировании экономики страны, реализация Банком России мер, стимулирующих банковское кредитование хозяйствующих субъектов на условиях софинансирования, расширение перечня банковских организаций, участвующих в программах финансово-кредитной поддержки субъектов бизнеса, повышение транспарентности и контролируемости кредитной деятельности со стороны органов государственной власти и Банка России.

Ключевые слова: кредитное поле, импортозамещение, пошлины, квоты, хозяйствующие субъекты, целевые займы, заемное финансирование.

EXTENDED CREDIT OPPORTUNITIES FOR BUSINESS ENTITIES IN CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

N. P. SIMAEVA

PhD (Economics), associate professor of the Corporate Finance and Banking Chair, Volgograd State University,

Volgograd, Russia

E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article assesses the opportunities for developing credit relations between economic entities in conditions of import substitution industrial policy. The author concludes that there is a need to attract new lenders because of the increased demand for credit products from businesses. Some government agencies may act as lenders, for example, the Industrial Development Fund which activities and lending program are considered in detail in the article. In author's opinion, the set of measures that necessary and sufficient to extend credit opportunities for business entities in the conditions of import substitution industrial policy, includes the following items: increased availability of credit products for business entities; open information and economic safety for the credit space participants; strategic and indicative planning of the credit policy; increased involvement of Russian banks in financing of the national economy; introducing by the Central Bank of Russia of measures to stimulate bank lending

to business entities under co-financing conditions; expanded List of banking institutions engaged in the programs for business financial and credit support; transparency and control of lenders by the government authorities and Bank of Russia.

Keywords: credit space, import substitution, duties, quotas, business entities, target loans, loan financing.

Кредитное поле хозяйствующего субъекта представляет собой кредитное пространство, детерминированное экономическими законами кредита, нормами банковского права, испытывающее на себе влияние принятой Банком России денежно-кредитной политики и кредитной политики различных кредиторов, а также совокупное единство разного рода отношений (экономических, организационных, правовых, коммуникативных и др.), возникающих в пределах данного пространства между его участниками и определяемых их экономическими интересами, по поводу производства, спроса и предложения продукта особого сорта — кредитных операций [1, с. 145].

В условиях изменения проводимой государством промышленной политики кредитное поле хозяйствующих субъектов активно меняет свои характеристики — границы, размеры, структуру, элементы. Эти изменения носят единичный, спонтанный характер либо закрепляются как устойчивые, неизменные тенденции развития кредитного поля предпринимательства.

В ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в числе задач проведения промышленной политики закреплено «стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий» (О промышленной политике в Российской Федерации: Федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ // Российская газета. 2015. 12 января. № 6572. С. 16).

Как видим, одним из факторов, меняющих кредитное пространство субъектов бизнеса в России, становится реализация политики импортозаме-щения, определяемого прежде всего как замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, т.е. внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами может быть использованы таможенно-тариф-

ное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирование, а также субсидирование производств внутри страны [2].

В условиях мобилизационной экономики при реализации политики импортозамещения повышается потенциал роста спроса на кредитные (заемные) продукты со стороны российских компаний. Важно уточнить, что мобилизационная экономика — это способ достижения экономического суверенитета, при котором основные ресурсы могут быть спланированы и организованы государственной властью таким образом, чтобы успешно противостоять внутренним и внешним угрозам существования страны [3]. При этом, в отличие от ситуации предыдущих периодов, банковский сектор, вероятно, окажется не готов поддержать кредитами реальный сектор экономики. И здесь возникает вопрос о том, какие кредиторы смогут обеспечить расширяющийся платежеспособный спрос на финансовые услуги в кредитном поле хозяйствующих субъектов.

Согласимся с принципиальной позицией С. Ю. Глазьева, что для того чтобы дать экономике дешевые кредиты, нужно создать принципиально иные инструменты расширения кредита — переход к системе многоканального кредитования экономики с контролем за целевым использованием денег. По его словам, «если мы обеспечиваем контроль за целевым использованием денег, мы можем дать их в экономику достаточно в большом объеме для того, чтобы она сумела восполнить свой оборотный капитал». Действительно, в России фактически отсутствуют ограничения по производственным мощностям, трудовым ресурсам, сырью. Для того чтобы этот потенциал заработал, необходимо расширение кредитования, потому что собственных средств для запуска таких мощностей не хватает, особенно в сегодняшних кризисных условиях. В итоге кредит может стать доступнее для различных экономических субъектов, прежде всего для предприятий, которые смогут получить его под 3-4% годовых [4].

В данном аспекте можно говорить о необходимости изменения (увеличения) субъектного состава кредитного поля и соответственно расширения

отношений в пределах кредитного пространства. Безусловно, наличие разных типов организаций кредитного посредничества является фактором, способствующим развитию, т.е. расширению границ, кредитного пространства хозяйствующих субъектов. Однако обращает на себя внимание высокая стоимость кредитных продуктов, предлагаемых кредиторами, в результате увеличения кредитных цепочек посредников при кредитовании конечных экономических субъектов — субъектов предпринимательства.

Мы полностью поддерживаем мнение С. А. Толкачева о необходимости сокращения финансовых цепочек посредников при осуществлении мер государственной поддержки (государственные гарантии, финансовая помощь банкам и т.п.), так необходимых на этом определяющем этапе воссоздания самодостаточной импортозамещающей экономической системы. В противном случае эффективность финансовых и кредитных каналов будет по-прежнему очень низкой [3].

В условиях импортозамещения основными кредиторами, определяющими состояние и развитие кредитного поля предприятий, могут стать государственные структуры, созданные для целенаправленной кредитной поддержки хозяйствующих субъектов. Такие организации будут формировать финансовые фонды, т.е. осуществлять процесс аккумуляции финансовых ресурсов в течение определенного временного периода их движения [5, с. 147].

Одной из таких структур является Фонд развития промышленности, созданный в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Для реализации промышленно-технологиче-ских проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реаль-

ный сектор экономики. Для получения займа проект должен быть импортозамещающим, иметь конкурентное преимущество перед зарубежными аналогами, а также обоснование положительной динамики целевого рынка (спрос, рост объема рынка, наличие потенциальных потребителей) [6].

Рассмотрим условия предоставления кредитных ресурсов, предлагаемых основными программами финансирования Фонда.

1. Программа «Заемное финансирование проектов, направленных на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения (Проекты импортозаме-щения)», предусматривающая финансовое обеспечение проектов при наличии их софинансиро-вания со стороны заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее 30% бюджета проекта.

2. Программа «Заемное финансирование стадий завершения разработки нового продукта гражданского назначения и разработки технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации при поддержке коммерческих банков (Проекты до-банковского финансирования)», в рамках которой осуществляется финансовое обеспечение проектов при наличии софинансирования проекта со стороны заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее 70% бюджета проекта с возможностью отложенного финансирования (решение о котором принимается на основании результатов мероприятий, осуществляемых за счет средств получаемого от Фонда займа) со стороны коммерческих банков в объеме не более 50%.

3. Программа «Заемное финансирование стадий завершения разработки нового продукта гражданского назначения и технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации, при основном объеме финансирования со стороны крупных институтов развития, ориентированных на поддержку стратегических проектов, а также частных стратегических инвесторов (Проекты прединвестиционного финансирования)». В рамках программы осуществляется финансовое обеспечение проектов, соответствующих требованию наличия софинансирования проекта со стороны стратегического инвестора в объеме не менее 70 % бюджета проекта с возможностью отложенного финансирования.

4. Программа «Заемное финансирование проектов консорциумов предприятий и инжинирин-

говых компаний по разработке перспективных технологий, учитывающих принципы наилучших доступных технологий, с дальнейшим внедрением разработанных технологий на предприятиях (Проекты консорциумов и инжиниринга)», требование которой — наличие обязательств предприятий по внедрению результатов разработок на собственных производствах с выкупом прав на технологию или выплатой в адрес заемщика лицензионных платежей в объеме не менее сумм, достаточных для погашения займа и процентов по нему, в течение 2 лет с момента завершения разработки технологии. В таблице представлены количественные показатели проектов, утвержденные Фондом в рамках действующих программ поддержки.

Большое количество реализуемых Фондом программ расширяет возможности финансирования проектов компаний. Уже одобренные проекты разнообразны. Но, как показывает статистика займов, значительная часть средств Фонда поступает в отрасли машиностроения (около 6,6 млрд руб.), медицинской и биофармацевтики (3,9 млрд). В числе компаний, которые получают займы, — предприятия, планирующие реализовать проекты разработки технологии переработки руд сложных месторождений с неравномерным распределением золота; производители автокомпонентов, в том числе для иностранных компаний, локализованных в России и СНГ (Volkswagen, Renault, Nissan, Ford), предприятия по изготовлению испытательного комплекса

для турбин, предназначенных для надводного флота России. Есть и более масштабные импортозамещающие проекты, например проект создания российских технологий для молекулярно-генетической идентификации личности и установления родства, реализация которого позволит снизить зависимость государственных лабораторий от зарубежных поставщиков с 98 до 20-30% [7].

Заемные денежные средства, предоставляемые Фондом развития промышленности, подлежат учету на отдельном банковском счете, открываемом заемщиком в соответствии с договором займа. Установлено, что по этому счету не должно осуществляться никаких операций, кроме выдачи и расходования средств займа. Перечень рекомендуемых кредитных организаций, являющихся партнерами Фонда, ограничивается следующими банками:

• Сбербанк России;

• Банк ВТБ;

• Банк ГПБ;

• Банк Москвы, который с 10 мая 2016 г. реорганизован в форме присоединения к банку ВТБ и отделения которого продолжат работать с фондом, но уже под брендом ВТБ Банк Москвы [8];

• Банк «ФК Открытие»;

• Банк «Промсвязьбанк».

Заем предоставляется путем перечисления средств на расчетный счет заемщика, открытый в указанных банках. Платежи со счета осуществляются заемщи-

Параметры проектов в рамках различных программ Фонда

Программа Сумма займа, млн руб. Срок займа, лет Общий бюджет проекта, млн руб. Целевой объем продаж новой продукции, начиная со 2-го года серийного производства

«Проекты импортозамещения» От 50 до 500 Не более 5 От 100 Не менее 50% от суммы займа в год

«Проекты добанковского финансирования» От 50 до 500 Не более 5 От 500 Не менее 1 млрд руб. в год

«Проекты прединвестиционного финансирования» От 200 до 700 Не более 4 От 1 млрд Согласно требованиям инвестора, но не менее 2 млрд руб.

«Проекты консорциумов и инжиниринга» От 100 до 700 Не более 7 От 500 млн, включая внедрение на предприятиях Не менее 1 млрд руб. в год

Источник: составлено по Стандарту организации СФ-00-01-01 «Условия финансового обеспечения проектов» [URL: http://frprf.ru/upLoad/ibLock/e1a/standart-sf_00_01_01.-usLoviya-finansovogo-obespecheniya-proektov.pdf (дата обращения: 17.11.2015)].

ком только по согласованию с Фондом в порядке, установленном соответствующими договорами. Также заемщик должен предоставить обеспечение по займу в объеме общей суммы займа в соответствии с видами обеспечения, предусмотренными законодательством. Фонд вправе уменьшить сумму обеспечения на сумму стоимости чистых активов заемщика.

По правилам Фонда заемщик подписывает с выбранным банком:

• договор банковского счета;

• соглашение о заранее данном акцепте на списание Фондом денежных средств со счета в случаях, предусмотренных договором займа по форме банка;

• дополнительное соглашение к договору банковского счета на подключение электронной системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), при наличии у банка нескольких систем ДБО выбор конкретной системы необходимо согласовать с Фондом;

• дополнительное соглашение к договору банковского счета о подключении счета к автоматизированной системе мониторинга платежей, установленной в Фонде, наименование которой (Корпоративное казначейство, Расчетный центр корпорации и т.д.), а также порядок оформления подключения к ней отличаются в зависимости от банка [Памятка заемщику Фонда «Порядок открытия заемщиком расчетного счета в банке для ведения обособленного учета средств займа и проведения платежей с указанного счета». URL: http://frprf.ru/upload/iblock/d39/ pamyatka-po-raschetnomu-obsluzhivaniyu-zaymov. pdf (дата обращения: 10.11.2015)].

Погашение полученных займов должно осуществляться равными ежеквартальными платежами в течение последних двух лет срока реализации проекта, за исключением Программы 3 «Проекты прединвестиционного финансирования», в рамках которой возврат осуществляется в течение последнего года реализации проекта. Установлено, что заемщик имеет право досрочно погасить заем. Проценты начисляются на сумму задолженности по основному долгу за период со дня, следующего за днем предоставления займа, по дату фактического погашения задолженности по договору и уплачиваются ежеквартально, начиная с I квартала после выдачи займа.

Рассмотренные программы финансово-кредитной поддержки проектов импортозамещения Фонда развития промышленности востребованы российскими субъектами предпринимательства, поэтому, как заявил Президент России В. В. Путин в Послании к Федеральному Собранию, будет проведена его докапитализация в 2016 г. на 20 млрд руб. «Также мы гарантируем стабильные налоговые и другие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения. Это предусмотрено таким механизмом, как специальный инвестиционный контракт», — сообщил глава государства [9].

Таким образом, для эффективного развития кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях импортозамещающей промышленной политики в состав минимально необходимого, но достаточного комплекса мероприятий требуется включить:

• обеспечение информационной и экономической безопасности участников кредитного пространства [10];

• повышение доступности кредитных продуктов с целью расширения границ кредитного поля хозяйствующих субъектов;

• осуществление стратегического и индикативного планирования кредитной политики государственных структур финансовой поддержки и кредитных организаций, преимущественно банковских организаций с государственным участием;

• повышение степени участия российских коммерческих банков в финансировании потребностей экономики страны;

• реализацию Банком России мер, стимулирующих банковское кредитование различных хозяйствующих субъектов на условиях софинансирования;

• расширение перечня банковских кредитных организаций, участвующих в программах финансово-кредитной поддержки субъектов бизнеса в рамках реализации политики импортозамещения;

• повышение транспарентности и контролируемости результатов кредитной деятельности кредитных организаций;

• повышение эффективности контроля кредитной деятельности со стороны органов государственной власти и Банка России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симаева Н. П. Детерминация кредитного поля малого бизнеса // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. Т. 11. № 6. С. 145-148.

2. Импортозамещение. [Электронный ресурс] URL: http://importozamechenie.ru/importozamechenie/ (дата обращения: 15.10.2015).

3. Толкачев С. А. Реиндустриализация и импортозамещение: как от слов перейти к делу. [Электронный ресурс] URL: http://forum24.fa.ru/blog/?p=152 (дата обращения: 15.10.2015).

4. Глазьев С. Ю. Обеспечение суверенитета финансово-банковской системы страны — базовое условие восстановления управляемости российской экономикой. [Электронный ресурс] URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/462/ (дата обращения: 15.11.2015).

5. ИризеповаМ. Ш. Финансовые фонды и резервы: особенности современной терминологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. 2016. № 1. С. 142-150.

6. Официальный сайт Фонда развития промышленности. [Электронный ресурс] URL: http://frprf.ru/o-fonde (дата обращения: 15.10.2015).

7. Крючкова Е. Промышленные ставки сделаны. [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2866567 (дата обращения: 01.12.2015).

8. Официальный сайт ВТБ — Банк Москвы. [Электронный ресурс] URL: http://bm.ru/ru/o-banke/reorganizacija (дата обращения: 19.05.2016).

9. Фонд развития промышленности будет докапитализирован еще на 20 млрд руб. / Экономика. [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/business/482978 (дата обращения: 03.12.2015).

10. Симаева Н. П. Кредитное поле банковской системы региона как фактор обеспечения его экономической безопасности // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1475-1479.

REFERENCES

1. Simayeva N.P. Determinacija kreditnogo polja malogo biznesa [Determination of the credit field of small business]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta — News of the Volgograd state technical university, 2006, vol. 11, no. 6, pp. 145-148 (in Russian).

2. Importozameshhenie [Import substitution]. Available at: http://importozamechenie.ru/importozamechenie. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

3. Tolkachyov S.A. Reindustrializacija i importozameshhenie: kak ot slov perejti k delu [Reindustrialization and import substitution: as from words to pass to business]. Available at: http://forum24.fa.ru/blog/?p=152. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

4. Glazyev S. Yu. Obespechenie suvereniteta finansovo-bankovskoj sistemy strany — bazovoe uslovie vosstanovlenija upravljaemosti rossijskoj jekonomikoj [Ensuring sovereignty of a financial banking system of the country — a basic condition of restoration of controllability the Russian economy]. Available at: http://www.glazev.ru/econom_polit/462. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

5. Irizepova M.Sh. Finansovye fondy i rezervy: osobennosti sovremennoj terminologii [Financial funds and reserves: features of modern terminology]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Volgograd state university, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 142-150 (in Russian).

6. Oficial'nyj sajt Fonda razvitija promyshlennosti [Official site of Fund of development of the industry]. Available at: http://frprf.ru/o-fonde. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

7. Kryuchkova E. Promyshlennye stavki sdelany [Industrial are staked]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2866567. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

8. Oficial'nyj sajt VTB — Bank Moskvy [The official site of VTB — Bank of Moscow]. Available at: http://bm.ru/ru/o-banke/reorganizacija. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

9. Fond razvitija promyshlennosti budet dokapitalizirovan eshhe na 20 mlrd rub. / Jekonomika [The fund of development of the industry will be capitalized for the 20th billion rubles / Economy]. Available at: http://www.interfax.ru/business/482978. Accessed 15 October 2015 (in Russian).

10. Simayeva N.P. Kreditnoe pole bankovskoj sistemy regiona kak faktor obespechenija ego jekonomicheskoj bezopasnosti [Credit field of a banking system of the region as factor of providing his economic security] Fundamental'nye issledovanija — Basic researches, 2015, no. 11-7, pp. 1475-1479 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.